Жанр: Философия
Новейший философский словарь: 3-е изд
...мость проявлениям конкретной
эмпирической данности. Выделенные пять основных версий (со множеством вариантов
внутри них) совместно с марксистской А. (шестая версия) и задают в своих
продолжениях пересекающиеся исследовательские поля современной А. (определяемые
ответами на вопросы: "что такое ценности?", "каким образом они существуют?" и
"откуда возникают?"). В традициях русской философии наиболее развитыми
аксиологическими подходами оказались неокантианский нормативизм (Новгородцев,
Кистяковский и др.), феноменолого-герменевтический смысло-анализ Шпета,
совершенно оригинальная, не имеющая прямых "западных" аналогов, концепция теории
ценностей как "теории творчества" или "теории символизма" Белого, но прежде
всего религиозно-ориентированная версия А., предложенная в различных вариантах
В.С.Соловьевым, Бердяевым, Франком, Флоренским, Н.О. Лосским и др. мыслителями
"русского религиозного ренессанса", которая может быть рассмотрена наряду с
шестью уже обозначенными выше (основные ее концепты: "богочеловечество",
"софийность", "соборность" и т.д.). Советская философия долгое время
игнорировала ценностную проблематику и не признавала за А. статуса особой
философской дисциплины. Возрождение интреса к А. связано с пионерскими работами
В.П.Тугаринова (в философии), О.Г.Дробницкого (в этике), А.А.Ивина (в логике) и
др. В 1966 вышла работа "Проблемы ценности в философии", в 1978 - "Философия и
ценностные формы сознания", ставшие "программными" в советской А. Работами ряда
авторов (П.П.Гайденко, Б.Т.Григорьян, Ю.Н.Давыдов, М.А.Киссель, Н.В.
Мотрошилова, И.С.Нарский, Э.Ю.Соловьев и мн. др.) в научный оборот была введена
основная проблематика европейской А. (под этикеткой ее "критики"). Особая
область аксиологических разработок - "реконструкция" марксистской А., давшая
начало многим оригинальным концепциям (но уже в польской, венгерской,
чехословацкой А. того времени). А. возвращалась и через культурологические
анализы (С.Аверинцев, А.Я.Гуревич, Г.С.Кнабе, В.Л.Рабинович, A.M.Пятигорский,
Померанц и др.), психологию (Узнадзе и его школа), социологию (В.А. Ядов и его
школа). Таким образом, и в условиях монополии на философскую истину А. оказалась
тем "троянским конем", который подтачивал устои официального философствования,
вводил принципы методологического плюрализма (хотя формально обсуждение шло в
рамках марксистской философии). Таким образом, можно констатировать, что к
настоящему времени А. утвердилась как особая область знания не только в
западной, но и постсоветской традиции. Более того, современная А. выходит на
новый этап своего развития (ценностный релятивизм постмодернизма,
компаративистская философия, герменевтические теории, философия и социология
знания, философия и социология образования и т.д.), связанный, во многом, с
трактовкой философии как самосознания культуры, как рефлексии над ее предельными
(смысловыми и ценностными) основаниями, как средства конструирования и освоения
новых "возможных человеческих миров" (см. Возможные миры) (в этом отношении
соотносимой с искусством, религией и наукой), как задающей не только
теоретическое, но и практически-духовное отношение к миру и человеку (в этом
плане соотносимой с этикой, правом и наукой), в том числе на основе "ценностного
причинения" (механизмы целеполагания и долженствования). А. поворачивает
философское и социогуманитарное познание к анализу феноменов личности и
индивидуальности, "человеческого в человеке", смыслам и оправданию человеческого
бытия, его идеалам и императивам. В настоящее время А. как теория дополняется
феноменологией ценностей (история как генетическое "дедуцирование" ценностей,
социология как репрезентация типов и иерархий ценностных систем, культурология
как конкретный целостный анализ автономных культурных образований). В качестве
особого уровня научного изучения ценностей предлагаются различные программы
аксиометрии.
В.Л. Абушенко
АКЦИДЕНЦИЯ (лат. accidentia - случай, случайность) - философское понятие,
обозначающее временное, преходящее, несущественное, изменчивое, случайное
свойство вещи (в отличие от существенного, субстанциального), которое может быть
элиминировано без изменения сущности вещи (несущественное свойство вещи).
Впервые понятие А. употреблено Аристотелем в "Метафизике" и "Физике", затем -
Порфирием, разделившим А. на "отделимые" (человеческий сон) и "неотделимые"
(цвет кожи у человека). Распространенность получило в схоластике (некоторые
качества вещей трактовались как "реальные А.", существующие сами по себе вне
субстанций, которым они, как правило, присущи). В результате полемики Декарта и
Гоббса со сторонниками идеи "реальных А." Спиноза отказался от термина А. в
пользу понятия "модус" (единичное проявление субстанции). Употреблялось также
Кантом, Фихте и др.
А.А. Грицанов
АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ (Alain de Lille, латинизированный аналог - Alanus ab Insulius)
(1120/1128-1202/1203) - французский схоласт, философ, теолог, поэт, удостоенный
титула "Doctor Universalis". Особо популярен в Западной Европе 15 в. Преподавал
в Париже, боролся с ересью катаров. Основные сочинения: трактат "О католической
вере против еретиков", трактат "Правила теологии" (134 "правила" или
"теологические максимы"), библейский словарь ("сумма") "Словоразличия" (разбор
библейских понятий по трем уровням смысла), "Плач природы" (философскоморалистическое
видение в художественной прозе и стихах), гекзаметрическая
аллегорическая эпопея "Антиклавдиан" (1183-1184) - энциклопедия всеобщих знаний
своего времени как теологического, так и нетеологического характера. Богословие
стремился фундировать на рациональные основания таким образом, чтобы мышление
подчинялось правилам логики: "У авторитета нос из воску, и его можно повернуть в
любом смысле, а поэтому следует подкрепить его разумными доводами". Источник
порождения природы, который она не ведает, - в Боге, истоки мысли могут и должны
быть находимы в вере и теологии мистического плана. Мистическое познание "верит,
чтобы познавать", природное познание - "познает, чтобы верить".
А.А. Грицанов
АЛЕКСАНДЕР (Alexander) Сэмюэл (1859-1938) - английский философ-неореалист.
Родился в Австралии, переехал в Англию в 1877. Профессор университета в
Манчестере (1893-1923). Один из авторов теории "эмерджентной эволюции". Основные
работы: "Моральный порядок и прогресс" (1889), "Птолемеевский и коперниканский
взгляды на место духа во Вселенной" (1909), "Ощущения и образы" (1910),
"Основание реализма" (1914), "Пространство, Время и Божество" (в четырех книгах,
1920), "Несколько разъяснений" (1921), "Красота и другие формы ценности" (1933),
"Историчность вещей" (1936) и др. Пафосом творчества А. было "дать ясное
описание" мира, в котором мы живем, передвигаемся и мыслим. Философия, с его
точки зрения, "...жива описанием: она использует аргументы только как подспорье
для понимания фактов, так же как ботаник использует микроскоп". Свой метод А.
характеризовал как "попытку исключить философские предпосылки и описать то, что
действительно присутствует в конкретном опыте". В статье "Птолемеевский и
коперниканский взгляды на место духа во Вселенной" А. подверг критике
философский идеализм, особенно в лице Канта. Согласно А., "коперниканская
революция" Канта, поместившая субъекта в фокус системы эмпирической реальности и
познания, по сути явила собой "птолемеевскую контрреволюцию": дух превратился в
центр действительности. Дух же, по мнению А., - лишь наиболее развитая часть
Вселенной, выступающая одним из свойств вещей. Утверждая собственный "новый
реализм", А. писал: "Реализм избегает антропоморфизма; помещает человека и
сознание на подобающие им места в мире конечных вещей; с одной стороны, лишает
физические вещи окраски, которую им придало суетное или самонадеянное сознание;
с другой стороны, устанавливает их границы с сознаниями, исходя из меры их
собственного существования". Для подобного реализма присущ натурализм,
трактующий человека как лишь одну из конечных вещей (а не как господина
универсума). Стремясь преодолеть присущие натурализму установки на "обеднение" и
"обесценивание" сознания, А. использовал идею "эмерджентной эволюции",
восходящую к Дж.Г.Льюису ("Проблемы жизни и сознание" - 1875) и впоследствии
эволюционистски интерпретированную Ч.Л.Морганом ("Инстинкт и опыт" - 1912). В
соответствии с моделью "эмерджентной эволюции" А., материя, как и жизнь, как и
психика - "эмерджентно" ("внезапно", "скачкообразно") возникли из "пространствавремени"
А.Эйнштейна - Г.Минковского. Эта эволюция, по А., инициируется и
направляется неким идеальным импульсом - "низусом" (лат. nisus, т.е. порыв -
термин, встречавшийся уже у Лейбница и Гегеля), устремленным к новому. Согласно
А., "многие удовлетворяются, сказав, что это /возникновение нового - А.Г./ есть
дело Божества. Я не использую этого языка, ибо считаю его ненаучным, но
соглашаюсь с его духом". ("Вселенная, по А., насквозь исторична, она - сцена
движения".) Общность пространственно-временных точек, образующих
действительность, породила, по А., не только вещи с их качествами, жизнь,
психику, ценности, "ангелов", но и самого Бога. Онтология А. элиминирует из
"объема" "эмерджентной эволюции" все содержательные наполнения: в "сухом
остатке" у А. обнаруживается лишь "нераздельные" "пространство-время". (По мысли
А., "не будет преувеличением сказать, что решение всех жизненно важных проблем
философии зависит от решения вопроса о сущности пространства и времени и,
конкретнее, об их соотношении друг с другом".) Вещи, по мнению А., начинаются в
пространстве и времени и всегда остаются "конфигурациями" пространства и
времени. Анализу "категорий" как всепроникающих и вездесущих свойств вещей, как
определений первичного материала - пространства-времени, А. посвятил вторую
часть ("О категориях") книги "Пространство, Время и Божество". Категории как
признаки пространства-времени, остающиеся постоянными при всяких изменениях, -
субстанция, взаимодействие, тождество, количество, целое, часть,
универсальность, отношение и т.д. - А. обозначал как "тот серый или нейтральный
по цвету холст, на котором вышиты яркие цвета Вселенной". По А., нет "конкретных
сущих" и "универсалий" - всякое сущее есть "индивидуальное", т.е. сразу
"конкретное" и "универсалия". Оно является "конкретным сущим", поскольку отлично
от других вещей с таким же "общим планом строения", и "универсальным", ибо один
и тот же план строения повторяется повсюду либо как строение того же самого
конечного сущего (катящийся мраморный шарик сохраняет свою форму), либо как
строение разных конечных сущих (все мраморные шарики одинаково устроены).
Проясняя в третьей части ("Порядок и проблемы эмпирического существования")
книги "Пространство, Время и Божество" вопрос о "соотношении" эмпирических
качеств вещей с лежащими в их основании движениями, А. выходит на актуальнейшую
проблему философии 20 века об отношении сознания и тела. (См. Тело.) Последнее
отношение, по мнению А., состоит в том, что тот самый процесс, который
воспринимается изнутри, или "переживается" как ментальный процесс, может быть
созерцаем как нервный процесс. Физиологические процессы определенного уровня
сложности суть акты сознания. Сознание есть новое качество, "объяснения"
возникновения новых качеств у нас нет - по А., он "просто имеет место". (По
мысли А., "живое тело является также физическим и химическим... Но новое
качество жизни, которым оно обладает, не химично, не механично, но есть нечто
новое. Так, части живого тела имеют цвет, но жизнь не окрашена; они материальны,
но жизнь не материальна; материально лишь тело, которое живет".) Выяснение
последовательности и количества стадий генерирования новых качеств - удел
естествознания; философ-метафизик же удовлетворяется общим пониманием "уровня
существования". Реальность у А. распадается на множество уровней, каждый из них
обусловлен непосредственно ему предшествующим, может быть выражен в его
терминах, но не может быть на его основе "предсказанным". Функции же
"познающего" (не обязательно человека) иерархизированы так: "наслаждение" собою;
"созерцание" низших уровней действительности; "осведомленность" о вещах,
однопорядковых с ним. "Познающий" более низкого ранга может у А. лишь
"предощутить" природу более высокого. Пространство-время, по мнению А.,
постижимы лишь посредством априорной интуиции, выступающей основой и условием
всякого ощущения; без нее невозможен никакой опыт. Одновременно, по схеме А.,
интуиция эмпирична, ибо, ничего не привнося в опыт, она лишь раскрывает его
АЛКОГОЛЬ - этиловый спирт, этанол. Наиболее распространенное в Западной и
Центральной Европе, России, Северной Америке, части государств Азии вещество
наркотического действия, оказывающее депрессивное воздействие на нервную
систему. А. известен как значимый компонент, обусловливающий поведенческие
сценарии людей с самых ранних стадий эволюции социума. Способность А. вызывать у
человека состояние эйфории, вуалировать заботы и формировать сопутствующие
иллюзорные представления уже в глубокой древности воспринималась людьми как
свойство безусловно сакрального типа (например, широко распространенные
Дионисийские таинства в Аттике и аналогичные культы в других странах).
Изобретение процедуры перегонки А. в эпоху средневековья позволило значительно
усилить меру и степень воздействия А. на психику человека. Врач и алхимик
средневековья Арнольд из Виллановы (1235-1311), автор сочинений "О ядах", "О
противоядиях", "Розарий философов" и др., именовал разновидность А. - бренди -
"эликсиром бессмертия". (В традиции символизма А. трактовался как "огонь-вода"
или образ соединения противоположностей: горящий А. интерпретировался как одно
из великих таинств природы. По мнению Башляра, когда А. горит, "он кажется как
бы "женской" водой, утрачивающей всякий стыд; неистово отдает она себя своему
господину - огню".) В новейшее время преобладающей функцией А. (в контексте
реконструкции процессов научного и художественного творчества) правомерно
рассматривать его значимый и одновременно высокотрагичный потенциал как
распространенного стимулирующего средства механизмов сублимации у выдающихся
творческих личностей (Л. ван Бетховен, В.Высоцкий, С.Есенин, Маркс,
М.Мусоргский, А. де Тулуз-Лотрек, Ф.С.Фицжеральд, П.Чайковский и др.).
Систематические исследования медико-социологического и психологического порядка
тех деформаций в обществе, которые вызываются массовым избыточным употреблением
А., начались с середины 19 в.; тогда же (1848) шведский ученый М.Гусс предложил
термин "алкоголизм" для обозначения совокупности патологических изменений в
организме человека, явившихся результатом неумеренного потребления А.
Актуализировавшиеся во второй половине 20 ст. собственно философские
реконструкции проблемы многомерной топологии бытия (см.) акцентировали, в
частности, исследования воздействия А. на трансформацию пространственных
ориентаций и временного восприятия индивида. В ряде версий (например, у Делеза)
отмечается, что алкоголизм человека являет собой поиск особого эффекта:
"необычайной приостановки настоящего". Алкоголик, по мысли Делеза, живет совсем
не в прошедшем времени несовершенного вида и не в будущем времени; у него есть
лишь сложное прошлое совершенного вида - хотя и весьма специфическое. Пьянствуя,
алкоголик так компонует воображаемое прошлое, как если бы "мягкость причастия
прошедшего времени соединялась с твердостью вспомогательного настоящего: я
бывало-любил, я бывало-делал, я бывало-видел"... Сам же пьющий человек
переживает один момент в другом, наслаждаясь своим маниакальным
всемогуществом... Совершенное прошедшее время превращается в "я бывало-напьюсь".
Настоящий момент в данном случае - уже не момент алкогольного эффекта. Это, по
Делезу, "момент эффекта эффекта": застывшее "настоящее" ("я, бывало...")
соотносится теперь лишь с ускользанием "прошлого" ("напивался"). Кульминация
достигается в "оно, бывало...". В этом эффекте ускользания прошлого, в этой
утрате всякого объекта и заключается депрессивный аспект алкоголизма... Когда
алкоголизмом страдают по-настоящему, когда выпивка - это острая необходимость,
тогда, согласно Делезу, возникает иная, не менее основательная деформация
времени. На этот раз любое будущее переживается как "будущее совершенное" с
необычайным ускорением этого сложного будущего - эффектом от эффекта, не
оставляющим до самой смерти... Алкоголизм героев Фицжеральда - это процесс
саморазрушения, доходящий до того, что вызывает эффект "отлета" прошлого: не
только трезвого прошлого, от которого алкоголик навсегда отрезан... но и
ближайшего прошлого, в котором он только что выпивал и напился, а также и
фантастического прошлого, когда впервые был достигнут этот эффект... По
убеждению Делеза, как "триумф над застывшим и неприглядным настоящим, в котором
затаилась означаемая им смерть, - именно в этом отношении алкоголизм может
служить примером". А., по мысли Делеза, суть сразу и любовь и утрата любви, и
деньги и безденежье, и родина и ее потеря. Это "сразу объект, потеря объекта и
закон, управляющий этой потерей в налаженном процессе разрушения...". (Ср. с
известной былью: "Молодожены после свадьбы употребляют А. ежедневно; муж как-то
с гордостью отмечает: "Насколько я остепенился - начал меньше выпивать...".) В
границах информационного общества с характерной для него многомерностью сферы
мыследеятельности человека, дополняемой полинаправленностью его личной
активности, особую значимость обретает свойство А. продуцировать ситуацию
"одиночества-в-толпе". Блокируя основные эмоционально-диалоговые каналы
коммуникации индивида с его ближайшим окружением, А. сохраняет при этом иллюзию
его /индивида - А.Г., Е.В., А.Л./ адекватного участия в полилогах карнавального
и тусовочного типа. (См. также Ерофеев.)
А.А. Грицанов, Е.Н. Вежновец, А.А. Лазар
АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (Albertus Magnus) (1193/1207- 1280) - немецкий философ,
доминиканский теолог, естествоиспытатель, граф Альберт фон Больштедт,
удостоенный звания "Doctor Universalis" ("всеобъемлющий доктор"). В
доминиканский орден вступил около 1223. Преподавал в Парижском университете с
1245. В 1931 канонизирован католической церковью. Преподавал в доминиканском
университете в Кельне, был учителем в т.ч. и Фомы Аквинского. Первый крупный
христианский продолжатель традиции аристотелизма в эпоху средневековья. Написал
комментарии и "Парафразы" к Аристотелю, а также философское сочинение "Сумма
теологии". Стремясь согласовать богословие и науку, полагал первую
сверхъестественным опытом, а вторую - опытом естественным, низшей ступенью
первого, конституирующихся в целом в единое универсальное знание. Утверждая
сотворенность времени и материи, сумел совместить схоластику и физику
Аристотеля. По А., первыми в процессе творения были так называемых четыре "совечных"
сущности: материя, время, природа ангелов и небо эмпирея. Допускал
существование составных нематериальных сущностей (ангелы и деятельные разумы -
бессмертные части любой человеческой души). Различал "простое", сущность
которого совпадает с источником его бытия, и "составное", бытие которого не
тождественно его сущности. Главным методом научного исследования считал
наблюдение. Космос, по А., - наполненная различными силами совокупность форм.
Разум неотделим от чувств, познание есть единый процесс взаимодействия
чувственного восприятия и мышления. Высшее доступное человеку состояние -
растворение в созерцании Бога. Соединение с Богом осуществимо через отрешение от
мира путем очищения нашего видения Его от чувственных образов, логических
категорий и собственно идеи бытия, удерживающей Его среди тварных вещей.
Противопоставление души и тела неправомерно. Мораль человека - продукт не его
рассудка, а совести, относящейся к практическому разуму.
А.А. Грицанов
АЛЬТЮССЕР (Althusser) Луи Пьер (1918-1990) - французский философ, крупнейший
представитель неомарксизма. Член ФКП (1948-1980), участник войны в Испании и
Движения Сопротивления. Ученик Башляра. Более 30 лет (до 1981) преподавал в
парижской Эколь Нормаль. Основные сочинения: "За Маркса" (1965), "Читать
"Капитал" (в соавторстве с Э. Балибаром и Р. Этабле, 1965), "Философия и
житейская философия выдающихся ученых" (1967, опубликована в 1974), "Ленин и
философия" (1969), "Идеология и идеологические аппараты государства" (1970),
"Элементы автократии" (1973), "Позиции" (1976), "Почему я не могу оставаться в
Коммунистической партии Франции" (1978), "Заметки о психоанализе" (1993), "О
философии" (1994) и др. Смысл творчества А. обусловливался политическими
(осуждение Сталина на XX съезде КПСС, раскол в комдвижении ввиду конфликта между
китайскими и советскими коммунистами) и теоретическими истоками. Во времена А.
неомарксизм в его экзистенциалистской версии исполнял функции своеобычной
философии истории, стремясь установить связь между наличным порядком вещей и
переживаемыми субъективностями индивидов. Марксистская догматика в условиях
демократической Западной Европы могла воспроизводиться лишь деформированным
мировосприятием отдельных людей. А именно: оценкой отношения "эксплуататоры -
эксплуатируемые" в качестве экзистенциального и, как следствие, осознанным
выбором социальной модели, исключающей мировоззренческий плюрализм. (По мысли
А., "невежды", превратившие "Капитал" в свою Библию, оказались прозорливее
подавляющего большинства ученых мужей. Причина этого в том, что "вопреки
буржуазной и мелкобуржуазной идеологии, которая оказывает на них страшное
давление, они /эксплуатируемые - А.Г., А. Ф./ не могут не видеть этой
эксплуатации, поскольку она составляет их повседневную жизнь".) В контексте
осмысления того, что данная мифологема стремительно утрачивала популярность и
маргинализировалась, А. определил идеологию как некое "выражение пережитого
отношения человека к условиям его существования". Данное выражение, по А.,
всегда фундировано чем-то воображаемым и в принципе не имеет отношения к
познанию истины. Согласно А., основание марксизма необходимо отыскивать не в
философии свободы, но в соображениях эпистемологического порядка. А. стремился
трактовать Маркса с позиций структурализма, рассматривая его как первого
философа, предложившего концепцию, могущую быть оцененой как "смерть субъекта".
Поэтому он, в отличие от предшественников, не обращается к ранним работам
Маркса, содержащим элементы гуманизма, а делает акцент на поздних произведениях.
А. усматривает радикальный разрыв между гегельянской антропологией Маркса и
структурным анализом социальной реальности, предлагаемом в "Капитале". Им
подчеркивается новизна метода Маркса по сравнению с диалектикой Гегеля. Эта
новизна, по мысли А., заключается в отказе от гегелевского сведения философских
проблем к субъекту как единому центру антропологической каузальности. Как
полагал А., марксизм не диалектичен, метод Маркса кардинально нов. Опережая свое
время, Маркс был вынужден, за неимением адекватных языковых средств, употреблять
гегелевскую терминологию. Правильнее же, согласно А., элиминировать слово
"диалектика" из профессиональных словарей как преждевременный проект. По схеме
А., науки - это теоретические практики, превращающие в "познания" (суть в
научные истины) идеологические результаты существующих эмпирических практик
(всевозможных видов деятельности людей). Диалектика (как и философия) является
общей теорией практики как таковой (практику в целом А. трактовал как эквивалент
"единства человека и природы"). Основана эта общая теория на теории научных
практик (или эпистемологии). Как отмечал А., в диалектике "теоретически выражена
сущность теоретической практики вообще, а через нее - сущность практики вообще,
а через нее - сущность изменений, "становления" вещей вообще". А. стремится к
обоснованию марксизма в качестве строгой научной теории, направленной на
выявление структур социальной реальности с помощью исторического материализма
(науки - учения о социальных формациях) и диалектического материализма
(философии - теории научной практики). По мысли А., исторический материализм был
изложен Марксом в "Капитале". Эту книгу А. рассматривал как крупнейшее событие в
истории науки, сопоставимое с основанием математики Фалесом или физики Галилеем
("Ленин и философия"). Философия Маркса, по А., содержится в логике "Капитала";
ее больше "нигде" ("Читать "Капитал") невозможно обнаружить. А. использует
принцип "теоретического антигуманизма", который направлен против любых попыток
привнести в марксизм антропологическую тематику. Как отмечал А., "не с
конкретными людьми имеет дело наука, а с людьми-функциями в определенной
структуре, носителями рабочей силы, представителями капитала... В теории люди
соединены формой, поддерживающей структурные отношения, индивидуальность
предстает в форме особых эффектов структуры". Теоретический антигуманизм Маркса,
по А., - основание как познания, так и практической трансформации мира: "нельзя
что-то знать о людях, если только не испепелить философский миф о человеке.
Любая философия, пытающаяся так или иначе реставрировать марксистскую
антропологию или философский гуманизм, будет в теоретическом смысле собиранием
пыли". (В 1967 А. выступает с курсом лекций, критикующих так называемый
"шардено-марксизм", соединяющий в себе космологизм Тейяра де Шардена, религию и
некоторые марксистские принципы.) Согласно А., осмысление соотношения
исторического и диалектического материализмов (как, соответственно, науки об
истории и философии этой науки) правомерно осуществлять в рамках категориальнопонятийного
комплекса, включающего ряд базовых терминов: 1. "Практика" (или
"трансформация без субъекта"), включающая исходный материал, средства
производства, конечный продукт. 2. Сопряженная с ней (практическая и
теоретическая) идеология - единство реальных и воображаемых отношений к наличным
условиям существования людей; по А., "идеология окл
...Закладка в соц.сетях