Купить
 
 
Жанр: Философия

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЖИЗНИ

страница №4

егал во сне по бесконечным комнатам
и коридорам. Когда я сам стал школьным учителем, содержание
сновидений изменилось. Я врывался в комнату с криком: "Где оно?
Ну сейчас я его!" - и мчался из комнаты в комнату со сжатыми кулаками.
Иногда Оно мелькало в конце коридора, улепётывая от меня.
Постепенно Оно уменьшилось и в течение нескольких месяцев исчезло
из моих снов навсегда. Страх исчез и во сне, и наяву.
В-седьмых, обращаю внимание на то, что во всех описанных случаях
мозг был здоровым, и клиническая смерть наступала в результате
остановки сердцебиения и дыхания. Не исключено, что ощущаемая
картина будет другой, если непосредственной причиной смерти
явится болезнь или травматическое повреждение мозга. Наверное,
предсмертные видения закоренелого наркомана, разрушившего свой
мозг, будут не столь радостными (будет работать созданный им "ад"
- см. ниже). В "мутном" мозгу алкоголика и видения, вероятно, будут
мутными. В каких-то случаях может и совсем их не быть.
В-восьмых, уделю внимание одной из философских сторон вопроса.
Работы Моуди обрели особую популярность в среде верующих, и многие
увидели в них неоспоримое доказательство бессмертия души. Я
уже говорил, что это в принципе ошибочный вывод, так как ни мозг,
ни остальное тело не умирали; только связь между ними на какое-то
время прерывалась. Для людей религиозных привожу ещё одно соображение.
В нашей повседневной жизни Бог никогда не предоставляет
достоверных доказательств своего существования: либо потому, что
он не существует; либо потому, что это лишило бы человека свободы
воли, свободы выбора мировоззрения. И действительно, такой ли уж
большой заслугой была бы праведная жизнь, если бы каждый точно
знал, что будет за неё награждён вечным блаженством! В этом смысле
праведная жизнь атеиста гораздо ценнее для Бога, так как самопожертвование
совершается бескорыстно. Если же кто-то, пережив
клиническую смерть, считает, что сумел увидеть прячущегося Бога
(в образе "света"), застать его врасплох, обмануть, т.е. побывать
"в гостях" и вернуться невредимым, то, мне кажется, что он впадает
в тяжкий грех, недооценивая интеллектуальные возможности Всевышнего.
И, может быть, сейчас я выполняю божью волю, возвращая
людей к исходной неопределённости!
Разумеется, можно построить и мистическую модель предсмертных
ощущений. Наверное, даже не одну единственную, а множество моделей.
Приведу одну из таких "поделок", наскоро сочинённую мной.
Например, Бог есть, но он не всесилен, не властен над нашим материальным
миром, не создавал его. Он только духовное существо. Мы
творим наш духовный мир сами. По смерти он не исчезает, а вливается
в ту или иную часть духовного мира, созданного нашими предшественниками,
в том числе Богом, но также и Сатаной. Куда именно
мы "вплеснёмся", зависит от нашей жизни (вверх полетим или вниз).

- 26 -


Докажите, что не так!
Могу ещё одну версию предложить, космическую. Известно, что
Солнце и Земля существуют порядка 5 миллиардов лет, но есть звёзды,
которые почти на 10 миллиардов лет старше Солнца. Вокруг них,
конечно, вращаются планеты, которые тоже гораздо старше нашей
Земли. Там жизнь, в том числе разумная, стала развиваться раньше,
чем у нас. Такие инопланетяне на миллиарды лет обогнали нас в
развитии. Вы можете, догадаться, что это означает, если Россия,
например, вот уже несколько столетий мучительно догоняет Запад,
отстав от него на какие-нибудь 100 лет! Почему же мы не видим
этих высокоорганизованных существ? А, наверное, потому, что они
предпочли духовную жизнь материальной. Они все переселились в духовный
мир. Они в нём и рождаются, после чего живут вечно. Мы же,
существа отсталые, развиваемся, как насекомые: сначала "яичко" (в
материнской утробе), затем "личинка", ползающая по Земле (в материальном
мире), а потом только наша душа получает возможность
воспарить, отделившись от тела. Тогда мы попадаем в духовный мир.
Самые благородные из нас (добрые, смышлёные) присоединяются к высокоразвитым
существам (очевидно, в виде домашних собачек, т.к.
общаться на равных мы всё равно не можем), а злых и глупых инопланетяне
спускают в канализацию. Что же касается планеты Земли,
то это вообще питомник для таких будущих "собачек". Инопланетяне
иногда следят за работой своего "инкубатора", прилетая на НЛО. Но
так как это существа сугубо духовные, увидеть их могут только
психически больные люди, у которых душа способна обособляться от
реального мира. Остальные только так, по глупости, то самолёт, то
воздушный шар, то шаровую молнию за НЛО примут. Я могу привести и
некоторые цифровые материалы: одна седьмая часть жителей США видела
НЛО (В мире науки, 1991, N8, С.12-13), а верят в НЛО 40%
американцев. Их не смущает, что эти НЛО ведут себя, по нашим земным
меркам, весьма странно, т.е. по сути пускают пыль в глаза без
какого-либо внутреннего смысла (Гангнус, 1988). Может, однако,
внутренний смысл в том и состоит, чтоб наши учёные люди не признали
инопланетян.

Ещё одну модель, более христианскую, привёл в письме мой друг:
"В том, что по ту сторону смерти кто-то или что-то есть, я не
сомневаюсь. Вернее, я уверен на 99%. 1% положим на моё незнание
(и не только моё) законов природы и организма своего. Этот кто-то
вовсе не обязательно властвует над нами грешными. Ему не нужно
поклоняться и изнурять себя попытками ублажить его молитвами или
соблюдением обрядов, придуманных не им. Он просто существует после
нас в другом виде (душа, дух и т.д.) и подчиняется законам
природы (тоже не им придуманным) [последнее предложение не вполне
понятно, но, видимо, речь идёт о встрече с этим существом после
нашей смерти - прим. Ю.Н.]. Ну а сказки о рае и аде, по-моему, не
совсем беспочвенны. Что-то подобное должно существовать. Мои
предположения: всё это как-то завязано на явлении положительной и
отрицательной энергии, которая копится человеком в течение всей
жизни [понятие о "знаках" энергии в данном случае идёт, скорее,
из мистики, а не из физики - прим. Ю.Н.]. Чего больше, туда и
пойдёшь. Разумеется, всё это сверхупрощённо и только версии, но
мы (и тем более я) так мало знаем об этом. Человечество понимает
Бога очень уж примитивно. Больше боится, чем любит. А бояться

- 27 -


нужно, по-моему, другого. Как сотворить больше доброго и обрести
положительный заряд? И соответственно, наоборот, не натворить
зла? В общем, сплошная физика [скорее, "мягкая" мистика с маскировкой
под физику - прим. Ю.Н.]. Но, может, так и надо? В общем,
моё мнение о религии такое: Бог есть, но он не является чем-то
сверхъестественным. Он, как и мы, явление физическое. Бояться его
не нужно, но стремиться к нему надо, дабы не попасть к Сатане
(тот же самый Бог, но с другим знаком) тоже вполне физическим путём."

Аналогичная, но более развёрнутая и красочная модель "потустороннего
мира" или даже взаимосвязанных "миров" создана в многочисленных
поэмах замечательного русского поэта Даниила Андреева
(1993). По Даниилу Андрееву, чем более отяжелена душа умершего
человека грехами, тем на более глубокие уровни ада она проваливается.
А люди с "лёгкой" душой становятся ангелами и вступают в
бой с силами зла, с адом. И у каждого народа там, в духовном мире,
есть свои боги. Душа русского народа - Навна; она очень добра,
но попала в плен к силам зла. Воин Яросвет вот уже много веков
старается освободить её...
Что ж, все эти модели вполне согласуются и с нашим знанием материального
мира, и с нашим незнанием чего-либо за его пределами,
а также с желанием иметь бессмертную душу. Их нельзя опровергнуть,
как, впрочем, и доказать. Они на первый взгляд безобидны.
Даже полезны: толкают к совершению добрых поступков и обещают за
них вознаграждение, уменьшают страх смерти, сулят встречу с умершими
друзьями и родственниками. Не исключено, однако, что мистика
вредна почти в любых дозах (кроме самых малых, которые нужны поэту
для возбуждения фантазии). Мистика уводит от жизни, от истинного
познания, от большой науки и вообще от интереса к реальному
миру - и от его материальной составляющей, и от "земных" форм духовности.
Но пока мы привязаны к нашему телу, мы всё-таки живём в
физическом мире, и преждевременная попытка ухода от него может
оказаться не очень полезной.
Кроме того, всякая мистическая идея со временем обзаводится
страстными поклонниками - фанатиками, которые начинают войну с
иными идеями, притом не только идейными средствами. А ещё появляются
"жрецы", которые кормятся ("жрут") за счёт этой идеи, выступая
от имени "бога". Они умело манипулируют фанатиками. Развёртывается
борьба между "жрецами" за паству, за раздел мира, т.е. по
сути за деньги. Это, в конечном итоге, приводит к большой крови,
к религиозным войнам. Власть мистиков опасна и самыми неожиданными
последствиями. Так, в Западной Европе в эпоху разгула инквизиции
на кострах было сожжено пятьдесят тысяч "ведьм" (Капица,
1991). Отсвет этих костров иногда ощущается и в нашем современном
мире. Так, например, в 1988 г. ночью в Вильнюсе на квартире художника
А.Калинаускаса пятью экстрасенсами был убит артист Нигматулин.
Экстрасенсы удерживали в повиновении своё "стадо", а Нигматулин
однажды захотел с ними порвать. Все участники этой трагедии
- люди с высшим образованием (Гульдман, 1988). Известно, что
четверть американцев руководствуется "указанием звёзд" и верит в
духов, а одна шестая - "общалась" с душами умерших (В мире науки,
1991, N8, с.12-13). В Западной Германии четверть населения верит
в магию (Гангнус, 1988). В США 15000 астрологов и только 1500

- 28 -


астрономов (Гангнус, 1988; Капица, 1991). Всем этим создаётся питательная
среда для будущих преступлений "страдающего сознания".
Не исключено очередное погружение мира в мистицизм и невежество,
как это было на закате античности, на закате средневековья, перед
Реформацией, перед Великой французской революцией, перед революцией
1917-го года в России (Гангнус, 1988).
Наверное, оптимальное положение - это лёгкая полурелигиозность,
т.е. человек ничего не берёт на веру, но и не отрицает
различные возможности. Он раньше времени не стремится к познанию
запредельного, т.к. понимает, что это невозможно. Он старается
делать добро, но без фанатичности, т.е. добро в чистом виде. Он
гармоничен и за своими заботами о "ближних" и "дальних" не забывает
себя. Ведь он тоже человек и имеет право на счастье. К сожалению,
удержаться на этой здоровой полурелигиозности трудно. Можно
"соскользнуть" в настоящую мистику, уверовав в возможность
познания сверхъестественного.
В общем, я бы советовал избегать каких-либо мистических объяснений
реальности, а предсмертные ощущения - такая же реальность,
как всё остальное в нашем физическом мире. Мистикой всё равно ничего
не объяснишь. Это набор иногда эффектных, но недоказуемых
положений. Поэтому я так скептически отношусь ко всем мистическим
и полумистическим учениям. Уж больно их много! Многие тысячи, если
пособирать по всему Земному шару. И не могут они все быть верными
одновременно. В мистике всё главное берётся на веру, и нет
хотя бы приблизительных критериев достоверности. Конечно, что-то
в воззрениях, например, йогов взято из реального жизненного опыта
многих поколений. Отсюда и некоторые их практические успехи, касающиеся
духовного и физического здоровья. Известно также, что
внушённые болезни - внушённые кем-то или самим человеком - можно
лечить тем же внушением, а для этого полезна вера в сверхъестественные
возможности того, кто лечит. Поэтому экстрасенсы и прочие
"колдуны" создают вокруг себя соответствующий мистический "ореол".
Часто они сами верят в свой вымысел. Уверовав, человек начинает
укрепляться в своей вере до бреда: "видеть", "слышать" и
"осязать" всё то, что он выдумал, т.е. "потусторонний мир" смешивается
с реальным. Мне рассказывали о женщине, которая, увлекшись
спиритизмом, долго общалась с "духом Моцарта" и, в конце концов,
"забеременела" от него. Ребёнок, правда, так и не родился: беременность
оказалась ложной (внушённой). Слышал, что последователей
мистического учения художника Николая Рериха иногда называют "рерихнувшимися".
В общем, нет никакой гарантии, что теоретические
интерпретации тех же йогов или других мистиков хоть сколько-нибудь
верны, а навыдумывать можно много всего. Каждое мистическое
учение создаёт свою систему понятий, и, чтобы в ней разобраться,
нужно положить целую жизнь (и не успеть ничего другого). В этом
отношении европейская наука, ставшая в последние века мировой наукой,
значительно надёжнее. Во-первых, она одна для всей планеты.
Во-вторых, обладает критериями достоверности: сложной процедурой
действий по отделению верного от сомнительного. Думается, что
предсмертные ощущения тоже должны анализироваться с позиций европейской
науки, хотя она с большой неохотой "заглядывает" туда,
где трудно получить однозначные факты. И всё-таки нам дана возможность
копить факты и в этой области, делая из них обобщения в

- 29 -


пределах нашей земной компетенции. Будем же этой возможностью
пользоваться!
А ещё вне зависимости от своего мировоззрения постараемся вести
праведную жизнь и делать это бескорыстно. Или почти бескорыстно,
так как награду мы находим внутри себя - в своём собственном
мозгу, который соответствующим образом создан природой, чтобы поощрять
наши добрые дела. В мозгу существует центр, ответственный
за положительные эмоции ("рай"). Наркотики могут вызвать его
кратковременное возбуждение (таковы эти химические вещества по
определению). К сожалению, они очень быстро разрушают этот "рай",
усиливая тем самым "ад" (Леви, 1967). Длительную работу "рая"
обеспечивают здоровье, мудрость, праведная жизнь. Если мы живём в
ладу со своей совестью (в ладу со своим "Сверх-Я"), то можем быть
счастливы от одного этого факта. Ещё лучше, если мы окажемся гармоничны,
и наше сознание ("Я") будет ладить также и с подсознанием
("Оно"). Человек - общественное существо, и способность сопереживать
и бескорыстно помогать другим людям, получая от этого
моральное удовлетворение, возникла под действием группового отбора.
Так называют форму естественного отбора, при которой выживает,
т.е. "отбирается" для продолжения рода не отдельная особь, а
группа особей, если обладает благоприятными для этого признаками
(например, праведным поведением). Групповым отбором особенно "ценится"
умение ограничивать себя ради интересов всей группы, причём
у такого высокоорганизованного существа, как человек, групповая
структура очень сложна и складывается из множества разноразмерных
групп (семья, дружеский круг, круг единомышленников, возрастная
и социальная группы, земляки, народ, страна, всё человечество,
вся биосфера и даже воображаемая совокупность всех разумных
и вообще всех живых существ Вселенной, плавно переходящая в
понятие "Бог"). Ущемляя свои узко личные интересы ради интересов
группы, мы иногда в конечном итоге получаем награду от членов
этой группы, но награду изнутри (из своего собственного внутреннего
мира) мы получаем мгновенно. Таков наш мозг. И не нужно мистики:
таким наш мозг стал под действием группового отбора. Такая
"программа" заложена в нашем центре удовольствия. Передача этой
"программы" от человека к человеку идёт и в результате биологического
наследования, и в результате воспитания, которое "подхватывает"
и развивает наследственные задатки. Приобретённые особенности
поведения тоже подконтрольны отбору (социальному), если
наследуются через воспитание. Счастью можно и нужно учиться. Вот
такие мысли возникают при знакомстве с описанием ощущений в состоянии
клинической смерти...


2000


И ЕЩЁ ОДНО ПИСЬМО ОТ БОГДАНОВА

Позднее Саша Богданов сделал важное пояснение по поводу "всезнания"
при клинической смерти.
"О вселенском знании. Знание само по себе как отдельное явление
не существует. Это просто неверное толкование тех, кто вернулся
оттуда своих ощущений там. Просто система общения напрямую
- без слов - позволяет знать всё, что знает любой другой, и чувс-

- 30 -


твовать тоже его чувства. И для нас - убогих во знании - их знания
кажутся столь огромны, что эпитет "вселенское" - это только
отголосок нашей маленькой собственной вселенной. Вот вам и "всезнание".
Когда каждый знает то, что знает каждый, и чувствует то
же, тогда и получается тот самый "Вселенский разум", состоящий из
множества мелких разумов и чувств. А дальше уже я не знаю..."
Итак, имеется знание лишь того, что знают "духовные существа"
вокруг тебя. Ведь ты своей душой как бы подключаешься к их душам,
сливаешься воедино, и потому знания оказываются общими. Знают же
"духи" (или, возможно, другие разумные существа, опередившие нас
в эволюционном развитии), вероятно, и не всю Вселенную, но несоизмеримо
больше тебя, а потому возникает ощущение "вселенского
знания". Приходится признать, что это пояснение придаёт внутреннюю
логичность мистической трактовке предсмертного опыта. Теперь
понятно, какую природу имеет "абсолютное знание", как оно передаётся
человеку, и почему исчезает при утрате контакта с "духами".
Тем не менее, основные возражения против мистической трактовки
остаются в силе. Мы ведь пока не извлекли из этого "всезнания"
никакой конкретной информации, которую можно проверить другими
способами. Разумеется, можно возразить, что умирающему человеку
было не до самообразования. Он умирал и вообще не догадывался,
что вот-вот вернётся назад и сможет кому-то передать свой опыт.
Но, если бы он это знал (если бы у него на самом деле было всезнание
или хотя бы знание своего ближайшего будущего), то он, возможно,
и постарался бы что-то добыть для человечества. Например,
он выведал бы три-четыре даты и точки катастрофических землетрясений,
и люди бы в указанное время вышли из домов в безопасные
места... Это было бы истинным торжеством мистики и науки одновременно,
т.е. данная часть мистики перестала бы быть мистикой, получив
научное доказательство. Гипотеза становится научной, если
допускает экспериментальную проверку. Пока, однако, этого не произошло.
Или "духи" не знают будущего нашего мира? Или они не имеют
права передавать информацию в наш "низший" трёхмерный мир? Но
предсмертный опыт многих людей свидетельствует в пользу желания
"духов" общаться с нами: они от нас не прячутся, они не скрывают
радости за нас, когда мы возвращаемся к жизни в нашем мире. Можно
придумать вопросы, не связанные с предсказанием будущего, если
этого не умеют даже "духи". Так дерзайте, мистики! Случаев благополучного
выхода из состояния клинической смерти очень много.
Можно было бы многократно проверять и перепроверять информацию,
заранее всем человечеством готовить вопросы своим "духовным наставникам"
и даже узнать у них, а не нужна ли им самим какая-то
помощь (мы ведь, действуя таким способом, помогли бы "добрым духам"
укрепиться в нашем материальном мире, начать его сознательное
преобразование в духовном направлении). Вот сколько возможностей!
Только пока ничего этого нет. И пока я оставляю за собой
право сомневаться в реальности "духов"...

Честность, которая должна быть присуща исследователю, заставляет
признаться, что не все детали предсмертного опыта убедительно
объяснены с позиций физиологии и психологии. Какие-то объяснены
(например, отсутствие боли, полёт через туннель, взгляд на тело
со стороны, наличие "духовного" тела, ощущение покоя, встречи

- 31 -


с умершими людьми, соединение с телом при оживлении), а какие-то
- не объяснены. Во-первых, не нашли достойного объяснения невыразимость
и многомерность "мира иного". Конечно, воображаемый мир
должен быть многомерным: можно перемещаться не только по привычным
трём осям пространства, но и в обе стороны по оси времени, а
также одновременно "видеть" несколько вариантов будущих событий и
т.д. Но ведь это всё относится и к сновидениям, фантазиям, галлюцинациям.
Однако, пространство сновидений организовано вполне по
нашим "земным" законам; мы потому иногда и путаем сон с явью; мы
можем описать сновидение "трёхмерными" словами. А для передачи
ощущений клинической смерти обычных слов почему-то не хватает...

Во-вторых, не в полной мере объяснено "бессловесное" общение.
Вроде объяснено. Но ведь то же самое должно происходить и во сне,
причём очень часто. Однако, там вроде бы не задействованы "особые"
каналы связи. Во сне мы ВИДИМ других людей и мы СЛЫШИМ их
голоса (понаблюдать, всегда ли). Во сне работает осязание: можно
обнять любимого человека и почувствовать, как обнимают тебя. Никто
там сквозь тебя не проходит. Кроме того, во сне иногда удаются
попытки обмануть. Если это цветной сон, то ощущаются цвета, а не
разноцветные "светы". И всезнания нет. В общем, сновидения уж
очень не похожи на предсмертные видения, и это главное возражение
против физиологического объяснения.

Очень благодарен моему другу Александру Анатольевичу Богданову
(по сути - соавтору этой статьи) за письма с интересующей всех
нас информацией и за разрешение их цитировать. Также благодарю
Илью Романовича Миклашевского и Алексея Константиновича Погорелова
за критические замечания и пропаганду этой статьи через "Интернет".


2002


ЛИТЕРАТУРА

Андреев Даниил. Русские боги. Поэтический ансамбль. - Собрание
сочинений в трёх томах. Т.1. М., Московский рабочий, 1993. 463 с.
Архипов В.И. Диссоциация памяти у человека. - Успехи современной
биологии. 1991. Т.111. Вып.1. С.83-94.
Гангнус А.А. Реальность-2, или возвращение Мефистофеля. - Природа.
1988. N10. С.74-81.
Гульдман В.В. Страдающее сознание. - Природа. 1988. N10.
С.67-73.
Зрительные и слуховые фантомы. [Автор заметки не указан]. - В
мире науки. 1992. N6. С.68.
Капица С.П. Антинаучные тенденции в Советском Союзе. - В мире
науки. 1991. N10. С.6-13.
Лаберж С. Ясное сновидение. - Природа. 1989. N8. С.73-77.
Леви Владимир. Охота за мыслью (заметки психиатра). М., Молодая
гвардия, 1967. 336 с.
Моуди Р. Жизнь после жизни. Исследование феномена продолжения
жизни после смерти тела. (Пер. с английского). М., Междунар.
совм. предприятие "Интерконтакт", 1990. 95 с. [На английском язы-

- 32 -


ке - США, изд-во Стэкпоул, 1976].
Муди Р. [Моуди]. Размышления о жизни после смерти. (Сокращённый
пер. с английского). Нью-Йорк (США), изд-во "Бэнтам Мокинбед
Бук", 1977.
Нерсесянц В.С. Сократ. М., Наука, 1977. 151 с.
Популярная медицинская энциклопедия. М., Советская энциклопедия,
1963. С.974.
Прабхупада (Его Божественной Милости А.С.Бхактиведанта Свами
Прабхупада). Вне времени и пространства. Нью-Йорк-Лос Анджелес-Лондон-Бомбей-Франкфурт-Стокгольм.
Uppsala, 1976.
Уинсон Джонатан. Смысл сновидений. - В мире науки. 1991. N1.
С.36-43.
Фрейд Зигмунд. "Я" и "Оно". - Избранное. Т.1. London, 1969.
С.147-185.

ОГЛАВЛЕНИЕ

[Введение] ................................................. 1
[Основная часть текста] .................................... 2
Продолжение через десять лет .............................. 12
Дополнения и замечания .................................... 20
И ещё одно письмо от Богданова ............................ 28
Литература ................................................ 30

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.