Жанр: Религия
Гарвардские лекции
... потому, что служат основой для страдания и, следовательно,
должны быть искоренены. Второй вид демонов - вредоносные эмоции, или клеши, и
называются они демонами потому, что вызывают страдание. Третий демон - это
Владыка смерти: смерть, над которой мы не властны, называют демоном, потому что
основное, коренное страдание причиняет нам смерть. Четвертый вид демонов - это
существа, умышленно чинящие препятствия тем, кто хочет побороть трех остальных
демонов; их называют демонами девапутра, то есть демонами - детьми богов.
Вероятно, в этот разряд попали бы рогатые черти!
Будда достиг просветления на рассвете, сидя под деревом бодхи. Накануне ночью он
победил демонов девапутра, а на рассвете, став просветленным, победил демонов
клеш. Однако в соответствии со школами шраваков он не поборол демона скандх и
демона Владыку смерти - над этими демонами он одержал победу только в
Кушинагаре, когда скончался. Таким образом, в этих философских системах
материальное тело Будды Шакьямуни считается Истиной страдания.
Согласно этим низшим системам, когда Будда достиг нирваны без остатка[75. lhag
med myang das, нирупадхишешанирвана.], то есть великой паринирваны, поток его
скандх прервался. По их представлениям, на этом этапе ум Будды был всецело
просветленным, однако поток его ума полностью угас. Сознание оставило его.
Подобное воззрение трудно назвать оптимистичным: мне кажется, гораздо лучше
сохранить живое сознание, чем полностью исчезнуть, но именно так трактуют этот
вопрос системы шраваков.
Однако в текстах Майтрейи сказано, что с того момента как Будда Шакьямуни
оставил Землю Радости[76. dga' ldan, тушита.], чтобы родиться в этом мире, он
начал совершать деяния будды, всецело просветленного существа, и лишь
демонстрировал людям путь к просветлению, тогда как на самом деле стал
просветленным за множество кальп до того. Таким образом, в Индии Будда
продемонстрировал двенадцать деяний для блага своих учеников, чтобы они узнали,
как достичь просветления. Соответственно, Будда Шакьямуни относится к категории
Нирманакаи[77. [mchog gi] sprul sku, нирманакая.], явленной из Самбхогакаи[78.
longs spyod rdzogs pa'i sku, самбхогакая.], поток которой вечен. Необходимо
различать следующее: сущность Самбхогакаи непостоянна, но в своей протяженности
она постоянна, вечна. В свою очередь, Самбхогакая исходит из Дхармакаи[79. chos
sku, дхармакая.]. Таковы Три Тела Будды, о которых сказано в Махаяне.
Итак, в соответствии с системами Махаяны, Будда Шакьямуни, достигнув
просветления множество кальп тому назад, полностью победил всех четырех демонов
как в грубых их формах, так и в тонких. Более подробно мы рассмотрим нирвану
позже.
ИСТОЧНИКИ СТРАДАНИЯ
Вчера мы обсудили Истину страдания, а сегодня перейдем к рассмотрению Истины
источника страдания. Тот факт, что страдания порождаются не всегда, а в
определенное время и в определенных обстоятельствах и прекращаются также в
определенное время и при определенных обстоятельствах, указывает на то, что они
имеют причину. Рассуждая логически, можно сказать, что страдания имеют причину,
поскольку возникают время от времени. Будь страдания беспричинны, они либо не
существовали бы вовсе, либо существовали всегда. Поскольку страдания имеют свои
причины, необходимо выяснить, в чем они заключаются. В буддийских системах
считается, что этими причинами служат загрязненные действия (карма) и клеши. В
небуддийских системах Индии существуют различные воззрения на причины страданий.
По существу, великое множество небуддийских систем можно свести к пяти основным,
из которых можно выделить две главные - Санкхья и Джайна. Санкхьяики насчитывают
двадцать пять категорий объектов знания - так называемых существующих. По их
мнению, основной причиной как наслаждения, так и страдания является
основополагающая природа[80. rang bzhin, пракрити.], также называемая основным
принципом[81. spyi'i gtso bo, саманьяпрадхана.], а испытывает эти удовольствия и
страдания личность[82. skyes bu, пуруша.]. Последователи Санкхьи считают: когда
к человеку приходит понимание того, что все разнообразные виды удовольствия и
боли исходят от основного принципа, этот основной принцип, образно говоря,
сгорает от стыда и прекращает свои превращения применительно к этому человеку,
вследствие чего человек достигает освобождения. Джайны же считают, что состояние
освобождения подобно перевернутому зонту над всей мировой системой. В общем, все
эти школы по-своему объясняют причины страдания и постоянно критикуют друг
друга.
В буддийских системах утверждается: поскольку результаты - страдания - являются
составными явлениями, их причины тоже должны быть составными, непостоянными
явлениями и не могут являться постоянными факторами. Например, если меня обуял
гнев, это чувство может толкнуть меня на грубое поведение, грубые слова и грубые
жесты. Поскольку гнев, служащий фактором намерения, является омраченном, то
выполняемые телом и речью действия, которые он за собой влечет, есть не что
иное, как неблагая карма, неблагие действия. Эти действия моментально накаляют
атмосферу. В данный момент я могу и не почувствовать последствий этих действий;
вероятно, я буду ощущать себя победителем, кричать: "Я настоял на своем!" Однако
пройдет время, и мне будет очень стыдно: в глубине души я буду ощущать чувство
вины. Точно так же и окружающие меня люди сразу утратят спокойствие и
безмятежность. Вот тягостные результаты действий, побужденных неблагим
намерением. Таков закон кармы - намерение, действие, результат.
И напротив, такая благая, открытая, искренняя мотивация, как сострадание,
сочетающееся с глубоким уважением к другим, влечет за собой действия тела и
речи, которые сразу же создают мирную, гармоничную и приятную атмосферу.
Благодаря этому я счастлив и безмятежен и вместе с другими наслаждаюсь этой
атмосферой. Итак, дурное намерение создает проблемы, страдание и боль, в то
время как доброе творит счастье и спокойствие - одним словом, благо.
Таковы общие соображения по данному вопросу. Если говорить о более глубоком
уровне, то во время совершения действия в сознание зароняются кармические семена
- потенциальные предрасположенности. Совершая действие, мы закладываем в уме
предрасполагающую силу, которая впоследствии будет служить причинным условием
для переживания плохого или хорошего результата этого действия.
КАРМА
Действия, или карма, делятся на два вида: намерения[83. bsam pa'i las.] и
преднамеренные действия[84. sems pa'i las.], то есть мотивации и мотивированные
действия. Что касается преднамеренных действий, то последователи школ Вайбхашика
и Прасангика делят их на физические, ментальные и вербальные, тогда как
последователи школ Саутрантика и Читтаматра утверждают, что преднамеренные
действия бывают только ментальными, поскольку, по их мнению, физические и
вербальные действия суть ментальный фактор намерения[85. sems byung sems pa.] во
время совершения этих действий.
С точки зрения способов исполнения действий существуют действия тела, речи и
ума. С точки зрения последствий, которые они за собой влекут, различают
добродетельные и недобродетельные действия. Добродетельные, в свою очередь,
делятся на два вида: действия, приводящие к рождению в счастливых уделах мира
желаний, и неколебимые[86. Их называют "неколебимые", потому что в отличие от
"колеблющихся" действий, которые в основном приводят к новому рождению в
определенном воплощении, но могут принести результаты и в другом воплощении в
виде приятных или болезненных ощущений, эти действия влекут за собой новое
рождение в мире форм или мире без форм, и их результаты должны проявиться в этом
же воплощении.] действия, приводящие к рождению в мирах форм и без форм.
С точки зрения результативности и нерезультативности существуют два вида
действий: определенные действия, несомненно приносящие результат, и
неопределенные - те, результативность которых вызывает сомнение. Это положение
можно пояснить, рассмотрев следующую классификацию - деление действий на четыре
вида по принципу намерения и исполнения: осуществленные умышленно; умышленные,
но неосуществленные; осуществленные неумышленно и, наконец, неосуществленные и
неумышленные. Примером первого вида действий может служить умышленное убийство
комара. А теперь предположим, что насекомое неотвязно преследовало вас и вам
очень хотелось его убить, но в этот момент вас отвлекли. В данном случае с точки
зрения кармы вы создали мотивацию, но не осуществили задуманное - это и есть
умышленное, но неосуществленное действие. А вот пример осуществленного, но
неумышленного действия: вы махнули рукой и тем самым убили комара, хотя и не
намеревались его убивать: вы это сделали нечаянно, неумышленно. К четвертому
виду относится отсутствие всякой мотивации к исполнению действия и отсутствие
его исполнения.
Из четырех вышеупомянутых видов действий первые два - осуществленные умышленно и
умышленные, но не осуществленные - это определенные действия. Последние два вида
- неумышленно осуществленные действия и неумышленные и неосуществленные -
относятся к неопределенным действиям, то есть к тем, результативность которых
вызывает сомнение. К примеру, человека, не желающего убивать, призывают в армию
и там ему дают приказ убивать. Даже если этот человек кого-нибудь убьет и сразу
же очень сильно об этом пожалеет, совершенное им убийство будет причислено к
категории тех действий, результативность которых неопределенна, сомнительна.
Из этого можно сделать вывод, что само действие не так существенно, как
намерение. Так, крупный военачальник или руководитель страны, который, имея
намерение уничтожить все силы противника, отдает приказ начать военные действия,
накапливает все совершенные за время войны злодеяния и убийства, даже если
физически не участвует в исполнении собственного приказа. Аналогично, если
десять человек задумают устроить праздник, для которого надо будет зарезать
купленное заранее животное, то, хотя убито всего одно животное, все десять
совершают убийство живого существа, поскольку имеют намерение убить и съесть это
животное.
Существуют различные классификации определенных действий с точки зрения времени
наступления результата. Результаты одних действий ощущаются уже в этой жизни, а
следствия других дают о себе знать только в следующей. Кроме того, существуют и
такие действия, результаты которых проявляются не в этой жизни и не в следующей,
а в более отдаленных.
Различают и множество разных видов добродетели. Например, истинное пресечение
того или иного уровня страдания является абсолютной добродетелью. А вера и
сострадание относятся к добродетелям по природе. Такие ментальные факторы, как
внимательность и бдительность - спутники благого сознания, являются
добродетелями по ассоциации. Если человек идет куда-то, движимый намерением
оказать помощь другим, то, хотя сама по себе ходьба не является благим
действием, каждый шаг этого человека будет добродетелью по намерению. Кроме
того, благие предрасположенности, создаваемые добродетельным сознанием и
ментальными факторами, являются добродетелями по последствиям.
На этом мы заканчиваем краткое обсуждение кармы. В основе различных этических
практик буддистов лежит отказ от десяти недобродетелей, многие из которых
напоминают десять заповедей.
БУДДИЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Итак, движущей силой поступков, или кармы, являются вредоносные эмоции - клеши.
Что же такое клеши? Поскольку действия главным образом обусловлены ментальным
фактором - намерением, который является одним из видов сознания, и поскольку
клеши - это тоже виды сознания, в первую очередь необходимо понять буддийскую
психологию.
Как я уже говорил, отвечая на вопрос об определении сознания, сознание есть
нечто светоносное и познающее. Чтобы разъяснить разнообразные представления о
сознании и связанные с ним прозрения, было создано множество классификаций,
рассматривающих этот феномен под различными углами зрения. Во-первых, виды
сознания делятся на те, что постигают объекты, и те, что их не постигают.
Постигающие виды сознания, в свою очередь, делятся на те, что постигают объект
явно, и те, что постигают его неявно. В том случае, когда сознание постигает
объект явно, ему является видимость данного объекта, тогда как в случае, когда
сознание постигает объект неявно, его видимость не является сознанию.
Существует также деление на концептуальное и неконцептуальное сознание.
Концептуальное сознание постигает свои объекты посредством мысленных образов,
которые в буддийской терминологии называются либо "вербальная общность"[87. sgra
spyi, шабдасаманья.], либо "концептуальная общность"[88. don spyi,
артхасаманья.]. Неконцептуальное сознание постигает свои объекты напрямую.
Следующие классификации - деление видов сознания на достоверные и недостоверные,
а также так называемые семь категорий знания и осознавания: прямое восприятие,
умозаключение, последующее познание, верное предположение, сознание явного, но
не узнанного объекта, сомнение и ошибочное сознание. Начнем с верного
предположения. К примеру, если человек, прослушав достоверную информацию о
Четырех Благородных Истинах, начинает думать о них именно так, как его научили,
это сознание и является верным предположением. Подобное сознание еще не
развилось в то достоверное познание, которое постигает неопровержимость Четырех
Благородных Истин, и тем не менее оно безошибочно или надлежащим образом
принимает их, как они есть. Верное предположение также имеет свои классификации,
которых я касаться не буду.
Следующая из семи категорий знания и осознавания - это сознание явного, но не
узнанного объекта. К примеру, если зрительное сознание поглощено каким-нибудь
зримым образом, то, даже если в это время сознание слуха услышит звук, он не
будет узнан. Это сознание слуха и является в данном случае сознанием явного, но
не узнанного объекта. С точки зрения школ Саутрантика и Читтаматра подобные виды
сознания имеют место в случае непосредственного чувственного восприятия,
непосредственного ментального восприятия и самопознающего сознания. Таким
образом, из существующих четырех видов прямого восприятия сознание явного, но не
узнанного объекта не может участвовать в непосредственном йогическом восприятии,
так оно непременно обнаруживает свои объекты.
Затем идет последующее познание - это сознание, постигающее уже постигнутый
объект. В школе Прасангика последующее сознание может относиться к первичному
познанию[89. tshad ma, прамана.], в то время как в других системах это
невозможно, поскольку, например, в школе Читтаматра первичное познание
определяется как "неопровержимо познающее впервые", в связи с чем в этой школе
последующее познание не может быть первичным. Однако в школе Прасангика термин
"первичный"[90. Приставка пра- в прамана.] применительно к первичному познанию
означает не "новый", а "основной", и поэтому последователи этой школы считают
первичное познание сознанием, неопровержимым относительно его основного объекта.
Почему же остальные школы интерпретируют первичное познание как неопровержимо
познающее впервые? Дело в том, что эти школы признают самобытие феноменов, и
поэтому, когда объект, обозначенный как первичное познание, нужно найти
аналитическим путем, необходимо установить его неопровержимость относительно
такого самобытия. Тем не менее в школе Прасангика утверждается: когда мы ищем
обозначенные объекты аналитическим путем, их невозможно обнаружить, а потому
существование феноменов, включая первичное познание, невозможно установить с
помощью такого анализа. Поэтому данная школа употребляет термин "первичное
познание" в том же значении, в каком он используется во всем мире, ибо самое
распространенное толкование этого термина - неопровержимое, или достоверное,
познание, но никак не новое неопровержимое познание. Итак, поскольку последующее
познание и несколько его разновидностей неопровержимы и достоверны, в школе
Прасангика они считаются первичными, или достоверными, видами познания.
Перейдем к следующей категории - ошибочному сознанию, постигающему объект
неправильно. У него есть два подвида: концептуальное и неконцептуальное
ошибочное сознание. Далее, есть такая категория, как сомнение, являющееся
ментальным фактором, которое несколько отклоняется от своего объекта как в одну,
так и в другую сторону.
Две последние категории знания и осознавания - это непосредственное восприятие и
умозаключение. В школе Саутрантика непосредственным восприятием считается
сознание, являющимся объектом которого служит феномен с его специфическими
признаками[91. rang mtshan, свалакшана.], а умозаключением - то сознание,
которое принимает в качестве являющегося объекта общие признаки феномена[92.
spyi mtshan, саманьялакшана.]. Существует несколько вариантов интерпретации этой
темы, но нет нужды их разъяснять в рамках нашей лекции.
В сущности, непосредственному восприятию - например, зрительному сознанию,
постигающему цветок, - являются все неотъемлемые признаки цветка, но оно не
обязательно их узнаёт, или удостоверяет. Непостоянство цветка, а также его
составной характер, его ежеминутное разрушение, его зависимость от причин и
условий и т.д. являются зрительному сознанию, но оно не обязательно замечает или
удостоверяет все эти свойства цветка. Таким образом, непосредственное восприятие
"схватывает" объект целиком. Что касается видов концептуального сознания и
понятий, то они "схватывают" объекты лишь частично. Скажем, когда концептуальное
сознание познает цветок, оно сосредоточивается на одном из его качеств, не
обращая внимания на множество других, и таким образом познает цветок ограниченно
и неполно. После того как неконцептуальное сознание передало свою информацию об
объекте, концептуальное сознание может по очереди рассмотреть все его качества и
их отличительные признаки.
Для того чтобы понять, чем отличается неконцептуальное сознание от
концептуального, полезно установить различие между объектами этих видов
сознания. Следует отличать являющийся объект[93. snang yul, пратибхасавишая.] от
объекта действия[94. 'jug yul, правриттивишая. В том случае, когда зрительное
сознание постигает голубой цвет, голубой цвет, грубо говоря, служит и являющимся
объектом, и объектом действия этого сознания.У концептуального сознания,
постигающего голубой цвет, голубой цвет тоже служит объектом действия, однако
являющимся объектом этого сознания служит некий общий образ голубого цвета.].
Согласно Прасангике, зрительному сознанию, воспринимающему форму, эта форма
является одновременно с видимостью ее самобытия. Таким образом, зрительное
сознание, постигающее форму, является достоверным познанием, когда рассматривает
саму эту форму, а также видимость ее как самосущей[95. То есть того факта, что
форма видится как самосущая.], но не является достоверным познанием, когда
рассматривает сам факт самобытия этой формы, поскольку на самом деле эта форма
лишена самобытия.
С точки зрения ложной видимости самобытия объекта, это зрительное сознание
считается ошибочным, однако это не означает, что оно ошибочно во всех
отношениях. Там, где дело касается постижения или "схватывания" самой формы, оно
безошибочно, а значит, его можно считать достоверным познанием, удостоверяющим
форму (ее существование). Следовательно, применительно к различным объектам оно
одновременно является ошибочным сознанием и достоверным познанием. Относительно
одного и того же объекта сознание не может быть одновременно ошибочным и
достоверным, но относительно двух различных объектов одно и то же сознание можно
охарактеризовать и как ошибочное сознание, и как достоверное познание: оно
ошибочно в отношении являющегося ему объекта, но достоверно относительно
удостоверяемого им объекта - то есть объекта действия.
Таково уникальное воззрение школы Прасангика, последователи которой не признают,
что явления, даже на относительном уровне, существуют в силу собственных
свойств. В другой подшколе Мадхьямики - школе Сватантрика - утверждается, что
объект, подлежащий отрицанию с точки зрения пустоты, не предстает перед
сознаниями чувств, однако в школе Прасангика объект отрицания, самобытие,
является даже чувственным сознаниям. Посему, согласно этой системе, даже
достоверное познание может ошибаться в том случае, когда являющийся этому
сознанию объект кажется самосущим. Следовательно, все виды сознания, кроме
мудрости, непосредственно постигающей пустоту, ошибочны относительно являющихся
им объектов.
Но в этом случае можно возразить, что ошибочное сознание не может удостоверять
существование таких относительных явлений, как формы. Действительно, наличие
истинно установленной формы могло бы удостоверить только сознание, не
заблуждающееся относительно видимости самобытия этой формы. Однако, поскольку
истинно установленные формы не признаются даже условно, утверждается, что формы
ложны - они кажутся истинно установленными, но в действительности это не так, а
потому ошибочное сознание вернее удостоверяло бы их ложность. Это положение
весьма существенно для постижения воззрения о пустоте. В основе его лежит тот
факт, что все виды сознания заведомо ошибочны, за исключением прямого познания
пустоты арьей, находящимся в медитации.
Кроме того, сознание устанавливается в силу явления ему объекта, вне зависимости
от того, подлинное это явление или ложное. К примеру, самобытие является
сознанию, воспринимающему самобытие, и именно благодаря этой видимости данное
сознание удостоверяет самобытие. Поскольку эта видимость возникает в сознании,
то относительно нее данное сознание достоверно и даже считается непосредственным
достоверным познанием. Следовательно, относительно видимости самобытия даже
ложное сознание, воспринимающее самобытие, достоверно и считается
непосредственным достоверным познанием - оно достоверно просто потому, что ему
является самобытие. И тем не менее оно ложно, потому что самобытия никогда не
было, нет и не будет.
4. Вторник. Дневная лекция
БОЛЕЕ ПОДРОБНО О СОЗНАНИИ И КАРМЕ
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Вопрос: Похоже, людям, которые не умеют ценить себя по достоинству, идут на
пользу такие методы, как психотерапия, группы поддержки и выработка уверенности
в себе. Не являются ли подобные, на первый взгляд эффективные методы повышения
самооценки методами усугубления иллюзий и страданий? Совместимо ли стремление к
воспитанию цельной и сильной личности с духовным принципом бессамостности? Как в
практике избежать гордыни - следствия достижений, и депрессии, вызванной
разрушением эго?
Ответ: Этот вопрос вызван непониманием того, что на относительном уровне "я",
личность, действительно существует. Есть два вида высокой самооценки. Первый
проистекает от уверенности, имеющей под собой здравую основу, - это мужество и
смелость, которые нам безусловно необходимы. Второй является высокомерием,
основанным на заблуждениях, - это гордыня. Но если, занимаясь практикой, человек
ощущает ее истинное влияние или результаты, этим можно гордиться, я имею в виду
- радоваться.
В своем труде "Вступление на путь деяний бодхисаттвы" Шантидева описывает
различные виды высокой самооценки. Суть одного из них - иметь мужество считать,
что ты можешь то, чего другие не могут, это не гордыня, а сила воли, которая
вовсе не противоречит смиренному и почтительному отношению к другим. Например,
во второй из "Восьми строф для преобразования ума"[96. Автор этого текста -
Лангри Тхангпа, геше традиции Кадампа (bka' gdams pa dge bshes blang ri thang
pa, 1054-1123). Перевод этого текста на английский язык, а также комментарий к
нему Далай-ламы см. в книге The Fourteenth Dalai Lama, His Holiness Tenzin
Gyatso, Kindness, Clarity and Insight (Ithaca: Snow Lion, 1984), pp. 100-115.]
говорится о том, что при общении с другими людьми необходимо считать их выше
себя:
В общении с другими
Я научусь считать себя низшим из всех
И от всего сердца
Почитать других как высших.
Гордыня основана на совершенно ином образе мышления, чем мужество. При
разрушении эго депрессия возникает скорее всего из-за неспособности постичь
относительно существующее "я". И всё же, когда у вас разовьется некоторое
представление о пустоте, появится иное, непривычное ощущение самого себя. Как
правило, нам кажется, что "я" - это некая твердыня, независимая и весьма
сильная. При новом понимании всё это уходит и остается ощущение простого "я",
которое накапливает карму и совершает действия. Подобное самоощущение вовсе не
вызывает депрессии.
Если вам сложно признать существование чисто номинального "я" и чисто
номинальных причин и следствий действий, если на каком-то этапе, приняв
бессамостность, вы не можете осознать принцип взаимозависимого происхождения, то
лучше признать взаимозависимое происхождение и отказаться от бессамостности.
Ведь есть много уровней бессамостности, и Будда, чрезвычайно искусный в методах,
проповедовал учения о более грубых уровнях бессамостности тем, кто пока был не
способен понять более тонкие уровни. Не следует думать, будто залог успеха -
немедленный доступ к глубочайшему уровню бессамостности, а если он недоступен,
то все усилия бессмысленны. Следует продвигаться постепенно, сообразно своему
интеллектуальному уровню. В любом случае, взаимозависимое происхождение следует
ценить больше, чем пустоту.
Вопрос: Вчера вы сказали, что некоторые объекты познания, например те, для
которых требуется умозаключение, основанное на вере, невозможно познать путем
обычного исследования. Как тогда доказать, что "я", которое мы ищем
аналитическим путем, не является таким же объектом, который в действительности
существует, но просто не может быть обнаружен в ходе обычного анализа, может
быть, из-за своей тонкости?
Ответ: Вчера мы говорили о трех видах умозаключения: это умозаключение,
основанное на силе факта, умозаключение на основании уже известного, и
умозаключение, основанное на вере в священные тексты или на правдоподобии. В
...Закладка в соц.сетях