Жанр: Энциклопедия
Сто великих узников
...предстала перед
завоевателями столица ацтеков. Повсюду виднелись толпы народа, а потом в начале
улицы показалась пышная процессия...
Посреди толпы индейских вельмож:, предшествуемых тремя гоПрибытие
войск Кортеса в Мексику Миниатюра XVI в
ПЛЕНЕННЫЙ МОНТЕСУМА
89
сударственными сановниками, показался царский паланкин, горящий полированным
золотом. Его несли на плечах вельможи, а балдахин яркого перьяного изделия,
усеянный драгоценностями и украшенный серебряной бахромой, поддерживали над ним
четыре ассистента того же сана. Они были босы и шли медленным мерным шагом,
опустив глаза в землю.
Верховный правитель ацтеков был убежден, что белые пришельцы - потомки бога
Кецалькоатля, спустившиеся на землю, чтобы стать повелителями. Поэтому встретили
их как нежданных, но почетных гостей. Увидев чужестранцев, Монтесума вышел из
паланкина и ступил на дорожку из красивых хлопчатобумажных тканей, которую
услужливо расстилали перед ним сановники его двора В свою очередь Э. Кортес
соскочил с коня и, галантно сняв шляпу и улыбаясь, двинулся навстречу грозному
повелителю ацтеков Так лицом к лицу встретились два человека, принадлежавшие к
разным историческим цивилизациям. Испанский хронист Бернар Диас дель Кастильо
так писал об этой встречеКогда
Кортес приблизился к Монтесуме, каждый из них низко поклонился Затем
Кортес вынул ожерелье, сделанное из граненых бус цветного стекла. . и повесил
его на шею великому Монтесуме, но когда он попытался обнять императора, то был
удержан двумя ацтекскими вельможами, которые посчитали это оскорблением своего
государя.
Э. Кортеса и его приближенных провели во дворец Ашайякот-ля - отца Монтесумы. За
кортежем следовала длинная колонна конкистадоров с мушкетами и копьями В честь
испанцев был дан завтрак, и повелитель ацтеков, не помышлявший ни о каком
сопротивлении, опять попытался задобрить их сказочными подарками А между тем
стоило ему только приказать разрушить мосты, перерезать плотины и окружить
дворец, и с пришельцами было бы покончено: все они погибли бы голодной смертью.
Э. Кортес обратился к Монтесуме с просьбой, чтобы им разрешили построить часовню
в одном из отведенных им дворцов. Правитель ацтеков немедленно согласился и даже
прислал испанцам на помощь своих мастеров. Завоеватели, осмотревшись, заметили
на одной из старых стен дворца следы свежей штукатурки, взломали это место и
позвали Э. Кортеса. Заглянув в проем, предводитель испанцев на мгновение закрыл
глаза: перед ним оказалась большая кладовая, полная золотых изделий и
драгоценностей Грудами лежали великолепные ткани, прекрасная дорогая посуда,
произведения ювелирного искусства, золотые и серебряные слитки...
И Э. Кортес решил арестовать Монтесуму, сделать его пленником, после чего можно
будет ставить ацтекам любые условия. Он стал лихорадочно искать предлога для
исполнения задуман90
100 ВЕЛИКИХ УЗНИКОВ
ПЛЕНЕННЫЙ МОНТЕСУМА
ного плана, и через несколько дней случай представился. Из Веракруса пришло
известие, что племя семпоальтеков отказалось платить дань, да еще оказало
испанцам сопротивление. В стычке погиб капитан X. де Эскаланте, была убита одна
лошадь, а взятого в плен испанца индейцы обезглавили и голову его послали
Монтесуме, как доказательство того, что и белые люди смертны.
Разгневанный Э. Кортес обвинил Монтесуму в вероломстве и предательстве и
приказал арестовать его. Однако индейские источники решительно отвергают эту
версию и заявляют, что Монтесуму и его приближенных схватили сразу по прибытии
во дворец. Как только последний испанский солдат переступил порог дворца, Э.
Кортес приказал закрыть все двери и установить возле них заряженные пушки. Так
правитель ацтеков и высшие сановники его двора оказались в западне. Б. де Саагун
со слов ацтекских информаторов писал:
Когда испанцы прибыли вместе с Монтесумой в царские дома, они задержали его у
себя, не позволив ему никуда более отлучаться оттуда... Затем они стали палить
из ружей и пушек так, что от шума и дыма этих выстрелов находившиеся там индейцы
либо замерли на месте, ошеломленные, либо побрели, как пьяные. . и всех охватил
смертельный страх.
Это же со слов очевидцев утверждал и Б. де Лас Касас, сообщая, что испанцы сразу
же пленили Монтесуму и "поставили 80 человек охранять его, а затем заковали в
кандалы". Захватив столь важных заложников, Э. Кортес мог диктовать свою волю
ацтекам и всей Мексике. В письме к испанскому королю Карлу V, оправдывая свой
предательский шаг, он писал, что это была вынужденная мера, будто бы необходимая
для безопасности испанцев. Предводитель конкистадоров описывал Монтесуму как
коварного, подозрительного и жестокого деспота, приказы которого заставляли
окружающих трепетать от страха. Если бы Монтесума остался на свободе, он в любой
момент мог бы изменить свое доброжелательное отношение к чужеземцам и даже
напасть на них Поэтому он, Э. Кортес, и посчитал, что, пока правитель и его
окружение будут находиться в плену, ацтеки не станут открыто выступать против
испанцев. В случае же смерти Монтесумы он предполагал развязать межплеменную
войну за трон, а потом посадить на него своего ставленника. В Мадриде простили Э
Кортесу все преступления, совершенные им на мексиканской земле, однако ликование
испанцев было преждевременным
По приказу Э. Кортеса испанцы напали на ацтеков, мирно отмечавших один из своих
праздников в главном храме Теночтит-лана. Погибли сотни ни в чем не повинных
индейцев, и когда весть об этом распространилась в жилых кварталах города,
ацтеки восстали. Испанцы, не ожидавшие такой развязки событий, укрылись
во дворце Ашайякотля, но положение их было отчаянным. Индейцы намного
превосходили ненавистных чужестранцев численностью и сражались с невиданной
яростью. Прежде всего они сожгли все мосты через дамбы, отрезав тем самым
испанцам путь к отступлению...
И тогда Э. Кортес для облегчения своей участи решил использовать пленного
Монтесуму. По его приказу закованного в цепи "императора" вывели на плоскую
крышу дворца, чтобы он успокоил своих подданных и заставил их снять осаду. Но
едва Монтесума в сопровождении испанцев показался на крыше и начал говорить, в
него градом полетели камни, стрелы и дротики. Один из камней угодил правителю в
голову, после чего испанцы поспешили укрыться за стенами дворца, а раненого
Монтесуму унесли в его покои. Придя в себя, повелитель ацтеков отказался от
медицинской помощи и от предложения испанцев принять христианство. Через три дня
со словами проклятий испанцам, оказавшимся столь неблагодарными и жестокими,
Монтесума умер.
По версии Э. Кортеса, верховный правитель ацтеков сам вызвался усмирить свой
народ и в результате "получил от них удар камнем по голове, такой сильный, что
через три дня умер". Однако Б. Диас сообщает, что Монтесума сначала отказался
говорить с крыши со своими подданными и "даже заявил, что не хочет вообще более
видеть Кортеса и слышать его фальшивые речи, обещания и ложь". Потом, после
долгих уговоров и препирательств, согласился поговорить со своим народом.
Он поднялся на площадку крыши в сопровождении многих из нас - солдат, охранявших
его, и начал говорить очень проникновенно своим людям, известив их о том, что,
если они прекратят сражение, мы уйдем из Мехико. Многие из мексиканских вождей и
военачальников узнали его и приказали своим воинам замолчать и не стрелять более
Четверо из них обратились к нему со слезами на глазах: "О в-ладыка, наш великий
повелитель, мы действительно очень опечалены вашим несчастьем и бедой,
обрушившейся на вас и вашу семью. Но мы должны сообщить вам, что уже выбрали
вашего сородича в качестве своего нового повелителя".
Едва закончился этот разговор, как на нас обрушился ливень стрел и камней. Наши
люди, призванные прикрывать щитами Монтесуму, сразу же забыли свои
обязанности... Монтесума был ранен тремя камнями - в голову, руку и ногу. И хотя
мы просили его разрешения перевязать его раны и дать ему поесть, говоря с нами
очень ласково, он отказался. Затем совершенно неожиданно нам сказали, что он
умер.
Раны вождя ацтеков не были опасными для жизни, поэтому испанские солдаты и были
так удивлены, когда им сообщили о его смерти. Хронист конца XVI века Д Дуран
тоже указывает, что
100 ВЕЛИКИХ УЗНИКОВ
во время переговоров один из индейцев с силой бросил большой камень, попавший
Монтесуме в голову, и далее продолжает:
Когда испанцы бежали из Мехико, за исключением тех, кого схватили и убили, то
пришли мексиканцы искать во дворце своего царя Монтесуму, чтобы казнить его с
неменьшей жестокостью, чем это делали испанцы. И бродя в поисках по комнатам,
нашли его мертвым, с цепью на ногах и пятью ножевыми ранами в груди. А вместе с
ним многих сановников и вождей, которые находились возле него в плену, все
убитые кинжалом.
Совсем иначе описывает гибель повелителя ацтеков Б. де Саа-гун. По его версии,
разговора Монтесумы с восставшим народом не было, не было и ранения камнем.
Через четыре дня после резни, устроенной отрядом Альварадо в храме, ацтеки
увидели у стен осажденного ими дворца Ашайякотля трупы Монтесумы и правителя
Тлателолко, предательски умерщвленных испанцами. "И подняли на руках Монтесуму и
отнесли его в местность Ка-пулько. Там положили его на груду дров, затем
поднесли огонь и разожгли его".
Свидетельства о смерти ацтекского правителя оставил и монах Ф. де Агиляр, бывший
солдат Э. Кортеса:
Монтесума... раненный в голову, в этот вечерний час находился в своих покоях,
где присутствовали и другие, очень знатные сеньоры, плененные вместе с ним. И
всех их упомянутый Кортес, с согласия своих капитанов, приказал убить, не щадя
никого.
Трупы убитых были выброшены за пределы дворца, где их обнаружили индейцы и "с
большими рыданиями и плачем погребли своих мертвых вождей по существующему среди
них закону и традициям". Читатель видит, что, независимо от расхождения в
деталях, все авторы - испанские и индейские - единодушно указывают на то, что
перед бегством из Теночтитлана испанцы сами убили пленного Монтесуму.
ПОД ИМЕНЕМ "ЮНКЕРА ЙОРГА"
В Средние века Германия состояла из более чем 300 отдельных территорий - как
довольно крупных, так и совсем маленьких. Некоторые из них управлялись князьями,
другие - епископами, а небольшие поместья, состоявшие всего из нескольких акров
земли и замка, находились под властью рыцарей. Римский папа и германский
император облагали жителей страны налогами по своему усмотрению, епископы и
священники тоже пополняли казну, ведь платить нужно было почти за все, что
предлагала церковь.
В 1506 году римский папа Юлий II ввел продажу новых индульгенций, так как сильно
нуждался в деньгах. Такой способ
ПОД ИМЕНЕМ "ЮНКЕРА ЙОРГА"
пополнения казны был не нов, и при любых денежных затруднениях церковь сразу же
"даровала" плату за отпущение грехов. Немецкие князья не раз выступали против
этого: так, Фридрих Мудрый (курфюрст Саксонский), во владениях которого жил
тогда Мартин Лютер, запретил продавать "индульгенции на храм Святого Петра".
Курфюрст хотел, чтобы деньги оставались в стране, пусть люди едут в Виттенберг -
город, богатый святынями, которые курфюрст усердно собирал*. Много людей
стекалось в Виттенберг и из соседних княжеств, и все они оставляли в городе
немало денег. Особенно много паломников собиралось на праздник Всех святых, так
как в этот день исходящая от реликвий благодать была особенно сильной. Фридрих
Мудрый радовался процветанию своего города - "немецкого Рима", а вот М. Лютер
был этим обеспокоен, так как считал, что здесь пренебрегают покаянием грешника.
Как пастор, он понимал, что должен объяснить людям: грехи не отпускаются с
помощью только почитания реликвий и вкладов в церковную казну. Спасение души
дается человеку от Бога и на пути к нему не нужны никакие посредники, молящиеся
за грешную душу. Не нужны пышные храмы, что якобы возвещают величие Божие, не
нужны никакие индульгенции - эти "грошовые билеты в рай".
В Виттенберге М. Лютер поселился после возвращения из Рима, где он побывал в
1510 году по делам братства монахов-августинцев. У него был только месяц
времени, и, конечно, ему следует каждый день отправлять службы... Но у него
останется все же время, чтобы отслужить мессы у святых гробниц, посетить
христианские катакомбы и базилики, поклониться святым мощам и реликвиям. Однако
пребывание в Риме почти сразу же началось
Мартин Лютер, скрывающийся под
именем юнкера Йорга Портрет
Лукаса Кранаха Старшего XVI в
* Чтобы пополнить сокровищницу Замковой церкви, курфюрст посетил многие страны и
собрал до 20 000 святынь, в их числе - четыре волоска Девы Марии, лоскут ее
одеяния, зуб Святого Иеронима, оставшаяся от Тайной вечери хлебная крошка,
соломинка из яслей, в которых пребывал младенец Иисус, шип из тернового венца
Иисуса Христа
100 ВЕЛИКИХ УЗНИКОВ
для М. Лютера с разочарований: так, например, во время исповеди его изумило
дремучее невежество исповедника. В другой раз его потрясли фривольность и
легкомыслие некоторых итальянских священников, которые могли скороговоркой
отслужить 6- 7 обеден за то время, когда он стоял всего одну. Подобную практику
можно было видеть и в церквах Германии, но некоторые итальянские священники
проявляли просто преступное неверие: например, совершая таинства, они могли
сказать: "Хлеб - он и есть хлеб; а вино, как было вином, так и останется". И М.
Лютер пришел к убеждению, что город, основанный на братоубийстве и обагренный
кровью святых мучеников, сокрушен судом Божьим. Но хотя у него и зародились
смущающие душу сомнения, они не поколебали его убежденности в истинной
благодати.
Сейчас мы знаем М. Лютера как главу немецкой Реформации, а в 1517 году он был
мало кому известным монахом-августинцем и профессором теологии Виттенбергского
университета. Но он бросил вызов всемогущей католической церкви во главе с
римским папой, и в захолустном городке Виттенберг прибил к дверям Замковой
церкви знаменитые 95 тезисов, в которых излагал свои взгляды на грех, его
искупление и т.д. Вот некоторые из них:
Если человек искренне раскаивается, то он и без индульгенций получит полное
отпущение грехов и освобождение от наказания.
Все верующие в Спасителя непроизвольно приобретают блага, приобретенные Иисусом
Христом, обходясь без индульгенций...
М. Лютер не стремился к разрыву с католической церковью, он хотел лишь
избавиться от некоторых ее недостатков, и в этом он был не одинок. В различных
уголках Германии, в различных сословиях появлялись обличители папства и
ниспровергатели некоторых церковных догм. Одни из них поднимали на бунт крестьян
и рудокопов, другие мечтали о единой Германии, третьи хотели силой меча
утвердить на земле царствие Божие. М. Лютер дерзнул освободить христианство от
"главарей разврата, этих кардиналов, пап и всей своры римского Содома". Его
твердость и убежденность в своей правоте увлекли и многих немецких князей,
мечтавших оградить свои владения от римских "сборщиков дани".
В ноябре 1519 года в Риме собралась папская курия, чтобы обсудить вопрос, как
заставить М. Лютера замолчать. Одни предлагали раз и навсегда покончить с
"виттенбергским зверем", другие - заставить курфюрста выдать М. Лютера Риму. А в
июне 1520 года римский папа Лев X подписал буллу об отлучении М. Лютера от
церкви и поставил на ней печать. В булле перечислялось и осуждалось 41
произведение немецкого мыслителя, а также высказывалось сожаление папы по поводу
того, что среди немцев появилась "паршивая овца".
ПОД ИМЕНЕМ "ЮНКЕРА ЙОРГА"
М. Лютер получил папскую буллу только в октябре 1520 года и немедленно ответил
посланием, которое называлось "Против злой буллы антихриста".
Перед лицом Бога Иисуса Христа, его святых ангелов и всего мира я торжественно
заявляю свой протест против этой кощунственной буллы и проклинаю ее. Если папа
не отменит буллу... не останется никакого сомнения, что он - враг Господа,
гонитель Христа и разрушитель христианского мира, настоящий антихрист. Христос
рассудит, чье отлучение останется в силе...
В декабре папская булла вступила в силу: М. Лютер был изгнан из церкви, его
произведения сжигались на кострах, а в январе 1521 года папа официально предал
М. Лютера и его сторонников анафеме. Церковь объявила их еретиками и
мятежниками, но на этом ее полномочия заканчивались. Заключить М. Лютера в
тюрьму или казнить его было только во власти светского правителя.
М. Лютер знал, что ему грозит опасность, так как враги хотели захватить его,
увезти в Рим и там казнить. Особенно осложнилось его положение после заседания
парламента в Вормсе, на котором был подписан эдикт, объявляющий М. Лютера вне
закона. Никто не мог защищать его и давать ему убежище; наоборот, долг каждого
гражданина - задержать еретика и передать в руки властей. Тем, кто не подчинится
эдикту, грозили арестом, наказанием и конфискацией имущества. Курфюрст Фридрих
Саксонский стал опасаться за жизнь М. Лютера и попросил одного из преданных
рыцарей подыскать для него надежное убежище: "Я хочу, чтобы вы спрятали его гденибудь
в Саксонии, но не говорите мне, где именно. Если меня спросят о Лютере, я
чистосердечно отвечу, что ничего не знаю о его местонахождении".
Так М. Лютер нашел убежище в Вартбургском замке, и его пребывание здесь
держалось в секрете. Он отрастил волосы и бороду, надел рыцарские доспехи и стал
с этого времени "юнкером Йор-гом". В замке М. Лютеру отвели две комнаты, в
которых стояли письменный стол, стул, табуретка, кровать, обеденный стол и
умывальник. За окном простирались поля и луга, пели птицы, и вид был спокойный и
безмятежный. У подножия холма располагался небольшой городок Айзенах, в котором
когда-то узник получил образование.
В Вартбурге М. Лютер укрывался около года, и только очень близкие друзья знали,
где он находится, остальные лишь строили догадки. Ходили слухи, что он заключен
в тюрьму, бежал в другую страну или даже был убит. Великий немецкий художник А.
Дюрер писал тогда в своем дневнике: "Неужели Лютер мертв? Кто же будет учить нас
Святому Евангелию?".
М. Лютер ценил старания саксонского курфюрста спасти ему жизнь, но одиночество
сокрушало его. Из водоворота страстей он
100 ВЕЛИКИХ УЗНИКОВ
ВЕРХОВНЫЙ ИНКААТАУАЛЬПА...
вдруг, словно по волшебству, был перенесен в тихое уединение, куда почти совсем
не достигали вести из внешнего мира. В замке М. Лютер был на положении то ли
узника, то ли гостя; к нему приставили пажа для услуг, и вообще обращались с ним
очень предупредительно. Когда волосы и борода узника отрасли настолько, что
изменили его до неузнаваемости, он стал гулять по лесам и порой даже
присоединялся к местным охотникам. Можно было ожидать, что невольный отдых после
тяжелых трудов, тревог и волнений последнего времени будет приятен человеку,
против воли вовлеченному в борьбу. Он был прежде всего искателем религиозной
истины, и только потом развернувшаяся вокруг него борьба привела его к
рассуждениям о государственной власти. Но М. Лютер уже не мог жить без этой
борьбы и оставаться бездеятельным. Горько сетовал он на свое вынужденное
бездействие в то время, как друзья его подвергаются опасностям. Это сказалось
даже на здоровье узника: обильная пища Вартбургского замка после скудных
монастырских трапез оказалась для него вредной. Преследовала М. Лютера и
бессонница, начавшаяся еще в 1520 году, когда он стремился возместить
пропущенные часы положенных молитв. Непрочитанные молитвы накапливались за однудве,
а иногда и три недели, и тогда он выделял для них целое воскресенье.
Однажды М. Лютер три дня не ел и не пил, пока "не вымолился". После одного из
таких испытаний разум его не выдержал, и целых пять суток он не мог уснуть:
пластом лежал в постели, пока врач не дал ему успокоительное.
Под влиянием физического расстройства и угнетенного душевного состояния в
Вартбурге узника стали посещать видения, а замок предоставлял для этого богатую
пищу. На чердаках гнездились совы, филины и сипухи, бормотание которых отдаленно
напоминало человеческую речь. Полчища крыс наводняли подвалы и рыскали по всем
помещениям, скрипели старые половицы и ссохшаяся мебель... В таких условиях
человек, верящий в черта, просто не мог не увидеть его воочию; дьявол смущал
религиозную совесть М. Лютера и искушал его грехом. Он показывался ему в образе
блуждающих огней или свиньи, грыз приготовленные для узника орехи и бросал
скорлупу в постель, с шумом и треском скатывал ведра по ступеням лестницы*.
Но все внешние бедствия не могли сравниться с душевными страданиями, и гораздо
страшнее были те черные мысли и сомнения, которые нашептывал "голос черта".
Могу поведать... что в этом праздном одиночестве тысячу раз сражался я с
сатаною. Куда легче сражаться против дьявола во
* Впоследствии в комнате, где жил М. Лютер, посетителям стали показывать пятно
на стене, свидетельствующее о том, что однажды реформатор церкви запустил в
черта чернильницей
плоти - то есть против людей, нежели против духовного нечестия в местах
небесных. Часто падаю я, но десница Божья вновь поднимает меня.
М. Лютер был лишен возможности лично участвовать в борьбе, читать проповеди было
негде, но он мог писать и пером трудиться для общего дела. В Вартбурге узник
создал свои самые важные работы, в частности, "Об исповеди", в которой
подчеркивал, что Римско-католическая церковь была не права, требуя от всех людей
исповедоваться священнику. Ведь исповедь - это личное дело христианина и Бога, и
человек волен исповедоваться в своих грехах тогда, когда сочтет нужным. В
Вартбурге М. Лютер перевел на немецкий язык Библию, чтобы простые люди Германии
могли читать ее на родном языке. Переводя псалмы, он решил переложить их для
богослужебного пения: так возникла немецкая духовная песнь...
ВЕРХОВНЫЙ ИНКААТАУАЛЬПА
и его полководец руминьяуи
В сентябре 1532 года испанский конкистадор Ф. Писарро во главе хорошо
вооруженного отряда двинулся в глубь империи инков. Семь дней тяжелейшего
маршрута через Кордильеры - и им открылся вид на цветущую долину и город
Кахамарку.
Незадолго до вторжения европейцев Великий Инка Уайна Ка-пак по каким-то причинам
вдруг оставил священный город Куско и сделал своей резиденцией крепость Кито.
Перед смертью он разделил свою огромную империю на две части: южную со столицей
в Куско передал Уаскару - одному из своих законных сыновей, а северную часть с
городом Кито - внебрачному сыну Атауальпе. И братья немедленно сделались
врагами...
Атауальпа знал, что его армия в несколько раз сильнее войска Уаскара, и напал на
брата. Большинство сторонников Уаскара были убиты, а сам он взят в плен и в
цепях отправлен в Куско. Атауальпа разбил лагерь под Кахамаркой и стал ждать
подхода своего полководца Руминьяуи, чтобы во главе войск войти в Куско. Именно
в этот драматический момент на территории Перу и высадились испанцы во главе с
Ф. Писарро. Тайные сторонники Уаскара показали конкистадорам скрытые тропы, и те
за два
месяца ДОСТИГЛИ Кахамарки. Разведчик ИС- Памятник Руминьяуи
100 ВЕЛИКИХ УЗНИКОВ
панцев сообщил, что город оставлен жителями, но в его окрестностях расположился
укрепленный лагерь фактического правителя инков Атауальпы. И в нем столько
воинов, "сколько на полях кукурузных початков".
Вооружение каждого воина в армии Атауальпы, насчитывавшей 30-40 тысяч человек,
состояло из лука со стрелами, очень длинного копья с бронзовым или медным
наконечником и палицы с мощными шипами. Некоторые воины использовали в бою пращи
и даже сабли, которые изготовлялись как из металла, так и из сверхпрочной
древесины одной из разновидностей пальмы. Из нее же инки изготовляли и шлемы,
которые покрывали кожей с головы пумы или ягуара.
Испанцы стали осторожно спускаться в долину, но никто не препятствовал их
движению. Безмолвный город вызывал у них самые мрачные и тревожные чувства, и,
беспрепятственно заняв Кахамарку, конкистадоры не испытали никакой радости. Для
начала Ф. Писарро отправил к индейцам своих парламентеров с "визитом
вежливости". Их принял сам Атауальпа - 30-летний, хорошо сложенный мужчина с
красивым лицом и живыми глазами. Однако от испанцев не ускользнули его
надменность и самоуверенность, но как иначе мог вести себя Верховный Инка с
теми, кто стремился поработить его империю? Прощаясь, он сказал, что готов
встретиться с предводителем испанцев и уже на следующий день прибудет в их
лагерь.
Однако Ф. Писарро задумал повторить тот же маневр, что и Э. Кортес в
Теночтитлане. Готовясь к вероломному захвату Атауальпы, он спешно расставлял
своих солдат. На главной площади Кахамарки, где должна была состояться встреча,
установили пушки, на высокой башне расположилась группа аркебузиров, а самые
верные Ф. Писарро люди возглавили три кавалерийских эскадрона. Таким образом,
испанцы ожидали правителя инков в полной боевой готовности и... с напряженными
до предела нервами.
Атауальпа решил, что 5000-6000 воинов будут надежной гарантией его безопасности.
В его длинном обозе, изумляя своей красотой и пышными нарядами, не умолкали
многочисленные певцы, не жалели ног танцоры, степенностью и сановитостью
отличались знатные особы. Венчал этот роскошный караван украшенный золотом,
серебром и драгоценными камнями трон Атауальпы, который на специальном
постаменте несли восемь индейцев. Украшавшие трон золотое солнце и серебряная
луна подчеркивали, насколько недосягаем для простых индейцев был их повелитель.
С крестом и Библией в руках Атауальпу вышел встречать священник Висенте
Вальверде. Через индейца-переводчика он обратился к Верховному Инке с
проповедью, а потом сказал, что хочет обратить и самого Атауальпу, и его
подданных в христианство.
ВЕРХОВНЫЙ ИНКААТАУАЛЬПА...
Именно к этому призывает Бог, сотворивший землю и небо, о чем записано в Библии.
Спокойно выслушав священника, Атауальпа попросил у него Библию и сказал:
Мне эта книга ни о чем не говорит. Яне знаю бога, создавшего небо и землю, так
как мир создал Пачакамак, а Солнце и Луна, котор
...Закладка в соц.сетях