Купить
 
 
Жанр: Психология

Неужели я гений

страница №6

лубоких
травмах - не только детских, но и происходящих в их предполагаемых предыдущих жизнях
в ином воплощении. Не стану вдаваться в обсуждение вопроса о том, насколько эти
воспоминания соотносятся с реальными событиями, но, по крайней мере, 25 процентов
воспоминаний (согласно исследованиям Лофтус) ложные. Возможно, этот процент даже
выше, поскольку к подобной терапии, как правило, прибегают люди с повышенной
внушаемостью.
Один весьма уважаемый педагог несколько лет тому назад развелся, так как
психотерапевт убедил его жену в том, что в предыдущей жизни муж преследовал ее, когда
она была ребенком. В мои задачи не входит решать, могло ли такое вообще произойти или
нет, но все же развод мне кажется слишком суровой мерой, если принять во внимание
зыбкость доказательств вины.
Короче говоря, если вы вынуждены обращаться к помощи психотерапевта, ищите
специалиста, который известен своим ответственным подходом и соблюдением всех
ограничений по применению гипнотической регрессии. Если он поощряет вас слепо
верить в правдивость таких воспоминаний, то он оказывает вам весьма сомнительную
услугу.
Используя процедуру когнитивного структурного усиления, описанную далее, важно
помнить, что мы стремимся не просто вызвать воспоминания о реальном, а хотим
получить некий ключ к прошлому развитию, возможно, символический или
метафорический. При этом появление реальных и узнаваемых воспоминаний или их
отсутствие равновероятны.
4.18. Когнитивное структурное усиление.
Итак, переходим к методике усиления обратной связи. Наша цель, как уже было
сказано, вызвать и обогатить воспоминания о том, что Авраам Маслоу назвал "пиковым
учебным опытом". Техника просмотра образов, которая используется в данном случае,
носит название когнитивного структурного усиления (КСУ).
Однако не пытайтесь применять ее до тех пор, пока вы не освоите базовую методику
просмотра потока образов, потратив на это несколько часов практических занятий.
1. Пусть поток образов увлечет вас назад, к одной из ключевых точек вашего раннего
интеллектуального развития.
2. Опишите своему партнеру или запишите на магнитофон все, что возникает перед
вашим мысленным взором. Позвольте потоку образов развиваться свободно.
3. С помощью потока образов представьте себе ситуацию, которая помогла бы вам
обрести лучшее понимание этого ключевого момента. Опишите все, что вы видите или
чувствуете. Говорите громко и внятно.
4. С помощью потока образов продвигайтесь вперед, от самого раннего ключевого
момента вашего развития к следующему, вытекающему из него.
5. Обогащайте каждое такое воспоминание, описывая его с мельчайшими
чувственными подробностями.
6. Продолжайте процедуру до тех пор, пока не достигнете настоящего времени.
7. Наконец, уделите несколько минут подробному словесному выражению того,
насколько лучше вы стали себя чувствовать после таких обогащенных воспоминаний и как
изменилось ваше понимание и восприятие.
4.19. Мгновенное воспроизведение.
При работе с воспоминаниями можно по-разному использовать методику просмотра
образов. КСУ является лишь одним из многочисленных способов. Поток образов может
помочь вам более глубоко усвоить прослушанные лекции, уроки, смысл разговоров,
практически любые виды занятий, независимо от того, было это несколько лет или пять
минут назад.
Для этой цели я использую метод мгновенного воспроизведения, названный так в
честь спортивных телекомментаторов.
Метод мгновенного воспроизведения был впервые разработан и показан мне ныне
покойным доктором Раймондом Камероном.
Я усовершенствовал и применил технику доктора Камерона в соответствии с теорией и
практикой потока образов. Поскольку я считаю, что мне удалось существенно изменить
ее, я также должен нести ответственность за все недостатки метода, описанного в
следующем разделе.
4.19.1. Выбирайте, что вспоминать.
В методе мгновенного воспроизведения, в отличие от КСУ, вы сами выбираете, что
будете вспоминать. Возможно, вы просто хотите более глубоко проникнуть в суть
прежнего разговора с кем-то. Может быть, недавно посетив семинар или урок, вы
считаете, что в нем содержалось больше, чем вы смогли вынести. Или вы хотите еще раз
прочувствовать и осмыслить краткую встречу со знаменитым человеком, крупным
специалистом в вашей области. Или, как спортсмен, хотите восстановить свою
последнюю игру или соревнования.
По мере обретения опыта вы увидите, что, используя метод мгновенного
воспроизведения, любое событие, сколь бы малым и незначительным оно вам ни
показалось, наполняется неожиданным и глубоким смыслом. Например, если вы
воспроизводите лекцию или семинарское занятие, то можете извлечь такие нюансы, о
которых не подозревает и сам преподаватель.
Метод мгновенного воспроизведения имитирует способ восприятия мира истинным
гением. При этом рядовые ситуации обретают многослойность значений, метафоричность
и глубину. Воспроизведение собственного опыта с помощью прогона образов подобно
наблюдению восхитительного заката во всем его богатстве красок человеком, который до
сей минуты был дальтоником.

4.19.2. Превращаем лимоны в лимонад.
Как и в методе КСУ, не все моменты, выбранные вами для мгновенного
воспроизведения, могут оказаться приятными. Однако метод дает вам возможность
превратить лимоны в лимонад, извлекая из самых неловких, обескураживающих или
раздражающих эпизодов полезные и содержательные уроки.
4.19.3. Подготовка к воспроизведению.
Мгновенное воспроизведение следует выполнять как можно ближе к самому событию.
Разумеется, "как можно ближе" простирается до нескольких лет, если вы выбрали давнее
событие. Воспользуйтесь партнером-слушателем или магнитофоном. Если вы работаете с
партнером, то хорошо бы (хотя и необязательно), чтобы в прошлом он пережил подобный
опыт.
Когда вы в первый раз попытаетесь восстановить события методом мгновенного
воспроизведения, то очень полезно выбрать важный и поучительный случай,
преисполненный для вас глубокого смысла. Успех поможет вам закрепить навык и в
дальнейшем упростит выявление смысла более ординарных событий, уроки которых
незаметно ускользнули от вашего сознательного внимания.
4.20. Техника мгновенного воспроизведения.
Представьте себе, что вы астронавт, только что вернувшийся после выполнения
необычного задания. Сейчас вам предстоит подробнейшим образом рассказать обо всех
перипетиях вашей миссии дотошному ученому, который будет анализировать ваш рассказ.
1. Закройте глаза и добейтесь бархатно-гладкого дыхания.
2. Вызовите конкретное воспоминание выбранного вами события.
3. Последовательно опишите событие по мере его логического развития в соответствии
с правилами просмотра образов. Это значит, что рассказывать нужно только в настоящем
времени и с многочисленными чувственными подробностями. Ваш партнер должен
свести свои замечания к минимуму.
4. За первые 4-5 минут расскажите обо всех своих впечатлениях, действиях и
физическом состоянии. Как и при обычном просмотре потока образов, не стесняйтесь
приукрашивать и сочинять, если это помогает поддерживать воображение.
5. Ну а теперь, отдав дань чувствам, начинайте открывать для себя более абстрактные
вещи. Свободно комментируйте и выносите свои суждения о всем проходящем. Не
заботьтесь, чтобы ваши суждения были умными или правильными: если они возникли в
вашем мозгу, значит, они имеют значение.
6. Вскоре образы могут начать странно или причудливо изменяться. Их могут заменить
совершенно новые, на первый взгляд не связанные с исходными. Эти новые или
измененные образы есть ответы более обширной, подсознательной части вашего "я", они
в символической форме представляют собой послание о сути воспроизводимого события.
Если вы еще какое-то время не будете отвлекаться от потока образов, то понимание
обрушится на вас внезапно - ярким, всеохватывающим прозрением. Это то, что Авраам
Маслоу назвал моментом "Ага!".
7. Продолжайте свое описание 20 или 30 минут, пока вы не достигнете этого самого
"Ага!"
4.20.1. Лучшие идеи приходят под занавес.
При творческом приеме, известном под названием "мозговая атака", люди оглашают
новые идеи свободно, не заботясь об их качестве. Как правило, самые лучшие идеи
приходят в конце сеанса мозговой атаки, когда участники полностью расслабились и
наиболее восприимчивы. Аналогично и мгновенное воспроизведение - усиливается под
конец сеанса. "Идеи под занавес" оказываются самыми важными.
4.20.2. От 15 до 30 минут в день.
Если вы каждый день будете тратить от пятнадцати минут до получаса на мгновенное
воспроизведение, то где-нибудь на 20-21-й день вы ощутите глубокие преобразования в
своем восприятии и в жизни. Веками люди стремились к тому, чтобы вернуть
ускользнувшие моменты жизни, исправить свои ошибки. Метод мгновенного
воспроизведения предлагает нечто весьма близкое к этому.
Как мы видим, развитие личности происходит за счет обратной связи - неразрывного
потока поступков и реакций на них методом проб и ошибок. Просмотр образов позволяет
вам снова и снова прокручивать замкнутый цикл обратной связи - до получения
необходимого результата.

Глава 5. Эффект сюрприза.


После целого дня работы над учебником химии Фридрих Август Кекуле почувствовал
себя разочарованным. "Все плохо, - решил химик, - моя душа занята не тем". Кекуле
придвинул кресло поближе к камину и стал смотреть на пляшущие языки пламени.
Довольно долго он размышлял о молекуле бензина, строение которой продолжало
ускользать от него. В конце концов, как он признался впоследствии, он погрузился в
состояние полусна. То, что произошло потом, вошло в научный фольклор как величайшая
минута - и величайшее чудо.
Начиная дремать, Кекуле клевал носом и вдруг увидел среди пламени какие-то
фантастические формы. "Я видел, как атомы проносятся перед моими глазами, -
вспоминал ученый. - Они двигались длинными рядами, извиваясь, как змеи".
Внезапно он уловил какое-то резкое движение. "Что это? Одна из змей схватила себя
за хвост... и яростно закружилась... Я проснулся как от вспышки молнии".
Кекуле понял, что подсознание подсказало ему ключ к форме молекулы бензина.
Остаток ночи он провел, работая над задачей. Вскоре после этого события, в 1865 году, он
объявил, что молекула бензина состоит из шести атомов углерода. Соединение атомов
удивительно напоминало змею из сна.

5.1. "Что это было?"
Сны, подобные сну Кекуле, - в науке явление нередкое. Но откуда они приходят? Ведь
принято считать, что новая теория формируется постепенно - путем анализа, дедукции,
проб и ошибок. На практике же получается, что теории возникают вдруг, как бы ниоткуда,
с внезапностью летней грозы.
"О, что это было?!" - воскликнул пораженный Кекуле, увидев среди огня змею,
схватившую свой собственный хвост. Неожиданность "благовещения", снизошедшего
Кекуле, - верный показатель его истинности. Только тайно подкравшись, гениальная
мысль может пробиться сквозь цензуру внутреннего редактора. Если образ не поражает,
то он и не представляет интереса.
Это я и называю эффектом сюрприза.
5.2. "Глушить глушитель".
В предыдущих главах мы ввели концепцию глушителя - механизма в мозгу человека,
который подавляет гениальные мысли. Иначе его можно назвать цензором, или
редактором.
Быть Редактором - в основном функция левого полушария мозга. Естественный способ
его выражения - язык, логика, анализ. А вот гениальные озарения, как правило,
рождаются в правом полушарии. Противодействуя гениальным мыслям, левое полушарие
стремится судить и рецензировать их в соответствии с традиционным здравым смыслом.
Оно подавляет новые идеи вопросами типа: "А есть ли в этом смысл?", или "А были ли
прецеденты?", или даже "А что подумают мои коллеги, если я выскажу такую мысль?".
Мы должны научиться отключать критическое левое полушарие - мы должны
научиться "глушить глушитель". Это позволит озарениям правого полушария достигнуть
нашего сознания.
5.2.1. Левое полушарие, правое полушарие.
Несколько слов о терминологии. В общем случае принято считать, что левое
полушарие имеет дело с языком, логикой и анализом, а правое действует по принципу
формирования и распознавания образов, озарений, прозрений. В настоящее время многие
исследователи считают, что левое и правое полушария выполняют некоторые функции
совместно. Опыты показали, что "визуальное" правое полушарие не способно создать
сложный образ без участия левого. И тем не менее мы будем продолжать использовать
старые термины

как метафоры двух частей нашего мозга - одна из которых творит, а другая судит.
Бессмысленно спорить с тем, что к идеям нужно относиться критически, если мы
хотим довести их до практического воплощения. Позднее, в главе 14, мы увидим, что
творчество и анализ по сути две стороны одного процесса. Однако они должны
проявляться строго последовательно, одна за другой. Смешивать их столь же немыслимо,
как нефть с водой.
В той же главе 14 мы рассмотрим способы сосредоточения на логических функциях
левого полушария. Эффект сюрприза, описанный в данной главе, служит
противоположной цели - он помогает нам полностью посвятить свое время одному
только творчеству.
5.3. Как освободить пространство для сюрприза.
Глушитель проще всего заглушить, если освободить в коре головного мозга место для
сюрприза - пространство, которое предназначено для восприятия удивительных
сообщений правого полушария, - что-то похожее на кормушку, выставленную для
привлечения птиц.
Кекуле создал такое пространство, находясь в полусознательном состоянии. Стоило
только тому освободиться, как - ба-бах! - Кекуле озарила идея.
Фактически все манипуляции с образами, описанные в этой книге, являются
способами формирования пространства для сюрприза, похожего на глубокий и широкий
колодец, куда могут вливаться новые впечатления и новые понятия.
5.3.1. Недостаток направленного воображения.
В недавние годы среди школьных учителей, спортивных тренеров, экспертов
корпораций и даже среди врачей была популярна методика направленного воображения.
Она напоминает технику просмотра образов тем, что так же предписывает закрывать
глаза и созерцать мысленные образы. Но при этом лидер или учитель указывает, какие
образы вы должны увидеть. Врач, например, может рассказывать онкологическому
больному, как в определенной части тела лейкоциты атакуют и пожирают раковые
клетки. Эксперт корпорации может приказать торговому представителю мысленно
проследить за процессом проведения крупной распродажи. Тренер показывает гимнасту
пример безупречного выполнения упражнения.
Направление воображения подтвердило свою эффективность для мобилизации
способностей человека, для роста уверенности в себе, для усиления эмоций и даже для
укрепления иммунной системы. Но оно совершенно бесполезно при творческом решении
проблем. У направляемого воображения отсутствует одно важнейшее свойство -
неожиданность. Не подготовив пространства для сюрприза, вы этого сюрприза не
дождетесь.
5.3.2. Мозговая атака.
В 1938 году владелец крупнейшей рекламной компании Алекс Ф. Осборн начал
практиковать в своей фирме метод, который сотрудники немедленно окрестили мозговой
атакой. Во время мозговой атаки поощрялось высказывание любых идей, в том числе
совершенно нелепых. Никому не дозволялось критиковать или осмеивать предложения
другого. Все высказанные мысли записывались без комментариев и подвергались
критическому рассмотрению только на следующем совещании.

Руководители фирмы были поражены количеством блестящих идей - плодами
мозговых атак. Осборну удалось создать так называемое свободное пространство для
сюрприза. Метод оказался настолько успешным, что в 50-е годы все корпорации Америки
буквально помешались на нем.
5.3.3. "Вы отрицаете все с излишней легкостью и чересчур сурово судите".
На мозговые атаки Осборна в какой-то мере вдохновило написанное в 1788 году
письмо Фридриха Шиллера своему другу. Друг пожаловался ему на недостаток новых
идей.
"Причина твоих трудностей... в ограничениях, которые твой разум накладывает на
воображение, - отвечал Шиллер. - Ты отрицаешь все с излишней легкостью и чересчур
сурово судишь".
"Тем самым, - продолжал классик, - тормозится творческая работа ума... Если
интеллект слишком уж пристально начинает рассматривать новые идеи... то он гасит их...
еще при рождении".
Вместо этого он предложил своему другу свободно предаться потоку мыслей, на время
отложив критическое суждение. "Творческий ум... должен отозвать стражу от своих
ворот, чтобы идеи врывались в беспорядке, а уж потом можно исследовать и
рассматривать их во всем разнообразии...".
Так Шиллер говорил о создании пространства для сюрприза. Как только мы задаемся
вопросами, разумно ли озарение и можно ли его использовать практически, мы "убиваем
его на корню", - ведь все блестящие идеи на первый взгляд кажутся совершенно
безумными. Никогда не следует выносить суждение о своей или чужой идее до тех пор,
пока вы не обдумали проблему всесторонне и не предоставили на время полную свободу
своему гению.
Алекс Осборн назвал это принципом отсрочки суждения.
5.3.4. Отсрочка суждения.
У многих известных исторических деятелей соблюдение принципа отсрочки доходило
иногда до безрассудных крайностей. Например, Авраам Линкольн совершенно не
переносил критики со стороны прессы.
"Как правило, - заявил он в своей речи в 1865 году, - я воздерживаюсь от чтения статей
с нападками на меня, чтобы не подвергать себя искушению отвечать, когда у меня может
и не быть подходящего ответа".
Многие ученые не приступают к исследованиям до тех пор, пока не прочитают все
материалы своих предшественников. Эйнштейн же шокировал ученый мир тем, что
совершенно не умел пользоваться научной литературой.
"Мне кажется... - писал он во вступлении к своей статье 1906 года, - что многое из
изложенного далее уже было частично прояснено другими авторами. Но поскольку
рассмотренные в настоящей статье вопросы исследуются с совершенно иной точки
зрения, я решил, что смогу обойтись и без изучения имеющейся на эту тему литературы,
которое столь мучительно для меня".
Физик С. П. Сноу выражал восхищение тем, что знаменитая статья Эйнштейна 1905
года, представляющая основы специальной теории относительности, не содержала
"никаких ссылок и цитат... Причудливые умозаключения возникали как бы сами собой... с
великолепной простотой... Казалось, что он пришел к ним чисто усилием мысли, не
прислушиваясь ни к чьим мнениям".
Изобретатель Майкл Фарадей пошел еще дальше. Человек, которого называют
величайшим экспериментатором в истории науки, часто отрицал даже результаты
собственных опытов, если они не соответствовали его интуитивным представлениям.
"Когда у него возникала новая теория, - писал его современник, - то он становился
упрямым, как осел... Он повторял опыты снова и снова из года в год, несмотря на то, что
отрицательный результат был совершенно очевиден...".
Если бы Фарадей реально смотрел на свои провалы, то он оставил бы все попытки,
некоторые из которых в конце концов привели к величайшему успеху.
5.4. Не сдерживайтесь, а просто отключайте!
Принцип отсрочки суждения Осборна лежит в основе любой современной творческой
методики. К сожалению, у него есть один существенный недостаток: удержаться от
суждения почти невозможно. Здесь бессильна одна только сила воли: традиционный
критический взгляд тайно и незаметно просачивается, не подчиняясь контролю сознания,
а малейшего сомнения оказывается достаточно, чтобы парализовать свободу мысли. По
этой причине все методики, основанные на сознательном сдерживании суждений,
неизменно будут давать неудовлетворительные результаты для всех, кто в отличие от
Эйнштейна, Фарадея или Линкольна не приобрел некоторого бессознательного опыта в
этом деле.
Единственный способ обойти бдительного цензора заключается в том, чтобы просто
отключить его (временно, разумеется!). Существует немало простых и практичных
способов сделать это, примеры которых приводятся далее.
5.4.1. Принцип внезапности.
Юлий Цезарь был одним из величайших в истории полководцев. Он одерживал победы
в сражениях, пользуясь приемом celeritas, - то есть выигрывая за счет скорости. Цезарь
всегда захватывал врага врасплох, появляясь на несколько дней, а то и недель раньше, чем
его ожидали,- даже если для этого требовалось совершить форсированный переход через
заснеженные горы. Когда галльское племя битуригов взбунтовалось против власти Рима,
Цезарь обрушился на восставших столь молниеносно, что застал галлов
"обрабатывающими свои поля без малейших опасений".
Пионер ускоренного обучения в Японии доктор Макото Шишида использовал тактику,
подобную тактике Цезаря, для обхода блокирующих установок. Он обнаружил, что
слишком быстрая подача информации способна "закоротить" работу медлительного
левого полушария мозга. Но хотя левое полушарие обрабатывает одновременно не более
одного слова или предложения, мы изучаем иностранные языки, высшую математику или
читаем в сотни раз быстрее. Весь фокус в том, как обнаружил Шишида, чтобы загружать
мозг информацией со скоростью, не позволяющей сознанию успевать обрабатывать
поступающий поток.

5.4.2. Роль обратной связи.
Когда поезд не спеша отходит от станции, а в это время другой поезд столь же
медленно прибывает на соседний путь, то пассажиру, сидящему у окна, кажется, что
поезда проносятся друг мимо друга со скоростью вдвое больше фактической. На самом
деле такое восприятие не является чистой иллюзией. Ведь относительно друг друга эти
поезда действительно движутся довольно быстро, - что стало бы очевидным, случись им
столкнуться.
То же самое происходит и при использовании метода просмотра образов. Поток
мультисенсорных восприятий проникает в сознание через правое полушарие. В то же
время мощная струя словесных описаний, нагнетаемая мозгом, вырываясь изо рта,
попадает в уши, тем самым образуя замкнутый цикл обратной связи. Когда два потока
проносятся мимо друг друга через 126-битовый канал сознательного внимания, возникает
яростно кипящий хаос, подобный бурлению в низовьях Ниагарского водопада.
Таким образом мы пользуемся преимуществом скорости, на самом деле не заставляя
себя мыслить в бешеном темпе. При просмотре потока образов мы говорим, слушаем и
вызываем образы ничуть не быстрее обычного и все же при этом испытываем
колоссальное напряжение, как если бы мы прислушивались к бесконечным выкрикам на
аукционе. Восемьдесят лет исследований в области психологии подтвердили, что
подобного рода умственная перегрузка расчищает путь гениальным прозрениям.
5.4.3. Мозг в поисках порядка.
Восемьдесят лет тому назад большинство психологов верили, что люди строят свое
восприятие упорядоченно, кропотливо собирая фрагменты ощущений, подобно тому как
ребенок строит башню из кубиков.
В 1912 году немецкий психолог Макс Вертхеймер задал прозорливый вопрос: почему
кинозрители воспринимают происходящее на экране как серии плавных, жизнеподобных
движений? Ведь фактически они наблюдают всего лишь последовательность
фотоснимков.
Вертхеймер пришел к выводу, что иллюзия непрерывности движения объясняется
определенной настройкой мозга на восприятие тысяч мелькающих кадров. Он
рассматривал мозг как некий механизм, стремящийся сохранить постоянное равновесие в
мире, наполненном хаотическим, сводящим с ума беспорядком. Как только равновесие
мозга нарушается потоком спутанных образов, он немедленно начинает восстанавливать
его, превращая восприятие в прогон цепочки простейших цельных образов (гештальтов),
которые способны передавать информацию.
5.4.4. Гармония из хаоса.
В сущности, возникновение каждого прекрасного и мелодичного звука
симфонического оркестра объясняется феноменом стоячих волн. Стоячие волны
неподвижны в пространстве, хотя и создаются в результате наложения движущихся волн.
Если ударить молоточком по струне рояля, перебирать пальцами струны гитары или
сыграть на кларнете или органе, звуковые волны будут носиться от одного конца
инструмента к другому, постоянно "сталкиваясь" между собой. Но из этого хаотического
диссонанса в пространстве возникает благозвучная стоячая волна, похожая на радугу
Фарадея, висящую в тумане водопада. Именно такие волны и рождают божественную
музыку.
5.4.5. Если не сломалось - ломайте.
Несколько лет тому назад руководители предприятий имели привычку предостерегать:
"Не трогайте, пока не сломалось!". Они боялись нарушить привычную ритмичную работу
устройства ненужными усовершенствованиями. Со временем традиционная мудрость
претерпела некоторые изменения. Сейчас современные руководители требуют: "Если еще
не сломалось - ломайте!"
Они уверены, что если разрушить старую систему, то она возродится на более высоком
уровне. Этот подход, иногда называемый "творческим разрушением", зеркально отражает
работу мозга, который в ответ на нарастающий беспорядок рождает все более
совершенные законченные образы - гештальты.
В этом смысле гениальные мысли подобны стоячим волнам. Как только в кругу
обратной связи наше восприятие сталкивается с другим потоком образов, левое
полушарие на время "выходит из строя", и эта коллизия вызывает появление стоячих волн
удивительного изящества и красоты.
Когда быстрый поток мыслей опережает вашего внутреннего цензора, он поднимает
целый вихрь беспорядочно воспринимаемых образов. Но подобно тому, как труба органа
преобразует завихрения воздуха в божественную волну чистого звука, так и правильно
настроенный мозг из хаоса мыслей рождает стоячие волны озарений. (Здесь под
термином "контекст" понимается та проблема или объект, на которых вы в данный
момент сосредоточены.)
Именно так у Кекуле и возникло видение огненной змеи. В тот момент, когда он
подумал "А что же это такое?", несущиеся навстречу друг другу потоки образов -
осознанный и вновь возникший - сомкнулись, образовав стоячую волну.
5.5. Как изменить перспективу.
Посмотрите на стеклянный куб. Куда наклонена его передняя грань - влево вниз или
вправо вверх? Вы никак не можете решить, куда обращена передняя

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.