Купить
 
 
Жанр: Философия

ОГНЕННАЯ РУСЬ (html)

страница №5

захватчиками была, однако, лишь составной частью обороны
Руси. Тевтонские рыцари в 1240 году с помощью датских феодалов захватили город
Изборск, а затем и Псков, после чего появились вблизи Новгорода. Александр
Невский разбил рыцарей под Псковом, вторгся в их владения, "землю ордена пожже и
повоева, и полона много взя, а иных иссече". А 5 апреля 1242 года произошла
историческая битва против тевтонцев на Чудском озере, получившая название
Ледового побоища, в ходе которого одних только рыцарей было убито 500 и 50
тевтонцев попало в плен. "И бысть та сече зла и велика, и треск от копий
ломления и звук от мечного сечения... и не бе видети льду, покрыто бо все есть
кровию".

Победа над тевтонцами на Чудском озере имела огромное значение для дальнейшей
истории как русского, так и других народов Восточной Европы. Благодаря Ледовому
побоищу был положен предел грабительскому продвижению тевтонцев на Восток.

Конец XIV-начало XV века были временем расцвета военного могущества тевтонского
ордена, получившего большую помощь от западно-европейских феодалов и папы
римского. В борьбе против этой грозной силы объединились польские, русские и
литовские войска. В 1409 году между Тевтонским орденом, с одной стороны, и
Польшей и Литвой - с другой, вновь вспыхнула война, получившая название Великой.
Решающая роль между армией Тевтонского ордена и польско-литовско-русскими
войсками произошла 15 июля 1410 года под Грюнвальдом (литовцы называют это место
Жальгирисом, а немцы - Таннен-бергом).

Под предводительством великого князя Литовского Витау-таса были разгромлены
основные силы тевтонцев. Этим был положен конец экспансии немецких феодалов и
крестоносцев на Восток, продолжавшейся 200 лет. Эпохальное значение битвы, в
которой погибли гроссмейстер Уль-рих фон Юнгинген и почти все члены военного
руководства ордена, состоит в том, что была сломлена военная и политическая мощь
тевтонцев, развеяны их планы господства в Восточной Европе. Тевтонский орден не
смог больше оправиться от нанесенного ему поражения. Тщетно искал он помощи у
папы и у вселенских соборов, которые в это время старались укрепить расшатанный
авторитет католической церкви. Под объединенными ударами Польши и восставших
городов Тевтонский орден был вынужден признать себя побежденным и отказаться от
политической самостоятельности.

По Торунскому миру 1466 года Польша получила обратно поморские земли с
Гданьском, Кульмскую землю и часть Пруссии. Остальные земли, оставшиеся за
орденом, стали вассальными владениями Польши. Гроссмейстер тевтонцев обязался
приносить присягу польскому королю и лишался права самостоятельно заключать
союзы и объявлять войну.

В первой четверти XVI века в истории Тевтонского ордена развернулись интересные
события. 2 апреля 1525 года гроссмейстер тевтонцев Альбрехт Гогенцоллерн въехал
в Краков - столицу Польши в белом плаще "священного воинства", украшенном черным
орденским крестом, а уже 8 апреля подписал с Польшей мир не как гроссмейстер
Тевтонского ордена, а как герцог Пруссии, находившейся в вассальной зависимости
от польского короля Сигизмунда. По этому договору все старые привилегии,
которыми пользовались тевтонцы, утрачивались, однако все права и привилегии
прусского дворянства оставались в силе. А еще через день на старом рынке Кракова
коленопреклоненный Альбрехт принес присягу на верность королю польскому. Таким
образом, 10 апреля 1525 года родилось новое государство.

Тевтонский орден был ликвидирован ради того, чтобы существовала Пруссия.

В 1834 году орден был восстановлен с несколько видоизмененными задачами в
Австрии (при гроссмейстере Антоне Викторе, который стал называться
хохмейстером), а вскоре де-факто и в Германии, хотя официальные орденские власти
утверждают, что в этой стране тевтонцы возобновили свою деятельность только
после окончания второй мировой войны, ибо братья-рыцари преследовались при
нацизме.

Раздел 3.


Судебные тайные общества

Священные Фемы

Судебные тайные общества возникли в период насилия и анархии в германской
империи после изгнания Генриха Льва, в середине тринадцатого столетия. Самым
важным из этих обществ было тайное судилище в Вестфалии, известное под названием
Vehm Gerichte, или священного судилища.

Власть императора потеряла все свое влияние в стране, императорский суд уже не
заседал, могущество и насилие заняли место права и правосудия, феодальные
владетели притесняли народ, кто смел, тот и мог. Захватить виновного, кто бы он
ни был, наказать, прежде чем он узнает об ударе, угрожавшем ему, и таким образом
карать преступление - вот какова была цель вестфальских судей. Таким образом,
существование этого тайного общества, орудия общественного мнения, оправдывается
вполне, и уважение народа, которым оно пользовалось и на котором основывалась
его власть, становится понятным.


Веетфалия в этот период включала земли между Рейном и Везером, Гессенские горы
составляли ее южную границу, а Фрисландия северную. Vehm или Fehm, по толкованию
Лейбница, происходит от fama, так как закон основывается на молве. Но Fem
старинное немецкое слово, означающее осуждение, которое, может быть, и есть
корень слова Vehm. Эти суды назывались также "вольные суды", "тайные суды",
"вольные решения", и "запрещенные суды".

Никакое звание не лишало человека права быть посвященным, и в фемическом
кодексе, найденном в Дортмунде и чтение которого было запрещено непосвященным
под страхом смертной казни, упомянуто о трех степенях. Члены первой степени
назывались "главные судьи", второй - "заседатели", третьей "послы". Были два
суда: "открытый суд", и "тайный суд". Члены назывались "знающие" или
посвященные. Духовенство, женщины и дети, жиды, язычники и, вероятно, высшее
дворянство не подлежали этому суду. Суды принимали к сведению все преступления
против христианской религии, евангелия и десяти заповедей.

У посвященных был тайный язык, по крайней мере мы можем это заключить из
начальных букв S.S.S.G.G., найденных в письменах, сохранившихся в архивах в
Герфорде, в Вестфалии. Эти письмена поставили в тупик ученых и некоторые
объясняли их значение словами: палка, камень, веревка, трава, страдание. За
обедом члены, говорят, узнавали друг друга по тому, что обращали острие своих
вилок к центру стола. Страшная смерть ожидала вероломного брата, и даваемая
присяга была так же ужасна, как предписывается в высших степенях франкмасонства.

Посвящаемые обещали служить тайному судилищу преимущественно пред всем, что
освещалось солнцем, или орошалось дождем, или находилось между небом и землей,
не сообщать никому приговора, произносимого против него, и доносить, если
окажется необходимо, на родителей и родственников.

Одна формула присяги, заключающаяся в дортмундских архивах и которую кандидаты
должны были произносить на коленях, с непокрытой головой и положив указательный
и средний пальцы правой руки на меч председателя, состояла в следующем: "Клянусь
в вечной преданности тайному судилищу, клянусь защищать его от самого себя, от
воды, солнца, луны, звезд, древесных листьев, всех живых существ, поддерживать
его приговоры и способствовать приведению их в исполнение. Обещаю сверх того,
что ни мучения, ни деньги, ни родители, ничто, созданное Богом, не сделает меня
клятвопреступником".

Первое действие процедуры Фема - это обвинение, делаемое Вольным Заседателем.
Названное лицо должно было явиться, если не посвященное, пред открытым судом, и
горе непослушному! Обвиненный, принадлежавший к ордену, был тотчас осуждаем, а
дела непосвященных передавались в тайное судилище. Вызов писали на пергаменте, к
которому прикладывали, по крайней мере, семь печатей, шесть недель и три дня
давались по первому вызову, шесть недель по-второму, шесть недель и три дня по
третьему.

Когда местоиребываение обвиняемого не было известно, вызов выставляли на
перекрестке его предполагаемого местопребывания или у подножия статуи какогонибудь
святого, или приклеивали к кружке для бедных, недалеко от распятия или
какой-нибудь смиренной часовни. Если обвиняемый был рыцарь, живший в укрепленном
замке, заседатели должны были прокрасться ночью, под каким бы то ни было
предлогом, в самую тайную комнату здания и исполнить возложенное на них
поручение. Но иногда считали достаточным прибить вызов и монету, всегда
сопровождавшую его, к воротам, сообщить стражу о том, что вызов был оставлен, и
отрубить три кусочка от ворот, чтобы это доказательство отнести фрейграфу.

Если обвиняемый не являлся на вызов, его приговаривали заочным решением,
сообразно законам, изложенным в "Саксонском Зерцале". Обвинитель должен был
выставить семь свидетелей, не того факта, который он приводил в обвинение
отсутствующего, но чтобы засвидетельствовать правдивость обвинителя, тогда
обвинение считалось доказанным, имперский приговор произносился против
обвиняемого и быстро приводился в исполнение.

Приговор состоял в изгнании, разжаловании и смерти. Шея осужденного
приговаривалась к веревке, его тело на съедение птицам и хищным зверям, его
имущество объявлялось конфискованным, жена вдовою, а дети сиротами. Он был
объявлен наказуемым Фемом, и трое посвященных, встретившиеся с ним, могли, даже
должны были являться в суд, где председательствовал фрейграф, перед которым на
столе лежали обнаженный меч и ивовая веревка.

Обвиняемый, как и обвинитель, мог привести в свидетели тридцать человек друзей и
вместо себя прислать своих поверенных, а также имел право апеллировать к
генеральному капитулу тайного замкнутого трибунала императорской палаты, всегда
заседавшему в Дортмунде. Когда окончательно приговаривали к смертной казни,
виновного вешали немедленно.


Осужденные заочно и преследуемые сотнями тысяч человек вообще не знали этого
обстоятельства. Каждое сведение, доставляемое им об этом, считалось
государственной изменой и наказывалось смертью, один император был избавлен от
тайны, только лишь намек на то, что "Хороший хлеб можт но есть в другом месте",
делал говорившего подлежащим смерти за то, что выдал тайну. Все посвященные были
обязаны способствовать выполнению приговора даже против своих родителей. Нож был
втыкаем в то дерево, на котором вешали человека, чтобы показать, что он понес
смерть от руки священного судилища. Если жертва сопротивлялась, ее убивали
кинжалом, но убийца оставлял свое оружие в ранке, в знак того же сведения.

Эти тайные судилища внушали такой ужас, что вызова к суду вестфальского вольного
графа боялись более, чем императорского. В 1470 году три вольных графа послали
вызов императору явиться пред ними, угрожая ему обыкновенными последствиями за
неявку в суд, император не явился, но вынес оскорбление.

Принятие недостойных лиц и злоупотребление правом вызова в суд приводили к
упадку учреждение, которое в свое время заглаживало общественную
несправедливость. Руперт преобразовал судилище, а Аренсбергская реформация и
Оснабрюкские поставочные ограничили власть Фемов. Все-таки они существовали и
формально никогда не были уничтожены. Но превосходные гражданские учреждения
Максимилиана и Карла V, упадок бурного и анархического духа, введение римских
законов, распространение протестантской религии - все это вместе внушало людям
отвращение к тому, что теперь казалось варварским судопроизводством. Некоторые
суды были уничтожены, и им воспретили все решительные действия.

Но призрак их все-таки существовал, и только когда французское законодательство
в 1811 году уничтожило последний вольный суд в Мюнстере, можно сказать, что они
перестали существовать. Но еще долгое время после того в этой местности каждый
год тайно собирались потомки древних вольных судей.

Поцелуй девы

Существует предание, что один из способов умерщвления осужденных этими тайными
судилищами, состоял в следующем: жертве было велено целовать статую Святой Девы,
стоявшую в подземелье. Статуя была бронзовая и гигантских размеров. Когда
подходили к статуе и касались ее, она раскалывалась надвое и обнаруживала
внутренность, утыканную острыми, длинными гвоздями и заостренными клинками.
Дверцы были также утыканы колющим и режущим оружием, и на каждой, на уровне
человеческой головы, было по гвоздю длиннее остальных, эти два гвоздя выкалывали
глаза.

Когда дверцы раскрывались, жертва с помощью тайного механизма втягивалась во
внутренность этой страшной статуи, и дверцы затворялись. Там несчастного
пронзали ножи и гвозди, и через полминуты пол, состоявший из опускающейся двери,
разверзался, и несчастный проваливался вниз. Но там его ожидали мучения еще
страшнее: под дверью находились шесть больших деревянных валов, расположенных
парами, один под другим. Таких пар было три. Валы были снабжены крутом острыми
клинками, расстояние между верхней парой параллельных валов было таково, что
человеческое тело лежало между ними, средняя пара была ближе, нижняя совсем
близко. Под этим страшным аппаратом было отверстие, в котором слышался плеск
воды. Механизм, отворявший двери статуи, также приводил в движение валы.

Жертва, уже страшно изувеченная и с выколотыми глазами, падала между верхней
парой валов, и тело ее разрезалось со всех сторон ножами, которыми были утыканы
валы. В таком обезображенном виде трепещущая масса падала между второй и ближе
сдвинутой парой валов, и вся изрубленная, попадала на самую нижнюю пару, которая
превращала ее в маленькие куски, падавшие в ручей, протекавший внизу и уносивший
ее. Таким образом не оставалось следа страшного злодеяния.

Раздел 4.


Масоны

Происхождение масонства

Орден франк-масонов, в наши дни известный во всех странах европейской культуры,
ведет родословную от очень скромного по происхождению Лондонского клуба начала
XVIII века.

Слово free-mason (свободный каменщик) перешло из английского в другие
европейские языки уже после того, как оно потеряло и в Англии свой
первоначальный смысл.

До последней четверти прошлого века термин "франк-масон" противополагали
обыкновенно краткому термину "масон", как обозначающий не каменщиков-рабочих
(или оперативных масонов, как говорили в Англии), а каменщиков-мыслителей
(спекулиятивных масонов), по имени только связавших себя с соответствующим
ремесленным цехом. В частности в них видели то "рыцарей Храма", скрывавшихся под
маской франк-масонов после разгрома их ордена Филиппом Красивым, то группу
ученых и философов, вступивших в масонский цех, чтобы скрыть от враждебно
настроенного к ним правительства свои гуманитарно-филантропические цели.

Знакомство с документами показало, однако, всю ошибочность этих предположений.

Предками современных франк-масонов, носившими это же имя, были несомненно
настоящие каменщики, и добавление к названию их ремесла слова "свободный" (free,
frank) имело первоначально профессионально-ремесленное, а не со-цильное
значение. Слово free-mason встречается в английских документах начиная с
последней четверти XVI века, по наиболее вероятной гипотезе, выдвинутой в 1887
году одним английским архитектором.

Это были известные в Англии в эпоху готического стиля sculptores lapidum
liberorum (первое упоминание - в документе начала XIII века) - "каменотесы
свободных камней". "Свободными камнями (Free-stones) в отличие от обыкновенных
(rough-stones) назывались в Англии более мягкие каменные породы, вроде мрамора и
известняка, употреблявшиеся для более тонкой, барельефной работы. Путем
сокращения длинного термина и произошло, по этой гипотезе, английское слово
free-mason.

В эпоху готического стиля франк-масонами называлась, во всяком случае, более
искусная категория квалифицированных, как сказали бы теперь, строительных
рабочих. Позднее, с упадком готического стиля, различие двух категорий
каменщиков утратило практическое значение, вследствие чего исчезло представление
и о точном смысле обоих терминов: уже в XIV веке цехи каменщиков называются
безразлично то просто масонскими, то франк-масонскими.

Но воспоминание о большей почетности данного термина все же сохранилось: когда
старинные братства каменщиков выделились в отдельную от цеха организацию,
получившую известную популярность среди высших классов общества (XVII век), она
удержала за собой название франк-масонов, представив цеховой организации
называться просто масонами (companies of mason); длинное название принял и
современный масонский орден, огранизовавшийся в начале XVIII века по типу
старинных ремесленных братств.

Связь, которая соединяет современный масонский орден со старыми братствами,
носит, в сущности, внешний характер, сводясь лишь к известной преемственности
ритуала и терминологии. История старого масонства является не столько главой из
истории Ордена, сколько введением к ней.

К тому "доисторическому периоду" можно отнести и идейных предшественников
позднейших масонов-алхимиков и утопистов XVII века с их проектами всемирных
союзов и планами преобразования человечества: если старые организации каменщиков
были номинальными предками масонства, то истинными, духовными, предками его были
именно эти представители дореволюционной европейской интеллигенции.

Началом исторического периода масонства следует считать 20-е годы XVIII столетия
- эпоху возникновения так называемых "великих лож".

История старых организаций каменщиков тесно связана с общей историей
ремесленников гильдий и братств.

Появление первых ремесленных гильдий (crafts, mysteries, compagnies, guilds)
относится в Англии к началу XII века, но документальные указания на гильдии
каменщиков встречаются не ранее конца XIV века. Лондонские гильдии делились в
это время по своей значительности на три разряда: первый посылал в городской
совет по 6 представителей каждой гильдии, второй и третий - по четыре и по два;
каменщики (free-masons) принадлежали ко второму разряду. В 1411 году произошла
"инкорпорация" (включение в число официальных учреждений) их Лондонского цеха, а
в 1472 году он получил свой герб.

В XV веке цехи уже господствовали в английских городах: старые торговые гильдии
отодвинулись на задний план.

Древнейшие из дошедших до нас документов, рисующие положение английских
строительных рабочих, относятся к середине XIV века и началу XV столетия. Это
уставы артели, работавшей при церкви св. Петра в Йорке, составленные для нее в
1352, 1370 и 1409 году руководившим ее работами церковным капитулом. Из уставов
видно, что работы артели производились в крытом помещении, так называемой ложе
(lodge), служившей для холостых рабочих и спальней; за порядком работы и за
поведением каменщиков следили старший мастер и надзиратели, высший же надзор
оставался в руках представителя капитула - супервизора; вступая в артель,
рабочие приносили присягу "над книгой" (очевидно уставом), обязуясь подчиняться
во всем капитулу и соблюдать изданный им устав. В XV веке ложей называли уже не
только мастерскую артели, но и саму артель.

Масонские ложи - братства - лишь постепенно выделились из цехов (crafts) в
качестве особого организма. Еще во 2-й половине XV века оба типа организации,
по-видимому, совпадали, и Лондонский цех масонов так, например, и назывался в
современных документах "Святой Цех и Братство масонов". Позднее между ними
проходит уже заметная грань: цехи ведут чисто ремесленные дела, братство, более
сплоченная и дружная часть цеха, хранит традиции морального общения и
взаимопомощи; члены цеха могут уже и не быть членами братства, а с другой
стороны для поступления в братство не требуется быть непременно цеховым рабочим;
принеся в ложе присягу и сделав вступительный взнос, можно получить звание
"каменщика" (франк-масона), никогда не брав в руки рабочей кирки.


Древнейший документальный случай принятия в масонскую ложу постороннего цеху
лица относится к Эдинбургской ложе: 3 июня 1600 года на собрании ее
присутствовал, как значится в протоколе, Сэр Джон Бозуэль, лорд Очинлек-ский.
Присутствие знати в шотландских ложах становится с тех пор заурядным фактом:
имена виконтов, графов и сэров, принятых в ту или иную ложу, обычно прямо в
звании цехового мастера, попадаются в документах XVII века на каждом шагу.
Правда, еще в конце столетия в Шотландии встречались ложи, состоящие сплошь из
ремесленников (например, ложа в Глазго), но рядом с ними были ложи вроде
Абердинской, где в 1670 году из 49 членов всего 12 были профессиональными
каменщиками, а остальные были - дворяне, пасторы, коммерсанты и представители
интеллигентных профессий.

Кроме знати, к каменщикам примыкали в отдельных случаях представители
интеллигенции и ученого мира, привлекаемые фантастической историей масонства,
возбуждавшей их научную любознательность.

По описанию Плота, для приема в общества новых членов требовалось собрание, по
крайней мере 5 или 6 франк-масонов. "Эти собрания, - замечает Плот, - называются
в некоторых местах ложами". Вступительные обряды заключались и здесь в сообщении
тайных знаков, "посредством которых члены общества узнают друг друга, где бы они
ни находились", и сопровождались банкетами по установленному ритуалу. Новички,
как и в Шотландии, в день приема дарили "братьям" перчатки, а взаимные
обязанности членов заключались в помощи на случай старости, безработицы и
болезни.

Подобно старинным братствам, франк-масонские общества XVII века поддерживали
между собой живую связь и составляли фактически единую организацию: принятый в
1б4б году в Иоррингтонскую ложу археолог Ашмоль в 1682 году безо всяких
добавочных церемоний допускается на заседание Лондонской ложи и даже
председательствует на нем в качестве старейшего масона.

Развитие масонства в Англии. "Невидимая философская коллегия". "Сократовское
общество"

Описанные общества франк-масонов, всецело пропитанные еще духом старых
ремесленных братств, в идейном отношении мало соприкасаются с позднейшим
масонством. Более тесной была его идейная связь с философским и социальнореформаторским
движением XVII века - с теми тайными и полутайными кружками
ученых и утопистов, которые были так типичны для этой эпохи.

Не все в них было пустой фантастикой, пережитком далеких эпох: в туманной
мистике и загадочных символах, бывших данью культурным особенностям момента,
скрывалось здоровое зерно свободной мысли, прокладывавшей себе путь через лес
церковной схоластики и фанатизма, обессиленная десятилетиями конфессиональных
войн, она была еще слишком слаба, чтобы доверху открыть перед врагом свое
забрало, и глубокими корнями слишком тесно соприкасалась с вековыми воззрениями
народа, чтобы сразу облечь себя в современное платье.

Этим стремлением были проникнуты и все утопические романы XVII века.

Уже в самом раннем из них - в "Описании христианской республики" (1619 г.)
автора "Химического брака" Андрэ - видную роль играет "Академия естественных
наук", а в планах ученика его Комениуса (Амос Комениус - 1592-1671-известный
педагог и вождь современного ему гуманитарного движения. В 1641 году он, по
приглашению Долгого Парламента, приезжал для организации протестантских школ и в
Англию) "универсальная коллегия" ученых занимает уже центральное местодорога
"света" (Via Lucis) идет к нашему сознанию через 7 ступеней - отказ от брака,
общение друзей, публичные празднества, школы, печать, мореплавание и седьмую
ступень, возвещающую "всеобщее возрождение": она осуществляется работой
"универсальной коллегии благочестивых и даровитых людей всех стран", орудия ее -
"универсальные знания" (пансофия, панистория и пандогматика) и "универсальный
язык", раз в год она устраивает в пределах Англии общие съезды, "Храм Мудрости",
воздвигаемый ею, строится по принципам самого Верховного Строителя (Бога) и
открывает свои двери для "всех, рожденных людьми".

Близкими Комениусу идеями было проникнуто и посмертное произведение Бэкона
"Новая Атлантида" (изд. в 1638 году). На далеком острове Бензалем живет
неизвестный доселе европейцам христианский народ, он обращен из язычества путем
чудесного откровения, через 20 лет после вознесения Христа. Самым замечательным
учреждением острова является "Орден Соломонова Храма", или "Коллегия дней
творения", стремящегося к духовному обогащению человечества и к усилению его
власти над природой, тайные эмиссары коллегии - так называемые "коммерсанты
света" - разъезжают в поисках знания по всей земле, их товарищи - "плагиаторы" и
"коллекторы" - собирают знания в книгах и в технической практике; "пионеры"
занимаются научными экспериментами, "компиляторы" и "эвергеты" систематизируют и
классифицируют добытый материал и т.д. - законченная система научной работы,
план универсальной академии наук.


Скромное начало практическому осуществлению всех этих планов было положено в
1645 году основателем кружка Лондонских и Оксфордских профессоров, или
"невидимой философской коллегии", как называет кружок в своих письмах один из
главных основателей его Роберт Бойль. Во время революции кружок пришел в упадок
и возродился лишь в 1662 году в виде "Королевского Общества Естественных Наук".

"Акт о веротерпимости", изданный Парламентом после изгнания Стюартов (1688 год),
кроме католиков исключал из числа полноправных граждан и "атеистов", которыми
назывались тогда все сомневающиеся в истинности традиционных религий, хотя бы и
признающие существование Бога. К числу таких вольнодумцев принадлежалии
сторонники "разумной религии" - деисты.

Поколения, выросшие в Англии после революции 1688 года, вообще более решительно,
чем предыдущие, порывали со стариной, и в области религиозной критики шли
гораздо дальше протестанских филантропов первой половины столетия: молодые
философы вроде Шефтсбери (1671-1713) и Толанда (1670-1722) не останавливались
перед критикой самых основ христианства, и на место библии выдвигали отвлеченный
человеческий разум.

Их было немного: господствующие классы опасались их "разрушительных" идей,
народные массы их не понимали.

Вождь деистов Джон Толанд на горьком опыте убедился в невозможности открытой
пропаганды своих идей: его "Христианство без тайн" было уничтожено рукой палата,
а сам он бегство

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.