Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих мыслителей

страница №16

ли этой
книги, ведь она еше прежде мне запомнилась наизусть Возрадовавшись, назавтра я
щедро одарил бедных во благодарение Всевышнего Аллаха" Из двух работ аль-Фараби,
посвященных "Метафизике", в руки Абу-Али вероятнее всего попала та, что известна
под названием "Книга букв"
Тем временем об Ибн Сине уже распространилась слава как об искусном враче Молва
эта дошла и до правителя Бухары Нуха Ибн Мансура, страдавшего от болезни, с
которой не в силах были справиться его врачи Эмир вызвал к себе
семнадцатилетнего Абу-Али, и тот, после участия в его лечении, "служением ему
удостоился отличия", получив, в частности, доступ к редчайшему собранию книг в
эмирской библиотеке (библиотека вскоре сгорела, и злые языки говорили, что это
дело рук Абу-Али, стремившегося таким путем монополизировать почерпнутые из
уникальных книг знания) К восемнадцати годам, вновь подчеркивает Абу-Али, "со
всеми этими науками уже было покончено С тех пор у меня ровно ничего не
обновилось"
Годы учения сменились годами странствий, когда у Абу-Али умер отец и он более не
мог оставаться в Бухаре, перешедшей еще до этого под власть Караханидов В период
между 1002 и 1005 годами Ибн Сина переехал в Гургандж - столицу Хорезма,
которая, оставаясь в стороне от политических бурь, переживала тогда период
расцвета Научная жизнь города концентрировалась вокруг "академии Мамуна",
объединявшей ряд известных ученых, среди которых выделялись аль-Бируни, альМасихи,
аль-Хаммар и аль-Ар-рак К этому ученому сообществу примкнул и Ибн Сина,
который по прибытии в Гургандж был принят на службу хорезмшахом Али Ибн Мамуном
По сведениям, содержащимся в "Четырех беседах" Низами Арузи, Ибн Сина и другие
ученые при дворе хорезмшаха "имели полную обеспеченность в мирских благах", жили
дружно, наслаждаясь научными дискуссиями и перепиской Но около 1008 года эта
безмятежная жизнь сменилась для Ибн Сины серией скитаний по Хорасану и
Табаристану
О причине своего вынужденного отъезда из Хорезма Ибн Сина предпочитал не
говорить, но она раскрывается в сочинении Низами Арузи Дело в том, что Махмуд
Газневид направил к Али Ибн Мамуну посла с письмом, в котором приглашал (а
фактически требовал) к себе находившихся при дворе хорезмшаха прославленных
ученых Вызвав их, хорезмшах признался, что не может ослушаться приказа грозного
завоевателя, но решение вопроса о принятии "приглашения" оставил на усмотрение
самих ученых Аль-Бируни, аль Хаммар и аль-Аррак были вынуждены принять его, а
Ибн Сина и аль-Масихи отвергли Велев последним немедленно покинуть город,
хорезмшах объявил послу султана, что приглашение его повелителя принято тремя
учеными, а Ибн Сины и аль-Масихи в Хорезме нет
Дерзкий поступок Абу-Али привел султана в ярость, он повелел размножить его
портрет в "сорока экземплярах" и разослать их во все края с предпи санием найти
строптивца и доставить к нему в Газну Но эти меры ничего не дали Скитания Ибн
Сины, в самом начале которых он похоронил в песках Хорезмской пустыни умершего
от жажды аль-Масихи, завершились в Гургане (Джурджане) Здесь один из местных
поклонников науки поселил ученого в специально купленном для него доме, где
ежедневно навещавший его альАВИЦЕННА
(ИБН СИНА)

143


Джузджани записывал под диктовку учителя создаваемые им трактаты В гур-ганский
период творчества (1012-1014) Ибн Сина, в частности, начал работать над "Каноном
врачебной науки"
Преследования Махмуда не прекращались, и Абу-Али вновь пустился в путь, который
привел его на этот раз в Рей город, ставший при буидском правителе Фахр ад-Дауле
крупным научным центром с богатой библиотекой К приезду Ибн Сины обстановка
здесь была такова, что власть в эмирате узурпировала вдова Фахр ад-Даулы,
регентша при его сыне и наследнике Маджд ад-Дауле При дворе "государыни" АбуАли
выполнял обязанности врача
Повторные поползновения султана Махмуда заполучить к себе Ибн Сину заставили его
покинуть и этот город, откуда он попал сначала в Казвин, а потом в Хамадан Годы
его жизни в Хамадане (1015-1024) ознаменовались тем, что он свою научную
деятельность сочетал с весьма активным участием в политических и государственных
делах эмирата За успешное лечение правителя Хамадана Шамс ад-Даулы он получил
должность везира, но нажил себе врагов в военных кругах, которых, вероятно, не
устраивали его идеи, изложенные им тогда же в книге "Ведение дел, связанных с
войском, мамелюками, воинами, их провиантом и взиманием государственных налогов"
Дошло до того, что дом визиря подвергся осаде и разграблению, а сам он был
схвачен и едва не расстался с жизнью Эмир отклонил требование военных предать
Ибн Сину казни, но принял компромиссное решение сместить его с занимаемой
должности и выслать за пределы своих владений
"Сорок дней" скрывался Абу-Али у одного из знакомых, пока с эмиром не случился
очередной приступ одолевавшей его болезни, который заставил его отыскать
ученого, извиниться перед ним и назначить вновь своим министром Неотлучно
следовавший повсюду за своим учителем аль-Джузджани предложил ему тогда же
взяться за комментирование трудов Аристотеля "Он ответил, - пишет аль-Джузджани,
- что у него сейчас для этого нет свободного времени, но добавил "Если тебя
устроит, чтоб я написал книгу, в коей изложил бы из этих наук то, что
представляется мне истинным, не входя в дискуссии с теми, кто придерживается
отличной от моей точки зрения, и не утруждая себя их опровержением, то я сделаю
это" Я согласился, и, начав с раздела о физике, он приступил к написанию
сочинения, которое было названо им "Исцеление"
Новые перемены в жизни Абу-Али произошли после того, как от очередного приступа,
случившегося с ним в походе, умер Шамс ад-Даула и власть в эмирате перешла к его
сыну Ибн Сине было предложено вновь занять пост визиря, но он отказался и
предложил свои услуги эмиру Исфахана Аля ад-Дауле, войдя с ним в тайную
переписку Пока, укрываясь в доме некоего аптекаря, ученый работал над "Книгой
исцеления", тайна его сношений с исфаханским правителем была раскрыта, недруги
выдали место, где он укрывался, Ибн Сина был схвачен и заточен в крепость
За четыре месяца, проведенных в заключении, Абу-Али написал три работы, в том
числе "Трактат о Хайе, сыне Якзана" Ибн Сина находился еще в неволе, когда
Хамадан был взят войсками Аля ад-Даулы, а потерпевший пора жение эмир очутился в
той же крепости, куда в качестве узника препроводил недавно бывшего визиря
После того как Аля ад-Даула оставил город, хама144

100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
данский правитель покинул крепость вместе с Ибн Синой и обратился к нему с
щедрыми посулами, предлагая остаться при нем, но уговоры оказались на прасными
При первом же удобном случае Абу-Али, переодевшись дервишем выскользнул из
города и направился в Исфахан
При дворе Аля ад-Даулы ему был оказан радушный прием Эмир повелел, чтобы каждую
пятницу в его присутствии устраивались собрания ученых, и по заверению альДжузджани,
его учитель не был превзойден никем ни в одной из затрагивавшихся там
отраслей знания Проведенные им в Исфахане последние годы жизни (1024-1037) были
для Ибн Сины самыми плодотеор ными Этому в немалой степени способствовало то
участливое внимание, ко торое он встречал в своих научных устремлениях у эмира
(историограф Ибн аль-Асир характеризует последнего как "дурно верующего" и
обвиняет в том что как раз из-за его тлетворного влияния Ибн Сина впал в "ересь"
и восстал против богооткровенной религии) Именно здесь он завершил свою
энциклопедическую "Книгу исцеления" (последние разделы дописывались в походе, в
котором Абу-Али сопровождал эмира) и создал другие важные философские
произведения "Книгу спасения", "Книгу знания", "Книгу указаний и приме чаний",
"Восточную философию" и "Книгу справедливого разбирательства" Рукопись
последнего из перечисленных трудов, насчитывавшая двадцать томов, вскоре исчезла
во время вражеского нашествия газневидов
Пути Абу-Али и султана Махмуда (а с 1031 года его преемника Масуда) никогда не
пересекались потому, что этого не хотел дороживший своей независимостью
свободомыслящий философ Но именно данное обстоятельство во многом определило
всю его скитальческую жизнь, и оно же в конечном счете приблизило его смерть
По словам аль-Джузджани, роковая болезнь (колики) у него началась во время
неудачных для Аля ад-Даулы военных действий, которые тот предпринял против
одного из газневидских полководцев, прославившихся своими расправами над
жителями Рея и Персидского Ирака "Опасаясь, что эмира вынудят к отходу и что
отступать со всеми ему не удас тся из-за болезни, Учитель хотел излечиться во
что бы то ни стало и промывал себе кишечник по восемь раз в день В итоге у него
воспалилась одна из кишок, на ней образовались язвы Вместе с Аля ад-Даулой ему
пришлось спешно двигаться в направлении Изаджа, и там у него начались припадки
которыми иногда сопровождаются приступы колик В таком состоянии Учи тель был
доставлен в Исфахан, где он занялся собой сдавший настолько, что был не в силах
стоять на ногах, он не переставал лечить себя до тех пор, пока смог ходить и
бывать при дворе Аля ад-Даулы Затем, когда Аля ад-Даула направился в Хамадан
и его сопровождал Учитель, болезнь в пути возобновилась и не отпускала его до
самого Хамадана Он знал, что силы его пришли в упадок и их уже слишком мало,
чтоб отогнать болезнь, а посему течением своим пренебрегал и говорил
"Управитель, что ведал доселе моим телом, управлять отныне не способен, во
врачевании теперь уж проку нет"
Абу-Али умер, когда ему было 56 лет и 10 месяцев С тех времен, как начались его
скитания, аш-Шейх ар-Раис так и не познал радостей семейной жизни Его
одиночество в какой-то мере скрашивалось общением с любимыми учениками, среди
которых выделяется, конечно, сопровождавший его последние двадцать пять лет
жизни аль-Друзджани
АВИЦЕННА (ИБН СИНА)

145


Ибн Сина был ученый, одержимый исследовательским духом и стремле нием к
энциклопедическому охвату всех современных ему отраслей знаний Когда некий
языковед, признав достоинства Абу-Али как философа и врача высказал сомнение
относительно его компетентности в филологии, Ибн Сина освоил в кратчайший срок
тонкости этой науки настолько, что смог разыграть языковеда-профессионала тремя
трактатами, написанными им в стиле трех известных филологов, а затем создать и
фундаментальный труд по арабскому языку
Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли Книги он не читал, а
перелистывал, задерживая внимание только на тех страницах, где разбирались
наиболее трудные вопросы Вместе с тем он был человеком на строения, натурой
эмоциональной и, можно даже сказать, импульсивной Не зависимость же суждений в
науке у него вполне гармонировала с равнодуши ем к впечатлению, которое могла
произвести на правоверных его склонность к чувственным наслаждениям, не всегда
вязавшимся со стереотипными пред ставлениями о мудреце, шейхе-наставнике, визире
и советнике эмира
Иногда Ибн Сину представляют чуть ли не как необузданного бражника, поводом для
чего служат его упоминания о застольях с учениками или без оных, хотя
положительное действие вина Ибн Сина оценивал прежде всею как медик
Но главное, это представление никак нельзя согласовать ни с содержанием, ни с
объемом созданных им трудов Философ отличался неисчерпаемой работоспособностью,
писал он и днем и ночью, в любой обстановке - дома, во временном пристанище,
скрываясь от врагов и соглядатаев, в заточении, в пути и даже в военных походах,
буквально не покидая седла Так что, если библиография его трудов, составленная
Алавати, насчитывает 276 названий, это количество воспринимается как вполне
реальное и правдоподобное Од нако многие произведения философа безвозвратно
утрачены, а попытки со ставить перечень его работ по одним их названиям
сталкиваются с большими трудностями одни и те же сочинения часто фигурируют под
разными названиями, либо, напротив, под одним и тем же названием скрываются
разные произведения Поэтому осторожные в своих выводах библиографы склонны
значительно сокращать перечень трудов мыслителя
Ибн Сина автор разнообразных и по форме, и по содержанию произведений В его
творческом наследии мы находим не только естественнонаучные и философские
трактаты, но и стихи, причем часть последних тяготеет к научно-популярному жанру
- таковы поэмы о логике, о медицине и о душе
Из нефилософских научных трудов мыслителя центральное место занимает, конечно,
"Канон врачебной науки" Это фундаментальное сочинение, в пяти книгах которого
Ибн Сина обобщил и систематизировал как накоплен ные к его времени медицинские
знания, так и собственный опыт практикую щего врача, на протяжении ряда столетий
было для Европы одним из основ ных руководств по медицине В ряде случаев автор
"Канона" предвосхищает открытия, совершенные в медицине намного более поздних
эпох
Из-за аллегоричности своей формы особняком стоят "Трактат о Хаие, сыне Якзана",
"Трактат о птицах" и "Трактат о Саламане и Абсале"

146


100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
Начиная с первого их печатного издания эти работы упоминаются с непременным
добавлением эпитета "мистические" Между тем именно в них, пользуясь
иносказаниями, Абу-Али выражает в наиболее смелой и одновременно метафорической
форме свои далекие от всякого мистицизма пантеистические взгляды Этот факт
ускользнул от внимания авторов двух обширных комментариев к наиболее интересному
в этом отношении "Трактату о Хайе, сыне Якзана" Немалое значение для уяснения
воззрений Ибн Сины имеет и "Трактат о любви", который с тех же времен и столь же
неправомерно причисляется к разряду мистических произведений
В философском же наследии ученого аналогичное место принадлежит "Книге
исцеления" ("Китаб аш-шифа"), многотомному сочинению, охватывающему все отрасли
философской науки логику, математику, физику и метафизику. Ибн Сина создал также
сокращенные варианты этой энциклопедии - "Книгу спасения" и "Книгу знания",
последнюю Абу-Али написал на родном ему языке фарси (дари) и тем самым выступил
в качестве основоположника ираноязычной философской литературы К упомянутым
трудам примыкает близкий к ним по проблематике трактат "Указания и примечания"
Сочинение это было написано Ибн Синой на закате жизни, оно отличается четкостью
и систематичностью По словам Ибн Аби-Усайбиа, автор очень дорожил и гордился им
Ибн Сина пытался соединить философию Аристотеля с неоплатонизмом Восточный
философ подразделяет знания на теоретические и практические, которые называются
так потому, что их предмет определяется исключительно человеческими действиями К
практическим наукам относятся этика, экономика, политика.
Ибн Сина не сомневался в возможности познать мир, придавая большое значение
логике и рассматривая ее как введение к любой науке
По законам логики осуществляется и божественная деятельность, имеющая тем самым
интеллектуальный характер Однако Бог не руководствуется при этом какой-либо
целью, и это означает, что развитие мира не носит фатального характера.
В вопросах психологии Ибн Сина также идет вслед за Аристотелем и различает
растительную, животную и разумную души Особо он рассматривает человеческую душу
и не отрицает ее бессмертия. Однако бессмертие он принимает не в прямом смысле,
а в философском, отрицая возможность переселения душ.
АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ
(1033-1109)
Теолог и философ, представитель ранней схоластики августиновского направления,
церковный деятель Вел борьбу за независимость церкви против королей Англии.
Развил так называемое онтологическое доказательство бытия Бога из самого понятия
Бога. Видел в вере предпосылку рационального знания: "верую, чтобы понимать"
АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ

147


Ансельм родился в 1033 году в Аосте, в Северной Италии, на границе с Пьемонтом
Отец его Гундульф, ломбардец, отличался расточительством Мать Эрмен-берга
происходила из местных дворян и была дальней родственницей графов Мо-рьенских,
правителей области. Семья вначале принадлежала к зажиточным, но все держалось
стараниями Эрменберги, благочестивой христианки и доброй хозяйки. Гундульф после
смерти жены довольно скоро все спустил.
У Ансельма была младшая сестра, с которой он впоследствии переписывался всю
жизнь. Эдмер - вероятно, со слов Ансельма - сообщает о рано проснувшемся у него
религиозном чувстве. В пятнадцать лет он несколько раз пытался уйти
в монахи, но встретил сопротивление отца. После смерти матери Ансельм все-таки
ушел из дому в сопровождении домашнего клирика Три года Ансельм скитался то по
Бургундии, то по Франции О его занятиях в эти годы ничего не известно. Историки
предполагают, что он, возможно, учился в каких-нибудь школах.
Наконец Ансельм оказался в знаменитой школе Ланфранка в Беке (Нормандия), в
монастыре, аббатом которого был Херлуин Лафранк в юности учился в Болонье и мог
бы рассчитывать на хорошую должность, но предпочел уклониться от муниципальных
забот. Он пригласил учеников, которым преподавал все, что сам знал: предметы
тривиума - риторику, грамматику, диалектику и право. Он был прекрасным ритором и
педагогом.
Ученики монастырской школы не были монахами, и многие, закончив курс, покидали
обитель Ансельм, с большим рвением взявшийся за учебу, стал делать успехи, и со
временем Ланфранк доверил ему вести некоторые занятия.
В 1060 году Ансельм стал монахом в Беке. В 1062 году Вильгельм II основал
монастырь Св. Стефана в Кане на Орне. Аббатом в этот монастырь он пригласил
Ланфранка Ансельма же Херлуин сделал в Беке приором вместо Ланфранка.
Ансельм из всех предметов тривиума отдавал предпочтение, видимо, диалектике. В
Беке он написал диалог "О грамотном", "Монологион" и "Просло-гион". Представился
также случай поспорить с Гаунило, результатом чего стали три диалога: "Об
истине", "О падении диавола" и "О свободе выбора"
При этом он оставался чутким наставником и воспитателем Монастырь, согласно
уставу, представлял собой в то суровое время организацию почти военную:
обязанности, занятия, отношения были строго регламентированы Ансельм обладал
мягким характером и предпочитал управлять доступными ему средствами: увещанием,
объяснением и сердитым молчанием, которое часто действовало лучше слов.

148


100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
В свободное время, то есть по ночам, Ансельм вычитывал и поправлял рукописи из
хранилища библиотеки
В 1066 году умер английский король Эдуард Исповедник На престол взошел
Вильгельм, герцог нормандский, разбивший отряды воссевшего было на престол вслед
за бездетным Эдуардом его шурина Гаральда Таким образом Вильгельм стал
"Завоевателем".

В 1070 году архиепископом кентерберийским был назначен Ланфранк, привезший с
собой уставы для монастырей и пытавшийся проводить преобразования в духе
григорианской реформы.
В 1078 году, в конце августа, умер аббат Херлуин. На его место избрали Ансельма.
Он стал вторым аббатом Бекского монастыря. На плечи Ансельма легло бремя
административных и хозяйственных забот Он должен был теперь управлять жизнью в
монастыре, а с другой стороны, представлять монастырь в суде графства. С этого
времени у Ансельма устанавливаются более прочные связи с Англией. В первый год
своего аббатства он посещает Ланфранка в Кентербери.
Во время приезда в Англию по делам монастыря Ансельм ближе познакомился с
Завоевателем, который очень его полюбил Эдмер говорит, что Ансельм был вторым
человеком, кроме Ланфранка, имевшим влияние на Вильгельма. В конце жизни
Завоевателю пришлось возвратиться в Нормандию и подавлять восстание, поднятое
там против него местными баронами. В июле 1087 году, проезжая по дымящимся
развалинам жестоко наказанного им французского города Манта, Вильгельм неудачно
упал с лошади, пропорол себе живот и через два месяца скончался в Руане.
Чувствуя приближение смерти, он послал за Ансельмом в Бек. Тот приехал,
остановился недалеко от Руана, но сам, будучи болен, не смог сидеть у постели
герцога, и они общались через гонцов.
Два старших сына - Роберт и Вильгельм Рыжий (Руф) унаследовали от отца худшие
качества: необузданность и грубость нрава. Роберт получил в наследство
Нормандию, родовое герцогство Вильгельм Рыжий был коронован в Англии
Год спустя после смерти Вильгельма умер Ланфранк - Вильгельм Рыжий не спешил
назначать нового архиепископа, преспокойно присваивая доходы церковных земель.
Ожидалось, что следующим архиепископом кентерберийским будет Ансельм' кто мог бы
достойнее заменись Ланфранка Но прошло уже четыре года, церковь вдовствовала, а
Ансельм, зная о слухах, упорно не хотел ехать в Англию ни по какому делу.
В начале 1093 года король, находившийся в Глостере, опасно заболел Вильгельм
Рыжий слег и вынужден был послать за Ансельмом После беседы с Ансельмом король
выпустил эдикт, объявляющий общую амнистию для всех узников всех тюрем, прощение
всех долгов и забвение всех обид, нанесенных величеству. Кроме того, король
обещал хорошие и божеские законы и назначил Ансельма архиепископом.
Ансельм сопротивлялся этому назначению, говорил, что он уже стар и не справится
Тогда епископы, потеряв терпение, схватили его под руки, силой подволокли к
постели короля и вытянули его правую руку вперед - для поАНСЕЛЬМ
КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ

149


соха, но Ансельм так крепко сжал ее, что им не удалось разогнуть его пальцы, и
они символически (но очень сильно - Ансельм закричал от боли) прижали посох к
его кулаку. Все это было в первую пятницу Великого поста, 6 марта 1093 года.
Но полному утверждению в качестве архиепископа предшествовала еще масса
формальностей, которые, впрочем, не всегда были пустыми формальностями:
требовалось согласие нормандского герцога Роберта, архиепископа руанского и
бекских монахов. Так что дело затянулось. За это время Вильгельм выздоровел и,
конечно же, пожалел о поспешно данных обещаниях И сразу же стал их нарушать одно
за другим, амнистию отменил, долги возобновил, все судебные тяжбы короны,
приостановленные глостерским эдиктом, повел с новой силой.
Летом того же года, встретившись с королем в Рочестере, Ансельм поставил ряд
условий, на которых соглашался стать во главе английской церкви Все владения
кентерберийской церкви, захваченные королем за четыре года, должны быть ей
возвращены, а в религиозных делах король обязан советоваться с ним. Король в
присутствии свидетелей ответил, что земли он вернет, все же остальное будет
делать по своему усмотрению
Вильгельм пригласил Ансельма в Виндзор, где тогда находился двор, и предложил
ему архиепископство, прося при этом, правда, оставить короне часть земель, уже
розданных им за эти годы своим вассалам. Ансельм отверг сделку. Король же был
так поражен и раздражен его отказом, что дело снова затянулось.
Наконец, под давлением общественности был достигнут компромисс, и Ансельма в
Винчестере привели к королевской присяге (вторая часть акта инвеституры, первая
- посох и обычно еще кольцо)
6 сентября он приехал в Кентербери и был интронизирован, а 4 декабря 1093 года
был посвящен архиепископом Йоркским в присутствии почти всех епископов Англии.
По старому обычаю, на плечи вновь посвящаемого прелата возлагали раскрытую
наугад книгу Евангелия таким образом узнавали омен (предзнаменование) его
предстоящего служения Ансельму выпало место из Луки: "И когда наступило время
ужина, послал раба своего сказать званым идите, ибо уже все готово. И начали
все, как бы сговорившись, извиняться"
Вскоре отношения между королем и Ансельмом расстроились Руф строил планы против
своего брата Роберта, готовил поход в Нормандию и очень нуждался в деньгах. Все
вассалы дарили ему крупные суммы. Ансельм, поколебавшись, тоже внес свои 500
марок серебра, и король сначала их принял Но после злые языки нашептали королю,
что если он откажется от этого приношения, то сможет получить большую сумму
денег. Ансельм же и не думал увеличивать взнос, он, наоборот, очень обрадовался,
что на его душе не будет висеть такой неприятный грех, как взятка, и,
поблагодарив Бога, раздал деньги бедным.

Вскоре после этого он снова встретился с Вильгельмом и его знатными вассалами -
в феврале 1094 года, в Гастингсе, где король ожидал попутного ветра для отплытия
в Нормандию, на войну с братом.
Ансельм решил побеседовать с королем об улучшении церковных дел Но когда Ансельм
заговорил о вакантных аббатствах - а это прямо касалось соб150

100 ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
ственности и доходов - Вильгельм заявил, что он не нуждается больше в его
молитвах и благословении Ансельм сразу же уехал
В 1097 году король предпринял неудачную карательную экспедицию против Уэльса
Ансельм, как и все вассалы короля, посылал для кампании солдат и деньги После
поражения он получил нарекание за плохую подготовку посланных им войск и был
вызван в королевский суд Но Ансельм не стал отвечать на этот вызов и вместо того
попросил у короля разрешения съездить в Рим, к папе - за отпущением грехов и
советом
При прощании Ансельм, казалось, растрогался, да и королю было не по себе Ансельм
спросил Вильгельма, хочет ли он принять его прощальное благословение Руф
согласился, Ансельм благословил его, и так они расстались 15 октября 1097 года
Ансельм вернулся в Кентербери, простился с монахами, взял с алтаря страннический
посох и суму и отправился в Дувр Вильгельм Рыжий, как только он отбыл, сразу же
вновь захватил имение церкви и пользовался им до смерти
В ноябре 1097 года Ансельм начал свое зимнее путешествие в Италию С ним были
двое его друзей Болдуин из Турне и Эдмер Кентерберийскии Они останавливались в
монастырях Рождество встретили в Клюни, где у Ансельма был друг, аббат Хуго,
некогда начальник приора Хильдебранда, а потом советник папы Григория VII, а
остаток зимы провели в Лионе, у другого Хуго
Весной Ансельм и его спутники под видом простых монахов оказались в Италии В
Северной Италии они путешествовали инкогнито, поскольку там было еще
небезопасно, рыскали банды антипапы Климента, который будто бы даже заказал
портрет Ансельма и раздал его своим молодцам Пасху праздновали в небольшом
монастыре Св Михаила бл

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.