Купить
 
 
Жанр: Философия

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЖИЗНИ

страница №2

ого элемента аналогично предыдущему, но хочется
обратить внимание читателя на связь религиозных представлений с
предсмертными ощущениями и их интерпретацией. Вероятно, это до
какой-то степени взаимообусловленные вещи. Религия, конечно, возникла
не из одного только предсмертного опыта, но некоторые околорелигиозные
мистические представления вполне могли "подпитываться"
таким опытом, причём точно так же, как представления о
нечистой силе подкреплялись галлюцинациями средневековых наркоманов-"нюхачей",
дышавших парами ядовитых трав.

13. Светящееся духовное существо.
Одним из самых распространённых элементов предсмертного опыта
по Моуди является встреча со светящимся духовным существом. Это
светящееся существо обычно не имеет чётко очерченного духовного
тела и зрительно воспринимается только как свет. В то же время
все опрошенные не сомневались, что это было существо, это существо
обладало личностью, и от этой личности исходили любовь и душевное
тепло. Идентификация этого существа разными людьми, главным
образом, зависела от мировоззрения человека (христиане считали,
что этот свет - Христос и т.д.).
Самое общее объяснение этого явления может быть аналогично
объяснению ряда предыдущих элементов. Конкретное объяснение предложить
несколько труднее. Однако, в сознании почти каждого человека
в течение жизни формируется такое понятие как "свет", которым
обозначается не только физическое явление, но и комплекс духовных,
нравственных понятий. Не исключено, что при возбуждении
соответствующих центров мозга комплекс этих понятий как бы выступает
в сознании на первый план и субъективно проявляется как ощущение
света. В нашей обыденной жизни мы иногда говорим о некоторых
людях, что они с Христом в душе, понимая под Христом как раз
совокупность определённых нравственных качеств человека. Вот с
этим "нашим внутренним" Христом мы, возможно, и "встречаемся"
после обособления мозга от остального тела.

14. Оценка прошедшей жизни.
Как указывает Моуди, светящееся существо мысленно задаёт человеку
вопрос об оценке его прошедшей жизни: "Подготовлен ли ты к
смерти?"; "Что значительного было сделано в твоей жизни?"; "Стоит
ли это, то есть моя жизнь, потраченного времени?" [1990, с.33].
Мозг человека, являясь одним целым, имеет также относительно
автономные структуры (или системы, или центры). По-видимому, между
этими разными функциональными образованиями возможен "разговор".
К числу таких "разговоров" можно, например, отнести то, что
мы в повседневной жизни называем диалогом "ума" и "сердца". Скорее
всего, различные "духовные существа", ведущие с личностью человека
"мысленный разговор", - это не что иное как различные

- 10 -


функциональные структуры мозга, которые представляются нашему
изолированному сознанию в качестве отдельных существ. Вполне естественно,
что структуры мозга, ответственные за совокупность
нравственных начал и представляющихся обособленному мозгу в виде
света, задают вопрос об оценке прошедшей жизни. Какая-то система
мозга "задаёт этот вопрос" другим его системам. Не этот ли вопрос
мы иногда задаём САМИ СЕБЕ и без всякой клинической смерти?

15. Доброта светящегося существа.
По рассказам опрошенных, никакими словами нельзя описать любовь
и теплоту, которые исходят от светящегося существа к умирающему.
Его вопросы об оценке прожитой жизни задаются без осуждения.
"И всё это время я чувствовал, как будто был окружён всепоглощающей
любовью и состраданием" [1990, с.34]. "Было с ним так
легко. И, кроме того, у него было даже чувство юмора..., определённо
было!" [1990, с.35].
Дополнительные объяснения этого элемента, помимо уже сделанных,
видимо, не требуются. Если же вернуться к упомянутому чувству
юмора, то можно заметить, что себя мы довольно часто судим со
"всепоглощающей любовью".

16. Просмотр картин прожитой жизни.
Как указывает Моуди, светящееся существо вслед за вопросом об
оценке жизни показывает человеку картины его жизни. Все или только
главные эпизоды жизни мгновенно пробегают перед мысленным взором
человека. Светящееся существо отмечает некоторые события,
старается показать что-то важное в каждой из этих сцен, дать
нравственную оценку поступков, а точнее - подвести самого человека
к нравственной оценке своих поступков.

Есть отдельные люди, которые способны помнить свою жизнь в
мельчайших деталях. По-видимому, мозг любого человека хранит гораздо
больше информации о прожитой жизни, чем та информация, которой
обычно может воспользоваться сознание. Однако, и в повседневной
жизни может происходить такое взаимодействие памяти и личности,
оценивающей свой жизненный опыт с нравственных позиций.
Бывает, что в критических ситуациях "вся жизнь проносится перед
мысленным взором" и без клинической смерти, о чём пишет и Моуди
(1990, с.39-40). По-видимому, в условиях отключённости мозга от
остального тела, когда самоуглублению человека не мешают импульсы
периферийной нервной системы, возможно использование значительно
большей информации о прошлом человека. В связи с этим элементом
возникает ещё один интересный вопрос. Когда мы сталкиваемся с какой-либо
неожиданной проблемной ситуацией, мы поначалу мучительно
"роемся" в памяти, подыскивая что-либо аналогичное в нашей жизни.
Иногда в результате мы "извлекаем" из наших воспоминаний информацию,
которая оказывается "ключом" к проблеме. Иногда мы даже не
понимаем, откуда у нас эта информация (воспоминание о соответствующем
эпизоде нашей жизни не дошло до сознания). Мы тогда говорим,
что нашли решение проблемы интуитивно. Иногда же выясняется,
что нужную информацию мы приобрели в мелком второстепенном эпизоде
нашей жизни, в эпизоде, который мы просто так никогда бы не
вспомнили. Не происходит ли в этих случаях такой же мгновенный
просмотр какими-то системами мозга "запасников" нашей памяти? Не

- 11 -


происходит ли иногда (или очень часто!) и в нормальном состоянии
такой мгновенный просмотр картин всей нашей жизни, но только без
участия сознания? А ведь клиническая смерть - ситуация исключительная,
проблемная... Самое время активизировать весь запас нашего
жизненного опыта, чтобы ответить на все вопросы, внезапно
обрушившиеся на наше сознание в таком большом количестве!

17. Общение не словами, а мыслями.
Как указывает Моуди, большинство опрошенных свидетельствуют,
что они слышали не физический звук или голос, а непосредственно
воспринимали мысли окружающих их людей (например, врачей) и духовных
существ. "Я уже понимала их за секунду до того, как они
открывали рот, чтобы что-то сказать" [1990, с.29]. "Мысленно я
услышал: Любишь ли ты меня?" [1990, с.34]. "Духи общались между
собой на универсальном языке... Каждый человек после смерти немедленно
приобретает способность к общению на этом универсальном
языке..., который представляет собой свойство его духа. Речь ангела
или духа, обращённая к человеку, звучит так же отчётливо,
как и обычная речь людей, но её не слышат другие, находящиеся тут
же, а только тот, к кому она обращена, потому что речь ангела или
духа направлена непосредственно к сознанию человека..." [Сведенборг
- Моуди, 1990, с.64].
Если предположить, что сведения о реальном физическом мире
мозг в состоянии клинической смерти не получает (или получает по
ограниченному числу каналов) и "строит" этот мир в воображении,
то "восприятие голоса" должно опережаться "восприятием мысли".
Мысль, возникшая в мозгу самого человека, и будет отправной точкой
для воображения, которое "достроит" голос и соответствующий
зрительный образ. Что же касается "духовных существ", так, если
предположить, что общение "духовных существ" с "человеком" - это
общение (взаимодействие) различных функциональных структур мозга,
то как же ещё эти структуры могут "общаться", если не "мысленно"?

18. Невозможность обмануть.
При общении со светящимся существом происходит "непосредственная
передача мыслей, но в такой ясной форме, что какое-либо непонимание
или ложь по отношению к свету были невозможны" [1990,
с.33].
Передача мысли от человека к человеку сопровождается переводом
мысли в слова, что частично искажает смысл. Второе искажение возникает
при восприятии слов, так как они всегда "окрашены" жизненным
опытом конкретного человека. Результат этого "испорченного
телефона" - трудность понимания человека человеком. Без промежуточного
перевода в слова и обратно мысль передаётся точнее, но
это возможно лишь при диалоге различных структур одного и того же
мозга. Отсюда "такая ясная форма" передачи мыслей при общении со
светящимся существом.

18. Приближение к барьеру.

Моуди пишет, что "в нескольких случаях пациенты рассказывали,
как во время своего предсмертного опыта они приближались к чему-то,
что можно было бы назвать границей или пределом." Этот
предел описывается в виде водного пространства, тумана, двери,

- 12 -


изгороди, черты, линии, другой преграды или даже человека. "Прямо
перед собой я увидела моего дядю Карла, который умер много лет
назад. Он преградил мне путь, говоря: Иди назад. Твоё дело на
земле ещё не закончено" [1990, с.41-42].
Этот элемент не является одинаковым в разных рассказах и вообще
имеется далеко не всегда. Поэтому наличие его в предсмертном
опыте отдельных людей вполне может быть объяснено особенностями
их мировоззрения, случайно возникшими образными ассоциациями и
т.п. Разнообразие барьеров говорит о том, что они "перенесены" в
"потусторонний мир" (в сознание) из этого физического мира. Замечу
также, что угасание активности мозга, т.е. "погружение" в небытиё,
вероятно, может восприниматься как погружение в туман.

19. Обладание абсолютным знанием.
В своём втором труде "Размышления о жизни после жизни" (1977)
Р.Моуди указывает на ещё один элемент, который иногда встречается
в рассказах людей, перенесших клиническую смерть. Человек вдруг
ощущает, что он обладает вселенским знанием, что он находится в
школе или библиотеке, где можно узнать всё-всё. После перенесения
клинической смерти у многих усиливается интерес к познанию, люди
оказываются как бы "просветлёнными".
Объяснение этого элемента не является обязательным, так как
сам элемент не обязателен в предсмертном опыте, но некоторые соображения
всё-таки выскажу. Во-первых, "всезнание" утрачивалось
по выходе из состояния клинической смерти (в то время, как все
остальные детали предсмертного опыта хорошо помнились). Поэтому
можно предположить, что "всезнание" было кажущимся. Так, некоторые
"гениальные" стихи, которые мне удавалось сочинить во сне или
вычитать во сне в книге, оказывались бессмысленным набором слов,
когда, проснувшись, я тут же записывал их по памяти. Во-вторых,
это "всезнание" могло быть "всезнанием" только того, чем обладал
мозг в отключённом состоянии. Ведь в это время мозг с его знаниями
сам по себе представляет замкнутую "вселенную" и он знает эту
"вселенную" полностью: нельзя же не знать что-нибудь из того, что
ты уже знаешь! В нашей повседневной жизни иллюзия всезнания постоянно
нарушается импульсами, приходящими от органов чувств. Эти
импульсы сигналят о неожиданных изменениях вокруг нас и в нашем
теле (например, мы всё время узнаём об изменениях положения нашего
тела). Новая информация приходит в противоречие с прогнозом,
который постоянно делает мозг, совершая работу по поддержанию
своей внутренней "вселенной". Когда же мозг замкнут сам на себя,
это противоречие отсутствует, и мы ощущаем себя "всезнающими". Об
аналогичном ощущении у медитирующих йогов уже говорилось выше, а
также о том, что никаких научных открытий эти медитации не дали
(кроме открытия возможности самих медитаций как свойства человеческой
психики). Что же касается "просветления" перенесших клиническую
смерть, то его можно объяснить следующим образом. Человек
наглядно убеждается, что не может объяснить многое из того, что
пережил. Поэтому возрастает интерес к познанию самого себя, к
познанию законов психики, к религии и к разрешению самых общих
мировоззренческих вопросов. Возникает ощущение суетности материальных
забот, так как ничто материальное "туда" с собой не пронесёшь
- и ведь это правда! Именно такой комплекс представлений мы

- 13 -


и называем "просветлённостью".

20. Оживление как соединение души и тела.
Данное положение можно подкрепить следующими цитатами. "Я понял,
что я, по-видимому, умираю и почувствовал, что если я не
вернусь обратно в своё тело, то я умру, скончаюсь." "После того,
как они применили электрошок в области грудной клетки, моё тело
резко дёрнулось, и я сразу просто упал в своё тело" [1990, с.45].
"Я был вливаем [в самодеятельном переводе - влит] обратно в моё
тело" [1990, с.46].
"Соединение души и тела" в данном случае, видимо, является возобновлением
связи между мозгом и остальным телом. От электрошока
или по другой причине (например, само после краткого отдыха) заработало
сердце. Восстановился приток обогащённой кислородом крови
к мозгу и другим частям нервной системы, вслед за этим установилась
связь центральной нервной системы с периферической, а через
неё со всем остальным телом. Установление такой связи воспринимается
как внезапная утрата лёгкости, бестелесности, то есть
как бы "падаешь" в своё тело. Ты вдруг начинаешь ощущать тяжесть
своего тела и фиксированность "души" (восстановилось кожно-мышечное
чувство, восстановилась работа вестибулярного аппарата).


1990


ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТЬ ЛЕТ

Начну с того, что приведу ещё факты. После публикации работ
Моуди "полёт через туннель" вошёл в повседневный речевой обиход.
Люди стали смелее рассказывать о пережитых ощущениях, не боясь
прослыть "психами", а поэтому появились новые подтверждения и дополнения
описанной картины. Так, один из моих знакомых говорил,
что, находясь под общим наркозом, он дважды ощутил этот "полёт",
который тут же прерывался. Потом врачи сказали, что у этого человека
во время операции дважды на краткое время останавливалось
сердце. Но самое интересное описание прислал мне в письме мой
друг, который ничего не слышал о работах Моуди. На всякий случай
сообщу, что это непьющий, культурный и начитанный человек, хотя и
без образования, т.е. обстоятельства позволили ему закончить
только восемь классов. В это время он жил в деревне и очень тяжело
работал в ветхом совхозном коровнике в условиях всеобщего пьянства
и развала сельской жизни, когда зарплату не выплачивали
месяцами. Вот, что он пишет в первом письме:
"...Летом я, по всей видимости, пережил клиническую смерть.
Дома пережил! Один! Это по земным меркам - Чудо. Впрочем, может,
это было что-нибудь иное. В конце концов, просто сон. Но как бы
то ни было, я теперь уверен, что то, что люди называют Богом, существует
на самом деле. Я теперь верю в это. Не знаю, можно ли
меня назвать верующим? В обычном понятии - нет. Я не молюсь, не
пощусь, не хожу в церковь. Хотя, если доживу до старости, схожу
туда не раз помолиться. Церковь и молитва придуманы людьми, а не
Богом. Но людьми мудрыми и добрыми. Человеку бывает нужно и тихое
место, и безответный собеседник. Люди верят, что он добр, мудр,
всесилен. Это даёт надежду на лучшее, и становится легче. Но я
знаю, что вера эта не из прихоти человеческой пошла. Пошла она от

- 14 -


людей, знающих это. Испытавших и сумевших убедить других. Это,
прежде всего, люди, пережившие клиническую смерть; йоги... ...
сумевшие силой воли держать тело в состоянии клинической смерти,
тем самым освобождая душу от оболочки; и ещё некоторые экстрасенсы
(это по модному ныне названию), но далеко не все..."
Я попросил подробнее рассказать о случившемся и теперь предлагаю
читателю выдержки из второго письма:
"...Вы, наверное, помните, что у меня давно болит сердце. Лечил
я его, но без толку. Это было всё время, и я уже привык и не
очень обращал внимание. Хотя временами от боли с ног падал. Впрочем,
не столько от самой боли, сколько от неожиданности. В общем,
было так. Не помню, каким образом я оказался дома один (просто
давно было). Прилёг подремать среди дня. Уснул. И вот дальше я
помню всё очень чётко за исключением первых секунд. Очень чётко
помню не столько события, сколько ощущения в это время. Причём
мои и не только мои [т.е. ощущения "духовного существа" рядом -
примечание Ю.Н.]. Не помню, от чего я проснулся, но помню, что
сразу понял: мне очень худо, и это конец. Сердце не билось, а
дёргалось, и обычная сосущая боль была сильнее обычного и не давала
дышать. Попытался встать за таблетками (они у меня рядом),
но с трудом сумел только сдвинуть одну ногу. Она повисла, и больше
я не смог шевелиться, т.к. не мог дышать, и грудь сосало
страшно. Помню, что страха не было. Я был готов к этому давно.
Знал, что могу умереть в любой момент. Когда голова закружилась,
я ещё чувствовал боль в сердце, но себя уже не чувствовал. Я закрыл
глаза. И тут боль прошла. Помню огромное облегчение. Оно было
обвальным и прошло волной от головы к ногам. Думаю, что подобные
ощущения испытывают наркоманы после приёма дозы. Резкое успокоение
и после колоссальное спокойствие, когда дух не связан бренностью
тела и дел. Но это предположение. После этого трудно описать,
но я вдруг увидел, что потолок стал очень близким, и  _однов-
 _ременно . увидел себя, верней, моё тело. Оно лежало (трудно писать
так о себе, но это было тогдашнее ощущение - именно ОНО) чуть наискосок
кровати. Одна нога свесилась и качалась (или дёргалась).
Левая рука - на солнечном сплетении, правая - на груди. Лицо синее,
глаза закрыты, губы сжаты. Потом вы поймёте, что эти подробности
не напрасны. Дальше начинаются только ощущения. Меня понесло
плавными толчками (странно, но верно) наискосок и вверх. И
сразу же я ощутил, что рядом со мною кто-то есть. Я не видел его,
но чётко ловил его настроение. Но сначала о другом. Летели мы
(или нас несло?) отнюдь не в тоннеле, а в огромном и бесконечном
пространстве, переплетённом линиями всех цветов. Но не чёткими, а
размытыми по бокам. Там, где они пересекались (именно  _пересека-
 _лись . между собой, а не просто видимость пересечения) стоял сияющий
ореол, но уже более яркий и изумительного света (именно света,
а не цвета). На Земле (я думаю, что мы были всё-таки в космосе)
таких цветов нет. Несло нас к такому же пятну сияния (почему
пятну? Наверное, потому, что язык наш несовершенен), но оно было
много больше остальных и много ярче. Важная деталь: я не видел
самого главного сияния, к которому мы направлялись, но я знал,
что лечу к нему. Откуда? Чёрт его знает, откуда. Это трудно объяснить,
но знание появилось сразу. Причём, не только это знание,
а и многие другие знания тоже. Насколько они верны, я не знаю,

Посмотри в окно!

Чтобы сохранить великий дар природы — зрение, врачи рекомендуют читать непрерывно не более 45–50 минут, а потом делать перерыв для ослабления мышц глаза. В перерывах между чтением полезны гимнастические упражнения: переключение зрения с ближней точки на более дальнюю.

- 15 -


потому пока об этом помолчу. Точно так же я не видел того, кто
летел рядом со мной. Просто знал, что меня кто-то сопровождает.
Очень чутко улавливал его настроение (не мысли, нет, вместо мыслей
здесь,  _похоже ., было Знание). ОНО было одновременно удивлённо-недоумевающим
и мрачновато-решительным. И очень добрым ко мне.
Сначала звуков не было. Вдруг послышался звук, похожий на удары
колокола, но очень густой и приглушённый. Сразу же наше движение
стало обратным. И настроение проводника резко изменилось. Облегчение
и ясность. И большая радость за меня. А вот обратный путь
мы проделали быстро и ровно, без толчков. Я уже не видел ни линий,
ни сияний, и было ощущение, что лечу в тёмном тоннеле. Вот
здесь память снова делает скачок. Дальше я сразу увидел себя в
комнате, но видел не только комнату. Впрочем, я всё-таки не видел,
а по-прежнему знал. Я знал, что наш кот Мурзик мечется по
крылечку, как бы в панике, и царапает дверь. Звуков не слышал,
только звон колоколов. Тугой и короткий. Я увидел комнату и себя.
Комната была не такой, как всегда. Обои в ней были изумительного
серебристо-зелёного света, а не светло-коричневого. Хотя рисунок
был тот же. И ещё деталь. Я видел, что обои были целыми, без трещин
и вырванных кусков (обычное занятие моих архаровцев). Хотя я
уже ощущал себя в своём теле, но по-прежнему ещё видел себя как
бы со стороны. Глаза были закрыты, но лицо уже не было синим, а,
скорее, белым и полностью разглаженным, расслабленным. Ни морщин,
ни мешков под глазами не было. Потом я долго не мог избавиться от
ощущения расслабленности и шелковистости кожи на лице (примерно в
течение недели). Ну а потом я снова погрузился во мглу и стал
слышать. Первое, что я услышал - это был ветер за стеной. Потом -
мяуканье за дверью Мурзика. А потом я начал ощущать своё тело.
Первыми ощутил руки. И вот интересная деталь, которую я осмыслил
уже позже. Руки были напряжены и тяжелы. От них прямо-таки жгло.
А всё остальное тело было холодно и расслаблено. Даже плечи - хотя
это странно. Позже я попробовал напрягать руки, но без мышц
плеч, груди и спины - чёрта-с-два! Только вместе. В таком положении
я пролежал примерно с полчаса. Потом встал, добрёл до двери.
Впустил кота и улёгся снова, уже на весь день. Часа через два
пришла... Я ей всё рассказал. Сердце ныло, но не болело. Слабость
во всём теле и постоянное ощущение холода во всём теле (кроме
рук) прошли только к вечеру. Ну а дня через два-три пришла газета
"Труд" со статьёй о клинической смерти. Не помню, как она называлась,
но это первая статья на эту тему в "Труде". Если найти подшивку,
то можно отыскать её и установить дату этого случая со
мной. Саму газету я отдал матери. Вот собственно и всё, что было..."

Дальнейшее уже не является фактическим материалом, но всё-таки
из уважения к той аккуратности, с какой было описано "путешествие
по иному миру", приведу и последующий текст:
"... Вот собственно и всё, что было. Назвать это клинической
смертью я могу только предположительно. Хотя я всё-таки был на
грани её или далеко за гранью. Всё упирается в вопрос: как я выжил?
Попробую высказать свои соображения, стараясь придерживаться
только земных и обычных понятий. Впрочем, и не совсем обычных тоже.
Помните, я не мог дышать из-за боли. Не мог шевелиться тоже
из-за боли. Я был вынужден максимально расслабиться. Думаю, что

- 16 -


именно это помогло сердцу преодолеть боль и заработать нормально..."

Что ж, сходство с описаниями Р.Моуди очевидно. Наверное, факт
клинической смерти можно признать, хотя автор письма сомневается
в этом, т.к. не понимает, каким образом он ожил. Вероятно, придётся
признать, что иногда из этого состояния можно выйти и без
квалифицированной помощи врача. Иначе откуда бы Сведенборг узнал
об "ангелах" в эпоху, когда реанимацией не занимались? Просто
сердце отдохнуло и заработало само. "Сердечная мышца обладает
свойством автоматизма, т.е. сокращения её непроизвольны... ...
Строгая последовательность сокращения частей сердца обусловлена
особой, проводящей возбуждение системой сердца (т. наз. пучком
Гиса, по имени описавшего его нем. учёного В.Гиса), расположенной
в межпредсердной перегородке..." (Популярная медицинская энциклопедия,
1963). Сердце, таким образом, обладает своей собственной
нервной системой, работа которой только корректируется центральной
нервной системой, а потому оно до некоторой степени автономно.
Общеизвестно, что в некоторых случаях оно продолжает сокращаться
ещё несколько часов после смерти, когда центральная нервная
система давно не работает. Тем не менее, понятно, что уповать
на самопроизвольный выход из состояния клинической смерти крайне
опасно, а потому в статьях, написанных медиками, делается упор на
необходимость своевременных реанимационных мероприятий, что и
смутило автора письма. С последующими объяснениями я уже никак не
согласен, но приведу и их:
"И вот главный момент. Боль исчезла. Я начал дышать. Но мозг
уже испытывал глубокое кислородное голодание из-за плохой подачи
крови. А тут резко поступила кровь, и кислород ворвался в лёгкие.

Вот вам и кислородное опьянение (я упомянул о наркоманах не случайно).
Можно вроде бы отнести мои видения к этому опьянению. Но
почитайте эту статью [в газете "Труд"] и увидите много схожего. А
я до этого случая ничего не подозревал о таких вещах. Пока не
прочёл статью, я терялся в догадках. О клинической смерти я слышал
давно. А вот о видениях в это время - ничего. Помня, что мать
говорила о Боге, я посчитал это дело божьим чудом. Теперь я так
не считаю. Но за это время, что прошло после моего случая, я
столько прочитал и узнал, т.к. специально интересовался, что утвердился
в мнении - Бог есть. Но не тот Бог, которого представляют
все, а нечто другое. Мы действительно сблизились с вами во
мнении о Боге [реакция на моё предыдущее письмо]. И всё же не
совсем. Но это, как вы написали, вопрос веры, т.к. фактов нет. Но
если исходить из того, что ничего [ничто] не появляется из ничего,
то откуда тогда у людей именно ощущение полёта ввысь? Из фантазии,
основанной на тысячелетнем веровании, что Бог именно там?
Но откуда само верование? Тоже из фантазии? Впрочем, я уже писал
об этом в прошлый раз. Вернёмся к вопросу о том, как я выжил.
Помните, я писал о том, что я видел себя и в какой позе я был?
Левая рука - на солнечном сплетении, а правая - на груди... ...
Вспомните мои ощущения, когда пришёл в себя: руки напряжены, тяжелы
и горячи. Можно предположить вот что: в момент опьянения
мозг включил все защитные системы, и энергия вышла через руки на
тело. Солнечное сплетение - это основное сосредоточение нервных
окончаний (кроме мозга). Йоги и экстрасенсы называют это "прана"

- 17 -


или "чакра"

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.