Купить
 
 
Жанр: Словарь

ФИЛОСОФСКИЙ Энциклопедический словарь (в архиве 3 файла)

страница №78

ионисия
Картезианца (1402/3-1471).
Doctor fundatissimus (лат.) - основательнейший доктор. Почётный титул философасхоласта

Эгидия Римского (1247-1316).
Doctor illuminatus (лат.) - просветлённый доктор. Почётный титул Рай-мунда
Луллия.
Doctor invincibilis (лат.) - непобедимый доктор. Почётный титул Уильяма Оккама.
Doctor marianus (лат.) - доктор, погружённый в молитвенное созерцание девы
Марии. Почётный
титул Франциска Ассизского и нек-рых христ. мистиков.
Doctor mirabilis (лат.) - чудесный доктор. Почётный титул Р. Бэкона.
Doctor seraphicus (лат.) - серафический доктор. Почётный титул Бонавентуры.
Doctor solemnis (лат.) - торжественный доктор. Почётный титул философа-схоласта
Генриха
Гентского (1217-93).
Doctor subtilis (лат.) - тонкий доктор. Почётный титул Иоанна Дунса Скота.
Doctor universalis (лат.) - всеобъемлющий доктор. Почётный титул
Альберта Великого.
??|? (doxa) (греч.) - мнение; видимость; недостоверное суждение. См.
Мнение и знание.
??????? (dynamis) (греч.) - возможность (ср. ????????). Также - сила,
способность, свойство.
Duree (франц.) - длительность. Понятие философии Бергсона.
?
Ecclesia spiritualis (лат.) - духовная церковь; церковь как духовное
единство верующих.
Ego (лат.) - Я.
?????? (eiflola) (греч.) - отображения, подобия. По Демокриту, тонкие истечения,
отделяющиеся от
вещей.
????? (eidos) (греч.) - см. Эйдос.
Ei incumbit probatio, qui dicit, non qui negat (лат.) - бремя доказательства
лежит на том, кто утверждает,
а не на том, кто отрицает. Одно из положений римского права.
Emergent (англ.) - новое качество, возникающее в ходе эволюции, но не выводимое
(в отличие от
resultant) из предшествующих моментов. См. Эмерджентная эволюция.
Elan vital (франц.) - жизненный порыв. Категория философии Бергсона.
???????? (enargeia) (греч.) - непо-средств. очевидность. По Эпикуру, свойство
чувств. восприятия;
критерий истины.
???????? (energeia) (греч.) - акт, активность, деятельность, действительность
(ср. ???????). См.
Энергия; Энтелехия.
Ens (лат.) - сущее, бытие, вещь.
Ens ab alio (лат.) - сущее благодаря другому.
Ens a se (лат.) - сущее благодаря себе.
Ens entium (лат.) - сущее из сущих. То, что делает существующие вещи
существующими
(бог).
Ens in actu (лат.) - сущее в действительности.
Ens in potentia (лат.) - сущее в возможности.
Ens rationis (лат.) - мыслимое сущее.
Ens reale (лат.) - реальное сущее.
Ens realissimum (лат.) - реальнейшее сущее '(бог).
?????????? (entelecheia) (греч.) - см. Энтелехия.
Entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem (лат.) - сущности не следует
умножать без
необходимости. Одна из формулировок "бритвы Оккама".
??????? (epagogo) (греч.) - приведение. Индукция.
???????? (epekeina) (греч.) - запредельное (бытие). Термин Платона, обозначающий
трансцендентность
идеи блага.
???????? (episteme) (греч.) - знание (точное); наука. Достоверное
знание. См. Мнение и
знание. ????????? (epistrophe) (греч.) - см. ????.
????? (epoche) (греч.) - воздержание от суждения. См. Эпохе.
Ereclus ingenium (лат.) - высокий образ мыслей.
Erga (лат.) - по отношению к...
Ergo (лат.) - следовательно.
"????? (ergon) (греч.) - факт, деяние, содеянное. Содеянное как результат
действительности
(????????). По В. Гумбольдту, язык - не продукт деятельности (?????), а
деятельность (????????).

Erlebniss (нем.) - переживание. Термин "понимающей психологии" Дильтея.
Errare humanum est (лат.) - человеку свойственно ошибаться. Афоризм Сенекистаршего.

Esprit de finesse - esprit de geo-metrie (франц.) - дух (ум) тонкий - дух (ум)
геометрический. У
Паскаля - интуитивное проникновение в суть вещей, отличающееся от науч.
познания.
Esse (лат.) - бытие, существование.
Esse est percipi (лат.) - быть - значит быть воспринимаемым (Беркли).
Essentia (лат.) - сущность.
Eventualia (лат.) - предполагаемое; возможное при определенных условиях.
Evoluta (лат.) - выявленное, открытое.
Ewig-weibliche (нем.) - вечно-женственное. Женственное начало в мире; мировая
душа. Слова из
"Фауста" Гёте.
Ex adversa (лат.) - от противного (доказательство).
Exclusi tertii. principium (лат.) - исключённого третьего принцип (закон).
Exempli causa (лат.) - например.
Ex fontibus (лат.) - из первоисточников.
Ex nihilo nihil fit (лат.) - из ничего не происходит ничего (Персии).
Experimenta fructifera (лат.) - опыты плодоносные. Исследования, приносящие
практич. пользу (Ф.
Бэкон).
Experimenta lucifera (лат.) - опыты светоносные. Исследования, расширяющие
знания (Ф. Бэкон).
Experimentum crucis (лат.) - эксперимент креста (перекрёстка). Решающий
эксперимент (Ф.
Бэкон). Explicite - implicite (лат.) -развёрнуто, явно - неявно, подразумеваемо.
F
Fallacia (лат.) - ошибка.
Fallacia accidentis (лат.) - ошибка в результате смешения существенного
со случайным.
Fallacia a sensu composito ad sen-sum divisum (лат.) - ошибка, когда
о части утверждается
то, что справедливо по отношению к целому.
Fallacia a sensu diviso ad sensum compositum (лат.) - ошибка, когда о
целом утверждается то,
что справедливо лишь по отношению к части.
Fallacia dictionum (лат.) - умозаключения, неправильные сами по
себе.

821


Fallacia falsi medii (лат.) - доказательство при помощи ложных суждений.
Fallacia fictae necessitatis (лат.) - ошибка, вызванная сочетанием
доводов, на самом деле не
связанных между собой с необходимостью.
Fallacia fictae universalitatis (лат.) - см. Ficta universalitas.
Fallacia incerti medii (лат.) - тоже, что Petitio principii; см. Логические
ошибки.
Fallacia plurium interrogationum (лат.) - ошибка из-за смешения неск. вопросов в
одном.
Fallacia secundum dictionem (лат.) - ошибка из-за неправильного словесного
выражения (ср.
Fallacia extra dictionem).
Fallacia suppositionis (лат.) - ошибка из-за неправильного допущения.
Falsa in uno, falsa in omnibus (лат.) - ошибка в одном - ошибка во всём.
Fata volentem ducunt, nolentem trahunt (лат.) - судьба желающих ведёт,
нежелающих тащит.
Выражение Цицерона и Сенеки, восходит к Клеанфу.
Fatum (лат.) - судьба, рок.
Fiat (лат.) - да будет.
Ficta universalitas (лат.) - ошибка из-за придания большей посылке
всеобщего характера,
к-рого она не имеет.
Fides quaerens intellectum (лат.) - вера, ищущая разумения (Ансельм
Кентерберийский).
Figura dictionis (лат.) - неправильное умозаключение, возникающее из-за смешения
неск. значений
слова.
Filioque (лат.) - и сына. Догмат рим.-католич. церкви, признающей, в отличие от
вост. церкви,
исхожде-ние св. духа не только от бога-отца, но и от бога-сына.
Flatus vocis (лат.) - колебание голоса. По Росцелину, универсалии существуют
только как
колеблемый речью воздух.
Fons vitae (лат.) - источник жизни (бог). Лат. название пантеистич. произв. Ибн
Гебироля
(Авицебро-на).

Formaliter (лат.) - но форме, формально.
Fundamentum divisionis (лат.) - основание разделения.
Furioso eroico (итал.) - героический энтузиазм (Дж. Бруно).
Fur sich (нем.) - для себя. "Для-се-бя-бытие" - категория философии Гегеля,
обозначающая всебе-бытие
(см. An sich), раскрытое осознанием. Также - идеальность, в процессе
своего
существования снимающая противопоставление себя другому.
G
Geistesgeschichte (нем.) - история духа. История культуры как исто822

рия духовных образований (Диль-тей).
Geisteswissenschaften (нем.) - науки о духе (Дильтей и неокантианцы).
Gemeinschaft und
Gesellschaft (нем.) - община и общество; противопоставление органич.
(община) и механич.
(общество) типов чело-веч. отношений (Ф. Теннис).
Genus (лат.) - род.
Genus proximum (лат.) - ближайший род (для данного вида).
Genus remotum (лат.) - отдалённый род.
Gestalt (нем.) - образ, структура; "гештальт" - понятие гештальтпси-хологии.
Globus intellectuais (лат.) - универсум человеч. знаний.
????? ??????? (gno'tlii seauton) (греч.) - см. Познай самого себя. ??????
(gnosis) (греч.) - знание.
Также - учение гностицизма.
Gotheit (ср.-верх.-нем.) - божество. Экхарт различает в боге Gotheit - божество
как абсолют и
Got - первое обособление божества, бог как личность. Различение восходит, повидимому,
к
Жильберу Порретаискому.
Grenzbegriff (нем.) - предельное понятие. Марбургская школа неокантианства
истолковывает
"вещь в себе" как задачу и предел (предельное понятие) процесса логич.
определения объекта.
Grenzsituation (нем.) - пограничная ситуация. См. Ясперс; Экзистенциализм.
H
Habitus (лат.) - состояние, положение, свойство; внешний облик; обыкновение.
Habitus naturae (лат.) - природное свойство.
Habitus animi (лат.) - характер, душевный склад.
Haecceitas (лат.) - "этость". Термин Дунса Скота, подчёркивающий
несводимость
единичного существования к сущности (ср. Quidditas).
Harmonia praestabilita (лат.) - см. Предустановленная гармония.
Harmonie preetablie (франц.) - см. Предустановленная гармония.
'?? ??? ??? (hen kai pan) (греч.) - всё и единое. См. Всеединство.
'?????? (heteron) (греч.) - см. Иное.
'???? (holos) (греч.) - целый. Целостность.
Homme naturel - homme civil (франц.) - человек естественный -
человек-гражданин.
Противопоставление Руссо.
Homo (лат.) - человек.
Homo creator (лат.) - человек-творец.
Homo faber - человек-ремесленник.
Homo homini lupus est (лат.) - человек человеку - волк (Плавт).
Homo liber (лат.) - человек свободный (Спиноза).
Homo ludens (лат.) - человек играющий (Хейзинга).
Homo mensura omnium rerum (лат.)- человек - мера всех вещей. Принцип восходит
к
Протагору. Homo pictor (лат.) - человек-художник (творец образов).
Homo sapiens (лат.) - человек разумный (Линией).
Homo sum, humani nihil a me alie-num puto (лат.) - я - человек, ничто
человеческое мне не чуждо
(Те-ренций).
Homo viator (лат.) - человек-путник (Марсель).
Horror vacui; fuga vacui (лат.) - боязнь пустоты; избегание пустоты. По
Аристотелю - одно из
свойств природы.
Humaniora (лат.) - гуманитарные науки и знания.
Humanitas (лат.) - человечность, гуманность, культура.
'??? (hyle) (греч.) - материя, вещество, материал.
I

Ichheit (нем.) - "яйность", "ячество". "Я" как принцип; как основоположение
(Бёме, Фихте).
Ichts (нем.) - слово, составленное из Ich ("Я") и Nichts ("ничто"). В философии
Бёме - принцип,
разделяющий божеств. единство.

Id (лат.) - оно. Бессознательное в психике; см. Фрейд; Психоанализ.
'I?????а (idea) (греч.) - идея. См. Эйдос.
Idea dubia (лат.) - сомнительная идея.
Ideae innatae (лат.) - врождённые идеи; см. Врождённое знание.
Idem per idem (лат.) - то же через то же. Логич. ошибка в определении.
"????? (idion) (греч.) - собственное. Неотделимый признак.
Idola fori (лат.) - идолы площади. Заблуждения, вызванные неточнее стью,
условностью,
образностью обыденного словоупотребления (Ф. Бэкон).
Idola specus (лат.) - идолы пеще- * ры. Заблуждения, обусловленные
индивидуальной
ограниченностью человека (Ф. Бэкон).
Idola theatri (лат.) - идолы театра. Заблуждения, возникающие из-за слепого
доверия
авторитетам (Ф. Бэкон) .
Idola tribus (лат.) - идолы племени. Заблуждения, обусловленные родовой
ограниченностью
человека (Ф. Бэкон).
Ignorabimus (ignoramus et ignorabi-mus) (лат.) - не узнаем (не знаем и не
узнаем). Указание на
предел в познании того или иного явления.
Ignorantia non est argumentum (лат.) - незнание - не аргумент. Положение римской
юриспруденции.

Ignoratio elenchi (лат.) - неведение довода. Логич. ошибка, при к-рой
доказывается не то, что следует, или опровергается не то, что может быть
опровергнуто.
Ignotum per ignotum (лат.) - неизвестное через неизвестное. Ошибка в
объяснении или
рассуждении.
Illiquidum (лат.) - неочевидное.
Impetus (лат.) - побуждение, стремление. У Иоанна Филонова и в до-галилеевской
механике -
"приобретённая сила". У Гассенди - свойство атомов.
Implicite (лат.) - см. Explicate - implicite.
In abstracto (лат.) - отвлечённое.
I n actu (лат.) - см. Actu.
In adjecto (лат.) - в определении.
In aeternum (лат.) - в вечности, навечно.
Incerta incertibus (лат.) - (доказывать) недостоверное недостоверным.
Incompossibilitas (лат.) - несовместимое с возможным (Дунc Скот).
In concrete (лат.) - в определ. случае; в действительности.
In corpore (лат.) - в совокупности.
Individuum est inet'fabile (лат.) - неделимое есть невыразимое. Схола-стич.
тезис.
In dubio (лат.) - под сомнением.
Influxus physicus (лат.) - физич. влияние. Обозначение взаимодействия души и
тела у Декарта и
окказионалистов.
In infinitum (лат.) - в беспредельное, без конца.
Innerlichkeit (нем.) - внутренняя жизнь; душевность. Внутренняя, сокровенная
сущность.
In potentia (лат.) - в возможности.
In re (лат.) - в реальности; в вещах.
In statu nascendi (лат.) - в состоянии зарождения.
Intellectus agens (лат.) - разум деятельный. См. ???? ?????????.
Intellectus archetypus (лат.) - интеллект, понятия к-рого являются не
отображениями, а
первообразами предметов (archetypa). Непосредственно созерцающий, божеств.
рассудок (Кант).
Intellectus ectypus (лат.) - интеллект, понятия к-рого являются лишь
отображениями (ectypa)
предметов. В философии Канта - человеч. рассудок.
Intentio (лат.) - направленность, стремление, усилие. См. Интенционалъностъ.
Intentio animi (лат.) - внимание (направленность) духа. Термин схо-ластич.
психологии,
восходящий к Августину.
Intentio prima (лат.) - направленность мысли на объект, создающая предмет
познания или
познаваемый образ. Схоластич. термин.
Intentio secunda (лат.) - направленность мысли на объект, создающая понятие
познаваемого
предмета, вкладывающая в него смысл. Схоластич. термин.
Intuitus mentis (лат.) - созерцание ума; интеллектуальная интуиция.
In vestigio (лат.) - см. Per vestigium.

Ipse dixit (лит.) - сам сказал. См. ????? ???.
Ipso facto (лат.) - самим фактом.
J
Jenseits (нем.) - потустороннее.
Jenseits von Gut und Bose (нем.) - по ту сторону добра и зла (Ницше).
Juxtapositio (лат.) - рядоположение (в противоположность соподчинению).
К
?????? (kairos) (греч.) - надлежащая мера; благоприятный момент; удача; выгода.
??????????? (kalokagathia) (греч.) - идеал физич. и нравств. совершенства. См.
Калокагатия.
????????? (katalepsis) (греч.) - постижение; восприятие.
???' ?????? (kat'exochen) (греч.) - по преимуществу; прежде всего.
???????? (katharsis) (греч.) - см. Катарсис.
??????? (kenosis) (греч.) - опустошение. В эллинистич. философии и вост.
патристике - похождение
бога в мир, творение мира.
??????? (kerygma) (греч.) - извещение, проповедь, кернгма.
?????? ??????? (koinai ennoiai) (греч.) - общие убеждения. Понятия,
непосредственно почерпнутые
из опыта и предшествующие науч. знанию (стоики).
?????? ?????? (kosmos noeros) (греч.) - космос мыслящий (интеллектуальный). В
неоплатонизме -
бытие, жизнь и мышление, воспроизводящие мир идей.
?????? ?????? (kosmos noetos) (греч.) - космос мыслимый (интеллигибельный). В
неоплатонизме
- мир самодовлеющих идей, прообразов.
L

Laissez faire, laissez aller (франц.) - позволять действовать, позволять
идти (своим ходом).
Лозунг физиократов. ???? ?????? (lathe biosas) (греч.) - живи незаметно
(Эпикур).
Lato sensu (лат.) - в широком смысле.
Lebenswelt (нем.) - жизненный мир. Термин Гуссерля, обозначающий
взаимосвязь
дорефлексивных очевидностей и уверенностей.
Lex (lex naturalis) (лат.) - закон (естественный закон).
Liaison universelle (франц.) - всеобщая связь (Лейбниц).
Liberum arbitrium (лат.) - свобода выбора.
Libido (лат.) - влечение. Энергия эротич. желания (см. Психоанализ).
List der Vernunft (нем.) - хитрость разума (мирового). Несовпадение
индивидуальных целей и
объективных результатов, для достижения к-рых мировой разум как бы использует
частные цели
людей (Гегель).
????? ??????????? (logoi sperma-tikoi) (греч.) - семенные логосы. "Осеменяющие"
мир идеи, из крых
прорастают космич. связь и индивидуальные существования (стоики, Плотин).
????? (logos) (греч.) - см. Логос. ????? ?????????? (logos endiathe-tos) (греч.)
- слово внутреннее.
Внутренняя речь (стоики). Логос, существующий в боге (Филон Александрийский).
????? ?????????? (греч.) (logos propliorikos) - слово произносимое. Речь
изустная, звучащая
(стоики). У Филона Александрийского-логос, исходящий из бога; также - ?????
?????????? (logos
prophatikos).
Lumen (naturale и supranaturale) (лат.) - свет (естественный и
сверхъестественный). Цицерон о
естеств. свете разума. По Августину, полнота знания достигается благодаря
излучаемому богом
сверхъестеств. свету, дополняющему естеств. свет.
М
Man (нем.) - неопределённо - личное местоимение. У Хайдеггера - мир безликого
неистинного
существования.
Materialiter (лат.) - материально, в отношении материи.
Materia primo prima (лат.) - первая материя первого рода. Чистая
возможность всего (Дунс
Скот).
Materia secundo prima (лат.) - первая материя второго рода. Безразличный
субстрат любой формы
(Дунс Скот).
Materia tertio prima (лат.) - первая материя третьего рода. Субстрат определ,
формы (Дунс Скот).
Materia secunda (лат.) - вторая материя. Оформленные тела (Дунс Скот).
Medicina mentis (лат.) - медицина ума. Образное наименование логики (Чирнгауз).

Mens (лат.) - дух, разум, ум.
?? ov (me on) (греч.) - небытие. Иногда - относит. небытие, "ещё не
бытие". Ср. ??? ??.
????????? ??? ???? ????? (metabasis eis allo genos) (греч.) - переход в
другой род. Логическая
ошибка. ??????? (mimesis) (греч.) - ми-месис. См. в ст.
Подражание.
Modus operandi (лат.) - способ действия.
Modus probandi (лат.) - способ доказательства.
Modus vivendi (лат.) - способ существования. ,
???? (mоne); ????-???????-????????? (топе - proodos - epislrophg)

823


(греч.) - пребывание; пребывание - похождение - возвращение. У Прок-ла -
моменты
триады:
пребывающее в себе единство - переход его во множество - возвращение единства к
себе.
Moral insanity (англ.) - моральный недуг.
Moral sense (англ.) — нравстн. чувство.
Mundus (intelleglbilis, sensibilis) (лат.) - мир (умопостигаемый, ощущаемый).
????????? (mysteriou) (греч.) - мистерия, таинство.
N
Natura naturans (naturata) (лат.) - природа творящая (сотворённая). Термины лат.
пер. комм.
Аверроэса к "О небе" Аристотеля. У Спинозы соответственно субстанция и её
порождения.
Natura non facit saltus (лат.) - природа не делает скачков. Выражение
встречается в "Философии
ботаники" Линнея; принцип философии Лейбница.
Natura rerum (лат.) - природа вещей; вселенная.
Nervus probandi (лат.) - нерв доказательства. Основной аргумент.
Nego (лат.) - отрицаю. Термин, обозначающий отрнцат. суждения. Первой гласной E
обозначают
общеот-рицат., второй О - частноотрицат. суждения (ср. Affirmo).
Nexus causalis (лат.) - причинная связь.
Nexus effectivus (лат.) - действительная, причинная связь (Кант).
Nexus finalis (лат.) - целевая связь; конечное звено связи (Кант).
Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu... (nisi inlel-lectus
ipse) (лат.) - нет ничего в разуме,
чего не было бы раньше в чувствах. Ср.-век. тезис, восходящий к
Аристотелю. Локк противопоставляет
его учению Декарта о врождённых идеях. Лейбниц дополняет тезис: ...
кроме самого
разума.
Nihil humani mihi alienum (лат.) - см. Homo sum.
Nisus formativus (лат.) - усилие формирующее (см. Александер).
????? (noema) (греч.) - мысль. См. Ноэсис и ноэма.
?????? (noesis) (греч.) - мышление.
?????? ???????? (noesis noeseos) (греч.) - мышление мыслящее (само себя). У
Аристотеля -
перводви-гатель.
????? (поток) (греч.) - см. Номос и фюсис.
Non esse (лат.) - небытие.
Non finilo (лат.) - неопределённость, беспредельность.
Non liquet (лат.) - не ясно.

824


Non plus ultra (пер plus ultra) (лат.) - непревзойдённое, крайний
предел.
Non sequitur (лат.) - не следует.
Nosce te ipsum (лат.) - см. Познай самого себя.
Notio (лат.).- понятие.
Notiones communes (notitiae communes) (лат.) - общие понятая. Спиноза
противопоставляет эти
формы адекватного познания универсалиям как несовершенным схоластич. обобщениям.
Notiones disparatae (лат.) - несравнимые понятия.
Nudis verbis (лат.) - голословно, бездоказательно.
Numen (лат.) - божество; божественное (вообще).
???? (mis) (греч.) - ум. См. Нус.
???? ????????? (nus pathetikos) (греч.) - ум, претерпевающий, пассивный. У
Аристотеля - ум, возникающий
u погибающий вместе с телом.
???? ????????? (mis poietikos) (греч.) - ум творящий. Термин Аристотеля.
О
Omne verum omni vero consonat
(лат.) - все истины согласуются друг с другом. Схоластич. тезис.

Omnis determinatio est negatio (лат.) - см. Determinant) est negatio.
Onus probandi (лат.) - бремя доказательства.
Ordo ordinans (лат.) - упорядочивающий порядок. Ног. Схоластич. выражение. У
Фихте -
организующий мировой разум.
Ordre du coeur (франц.) --- порядок (строй) сердца. Паскаль противопоставляет
порядок (строй,
рассудок) сердца порядку ума.
P
?- обозначение предиката суждения в логике (по первой букве лат. слова
"praedicatum" -
сказуемое). ??????? (paideia) (греч.) - воспитание; культура.
??????? yet (panta rei) (греч.) - всё течёт. Выражение, приписываемое Гераклиту.
???????? (parusia) (греч.) — присутствие. Наличие идей в вещах (Платон). Второе
пришествие Христа.

????? (pathos) (греч.) - страсть, страдание; состояние, свойство.
Perincertus (лат.) - весьма недостоверный.
Per se (лат.) - благодаря себе, самостоятельно.
Per vestigium (лат.) - по следам. У Бонавентуры - созерцание божеств. "следов" в
чувств. вещах.
Связывая следы воедино, можно достигнуть мгновенного созерцания - in vestigio.
Phaenomenom bene fundatum (лат.) --феномен, хорошо обоснованный (Лейбниц).
???????? . ??????????? (phantasia
kataleptike) (греч.) - постигающее представление (стоики).
Philosophia (est) ancilla theologiae (лат.) - философия - служанка
теологии (Пётр Дамиани).
Philosophia perennis (лат.) - вечная философия. Непреходящая основа
философии,
сохраняющаяся во всех учениях. Так называли свою философию томисты.
Philosophia prima (лат.) - см. ????? ?????????.
???????? (phroiiesis) (греч.) - рассудительность; понимание; здравый смысл.
????? (physis) (греч.) - природа.
Pia desideria (лат.) - благие намерения .
??????? (pleroma) (греч.) - полнота. У гностиков - полнота божеств. абсолюта,
порождающего
эоны. Possest (лат.) - возможность-бытие. Категория философии Николая Кузанского:
совпадение
акта и потенции в боге.
Post factum (лат.) - после события.
Post hoc, ergo propter hoc (лат.) - после этого, значит по причине этого.
Неправильное заключение,
логич. ошибка.
Praedicabilia (лат.) - см. Предика-билии.
Primum movens (лат.) - см. ?????? ??????.
Principla non sunt multiplieanda (лат.) - принципы не следует умножать (без
необходимости). Одна
из формулировок "бритвы Оккама".
Principium (лат.) - начало, основа, принцип.
Principium individuationis (лат.) - принцип индивидуации.
Privatio (лат.) - см. ????????.
Prius (лат.) - предшествующий, первичный.
Probatio liquidissima (лат.) - ясней-шее доказательство.
Pro et contra (лат.) - за и против. Схоластич. метод ведения дискуссии, при кром
выдвигаются два
ряда противоречащих аргументов.
Profession de foi (франц.) - исповедание веры, мировоззрение.
???????? (prolupsis) (греч.) - предвосхищение. У эпикурейцев - эмпирич.
общее понятие
о повторяющемся явлении. У стоиков - первичное общее понятие,
врождённое, но
действующее лишь в связи с чувств. опытом.
??????? (proodos) (греч.) - см. ????.
Proprium (лат.) - см. "?????.
Propter hoc (лат.) - см. Post hoc...
????? ????????? (prole philoso-phia) (греч.) - первая философия. Так Аристотель
назвал метафизику;
Вольф - онтологию.
?????? ?????? (proton kinun) (греч.)- см. Перводвигателъ. ?????? ??????
(proton pseudos)
(греч.) - первичная ложь. Ошибочный начальный тезис.
???. ???????? (руr technikon) (греч.)- творч. огонь. У стоиков - творящая часть
мировой
субстанции, космич. бог.
Q
Quadrivium (лат.) - четырёхпутье. Второй цикл "свободных искусств" (см.

Artes liberales);
арифметика, геометрия, музыка, астрономия.
Qualitas (лат.) - качество.
Qualitas occulta (лат.) - скрытое качество.
Quantitas (лат.) - количество.
Quasi (лат.) - якобы, будто бы; подобно.
Quaternio terminorum (лат.) - учет-верение терминов. Нарушение ло-гич.
правила, согласно крому
в силлогизме должно быть не больше и не меньше трёх терминов.
Quia (лат.) - ибо.
Quidditas (quiditas) (лат.) - "чтой-ность". Сущность вещи. Схоластич.
термин,
соответствующий аристотелевской формальной причине (?? ?? ?????; ??
?? ?? ?????).
Qui nimium probat, nihil probat (лат.) - кто доказывает много, тот
ничего не доказывает.
Ошибочное выдвижение лишних доказательств, противоречащих основным.
Quinta essentia (лат.) - пятая сущность. См. Квинтэссенция.
Quod erat demonstrandum (лат.) - что и требовалось доказать.
R
Ratio (лат.) - разум, рассудок, основание, причина, довод, смысл, способ, мотив.
Ratio agendi (лат.) - основание действия.
Ratio cognoscendi (лат.) - основание познания.
Ratio essendi (лат.) - основание бытия.
Reductio ad absurdum (лат.) - сведение к нелепости. Приём опровержения.
Reductio ad impossibile (лат.) - сведение к невозможности. Приём опровержения.
Regressum ad infinitum (лат.) - уход в бесконечность.
Res (лат.) - вещь (в широком смысле: реальность), предмет, событии.
Res cogitans (лат.) - мыслящее.
Res extensa (лат.) - протяжённое.
Res individuales (лат.) - индивидуальные (неделимые) вещи.
Res Integra (лат.) - вещь целостная.
Res singulares (лат.) - единичные вещи.
Reservatio men

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.