Купить
 
 
Жанр: Философия

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЖИЗНИ

страница №3

. Ещё одна "чакра" есть именно на груди - где и была
другая рука... ... Так вот Энергия попала на "чакры" и дала именно
то, чего не было у организма - силы (ту же энергию) всем органам.
Они заработали, и я ожил и выжил. Всё это предположения.
Просто я соединил разрозненные сведения, и получилось нечто связное..."

Я привёл этот последний отрывок из письма, чтоб наглядно продемонстрировать,
как пережитая клиническая смерть усиливает интерес
к знаниям. Человек начинает искать ответы и в науке, и в религии,
и в полумистических представлениях, которые промежуточны
между ними. Итог зависит от той информации, которая окажется доступной
и понятной, исходя из обстоятельств и уровня образования.
Но сделаю и конкретные комментарии. 1) "Боль исчезла. Я начал дышать."
Вряд ли. Боль просто перестала ощущаться из-за обособления
мозга от остального тела, но восстановление дыхания отсюда не
следует. 2) "А тут резко поступила кровь, и кислород ворвался в
лёгкие." Кровь могла резко поступить только при восстановлении
работы сердца, а оно, вероятнее всего, стояло (клиническая
смерть) или, в крайнем случае, продолжало "не биться, а дёргаться"
(аритмия). Думаю, что сердце заработало только тогда, когда
"послышался звук, похожий на удары колокола". Этот "колокол" и
был биением сердца. То, что кислород ворвался в лёгкие до возобновления
работы сердца и восстановления связи мозга с телом, тоже
ниоткуда не следует. 3) Кислородное опьянение тут ни при чём.
Кислорода мозгу всё время не хватало. 4) Откуда ощущение полёта
ввысь? Во-первых, не у всех ввысь, у некоторых - вниз, через "канализационную
трубу"; уж это, как жил... Во-вторых, отвечу ниже.
5) "Руки напряжены, тяжелы и горячи." Это означает только то, что
был затруднён отток крови. Венозная кровь из рук не уходила, т.е.
они "затекли". Когда "отлежишь" какую-нибудь конечность, она тоже
немеет, тяжелеет, а потом, при нормализации кровообращения поначалу
ощущаются жжение и покалывание. 6) О переходе энергии из рук
в тело, пране и т.п. ничего не могу сказать. Конечно, случайно
занятая поза могла как-то повлиять, но вероятнее всё-таки, что
сердце заработало само (от того, что оно почти автономно и отдохнуло).
А, может быть, даже от того, что этот самый вечно трепыхающийся
мозг хоть на минуту, но отключился и наконец-то не мешал
сердцу работать. Уж больно душа у некоторых мятежная и стремится
за облака... Приведу цитаты из нескольких стихотворений, принадлежащих
автору письма:

Ты пришла. И время понеслось
синей птицей к белым облакам.

Но рукой поманила она.
Я поднялся, ей руку подал
сквозь окно. Но не стало окна.
Повела меня в синюю даль.
Я от счастья пьянел, но пошёл.
Я сжимал её руку рукой.
Было мне хорошо-хорошо!
Между звёзд я шагал за звездой.


- 18 -


Дайте дорог побольше.
Дайте просторы шире.
Киньте в лицо мне ветер.
Дайте мне два крыла,
чтобы промчатся по жизни
с вихрем, с весёлым смехом,
чтобы над миром этим
песня взлететь могла.

Журавли уносят твой лик,
журавли с тобой улетают...
Захватите меня, журавли!

Я помню счастье,
помню влажные губы,
и смех твой звонкий...
Ты счастливо смеялась:
"Я словно чайка,
что над нами кружится,
и с криком гордым
я взмываю свободно.

Всё выше! Выше!
Полетели со мною!
Мы вместе. К солнцу
полететь нам не страшно.
Ты слышишь?! Слышишь?!
Мы везде существуем
и всё, что видишь,
это общее, наше!

Я в деревне учился летать
словно малый птенец неумелый,
я учился быть дерзким и смелым
и учился в полёте мечтать.

Что я могу тебе отдать,
когда и жизнь тебе отдал я,
отдал я даже эти дали,
в которых пробовал летать.
Зачем ты, человек земной,
не хочешь полететь со мной?

Не отсюда ли ощущение полёта ввысь? Каждый строит свою внутреннюю
вселенную сам...
А теперь вернёмся к основному тексту письма, к описанию ощущений
в состоянии клинической смерти. Здесь я советую читателю вернуться
на несколько страниц назад и перечитать соответствующий
отрывок. Перечитали? Этот текст оказывает сильное впечатление и в
первый момент перечёркивает все мои выкладки. Даже не хочется его
комментировать. Но такова уж судьба исследователя - вскрывай,
расчленяй, анализируй. Вот мы заглянули во внутренний мир поэта.
Он ярок сам по себе. Да ещё и описан ярко, слитно. Однако, присмотревшись,
мы видим многие из элементов, описанных Моуди: движе-

- 19 -


ние с большой скоростью (правда, не вниз и не через чёрный туннель,
но, видимо, поэты движутся вверх); пребывание вне тела, но
рядом с ним; способность видеть и слышать происходящее около тела,
а также видеть само тело со стороны; наличие "духовного тела";
невыразимость и многомерность "мира иного" (он не столько
видится, сколько знается); ощущение мира и покоя; пребывание
вблизи тела и удаление от него; встречи с "духовными существами";
"светящееся существо" (до которого в данном случае долететь просто
не успели); доброта "духовного существа"; общение не словами,
а мыслями (или чувствами?); обладание абсолютным знанием (о котором
тоже почему-то не написано ничего конкретного); оживление как
воссоединение души и тела. На некоторые элементы явно не хватило
времени (если бы долетели до "Света", то были бы просмотр жизни,
подведение её итогов, барьер и т.п.). Ну что ж, каждый элемент в
отдельности уже объяснялся, хотя, когда все они вместе, объяснения
кажутся убогими. Хочу обратить внимание на особенно примечательные
и специфические детали. 1) "сияющий ореол... ... изумительного
света (именно света, а не цвета). На Земле... ... таких
цветов нет." По этому поводу трудно сказать что-нибудь конкретное
и, главное, достоверное, но известно, что в раннем детстве цвета
воспринимаются иначе и ярче, чем в зрелые годы. Я сам помню совершенно
неземные (в моём современном понимании) сочетания ярко-фиолетового
и ярко-зелёного, при помощи которых были изображены
ёлочные украшения. Эти рисунки светились и манили. От них захватывало
дух. Через много лет я случайно отыскал эти изображения,
но они как бы выцвели. А фиолетовый цвет показался мрачноватым.
Потом я где-то прочёл, что к старости люди вообще утрачивают способность
воспринимать фиолетовый цвет (он заменяется на чёрный),
и поэтому на картинах пожилых мастеров этот цветовой тон отсутствует.
Не исключено, однако, что наша внутренняя "вселенная" хранит
детские впечатления, и в исключительных обстоятельствах мы
видим эти светящиеся цвета нашего раннего детства. 2) "Меня понесло
плавными толчками". Не исключено, что какие-то ритмические
процессы в теле ещё сохранялись. "Толчки" могли быть обусловлены
и ритмами самого мозга. Такие мозговые ритмы известны. Если к
нам, например, "привязываются" какие-то словосочетания или мелодии,
то они "всплывает" в мозгу через примерно одинаковые отрезки
времени. Сложные и различные ритмы мозга видны и на электроэнцефаллограммах.
3) "Очень чутко улавливал его настроение (не мысли,
нет, вместо мыслей здесь,  _похоже ., было Знание)". Именно не мысли,
а знание. Эта деталь есть в описаниях Р.Моуди, но ни он, ни его
корреспонденты не нашли столь точного словесного выражения для
неё. Мозг знает то, что он знает. 4) "Сначала звуков не было".

Это момент самого глубокого погружения в клиническую смерть. Слух
тоже блокирован. В другие моменты (позднее) были слышны, то скребущаяся
кошка, то ветер за окном. Вероятно, отключение мозга от
туловища не означает одновременного обязательного отключения слуха,
орган которого находится в голове вблизи мозга. 5) "Вдруг
послышался звук, похожий на удары колокола, но очень густой и
приглушённый". Элемент, как уже говорилось, понятен: заработало
сердце, удары которого "преобразовались" в удары колокола. Вероятнее,
это даже не удары самого сердца, а следствие этих ударов -
пульсация кровеносных сосудов в ушах. 6) "Сразу же наше движение

- 20 -


стало обратным. И настроение проводника резко изменилось. Облегчение
и ясность. И большая радость за меня." До этого были последовательные
утраты мозгом своих связей, что воспринималось как
всё более и более далёкий уход в "духовный мир", а теперь они одна
за другой стали восстанавливаться, что ощутилось как обратное
движение. Радость связана с тем, что подсознание сориентировалось
быстрее сознания. 7) "А вот обратный путь мы проделали быстро и
ровно, без толчков." В состоянии клинической смерти человек может
пребывать относительно долго. Мне помнится, что указывалось время
порядка пяти минут и в особых обстоятельствах (например, в холодной
воде, на морозе) в несколько раз дольше. Не буду ничего утверждать,
т.к. под рукой не имею соответствующих источников, но
ясно, что "воскрешение", если оно происходит, то происходит быстро,
гораздо быстрее, чем блуждания по "иному" миру. 8) "Я уже не
видел ни линий, ни сияний, и было ощущение, что лечу в тёмном
тоннеле." В мозг пришла информация из реального мира (о ритмичном
поступлении крови в мозг), и мозг сразу оставил свои вымыслы и
занялся делом. Вскоре он построит картину мира вокруг себя по отрывочным
сигналам из этого мира, а пока темно, т.к. зрение отключено
(или глаза закрыты), пока полёт, т.к. вестибулярный аппарат
всё ещё отключён. Пока есть информация только о том, что мозг
возвращается к привычной жизни, начиная анализировать внешний
мир. 9) Комната виделась дважды - в самом начале и в самом конце
"путешествия по иному миру". Именно в это время, вероятно, ещё
работают или уже работают слух и кожно-мышечное чувство в пределах
головы. Их информации (в сочетании с ранее имевшимися знаниями)
хватает для того, чтобы "построить" в сознании картину происходящего
в комнате и рядом с ней. Мозг сразу берётся за эту работу
по "воссозданию" внешнего мира, и его интерес к внутренним
процессам (например, к "духовным существам") резко ослабевает.
10. "Я знал, что наш кот Мурзик мечется по крылечку, как бы в панике,
и царапает дверь. Звуков не слышал." Классический элемент
из описаний Моуди! Знание о том, что находится вне комнаты! Увы,
и из этого факта нельзя сделать никаких выводов. Ведь слух уже
мог включиться. Конечно, "удары колокола" (удары сердца или пульсация
кровеносных сосудов) слышны лучше, чем царапанье в дверь,
но на подпороговом уровне может слышаться и кошка. Это её обычное
поведение, и мозг легко достраивает всю картину. 11. "И ещё деталь.
Я видел, что обои были целыми, без трещин и вырванных кусков
(обычное занятие моих архаровцев)." Это наилучшее доказательство
того, что комната "воссоздана" именно в мозгу, так как она
"воссоздана" далеко не лучшим образом. 12. "Хотя я уже ощущал себя
в своём теле, но по-прежнему ещё видел себя как бы со стороны."
Вероятно, импульсы от туловища или, по крайней мере, от всего
туловища пока не доходят до мозга, и он всё ещё вынужден строить
картину тела по воображению. Это аутоскопическое видение (см.
выше). 13. "Глаза были закрыты, но лицо уже не было синим, а,
скорее, белым и полностью разглаженным, расслабленным. Ни морщин,
ни мешков под глазами не было." Импульсы от головы и в том числе
от её кожи уже доходят в полном объёме (кожно-мышечное чувство
работает, действуют температурные, тактильные и т.п. рецепторы).
За неимением многих других сведений мозг особенно тщательно анализирует
эту информацию. 14. "Ну а потом я снова погрузился во

- 21 -


мглу и стал слышать. Первое, что я услышал - это был ветер за
стеной. Потом - мяуканье за дверью Мурзика." Кровообращение полностью
восстановилось, и пульсация кровеносных сосудов перестала
ощущаться в виде ударов колокола. Слух заработал лучше, и настал
черёд сознательного анализа других, менее громких, сигналов. Нужды
в аутоскопических построениях уже нет, т.к. в мозг приходят
многочисленные импульсы из внешнего мира, и поэтому опять происходит
"погружение во мглу" (ведь глаза закрыты). 15. "А потом я
начал ощущать своё тело." Кожно-мышечное чувство восстановилось
повсеместно, и дальнейшие события уже не имеют отношения к клинической
смерти.

Сразу должен оговорится, что, обладая естественнонаучным образованием,
я, тем не менее, не являюсь ни психологом, ни физиологом.
Хотелось бы услышать мнение этих специалистов. Я же с удовольствием
откажусь от любого из своих конкретных объяснений, так
как придерживаюсь истины, высказанной ещё древнегреческим мыслителем
Эпикуром: "При философской дискуссии больше выигрывает побеждённый,
- в том отношении, что он умножает знания." Пусть упомянутые
специалисты воспримут мои слова как предложение соавторства
или вызов на дискуссию.

ДОПОЛНЕНИЯ И ЗАМЕЧАНИЯ

На этом статью можно было бы и закончить. Всё основное я уже
сказал. И всё-таки не могу удержаться от нескольких разрозненных
замечаний и дополнений на данную тему.
Во-первых, хочется напомнить, что кратковременный "отдых"
сердца, как правило, хорошо сказывается на здоровье. Сердце, как
это ни удивительно, на самом деле успевает отдохнуть и в последующее
время работает лучше. Гармонизируется ("просветляется") и
психика. Вероятно, второе даже важнее, т.е. спокойная работа психики,
может быть, в каких-то случаях и предопределяет спокойную
бесперебойную работу сердца.
Во-вторых, в связи с приведённым выше описанием обращу внимание
на яркость видений в состоянии клинической смерти. "Потусторонний
мир" ярче реального. На это обращает внимание и Моуди,
подчёркивая принципиальную разницу между предсмертными ощущениями
и сновидениями. Выводы из этой разницы делаются самые разные. Думаю,
однако, что этот элемент легко объясним и без мистики. Сновидения
посещают нас ночью, когда мы расслаблены. Они возникают в
усталом и слабо работающем мозгу, в спящем мозгу. Здесь же мозг
предельно возбуждён и работает в полную силу. Говорят, что видения
наркоманов тоже бывают ярче реальности. Впрочем, и сновидения
также иногда ярки и чётки. Могу в связи с этим пересказать заметку
"Ясное сновидение" (Лаберж, 1989) в журнале "Природа". Её автор
утверждает, что в большинстве своём сновидения не слишком
чётки, и человек даже не понимает, что спит. Но примерно в трёх
процентах случаев наши сны ясны, и мы знаем, что это сны. Частота
ясных сновидений возрастает при использовании гипноза, аутогипноза
(самогипноза) и медитации. Ясные сновидения по электроэнцефал-

- 22 -


лограмме близки к медитации. Их содержание можно контролировать.
В любой момент можно прервать сон. У одного из племён Малайзии с
детства учат управлять сновидениями, причём интересно, что в этом
племени почти нет психических заболеваний и конфликтов: недостаток
тех или иных эмоций восполняется во сне. Ясные сновидения чаще
всего возникают под утро, когда мозг уже отдохнул. Можно их
вызвать искусственно, если рано утром встать и минут десять-двадцать
почитать очень интересную и приятную книгу (возбудить мозг),
а потом на часок лечь и "доспать".
В-третьих, проиллюстрирую идею об особенной ясности и длительности
утренних сновидений данными о фазах сна (Уинсон, 1991). Таких
фаз за ночь можно насчитать до девяти: 1) несколько минут отрывочных
образов и эпизодов вскоре после засыпания; 2) 90 минут
первого "медленного" сна, когда сновидений нет и на энцефаллограмме
видны плавные медленные волны; 3) 10 минут первого "быстрого"
сна со сновидениями и резкими "скачками" на энцефаллограмме;
4) менее 90 минут второго "медленного" сна; 5) более 10 минут
второго "быстрого" сна; 6) сравнительно короткий третий "медленный"
сон; 7) сравнительно длинный третий "быстрый" сон; 8) короткий
четвёртый "медленный" сон; 9) 20-30-минутный "быстрый" сон
(его-то мы иногда и помним); 10) пробуждение. По мере того, как
человек "отсыпается", сновидения становятся всё длиннее. Значение
этих сновидений разные исследователи видели в реализации глубинных
желаний (З.Фрейд), в забывании лишних сведений (Ф.Крик,
Г.Митчисон), в повторной обработке жизненно важной информации
(Уинсон). Но некоторые авторы отмечали бессмысленность сновидений
(Хобсон, Маккарли). Впрочем, не исключено, что сновидения многофункциональны.
Как и другие особенности живых организмов, они
возникли случайно (в данном случае в виде побочного эффекта деятельности
мозга). Потом оказалось, что они для чего-то нужны, выгодны.
Так они приобрели функцию, закрепились под действием естественного
отбора и под его же действием усилились. Без снов мы
уже не можем быть полноценными людьми (отсутствие сновидений
иногда означает начало психической болезни, когда человек начинает
видеть сны наяву и путать с ними явь; если много раз подряд
будить человека, как только у него начинаются сновидения, он заболевает
психически). Совершенствование сновидений привело к возможности
использовать их для чего-то ещё (эволюция с переменой
функций органов или поведенческих особенностей хорошо известна).

Так или иначе, но тот факт, что наш мозг умеет "творить" свой
собственный мир неоспорим. Сны, галлюцинации, предсмертные видения
- это явления одного порядка, хотя в деталях они и различны.
Попутно напомню, что почти все люди видят сны, но не все, проснувшись,
помнят их.
В-четвёртых, приведу некоторые сведения о зрительных фантомах,
которые очень близки к ясным сновидениям. В заметке "Зрительные и
слуховые фантомы" (1992), отмечалось, что причиной всех фантомов
(зрительных, слуховых, сенсорных) является активность головного
мозга в отсутствие сенсорного входа, т.е. когда соответствующий
орган чувств плохо работает. Впервые это явление описано в 1769
г. швейцарцем Шарлем Бонне, который поведал о зрительных ощущениях
своего деда Шарля Люллена, лишившегося большей части зрения.
Фантомы легко отличимы от реальных зрительных ощущений. Чаще все-

- 23 -


го видятся люди, здания, реже - миниатюрные объекты (например,
маленькие животные). В первый раз фантомы могут испугать. Так,
например, одной слабовидящей женщине стало страшно, когда из окна
на месте привычного леса она увидела высокое здание, у которого
можно было пересчитать ступеньки крыльца и разглядеть другие детали.
Вскоре фантом пропал, но через несколько часов возник
вновь. Отмечена независимость фантомов от того, чем в данный момент
занят и о чём думает человек (видимо это творчество "скучающего"
зрительного центра). Зрительные фантомы характерны для пожилых
людей, т.к. с возрастом зрение обычно ухудшается. Среди
слепых и слабовидящих о них сообщают 15% людей, хотя не все признаются,
чтоб не прослыть ненормальными. У слабослышащих бывают
слуховые фантомы (свист, звон, скрип, грохот поезда). Реже эти
звуки оформлены в музыку или голоса. Сенсорные фантомы характерны
для людей, лишившихся руки или ноги: их несуществующая часть тела
ощущается, болит или мешает им пройти в дверь, т.к. "задевает" за
неё. Фантомы могут быть комплексными: одна женщина "видела" цирковое
представление и "слышала" сопровождавшую его музыку. Всё
это ещё раз говорит о возможности мозга в условиях недостатка информации
"творить" свой собственный мир. Ещё замечу, что многие
романтические книги об увлекательных путешествиях и приключениях
написаны людьми, привязанными к дому из-за тех или иных физических
или психических недостатков. Выдуманный мир и в этом случае
оказывается ярче реального.
В-пятых, хочу напомнить о работах Зигмунда Фрейда, в которых
психика человека рассматривается как работа нескольких относительно
обособленных функциональных структур мозга. Внутри нас по
Фрейду обитает несколько "духовных существ": "Оно" (подсознание,
бессознательное, страсти, инстинкты и т.п.), "Я" (в основном,
сознание, сознательное начало человека), "Сверх-Я" (вероятно,
можно трактовать как совесть) (Фрейд, 1969). На самом деле, таких
структур может быть и больше. Напомню также о знаменитом "сократовском
демоне": "Со мною приключилось нечто божественное или чудесное...
Началось у меня это с детства: возникает какой-то голос,
который всякий раз отклоняет меня от того, что я бываю намерен
делать, а склонять к чему-нибудь никогда не склоняет. Вот
этот-то голос и возбраняет мне заниматься государственными делами"
(Нересянц, 1977). Так в виде автономного духовного существа
древнегреческий философ Сократ ощутил свою совесть. Интересно,
что наше "Я" при некоторых болезнях может распадаться (диссоциировать)
на несколько самостоятельных личностей, обладающих своей
собственной памятью (Архипов, 1991). Эти личности одного и того
же тела отличаются кажущимся им возрастом и полом, а также сексуальной
ориентацией, почерком, религиозными представлениями. Они,
овладевая телом, последовательно сменяют одна другую, и каждая из
них обычно ничего не знает об остальных, если ситуацию ИМ не
разъяснит психиатр, и между этими личностями не установится переписка.
Максимально известное число дополнительных личностей в одном
человеке - двадцать две! Заболевание обычно связано с физической
или психической травмой.
В-шестых, с удовольствием расскажу забавный случай, как "общались"
две обособленные функциональные структуры мозга без всякой
клинической смерти или болезни. Однажды моё олицетворённое "Я"

- 24 -


(сознание) побеседовало с моим олицетворённым "Оно" (подсознанием)
и "загнало" его в тупик. Я шёл по зимнему вечернему городу.
Он тянулся на много километров, и я долго блуждал, любуясь аккуратными
двух-трёхэтажными зданиями, которые тесно прижимались
один к другому, образуя длинные и почти прямые улицы. Моего в
этом городе ничего не было. Моего не было нигде, так как я был
бомжом (это происходило в будущем лет через двадцать, и я это отлично
понимал). Я знал, что это город среднего размера, не какой-либо
областной центр. Его название меня не очень интересовало,
так как я успел повидать бесконечное множество городов. Но
мне было безразлично, куда идти и чем заниматься, и от скуки я
решил узнать, где нахожусь. Тогда я стал присматриваться к местным
жителям, чтоб выискать кого-нибудь посимпатичнее (дабы не
наткнуться на грубость, какая полагается бомжу). Мне приглянулась
девушка в косынке и лёгком пальто. Сразу чувствовалось, что это
её город. Здесь она родилась, выросла и прожила всю жизнь. Я
спросил: "Это случайно не Пермь?" Конечно, я знал, что это не
Пермь, но сохранил приятные воспоминания об этом городе, а в остальном,
что возмёшь с бомжа? Ему полагается быть глупым. Девушка
вежливо и с улыбкой назвала родной город, удивившись моему незнанию.

Какое же это было красивое название! Оно начиналось с буквы
"с", а кончалось на "ец". В этот момент я уже понял, что сплю и
что передо мной стоит моё собственное олицетворённое подсознание,
которое, по всей вероятности, знает примерно то же, что и я, так
как это часть меня. Эта мысль отвлекла меня, и я забыл название.
Я уже знал, что вскоре проснусь, и решил "забрать" красивое слово
из царства сновидений. Кроме того, во мне проснулся исследователь:
моё подсознание должно помнить всё-всё, так ли это? И я переспросил.
Девушка смутилась. Она забыла "имя" своего собственного
любимого города! Значит, подсознание не хранит в памяти всех
мелочей. По крайней мере, тех, какие рождаются во сне. Я помог:
Вы сказали "Сосковец"? (название уродливое, но что взять с бомжа?
Так что всё по правилам игры). Девушка что-то залепетала, покраснела
и готова была провалиться сквозь землю от растерянности.
Ведь правила игры не позволяли нагрубить, а название она действительно
не знала, что, согласно её роли, было абсурдным. Так я
загнал в угол своё собственное подсознание... Надеюсь, "Оно"
простит "Меня", ведь "Я" "Его" понял и благодарен "Ему" всячески.
Этому эпизоду я уделил так много внимания, чтоб показать, что переговоры
олицетворённых функциональных структур мозга возможны не
только в состоянии клинической смерти. Интересно, что когда в моей
реальной жизни происходили трагические события, во сне я
встречался с теми, кого любил и кто хорошо относился ко мне, кому
я в своё время помог и сделал это бескорыстно. Причём это были и
умершие, и живые люди. Наша "духовная вселенная" параллельна Вселенной
истинной, и она всегда с нами, пока мы живы (за дальнейшее
не отвечаю, хотя желающим верить в бессмертие души перечить не
стану). Кстати, о населении духовного мира нужно заботиться так
же, как и о том, кто окружает нас в реальной жизни. По пьянке или
вследствие других духовных ошибок можно заселить свой внутренний
мир чудовищами и негодяями, и тогда спасения от драчливых собутыльников,
яростных мстителей и клыкастых вампиров не будет ни
наяву, ни во сне. Уверовавший в колдунов и нечисть населяет этой

- 25 -


гадостью свой мир. Всё это становится для него реальностью везде.
Ад и рай в нас самих. Мы строим их сами. От нас зависит, какие
воспоминания и представления мы накопим за жизнь. К сожалению, в
детстве наш духовный мир очень зависим от мира внешнего, от окружающих
нас людей. В первые школьные годы я не ладил с одним кулакастым
негодяем из моего класса. Да и вообще в течение всех
школьных и даже институтских лет ощущал гнёт внешнего мира, которому
не мог противостоять. В это время внутри меня завелось чудовище,
от которого я всё время б

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.