Купить
 
 
Жанр: Философия

Сочинения

страница №39

сле этого слова, в том смысле, что бог, и только он один.
есть истина. Далее, обе занимаются областью конечного, природой
и человеческим духом, и их отношением друг к другу и к богу как
к их истине" (Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук.
М.. 1974. Т. 1. С. 84).

К с. 79.* ..."все позволено"... - "...Ибо коли Бога бесконечного
нет, — формулирует Смердяков внушенную ему Иваном Карамазовым
мысль, то и нет никакой добродетели, да и не надобно ее тогда
вовсе" (Достоевский Ф. М. Поли. собр. соч. СПб., 1895. Т. XII.
Ч. 2. С. 748).

** ..."бунтовщики не могут вынести своей свободы..." Обобщающая
формула идеи Великого инквизитора из романа Ф. М. Достоевского
"Братья Карамазовы": "...Они "люди", - говорит Великий инквизитор,
- невольники, хотя и созданы бунтовщиками... Это маленькие
дети, взбунтовавшиеся в классе и выгнавшие учителя... но бунтовщики
слабосильные, собственного бунта своего не выдерживающие... Нет
заботы бесправнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным,
сыскать поскорее того, перед кем преклониться" (там же. Ч. 1.
С. 304,301).

К с. 80.* "Самая важная проблема философии..." - Неточная
цитата (или неточный перевод) из брошюры Ф. Энгельса "Людвиг
Фейербах и конец классической немецкой философии": "Великий основной
вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об
отношении мышления к бытию"

К с. 85.* ..."человек творит свою историю..." - Там же. Т. 4.
С. 138.

К с. 87. * ..."люди сами делают свою историю..." -Там же. Т. 8.
С. 119.

К с. 89.* "На пороге человеческой истории..." - Там же.
Т. 20.

** "Это открытие... животного царства". -Там же.
К с. 90. * ..."единый скрипач..." Там же. Т. 23. С. 342.
К с. 93.* "истинное царство свободы как самоцель" -Там же.
Т. 25. Ч. II. С. 387.

К с. 94.* При этом инстинкт обогащения... основа общественного
механизма. - Б. П. Вышеславцев перефразирует слова К. Маркса:
"...То, что у собирателя сокровищ выступает как индивидуальная
машина, то для капиталиста суть действие общественного механизма,
в котором он является только одним из колесиков" (там же.
Т. 23. С. 606).

**..."Экономический инстинкт". - Там же. С. 747. У К. Маркса
речь идет о "слепой силе экономических отношений".

К с. 95. * ..."способность человека... внечеловеческой природой".
Перевод Б. П. Вышеславцева весьма приблизителен и неточен;
К. Маркс рассматривает "абстрактный труд" "как процесс между человеком
и природой". Далее он пишет: "Отдельный человек не может
воздействовать на природу, не приводя в движение собственных мускулов
под контролем своего собственного мозга" (там же.
С. 516).

** "Превращение истории..." -Там же. Т. 3. С. 45.
К с. 96.* Сократ в одном из своих диалогов приводит такой пример...-
в диалоге "Федон" 98 cd (Платон. Сочинения в 3-х тт.
М" 1970. Т. 2. С. 68.

К с. 97.* Философия Гегеля никак не стоит на голове, как думал
Маркс... - В предисловии ко второму изданию 1-го тома "Капитала"
К. Маркс писал: "...У Гегеля диалектика стоит на голове.
Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под истинной оболочкой
рациональное зерно" (Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.
С. 22).

К с. 99.* ..."все действительное разумно и все разумное действительно"...
Знаменитая формула Гегеля из Предисловия к "Философии
права": "Что разумное то действительно, и что действительно.

то разумно" (Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.
С. 53).

** ..."лукавство разума" (list dcr Vernunft)... - В современных
изданиях это выражение Гегеля переводится как "хитрость разума". О
ней он писал в "Философии истории": "Можно назвать хитростью
разума то. что он заставляет действовать для себя страсти, причем то,
что осуществляется при их посредстве, терпит ущерб и вред... Частное
в большинстве случаев слишком мелко по сравнению со всеобщим:
индивидуумы приносятся к жертву и обрекаются на гибель. Идея уплачивает
дань наличного бытия и бренности не из себя, а из страстей
индивидуумов" (Гегель. Соч. М. Л., 1935. T.VIII. С. 32). О "хитрости
разума" Гегель писал также в "Энциклопедии философских наук"
(М" 1974. Т. 1. С. 397-398).

*** "грабь награбленное"... -Лозунг В. И. Ленина, выдвинутый им
в одной из речей перед народом в мае-июне 1917 г. Ни этой речи, ни
самого этого выражения нет в Полн. собр. соч. Ленина, однако сохранилось
свидетельство заслуживающего доверия современника,
который был очевидцем этого выступления. "Я остановился возле
дворца послушать Ленина, - пишет П. А. Сорокин в своей автобиографии...


- Товарищи рабочие! так повел речь Ленин. - Отбирайте
заводы у эксплуататоров! Товарищи крестьяне, захватывайте землю у
врагов своих помещиков... Грабь награбленное!" (Сорокин П. А.
Дальняя дорога. Автобиография. М., 1992. С. 89).

К с. 100. * "Кто был ничем, тот станет всем!" - Цитата из пролетарского
гимна "Интернационал".

К с. 103. * ..."способ производства... процессы жизни вообще". -
Цитата из Предисловия К. Маркса к книге "К критике политической
экономии" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. С. 6).

К с. 104. * ...conditio sine qua поп... - непременное условие, букв.:
"Условие, без которого нет" (лат.).

Кс. 105. * ..."lestylec'estl'homme",стиль-эточеловек...-Точнее:
"стиль - это сам человек" - знаменитый афоризм Ж. Л. Бюффона в
одном из томов его "Натуральной истории" (Buffon G. L. L. de.
Oeuvres completes. Paris. 1817. Vol. 5. P. 604).

К с. 108. * Так, Платон говорит... В диалоге "Государство"
Платон разработал свой проект "идеального государства", состоящего
из трех сословий: правителей ("философов"), стражей ("воинов") и
трудящихся. В основе сословного деления у Платона положен принцип
разделения труда ("невозможность одному человеку с успехом владеть
многими искусствами" - 374 а) и принцип неравенства физических
и умственных способностей людей (см.: Платон. Соч. М., 1971.
Т. 3. Ч. 1).

** Vitam propter vivendi perdere causam ради сохранения жизни
утратить ее смысл (лит.).

Кс. 109.* "По ту сторону этого царства..." Маркс К.,
Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25. Ч. II. С. 387.

447


К с. 11 I * "Макс Вебер в своих классических трудах по религиозной
социологии..." Имеется в виду "Протестантская этика и дух
капитализма". См.: Вебер М., Избранные произведения. М.. 1990.
С. 44-306.

** Квакеры и меннониты. Разновидности протестантизма в Англии
и Германии.

К с. 115. * ...хозяйственная необходимость рабства была очевидна
(напр., Аристотелю)... - "Если бы каждое орудие, пишет Аристотель
в 1-й книге "Политики", - могло выполнять свойственную ему работу
само, по данному ему приказанию или даже его предвосхищая... тогда
и зодчие не нуждались бы в работниках, а господам не нужны были бы
рабы... Орудия как таковые имеют своим назначением продуктивную
деятельность, собственность же является орудием деятельности активной..."
(Аристотель. Соч. М.. 1984. Т. 4. С. 381). На вопрос
"Что такое раб по своей природе" Аристотель отвечает: "тот. кто
по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом
все-таки человек, тот по своей природе раб" (там же. С. 382).

Или как сформулирован он в "Никомаховой этике": "Раб одушевленное
орудие, а орудие - неодушевленный раб" (там же.
С. 236).

К с. 116. * Мы не можем здесь коснуться... аналитической психологии.
— Этому посвящено исследование В. П. Вышеславцева "Этика
преображенного эроса" (Т. 1. Проблемы закона и благодати). Paris,
1931. В предисловии к этой книге Вышеславцев писал: "Этика сублимации,
"этика преображенного Эроса", соединяет в себе христианский
платонизм и открытия современного психоанализа. Всякая истинная
философия есть платонизм, и только посредством такой философии
можно справиться с тем кладом глубинной душевной жизни,
который был открыт Фрейдом, но с которым последний справиться не
сумел" (указ. соч., VI).

К с. 123. * Это выразил еще Менений Агриппа в своей знаменитой
басне... - Имеется в виду выступление Менения Агриппы в римском
сенате, о котором рассказывает Плутарх в своем жизниописании Гая
Марция Кориолана. "Он обращался к народу с горячими просьбами, --
рассказывает Плутарх, - много и смело говорил в защиту сената и
кончил своею известною баней. Однажды, сказал он, все члены человеческого
тела восстали против желудка. Они обвинили его в том, что
один он из всего тела ничего не делает, сидит в нем без всякой пользы,
между тем как другие, для угождения его прихотей, страшно трудятся
и работают. Но желудок смеялся над их глупостью: они нс понимали
того, что, если в него и идет вся пища, все же он отдает ее назад и делит
между остальными членами. "Так поступает, граждане, по отношению
к вам и сенат, — закончил Агриппа, - в нем имеют начало планы и
решения, которые он приводит в исполнение с надлежащею заботливостью
и которые приносят доброе и полезное каждому из вас". Его

448


речь расположила народ к миру" (Плутарх. Избранные жизнеописания.
М., 1990. Т. 1. С. 392).

К с. 124.* О. Шпенглер говорит: "Вот в чем состоит задача XX
столетия..." - Эту задачу О. Шпенглер сформулировал во введении к
своему знаменитому исследованию "Закат Европы". Т. 1. Образ и
действительность. М.. 1923. С. 3 6.

**Маркс... напоминает самому себе... См.: Маркс К..
Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. С. 68.

К с. 125.* В своей статье о Марксе, написанной в 1878 году...
Статья Ф. Энгельса "Карл Маркс" написана в 1877 г. (там же. Т. 19.
С. 105).

К с. 126. * ..."поднят на щит пьяными солдатами..." Там же.
С. 204-- 207 (эта и приведенные выше цитаты).

К с. 129. * ..."несть власти, аще не от Бога"... - Цитата из Послания
к Римлянам св. ап. Павла (13, 1).

К с. 132. * ..."из всех инструментов... сам революционный класс".
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 184.
** ...самовыявлением личности... Там же. Т. 3. С. 322.
К с. 133. * ..."Существующие производственные отношения..."
Там же. Т. 13. С. 7.

** ...ubi societas, ibi jus... - ...и где общество, там право {лат.).
*** ...право есть "форма взаимодействия"... Маркс К.,
Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 322.

К с. 135. * Zwei Seelen wohnen, ach in meiner Brust... Цитата из
Фауста "Гете":

Но две души живут во мне,
И обе не в ладах друг с другом.

(Гете И. В. Фауст. Пер. Б. Пастернака. М., 1969. С. 69).

К с. 137.* "Мы с Марксом виновны..." - Неточная цитата из
письма Ф. Энгельса к Ф. Мерингу от 14 июля 1893 г. (дата письма Б. П.
Вышеславцевым указана неправильно). Маркс К., Энгельс Ф. Соч.
2-е изд. Т. 39. С. 82.


К с. 143.* ..."вся история есть история борьбы классов"... Не
вполне точная цитата из "Манифеста коммунистической партии" (там
же. Т. 4. С. 425).

К с. 145. * .. .нс понимали закона социальной дифференциации и интеграции...
- Согласно Г. Спенсеру, в обществе, как и в живом организме.
существует постоянная тенденция к росту внутренней дифференциации,
сопровождающаяся усовершенствованием процесса интеграции органов.
Впоследствии эти термины прочно вошли в научный обиход ученых-социологов.


К с. 146. * "В основе деления на классы... лежит закон разделения
труда". - Цитата из "Анти-Дюринга" Ф. Энгельса.
К с. 147. * И Маркс принужден был в III томе своего "Капита449


ля"... — Имеется в виду шестой раздел III тома "Капитала": "Превращение
добавочной прибыли в земельную ренту" (там же. Т. 25.
Ч. II. С. 163-379).

К с. 150. * .......буржуазия лишила ею... работников". Там же.
Т. 4. С. 427.

К с. 154. * ..."сословия (Stande) суть этические потенции...". Цитата
из "Системы нравственности" Гегеля (Гегель. Политические произведения.
М., 1978. С. 337).

** "Он уже не способен... ко всему высокому"... Там же. С. 360.
*** ..."всесословное...оскверняется"... Маркс К., Энгельс Ф.
Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 427.

К с. 156. * "Оставим небо попам и воробьям..." Цитата из поэмы
Г. Гейне "Германия. Зимняя сказка". Ср. пер. В. Левина:

Мы здесь, на земле, устроим жизнь
На зависть небу и раю.
При жизни счастья нам подавай!
Довольно слез и муки!
Отныне ленивое брюхо кормить
Не будут прилежные руки.
А хлеба хватит нам для всех, -
Закатим пир на славу!
Есть розы и мирты, любовь, красота
И сладкий горошек в приправу.
Да, сладкий горошек найдется для всех,
А неба нам не нужно -
Пусть ангелы да воробьи
Владеют небом дружно.

(Гейне Г. Стихотворения. Поэмы. Проза. М., 1971. С. 426).

** ..."историк не астроном и провидение не алгебра"... В рецензии
на второй том "Истории русского народа" Полевого А. С. Пушкин
писал: "Поймите... что Россия никогда ничего не имела общего с
остальною Европою, что история ее требует другой мысли, другой
формулы, как мысли и формулы, выведенные Гизотом из истории
христианского Запада. Не говорите: иначе нельзя было быть. Коли было
бы это правда, то историк был бы астроном, и события жизни человечества
были бы предсказаны в календарях, как и затмения солнечные.
Но провидение не алгебра" (Пушкин А. С. Собр. соч. в Ют. М., 1981.
Т. VI. С. 99).

К с. 160. * "In deiner Brust..." - В твоей груди - звезды твоей
судьбы (нем.).

** Зомбарт определяет дух... как экономизм. - В исследовании
"Современный капитализм". Т. 1-2. М.. 1903-1905. В России эту
мысль подробно развивал С. Н. Булгаков, который писал: "В жизни и
мироощущении современного человечества к числу наиболее выдающихся
черт принадлежит то. что можно назвать экономизмом нашей
эпохи... Жизнь есть процесс прежде всего хозяйственный такова акси450


ома этого современного экономизма, получившая самое крайнее и даже
заносчивое выражение в экономическом материализме" (Булгаков
С. Н. Философия хозяйства. М., 1990. С. 7-8).


К с. 163. * Наивная идея "предустановленной гармонии"... Понятие
предустановленной гармонии разработано в философии Г. Лейбница,
согласно которому монады, будучи чисто техническими сущностями
и не имея возможности физически взаимодействовать Друг с
другом, развиваются в изначально предустановленном Богом соответствии
с развитием всех других монад и мира в целом.

К с. 165.* ..."весь капитал... пролетарского государства"... -
Маркс К.., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 446.
** ..."капитал обладает..." -Там же. С. 431.
К с. 166. * ..."Они рабы ... порабощает их машина"... -Там же.
С. 431.

К с. 171. * Павлов называет его "врожденным рефлексом"... - В
статье "Рефлекс свободы" И. П. Павлов писал: "Рефлекс свободы 
типичная черта, характерная реакция всех живых существ - является
наиважнейшим из числа врожденных инстинктов. Благодаря ему любое,
даже небольшое, препятствие на пути живого организма разрушается,
если противоречит его жизненному курсу. Всем хорошо известно, как
ограниченные в свободе животные, особенно привыкшие к дикой жизни,
пытаются высвободиться" (цит. по: Сорокин П. А. Человек. Цивилизация.
Общество. М., 1992. С. 279).

** ..."где дух Господень - там свобода"... - Цитата из Второго
Послания к Коринфянам св. ап. Павла (3, 17).

КРИЗИС ИНДУСТРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Первое издание: New-York, изд-во имени Чехова, 1953; второе
издание (репринтное): New-York, Chalidz Publications, 1982.

К с. 181. * ...как бы она не превратилась в горячую войну, маленький
очаг которой уже существует. - Имеется в виду война в Корее (19501953).


К с. 183.* Изумительный контраст этих цифр... X. Ортеган-Гассет
писал об этом "контрасте" в своем исследовании "Восстание
масс". Для него "головокружительный рост " народонаселения " означает
все новые и новые толпы, которые с таким ускорением извергаются
на поверхность истории, что не успевают пропитаться традиционной
культурой. И в результате современный средний европеец душевно
здоровее и крепче своих предшественников, но и душевно беднее. Оттого
он порой смахивает на дикаря, внезапно забредшего в мир вековой
цивилизации" (Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры.
М.. 1991. С. 314. Пер. Л. М. Гелескула; Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация
искусства. М., 1991. С. 78. Пер. С. Васильевой).

451


Об этих же цифрах писал К. Ясперс в "Духовной ситуации времени";
он так же, как и его испанский коллега, пришел к выводу о
"господстве масс" (см.: Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,
1991. С. 306315).

** Standart of life уровень жизни (англ.).
*** Слоганы - от англ. slogan - лозунг.

К с. 185. * ....Левиафан Гоббса...-"Левиафан, или материя, форма
и власть государства церковного и гражданского" - название социально-политического
трактата Т. Гоббса, который писал: "Я обрисовал
до сих пор природу человека (чья гордость и другие страсти вынудили
его подчиниться государственной власти) и одновременно и огромную
власть его властителя, которого я сравнивал с Левиафаном, взяв это
сравнение из последних двух стихов сорок первой главы книги Иова, где
Бог, рисуя великую силу Левиафана, называет его царем над всеми
сынами гордости. Нет на земле, говорит Бог, подобного ему, он сотворен
бесстрашным. На все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами
гордости" (Гоббс Т. Левиафан. М., 1936. С. 245).

К с. 186. * ...panern et circeneses... - "Хлеба и зрелищ!" (лат.) --
Требование римской черни времен упадка империи.

** ...двух установок сознания: экстравертированной и интровертированной.
- Классификация, введенная в научный оборот К. Г. Юнгом.
"...Помимо многих индивидуальных различий человеческой психики,
писал Юнг в своем исследовании "Психологические типы", - существует
также типическое различие и проще всего два резко различных
типа, названные мной типом интроверсии и типом экстраверсии. Каждый
человек обладает общими механизмами, экстраверсией и интроверсией,
и только относительный перевес того или другого определяет тип...

Интровертированную точку зрения можно было бы обозначить как
такую, которая при всех обстоятельствах старается личность и субъективное
психологическое явление поставить выше объекта и объективного
явления или по крайней мере утвердить их по отношению к
объекту... Экстравертированная точка зрения, наоборот, ставит субъект
ниже объекта, причем объекту принадлежит преобладающая ценность.
Субъект пользуется всегда второстепенным значением, субъективное
явление кажется иногда только мешающим и ненужным придатком к
объективно происходящему" (Юнг К. Г. Психологические типы.
М., 1924. С. 5-21: цит. по: Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
С. 236-239).

Б. П. Вышеславцев был не только последователем, но и близким
другом К. Г. Юнга. В 30-х годах он вместе с Э. К. Литнером участвовал
в подготовке "Избранных трудов по аналитической психологии" на рус.
языке К. Г. Юнга (Т. 1^. Цюрих. 1929-1939).
К с. 188. * Hochstes GIOck-Personlichkeit! См. наст. изд.
К с. 190. * "Лев" и "лисица"...такой психологии. "...Государь,
писал Н. Маккиавелли в XVIII главе своего трактата, - должен

452


усвоить то. что заключено в природе и человека, и зверя... Из всех
зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов.
а лиса - волков, следовательно, надо быть подобным лисе,
чтобы уметь обойти капканы, и льву. чтобы отпугнуть волков" (Маккиавелли
Н. Государь. М.. 1990. С. 52).

К с. 191. * "Логика сердца"... "логика разума"... Это противопоставление
восходит к Б. Паскалю, который писал: "У сердца свои
законы, которых разум не знает" (цит. по: Стрельцова Г. Я. Влез
Паскаль. М., 1979. С. 166). Б. П. Вышеславцев подробно исследует
"логику сердца" в своей статье "Сердце в христианской и индийской
мистике". (Вопросы философии. 1990. №4. С. 62 87).

К с. 195. * ..."в мире не существует ничего, кроме материи"... -
Неточная цитата из "Материализма и эмпириокритицизма" В. И. Ленина:
"В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся
материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени"
(Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 1. С. 181).

Кс. 196. * ..."боженькизахогел,нсгодяй!"-Подобногородазапись
имеется у В. И. Ленина в конспекте "Лекций по истории философии"
Гегеля: "У Эпикура, — пишет здесь Гегель. - нет... конечной цели.
мудрости творца. Нет ничего, кроме происшествий, которые определяются
случайным внешним столкновением сочетаний атомов". Напротив
этого листа Ленин написал: "бога жалко!! Сволочь идеалистическая!!"
(Там же. Т. 29. С. 267).

Нелишним будет заметить, что пренебрежительное (если не сказать
резче) отношение к Гегелю в XIX в. в России, по инерции сохраняющееся
и поныне, является своего рода дурной традицией
русской мысли, тем самым отрицающей свое право на само название
"мысли". Ср., напр., высказывание о Гегеле другого, диаметрально
противоположного Ленину мыслителя: "...Гегель, немецкий клоп, хотел
все примирить на философии..." (Литературное наследие. Т. 83:
Неизданный Достоевский. Записные книжки и тетради 1860-1881 гг.
М., 1971. С. 404).

Редкостное и отрадное исключение из этой традиции составляет
И. А. Ильин ("Философия Гегеля как учение о конкретности бога и
человека". Т. 1-2. М., 1918).

** ..."лишь кокетничал диалектикой Гегеля"... См. выше.
К с. 197. * "где дух Господень... вы, братья"... - Цитата из посланий
св. ап. Павла (2 Кор. 3, 17 и Гал. 5, 13).

** Erziehung вместо Entscifstung... - В основе системы воспитания,
разработанной И. Г. Песталоцци. лежит так наз. "природосообразный
метод".

"Поскольку все, чему дети способны научиться с помощью лектора,
исторгается из глубин их же существ, - писал Песталоцци, - то этот
метод с необходимостью и достаточной живостью возбуждает в детях

Посмотри в окно!

Чтобы сохранить великий дар природы — зрение, врачи рекомендуют читать непрерывно не более 45–50 минут, а потом делать перерыв для ослабления мышц глаза. В перерывах между чтением полезны гимнастические упражнения: переключение зрения с ближней точки на более дальнюю.

453


сознание их внутренней силы и предчувствие высот, до которых их силы
могут подняться. Вместе с тем у детей возникает стремление достигнуть
самостоятельности через собственную деятельность, основанное на осознании
своих сил и из этого осознания рождающееся, и, совершенствуя
то отдельное, что оживляет из самодеятельность, приблизиться к совершенству
целого, к пели их самостоятельной деятельности самосовершенствованию"
(Песталоппи И. Г. Избранные педагогические сочинения.
М" 1981. Т. 2. С. 78).

Образование, получаемое ребенком по "природосообразному методу",
"осуществляется без вталкивания в него извне знаний, не находящихся
во внутреннем соответствии с достигнутым ребенком уровнем
развития" (там же. С. 77).

Значение, которое придавал Песталоцци правильной системе народного
образования, видно из следующего его суждения о причине
французской революции: "Всю революцию с самых истоков я рассматривал
как простое следствие запущенности человеческой природы и считал
эту норму человеческой природы неизбежной необходимостью,
чтобы одичавших людей вновь навести на мысль о существеннейших их
делах" (там же. С. 49).

К с. 199.* ..."на теории трудовой ценности... " - В советской
марксистской литературе немецкое Wert переводится как "стоимость":
"трудовая теория стоимости", "прибавочная стоимость", "меновая стоимость"
и т.д. Б. П. Вышеславцев считает такой перевод неверным и
"философски безграмотным". См. ниже.

Кс.200. * Marx.Kapital.lBd.4Aull.,8.- Маркс К. .Энгельс
Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 49.

К с. 201. * Потребительная ценность... почва и т.д. Там же.
С. 49: "Вещь может быть потребительной стоимостью и не быть стоимостью.
Так бывает, когда ее полезность для человека не опосредована
трудом. Таковы: воздух, девственные земли, естественные луга,
дикорастущий лес и т. д.".

** "То общее... их меновая ценность". Там же. С. 47: "...То
общее, что выражаеся в меновом отношении, или меновой стоимости
товаров, и есть их стоимость".

*** Конечно, говорит Маркс... фактор труда. -Там же. С. 46^17;
слова У. Петти К. Маркс цитирует на с. 52.

**** Ibid. 13. 10. Там же. С. 52, 55: "Как портняжество, так и
ткачество... представляет собой производительное расходование человеческого
мозга, мускулов, нервов, рук и т. д. и в этом смысле - один и
тот же человеческий труд". "Всякий труд есть... расходование человеческой
рабочей силы в физиологическом смысле..."
К с. 202. * ..."помноженная простая работа"... Там же. С. 53.
К с. 204. * ..."конкуренция определяет... труда". - Там же.
Т. 4. С. 89.
К с. 206. * "прыжок из царства необходимости в царство свобо454


ды"... - Цитата из "Анти-Дюринга" Ф. Энгельса (там же. Т. 20.
С. 295).

К с. 207. * Тард впервые высказал этот социальный закон... - См.:
Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892; онже: "Личность и толпа".
СПб., 1903.

К с. 208. * "Es gibt keinen freischewgenden Geist". - He допускает
никакого свободно парящего духа (нем.).

К с. 209. * Аристотель в своей диалектике... - См. примеч. к с. 28.
К с. 211. * "Мильтон продуцировал Потерянный Рай... за пять фунтов".-
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26. Ч. 1. С. 410.

К с. 227. * Экономисты называют такое соответствие... "предельной
полезностью". - Понятие "предельной полезности" впервые ввел в
науку Э. Бем-Боверк; см. его исследование "Основы теории ценности
хозяйственных благ".

К с. 228. * Каутский и Бухарин признали эту теорию "буржуазнокапиталистической".

- См.: Бухарин Н. Политическая экономия
рантье. Теория ценности и прибыли автстрийской школы. М.Л., 1925
(репринт. М., 1982). "Мы рассматриваем "австрийскую" теорию, крупнейшим
представителем которой является Бем-Боверк, - писал Бухарин,
- как идеологию буржуа, уже выброшенного из производственного
процесса, деградирующего буржуа... Именно тип рантье является
предельным типом буржуа, а теория предельной полезности - идеологией
этого предельного типа" (указ. соч. С. 24-25).

К с. 230. * "Удлинение рабочего дня... релятивной прибавочной ценности".
- Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 518. В
современном переводе вместо термина "релятивная прибавочная
ценность" употребляется термин "относительная прибавочная стоимость".


К с. 231. * "Прибавочную ценность... я называю релятивной прибавочной
ценностью". Там же. С. 325.

*** "Рабочий день ... в более короткое время". Там же. С. 518.
К с. 233. * Profit als Teil... Прибыль как часть прибавочной
стоимости образуется путем присвоения доли труда, затраченного рабочим
на обработку сырого материала (нем.).

К с. 235. * "Та специфическая экономическая форма... производителям".
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25. Ч. II. С. 354.

К с. 239. * ..."сумма

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.