Жанр: Психология
Общая психология: учебник для вузов.
серия
УЧЕБНИК НОВОГО ВЕКА
А. Г. МАКЛАКОВ
ОБЩАЯ
Психология
Учебник для вузов
Рекомендовано учебно-методическим
Советом по базовому психологическому
образованию в качестве учебного пособия
для студентов вузов и слушателей курсов
психологических дисциплин
Москва Санкт-Петербург Нижний Новгород Воронеж
Ростов-на-Дону Екатеринбург Самара
Киев Харьков Минск
СПб.: Питер, 2003.
Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов и педагогов по
учебному
курсу "Общая психология". В нем с учетом современных достижений психологопедагогической
науки
рассматриваются общие вопросы психологии, психические и познавательные процессы,
состояния и свойства,
эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности.
Учебник богато иллюстрирован,
снабжен удобным служебным справочно-библиографическим аппаратом. Учебник
предназначен
для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших
педагогических учебных
заведений.
ISBN 5-272-00062-5
ББК 88.3я7
УДК 159.9(075)
c ЗАО Издательский дом "Питер", 2003
КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть I. Введение в общую психологию ........................................
............................... 12
...................................... 70
.................................122
................................149
................................................163
.............................................................164
............................................................200
.........................................................234
................................................................247
Воображение...........................................................283
Мышление.............................................................298
Речь...................................................................333
..............................................................354
...................................................................373
Эмоции................................................................392
психической деятельностью ............................................416
регуляция................................437
...........438
.......................................469
..............................................................470
к исследованию личности ..........................................___490
......................511
...........................................................535
Темперамент...........................................................553
Характер...............................................................567
ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть I. Введение в общую
психологию.......................................... 11
методы................................. 12
1.1. Методологические основы изучения человека ....................... 12
1.2. Науки о человеке и человечестве ....................................
1.3. Психология как наука ............................................... 22
1.4. Основные методы психологических исследований ................... 26
Контрольные вопросы............................................... 36
Рекомендуемая литература.......................................... 37
наук................................38
2.1. Представления античных и средневековых философов
' о душе и сознании ................................................... 38
2.2. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения ................... 45
2.3. Бихевиоризм как наука о поведении ................................. 49
2.4. Становление отечественной психологии ............................. 53
2.5. Взаимосвязь психологии и современных наук........................ 56
2.6. Основные отрасли психологии ...................................... 62
Контрольные вопросы ............................................... 68
Рекомендуемая литература .......................................... 69
....................................... 70
3.1. Понятие о психике .................................................. 70
3.2. Развитие психики животных........................................ 76
Контрольные вопросы ............................................... 86
Рекомендуемая литература .......................................... 86
........................... 88
4.1. Понятие о сознании ................................................. 88
4.2. Культурно-историческая концепция развития психики человека..... 95
4.3. Развитие психики человека.......................................... 98
4.4. Физиологические основы психики человека .........................105
Контрольные вопросы ...............................................120
Рекомендуемая литература ..........................................120
деятельности...................................122
5.1. Общая психологическая характеристика деятельности ...............122
5.2. Основные понятия психологической теории деятельности.
Операционно-технические аспекты деятельности ....................125
5.3. Теория деятельности и предмет психологии......................... 130
5.4. Физиология движений и физиология активности ....................135
Контрольные вопросы ...............................................147
Рекомендуемая литература ..........................................147
процессы..................................149
6.1. Общая характеристика проблемы неосознаваемых
психических процессов..............................................149
6.2. Неосознаваемые побудители
сознательных действий ..............................................156
Оглавление
6.3. "Надсознательные" процессы .......................................159
Контрольные вопросы ...............................................161
Рекомендуемая литература ..........................................162
процессы..................................................163
..............................................................164
7.1. Общее понятие об ощущении ........................................164
7.2. Виды ощущений ....................................................169
7.3. Основные свойства и характеристики ощущений ....................173
7.4. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений..................180
7.5. Развитие ощущений .................................................183
7.6. Характеристика основных видов ощущений ..........................184
Контрольные вопросы ...............................................198
Рекомендуемая литература ..........................................199
.............................................................200
8.1. Общая характеристика восприятия ..................................200
8.2. Физиологические основы восприятия ...............................202
8.3. Основные свойства и виды восприятия ..............................207
8.4. Индивидуальные различия в восприятии
и его развитие у детей ...............................................213
8.5. Предмет и фон в восприятии ........................................216
8.6. Взаимоотношение целого и части в восприятии ......................218
8.7. Восприятие пространства ...........................................222
8.8. Восприятие движения и времени ....................................229
Контрольные вопросы...............................................232
Рекомендуемая литература ..........................................233
..........................................................234
9.1. Определение представления и его основные характеристики .........234
9.2. Виды представлений ................................................238
9.3. Индивидуальные особенности представления и его развитие.........242
9.4. Первичные образы памяти и персеверирующие образы...............245
Контрольные вопросы ...............................................246
Рекомендуемая литература ..........................................246
Память..................................................................247
10.1. Определение и общая характеристика памяти ......................247
10.2. Основные виды памяти............................................255
10.3. Основные процессы и механизмы памяти ..........................261
10.4. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие ................275
Контрольные вопросы .............................................281
Рекомендуемая литература.........................................282
............................................................283
11.1. Общая характеристика воображения и его роль
в психической деятельности........................................283
11.2. Виды воображения.................................................286
11.3. Механизмы переработки представлений
в воображаемые образы ............................................290
11.4. Индивидуальные особенности воображения и его развитие .........292
11.5. Воображение и творчество .........................................294
Оглавление
Контрольные вопросы .............................................296
Рекомендуемая литература.........................................296
..............................................................298
12.1. Природа и основные виды мышления..............................298
12.2. Основные формы мышления .......................................304
12.3. Теоретические и экспериментальные подходы
к исследованию мышления.........................................309
12.4. Основные виды умственных операций .............................316
12.5. Решение сложных мыслительных задач
и творческое мышление ............................................321
12.6. Развитие мышления ...............................................325
Контрольные вопросы .............................................331
Рекомендуемая литература..........................................331
Речь.....................................................................333
13.1. Общая характеристика речи........................................333
13.2. Физиологические основы речи .....................................336
13.3. Теоретические проблемы возникновения речи......................340
13.4. Основные виды речи ...............................................344
13.5. Развитие речи у ребенка............................................348
Контрольные вопросы ...................................................353
Рекомендуемая литература ..............................................353
...............................................................354
14.1. Понятие внимания .................................................354
14.2. Основные виды внимания..........................................363
14.3. Основные характеристики свойств внимания.......................366
14.4. Развитие внимания ................................................370
Контрольные вопросы .............................................372
Рекомендуемая литература.........................................372
....................................................................373
15.1. Общая характеристика волевых действий ..........................373
15.2. Основные психологические теории воли ...........................376
15.3. Физиологические и мотивационные аспекты
волевых действий ..................................................379
15.4. Структура волевого действия ......................................383
15.5. Волевые качества человека и их развитие...........................387
Контрольные вопросы .............................................391
Рекомендуемая литература.........................................391
.................................................................392
16.1. Виды эмоций и их общая характеристика...........................392
16.2. Физиологические основы и психологические теории эмоций .......400
16.3. Развитие эмоций и их значение в жизни человека...................408
Контрольные вопросы .............................................414
Рекомендуемая литература.........................................415
психической деятельностью .............................................416
17.1. Психические процессы с точки зрения
кибернетической науки ............................................416
Оглавление
17.2. Теория сигналов и психические процессы ..........................423
17.3. Информационная структура нервных процессов
и психические образы ..............................................428
Контрольные вопросы.............................................435
Рекомендуемая литература.........................................435
.................................437
организма.............438
18.1. Общее понятие об адаптации человека .............................438
18.2. Общее представление о функциональном состоянии
организма..........................................................442
18.3. Общая характеристика состояний организма и психики ............448
Контрольные вопросы.............................................. 455
Рекомендуемая литература.........................................455
..........456
19.1. Понятие об эмоциональном стрессе................................456
19.2. Регуляция эмоциональных состояний.............................. 462
Контрольные вопросы .............................................468
Рекомендуемая литература.........................................468
........................................469
Личность................................................................470
20.1. Общее понятие о личности.........................................470
20.2. Взаимосвязь социального и биологического в личности.............472
20.3. Формирование и развитие личности................................481
Контрольные вопросы .............................................489
Рекомендуемая литература.........................................489
к исследованию личности................................................490
21.1. Теории личности...................................................490
21.2. Методология экспериментальных исследований личности..........503
Контрольные вопросы.............................................510
Рекомендуемая литература.........................................510
личности.......................511
22.1. Понятие о направленности личности
и мотивации деятельности .........................................511
22.2. Психологические теории мотивации ...............................517
22.3. Основные закономерности развития мотивационной сферы ........524
22.4. Мотивированное поведение как характеристика личности ..........528
Контрольные вопросы .............................................534
Рекомендуемая литература.............'............................534
Способности............................................................535
23.1. Общая характеристика способностей человека .....................535
23.2. Уровни развития способностей и индивидуальные различия........539
23.3. Природа человеческих способностей ...............................545
23.4. Развитие способностей.............................................548
Контрольные вопросы............................................. 551
Рекомендуемая литература.........................................551
Оглавление
Посмотри в окно!
Чтобы сохранить великий дар природы — зрение,
врачи рекомендуют читать непрерывно не более 45–50 минут,
а потом делать перерыв для ослабления мышц глаза.
В перерывах между чтением полезны
гимнастические упражнения: переключение зрения с ближней точки на более дальнюю.
............................................................553
24.1. Понятие о темпераменте ...........................................553
24.2. Краткий обзор учений о темпераменте..............................555
24.3. Физиологические основы темперамента............................560
24.4. Психологические характеристики темперамента
и особенности деятельности личности ..............................562
Контрольные вопросы .............................................565
Рекомендуемая литература.........................................565
................................................................567
25.1. Понятие о характере ...............................................567
25.2. Теоретические и экспериментальные подходы
к исследованию характера..........................................570
25.3. Формирование характера ..........................................579
Контрольные вопросы .............................................581
Рекомендуемая литература.........................................582
ТЕКСТЫ ВО ВРЕЗКАХ
Имена
Ананьев Борис Герасимович ...................................................
Бехтерев Владимир Михайлович.............................................. 32
Аристотель....................................................................
Уотсон Джон Бродус ..........................................................
Челпанов Георгий Иванович................................................... 54
Рубинштейн Сергей Леонидович............................................... 55
Павлов Иван Петрович ........................................................
Выготский Лев Семенович.....................................................
Анохин Петр Кузьмич.........................................................114
Леонтьев Алексей Николаевич.................................................126
Бернштейн Николай Александрович ...........................................138
Фрейд Зигмунд................................................................158
Шеррингтон Чарльз Скотт...................................,.................170
Фехнер Густав Теодор
.........................................................174
Лурия Александр Романович
..................................................182
Гельмгольц Герман
............................................................190
Вундт Вильгельм..............................................................230
Теплов Борис Михайлович ....................................................240
Эббингауз Герман
.............................................................251
Смирнов Анатолий Александрович ............................................262
Зинченко Петр Иванович......................................................264
Бине Альфред
.................................................................312
Пиаже Жан....................................................................327
Гальперин Петр Яковлевич
....................................................328
Ухтомский Алексей Алексеевич
...............................................358
Узнадзе Дмитрий Николаевич .................................................360
Корнилов Константин Николаевич ............................................378
Джемс Уильям
................................................................387
Ланге Николай Николаевич
...................................................431
Селье
Ганс.....................................................................451
Юнг Карл Густав..............................................................494
Оглавление
Адлер Альфред
................................................................495
Хорни Карен Клементина......................................................497
Роджерс Карл Рэнсом.........................................................498
Маслоу Абрахам Харольд......................................................500
Жане Пьер Мари Фели ........................................................503
Олпорт Гордон Уиллард .......................................................507
Макдугалл Уильям............................................................521
Бандура Альберт
..............................................................533
Гальтон Фрэнсис
..............................................................544
Фромм Эрих П.................................................................577
Это необходимо знать
Валидность и надежность психодиагностического теста .......................
Моральные принципы деятельности психолога ...............................
Перспективы выпускников психологических факультетов.................... 66
Что такое "мозговой штурм"?..................................................323
Гомеостатические механизмы организма .......................................440
Антисоциальная личность
.....................................................515
Из истории психологии
Классический эксперимент И. П. Павлова...................................... 82
Исследования функциональной асимметрии мозга .............................112
Теория научения
..............................................................128
Теории
слуха..................................................................192
Теории цветового зрения
......................................................196
Феноменальная память ........................................................280
Патология
воли................................................................381
Это интересно
Что является механизмами сознания?.......................................... 96
Существует ли явление "пси"?
................................................154
Как происходит передача информации от рецептора в мозг? ....................166
Как человек распознает объекты?
..............................................204
Что позволяет человеку адекватно воспринимать окружающий мир? ...........226
Можно ли изучать представления?.............................................237
Как происходит кодирование и сохранение информации в памяти..............256
Амнезия детства
...............................................................278
Что такое творческая личность?
...............................................287
Что является физиологической основой мышления? ...........................302
Могут ли другие биологические виды овладеть человеческим языком? .........342
Что является материальной основой внимания?................................356
Из чего состоит эмоция человека?.............................................406
Сможет ли "искусственный интеллект" заменить мозг человека?...............418
Что формирует личность: наследственность или среда?
........................474
Агрессивное поведение
........................................................530
ОТ АВТОРА
Предлагаемая вниманию читателя книга написана в соответствии с учебной
программой курса "Общая психология". Автор не ставил перед собой задачи дать
переоценку системы психологических взглядов, а ориентировался на наиболее
объективное и максимально доступное изложение учебных вопросов с общепризнанных
позиций. Представленные в этом учебнике материалы являются результатом
обобщения работ известных отечественных и зарубежных психологов и соответствуют
требованиям Государственного стандарта подготовки специалистов.
Основой учебника являются работы классиков отечественной психологии:
С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, Б. М. Теплова, А. Н.
Леонтьева,
Б. Ф. Ломова и многих других известных российских ученых. Но психология
пополняется все новыми и новыми знаниями, в связи с чем пересматриваются отдельные
теоретические положения этой научной дисциплины. Поэтому существует
необходимость периодически обновлять классическ
...Закладка в соц.сетях