Жанр: Философия
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЖИЗНИ
С автором, Юрием Андреевичем Насимовичем, можно связаться по
телефонам 133-20-97 и 141-12-12 (Москва), а также по электронной
почте: tallerfamily@mtu-net.ru или root@ilja.mccme.rssi.ru
Ю.А.Насимович
"ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЖИЗНИ" Р.МОУДИ
И ПОПЫТКА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ
ОЩУЩЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА В СОСТОЯНИИ КЛИНИЧЕСКОЙ СМЕРТИ
Раздумался я, и пришло мне желанье
Душу руками обнять скончавшейся матери милой.
Трижды бросался я к ней, обнять порываясь руками.
Трижды она от меня ускользала, подобная тени
Иль сновиденью.
Гомер (Одиссея,
пер. В.Вересаева)
В 1976 году в США появилась книга Р.Моуди "Жизнь после жизни",
в которой подробно описаны и систематизированы ощущения людей,
побывавших в состоянии клинической смерти. Этой книге посвящались
радиопередачи из Ватикана на русском языке. Самодеятельный русский
перевод книги широко распространён в России, и при написании
статьи, в основном, использован этот источник. В 2003 г. текст
цитат был выверен по официальному русскому изданию 1990-го года,
хотя подозреваю, что этот перевод вторичен и сделан на базе самодеятельного
перевода, который чуть лучше. Переводчики в обоих
случаях не указаны.
Ощущения людей в таком состоянии, согласно Моуди, в общих чертах
сводятся к следующему. Человек слышит неприятный шум (звон
или жужжание) и чувствует, что движется с большой скоростью (летит)
в чёрном туннеле. После он вдруг видит своё неподвижное тело
на расстоянии, как сторонний зритель. Он слышит, как врач признаёт
его мёртвым, и наблюдает за попытками вернуть его к жизни. Через
некоторое время он замечает, что обладает телом, но с другими
свойствами: сквозь это новое тело проходят предметы, и оно может
проходить сквозь стены. Он видит души умерших родственников и
друзей. Появляется светящееся существо, от которого исходит душевная
теплота. Оно без слов задаёт вопрос об оценке жизни, проводит
человека через мгновенные картины важнейших её событий. В
какой-то момент человек оказывается перед барьером или дверью, но
обнаруживает, что должен вернуться обратно. Происходит воссоединение
с физическим телом. В предсмертном опыте большинства людей
есть только какая-то часть перечисленных элементов, некоторые опрошенные
ничего не помнили, детали предсмертных ощущений у всех
людей разные.
Работа Р.Моуди показалась многим верующим неоспоримым доказательством
возможности души пребывать вне тела и жить после его
смерти. Для атеистически настроенных читателей это стало причиной
недоверия к изложенным фактам.
Как следует из предисловия к книге, Р.Моуди изучал философию в
Университете в Вирджинии и получил докторскую степень по этому
предмету в 1969 году, впоследствии поступил на медицинский факультет.
Моуди подробно опросил около 50 человек, перенёсших клиническую
смерть. Его описания и обобщения производят впечатление
добросовестных и непредвзятых. В то же время, как пишет сам Моуди,
он религиозен ("в формальном отношении я принадлежу к Методической
Церкви") [1990, с.7], а это не могло не отразиться на его
личном восприятии рассказов, на его трактовке ощущений, на придании
большего или меньшего значения тем или иным деталям предсмертного
опыта.
Я - автор предлагаемой статьи, биолог - считаю, что данная работа
Моуди добросовестна, но, как считает и сам Моуди, она в
принципе не может служить ни доказательством, ни опровержением
возможности души жить после смерти физического тела. Во-первых,
клиническая смерть не является смертью биологической: при ней отсутствуют
дыхание и сердцебиение, но мозг может некоторое время
продолжать работу, т.е. физическое тело остаётся вместилищем души.
Во-вторых, многие ощущения человека в таком состоянии объяснимы
в рамках материалистических воззрений (как и в рамках воззрений
религиозных). Поэтому я предпочитаю не рассматривать работу
Моуди как содержащую ответы на основные мировоззренческие вопросы,
а видеть в ней только описание ощущений человека в состоянии
клинической смерти.
Ниже перечисляются некоторые элементы описаний Моуди, для которых
показывается возможность их объяснения в рамках традиционной
науки. Подчёркиваю, что речь идёт только о возможности объяснения,
т.е. о совокупности недоказанных гипотез. Любое объяснение,
претендующее на истинность, должно строиться на прочном фундаменте
фактов. Для этого, как правило, нужны многолетние исследования,
эксперименты, статистическая обработка огромного материала.
Многие положения в принципе трудно доказать со всей положенной
строгостью, какую требует научное исследование. Именно требование
достоверности результатов возвысило европейскую науку над
бесчисленными религиозно-мистическими учениями и сделало её наукой
мировой. Я, в меру своих возможностей, пытаюсь пользоваться
результатами этой науки, но те шаги, которые делаю я сам, анализируя
предсмертные ощущения человека, пока только гипотетичны.
Впрочем, и этого достаточно, чтоб усомниться в правильности мистического
толкования описанных явлений. Такую "антимистическую"
цель я первоначально и ставил перед собой. А ещё мне хотелось
привлечь внимание читателя к интересной области естествознания -
к познанию человеческой психики и некоторых связанных с ней философских
положений.
Большинство перечисленных ниже элементов предсмертного опыта
взяты непосредственно из книги Моуди, а некоторые выделены мной
из цитат, приведённых этим автором.
1. Звон, жужжание, свист и другие слуховые ощущения - неприятные
и приятные.
Описанные слуховые ощущения можно проиллюстрировать следующими
цитатами: "Очень неприятный жужжащий звук, шедший изнутри моей
головы"; "громкий звон, его можно описать, как жужжание, и я была
как бы во вращающемся состоянии"; "я слышал нечто похожее на колокольный
звон где-то вдалеке"; "начала слышать какую-то музыку,
величественную музыку, действительно прекрасную" [1990, с.18].
Во-первых, из приведённых цитат видно, что имеется как минимум
два типа ощущений - неприятные (жужжание, громкий звон в виде
жужжания) и приятные (колокольный звон, величественная музыка).
Можно предположить, что механизм этих ощущений разный. Неприятные
ощущения могут быть вызваны "пограничным" состоянием самого слухового
анализатора: он ещё не полностью отключился, но из-за недостатка
энергетического обеспечения уже не в состоянии постоянно
передавать мозгу внятную информацию о внешнем мире; сигналы идут
не из внешнего мира, а из самого слухового аппарата, который перед
полным разрывом контакта с внешним миром, то включается, то
выключается с частотой, воспринимаемой в качестве жужжания или
звона, т.е. сигнал из внешнего мира то проходит, то не проходит
(рвущийся контакт "искрит"). Иногда, если засыпаешь усталым и
возбуждённым, подобные ощущения (например, свист в ушах) на какие-то
доли секунды возникают и без клинической смерти. Да и вообще,
вслушайтесь как-нибудь в тишину и "услышите" множество разнообразных
"шумов", на которые в повседневной жизни вы не обращаете
внимание. Что же касается "колокольного звона", то это, по
всей видимости, сигнал из внешнего мира - пульсация кровеносных
сосудов в ушах в такт биению сердца. Другие сигналы уже не доходят,
и мозг "строит" картину внешнего мира по той скудной информации,
которая имеется и которую он проигнорировал бы в другое
время. Музыка же - иллюзия: имеется ритм ("колокольный звон"), а
остальное "додумывается" мозгом из-за недостатка слуховых сигналов.
Я думаю, читатель согласится, что если даже конкретные механизмы
слуховых ощущений иные, в них нет ничего "мистичного".
2. Движение с большой скоростью через длинный чёрный туннель.
Данное ощущение можно проиллюстрировать следующими цитатами из
книги Р.Моуди. "Я двигался - вы можете считать это чем-то сверхъестественным
- через длинное тёмное пространство. Оно было похоже
на канализационную трубу или нечто в этом роде" [1990, с.18]. "Я
чувствовал, словно я двигаюсь в вакууме сквозь темноту" [1990,
с.19]. "Я начала скользить вниз, вниз, вниз" [1990, с.19]. Из
обобщений Моуди следует, что преобладает ощущение движения вниз,
хотя могут быть "движение" вверх и "парение". "Движение" часто
сопровождается шумами, описанными выше.
Объясняться ощущение может следующим. В состоянии клинической
смерти может нарушиться связь мозга с вестибулярным аппаратом.
Это, скорее всего, будет восприниматься как невесомость. Невесомость
в обыденной жизни соответствует состоянию падения и должна
восприниматься изолированным мозгом как длительное свободное падение
с большой скоростью. Кстати, когда мы засыпаем, мы тоже на
какие-то доли секунды ощущаем падение, "проваливаемся", хотя
связь с окружающим миром прерывается только частично. Что же касается
ощущения темноты, то оно должно возникнуть в первый момент
после отключения зрения. Работа зрительного центра мозга в момент
клинической смерти может также затормозиться из-за крайнего возбуждения
других центров.
3. Пребывание вне тела, но рядом с ним (выше); способность видеть
и слышать происходящее около тела.
Моуди пишет, что после полёта через туннель человек вдруг начинает
видеть комнату, в которой лежит его тело, видеть это самое
тело со стороны, а также видеть и слышать всё происходящее вокруг
тела. "Затем я стала медленно подниматься вверх. Во время своего
движения я видела, как ещё несколько сестёр вбежали в комнату..."
[1990, с.20]. "Я видела, как меня старались вернуть к жизни. Моё
тело было распростёрто на кровати, и прямо перед моим взором все
стояли вокруг него. Я слышала, как одна из сестёр воскликнула:
"О, Боже! Она скончалась!", в то время как другая склонилась надо
мной и делала мне искусственное дыхание рот-в-рот" [1990, с.21].
"У меня было ощущение, словно я плыву в воздухе. В тот момент,
когда я почувствовал, что уже вышел из тела, я посмотрел назад и
увидел себя самого на кровати внизу..." [1990, с.23].
В состоянии клинической смерти полностью или в основном прерывается
связь мозга с остальным телом. Сразу после разрыва этой
связи в мозгу ещё могут некоторое время пребывать неприятные ощущения
(ведь до этого были боль и т.п.), в результате чего ориентационная
деятельность мозга может быть заторможена. Но через какое-то
время она должна возобновиться, так как ранее возбуждённые
центры утомляются и затормаживаются, и тогда возбуждаются до этого
заторможенные и отдохнувшие центры. Мозгу нужна информация,
чтоб осмыслить произошедшее, а приток её от органов чувств прекращён
или ограничен. Мозг начинает "строить" целостную картину
окружающей обстановки на основании отдельных имеющихся сведений:
человек знал, что лежит в этой комнате и как она выглядит, что
вокруг есть люди и как они выглядят, что они начнут приводить его
в сознание и т.д.
Кроме того, потеря связи мозга с туловищем может не означать
потери слуха. Не исключено, что работа слуха в некоторых случаях
даже обостряется, так как отключено и не мешает кожно-мышечное
чувство. Его отключением объясняется ощущение бестелесности, лёгкости.
Этим, в свою очередь, может быть вызвано ощущение всплывания,
зависания над телом.
Интересно, что при так называемых аутоскопических галлюцинациях
человек способен "видеть" своё тело со стороны и без клинической
смерти. О пережитом сходном состоянии рассказал мне один из
моих друзей: однажды он нечаянно соскользнул с высокого стога сена
и в полёте в какое-то мгновение увидел себя со стороны. Вероятно,
оказавшись в критической ситуации, когда земля и небо стали
беспорядочно меняться местами, мозг отказался на основании зрительных
сигналов в каждое мгновение строить конкретную картину
видимого окружающего мира и построил обобщающую картину падения
со стога на основании того, что имелась информация, как выглядит
человек, как выглядит стог и как выглядит падение со стога. Картина
получилась понятнее, чем судорожное мелькание земли и неба.
На основании её можно было принять практически выгодное решение:
сгруппироваться и благополучно приземлиться на ноги, что и произошло.
Таковы же зрительные фантомы, когда давно ослепший человек
вдруг начинает целиком видеть свою хорошо известную ему комнату,
дневной свет и пейзаж за окном. Разумеется, эта картина оказывается
ошибочной, если кто-то по-новому расставит мебель. Иногда
она ошибочна и сама по себе (см. ниже).
Что же касается именно зависания над телом, т.е. взгляда на
лежащего человека сверху, а не, например, снизу или с того же
уровня сбоку, то пусть читатель попробует мысленно представить
кого-либо из своих друзей в его далёкой комнате в данный момент.
Вероятно, он обнаружит, что комната "видится" ему как бы
чуть-чуть сверху, из какого-либо угла. Все эти примеры - иллюстрации
к известному физиологическому афоризму, что видит не глаз,
а мозг.
В труде Моуди содержится очень серьёзное возражение против
предлагаемого мной объяснения возможности видеть и слышать происходящее
около тела. Моуди подчёркивает, что многие опрошенные
очень точно видели и слышали события, совершающиеся в физическом
мире, и наличие этих событий иногда подтверждалось другими свидетелями,
которые присутствовали рядом. Одна девушка рассказывала,
что пока она "была мертва", и находилась вне своего тела, она
прошла в другую комнату и впоследствии смогла рассказать о том,
что делала в этой комнате её сестра (причём рассказанное подтвердилось).
Если это так, нам придётся признать, что мозг в состоянии
клинической смерти связан с физическим миром ещё какими-то
неизвестными каналами. В эпоху радиосвязи и телевидения открытие
таких каналов может и не поколебать общего материалистического
объяснения предсмертного опыта. Тем не менее, такое признание
значительно изменяет наши представления о физическом мире и возможностях
психики. Поэтому утверждение о наличии особых каналов
связи нужно делать с большой ответственностью и базировать его на
прочном фундаменте фактов. Факты, изложенные Моуди, для столь
серьёзного утверждения не достаточны: всего два-три примера, которые
можно объяснить случайными совпадениями. Рассмотрим один из
этих примеров: человек знал, что его сестра сидит в соседней комнате
и плачет. Но до этого можно додуматься и без особых каналов
связи (особенно, если не отключён слух). Так как получить и строго
проверить аналогичные факты в принципе возможно, человечество,
по всей видимости, вскоре разберётся в этом вопросе, если тема не
станет слишком популярной у "процветающих" журналистов и других
высоко оплачиваемых дезинформаторов.
Приведу ещё одно соображение. Такое "мысленное зрение", которым
можно "увидеть" недоступные для обычного зрения объекты, характерно
для медитирующих йогов. Но если бы они могли "видеть" не
только то, что и без того знают, их "зрение" давно бы использовалось
такими организациями, как КГБ и ЦРУ. Уж поверьте, это "зрение"
было бы досконально изучено, и в конечном итоге мы бы тоже
об этом узнали.
4. Желание сохранить своё тело после смерти.
Моуди не выделяет этот элемент в качестве основного, но приведённые
им цитаты позволяют это сделать. "И вот всё время, когда я
смотрела, как у меня стараются вызвать дыхание, я продолжала думать:
Я не хочу, чтобы это тело использовали в качестве трупа"
[1990, с.22]. "Я смотрел на своё собственное тело, лежащее там,
на кровати. И мне было очень тяжело глядеть на него и видеть, как
ужасно оно искорёжено" [1990, с.22].
Какого-либо специального физиологического объяснения данный
элемент не требует, тем более, что он был лишь в двух-трёх описаниях.
Это субъективные ощущения конкретных людей. Я обращаю внимание
только на то, что стремление сохранить после смерти своё
тело целым и невредимым - это элемент древних религиозных обрядов
(например, мумификация и захоронение тела в пирамидах у египтян).
Религиозные представления древних иногда перекликаются с предсмертным
опытом людей нашего времени. Не порождены ли они предсмертным
опытом древних людей? Вот если б историки и этнографы
сделали соответствующие сопоставления!
5. Наличие "духовного тела".
Моуди пишет, что большинство его собеседников утверждали, что
они очутились в другом теле после того, как вышли из своего физического
тела. Это другое тело, обладавшее совсем особыми свойствами,
он называет "духовным телом". В рассказах "духовное тело"
описывается следующим образом. "Я не знаю, проходила ли моя рука
сквозь их руки, или мимо них, или что-нибудь ещё. Я не чувствовал
никакого прикосновения их рук, когда я пытался отодвинуть их"
[1990, с.25]. "Когда они подошли совсем близко, я попыталась повернуться,
чтобы освободить им дорогу, но они прошли просто
сквозь меня" [1990, с.25]. Моуди пишет, что "духовное тело" обычно
имеет форму и очертания (иногда оно округлое или в виде бесформенного
облака, иногда существенно напоминает очертания физического
тела) или даже отдельные части (выступы или поверхности,
аналогичные рукам, ногам, голове и т.д.), но возможны и другие
ощущения: "Мне казалось, что я листок бумаги, взлетевший от чьего-то
дуновения к потолку" [1990, с.21], "[Я мог] видеть всё
вокруг себя - в том числе и своё собственное тело, лежащее на
кровати, и при этом не занимал никакого места..." [1990,
с.23-24].
Так как связь мозга и остального тела прервана, то тело не может
восприниматься привычным для человека способом (т.е. посредством
кожно-мышечного чувства). Но для мозга отсутствие тела является
столь непривычным состоянием, что мозг "достраивает тело"
воображением. Так как мы обычно мыслим зрительными образами, то
эта "достройка" приводит к созданию соответствующего образа. В то
же время отсутствие кожно-мышечного чувства препятствует формированию
однозначной и детализированной картины. Не исключено, что
подобная "достройка" может корректироваться религиозными представлениями
человека.
6. Невыразимость и многомерность "мира иного".
Этот элемент можно охарактеризовать следующими цитатами.
"Просто нет слов, чтобы выразить то, что я хочу сказать" [1990,
с.16]. "... Мир иной совершенно определённо не трёхмерен. И именно
поэтому так трудно рассказать вам об этом. Я должна описать
вам это в словах, которые являются трёхмерными. Это наилучший
способ объяснить, что я имею ввиду, но и это объяснение не совсем
адекватно. Практически, я не могу передать вам полную картину"
[1990, c.16].
Мы живём в трёхмерном мире, но есть и четвёртое измерение -
время. Однако, по оси времени мы перемещаемся только в одном направлении
и со строго определённой скоростью, к которой привыкли.
Что же касается "потустороннего" пространства, то оно является
воображаемым. Естественно, что наша мысль (наше сознание) может
одинаково хорошо "перемещаться" по нему и в обычных трёх измерениях,
и во времени, т.е. добавляется четвёртое равноправное изме-
рение. Кроме того, мы можем "мысленно видеть" каждый предмет одновременно
со всех сторон, изнутри да ещё и во времени ("видеть"
его историю, нынешнее состояние и воображаемое будущее), и это
всё должно создавать впечатление исключительной многомерности воображаемого
пространства. Поэтому и затруднена передача ощущений
привычными "трёхмерными" словами.
7. Отношение к телу, как к "тюрьме души".
Моуди пишет, что человек, обладающий "духовным телом", находится
как бы в привилегированном положении по отношению к тем,
кто его окружает. Он может видеть и слышать их, а они его - нет.
Он может проходить сквозь стены, беспрепятственно перемещаться во
времени и пространстве.
Какие-нибудь естественно-научные объяснения этого элемента,
помимо уже сделанных, в общем-то не требуются. Можно только отметить,
что этот элемент очень сходен с описанием возможностей медитирующих
йогов. Йоги путём самоуглубления способны достигать
ощущения, что они перемещаются во времени и пространстве, бывают
на других планетах, беседуют там с другими разумными существами,
приобщаются ко вселенскому знанию (см. книгу Его Божественной Милости
А.С.Бхактиведанты Свами Прабхупады "Вне времени и пространства",
1976). Правда, никаких научных открытий это "приобщение
ко вселенскому знанию" почему-то не дало...
8. Ощущение мира и покоя.
Эти ощущения, возникающие через какое-то время после обособления
мозга от остального тела, лучше всего передаются следующими
цитатами. "Я не чувствовала ничего кроме мира, облегчения, именно
покоя. Я обнаружила, что все мои тревоги исчезли и я подумала про
себя: как покойно и хорошо, и нет никакой боли" [1990, с.17]. "В
момент травмы я ощутил внезапную боль, но затем вся боль исчезла.
У меня было такое ощущение, словно я парю в воздухе, в тёмном
пространстве. День был очень холодным, однако, когда я находился
в этой темноте, мне было тепло и приятно" [1990, с.17].
Моменту клинической смерти предшествовали острая боль, удушье,
страх, чем вызывалось возбуждение соответствующих центров мозга.
Другие центры в это время были заторможены. После "отключения"
мозга от остального тела сигналы о боли перестали поступать в
мозг. Ранее переутомившиеся центры сразу же затормозились, и стала
возможной работа других ("отдохнувших") центров мозга, в том
числе и тех, которые ответственны за положительные эмоции.
9. Пребывание в первое время вблизи тела и постепенное удаление
от него.
Моуди пишет, что у многих опрошенных в какой-то момент возникло
желание удалиться от своего тела. "[Я] не хотел находиться
возле этого предмета, так похожего на мёртвое тело - даже если
оно было мною" [1990, с.22]. "Я чувствовала, что смотреть назад
на своё тело было бы то же самое, что смотреть в прошлое, а я
твёрдо решила не делать этого" [1990, с.23].
Эти и подобные ощущения в разных рассказах различны и могут
быть объяснены чисто психологическими причинами, особенностями
характера и жизненного опыта человека. Но возможно и обобщённое
объяснение. Человек не может долго думать об одном и том же,
мысль постепенно переключается на что-то другое, "уносится". Мысли
о самом себе, своей смерти и своей комнате постепенно вытесняются
другими мыслями и соответственно другими зрительными образами,
что и ощущается, как удаление от тела. В основе этих явлений
лежит попеременное возбуждение то одних, то других центров мозга.
Работавший центр утомляется и затормаживается.
10. Чувство одиночества.
Как указывает Моуди, многие из опрошенных говорили об остром
чувстве одиночества, которое овладело ими через некоторое время,
так как они видели и слышали других людей, а другие люди их -
нет. "Я ощущал себя одиноким, потому что мне очень хотелось, чтобы
кто-нибудь был рядом со мной и чувствовал то же, что чувствую
я. Но я знал, что никто другой не мог там быть. Я чувствовал в то
время, что нахожусь в мире, совершенно изолированном от всего остального.
И тогда мною овладело чувство глубокой подавленности"
[1990, с.29-30].
Этот элемент не нуждается в подробном объяснении, так как в
приведённой цитате человек сам объясняет механизм появления чувства
одиночества как результат полной (или почти полной?) изоляции
мозга от остального мира.
11. Встречи с умершими людьми.
Моуди указывает, что через некоторое время после того, как человек
ощутил себя одиноким, он вдруг начинает осознавать близкое
присутствие других духовных существ. "... я поняла, что все присутствующие
здесь люди - их было много довольно - парят под потолком
комнаты. Это были все люди, которых я знала в моей жизни,
но которые уже умерли. Я узнала мою бабушку и девочку, которую
знала, когда училась в школе, а также много других родных и знакомых"
[1990, с.30-31]. "Прямо перед собой я увидела моего дядю
Карла, который умер много лет назад."
Образы умерших людей и другие "духовные существа" часто появлялись
в воображении опрошенных после того, как человек ощутил
своё одиночество в этом "духовном мире". Поэтому такие образы
можно рассматривать как результат компенсационной деятельности
мозга. Для своей нормальной работы мозг должен непрерывно получать
информацию из внешнего мира, человек должен ощущать себя
частью этого внешнего мира. При длительном пребывании в барокамере
люди часто видят подобные компенсационные галлюцинации (хотя
приток информации в мозг довольно велик, так как работает вестибулярный
аппарат, есть кожно-мышечное чувство, слышен собственный
голос). Отключённый от тела мозг как бы сам себе хозяин: возникла
потребность в общении - потребность эта удовлетворяется.
12. Встречи с другими "духовными существами".
Этот элемент близок к предыдущему. "... я не могу сказать, что
я говорил с людьми, обладавшими определённым телом. Тем не менее
у меня было чувство, что вокруг меня были люди, я мог ощущать их
присутствие и их движения... ...Они не оставляли моё сознание
одиноким в этой пустоте" [1990, с.32]. Моуди пишет, что шведский
натуралист и мистик Эммануил (Иммануил) Сведенборг, живший в XVI-
II веке, писал, что после остановки дыхания и циркуляции крови
человек может ощущать общение с существами, которых Сведенборг
называет "ангелами" (видимо, Сведенборг сам пережил состояние
клинической смерти). В мифе о греческом солдате Эре, пересказанном
Платоном [Моуди, 1990, с.62], Эр в состоянии клинической
смерти тоже встречается с "духовными существами" и "по возвращении"
рассказывает об этом живым.
Объяснение эт
...Закладка в соц.сетях