Жанр: Энциклопедия
Сто великих архитекторов
...ого. Но по желанию царя его окрасили в белый цвет, і
позолотив оконные рамы и архитектурные детали. Этакий франт под тя- I
желым свинцовым небом среди болотной грязи и кривого подлеска.
Строение государева Зимнего дома закончили осенью 1711 года. Царь
был доволен. Трезини потрафил ему и тем самым укрепил свое положение.
Трезини был не просто архитектором при Канцелярии городовых дел.
Он фактически стал правой рукой царя по всем строительным делам в
Петербурге: крепость, дворцы, пороховые погреба, соборы, отведение
места для сооружения партикулярных домов, наблюдение за их пригожестью. И, наконец, гавани. Все надо было успеть исполнить с тщанием и
аккуратностью.
Не зря 23 июня 1719 года Петр издал указ:
Всяких чинов людям объявить, которые строят... по берегу Невы реки
и по каналам по указу палаты, також которые впредь по указу будут
строиться, и тем людям при тех своих палатах делать гавани таким образом, как сделано на Адмиралтейском острову по берегу большой Невы
реки, против дому Федосея Скляева, а делать к двум домам одну гавань,
как покажет архитектор Трезин
.
Петербург и сегодня бережно хранит приметы градостроительной деятельности Доминико Трезини.
Одна из них — район от верховьев Фонтанки к востоку с его четкими, прямыми линиями теперешних улиц Воинова, Каляева, Чайковского, Петра Лаврова, Пестеля. Еще в 1712 году государь повелел архитектору сделать чертеж, по которому
на Первой линии строить каменное или
мазанки, назади деревянное
, чтобы выглядел берег Невы нарядным и
представительным.
Вторая примета — графическая сетка проспектов и линий Васильевского
острова. Пожалуй, по размаху строительства, по затраченным силам, мае
125
цітабам замыслов это главный труд в жизни Трезини. Значительнее, чем
Петропавловская крепость. Хотя последняя потребовала от зодчего всей
его жизни.
Высшие учреждения страны призваны действовать согласованно, в
нерушимом единстве. И дома их должны стоять плотно прижавшись друг
к ДРУГУ. как братья-близнецы, плечом к плечу. И Петр приказал Трезини
выстроить здание Коллегии. Построившись в линию, двенадцать
братьев
растянули свой фронт на 383 метра, почти упираясь левым флангом в
будущий Мытный двор. У каждого здания свой парадный вход. Своя крыша. Высокая, четырехскатная с переломом. Очень типичная для первой
четверти 18-го столетия.
Первый этаж здания — галерея, где вместо колонн массивные рустованные пилоны — широкие прямоугольные столбы. Крайние — чуть шире
остальных, и в них ниши для статуй. Второй и третий этажи гладкие.
Лишь пилястры между окнами. По углам пилястры сдвоены. Они — как
строгая рама зрительных границ архитектурного произведения. Каждое
здание на одиннадцать осей — протяженностью в одиннадцать окон. Центральная часть в три окна чуть выступает вперед. Это ризалит. Будто неведомая сила, стремясь подчеркнуть парадность входа, выталкивает его.
Движение
стены вперед или назад от главной линии фасада — один
из характернейших признаков стиля барокко. В первой половине XVIII века
архитекторы, работавшие в России, очень часто использовали этот прием.
Вход в Коллегию всегда в центре здания. Над ним нависает балкон
второго этажа с красивой кованой решеткой. А на крыше, над ризалитом, — нарядный фронтон криволинейных очертаний, как требовал стиль
барокко. Середину фронтона — тимпан — украшает лепное изображение
эмблемы Коллегии. А на скатах возлежат высеченные из белого камня
мифологические фигуры.
Невиданная до тех пор длина постройки, завораживающий ритм ризалитов и фронтонов, пилястр и пилонов, насыщенное отношение красного цвета с белым — все придавало
Двенадцати коллегиям
внушительный, торжественный вид и порождало изумление современников.
Много позднее историк архитектуры М. Иогансен, воздавая должное
зодчему, написала:
Хотя весь замысел Трезини реализован не был, тем
не менее возведенные по его проектам постройки на протяжении XVIII века
не только определили облик Стрелки, но оказали явное влияние на планировку и архитектурное решение отдельных возводимых построек. Так,
модулем планировки площади на Стрелке 1760-х годов, предложенной
А. Квасовым, было расстояние в 15 сажен — размер корпуса
коллегий,
а за эталон высоты была взята высота этого же здания Несомненно, что
мотив аркады... оказал влияние на облик двух построек, возведенных вдоль
северной границы площади по проектам Кваренги... Все... свидетельствует
о большом значении этой работы Трезини не только для петровского
Петербурга, но и последующего времени... По своему значению и масштабу данная забота должна быть, несомненно, поставлена в ряд важнейших творческих замыслов не только Трезини, но и вообще русской архитектуры того времени
.
Строительство здания растянулось на долгие годы, с 1722 по 1734 год
год смерти зодчего.
В Россию Трезини приехал один. Первую свою жену он оставил в Астано. В Петербурге Доминико — вероятно, в 1708 или 1709 году — женился вторично.
Джованни Баттиста Цинетти, который в 1729 году работал под началом Трезини и жил у него в доме, вернувшись на родину, рассказывал,
что архитектор был женат трижды. Как звали вторую жену, он не упоминал. Знал только ее сына Петра. Третья жена — Мария Карлотта. От нее у
зодчего были сыновья Иосиф, Иоаким, Георгий, Матфей и дочь Катарина. В первые годы пребывания в Петербурге Трезини поселился рядом с
Греческой слободой. Он ходил в немецком. Не имел чина. Кафтан до колен из синего сукна с большими обшлагами и вместительными накладными карманами. На воротнике и по бортам — строгий серебряный галун.
Такого же сукна короткие штаны до колен. Под кафтаном — светлый
короткий камзол без складок и воротника. Днем сапоги — лазить по стройке. Вечером — в гости или на ассамблею — чулки и туфли.
Иноземные обыватели Греческой слободы избрали Доминико старостой своего прихода. Никто лучше Трезини не умел решить сложных вопросов и помирить рассорившихся соседей.
Помимо семьи, в доме всегда обитали шестнадцать — восемнадцать
мужчин. Сохранились документы, где перечислены все, кто состоял при
Трезини и проживал при нем: десять учеников, писарь, копиист и шесть
денщиков для посылок. Собственная немалая канцелярия.
Осенью 1717 года, едва вернувшись из Европы, Петр Алексеевич повелел Трезини построить на берегу Большой Невы, на Васильевском острове,
образцовый
дом для зажиточных и самому поселиться в нем для
всеобщего примера, сколь удобно и красиво такое жилье. Место для дома
царь указал на углу Двенадцатой линии. Дом Трезини построил, но, видимо, так и не поселился в нем. Петр отдал дом барону Остерману.
Однако отобрав готовые хоромы, царь приказывает:
...Построить ему
Трезину из казны... каменный дом галанским манером... в 2 кирпича
. Но,
как говорится, милует царь, да не жалует псарь. Чиновники без личной
заинтересованности не спешили исполнить порученное дело, и строительство дома архитектора растянулось на годы.
Трезини, чтобы хорошо и в срок управиться с делами, очень нужны
были помощники и верные ученики. А царь Петр хотел, чтобы иноземец
обучал будущих русских зодчих. Так что интересы их совпадали. В дом на
берегу Мойки приходили молодые люди, обязанные изучать архитектурное искусство.
Одним из первых поселился у Трезини недавний служитель губернской канцелярии Михаил Земцов. Прибыл по велению государя для лучшего изучения итальянского языка. А оказалось, что любит архитектуру и
разбирается в строительном деле. Что это: случайное совпадение или прозорливость царя Петра?
Если бы Доминико Трезини ничего не построил в Петербурге, а только воспитал бы первого талантливого русского зодчего, то и этого достаточно, чтобы остаться в памяти благодарных потомков. Из школы Трезини вышло немало опытных помощников архитектора — гезелей: Василий
Зайцев, Григорий Несмеянов, Никита Назимов, Данила Ельчанинов,
Федор Окулов. Не зарыл мастер свой талант в землю. Целиком отдал на
благо России — своей новой родины.
УИЛЬЯМ КЕНТ
(1685—1748)
В начале XVIII века превалировало мнение, что художественное произведение должно отвечать требованиям правды и естественности, а значит, проектируемое здание не должно аяв
ва
д_
расходиться с требованиями, исходящими от самой природы вещей. Оно должно держаться законов строгой пропорциональности, естественных законов
гармонии чисел, извлеченных из наблюдения над природой и хорошо известных еще античному человечеству, законов, о которых вспомнили затем в век
гуманизма. Ярким представителем этого
направления в глазах тогдашних английских зодчих был Палладио.
Наиболее значимые зодчие этого лагеря объединились вокруг мецената Ричарда Бойля, третьего графа Берлингто
на, который привлекал их к выполнению своих собственных архитектурных заказов, находил им и других заказчиков, субсидировал их издания
Одним из таких зодчих был Уильям Кент, которого Берлингтон
открыл
в Риме, где тот учился живописи у Бенедетто Луги В Италии Кент
изучал искусство с 1709 по 1719 год А еще раньше он состоял учеником
мастера, расписывавшего кареты Родился Уильям Кент приблизительно
в 1685 году в Бридлингтоне, что в Йоркшире
В доме Берлингтонов он вскоре стал своим человеком Кента и похоронили в 1748 году в их семейной усыпальнице в Чисике В 1724 году Берлингтон поручил Уильяму издать
Проекты Иниго Джонса
Том гравюр
с рисунков Иниго Джонса увидел свет в 1727 году
Поручение Берлингтона окончательно склонило Кента заняться архитектурой и помогло занять ведущее место среди палладинцев 1730 — 1740-1
х годов В 1734 году он начал строить дом в поместье Холькхэм-Холл,
графство Норфолк Это здание открыло новую страницу в истории архитектуры Англии Она стала первой оригинальной композицией в форме классицизма С 1735 года Кент становится придворным мастером в)
Лондоне
Талант Кента был весьма разносторонен Поначалу он занимался живописью, писал и портреты, и религиозные и исторические картины,)
расписывал потолки, гравировал офортом, делал рисунки для различной
утвари, для книжных иллюстраций, для памятника Шекспиру в Вестминстерском аббатстве, разбивал сады и строил дворцы Он занимал должности королевского плотника, королевского архитектора, хранителя
королевских картин и, наконец, главного королевского живописца Все
это время может быть названо эрой Берлингтона и Кента Однако произ-|
ведений Кента сохранилось не так много Говорят, он строил вместе с|
Берлингтоном лондонский дворец Берлингтона Он участвовал и в пост-)
ройке известной виллы в Чисике Его же постройки дворец герцогов Де-|
вонширских в Лондоне 1
Другое, малоблагоприятное мнение можно составить о нем по постро-1
енной по его проекту Конногвардейской казарме в Лондоне (1750—1758)|
(впоследствии — местопребывание главнокомандующего британской ар-|
мии) — здании с тяжелыми и беспокойными формами Кент отказался в1
нем от употребления колонн, и все расчленение фасада произвел путем
разных выступов и углублений.
Ему же принадлежит в главных чертах план огромного роскошно отделанного дворца графа Лестера в Холкхеме в графстве Норфолк (начат в
17 34 году)
Кент отталкивался от итальянских образцов, но его обуревала нередко
страсть к тяжеловесности, заставляя приближаться к вкусам Ванбру Наи
щее значение для континента имел построенный им элегантный кругЙ павильон
Храм античной добродетели
в парке Стоу Повторения
его рассыпаны по всей Европе
С 1730 года началась деятельность Кента как планировщика парков О
нем говорили
Магомет придумал рай, Кент создавал их во множестве
Кент планировал знаменитые парки виллы герцога Девонширского в
Чисике близ Лондона, Карлтон-хауса в Лондоне, Клейрмонта близ Лондона и пр Питая ненависть к прямым линиям в разбивке аллей, он стремился приблизить английский ландшафт к пейзажам Клода Лоррена
Наиболее совершенным произведением английского паркового искусства является парк Стоу в Бакингемшире, - в резиденции лорда Кобхема Над созданием его трудились наряду с Кентом садоводы Бриджмен и
Денслот Браун Парк разбит был на пространстве в 200 гектаров Укрытие
садовой стены во рву давало возможность глазу присоединять к парку и
открывающиеся окрестности — прием, получивший название
Ах, ах'
Художники-строители стремились изгнать мысль о каком-нибудь насильственном изменении природы и в то же время старались придать ей максимальную живописность
Умер Кент 12 апреля 1748 года в Лондоне
МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ ЗЕМЦОВ
(1686 или 1688—1743)
О детстве и юности Михаила Григорьевича Земцова известно мало
Точные даты рождения и смерти, его происхождение остаются все еще
невыясненными Одни авторы считают, что он родился в 1686 году, другие называют 1688 год Неизвестно, как протекали его детство и юность
Первые достоверные
сведения о Земцове относятся к 1709 году — времени, когда он обучался
в Петербургской губернской канцелярии итальянскому языку В 1710 ГОДУ по указу Петра I
изученной итальянского
языка ученик Михаиле
Земцов
был направлен в Аничков дворец
Канцелярию городовых дел, созданную в 1706 году. Канцелярия ведала
работами по замене земляных укреплений крепости
Санкт-Питер-Бурх
каменными, а также строительством растущего возле нее города.
Непосредственный надзор за строительными работами осуществлял
подполковник от фортификации и архитект
Доменико Трезини. К нему
и определили Михаила.
Земцову, несомненно, повезло, что его наставником оказался Трезини. Поставленный волею обстоятельств во главе бурной строительной деятельности на берегах Невы, он остро ощущал недостаток в хорошо обученных специалистах. Архитектор был заинтересован в их подготовке и
стремился как можно скорее сделать каждого способного юношу надежным
помощником. Земцов был одним из первых учеников Трезини.
В те времена обучение велось в ходе непосредственного участия будущего зодчего в практической работе учителя. Сначала ученику давали простые поручения, потом более сложные, постепенно приучая его к делу.
Так учился и Михаил.
Незаурядные способности и большое трудолюбие способствовали тому,
что Земцов очень рано сформировался как мастер. Поэтому не случайно,
когда в конце 1718 года было приказано снова строить в Московском
Кремле и Китай-городе только каменные здания, и притом
по улицам, |
а не во дворах, как в старину
, для руководства застройкой, основанной|
на новых принципах, в начале 1719 года направили Земцова. j
Земцов пробыл в Москве недолго — год. В начале 1720 года его уже ;
отозвали в Петербург. Внезапный вызов Земцова в Петербург, очевидно, !
был связан со смертью трех видных архитекторов: Ж.Б.А. Леблона, •
Г. Маттарнови и Г. И. Устинова-отца. Наиболее ответственные постройки,
и в частности, дворцовые комплексы Петергофа и Стрельны, теперь были
переданы Н. Микетти. Микетти оказался в весьма сложном положении.
Он всего год прожил в России и плохо еще понимал русскую речь. Естественно, что ему хотелось иметь не только надежного помощника, но и
переводчика. В Петербурге находилось много
архитектурии учеников
,
тем не менее выбор пал на Земцова. Так началась совместная работа
Михаила с другим опытным архитектором, которая продолжалась около
трех лет.
Сохранилась любопытная характеристика, данная Микетти молодому
зодчему.
Я, нижеподписавшийся, — сообщал Микетти, — имел ексаменовать как в чертежах, так и в практике надлежаще именем Михаила
Земцова, и я обрел его по убукновенна и достойна в практике архитектурской, и того ради позволяется ему ехать управлять работою... дому...
которой строится в Ревели
.
Только после такого лестного отзыва Земцова перевели из учеников в
^. ——
подмастерья, или, как тогда чаще их называли, в
архитектурии гезели
.
Теперь он стал получать по 180 рублей в год.
Строительный сезон 1721 года Земцов провел в Ревеле, но в январе
1722 года он уже прибыл в Петербург для получения инструкций у
генерального архитектура
— так в документах этого времени именовался
Микетти — по вопросам
устройства фонтанов и беседок в саду, которые
надлежит там в Ревеле сочинять
.
Возвращался Земцов в Ревель в апреле 1722 года не один, а с Михаилом Огибаловым. Спутник его был учеником Микетти. Земцову предстояло не только использовать его как помощника, но и обучить
практике
архитектурной науки
. Так у Земцова появился свой первый ученик. Руководя на месте строительством Екатерининского дворца, Земцов должен был дорабатывать проект Микетти и, естественно, вносил в него
что-то свое. Этим можно объяснить известную разнохарактерность в архитектурной обработке фасадов дворца и его интерьеров.
Много сил вложил архитектор в устройство регулярного парка перед
дворцом. Хранящиеся в Центральном архиве древних актов чертежи, выполненные Земцовым, яркое тому свидетельство. В создании нарядного
парка с клумбами сложного рисунка, беседками и фонтанами ему помогал Илья Сурмин — талантливый русский мастер садово-паркового искусства, с которым в дальнейшем Земцов не раз встретится на работах в
Петергофе, Летнем саду и других объектах.
Строительство ревельского дворца было пробой сил молодого зодчего,
который своим примером убедительно доказал, что можно стать
добрым
архитектором
и без обучения за границей.
Затем Петр I отправил Земцова в Стокгольм с важными для строительства столицы заданиями. Сходство климатических условий на всем
побережье Балтийского моря позволяло надеяться, что рецепт обмазки
зданий, применявшейся шведами, будет пригоден и для петербургских
построек. Указом Петра I Земцову предписывалось не только выяснить,
как у них держится подмаска у палат
, но и
приговорить в нашу службу
человек двух, также и иных мастеров, ежели есть искусные мастера, каких у нас нет, или есть да дороги, или не потребны, и протчих, в чем у
нас есть нужда, нанять
.
Земцов успешно справился с поручением. Он нанял восемь человек.
Среди них были умевшие
всякие мельницы делать
, садовник, каменоfec, мастера по сооружению
шпицов
, мостов, плотин, столяр и другие.
Нашел он и опытных каменщиков, которые знали,
какой кирпич употреблять
и как
наружу подмазать крепко, что ни от морозу, ни от мокроты вродиться не будет
.
Поездка в Стокгольм, так же как и длительное пребывание в Ревеле,
позволили Земцову познакомиться с образцами готической архитектуру
и работами мастеров северного барокко, значительно более сдержанного
чем немецкое, итальянское и даже французское, на которых были воспитаны мастера-иностранцы, трудившиеся в Петербурге. Все это расширяло
профессиональный кругозор Земцова и обогащало его новыми знаниями.
После возвращения Земцова на родину в судьбе его произошли существенные изменения. Микетти уехал в Италию, решив не продлевать срока пребывания в России. Он покинул Петербург, оставив незавершенными многие работы. Исполнение его1 многочисленных обязанностей поручили Земцову. Однако ни его оклад, ни звание, ни чин не изменились к
лучшему. Он по-прежнему оставался
архитектурии гезелем
с окладом
180 рублей в год, в то время как Микетти за ту же работу получал 1500
рублей Несмотря на эту несправедливость, сам факт передачи работ
генерального архитектура
Земцову, который не имел еще и звания архитекто-1
ра, свидетельствует о фактическом признании его и царем и руководством!
Канцелярии от строений равным лучшим иностранным мастерам. |
С этого времени Земцов возглавляет все работы, производившиеся в|
столичных и загородных царских резиденциях Одной из таких работ в|
1723 году было благоустройство летних садов Петра I, которые занимали|
территорию нынешних Летнего и Михайловского садов, Марсова поля!
Инженерного замка и далее до Невского проспекта.
На долю русского зодчего, кроме завершения начатых до него работj
выпала сложная задача претворить в жизнь грандиозные замыслы Петра l|
зафиксированные на чертеже, выполненном царем после того, как он
отверг проект Леблона. |
Одновременно с работами в столичной летней резиденции Земцов ру-|
ководил благоустройством парка в Петергофе. Не менее примечательны
работы Земцова, связанные с оформлением Большого каскада. В ма1
1724 года, не удовлетворенный выполненными в 1721 году в Англии мас|
ками по рисункам Леблона и Браунштейна, Петр I поручил Земцову со|
здать проект нового скульптурного оформления пристенных фонтанов н|
фасадах Верхнего грота.
Маскароны с орнаментом
, изображающие Не|
птуна и Вакха, исполненные Б. К. Растрелли по рисункам Земцова, бьілі
значительно крупнее и более соответствовали масштабам грандиозной
сооружения. Земцов работал также над Марлинским каскадом,
нишельными
фонтанами вдоль Большого канала, скульптурные группы которых были созданы на сюжеты
эзоповских фабул
, и многим другим
Все работы 1723—1724 годов говорят о том, что Земцов фактически
являлся главным архитектором царских резиденций Теперь он был не
исполнителем чужих проектов, вынужденным согласовывать с автором и
заказчиком каждое нововведение, а уверенным в своих силах распоряди
пем строительства, осуществлявшим собственные замыслы и руководившим работой многих иноземных мастеров Им предписывалось быть
безотлучно и делать со всяким поспешением, как покажет он, Земцов.
К этому времени в полную силу раскрылось мастерство Земцова-графика. После отъезда Микетти он считался лучшим исполнителем перспективных видов и чертежей. Петр I выбрал именно его для
срисовывания
Петергофа и Стрельны Их виды Петр I хотел отгравировать по обоазцу хорошо ему известных альбомов с перспективами знаменитых французских и итальянских дворцов и парков.
В эти годы, несмотря на невероятную загруженность, Земцов много
времени и сил отдавал подготовке отечественных специалистов. Он был
не только кровно заинтересован в хорошо обученных помощниках, но и
любил педагогическую деятельность. Система преподавания в команде
Земцова строилась следующим образом. Сначала
малолетние
обучались
арифметике, затем геометрии. После этого шло штудирование архитектурных ордеров по
трем книгам архитектуры
знаменитого итальянского архитектора и теоретика Виньолы. Около двух лет уходило на эти
штудии
, и только после освоения архитектурной азбуки ученики переходили к следующему этапу — составлению чертежей, а затем к работе на
строительстве.
Слава о Земцове-учителе быстро росла, и в середине 1720-х годов он
имел самую многочисленную архитектурную команду в Петербурге
Несмотря на бесспорные свидетельства зрелости Земцова, он оставался все в том же звании
архитектурии гезеля
, как и недавно прибывшие
пенсионеры. Ничего не оставалось делать, как только самому заявить об
этой несправедливости. 10 ноября 1724 года он удостаивается звания архитектора с окладом 550 рублей.
Не успел зодчий привыкнуть к своему новому званию, как произошло событие, оказавшее большое влияние на его дальнейшую судьбу: 28
января 1725 года скончался Петр I
Первым зданием, выполненным в натуре по проекту Земцова-архитектора, была сооруженная в Летнем саду на берегу Невы Зала для славных торжествований. К строительству ее
собрано было всяких работных
мастеров и художников многое число
, а руководство находилось в руках
светлейшего князя. Меншиков в таких делах был неутомим и умел заставлять работать.
На современников постройка произвела сильное впечатление И действительно,
зала
удалась ее создателю. Сооружение было нарядным и
величественно-торжественным. Среди подстриженной зелени Летнего сада
и довольно простых фасадов других зданий постройка выделялась своим
праздничным убранством. Почти весь ее внутренний объем занимал боль
шой двухсветный зал, освещенный 52 окнами В его отделке широко применялись живопись и шпалеры Фасады этой части здания были наиболее!
богаты В простенках между окнами помещались пилястры
большого ор-1
дера
с пышными коринфскими капителями Изящные гирлянды соеди-1
няли их, образуя красивую волнообразную линию, которая проходила
вокруг центральной части здания По нижнему краю крыши шел парапет
из балясин, прерываемый ритмично расставленными на пьедесталах BaJ
зами характерного для Земцова рисунка С обеих сторон к залу примыкала
по два небольших одноэтажных помещения Вход находился в центре Ус4
троенный
прямо с улицы
, он связывал внутреннее пространство
залы
!
с окружавшей постройку средой, благодаря чему
зала
становилась кам
бы частью значительно большего места проведения торжеств, располоч
женного под открытым небом Это было типичной чертой многих бароч-1
ных сооружений 1
Помимо возведения
залы
Земцов в эти годы вел ранее начатые pal
боты в Летнем саду, Стрельне и других местах Особенно много забої
требовал Петергоф, где продолжались сложные работы по отделке napal
дных интерьеров Большого дворца, Марли, возводились по его проектаїД
служебные корпуса при Монплезире Со всеми этими делами ему помогаї
ли справляться Т Усов, П Еропкин, а несколько позднее — И Мордви!
нов Участвовал Земцов и в перестройке Итальянского дворца, находив!
шегося на левом берегу Фонтанки, недалеко от Аничкова моста |
Но не только дворцовыми постройками занимался зодчий В началЯ
1726 года он должен был проектировать караульню у Аничкова моста|
брусящетую галерею архитектурно и выкрасить ее краскою как надлеЯ
жит
Много времени в 1726 и 1727 годах отдавал Земцов исполнения
обмерных чертежей
здешних строений
, составление которых предписы3(
валось указами
Работы 1731 года положили начало новому этапу в жизни города Однако в это же время обы
...Закладка в соц.сетях