Жанр: Энциклопедия
Сто великих авиакатастроф
...СанФранциско,
вылет в 8.01 - проходили члены третьей группы террористов.
Наконец, четвертая группа завершала предпосадочные формальности в столичном
аэропорту имени Даллеса. Их цель - самолет "Боинг-757" авиакомпании "Америкэн
Эйрлайнз", который в 8.10 вылетит в Лос-Анджелес.
Все террористы спокойно прошли контроль. Единственное их оружие - спрятанные в
сумках пластмассовые ножи для резки картона, не вызвавшие тревоги у сотрудников
авиакомпаний. Все самолеты поднялись в воздух строго по расписанию. Все они
захвачены террористами примерно в одно и то же время — через несколько минут
после того, как последний самолет оказался в воздухе.
"Не знаю, как теперь, но до сих пор на внутренние рейсы довольно просто пронести
холодное оружие, - признался американский пилот, ^ регулярно летающий на
внутренних линиях одной из американских авиакомпаний. - И если вы когда-либо
бывали у кабины пилотов 767-х или 757-х "Боингов", вам известно, что дверь
кабины легко выбивается ногой".
Именно так и поступили террористы. Во всех случаях угонщики действовали примерно
одинаково. В каждом самолете оказались 4-5 террористов, вооруженных резаками.
Это острое лезвие в пластмассовом корпусе, в домашнем хозяйстве такими режут
картон. На спецконтроле в аэропорту резак сойдет за бытовой инструмент. Но в
умелых руках он вмиг перерезает горло.
Судя по некоторым звонкам пассажиров с борта, террористы грози- * ли взорвать
самолет, но настоящих бомб у них не было. После взлета они нападали на стюардов
или затевали драку с пассажирами, подкарауливая, когда озадаченные происходящим
пилоты откроют изнутри ведущую в кабину дверь. После этого врывались внутрь и
полностью брали контроль над лайнером. Летчиков убивали сразу или после того,
как они подчинялись приказам.
"Боинг-767-223ЕК." авиакомпании "Америкэн Эйрлайнз", выпущенный в 1987 году,
бортовой номер 334АА, выполнял рейс № 11 по маршруту Бостон - Массачусетс - ЛосАнджелес.
На борту самолета, оснащенного двигателями "Дженерал электрик" модели
СРб-80А2, находи- '| лись'11 членов экипажа и 81 пассажир (всего 92 человека).
Ворвавшись в кабину пилотов, террористы первым делом потребовали А
477
прекратить связь с землей. Одновременно их сообщники собрали пассажиров и
остальных членов экипажа в хвостовой части лайнера.
Связь с "Боингом-767" потеряна в 8.20 утра. На земле к этому отнеслись спокойно.
"Мы иногда теряем связь с самолетами, - пожимал плечами авиадиспетчер Центра УВД
в нью-гемпширском городе Нашуа, он должен вести "борт" в течение первого часа
полета. - О том, что это действия террористов, никто не помышлял".
Определенное беспокойство у диспетчеров вызвал тот факт, что самолет начал
неожиданно менять курс. Как только "Боинг-767" пересек границу штата Нью-Йорк,
он резко повернул влево и, следуя над долиной Гудзона, направился прямо на НьюЙорк.
Впрочем, поразмыслив, диспетчеры решили, что самолет, потеряв связь с
землей, просто намерен совершить экстренную посадку в одном из нью-йоркских
аэропортов.
О том, что "борт" 334АА захвачен террористами, на земле узнали лишь в 8.34, то
есть через 14 минут после захвата. У одного из диспетчеров в Нашуа, пытавшихся
установить связь с самолетом, вдруг раздались голоса в наушниках. "Судя по
всему, пилоту просто удалось незаметно включить микрофон, и мы могли слышать
все, что происходит в кабине пилота", - вспоминает диспетчер. В Нашуа слышали,
как кто-то на плохом английском дает команду пилоту самолета изменить курс: "Не
де^ лай глупости! Тебе ничего не грозит!" Затем этот же голос: "Мы захватили и
другие самолеты!"
Одной из стюардесс удалось связаться по мобильному телефону со своим начальством
в Бостоне. Она сообщила, что самолет захвачен террористами, одна из ее коллег
погибла, однако, что происходит в кабине пилотов, - ей неизвестно.
Но и после этих звонков паники на земле не возникало. Все продолжали
считать.^что самолет в какой-то момент запросит экстренную посадку в Нью-Йорке,
откуда террористы и обратятся к властям со своими требованиями. "Разумеется,
ситуация нештатная, но, честно говоря, мы больше думали о том, в какой аэропорт
направить самолет и какие требования выдвинут угонщики", - говорил диспетчер. На
всякий случай необходимую подготовку начали вести во всех аэропортах,
обслуживающих Нью-Йорк.
А в это время на борту самолета развертывалась настоящая драма. Террористы
начали убивать летчиков. "Другого не могло быть, - утверждает один из пилотов
авиакомпании "Юнайтед Эйрлайнз". - Для того чтобы превратить самолет в летающее
оружие, необходимо избавиться от экипажа. Никто и никогда не направит самолет в
здание. Пилот понимает, Что он в любом случа^ покойник - врежется он в ВТЦ или
нет, а потому скорее всего направит самолет в океан, чтобы сократить число
жертв". Уничтожив экипаж, за штурвалы сели террористы.
В 8.45 "Боинг-767" с бортовым номером 334АА достиг своей цели - протаранил
верхнюю часть Северной башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Раздался
страшной силы взрыв. В первых информационных сообщениях говорилось об ошибке
пилота. В здании начинается пожар, к нему стягиваются почти все пожарные
подразделения города.
100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ,
Второй захваченный террористами самолет "Боинг-767-222" авиа-; компании "Юнайтед
Эйрлайнз", выпущенный в 1983 году, бортовой но-] мер 61217А, выполнял рейс 175
по маршруту Бостон - Лос-Анджелес. Самолет оснащен двигателями "Пратт энд
Уиттни" модели ЛГ9В-7Я4О. На| борту находились 9 членов экипажа и 56 пассажиров
(всего 65 человек).;
Захват самолета террористами прошел по отработанной схеме. Связь] с бортом
прервалась где-то между Ньюарком и Филадельфией. Тогда же! на радарах отмечено,
что самолет поворачивает и тоже берет курс на Нью-1 Йорк. О том, что происходило
на борту лайнера, известно только со слов ' пассажира, который заперся в туалете
и начал набирать телефон 911.
К тому времени, когда самолет появился в небе над Нью-Йорком,^! наземные службы
уже знали, что он захвачен. Более того, уже горела! Северная башня ВТЦ. Тем не
менее на земле еще явно не представляли I истинного масштаба трагедии: гибель
первого самолета воспринята как трагическая случайность, жуткая, но тем не менее
вполне возможная случае захвата воздушного судна. Те немногие, кто к тому
времени зная 3 о захвате самолетов, посчитали, что в кабине пилотов началась
борьба, | из-за которой самолет потерял управление, а жители Нью-Йорка, видев-1
шие, как огромный самолет врезается в башню, были уверены, что про-| изошла
фатальная ошибка. "Мне сразу вспомнилось, что я уже читал о таких случаях, -
вспоминает очевидец катастрофы. - О том, что это зап-| ланированная акция, я и
не думал".
В 09.03 огромный "Боинг-767" - за штурвалами террористы-смерт-1 ники - на
большой скорости врезался в Южную башню Всемирного тор-| гового центра. Раздался
взрыв, вспыхнул пожар; все находящиеся на бор лайнера мгновенно погибли, как и
люди в здании, оказавшиеся в эпи-"1 центре взрыва. Трудно поставить себя на
место пассажиров авиалайне-1 ров, которые в этот день, 11 сентября, похищены
террористамиГЧто чув-1 ствовали пассажиры в последние секунды жизни в момент
приближения! самолетов к башням нью-йоркских небоскребов?
Дэвид Люсерн находился в офисе "Номура сккьюритиз", расположен-! ном напротив
здания ВТЦ: "Я услышал страшный гром, а потом увиде настоящий огненный дождь -
знаете, как если бы кто-то выстрелил 1 рящими конфетти. Мы стояли с коллегами у
окна, когда кто-то замети самолет, который несся прямо на нас. Кто-то побежал, а
я не мог сдви-1 нуться с места. Да и куда убежишь от самолета? Стоял - кажется,
мо*| лился. В последний момент он отвернул от нас, прошел между нами щ соседним
зданием. Все произошло в секунду. Единственное, что я успе заметить, - огромная
эмблема "Юнайтед Эйрлайнз". Потом выбежал на| улицу и увидел, как люди начали
прыгать из окон ВТЦ. Некоторые пры-^ гали, держась за руки. За какие-то пять
минут я насчитал человек двад^ цать пять. И вот этого я никогда не забуду - этих
людей, которые пры-| гали, держась за руки. Я почувствовал даже не ужас, а
какую-то жуткую! боль за них".
Второй таран не оставил никаких сомнений. Именно тогда впервые заговорили о том,
что террористы, захватившие самолет, имеют хорои летную подготовку.
Шведский эксперт по безопасности полетов Бу Селльберг: "Пилоты-камикадзе
обладали высочайшим уровнем подготовки. Первоначальные объяснения и заявления
типа - смертникам достаточно месяц поучиться и получить обычный сертификат
летчика-любителя, чтобы направить "Боинги" в цели, - не выдерживают критики.
Чтобы "нырнуть" с обычной полетной высоты, 9000 м, пройти сквозь облака и точно
ударить по зданиям, требуется высочайшая подготовка..."
А в это время в Нью-Йорке только приступили к оценке ситуации. Сотрудники службы
безопасности центра передали всем находившимся в башнях предписание ни при каких
обстоятельствах не пытаться покинуть здания самостоятельно. Башни построены
таким образом, говорили они, чтобы выдержать подобную катастрофу. Находящиеся на
этажах ниже места взрыва, говорили охранники, в полной безопасности. Тем, кто
находился выше взрыва, должны помочь пожарные и спасатели, имеющие
соответствующее оборудование.
Федеральные власти также пытались определить степень угрозы. По распоряжению ФБР
Федеральное управление авиации распорядилось закрыть все аэропорты вокруг НьюЙорка
и начало проверку всех самолетов, находившихся в воздухе. Особое
беспокойство у сотрудников ФБР вызывал рейс № 77.
В 09.20 из международного аэропорта имени Даллеса (Вашингтон) поднялся в воздух
самолет "Боинг-757-223" авиакомпании "Америкэн Эйрлайнз", выпущенный в 1991
году, бортовой номер 644АА, выполнявший рейс № 77 по маршруту Вашингтон-Даллес -
Лос-Анджелес. Самолет оснащен двигателями "Роллс-Ройс" модели КВ211-535Е4В. На
борту 58 пассажиров и 6 членов экипажа (всего 64 человека).
Первые два самолета с самого начала операции предназначались для уничтожения
ВТЦ, двух башен-близнецов в Нью-Йорке. Третий, возможно, нацелен на Белый дом,
но в последнюю минуту перенацелен на Пентагон, поскольку пилот-террорист мог не
найти спрятанный в зелени листвы невысокий Белый дом. Что касается Пентагона, то
это огромный, легко различимый с воздуха пятиугольный комплекс - самое большое
из зданий аппарата управления страны.
Связь с самолетом потеряна одновременно с другими, однако и после этого "борт"
644АА продолжал держаться правильного курса, поэтому подозрений поначалу не
возникало. О том, что самолет захвачен, стало известно вскоре после первого
удара по ВТЦ. В штаб-квартиру ФБР позвонил заместитель министра юстиции США Тед
Олсон и сообщил, что рейс № 77, которым его жена отправилась из Вашингтона в
Лос-Анджелес, захвачен террористами. О том, что произошло в Нью-Йорке, Олсон еще
не знал. Сотрудник ФБР пообещал разобраться в происшедшем, однако не сказал
Олсону ни о захвате других самолетов, ни о катастрофе в Нью-Йорке.
Судя по всему, террористы ждали сообщений об успешном завершении налета на НьюЙорк,
так как только после первого удара по центру самолет резко развернулся и
взял курс на Вашингтон. Стюардесса успела сообщить на землю: экипаж
нейтрализовали из баллончиков каким-то газом. Ее последние слова: "Они режут
пассажиров ножами..."
100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
О "борте" 644АА, который вполне мог оказаться еще одной "летающей ракетой",
немедленно сообщили всем находившимся в Вашингтоне высшим чиновникам страны.
Министр обороны Доналд Рамсфелд выехал в Пентагон, чтобы принять участие в
заседании экспертов, которые решат, что делать с самолетами, захваченными
террористами и еще находящимися в воздухе? По дороге в здание министерства
оборони Рам-сфельд распорядился закрыть для полетов все воздушное пространство
страны и приступить к эвакуации из всех правительственных и важных общественных
зданий американской столицы.
В 9.40 этот приказ, отданный впервые за все время существования американской
гражданской авиации, доведен руководством Федерального управления авиации до
сведения авиакомпаний. Всем самолетам, находившимся в воздухе, отдан Приказ
немедленно совершить посадку в ближайшем от них аэропорту. Одновременно отдан
приказ о приведении в боевую готовность ВВС и системы ПВО.
Министр обороны Рамсфелд уже отдал приказ поднять в воздух истребители для
защиты Вашингтона, когда третий из захваченных "Боингов" обрушился на так
называемое армейское крыло Пентагона, где располагается отдел военного
планирования. В здании также заполыхал сильный пожар. Взрыв раздался в 9.45, и
уже через пять минут начался великий исход - эвакуация здания. Рамсфелд лично
руководил спасательными работами.
Майор Джим Кьюсак находился в министерстве обороны США: "Я не отрываясь следил
за трансляцией того, что происходит в Нью-Йорке. Можете верить мне или нет, но,
когда самолет врезался в Пентагон, ни я, ни мои коллеги этого не заметили: мы
находились в противоположном крыле здания. О том, что на Пентагон упал самолет,
мы узнали из новостей. Это чистая правда".
Тед Олсон, министр юстиции США, находился в своем кабинете в Вашингтоне;
"Боинг", на котором летела его жена, упал в нескольких кварталах от
министерства: "Она не должна быть в этом самолете. Сначала мы думали, что она
полетит позже. Но ей так хотелось сделать приятное людям, к которым летела в
Калифорнию, что она поменяла билет. Когда она мне позвонила из самолета, я
подумал, что меня разыгрывают. "Ты можешь себе такое представить? - сказала она
мне, перед тем как оборвалась связь. - Наш самолет угнали". Через минуту снова
до меня дозвонилась и начала рассказывать о том, что происходит вокруг. Минуты
через две связь снова прервалась, и потом я уже услышал только взрыв".
...Самолет "Боинг-757-222" авиакомпании "Юнайтед Эйрлайнз", выпущенный в 1996
году, бортовой номер 59 ША, выполнял рейс № 93 по маршруту Ньюарк (Нью-Джерси) -
Сан-Франциско. Лайнер был оснащен двигателями "Пратт энд Уиттни" модели Р\^2037.
На борту находились 7 членов экипажа и 38 пассажиров (всего 45 человек).
Последний угон этого дня начинается со странного шума и заканчивается резким
криком в кабине "Боинга" - испуганный голос без акцента: "Эй, вон отсюда!"
За секунду до этого в кабине раздался сигнал, означающий, что получено текстовое
сообщение - нечто вроде электронной почты: оно высвечивается у пилотов на
дисплее зелеными буквами на черном фоне.
Диспетчер в Чикаго уже сообщил о похищении "Боинга-757-223" ("борт" 644АА) и
разослал всем сообщение: "Внимание, опасность вторжения в кабину!" Экипаж
"Юнайтед" еще успевает отправить только одно слово: "Подтверждаем". Секунду
спустя самолет Похищен.
Такого дня авиадиспетчеры не помнят. Красная тревога во всех 22 Центрах УВД от
побережья до побережья. Ни единого случая угона в США за последние десять лет -
и вдруг за один час четыре!
В 9.35 "Боинг-757-222" ("борт" 59ША), отправившийся из Ньюар-ка в 8.42,
пролетает неподалеку от Кливленда, Огайо. Микрофон включен главарем террористов
ливанцем Зиадом Джаррахом - в Германии он стал фанатиком. Магнитофон записывает
30 минут, начиная с 9.30. Джар-рах разговаривает с сообщником по-арабски. Они
угрожают, что разобьют самолет, если пассажиры возьмут на себя управление.
Слышно, как Джаррах и остальные возносят молитву Аллаху.
За день до этого Джаррах послал прощальное письмо своей девушке Айсель,
оставшейся в Германии. В день трагедии, уже в самолете, около 9 часов, звонит
Айсель.
Над Кливлендом, Огайо, Зиад набирает высоту, затем снижается, отклоняясь вправо,
в южном направлении, и делает разворот на восток, на Вашингтон. Курс на Белый
дом, на Капитолий? Направляются ли террористы к Кэмп-Дэвиду?
Эвакуация работников Белого дома и прочих государственных учреждений в
Вашингтоне шла полным ходом, продолжались спасательные ра"-боты у Пентагона " в
Нью-Йорке, когда у военных и ФБР окончательно отпали сомнения по поводу рейса №
93. Шедший до сих пор обычным маршрутом, "Боинг" резко повернул в сторону и
начал движение в опасном направлении: на его пути располагались атомная
электростанция и Кэмп-Дэвид, загородная резиденция президента. В небо поднялись
истребители ВВС, которым поручено любой ценой не допустить нового теракта.
9.45. В салоне "Боинга", сменяя друг друга, трое террористов держат в заложниках
37 пассажиров и 5 бортпроводников, разделив их на две группы. Впереди, в первом
классе, задернута занавеска - там сидят двенадцать человек; позади, почти в
самой хвостовой части, - все остальные.
Террористы позволяют жертвам оживленные телефонные разговоры, даже требуют,
чтобы те ввели близких в курс дела. Стюардесса Сэнди Брэдшо по телефону
рассказывает мужу, что тайком кипятит воду в бортовой кухне, чтобы использцвать
ее против террористов.
Четыре звонка сделал 38-летний Томас (Том) Бернетт, менеджер фирмы, производящей
медицинское оборудование. Он направляется домой - в Сан-Рамон, Калифорния.
Позвонив в первый раз, он говорит своей жене Дине, которая стоит на кухне перед
телевизором* и смотрит на горящие небоскребы ВТЦ: "Нет, у меня не все нормально.
Сижу в угнанном самолете. Одного человека зарезали, у них есть бомба. Сообщи
властям".
100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
Во время второго звонка Том Бернетт передает: "Они в кабине". Он спрашивает у
жены: "Там, во Всемирном торговом центре, был пассажирский самолет?" Когда она
отвечает, что не знает, Том говорит: "Ладно".
В третий раз Бернетт снова хочет знать только новости, выуживает информацию у
жены. Она рассказывает про Пентагон.
Наконец последний звонок. "Значит, так: у нас здесь собралась группа, мы чтонибудь
предпримем". Его жена кричит: "Нет!" Она призывает его сидеть на месте,
ничего не предпринимать. Но Том отвечает: "Раз они собираются разбить самолет,
мы должны что-нибудь сделать". Затем он выключает телефон - навсегда.
9.59. В самолете в это время как минимум трое обращаются к Всевышнему. Молится
Тодд Бимер, 32-летний бизнесмен из Нью-Джерси. С 9.41 он не может связаться с
семьей и разговаривает с Лизой Джеф-ферсон, одной из руководителей телефонной
компании. Он рассказал ей о своих детях: трехлетнем Дэвиде и годовалом Майке.
Бизнесмен умолял Лизу Джефферсон позвонить его жене и передать, что он любит ее.
Бимер также рассказал о плане пассажиров восстать против террористов. И о том,
что в проходе на полу лежат капитан и второй пилот, раненные или, возможно,
убитые. И сейчас, время почти 9.5,8, он вызывает свой домашний номер и начинает
читать молитву.
Лиза Джефферсон повторяет за ним слова. Когда молитва окончена, Бимер отходит от
телефона, но тот еще работает. Она слышит, как кто-то говорит: "Ну, что, ребята,
готовы?" - а потом: "Вперед!"
С 10.01 звукозаписывающим аппаратом в кабине зафиксированы крики и ругательства
на английском и арабском, звуки борьбы, свалки. Пилот Зиад Джаррах хорошо
подготовился к борьбе. Но свой последний бой он проигрывает.
МР
Четвертый "Боинг" терпит крушение в начале одиннадцатого. Само- | лет
стремительно снижается; очевидцы замечают, как он раскачивается вправо и влево,
резко ныряет вниз, трясется и, наконец, пропахивает длин- | ную борозду 10метровой
глубины в поле в окрестностях Шенксвилла на западе Пенсильвании.
Самолет, людей - разрывает на мелкие части.
Вначале появилась информация, что пассажирский самолет сбит во- | енными
истребителями. Попала ли в "Боинг" управляемая ракета? Части самолета найдены на
расстоянии 8 км от места крушения. Один из пас- | сажиров этого рейса (Нью-Йорк
- Сан-Франциско) позвонил по сотовому из туалета диспетчеру службы 911 и
предупредил, что лайнер захвачен. Он прокричал, что "на борту произошел взрыв, в
салоне белый-дым", - тут связь оборвалась. Одновременно высокопоставленный
представитель спецслужб сообщил: чуть раньше другой пассажир этого рейса, Марк
Бингхэм, позвонил по "мобильнику" своей матери. Он передал, что террористов трое
и у них есть бомба. Это единственное свидетельство подобного рода. Американские
власти сразу заявили, что "Боинг" атакован не истребителями ВВС США.
Тем временем в Нью-Йорке происходит, казалось, невероятное. В 10.04 охваченная
огнем Южная башня ВТЦ рушится до основания. При этом отчетливо слышны несколько
взрывов. В 10.30 падает Северная башня.
Небоскребы на глазах всего мира рухнули, погребая под собой, в числе многих
жертв, спасателей, полицейских, пожарных. Пожарных 11 августа здесь погибло
больше, чем за полтора с лишним века существования противопожарной службы города
- гордости ньюйоркцев.
В 1945 году в перекрытие между 78-м и 79-м этажами знаменитого "Эмпайр стейт
билдинг" на 34-й улице врезался бомбардировщик В-25. Погибли 14 человек. Пожар
потушен за 35 минут, здание выстояло: оно сделано "с запасом", превышавшим
тогдашние требуемые стандарты.
На этот раз башни сложились с удивительной легкостью. Многие спрашивали -
почему?
По мнению специалистов, участвовавших в возведении Всемирного торгового центра,
стальной каркас здания хоть и имел очень большой запас прочности, но не
рассчитан на пожар такой силы. Ведь на конструкцию обрушилось 24 тысячи галлонов
(более 90 тысяч литров) горящего авиационного топлива. В целом такие строения
сравнимы с трубой со стержнем внутри: сначала монтируется стальной несущий
каркас, на который потом навешиваются стены. Сталь попросту начала плавиться!
Межэтажные перекрытия делались облегченными, это дешевле, они крепились к
наружным стенам и внутренней колонне стропами на болтах, а не приваренными, что
крепче. Здесь строители или заказчик решили сэкономить.
Эти облегченные стропы и дали слабину - не выдержали температуры горящего
авиационного топлива, а пожарные жиклеры, разумеется, разрушены взорвавшимися
самолетами. Кроме того, из-за открытых пространств, отсутствия солидных
перегородок ветер разгулялся и раздул пламя.
Межэтажные перегородки стали складываться одна на другую, удваивая, утраивая,
учетверяя нагрузку... Хватило 15 секунд.
Инженеры-строители рассчитали устойчивость зданий при ураганном ветре (они
обладали гибкостью и раскачивались, но для обитателей почти незаметно) и при
столкновении с самолетом, исходя из изученного вдоль и поперек случая с
упомянутым инцидентом с "Эмпайр стейт". И хотя направленные на башни ВТЦ
самолеты значительно тяжелее того бомбардировщика, они устояли, не опрокинулись,
что дало возможность эвакуировать служащих, которые оказались ниже очага
возгорания. Те, кто оставались выше, обречены. Развались здания сразу, жертв
оказалось бы много больше. А так спасли 25 тысяч человек. Погибли, помимо более
2,5 тысячи служащих, оказавшихся в ловушке на верхних этажах, 23 полицейских, 37
представителей властей порта Нью-Йорка и 343 пожарных.
Кадры, запечатлевшие, как на Манхэттен обрушивается чудовищный серый вал от двух
небоскребов ВТЦ, обошли весь мир. Однако далеко не все видели самую жуткую
сцену: как еще до этого люди, которые оставались в здании, выходили на
подоконники и поодиночке, а чаше вдвоем - взявшись за руки - бросались вниз с
высоких этажей. Они предпочли встретить смерть на земле: оставаться внутри
горящего здания еще страшнее.
100 ВЕЛИКИХ АВИАКАТАСТРОФ
Майк Уилсон находился на 51-м этаже здания ВТЦ: "Везде говорили о том, что не
надо выходить из помещений. Однако я увидел тех, кто, несмотря на
предупреждения, стал спускаться по пожарным лестницам, и решил, что лучше к ним
присоединиться, чем просто сидеть и ждать. Это меня спасло. Очень многие ребята
в моем офисе полагали, что вот, самблет уже врезался, ничего больше не случится.
Не верили, что здание разрушится, и осталась. Все они погибли".
'
Габриэль Розенфельд находился у здания ВТЦ: "Я стоял и смотрел, как разрушается
здание, в котором я работал. Стоял и не знал, что делать - благодарить небо за
то, что я не успел войти в здание, или проклинать его за то, что оно показало
мне столько страданий. Но, может быть, самое страшное из того, что я видел, -
это толпа людей, которая выдернула из телефонной будки человека, пытавшегося
дозвониться домой, а потом начала драться за право сделать первый звонок. Вот
этого я никогда не забуду".
Рухнули близлежащие "высотки*. Еще несколько осевших многоэтажных зданий уберут
потом. Груды руин и строительного мусора, обгоревшие, покореженные стальные
балки и опоры, остовы автомобилей и автобусов, цемент, бетон, пыль,
разлетевшиеся листки бумаги - документы из теперь уже не существующих контор...
Страшная картина.
В больницы Нью-Йорка за первые четыре часа поступило около двух тысяч раненых,
свыше семисот из них в тяжелом состоянии.
В 10.40 рушится часть горящей западной стены Пентагона. Пожар здесь продолжается
многие часы.
В середине дня прекратили работу почти все правительственные учреждения и
торговые центры.
Военные тем временем продолжали усиленные поиски подозрительных самолетов.
Объявлено, что все самолеты, направляющиеся в США, будут садиться в канадских
аэропортах. В Вашингтоне и Нью-Йорке введено чрезвычайное положение. Командующий
Атлантическим флотом США получил приказ обеспечить прикрытие Восточного
побережья США. Побережье начали патрулировать авианосцы. Аналогичные меры
безопасности приняты и на Западном побережье Штатов. После полудня Федеральное
управление авиации официально объявило, что в воздушном пространстве страны
остаются лишь 50 самолетов, - ни один из них не передает ничего о нештатных
ситуациях.
А где все это время президент США Джордж Буш? Когда первый самолет врезался в
Северную башню ВТЦ в Нью-Йорке, кортеж*Джорджа Буша подъезжал к зданию средней
школы имени Эммы Брукнер в городе Сарасота, штат Флорида. По плану президент
выступит перед учениками школы с лекцией о пользе чтения. В 9.05 в класс вошел
случившемся. Лекция прервана; Буш вышел из класса, а всех присутствовавших в
...Закладка в соц.сетях