Жанр: Философия
Краткая философская энциклопедия
...ние "doctor universalis"; обладал обширнейшими
знаниями; стал известен благодаря
критическому образу мысли, но не
создал своей собственной системы. Образование
получил в Италии. После длительных
служебных поездок по делам церкви с
1248, не считая коротких перерывов, был
учителем (в т. ч. и Фомы Аквинского),
читал общие дисциплины в только что основанном
доминиканском ун-те в Кельне.
Его популярность нашла отражение в самых
различных легендах. С точки зрения
содержания философии Альберт Великий
брал себе за образец философию Аристотеля
и был первым крупным христ. аристотеликом
в средние века. Поклонник
универсальной энциклопедии иранца Авиценны.
Альбертом Великим написаны комментарии
и "Парафразы" к Аристотелю.
Способствовал развитию науки, резко отграничив
ее от теологии, считая методом
научного исследования наблюдение, т. е.
любовное проникновение в живое целое
мироздания; результатом его наблюдений
была двухтомная работа по зоологии, многие
его труды по естествознанию утеряны.
Космос он понимал как наполненную силами
совокупность форм и развивал учение
о реальной целостности. Познание, согласно
Альберту Великому, совершается
только благодаря взаимодействию чувственного
восприятия и мышления, ибо разум
сводится к чувствам и неотделим от
них, т. е. от осуществляющегося в них
единого процесса; следовательно, вообще
нельзя противопоставлять душу и тело.
Мораль возникает не из рассудка, она
имеет основу в совести.
\АЛЬ-ГАЗАЛИ - см. Газали.
\АЛЬТЕРНАТИВА (франц. alternative,
лат. alter - один из двух) - необходимость
выбора между взаимоисключающими
двумя возможностями, обусловленная
потребностью nolens volens решиться на
одно из двух.
\АЛЬТРУИЗМ (франц. altruisme, от
лат, alter - другой) - идущая от Конта
характеристика мыслей и действий, лишенных
себялюбия; нравственный принцип,
заключающийся в бескорыстном служении
др. людям, в готовности жертвовать
для их блага личными интересами; противоположен
эгоизму (см. Эгоизм). "Vivre
pour altrui" ("жить для другого") - эти
слова должны стать эпиграфом к моральным
требованиям будущего, См. также
Пассивизм, Любовь к ближнему.
\АЛЬТУЗИЙ (Althusius) Иоанн (род.
1557, Диденгаузен, Вестфалия - ум.
1638, Эмден) - нем. философ права. С
1586 профессор Херборнского ун-та; с
1604 - адвокат. Развивал учение о том,
что люди могут объединяться в зависимости
от побуждений и потребностей, результатом
чего может быть договор. Народ -
это "тело, представляющее собой сожительство
индивидов" (лат. corpus
symbioticum); он имеет все суверенные
права также и по отношению к зависящему
от его воли правительству; правительство,
по Альтузию, должно осуществлять в
первую очередь административную деятельность
в государстве, являющемся
"универсальным общественным объединением"
(лат. universalis publica
consociatio), наряду с которым, однако,
существуют и осуществляют свои жизненно
необходимые права семья, сословие,
муниципалитет, провинция и проч. Задача
политики - осуществление естественного
нравственного закона и воли божией. Осн.
работа "Politica", 1603.
\АЛЬ-ФАРАБИ - см. Фараби.
\АЛЬФРЕД САРАШЕЛЬСКИЙ (Alfredus
Anglicus) (род. ок. 1175, Гэлл - ум,
1245) - англ. схоласт. Учился в Париже. В
своей философии объединил платоновские
и аристотелевские идеи, понимая душу, с
одной стороны, как нечто телесно-разумное,
с другой - как энтелехию (см. Энтелехия)
тела (согласно Аристотелю); сердце,
с его точки зрения, является обиталищем
души.
\АМАЛЬРИК (Амори - Amaury) и з
Вена (близ Шартра) (ум. ок. 1206, Париж)
- франц. мистик. Пантеистическое
учение Амальрика, сохранившееся гл. о.
благодаря работам его противника Жерсона,
было разработано его последователями
(амальриканами) в этическое учение, согласно
которому добро и зло неотделимы
друг от друга, ибо они исходят от Бога.
Воскресение и Страшный суд являются
выдумками. Собор 1210в Париже и Латеранский
1215 осудили учение Амальрика,
отвергавшего церковные постановления.
Последователи его были приговорены к
сожжению. Прах самого ученого было
приказано вырыть и сжечь.
\АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo -
обе и valentia - сила) - двойственность,
проявляющаяся в чувствах и действиях,
находящихся в противоречащих друг другу
устремлениях. Термин введен Э. Блейлером.
Амбивалентность свойственна некоторым
представлениям, которые, одновременно
выражая оттенок удовольствия и неудовольствия,
обозначают любовь и
ненависть, симпатию и антипатию; обычно
одно из этих чувств вытесняется (бессознательно)
и маскируется другим. В этом
смысле амбивалентность играет определенную
роль в психоанализе и графологии,
\АМВРОСИЙ МАЙЛАНДСКИЙ (Ambrosius
de Mailand) (род. 340, вероятно, Трир -
ум. 4 апр. 397, Майланд) - учитель церкви;
наместник в Италии. С 375 - священник,
вел борьбу с арианами и получил известность
благодаря написанному им под
влиянием Цицерона соч. "De officiis
ministrorum" (386), в котором восхвалял
христ. этику, провозглашавшую в качестве
цели существования потустороннюю
жизнь. Под "Амвросианским хвалебным
песнопением" понимают приписываемое
Амвросию церковное песнопение "Те deum
laudamus".
\АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ -
общее название философии Северной Америки
и латиноамер. стран. Наряду с влиянием,
оказываемым на нее западной философией,
расхождения, имеющиеся в философии
этих стран, обуславливаются различиями
в духовной жизни и
государственном устройстве, а также в религиозных
верованиях. Основателем североамер.
философии можно считать англ.
философа Беркли, который жил в Америке
в 1728-1731. Во многом благодаря ему
были заложены основы идеалистически-теистической
философии, т. н. "новоангл.
теологии", на которой сказалось сильное
влияние Библии. Наиболее значительный
мыслитель этой группы - Джонатан Эдуарде.
На рубеже 18 и 19 вв. в США проникает
философия просветителей, воплотившись
в этическом рационализме Бенджамина
Франклина и в религии разума
Томаса Пейна (1737-1809). Духовные устремления
первых двух эпох амер. философии
объединяются в художественно-поэтическом
мышлении Ралфа Уолдо Эмерсона
сказалось также влияние нем. классиков
- поэтов и мыслителей: одно и то же
божественное начало господствует в природе
и человеческой душе, особенно велико
его значение для души творчески одаренных
людей. Эта философия, известная
под названием "трансцендентализм", позднее
приняла более идеалистическую форму
у Уильяма Тори Гарриса (1835-1909) и у
представителей "школы св. Луи", более
реалистическую - у Ноа Портера (18111892)
и Гренвила Стэнли Холла. С сер. 19 в.
идеалистически-метафизическое направление
в амер. философии начинает резко отличаться
от направления реалистическипозитивистского.
Представители первого,
гл. о. под сильным влиянием нем. мыслителя
Германа Лотце, исходят из отношения
между Богом (Вселенной) и душой (человеком)
и развивают персонализм, который
представляет мир как цельную сущность с
духовно-индивидуальным началом. К этому
направлению относятся Джосайя Ройс,
Уильям Эрнест Хокинг, Бордэн Паркер
Боун (1847-1910), ученик последнего Эдгар
Шеффилд Брайтмэн, Ралф Тайлер
Флюэлинг (род. 1871), И. А. Франквиц
(род. 1906) и представители школы т. н.
"калифорнийского персонализма". Выразителями
идей реалистического позитивизма
являются Джеймс Марк Болдуин и
один из основателей логистики, Чарлз
Сандерс Пирс. С этого времени для амер.
философии становится характерным синтез
метафизики и позитивизма, начало чему
положил Уильям Джемс. Его учение,
прагматизм, получило дальнейшее развитие
в самых различных направлениях.
Видным представителем педагогической
школы является Джон Дьюи, на учении
которого сказалось сильное влияние
франц. философа Конта; к этому же направлению
относится и "чикагская школа";
педагогико-психологического течения -
Эдуард Ли Торндайк, чисто психологическое
развитие прагматизм получил в т. н.
бихевиоризме Джона Бродеса Уотсона.
Последователи Джемса развивают самостоятельные
учения. Против субъективизма и
индивидуализма, опасность которых скрыта
в прагматизме, был направлен реализм.
В духе аристотелевских традиций выступает
Фредерик Дж. Э. Вудбридж (18671940),
этого же направления придерживаются
и некоторые др. философы, входящие
в амер. Аристотелевское общество. Во
главе неореалистов стоят Алфред Норт
Уайтхед, Ралф Бартон Перри и У.П.Монтегю.
Артур Лавджой возглавляет направление
"критического реализма". Влияние
философии жизни Джорджа Сантаяны
сильно ослабло. Течение критики культуры
представлено Джоном Рандаллом, а история
философии - Уиллом Дюраном.
Имеется много работ в области экспериментальной
психологии (включая психологию
животных) и педагогики (см. МакДу
галл). Неосхоластика сделала своей
трибуной журнал "The New Scholasticism"
(основанный в 1927).
Обычная характеристика "американизма"
мало подходит к амер. философии, в
которой наблюдается много спекулятивнометафизических
черт и которая довольно
глубоко связана с амер. буднями и политикой
дня. На нес значительное влияние оказывает
протестант, теология (Тиллих, Нибур
и др.). Широко представлена в амер.
философии семантика, так же как и ориентирующаяся
на социологию, часто окрашенная
под социализм этика ценностей.
Однако всем этим направлениям угрожает
опасность со стороны логистики', противоположное
течение представлено ун-том
Эмори в Джорджии.
Имеются англ. переводы работ Хайдеггера,
следовательно, возможно, что философия
экзистенциализма проникла также и
в США, и в Лат. Америку. В эпоху колониальных
и освободительных войн в Лат.
Америке многие литераторы, политики и
вольнодумцы с восторгом и страстью распространяли
и насаждали европеизм. Венесуэлец
Андрее Бельо (1781-1865), учитель
Боливара, сотрудничавший с А. Гумбольдтом,
в "Философии рассудка", написанной
под влиянием Т. Рида и У.
Гамильтона, дал глубокий анализ памяти.
Позитивизм (см. Позитивизм философский)
начинается с Конта и Спенсера. Кубинец
Энрике Барона (1849-1933) считается
типичным представителем социологического
позитивизма, развиваемого им с
натуралистической, антирелигиозной и антиметафизической
позиций. В Бразилии
Ботэлью ди Магальянш и Мигель Лемос
вместе с Бенжаменом Констаном основали
религиозный контизм, позитивистскую
церковь (1881) и республиканско-революционный
орден "Порядок и прогресс", а
также разработали политическую конституцию
позитивизма. Аргент. философ Хосе
Инхениерос (1877-1925) рассматривал
область непознаваемого как сферу деятельности
будущей метафизики, которая, однако,
должна быть построена на гипотезах,
правомерных с точки зрения закономерностей
логики. В период антипозитивистской
реакции бразилец Тобиас Баррето (18331889),
который сам сначала был позитивистом,
под влиянием Канта и Шопенгауэра
пытался соединить механизм с телеологией.
Перуанец Деустуа Алехандро
(1849-1945), который в своем учении выводит
эстетические принципы всего существующего
из творческой свободы, находился
под влиянием идей Краузе, Вундта
и Бергсона. К его школе принадлежат такие
видные ученые, как О. Миро Квесада,
феноменолог Фр. Миро Квесада и выдающийся
психолог Онорио Дельгадо. Аргентинец
Алехандро Корн (1860-1936), следуя
учению Дильтея, пытался решить
проблему необходимости и свободы - при
сохранении своеобразия и устойчивости
обеих сторон - не как проблему спекулятивную,
но практическую. Учение бразильца
Раймундо Брито де Фариаса
(1862-1917) - который, развивая спиритуализм,
считал, что целью философии
является не преодоление науки, а овладение
ею, - имело следствием появление целой
школы. Уругваец Карлос Ваз Ферейра
в своем соч. "Logica viva" подходит к
конкретному как основе всех философских
систем. Мексиканец Хосе Васконселос в
своей базирующейся на эстетике монистической
интерпретации универсума защищает
идею амер. духовно-космической расовой
общности (raza cosmica americana).
Аргентинец Альберто Роухес (1880-1945)
считал, что процесс физического становления,
в котором отдельные моменты, чередуясь,
сменяют друг друга и который носит
преходящий характер, с одной стороны,
и процесс духовного становления,
представляющий собой постоянное взаимодействие
отдельных моментов вечности:
прошлого, настоящего и будущего, - с
другой, нельзя сводить друг к другу. Мексиканец
Антонио Касо (1883-1946), на
учение которого оказали влияние наряду с
Б утру и Бергсоном также и нем. философы,
в т. ч. Гуссерль, внес новое в развитие
мекс. философии, создав философию
жизни и действия. Среди современников
этих мыслителей видное место занимает,
бесспорно, аргентинец Франциско Ромеро,
который, являясь блестящим знатоком современной
нем. философии, развивает ее
идеи, гл. о. в учении об интенциональности,
ценности и трансценденции. Аргентинец
Карлос Астрада, ученик Гуссерля,
Шелера, Хайдеггера, обогащает Новый
Свет идеей экзистенциального риска и усматривает
в понятии экзистенциализма
"juego" ("игра"), которое образует у него
собственную сферу и имеет собственное
развитие, почву для метафизических спекуляций.
Вопросами философии права в
Аргентине занимался Карлос Косио, пытаясь
связать учения таких философов, как
Кельзен, Гуссерль, Хайдеггер. Среди неосхоластов
видное место занимает Измаэл
Квилес, который в рамках персонализма
как цели экзистенциализма пытается обосновать
философию "устойчивости"
("insistencia"), стремясь перебросить, т.
о., мост от томизма к Хайдеггеру. Мексиканец
Эдуарде Гарсиа Майнес, примыкая
к Кельзену и Н. Гартману, исследует проблему
значения права и склоняется к логистическому
обоснованию его формальной
структуры. На философские проблемы
права ориентируется также уругваец Хуан
Ламбиас де Асеведо, который под влиянием
античной и в особенности нем. философской
мысли развивает идею ценности
как момента бытия сущего наряду с сущностью
и существованием и в осознании
ничтожности человека видит путь к ее преодолению.
\АММОНИЙ САККАС (Ammonios
Sakkas) (жил в 175-242 в Александрии) -
легендарный родоначальник неоплатонизма;
учитель Плотина и Оригена,
\АМНЕЗИЯ (от греч. а - отриц, частица
и mneme - память) - нарушение
памяти, болезненные явления при напряжении
памяти или полная ее потеря.
\АМОРАЛИЗМ (от греч. а - отриц.
частица и лат. moralis - нравственный) -
безразличие к требованиям морали и общепринятым
нормам поведения в обществе,
аморальность. Отклонение морали не как
таковой, а как морали господствующего
класса называется имморализмом.
\АМПЕР (Ampere) Андре Мари (род.
22 янв. 1775, Лион - ум. 10 апр. 1836,
Марсель) - франц. физик и математик.
Построил первую теорию магнетизма. В
своем соч. "Essai sur la philosophic des
sciences" (1834-1843) делил науки на
космологические и ноологические.
\АМФИБОЛИЯ (от греч. amphibolia -
двусмысленность) - двузначность в логическом
смысле, двусмысленность; а мф иболический
- двузначный, двусмысленный.
Трансцендентальной амфиболией,
или амфиболией рефлективных понятий,
Кант называет смешение понятий
при употреблении их в эмпирическом
трансцендентальном значении.
\АМЬЕЛЬ (Amiels) Анри Фредерик
(род. 27 сент. 1821, Женева - ум. II марта
1881, там же) - франц. философ. Принадлежал
к франц. школе философии
жизни конца 19 в., являлся представителем
"экстатического" витализма в его
христ.-мистической форме.
\АНАКСАГОР из Клазомен
(ок. 500-428 до Р. X.) - древнегреч.
философ, математик и астроном, основоположник
афинской философской школы.
Был обвинен в безбожии (он утверждал,
что Солнце представляет собой раскаленную
массу) и изгнан (431). Жил затем в
Лампсакосе. Многообразие тел в природе
он сводит к различным неизменным, неисчислимо
многим и бесконечно малым элементам
действительного мира ("семена вещей",
"гомеомерии"), которые вначале
были в беспорядке смешаны и образовывали
хаос. Мировой "ум" (греч. "нус") -
тончайшее и легчайшее вещество - приводит
их в движение и упорядочивает: неоднородные
элементы отделяются друг от
друга, а однородные соединяются - так
возникают вещи. При этом ум заключен в
материи, в которой он творит; однако не
смешиваясь с ней, является чем-то "несоединимым"
(греч. amykton, лат.
immissibile). Этот взгляд имеет большое
значение для схоластики. Ни одна вещь не
возникает, а также не исчезает, а образуется
из соединения уже существующих вещей,
в результате отделения этих вещей
друг от друга она обращается в ничто, распадается.
Познано может быть только неодинаковое
и противоречивое.
\АНАКСИМАНДР из Милета
(ок. 611-545 до Р. X.) - ионийский натурфилософ,
ученик и последователь Фалеса.
Его соч. "О природе" было первой
философской работой, появившейся на
греч. языке. Он первый поставил вопрос о
"начале" всего сущего и определил это начало
как принцип, апейрон. Апейрон
(греч. apeiron - неопределенное) - это
первовещество, бесконечность природы,
нечто "божественное"; из него путем выделения
возникают различные вещества.
\АНАКСИМЕН из Милета (585525
до Р. X.) - ионийский натурфилософ.
Считал материальным началом воздух,
из которого благодаря разрежению
возникает огонь, благодаря сгущению -
ветер, облака, вода, земля и камни. Подобно
тому как воздух в виде нашей души
скрепляет нас, так дыхание и воздух охватывают
всю Землю.
\АНАЛИЗ (греч. analysis - разложение,
расчленение) - в логике понятийное,
т. е. делающее возможным образование
понятий, разложение единства на множество,
целого - на его части, сложного - на
его компоненты, события - на его отдельные
ступени, содержания сознания - на
его элементы, понятия - на его признаки
(противоположность - синтез). Акт анализа
называют анализированием, а способ
проведения анализа - аналитическим методом.
Элементарный анализ разлагает явление
на отдельные его части без учета тех
отношений, в которых находятся эти части
друг к другу и к целому. Причинный анализ
дифференцирует явление с учетом его
причинных отношений. Логический анализ
разлагает его в зависимости от логических
отношений. Феноменологический анализ
вычленяет в явлении содержание сознания,
чтобы исследовать сущность последнего
(см. Феноменология), психологический
анализ разлагает содержание сознания
на его элементы (однако преимуществами
пользуется психологический метод
подхода к явлению как в целом; см. Целостная
психология). При анализе слезет
учитывать, что каждый данный предмет в
результате нарушения его естественной
связи с др. предметами меняет свое бытие.
\АНАЛИТИКА (от греч. analytike
[techne] - искусство анализа) - искусство
расчленения понятий, логика (у Аристотеля).
Трансцендентальная аналитика,
по Канту, выделяет "элементы чистого
рассудочного познания, без которых вообще
немыслим ни один предмет".
\АНАЛИТИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕ -
суждение (утверждение, предложение),
истинность которого устанавливается путем
чисто логического анализа; названо
Лейбницем "истиной разума", Юмом -
"отношением идей". В современной логике
аналитичность суждения понимается как
возможность обоснования утверждений
при помощи семантических правил языка.
Др. способом установления истинности
суждения - синтетическим - предполагается
обращение к неязыковым формам
проверки (см. Синтетическое суждение).
\АНАЛОГИИ ОПЫТА - определяемые
Кантом в "Критике чистого разума"
принципы чистого рассудка, предшествующие
всякому опыту; они имеют значение
не как конститутивные, а просто как регулятивные.
\АНАЛОГИЧНЫЙ (от греч. analogos -
соответствующий логосу) - имеющий
одинаковый смысл, соответствующий, подобный.
\АНАЛОГИЯ (от греч. analogia -
сходство) - подобие, равенство отношений,
а также познание путем сравнения,
Между сравниваемыми вещами должно
иметься как различие, так и подобие (см.
Подобный), то, что является основой сравнения
(см. Tertium comparationis), должно
быть более знакомым, чем то, что подлежит
сравнению. Различие и подобие вещей
должны существовать в единстве (метафизическая
аналогия) или по крайней мере
не должны быть разделяемы (физическая
аналогия). В т. н. атрибутивной аналогии
то, что является основанием подобия двух
вещей, переносится с первого члена аналогии
на второй (когда, напр., по аналогии с
человеческим телом поступки, поведение
человека рассматривают как "здоровые").
В т. н. пропорциональной аналогии каждый
из членов аналогии содержит нечто, в
чем он в одно и то же время подобен и неподобен
другому (см, Analogia entis).
\АНАМНЕЗИС (от греч. anamnesis -
воспоминание, припоминание) - по Платону,
познание, поскольку всякое познание
есть воспоминание души об идеях, которые
она созерцала до ее соединения с телом.
\АНАРХИЯ (от греч. anarchia - безвластие)
- состояние, в котором находится
общество, когда в нем упразднена государственная
власть. Анархизм - это
учение об обществе, которое в качестве руководящего
начала признает только волю
отдельной личности, всякий же авторитет
и государственный строй отвергает. Анархический
образ мышления встречается уже
в античном мире у киников и в религиозной
форме в древнем христианстве, а также
и позднее в сектах средневековья, особенно
в хилиазме.
Научная теория анархизма возникла в
новое время, основателем ее был Уильям
Годвин (Англия) ("Enquiry concerning
political justice", 1793; неполн, рус. пер.:
"О собственности", 1958). Нем. философ
Макс Штирнер проповедовал анархизм в
своем соч. "Единственный и его собственность"
(1845), защищая индивидуалистическую
концепцию в теории экономики, в
то время как франц. философ Прудон теоретически
обосновал анархистское движение,
выдвинул тезис "Собственность есть
кража", с позиций экономического учения
защищая коммунизм; главными представителями
анархизма в России были Михаил
Бакунин ("Бог и государство", 1871) и
князь Петр Кропоткин ("Мемуары революционера").
Анархизм имеет точки соприкосновения
с либерализмом.
\АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - В
вопросе об участии англ., шотл. и ирл. теологов
и философов в формировании схоластической
философии остается в силе сказанное
в начале статьи о немецкой философии.
В отличие от нем. философии англ.
обращалась и обращается больше к неотраженной
действительности и практической
жизни. Уже первые ее представители были
эмпириками и основывали свое учение на
религиозном, научном и психологическом
опыте; это были Роджер Бэкон, Иоанн
Дунс Скот и Уильям Оккам. Основатель
новой англ. философии Фрэнсис Бэкон выдвигает
программу преобразования- науки и
выступает за четкое разделение веры и знания.
Томас Гоббс (1588-1679), "отец неверия",
проложил путь причинно-механистическому
пониманию природы и материализму,
против которого боролись англ. деизм,
"естественная религия" Герберта Чербери и
платонизм кембриджской школы. Мистика
Якоба Бёме проникла в Англию через Джона
Пордаджа (1625-1698). Выдающийся
представитель англ. Просвещения Джон
Локк - критик теории познания, признававший
источниками познания лишь восприятие
и мышление. К этой же школе относятся
также деист Джон Толанд, "вольнодумец"
Антони Коллинз, натурфилософ и
физик Исаак Ньютон, представители этики
Шефтсбери и Фрэнсис Хатчесон. Психологами
из школы Локка (ассоциативная
психология) были Дэвид Гартли и Джозеф
Пристли. Чистый идеализм и христ. философию
представлял Джордж Беркли, известный
также и как гносеолог. Англ. философию
Просвещения завершает философия
здравого смысла (common sence) шотл.
школы (см. Шотландская школа), которая
развивается ив 19в., ревностно придерживаясь
трезвой эмпирической точки зрения.
Она возникает в тесной связи с философией
Шефтсбери; главными представителями ее
наряду с Хатчисоном являются Томас Рид,
Дугалд Стюарт и Томас Браун', близко к
ней стоит экономист Адам Смит, а также
Дэвид Юм, после Дж. Ст. Милля - "величайший
негативный мыслитель всех времен".
В последующий период англ. философия
больше не претерпевала принципиальных
изменений, вызываемых внутренними
причинами, хотя после 1800 она испытывала
духовное влияние извне: влияние
Франц. революции, нем. идеализма и новейших
достижений естествознания, особенно
биологии, в познании мира. Старую,
основанную Ридом шотл. школу со времени
Уильяма Гамильтона и Уильяма Юэла
сменяет новая, испытывавшая частичное
влияние Канта. В резкой оппозиции к последней
находится Иеремия Вентам, объяснявший
нравственность и право, исходя
из их полезности и стремившийся к наибольшему
возможному счастью для наибольшего
числа людей. Дальнейшему развитию
ассоциативной психологии способствуют
в числе прочих Джеймс Милль и
Александер Бэйн (1818-1903). В связи с
развитием естествознания продолжают развиваться
(в частности, в работах Юэла) теория
познания и методология, причем в них
уже появляются моменты логистики, напр.
у Джорджа Буля и У. Ст. Джевонса. Решающую
роль играет дальнейшее развитие
классической англ. эмпирической философии
Дж. Ст. Миллем и Гербертом Спенсером.
У последнего отчетливее, чем у первого,
проявляется характерный для большинства
представителей и направлений англ.
философии 19 и 20 вв. союз между эмпиризмом
17 и 18 вв. и биологией 19 в., которые
объединяются в эволюционизм, не лишенный
спекулятивных элементов; представители
последнего среди прочих -
У.К.Клифорд (1845-1879) и Т. Г. Гексли.
Классиком биологизма является Чарлз
Дарвин с его учением о "борьбе за существование".
Против биологизма и эволюционизма
выступает романтико-идеалистическое,
испытывающее влияние христианства
течение, поддерживаемое прежде всего
Джемсом Мартином (1805-1900),
А.К.Фрэзером (1819-1914) и Робертом
Флинтом (1838-1900). Под влиянием нем.
идеализма находятся также представители
этики Томас Карлеш, Генри Зидвик и
Т.Х.Грин. Однако собственно кантианство,
как и гегельянство, в англ. философии не
возникло. В то же время мысли Канта и Гегеля
не раз оказывали влияние на англ. философию:
гегельянцем является, напр.,
Цж.Х.Стирлинг. Делались самые различные
попытки синтеза идеализма и биологизма
(в этой связи примечательна книга
Д.Г.Ритчи "Darwin and Hegel", 1893). Неогегельянцами
являются Фрэнсис Герберт
Брэдли, Бернард Бозанкет и Д. Мак-Таггарт
(1886-1925). Психологию как биологически
обосновываемую теорию сознания
продолжали развивать, в частности,
Джеймс У орд, Дж. Ф. Стоут (
...Закладка в соц.сетях