Жанр: Философия
Краткая философская энциклопедия
...а), из которого все
состоит, который (как "мировая душа")
во всем действует (см. также Паладьи) и в
который все превращается после "миров.
го пожара". По Гердеру, эфир - это, во
можно, "место пребывания Творца Вселе:
ной"; по Канту - первоматерия, модиф:
кации (уплотнения) которой составляв
отдельные вещества.
Прежде в физике эфир - это гип'
тетическое вещество, наполняющее м;
ровое пространство и проникающее i
все тела.
_Ю
\ЮГОСЛАВСКАЯ ФИЛОСОФИЯ -
возникновение первых самостоятельных
философских школ в западных районах
Югославии, распавшейся в настоящее время
на ряд самостоятельных государств, датируется
15 в. Первоначально югослав.
философия испытывала сильное влиятие
схоластической традиции, выражавшейся в
первую очередь в противоборстве томизма
и скотизма. У истоков югослав, философии
стояли Джурай Драгишич (G.
Benignus de Salviatis, 1450-1520), Франжо
Петрич (Franciscus Patricius, 15291597),
Руджер Бошкович (1711-1787) и
Доситеж Обрадович (1741-1811). Начиная
с 19 в. развитие югослав, философии
протекало под влиянием западных философских
течений: неотомизма, идеализма,
позитивизма, объективизма и феноменологии.
Наиболее яркими представителями
югослав, философии этого периода были
Божидар Кнежевич (1862-1905), Бранислав
Петронижевич (1873-1954), Владимир
Дворникович (1883-1957), Ст. Циммерман
(1884), П. Вул-Павлович (1894) и
Вл. Филипович (1906). После окончания
второй мировой войны господствующее положение
в югослав, философии занял марксизм,
а позже - экономическо-философские
концепции "самоуправления".
\ЮМ (Hume) Дэйвид (род. 7 мая 1711,
Эдинбург - ум. 25 авг. 1776, там же) -
дипломат, историк и наиболее выдающийся
философ англ. Просвещения. Согласно
учению Юма, творческая сила мышления
не простирается дальше возможности связывать,
переставлять, увеличивать или
уменьшать материал, доставляемый чувствами
и опытом; т. о. возникают все идеи, в
т. ч., напр., идея Бога: рассудок получает
ее, ставя человеческие качества мудрости и
доброты вне всех границ. Связывание
идей может совершаться с помощью одной
только деятельности мышления, оно независимо
от существования объективного
аналога результатов такого связывания.
Напротив, причины и следствия, относящиеся
к фактам, не могут быть открыты
одним разумом, но открываются только
путем опыта. Основой причинного познания
является не разум или априорная способность,
а только повторяющийся опыт
того же рода, что и ставшая самостоятельной
привычка к мышлению, которая в конечном
счете существует как закон причинности,
причем этому помогает своего
рода инстинкт причинности. Следовательно,
высшая цель человеческого познания
может состоять только в том, чтобы собирать
воедино эмпирически найденные причины
естественных явлений и подчинять
многообразие особенных следствий небольшому
числу общих, ни к чему более не
сводимых причин. При этом закон причинности
имеет силу только внутри сферы
опыта, и заключение от эмпирических данных
к трансцендентному (напр., к Богу
или бессмертию) совершенно недопустимо.
Религиозные "истины" никогда не могут
быть познаны, в них можно только верить,
но они с психологической необходимостью
возникают из потребности чувства. Понятие
субстанции Юм исследует так же критически,
как и понятие причины. Субстанция
- это лишь соединение вместе простых
представлений, объединяемых силой
воображения и получивших особое название;
причем здесь опять-таки помогает своего
рода инстинкт субстанции. Душа, т. е.
Я, тоже не субстанция, а пучок постоянно
меняющихся представлений и чувств. В
этике Юм детерминист; все наши поступки
определены, по его мнению, нашим предрасположением
и естественны. Одно только
мышление, чистый разум не порождает
никаких поступков. Разум учит только об
истинном и ложном, естественном и испорченном:
деятельность вытекает из склонностей
и страстей. Юм всегда твердо верил в
то, что справедливость и миролюбие в конечном
счете победят насилие и произвол.
Юм не "скептик" в обычном смысле этого
слова, а антирационалистический реалист,
строящий свое учение на биологическо-антропологической
основе, что является
главной чертой его классических исторических
произв., в особенности истории Англии
со времени захвата ее Цезарем. Произв.
Юма: "The philosophical works",
v. 1-2. L., 1898; "Political discources",
1752; на рус. яз. "Исследование о человеческом
разуме", 1904; "Естественная история
религии", 1909; "Диалоги о естественной
религии", 1909; "Сочинения", т. 1-2.
М., 1965.
\ЮМОР (лат. - влажность) - согласно
античному учению, правильная мера
влажности, т. е. "здоровые соки" в человеке,
достаточно обоснованное хорошее настроение.
Юмор видит в серьезном и великом
незначительное и мелкое, не порицая,
однако, первого разрушительной критикой.
И наоборот, в противоречащем разуму
юмор усматривает разумное. В противоположность
сатире он лишен остроты и
опирается на серьезность, любовь и большую
свободу духа. Юмор по своей сути
имеет глубокую связь с философской позицией.
Юморист всегда занимается метафизикой
(Фр. Т. Фишер). Жан Поль в
этом смысле говорит о "юмористической
тотальности" мировоззрения. Геффинг отличает
"большой юмор" как мировоззрение
от "мелкого юмора" повседневности,
который, однако, не является ни мелким,
ни неважным, напротив, в повседневности
он весьма способствует благоприятной совместной
жизни людей. Юмор - это основанная
на большой силе характера высшая
форма самоутверждения по отношению к
бессмысленности бытия и злого случая, по
отношению к человеческой злонамеренности.
Юмор является также средством правильно
познать самого себя, не недооценивать
и не переоценивать себя. Кто не может
сам себя сделать лучшим, тот, конечно,
не из лучших (Гёте).
\ЮНГ (Jung) Карл Густав (род. 26 июля
1875, Базель - ум. 6 июня 1961, Цюрих) -
швейц. психолог и психиатр; в течение
1910-1913, а затем с 1933 - доцент Цюрихского
ун-та, основатель цюрихской ветви
психоаналитической школы ("аналитическая
психология"). Подобно Фрейду,
Юнг защищал понимание индивида как активного
и реактивного центра той сферы, с
которой он реально связан, центра того круга,
в котором он живет и который покидает
с приходом смерти. Юнг признает (наряду
с существованием бессознательного в личности)
существование бессознательного в
коллективе, единое и однообразное, присущее
всему человечеству свойство, структурные
элементы которого являются "архетипами"
и из которого развилась каждая индивидуальная
духовность: "Все основные
формы и основные стимулы мышления коллективны.
Все, что люди единодушно расценивают
как всеобщее, коллективно, так
же как и то, что всеми понимается, всем
присуще, всеми говорится и делается"
("Die Beziehungen zwischen dem Ich und
dem UnbewuBten", 1938). Юнг отличает
"маску" (лат, persona), которая есть не нечто
действительное, а компромисс между
индивидом и обществом по вопросу о том,
чем является личность, от внутренней установки
на неясные побуждения, чувства
и мысли бессознательного. Направление
интереса у Юнга называется "движением
либидо". По Юнгу, существуют четыре
осн. формы установки души: мысль, чувство,
ощущение и интуиция. От предсексуальной
стадии через стадию пробуждающейся
сексуальности (половая зрелость)
развитие идет к зрелому возрасту (зрелость);
ср. Глубинная психология. Осн. работы:
"Wandlungen und Symbole der
Libido", 1912; "Die Psychologie der
unbewuBten Prozesse", 1926; "Psychologische
Typen", 1921; "Seelenprobleme der
Gegenwart", 1931; "WirklichkeitderSeele",
1934; "Analytische Psychologie und Erziehung",
1936; "Psychologie und Religion",
1940; "Ober die Psychologie des UnbewuBten",
1943; "Die Psychologie der
Obertragung", 1946; "Symbolik des
Geistes", 1948; "Aion. Untersuchungen zur
Symbolgeschichte", 1951; "Antwort auf
Hiob", 1952; "Psychologie und Alchemic",
1952; "Versuch einer Darstellung der
psychoanalytischen Theorie", 1954; "Welt
der Psyche. Eine Auswahe zur Einfuhrung",
1954; "Misterium Coniunctionis" (в соавторстве
с М. Л. Францем), 3 Bde., 1955-1957.
\ЮНГЕР (Junger) Фридрих Георг (род.
1 сент. 1898, Ганновер - ум. ?) - автор
ряда философских соч.; брат Эрнста Юнгера;
приобрел известность благодаря
своей книге "Perfektion der Technik"
(1946), в которой он описывает хищническое
отношение к земле, рассматривая его
со своей точки зрения на технику в ее связи
с богатствами земли и с душевными силами
человека. Эта книга получила значение
некоего "апокалипсиса" для дискуссий
о техническом развитии; см. Техника.
Кроме того, им были написаны: "Illusion
der Technik", 1940; "Nietzsche", 1949;
"Maschine und Eigentum", 1949.
\ЮНГЕР (Junger) Эрнст (род. 29 марта
1895, Гейдельберг - ум. ?) - нем. писатель
и философ; автор ряда философских
соч. Работал над философским толкованием
военных событий. Для философии существования
является важной его книга "Der
Arbeiter, Herrschaft und Gestalt" (1932), в
которой он изображает рабочего как экспонента
техники и как прототип будущего человека,
находящегося во власти техники;
см. Рабочий. Как лингвист Юнгер в 1934
выступил с работой "Lob der Vokale"
(1941, под названием "Geheimnisse der
Sprache"). В "Sprache und Korperbau"
(1947) он исследует связь известных понятий
ценности с право- и левосторонностью
тела, с прямостоянием (голова и ноги) и с
природой органов чувств. Кроме указанных,
к осн. его работам относятся:
"Strahiungen", 1949; "Ober die Linie",
1950; "DergordischeKnoten", 1953.
\ЮНГИУС (Jungies) Иоахим (род. 22 окт.
1587, Любек - ум. 23 сент. 1657, Гамбург)
- нем. математик и физик; ученик
Даниэля Сеннерта', принадлежал к очень
влиятельному даже в настоящее время естественно-научному
направлению (выступавшему
за математические методы, количественное
измерение эмпирических процессов
и отбрасывавшему всякую спекуляцию
и мистику) и, хотя предан забвению,
оказал влияние на таких мыслителей, как
Лейбниц, Линней и Гёте. Осн. работы: "Logiса
Hamburgensis", 1638; "Doxoscoplal physical
minores", 1662.
\ЮНЕСКО - сокр. название Организации
Объединенных Наций по вопросам
образования, науки и культуры (United
Nations Educational, Scientific and Cultural
Organization); создана 16 февр. 1945 в
Лондоне. Ставит своей задачей борьбу с
невежеством, за свободный обмен мыслями
независимо от государственных границ,
за создание во всем мире таких предпосылок,
которые дали бы возможность в равной
мере каждому пользоваться достижениями
науки, культуры и просвещения.
Секретариат ЮНЕСКО находится в Париже.
Официальным органом ЮНЕСКО является
журнал "Le courrier" ("Курьер
ЮНЕСКО"), выходящий с 1948. Генеральным
директором ЮНЕСКО до 1949
был Хаксли, до 1953 - мексик. министр
иностранных .дел и просвещения Хайме
Торрес Боде, позже - директор библиотеки
конгресса в Вашингтоне Лютер Эванс,
с 1987 - Ф. Майор (Испания).
\ЮНОШЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ -
учение о психических особенностях подрастающего
человека (см. Психология развития).
Юношеская психология имеет дело
преимущественно с молодыми людьми, находящимися
в состоянии физического и
душевного созревания; в европейских условиях
это возраст от 12 до 21 года. Это
прежде всего период развития человека,
предшествующий половой зрелости, время
наступления половой зрелости и вступления
в мир взрослых (см. Генерация).
Юношеская психология оказала большое
влияние на методы воспитания. Корни ее
восходят к 18 в., к Гердеру и Песталоцци;
в 19 в. она была возрождена Прейером. В
настоящее время находится под влиянием
индивидуальной психологии.
\ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович (род.
1826 - ум. 1874) - рус. религиозный философ,
богослов и педагог. Разрабатывал
проблемы христ. антропологии, в которой
противопоставил психической жизни человека
христианское понимание единства души
и тела. Человек, по Юркевичу, познается
двояко: тело - внешними чувствами,
а душевные явления - внутренним чувством,
верой, средоточием которых является
сердце. Оно же и предпосылка истинного
познания. Наука может заниматься изучением
материального начала, но не должна
вмешиваться в объяснение духовной жизни
(принцип независимости духовного начала
от материального). Оказал заметное
влияние на развитие философских взглядов
Соловьева и др. рус. религиозных
философов. Осн. труд - "Из науки о человеческом
духе", 1860.
ЮЭЛ (Whewell) Уильям (род. 24 мая
1794, Ланкастер - ум. 6 марта 1866,
Кембридж) - англ. философ; профессор
математики, минералогии, этики; был
ревностным сторонником применения в
науке индуктивного метода. Индукция,
по Юэлу, представляет собой не простое
накопление фактов, а выведение общих
законов, которые как таковые не существуют
ни в одном из обобщаемых фактов.
Под влиянием философии Канта им
написана значительная и обширная работа
по истории индуктивных наук -
"Philosophy of inductive sciences"
(1840).
_Я
\Я (Эго) - согласно психоаналитической
теории, та часть человеческой личности,
которая осознается как Я и находится
в контакте с окружающим миром посредством
восприятия. Я осуществляет планирование,
оценки, запоминание и иными путями
реагирует на воздействие физического
и социального окружения. Я (Эго) является
наряду с Оно (Ид) и сверх-Я (суперЭго)
одной из трех психологических субстанций,
предложенных Зигмундом Фрейдом
для описания динамики человеческой
психики. Я, по фрейду, осуществляет исполнительные
функции, являясь посредником
между внешним и внутренним миром,
как и между Ид и супер-Эго. Оно обеспечивает
непрерывность и последовательность
поведения, реализуя личную точку
отсчета, благодаря чему события прошлого
(сохраняемые в памяти) соотносятся с событиями
настоящего и будущего (представленными
предвидением и воображением).
Я не совпадает ни с психикой, ни с
телом, хотя телесные ощущения формируют
ядро раннего опыта индивида. Я, достигнув
развития, способно меняться на
протяжении всей жизни, особенно под воздействием
угрозы, болезни и изменений
условий существования.
По мере развития индивида происходит
дифференциация Я и развитие сверхЯ.
Сверх-Я включает запреты и контроль
инстинктивных импульсов через принятие
родительских и социальных стандартов.
И, т. о., возникает нравственный конфликт,
необходимый для роста и взросления
личности. Я играет роль посредника
между сверх-Я и Оно (средоточием примитивных
инстинктов) путем создания защитных
механизмов.
Прогресс от немедленной реакции к
контролируемому поведению, от дологического
к рациональному мышлению происходит
медленно и осуществляется в виде
многих последовательных стадий на протяжении
детства. Даже достигнув физической
зрелости, люди существенно различаются
между собой в формах и эффективности
деятельности Я. Это важное качество
было названо силой Я (Эго), Человеку
с сильным Я свойственны следующие
характеристики: он объективен в своих
оценках окружающего мира и себя (инсайт);
его деятельность организована на
протяжении более долгого времени, так
что возможны планирование и распорядок;
он способен выполнить принятые решения
и, не колеблясь, выбирать из имеющихся
альтернатив; он не подчиняется слепо своим
устремлениям и может направлять их в
общественно полезное русло; он способен
противостоять непосредственному давлению
со стороны физического и социального
окружения, обдумывая и выбирая собственный
курс. С др. стороны, индивид со
слабым Эго более сходен с ребенком: его
поведение импульсивно и определяется моментом;
восприятие действительности и себя
искажено; он достигает меньшего успеха
в подуктивной работе, поскольку его
энергия тратится на защиту искаженных и
нереалистических представлений о себе; он
может страдать от невротических симптомов.
Со времен Фрейда, определившего
концепцию Я (Эго) и его структуру, и
Юнга, исследовавшего Я, др. учеными были
разработаны несколько иные теории Я.
С точки зрения психологии Я рассматривается
"как источник поведения и связующий
центр личности в ее человеческом окружении.
Помимо убожества его свойств,
бросается в глаза известный момент свободы
самосознания - огромное различие методов,
которые применяются для того, чтобы
побудить различных людей к определенному
поведению; обращаются "к самому
человеку", пользуются опосредованием
его внутреннего Я или точно с той же
целью обращаются неопосредственно к его
членам (в случае "принуждения"), непосредственно
к его влечениям или страстным
желаниям (в случае "соблазна, обольщения"),
или непосредственно х его нежелательным
привычкам (в случае "лечения
внушением"). Только при применении
первого, "естественного" способа влияния
мы чувствуем, что с нами обращаются, как
с людьми, в то время как при применении
второго способа мы чувствуем себя низведенными
до положения вещи, даже и тогда,
когда местное вмешательство (в случае
"самовнушения") исходит от нас самих"
(Metzger, Psychologie, 1941). Сознание Я
(см. Осознание Я) в процессе развития человека
выделяется из единого изначального
сознания, которое охватывает "внешний
мир" и Я в нераздельном единстве. Оно
постоянно сопровождается сознанием с-самим-собой-идентичного-бытия;
если, т. о.,
человек отчетливо познает свои телеснодушевно-духовные
изменения, то он знает,
что, несмотря на них, он "в своей основе"
(т. е, в глубине своего Я) всегда остается
одним и тем же. К наглядной сфере Я относятся
тело и все, что может служить
расширению этой сферы (являющемуся
предметом постоянного стремления): одежда,
украшения, а также имущество, в которое
Я может "врастать". Часто в Я видят
творческое единство; действительность
приобретает смысл только будучи соотнесена
с ним; наиболее четко это выражено у
Фихте: "Я требует, чтобы оно обнимало
собой всю реальность и достигало бесконечности".
Ницше, наоборот, в отношении
Я говорит: "Я - это множество личных
(personenarten) сил, из которых то одна,
то другая высыпает на передний план".
Под сверх-Я понимают, согласно Фрейду,
социальную совесть, принуждающую нас
отказываться от удовлетворения наших побуждений
и от какой-то доли возможного
счастья; см. также Оно, Согласно экзистенциализму,
сверх-Я тождественно с
Man. Я как носитель действия и как предмет
этики - это личность. См. также Индивидуализм,
Индивидуальность, Индивидуум,
Психоанализ.
\ЯВЛЕНИЕ - вообще все, что чувственно
воспринимаемо, особенно бросающееся
в каком-то отношении в глаза (напр.,
какое-либо явление природы). С точки
зрения теории познания явление есть выражение,
свидетельство наличия чего-то
другого; так, высокая температура есть явление
болезни, т. е. болезнь извещает о себе
посредством высокой температуры, она
проявляется через эту температуру. В философии
Канта явление - коррелятивное
понятие к "вещи-в-себе"; однако поэтому,
согласно Кангу, нет просто видимости, а
есть "вещь-в-себе", которая фактически
предстает перед познающим субъектом.
Н.Гартман говорит: сущее в себе (см. Познание)
есть являющееся в явлении. Иначе
явление было бы пустой видимостью.
(Кто находится в легком опьянении, тому
в явлении ничего не является, напротив,
явление получает исключительную силу и
полноту существования.) Явление сущих в
себе вещей на психофизическом уровне,
означающее, что оно становится отражением,
есть не что иное, как само познание,
рассматриваемое известным образом в плане
объекта. "Я познаю нечто" и "нечто является
мне" - два выражения, обозначающие
одно и то же отношение между субъектом
и объектом (см. Видимость). Противоположность
между явлением и
сущим-в-себе выступает наиболее резко в
инд. философии (см. Шанкара)', в европейской
мысли эта противоположность выступает
в христианстве в противопоставлении
посюстороннего и потустороннего и
выражает собой определенный, не только
теоретический, скепсис; см. также Иллюзионизм,
Феноменализм.
\ЯЗЫК - наиболее объемлющее и наиболее
дифференцированное средство выражения,
которым владеет человек, и одновременно
высшая форма проявления объективного
духа. Язык развился из естественных
звуков. Уже каждый крик -
своего рода язык. Человек трудился над
совершенствованием этого важного, хотя
еще и весьма примитивного средства общения,
стремясь придать крику некую форму.
Крик при этом распадался на свои составные
части; так появился ряд звуков,
которые сначала являлись только особыми
звуковыми оттенками крика. Звуки обособлялись
от крика, опять срастались в
звуковые образования и превращались, т.
о., в основы слов, при этом пантомимический
характер звуков играл решающую
роль. Такой звуковой комплекс, как,
напр., "хо", мог уже столь отчетливо отличаться
от др. звуковых комплексов
("ха", "хе" и т. д.), что возникала привычка
связывать его с наличием или появлением
какого-то определенного предмета.
Поэтому, когда появлялся этот предмет,
появлялся как бы сам по себе и в одной и
той же форме этот звуковой комплекс.
Данный процесс обратим: восприятие звукового
комплекса влечет за собой возникновение
представления о предмете. Звуковой
комплекс превращается в магическое
слово, обладающее способностью совершать
колдовство с предметом (в мышлении
первобытных народов представление и
реальность еще весьма и весьма слабо различаются).
Язык еще и сегодня рассматривается
в некоторых случаях как обладающий
магической силой ("заговаривание",
заклинания, молитвы и т. д.).
Под каждым словом, которое я произношу,
я что-то подразумеваю. Слово находится
между сознанием и мыслимым предметом.
Оно участвует в бытии обоих. Оно
отделяет их друг от друга, давая мне тем
самым возможность отличать возникающее
благодаря слову представление от предмета.
Без него представление не могло бы
возникнуть ни у меня, ни у другого. Но
слово также и связывает предмет и сознание.
Без слова представление не могло бы
становиться знаком того, что мыслится. В
этой функции отделения и связывания и
находится источник неограниченного влияния
языка на мышление. Благодаря языку
мышление само может становиться предметом
исследования, оно может объективироваться
и передаваться другим даже по наследству.
Язык, даже объективный дух,
воплощает в себе личный дух. Дух скрыт
в слове (Гёльдерлин). Но т. к, наше мышление
может быть познано нами только в
языковой оболочке и форме, то мир микрокосмоса
постигается нами согласно способу
бытия нашего языка: мир превращается
нами в язык др. рода. Каждый предмет
становится носителем некоторой сущности,
которую мы можем познать.
Поскольку воспринимаемый органом слуха
звук, а также движение рук и мимика чтото
для нас значат, постольку и весь мир
имеет для нас значение. Язык в равной мере
делает дух телесным и одухотворяет
действительность. Слово - сосуд для нашего
духа, из которого мы выплескиваем
его на весь мир, осмысливая, т. о., последний.
Благодаря слову предмет становится
доступным духу и превращается в нечто
такое, что дано нашему познанию. Слово -
произносимая сущность предмета. Благодаря
выражающему сущность предмета
слову предмет привлекает к себе внимание
и говорит нам, чтб он, собственно, есть.
По мере того как предметы начинают участвовать
в этом процессе общения, придающее
смысл сознание, с помощью языка
воздействуя на них, фактически приспосабливается
к ним. Сознание движется по
миру на повозке языка и возвращается
обогащенным к себе самому; см. Рефлексия.
В языке можно выделить три функции
(К. Бюлер): выражения (обнаружения),
воздействия (с помощью призыва, сообщения
и т. д.), отнесенности к вещи (называние,
ориентирование, изображение). Говорящий
всегда что-то выражает, обращается
ли он к себе (интроекция) или к тем, с
кем он говорит. Эта отнесенность к другому
(в качестве воздействия) является уже
вторжением в сферу свободы, она есть
"действие". Высказываются не просто
предложения, а просьбы, жалобы, вопросы,
сообщения, поучения, поощрения, угрозы,
приказания. При этом речь большей
частью идет о вещном, которое образуетИстория всякого языка отражает социальную
историю его народа. Корневые
слова языка показывают, какие предметы
были самыми важными для народа в период
формирования языка. Словарный состав
языка показывает, о чем думает народ,
а синтаксис - как думает (см. Сфера
мышления). Язык наиболее точно характеризует
народ, ибо является объективным
духом. Характерным, напр., является тот
факт, что у бедуинов имеется множество
слов для обозначения верблюда, в зависимости
от условий, в которых он фигурирует
в их жизни, а восточноафрик. охотники
имеют множество слов для выражения различных
оттенков коричневого цвета и
только одно - для выражения каждого из
всех остальных цветов, И если в слав.
языках вспомогательный глагол "есть" играет
значительно меньшую роль, чем,
напр., в роман, и герман. языках, то это
говорит лишь о том, что проблема существования,
и в первую очередь проблема реальности,
здесь совсем не стоит или стоит
не с такой остротой, как в роман, и Герман,
языках,
В языке запечатлевается, находит выражение
та или иная сфера жизни; она
возникает перед глазами слушателя, которого
язык благодаря этой особенности отсылает
к определенным ее моментам, к определенной
области опыта, переживаний;
причем эти переживания не слабеют у того,
к кому обращена речь, а, наоборот,
усиливаются (слово "море" означает для
рыбака нечто иное, чем для курортника),
Следовательно, каждое воспринимаемое
слово должно интерпретироваться, чтобы
иметь возможность быть понятым в этом
же смысле, какой подразумевается говорящим.
Но правильная интерпретация возможна
только тогда, когда сфера мышления
говорящего известна по крайней мере
со стороны ее структуры. Понимание чужого
языка связано с тем же самым, но
только более сложным процессом интерпретации.
\ЯЗЫКА ПСИХОЛОГИЯ - часть философии
языка (см. Языка философия),
исследующая взаимосвязь между языком и
психической жизнью человека, в частности
такие вопросы: язык как психическое действие,
язык в рамках остальных психических
функций, мышление и язык.
\ЯЗЫКА СОЦИОЛОГИЯ - раздел
философии языка, выдвигает в качестве
осн. принципа тот факт, что язык мог возникнуть
только в обществе, а по содержанию
всецело определяется развитием последнего.
\ЯЗЫКА ФИЛОСОФИЯ - исследования
языка с точки зрения его происхождения,
Закладка в соц.сетях