Жанр: Энциклопедия
Сто великих узников
...ринимал участия в общественной и
политической жизни. "Неужели родина тебя нисколько не интересует?" - спросили
Анаксагора, и он, указав на небо, ответил1 "Помилуй бог! Родина даже очень
интересует меня!".
Рассказы о суде над Анаксагором относятся к позднему времени и имеют большей
частью легендарный характер, так как нет конкретных сведений ни о времени его
проведения, ни о формулировке обвинения, ни о приговоре. Нет даже точных
сведений о
16
100 ВЕЛИКИХ УЗНИКОВ
том, состоялся ли этот суд на самом деле или Анаксагор покинул Афины еще до
процесса. Судя по тем отрывочным сведениям, которые все же дошли до нас, философ
обвинялся в безбожии, но историки предполагают, что процесс над Анаксагором был
только частью кампании против Перикла, которую вели политические противники
последнего. О суде над философом сохранилось несколько версий, и одна из них
сообщается Плутархом в биографии Перикла.
Перед началом Пелопоннесской войны прорицатель Диопиф внес в народное собрание
законопроект, согласно которому государственными преступниками должны считаться
лица, которые не признают установленной религии или распространяют учение о
небесных явлениях. Законопроект этот был прямо направлен против Анаксагора,
астрономические взгляды которого не соответствовали общепринятым представлениям.
И Перикл, опасаясь за судьбу философа, уговорил его покинуть Афины, не дожидаясь
суда.
По версии Сотиона, александрийского философа и историка II века до нашей эры,
дело все же дошло до суда. Философа обвинили в безбожии, так как он утверждал,
что "Солнце есть огромная глыба". Вопреки утверждениям жрецов, что Солнце - это
бог Гелиос, пересекающий небесный свод на золотой колеснице, Анаксагор осмелился
утверждать совсем другое: "Солнце - не что иное, как сгусток огня, оторвавшийся
от Земли силой вращения!". Жрецы требовали сурово наказать вольнодумца за столь
предерзкие суждения. В защиту Анаксагора выступил Перикл, который добился, чтобы
философа присудили лишь к штрафу в пять талантов и к изгнанию из Афин.
Версия Сатира, биографа III-II веков до нашей эры, известна лишь в изложении
Диогена Лаэртского и резко отличается от версий Плутарха и Сотиона. Согласно
Сатиру,
обвинение против Анаксагора возбудил Фукидид - политический противник Перикла,
причем философ обвинялся не только в безбожии, но и в сочувствии персам. В
результате Анаксагор был заочно приговорен к смертной казни.
Однако И.Д. Рогожинский в своем исследовании указывает, что версия Сатира
содержит серьезные хронологические противоречия. Согласно ей, суд над
Анаксагором переносится на более ранние времена, так как в 442 году до нашей эры
сам Фукидид навсегда покинул Афины. Исходя из этого, некоторые исследователи
считают, что Анаксагор дважды подвергался судебному преследованию: первый раз в
450-е годы до нашей эры, когда шла борьба между Периклом и аристократической
партией, и во второй раз - перед началом Пелопоннесской войны.
А Диоген Лаэртский приводит еще и рассказ из "Жизнеописаний" Гермиппа, ученика
знаменитого александрийского поэта и
изгнанный из отечества
ученого III века до нашей эры Каллимаха. Гермипп сообщает, что Анаксагора
заключили в темницу, чтобы потом предать смертной казни.
Тогда Перикл вышел к народу и спросил: "Может ли кто-нибудь упрекнуть в чем-либо
его, Перикла?". И афиняне сказали, что не могут. На это Перикл сказал им: "А
ведь я - ученик его. Итак, не верьте клевете и не предавайте смерти этого
человека, но послушайте меня и отпустите его". Афиняне так и сделали, однако
Анаксагор не мог перенести позора и покончил жизнь самоубийством.
Пятая версия о суде над Анаксагором идет от Иеронима Родосского - перипатетика
III века до нашей эры. Согласно ей, Перикл привел философа в суд расслабленным и
истощенным болезнью, так что судьи оправдали его более из сострадания, чем на
основании судебного разбирательства. Так это было или иначе, но философ вынужден
был покинуть Афины. Анаксагор поселился в Лампсаке - довольно большом торговом
центре на малоазийском берегу Геллеспонта, где пользовался почетом и уважением.
Когда правители города спросили философа о его последнем желании, тот попросил,
чтобы в месяц его кончины устраивались детские игры. Так и было сделано, а еще в
честь Анаксагора был воздвигнут алтарь, и память о философе чтилась еще целое
столетие после его смерти.
Современником Анаксагора был самый известный древнегреческий софист Протагор.
Век софистов был временем расцвета личного самосознания древних греков, выросших
под впечатлением персидских войн, после чего великий идеал свободы уже никогда
не терял для них своего обаяния. По одним сведениям, Протагор, родившийся в
городе Абдеры, сначала был носильщиком. Однажды философ Демокрит, тоже уроженец
этого города, увидел, как тот ловко связывает дрова, чтобы их удобнее было
нести, и удивился сообразительности Протагора. Он счел его достойным заниматься
философией и принял в число своих учеников*. Но достоверно неизвестно, у кого
Протагор учился философии, однако он был очень красноречив и, увлекаемый славой,
отправился в путешествие по Греции. В 451 году до нашей эры он пришел в Афины,
где хотел посвятить себя философии и риторике.
Обладая выдающимися способностями, Протагор в течение 40 лет преподавал
философию и красноречие и стал известен по всей Греции. Он тоже завоевал
уважение Перикла и даже чуть было не сделался его домашним человеком. Этот
философ был посто-* В науке эта история считается вымыслом, так как семья
Протагора была достаточно богата, к тому же Демокрит был на 20 лет моложе
Протагора
100 ВЕЛИКИХ УЗНИКОВ
"ПОСЛЕДНИЙ РИМЛЯНИН" БОЭЦИЙ
янно связан с самыми выдающимися людьми в Афинах и читал им свои сочинения,
например, "Книгу о богах". Со своими учениками он штудировал древних поэтов,
изучал мифы и предания, но от его собственных сочинений до нас дошло всего
восемь отрывков, которые по большей части состоят из коротких фраз. Это,
естественно, затрудняет восстановление целостности учения Протагора не только в
полном объеме, но и по отдельным вопросам.
Протагор был первым в Греции философом, который стал учить за плату, из-за этого
он даже вел судебный процесс с одним из своих учеников. Богатый юноша Эватл
хотел научиться судебному красноречию и заплатил Протагору столько, сколько тот
потребовал. Половину денег он отдал сразу же, а вторую часть договорился отдать
в тот день, когда блестяще выиграет свое первое дело Эватл долго был спутником и
слушателем Протагора, многому у него научился, но к самостоятельному делу все не
приступал. Казалось, что он совсем не собирается платить вторую часть
оговоренной суммы, и тогда Протагор затеял тяжбу Когда они пришли к судьям,
философ так начал свою речь
Объясни мне, глупый юноша, который из двух способов приведет к тому, чтобы ты
удовлетворил мой иск. Решение суда будет или "против" тебя, или "за" тебя. Если
"против", то плата должна следовать мне по существу дела, так как я окажусь
победителем. Если "за", то плата должна мне следовать по условию, так как ты
победишь (в своем деле. - Н.И.).
На это Эватл ответил: "Ямог бы идти навстречу этой твоей двусмысленной уловке,
не выступая с речью сам, а призвав на помощь другого защитника... Но для меня
будет больше удовольствия, если я выйду победителем не только в процессе, но и в
доказательствах. Объясни же и ты мне, мудрейший учитель, какой из двух способов
приведет к тому, что я не удовлетворю твоего иска Если судьи выскажутся "за"
меня, ты ничего не получишь по решению, ибо я окажусь победителем; если же
"против" меня, ты ничего не получишь по условию, так как я не выйду победителем"
Судьи решили, что слова обоих малопонятны и сомнительны и, чтобы не высказаться
в ту или другую сторону, решили затянуть дело. Этот процесс в науке тоже
считается вымыслом, но он является прекрасным образцом греческой софистики*
Под конец жизни счастье изменило Протагору: это случилось после того, как один
из учеников обвинил его в вольнодумстве.
* Слово "софист" в Древней Греции имело разные значения Софокл, например,
называет так изобретательных людей, Эврипид в своем сочинении "Ипполит"
употребляет его в значении "хитрец" К концу V века до нашей эры слово "софист"
даже становится синонимом слов "клеветник, болтун, фокусник"
Поводом послужила "Книга о богах", в начале которой философ написал
"Относительно богов я не могу знать - есть они или их нет. Многое препятствует
этому - неясность предмета и краткость человеческой жизни" О г таких слов жрецы
пришли в негодование, и Протагору тоже пришлось спасаться от преследований Не
надеясь на оправдание, в 411 году до нашей эры 70-летний философ отправился на
корабле в Сицилию, а в это время на одной из афинских площадей жгли его книги.
По пути во время бури философ погиб..
Трудная судьба выпала и на долю древнегреческого поэта и философа Ксенофана
Колофонского, который учил о единстве, вечности и неизменяемости сущего
Странствующий певец, он с кифарой бродил по городам Древней Эллады и пел о том,
что не боги создали людей по своему подобию, а люди создали богов по своему
образу Он говорил: "Не от начала все открыли боги бессмертные, но постепенно,
ища, люди находят лучшее". Ксенофана тоже изгнали из родного города, и он
вынужден был всю жизнь скитаться по греческой земле, нигде подолгу не
задерживаясь, чтобы избежать расправы за свои богохульные мысли.
"ПОСЛЕДНИЙ РИМЛЯНИН" БОЭЦИЙ
В 476 году прекратила свое существование Западная Римская империя, и власть в
Италии захватил Одоакр, предводитель одного из германских наемных отрядов,
состоявших на римской службе. Однако его правление было прервано вторжением
остготов, которые в 493 году образовали на территории Апеннинского полуострова
свое государство со столицей в Равенне, во главе которого встал король Теодорих
В новом государстве политическая власть главным образом сосредотачивалась в
руках готов, однако представители римско-италийской знати тоже играли довольно
значительную роль в управлении. Интеллектуальное же господство сохраняли римляне
по происхождению и воспитанию, хотя следует отметить, что ряды образованных
людей пополнялись и варварами. Сам Теодорих, хотя и не отличался особой
образованностью, но в панегириках изображался как покровиФилософ
с учениками Рельеф Поздний Рим
100 ВЕЛИКИХ УЗНИКОВ
тель наук и искусств. При нем были восстановлены многие древние сооружения (в
частности, знаменитый театр Помпея в Риме, водопровод в Равенне и т.д.)! города
стали вновь украшаться старинными статуями, возродились массовые театральные и
цирковые представления, при дворе Теодориха процветало музыкальное искусство.
Покровительствовал он и школьному образованию, поэтому в государстве создавались
трактаты по различным учебным дисциплинам, служившие учебниками в течение всего
Средневековья. Наиболее значительными из них являются сочинения по арифметике,
геометрии, астрономии и музыке Аниция Боэция - одного из видных политических
деятелей и философов того времени.
В наше время, наверное, лишь специалисты знают имя Боэция - философа, авторитет
которого в период раннего Средневековья уступал разве что лишь авторитету
Блаженного Августина. Аниций Манлий Северин Торквай Боэций (таково его полное
имя) родился в Риме около 480 года в семье родовитого римского сенатора. Мальчик
рано лишился отца, и его взял на воспитание Квинт Аврелий Меммий Симмах - глава
Сената и префект Рима, один из самых образованных людей своего времени,
оказавший на юного Боэция значительное влияние.
В 510 году Боэция отправили консулом в Рим, а в 522 году король Теодорих
назначил его наставником должностей - фактически первым министром в
правительстве. Однако современники знали и почитали Боэция не только как
выдающегося государственного деятеля, еще больше восхищались они его
образованностью и философскими трактатами. Он был знаком с трудами греческих и
латинских авторов, а также с сочинениями античных римских писателей и поэтов,
математиков и ученых. И не только знал эти сочинения, но, прекрасно владея
греческим языком, сделал классические переводы их. Писатель, теолог и историк
Кассиодор, современник Боэция, говорил о нем:
Благодаря твоим переводам, италийцы читают музыканта Пифагора и астронома
Птолемея, сыны Авзания внимают знатоку арифметики Никомаху и геометру Евклиду,
теолог Платон и логик Аристотель спорят на языках Квирина, и механика Архимеда
ты вернул сицилийцам в обличий римлянина. Какие бы науки и искусства ни создала
силами своих мужей красноречивая Греция, все их от тебя одного Рим принял на
родном своем наречии.
Средневековая философия обязана Боэцию детально разработанной терминологией,
причем принесенной не только из произведений Аристотеля и Цицерона, но и
оригинальной: "вид", "универсалии", "разделение" и другие понятия впервые
встречаются именно у него. Боэций предложил также разграничить сферы разума и
веры (философии и теологии), которые отличаются
"ПОСЛЕДНИЙ РИМЛЯНИН" БОЭЦИЙ
друг от друга не только предметом изучения, но и способом мышления. Он считал,
что истины веры должны быть подкреплены доказательствами разума, и сформулировал
эту идею в своем трактате "О троичности". Прославился Боэций и как поэт, и как
прекрасный стилист, и даже как механик-изобретатель.
Казалось, не было таких даров, которыми бы судьба не наградила Боэция. Но люди
удачливые, особенно если они талантливы, всегда имеют завистников и
недоброжелателей. Те, воспользовавшись напряженностью отношений между Равенной и
Константинополем, сочинили политический донос, и в один момент судьба устремила
на Боэция свой "леденящий взор". В 594 году прославленный философ был обвинен
Сенатом в государственной измене. Причиной для привлечения Боэция к суду стали
подозрительные для варваров контакты с Византией - если и не его самого, то
близких к нему людей. Он обвинялся в подготовке провизантийского заговора, целью
которого было свержение в Италии с помощью византийской армии власти остготов.
Сейчас уже трудно с достоверностью говорить о "заговоре сенаторов", так как
сохранилось очень мало исторических данных по этому вопросу. Но тогда Боэций с
горечью узнал, сколь ненадежными могут быть вчерашние сторонники. От
королевского рефендария Киприана поступил донос о тайных письмах, которые якобы
отправил императору Восточной Римской империи Юстиниану близкий Боэцию сенатор
Альбин. Донос был оглашен на заседании Сената в присутствии короля, но в
отсутствие Боэция. За доносом последовал суд "священного консистория", который
состоялся не в Равенне, а в Вероне, куда и поспешил Боэций.
Полагаясь на свой авторитет, ученый встал на защиту друга и выступил с
заявлением, что донос ложен; а если Альбин виновен, то и он, как глава Сената,
тоже может быть обвинен. Однако выступление Боэция только подтвердило подозрения
Теодориха в измене подданных, и Киприан после заявления Боэция, "немного
поколебавшись", распространил свое обвинение и на него, представив
лжесвидетелей. Обоих обвинили в желании восстановить утраченное единство Римской
империи и освободить ее от готов. Боэция обвинили еще в оскорблении святынь и
даже в занятиях философией, которые и привели его к государственной измене. За
философа ходатайствовал только один римлянин - его тесть Симмах, но другие
сенаторы побоялись выступить против короля, поддержали выдвинутые против Боэция
и Альбина обвинения, и тех взяли под стражу.
Из Вероны философа отправили в заключение в город Тичин (современная Павия).
Несколько месяцев перед казнью Боэций провел в крепости Кальвенцано, где и
написал свое знаменитое сочинение "Об утешении философией". Высшую истину Боэций
100 ВЕЛИКИХ УЗНИКОВ
ищет за пределами земного существования - в сфере совершенного бытия, от
которого все сущее находится в прямой зависимости и которое в то же время
является высшим и абсолютным
благом.
Две первые книги "Об утешении философией" носят характер исповеди. Прозаический
текст написан в форме диалога между узником и философией: все сочинение насыщено
художественными образами, автор часто обращается к античной мифологии (например,
к образу страдающего Орфея, исторгавшего своими песнями слезы даже у камней).
Основная тема сочинения - вечное противоборство и неразрывность судьбы и
мудрости, тайну которых пытались постичь многие ученые в разные исторические
эпохи. В блеске своей земной славы Боэций слыл образованнейшим и умнейшим
человеком, перед лицом смерти он показал себя мудрецом. В величайших страданиях
он не стал взывать о пощаде ни к земному правителю Теодориху, ни к владыке
небесному - Иисусу Христу, о котором он даже не упоминает в своем сочинении, как
не ссылается и на Священное Писание. Это было необычно, так как христианство уже
два века являлось господствующей религией. Утешительницей Боэция становится
Философия, которая заново проводит узника по лабиринтам его судьбы, сопрягая ее
с судьбой мира и вечностью.
В своей темнице он вел с Философией долгие беседы о переменчивости земного
счастья, и суть вопросов, которые Боэций ставит перед ней, сводится к
следующему: Если Бог существует, то как могло случиться, что, всегда живя честно
и праведно, неизменно служа добру и противодействуя злу, он, Боэций, не только
не был вознагражден, но даже наказан и осужден на смерть? Почему Бог не только
допускает зло, но и позволяет ему торжествовать над добром? Почему в этом мире
чаще преуспевают злодеи, а не добродетельные люди? Почему преступники могут
надеяться на безнаказанность, а праведники лишены всякой защиты?
В царствование нечестия добродетель не только лишается награды, но, поверженная
и безжалостно попираемая, лежит у ног порока, испивая из горькой чаши казней,
злодеями заслуженной.
И Философия утешала Боэция: "Злодей, незаконно освобожденный от наказания, много
злополучнее тех, которые испили из чаши лишения за правду". Размышляя о
единственно прочном благе, Боэций находит его в чистоте совести, и потому из
тюремной темниць1 прозвучал его уверенный голос: нет, злу никогда не одолеть
добра, ибо зло по своей сути бессильно. Мир благ по своей прироДе, в нем нет
места злу, а то, что человеку представляется злом И несправедливостью, таковым
на самом деле не является. Да, Фортуна превратна и обманчива, но она не имеет
"ПОСЛЕДНИЙ РИМЛЯНИН" БОЭЦИЙ
никакого отношения к подлинному человеческому счастью. Порочные и злые люди
никогда не достигнут блага, ибо стремятся только к собственной выгоде, в то
время как благо достигается на пути добродетели
Однако сквозь строй философских рассуждений в трактате то и дело прорывается
человеческая боль, и Боэций не скрывает, что есть мгновения и часы страданий,
когда даже мудрость не утешает. Но узник преодолевает все сомнения, ибо убежден,
что мудрец не может быть несчастным, потому что цель мудрости - истинное
блаженство. Постоянно пребывать в печали может только неразумный и ленивый душой
человек, а мудрец сможет преодолеть все несчастья, не уклоняясь от ударов
Судьбы; надо только понять лживые лики Фортуны и выйти ей навстречу, не боясь
смерти. Чтобы преодолеть все несчастья, человеку надо стать совершеннее, чем
сама Судьба. Только тот, кто постоянно находится на вершине своей души, может
стать действительно счастливым.
Приоритет личной духовной добродетели утверждается Боэцием без сомнений, как
нечто само собой разумеющееся. Личная добродетель не зависит ни от заслуг, ни от
почестей, ни от знатности предков, ни от богатства. Однако путь добра труден, он
проходит через страдания и муки, соблазны и слабости собственной природы сбивают
человека с этого пути, но все-таки это единственный путь, ведущий к счастью. И
путь этот предначертан Тем, Кто в безраздельной вечности знает все, что было,
есть и будет в этом мире..
Вскоре после смерти философа неизвестный поэт начертал на его могиле:
Здесь покоится Боэций, толкователь и питомец Философии, стяжавший славу,
достигшую звезд. Его превозносит Лациум, о нем скорбит побежденная Греция. Но не
погиб ты от чудовищного злодеяния тирана. Твое тело покрыто землей, но имя
переживет века.
Сначала Боэция похоронили в кафедральном соборе Тичина, потом прах его перенесли
в собор Святого Петра в Чельдоро. Здесь побывал великий Данте, посвятивший
Боэцию такие строки:
Узрев все благо, радуется там безгрешный дух, который лживость мира являет
внявшему его словам Плоть, из которой он был изгнан, сиро Лежит в Чельдоро; сам
же он из мук И заточенья принят в царство мира.
100 ВЕЛИКИХ УЗНИКОВ
АПОСТОЛЬСКОЕ СЛУЖЕНИЕ СОЛУНСКИХ
БРАТЬЕВ
Солунские братья Константин и Мефодий родились в благородной семье: их отец был
благочестивый и знатный сановник, состоявший на службе у греческого императора.
Братья получили прекрасное образование, и отец определил Мефодия на военную
службу. Император, приметивший его ум и образование, вверил Мефодию высшую
военную власть в той части Македонии, которая была населена славянами. Около 10
лет управлял Мефодий вверенной ему территорией, но на высоком посту увидел он
"много смуты и преступлений в этой жизни", отказался от "воеводского сана" и
ушел в монастырь Олимп, располагавшийся в области Вифиния. Здесь уже в то время
жило много монахов, отличавшихся строгой подвижнической жизнью, Мефодий
"постригся в черные ризы" и строго выполнял все монашеские уставы: молился и
изучал закон Божий.
Братья пользовались известностью как люди умные и образованные, а Константин за
свою ученость был даже прозван философом. Он находился в тесных отношениях с
Фотием (впоследствии патриархом Константинопольским), а это был человек, по уму
и образованию превосходивший многих своих современников. Константин пользовался
его уроками, знал язык славян, хазар и еврейский, было ему известно и
самаритянское наречие. Он занимал важные посты в византийской государственной
иерархии, ездил с ответственными миссиями к арабам, хазарам и западным славянам.
Например, когда хазары, обитавшие между Волгой и Азовским морем, попросили
византийского императора прислать им ученого богослова для разрешения
теологических споров, Михаил III отправил к ним Константина, и тот успешно
выполнил это поручение. А после завершения своей арабской миссии он приехал в
монастырь к Мефодию. В науке существует мне**"
!""*'""* ""л ' • "г' "¦""'" HHCj чт0 именно Тогда в монастыре и были созданы
славянская азбука и письменность для балканских славян, живших в пределах
Византии.
Весной 863 года по приглашению моравского князя Ростислава братья прибыли в
Моравию, где их встретили с почетом и с особенной радостью, так как уже прошла
молва, что для распространения Христова учения новые учиГ"1
,"И,,н!*1ЛлМ,-Щ"Ии№""'1"" ntOUWKtttiVH
Кирилл и Мефодий переводят книги
на славянский язык. Радзивилловская летопись
АПОСТОЛЬСКОЕ СЛУЖЕНИЕ СОЛУНСКИХ БРАТЬЕВ _25
тели везут с собой изобретенные ими письмена, понятные народу. До этого немцы
проповедовали по-латыни, византийские проповедники молились по-гречески, так что
те и другие не были выслушиваемы моравами. Князь Ростислав понимал, что немецкие
епископы, под предлогом распространения христианства, хотят подчинить его народ
германцам. К этому прибавятся и сбор церковной десятины, и поборы в пользу
Зальцбургского архиепископа. А он хотел к независимости политической, добытой в
борьбе с королем Людовиком, присоединить и стремление моравов к церковной
самостоятельности. И потому пришел к убеждению, что лишь учреждение в Моравии
отдельной церковной митрополии, независимой от германской, может оградить его
земли от чуждых притязаний. Но это могло случиться, если бы исходило от Рима,
при условии непосредственного подчинения римскому папе, который и освятил
славянское епископство в Моравии.
Кирилл начал проповедовать в Моравии, а Мефодий перенес проповедь в более мирную
и более доступную делу просвещения сторону - в Паннонию. Братья принялись за
просвещение князей и всего народа моравского светом учения Христова, учили детей
грамоте, устраивали богослужения на славянском языке, искореняли суеверия. "И
рады были славяне, - пишет летописец, - слышаще величия Божия своим языком!".
Но совсем не радовались тому немецкие епископы, которые давно уже трудились в
Моравии и Паннонии, но мало преуспели в своей деятельности. Заботясь больше о
своей выгоде, чем об истинном просвещении народа, они не приобрели над ним
сильного влияния. Богослужение совершали на непонятном языке, Священное Писание
не объясняли, требуя лишь внешнего исполнения обрядов, а не соблюдения Христовых
заповедей. Поэтому неудивительно, что народ сразу же обратился к солунеким
братьям, которые наставляли его с любовью и мудростью, причем на его родном
языке. Это возбудило зависть немецких епископов, которые стали всячески вредить
Кириллу и Мефодию. Например, распространяли среди народа понятия, что слово
Божие следует проповедовать только на еврейском, греческом и латинском языках, а
поступающий иначе считается еретиком. На это братья отвечали им:
Не на всех ли равно падает дождь небесный ? Не всех ли освещает солнце, не все
ли мы дышим воздухом ? Не всем ли людям Господь желает спасения, не для спасения
ли всех пришел Он на землю?А потому не все ли люди должны славить и благодарить
Его на их родном наречии? Так как же вам не стыдно признавать только три языка,
а остальные народы заставлять быть немыми и глухими?
Нападки и жалобы немцев тем не менее доходили до римского папы Николая I,
который пригласил славянских проповедни26
100 ВЕЛИКИХ УЗНИКОВ
ков прибыть в Рим. Братья охотно согласились, и, взяв с собой часть мощей
Святого Климента, которые они приобрели неподалеку от Севастополя во время
хазарской миссии, отправились к апостольскому престолу. По дороге они
проповедовали некоторым славянским племенам, а в Венеции выдержали сильный спор
с представителями Рима о славянской церковной службе.
Тем временем папа Николай I скончался, и его преемником стал пап
...Закладка в соц.сетях