Жанр: Энциклопедия
Сто великих мыслителей
...ика, геометрия, астрономия и музыка) Эти науки назывались искусствами
потому, что наукой в средние века было принято называть только теологическое
знание А все то, что было свободно от его влияния, именовали "свободными
искусствами"
Итак, "отцом схоластики" принято считать философа Эриугену, жившего в IX веке
Причем с формальной точки зрения именно он является первым средневековым
философом. Ведь "средневековье", согласно исторической науке, начинается после
окончательного крушения западноримской империи, которое произошло в 476 году
Поэтому средневековьем обычно называют период с V по XV век в европейской
истории
Разумеется, суть средневековой философии определилась задолго до средневековой
эпохи А потому Эриугена, как и его последователи, апеллирует к уже существующим
образцам, не пытаясь начать все сначала и изображать из себя первопроходца.
О жизни Эриугены известно мало По свидетельству его современника Пруденция
Труасского, он родился в знатной семье в Ирландии, по происхождению был кельтом
Переселившись в Галлию, Эриугена нашел приют при дворе Карла Лысого (не позже
847 года) и пользовался особым расположением короля, слывшего покровителем наук.
Мыслитель руководил придворной школой Он писал и стихи, хотя не был поэтом по
призванию Эриугена имел большой авторитет и, хотя был светским человеком,
консультировал церковников по теологическим вопросам Однажды мыслитель был
приглашен епископами Гинкмара из Реймса и Пардула из Лиона на диспут по вопросу
о предназначении человека Считалось, что одним людям судьбой неизбежно
предназначен ад, другим - спасение в раю
В связи с этим Эриугена написал работу "О божественном предназначении", в
которой доказывал, что человеку не может быть предназначен рай или ад, ведь
главное, чем Бог наградил человека, - это свобода выбора А поскольку Бог
изначально Добр, то он предопределяет человека к выбору Добра Поэтому в конечном
счете все, включая Сатану, вернутся к Богу Работа полу134
100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
ИОАНН СКОТТ ЭРИУГЕНА
135
чилась нетрадиционной и была признана церковью еретической Это сочинение, в
котором решение спорного вопроса давалось с отвлеченно-философской точки зрения
и допускались явные вольности в истолковании некоторых мест в творениях
Августина Блаженного, вызвало бурю негодования со стороны франкских богословов.
Учение философа показалось опасной ересью и стало предметом резких опровержений,
затем было осуждено на соборах в Балансе (855) и Лангре (859), папа Николай I
выразил свое согласие с последним собором, где осуждались взгляды Эриугены.
Несмотря на единодушное осуждение церковью его сочинения о предопределении,
Эриугена по-прежнему пользовался расположением короля и при его дворе проводил
свои философские занятия. В Ирландии он в совершенстве овладел греческим и
латинскими языками и наслаждался трудами древних авторов, восхищаясь ходом их
мыслей.
Из греческих авторов наибольшее влияние оказал на Эриугену Псевдо-Дионисий
(возможно, он был судьей в Ареопаге, где состоялась встреча с апостолом Павлом).
Когда выяснилось, что сочинения были скомпонованы много позже автором
неоплатонической формации, то появилась приставка "псевдо". В центре размышлений
Псевдо-Дионисия - Бог, познание которого начинается позитивным образом, а
заканчивается негативным Сначала ему приписывается все лучшее и простое тварного
мира, затем последовательно отрицается. Бог - по ту сторону любого понятия, выше
человеческого познания. Он сверхбытие, сверхсущность, сверхдоброта, сверхжизнь,
сверх-дух.
По поручению короля Эриугена переводит произведения ев Псевдо-Дионисия
Ареопагита. Возможно, это поручение связано также со спором о предопределении,
так как оппоненты в качестве доказательства своей правоты ссылались именно на
авторитет Дионисия, используя сомнительный перевод аббата Гильдуина из Сен-Дени.
В 861 или 862 году Николай I, до которого дошли слухи, что Эриугена не
собирается отступать от своих взглядов, потребовал переслать сделанный им
перевод в Рим, для тщательного изучения. Позже, в 875 году, Анастасий
Библиотекарь в письме своем к Карлу Лысому выражал свое восхищение переводом
Эриугены. Схоласты еще долго пользовались им, даже тогда, когда появились более
точные переводы.
После первого опыта, снова по поручению короля, Эриугена перевел одно из
сочинений св. Максима Исповедника. Изучая работы древнегреческих мыслителей,
Эриугена выработал собственное религиозно-философское мировоззрение. Главный его
труд "О разделении природы" еще при жизни философа был осужден церковью, причем
два раза. Сочинение написано в виде диалога между учителем и учеником, посвящено
Вульфаду
Эта основная работа Эриугены в пяти книгах в форме диалога вводит четыре ступени
бытия: природа, которая не сотворена, но творит, природа сотворенная и творящая,
природа сотворенная, но не творящая, природа не сотворенная и не творящая.
Природа несотворенная и творящая - это Бог Поскольку он совершенен, он
непостижим.
Природа сотворенная и творящая - это Божественный Разум, или Логос, или
всеведение Бога, в коем содержатся архетипы всех вещей. В свете божественной
предначертанности всякая тварь вечна "Все, что в Нем, остается всегда - это
вечная жизнь". Все, размещенное в пространстве и во времени, меняющееся и
падающее, по отношению к моделям менее совершенно и истинно. Модели и архетипы
множественны и различны лишь для нас, но не для Бога Тот, кто делает эти модели
действующими причинами, выводя из них все индивидуальное, - Святой Дух.
Природа сотворенная, но не творящая. Это мир, созданный в пространстве и во
времени, но другого мира уже не создающий Мир, каким его хотел сделать Бог, -
его проявление. Чувственный и множественный его аспект есть выражение
первородного греха, последний же его смысл - человек, призванный стать подобным
Богу. Сущность человека - его душа, ее инструмент - тело. "Тело - наше, но мы -
не тело"
Природа несотворенная и нетворящая - снова Бог, последний предел в возвратном
движении Призвание человека с момента своего возникновения - уподобиться Сыну
Божьему, который воплотился, чтобы указать дорогу назад Поэтому факт инкарнации
естествен и сверхъестествен одновременно. Путь назад имеет свои фазы, сначала
распад тела на четыре элемента, затем воскрешение его во славе; распад телесного
человека на дух и изначальные архетипы, наконец, когда человеческая натура
окажется вблизи Бога, как воздух вокруг источника света, все пребудет в Боге, и
Бог во всем. При этом угрозы утраты индивидуальности нет: как железо не
аннигилирует, будучи раскаленным в горне, так всякая тварь сохраняет свою
уникальность в более высокой форме. "Бог, сам по себе непознаваемый, частично
раскрывает себя в своих созданиях, и создание - чудо невыразимое - обращение в
Бога"
Итак, Эриугена пытается обосновать мировую гармонию, в которой с Бога все
начинается и им же завершается.
Род синтеза, проделанного Эриугеной, особенно впечатляет на фоне фрагментарной
культуры IX века. Земной порядок вещей ориентировался на небесный, а
политическое обустройство оказывалось между тем и другим Унификация светской и
религиозной власти опиралась на идею глобального сообщества, где явным было
доминирование духовного элемента (Церкви) над земным и, следовательно,
имперским.
Никакая власть, полагает Эриугена, не может отказать разуму в том, что ему
предписано. Истинная власть никогда не станет перечить истинному разуму, как и
последний не пойдет против законной власти, ведь оба они исходят из одного и
того же источника' премудрости Всевышнего Диалектика, по Эриугене, это
божественное искусство Поэтому люди не изобретают диалектику, но открывают ее
для себя, как инструмент познания реальности и восхождения к Богу. Любое
разведение философии и религии для Эриугены поэтому неосмысленно "Истинная
философия не что иное, как религия, а подлинная религия - это правдивая
философия". Поэтому "Никто не восходит на небо иначе, чем через философию".
О том, где и когда окончился жизненный путь Эриугены, точных сведений нет
Существовало несколько версий Вильгельм Мальмсберийский (XII век) рассказывает,
что, переселившись в Англию, Эриугена был учителем в маль136
100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
сберийском аббатстве и через несколько лет погиб от рук учеников, которые
воспользовались для этого письменными приборами Эриугены, за это он был признан
мучеником и память о нем хранит его гробница в церкви и эпитафия По другой
версии, Эриугена, под видом ученого и просвитера Иоанна, закончил свои дни в
Англии при дворе короля Альфреда из Галлии Но это только предположения
АБУ-НАСР ИБН МУХАММЕД ААЬ-ФАРАБИ
(870-950)
Философ, ученый-энциклопедист, один из главных представителей восточного
аристотелизма, переплетающегося с неоплатонизмом Прозвище - Второй учитель
(после Аристотеля) Жил в Багдаде, Алеппо, Дамаске. Основные сочинения- "Геммы
мудрости", "Трактат о взглядах жителей добродетельного города", трактат о
классификации наук, "Большая книга о музыке".
.**?..
Аль-Фараби родился в 870 году в районе Фараба, в городке Васидж, у впадения реки
Арысь в Сырдарью (территория современного Казахстана) Он выходец из
привилегированных слоев тюрков, о чем свидетельствует слово "тархан" в составе
его полного имени Абу-Наср Мухаммад Ибн Мухаммед Ибн Тархан Ибн Узлаг аль-Фараби
ат-Турки
Стремясь познать мир, аль-Фараби покинул родные места По одним сведениям, он
ушел в юности, по другим - в возрасте около сорока лет Аль-Фараби побывал в
Багдаде, Харране, Каире, Дамаске, Алеппо и других городах Арабского халифата
В пределах Арабского халифата и протекала большая часть жизни и творчества альФараби
При династии Аббасидов столицей был Багдад, где зарождались все духовные
течения, получившие распространение в халифате
Аль-Фараби говорит о Багдаде как о коллективном городе Этот город самый
"восхитительный и счастливый из невежественных городов и своим внешним видом
напоминает цветастое и красочное одеяние и в силу этого оказывается любимым
кровом каждого, ибо любой человек в этом городе может удовлетворить свои желания
и устремления Потому-то народ стекается [в этот город] и оседает там Его размеры
безмерно увеличиваются В нем рождаются люди разных родов, имеют место браки и
половые связи разного вида, здесь рождаются дети самого разного рода, воспитания
и происхождения Этот город состоит из многообразных, входящих друг в друга
объединений с отличАБУ-НАСР
ИБН МУХАММЕД АЛЬ-ФАРАБИ
ными друг от друга частями, в которых чужеземец не выделяется из местного
населения и в которых объединяются все желания и все действия Поэтому очень
возможно, что с течением времени в нем могут вырасти самые достойные [люди] Там
могут существовать мудрецы v ораторы, поэты всех видов"
Но, несмотря на кажущуюся благоприятную обстановку коллективного города, альФараби
отнес его не к добродетельному городу, а к "невежественным" городам, ибо
в нем контрасты добра и зла проявлялись сильнее, чем где бы то ни было
В источниках есть упоминание о том, что до своего увлечения науками аль-Фараби
был судьей, но, решив посвятить себя поискам истины, бросил эту должность,
занявшись светскими делами, в частности преподавательской деятельностью
Рассказывается также и о том, как он приобщился к знаниям Однажды один из
близких людей отдал аль-Фараби на хранение большое количество книг, среди
которых было много трактатов Аристотеля Аль-Фараби в часы досуга начал листать
эти книги и настолько увлекся ими, что бросил должность кади Этот случай якобы
сыграл решающую роль в его судьбе, он стал великим ученым
Известно, что аль-Фараби до приезда в Багдад владел тюркским языком и некоторыми
другими, но не знал арабского Надо отметить, что он много времени уделял
изучению языков и в этом достиг поразительных результатов в конце жизни он
владел более чем семьюдесятью языками Живя в Багдаде, аль-Фараби в короткий срок
в совершенстве овладел арабским языком и начал заниматься различными науками,
прежде всего логикой В это время в Багдаде наиболее популярным мыслителем и
философом-наставником был Абу-Бишр Матта бен-Йунис Он был известен не только в
Багдаде, но и, пожалуй, во всех культурных центрах Арабского халифата как
крупный комментатор логического наследия Аристотеля Ряды его учеников пополнил
аль-Фараби, который прилежно записал со слов Абу-Бишр Матта комментарии к трудам
Аристотеля по логике Влияние багдадского учителя на аль-Фараби, по
свидетельствам современников, было весьма значительным, ибо Абу-Бишр Матта
обладал прекрасным стилем, тонкой культурой комментирования логического наследия
Стагирита он удачно избегал сверхсложных конструкций, умело сочетая глубину с
простотой изложения Все эти достоинства стичя Абу-Бишр Матта были целиком
усвоены его достойным учеником
В период жизни в Багдаде аль-Фараби совершил поездку в город Харран со
специальной целью обучиться некоторым особым приемам логики у мыслителяхристианина
Йуханны бен-Хаилана, которыми тот прославился в мусульманском мире
Вернувшись в Багдад, аль-Фараби углубился в изучение наследия Аристотеля, он
обретает легкость восприятия идей и совокупности задач и проблем, поставленных
великим греком О трудоемкости усвоения наследия Аристотеля арабоязычными
мыслителями говорит хотя бы фраза, которая была написана аль-Фараби на копии
аристотелевского трактата "О душе" "Я прочел этот трактат двести раз" Детальное
комментирование всех трудов античных авторов требовало буквального знания и
запоминания текста Ясно, что в этой фразе содержится призыв к постоянному,
многократному возвращению к одним и тем же источникам, и в этом, по-видимому,
состоит один из важнейших принципов обучения философии того времени
100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
Однажды у аль-Фараби спросили "Кто больше знает - ты или Аристотель9" Он ответил
"Если бы я жил в тот период и встретился с ним и занимался бы у него, то я мог
бы быть его лучшим учеником"
Результатом разносторонних научных изысканий аль-Фараби явился трактат "О
классификации наук", в котором в строгом порядке были перечислены науки того
времени, определен предмет исследования каждой По свидетельствам современников,
"ничего подобного никто ранее не писал и подобного плана не придерживался, и она
незаменима для изучающих науки"
В Багдаде аль-Фараби основательно пополняет свои знания входит в контакт с
видными учеными и довольно быстро становится самым авторитетным среди них
благодаря эрудиции, силе мысли и величию характера Но в среде догматически
настроенных богословов возникает неприязнь ко всему строю мышления аль-Фараби,
нацеленному на открытие рационалистических путей познания и поиски достижения
для людей счастья в земной жизни, а не в потустороннем мире В конце концов альФараби
вынужден покинуть Багдад
Он направляется в Дамаск, но не останавливается в нем, путь его лежит в Египет В
своей книге "Гражданская политика" он упоминает, что начал ее в Багдаде, а
кончил в Каире (Миср) После путешествия аль-Фараби вернулся в Дамаск, где прожил
до конца своих дней, ведя в нем уединенный образ жизни Несмотря на
покровительство правившего в те времена в Дамаске Сайф ад-Даулы бен-Хамдани, он
избегал придворной жизни, редко присутствовал на приемах
Как-то раз в Дамаске аль-Фараби пришел к правителю Сайф ад-Дауле, когда у него
происходило собрание ученых Когда аль-Фараби вошел в зал, где правитель
восседал на троне, тот предложил ему сесть Тогда ученый спро сил "Как сесть,
сообразно моему сану или сообразно твоему9" "Сообразно твоему", - ответил
правитель Тогда аль-Фараби прошел мимо всех эмиров и сел окало трона Государь
рассердился и сказал своему телохранителю на таи ном языке, который знали только
немногие посвященные "Этот тюрк нару шил все правила приличия, поэтому когда он
встанет (по окончании собрания), тогда вы накажете его за невоспитанность" Тогда
аль-Фараби спросил "Я никакого проступка не совершил, за что я буду наказан9"
Услышав этот вопрос, изумленный Сайф ад-Даула спросил "Ведь в народе этого языка
никто не знает, где и у кого ты его изучал9" Аль Фараби ответил "Мне пришлось
изучать многие языки, я знаю больше 70 их" В этот момент кто-то из ученых задал
вопрос, и началась дискуссия среди собравшихся Никто не мог ответить на этот
вопрос, и тогда Второй учитель всесторонне разъяснил его, и никто не смог с ним
спорить Правитель обратился к аль-Фараби "Судя по всему, ты и есть тот, кого
среди знатоков тайн мира называют "вторым" после Аристотеля9" Аль-Фараби ответил
утвердительно И пришлось Сайф ад-Дауле просить у него прощения за то, что не
узнал мудреца и обидел его, а аль-Фараби пожелал правителю здоровья
Обыкновенно большую часть дня он проводил на краю бассейна или в тенистом саду,
где писал книги и беседовал с учениками Свои сочинения он записывает на
отдельных листах (поэтому почти все созданное им приняло форму отдельных глав и
записок, некоторые из них сохранились лишь в фрагментах, многие не были
закончены) Аль Фараби был очень непритязатель
АБУ-НАСР ИБН МУХАММЕД АЛЬ-ФАРАБИ
ным человеком Его жизненные потребности ограничивались суммой в четы ре
дирхема, которые он ежедневно получал из казны Сайф ад-Даулы Умер он в возрасте
восьмидесяти лет и был погребен за стенами Дамаска у Малых ворот Сообщают, что
молитву по нему на четырех папирусах читал сам правитель
Смерть не страшна добродетельному человеку, считал аль-Фараби Перед лицом ее он
сохраняет достоинство, не впадает в смятение и ценит жизнь, стараясь продлить ее
Добродетельный человек не боится смерти и желает продолжения жизни для
совершения блага Поэтому он не стремится приблизить смерть, но встречает ее
достойно Если такой человек умирает, то нужно оплакивать не его, в эпикурейском
духе заявляет аль-Фараби, а его сограждан, которым он был нужен
Философская деятельность аль-Фараби многогранна, он был ученым-энциклопедистом
Об этом свидетельствуют и названия трудов "Рассуждения Второго учителя альФараби
о значении слова "интеллект", "О том, что должно предшествовать изучению
философии", "Об общности взглядов двух философов - Божественного Платона и
Аристотеля", "Трактат о взглядах жителей добродетельного города" и др Общее
количество работ философа колеблется между 80-ю и 130-ю Есть трактаты, состоящие
из 2-3 страниц, но есть многотомные
Аль-Фараби стремился постичь конструкцию мира систематически Начало выглядит
вполне традиционно - это аллах Середина - это иерархия бытия Человек это
индивид, постигающий мир и действующий в нем Конец - достижение подлинного
счастья Проблему возникновения мира аль-Фараби решает в духе неоплатоников -
умножением бытия, в резу!ьтате чего возникают земные стихии - люди, животные,
растения и пр
Большое значение аль-Фараби придавал уяснению места человека в познании
Чувственное познание осуществляется посредством восприятия и во ображения, но
такое познание, согласно аль-Фараби, не позволяет постичь сущности Это
возможно только посредством разума, который существует в различных формах - как
пассивный актуальный, приобретенный, деятель ный
"Трактат о взглядах жителей добродетельного города" - одно из самых зрелых
произведений аль-Фараби Он создан в 948 году в Египте как перера ботка и
логическая систематизация почти всех воззрений мыслителя на осно ве написанного
в Багдаде и Дамаске текста под названием "Гражданская политика"
Для достижения счастья необходимо прежде всего теоретическое обоснование его
Философия в достижении счастья имеет существенное значение "Поскольку мы
достигаем счастья только тогда, когда нам присуще прекрасное, а прекрасное
присуще нам только благодаря искусству философии, то из этого необходимо
следует, что именно благодаря философии мы достигаем счастья" В свою очередь для
овладения философией необходим и хороший нрав, сила ума Последняя
культивируется искусством логики
Аль-Фараби развил учение о "добродетельном городе", во главе которого стоит
философ, передающий своим согражданам истины философии Руко водствуясь
этическими установками Аристотеля, аль-Фараби идет вслед за
100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
Платоном Он полагает, что цель человеческой деятельности - счастье, кото рого
можно достигнуть лишь при помощи разумного познания Общество мыслитель
отождествлял с государством Общество - тот же человеческий организм
"Добродетельный город подобен совершенному здоровому телу, все органы которого
помогают друг другу, с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа и сделать ее
наиболее полной"
должен обладать всеми добродетелями здоровьем, проницательным умом,
совестью, знаниями и ласковым обращением со своими подданными
АВИЦЕННА (ИБН СИНА)
(ок 980-1037)
Ученый, философ, врач, музыкант Жил в Средней Азии и Иране, был врачом и везиром
при разных правителях В философии продолжал традиции арабского аристотелизма,
отчасти неоплатонизма Основные философские сочинения "Книга исцеления", "Книга
указаний и наставлений", "Книга знания", энциклопедия теоретической и
клинической медицины "Канон врачебной науки" (в 5-ти частях)
На Востоке его называли "аш-Шейх" Мудрец, Духовный Наставник, или "ар-Раис"
эпитета, "аш Шейх ар Раис" У него было еще одно почетное звание "Худжат альХак",
то есть Авторитет Истины А на Западе, в средневековой христианской Европе,
он прославился под латинизированным именем Авиценна Абу-Али аль-Хусейн Ибн
Абдаллах Ибн Сина - полное имя ве ликого ученого и философа
Родился аш-Шейх ар-Раис в 980 году в одном из селений близ Бухары Его отец -
чиновник по финансово-податной части был не лишен научных
и философских знаний и был связан с исмаилитскими кругами По своему философскому
содержанию исмаилитское учение представляло собой синтез античной мудрости и
религиозно-философских воззрений Востока
По разговорам дома с приезжавшими из фатимидского Египта исмаилита-ми, он, по
его словам, еще в детском возрасте приобщился к некоторым философским понятиям
Об этом он рассказывал своему ученику так "Отец был среди тех, кто откликнулся
на проповедь египтян, и стал считаться исмаили том Он, а с ним и мой брат,
слушал их рассуждения о душе и разуме как об этом говорят и как это понимают они
сами Иногда, бывало, они обсуждают эти вопросы между собой, а я прислушиваюсь к
ним, понимаю, о чем говорят, но душой не принимаю, и они начинают меня убеждать
Заводили они также
АВИЦЕННА (ИБН СИНА)
Посмотри в окно!
Чтобы сохранить великий дар природы — зрение,
врачи рекомендуют читать непрерывно не более 45–50 минут,
а потом делать перерыв для ослабления мышц глаза.
В перерывах между чтением полезны
гимнастические упражнения: переключение зрения с ближней точки на более дальнюю.
разговоры о философии, геометрии и индийском счете" Беседы эти происходили в
Бухаре, когда переселившийся сюда вместе с семьей Абу-Али уже получил
первоначальное образование, изучив, в частности, Коран и словесные дисциплины к
десяти годам столь основательно, что ему "диву давались"
Овладев затем основами мусульманского права и математики, Абу-Али приступил к
занятиям с приехавшим в Бухару ученым Абу-Абдаллахом ан-Натили Учеба подвигалась
быстро, и вскоре одаренному ученику пришлось самому растолковывать учителю
некоторые слишком тонкие для того вопро сы После этого он взялся за
самостоятельное штудирование книг по физике и метафизике "Вскоре, - вспоминает
Ибн Сина, - во мне пробудилась склон ность к медицине, и я взялся за изучение
посвященных ей сочинений Врачебная наука отнюдь не относится к разряду трудных,
а потому я преуспел в ней за самый короткий срок настолько, что учиться у меня
медицине начали почитаемые всеми врачи Пока я пользовал больных, мне открылись
такие дающиеся опытом способы лечения, которые нигде не были описаны И было мне
в ту пору от роду шестнадцать лет"
Работа над первоисточниками и комментаторскими сочинениями по логике, физике и
математике шла в очень напряженном ритме "За это время не выпало и ночи, чтоб я
вдоволь отоспался, и не было случая, чтоб я в течение дня занимался чем-нибудь
посторонним Я клал перед собой стопкой листы бумаги и, разбирая доказательства,
каждый раз записывал, какие у оных силлогистические посылки, каков их порядок,
какие выводы из них могут следовать, и при этом старался не упустить из виду
условий, коим должны отвечать их посылки, и так до тех пор, пока наконец вопрос
не становился мне ясен Если с тем или иным вопросом у меня не ладилось и мне не
давался в нем средний термин силлогизма, я отправлялся в соборную мечеть и
молился, взывая о помощи к Создателю Вселенной, пока мне не отмыкалось то, что
было замкнутым, и облегчалось то, что было многотрудным Возвратившись домой, я
ставил перед собой светильник и вновь принимался читать и делать записи Всякий
раз, как одолевала меня дрема или чувствовалась усталость, я обращался к кубку с
вином и пил, чтоб ко мне вернулись силы, и затем возоб новлял занятия, а всякий
раз, как мною овладевал сон, мне те же самые вопросы являлись в сновидении, и
немало их мне прояснилось во сне И так продолжалось до той поры, пока я
окончательно не окреп во всех науках и стал разбираться в них в меру
человеческих возможностей Все, что было познано мною тогда, таково, будто я
познал это только теперь, по сей день к тому не прибавилось ровно ничего". -
рассказывал философ многие годы спустя
Впрочем, именно при штудировании Аристотелевой "Метафизики" у мо лодого Абу-Али
возникли неожиданные затруднения "Замысел сей книги оказался для меня столь
неясен, что она была вот уже сорок paj как перечитана и запомнилась мне
наизусть, а я все равно не мог уразуметь ни самой ее, ни ее назначения
Отчаявшись, я сказал себе вот книга, к постижению которой нет ни единого пути"
Но помог случай, приведший его на книжный базар и столкнувший с книгопродавцом,
который уступил ему за три дирхема некую книжку по философии "Покупаю, -
вспоминает он, - и оказывается, что это сочинение Абу-Насра аль-Фараби о целях
книги "Метафизика" Вернув
100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
шись домой, я тотчас принялся за чтение, и предо мною разом раскрылись це
...Закладка в соц.сетях