Купить
 
 
Жанр: Философия

Принципиальные вопросы общей теории Чакр и тантрическая

страница №7

, объективируя, т.е. профанируя понятие Праны, и тем
самым сбивая с толку желающих _практиковать_ Пранаяму (с этой
точки зрения Чакры, рассматриваемые в качестве "больших"
интерорецепторных зон, связанных с различными "сегментами" тела,
действительно являются "энергетическими центрами") по книгам,
"теория жизненной силы" по существу не имеет никакого отношения
к собственно Пране - различным процессам, _ощущаемым в теле_.
Она нацелена на решение такого сложного вопроса как _проблема
энергообмена между организмом и окружающей средой._
Утверждение о том, что энергия, обеспечивающая
жизнедеятельность целостного психофизического организма,
поступает в него извне, вряд ли может вызвать возражения.
Труднее согласиться с тем, что основным источником этой энергии
является воздух: у нас несколько иные представления о "жизненной
силе" и последняя ассоциируется скорее с плотным обедом, чем с
воздухом.
Однако, все йогические теории строятся прежде всего на
материале самонаблюдения. Бодрящее действие воздуха, воды и
солнца общеизвестны; в то же время следовать диете, которая не
вызывала бы после еды лёгкой умственной апатии, нелегко. Процесс
пищеварения лишь отнимает силы, но не даёт их. При этом в
организм привносятся энергетические "полуфабрикаты" - из пищи
высвобождаются, а затем разносятся по всему организму особые
_вещества_, в результате последующего распада которых
высвобождается _энергия_. Такой "энергетической валютой"
организма является аденозинтрифосфат (АТФ). Но сам распад АТФ
связан не с процессом пищеварения.
Согласно йогическим представлениям, Прана пищи заключена в
её _вкусе_, поэтому пищу следует пережёвывать очень тщательно -
до тех пор, пока она не утратит свой вкус. Обычно эти
рекомендации трактуются аллегорически: мол, в слюне содержатся
ферменты, и чем лучше пища будет измельчена и смешана со слюной,
тем легче будет органам пищеварения её обрабатывать. Это
действительно так, но в то же время Прана "содержится" именно во
вкусе пищи - подобно тому, как "содержится" она в воздухе и в
воде.
Может показаться, что это заявление делает теорию Праны ещё
более абсурдной. Что общего между _вкусом и воздухом_? Прежде
чем ответить на этот вопрос, нужно будет сказать несколько слов
о _впечатлениях._
Уже Санкхья называет объекты внешнего мира "пастбищами
чувств" - чувства питаются ими, "подобно тому, как корова
питается травой" [65,159]. Гурджиев также рассматривал внешние
впечатления как одну из форм пищи наряду с воздухом и физической
пищей, добавляя, что для своего нормального существования
организм должен получать пищу всех трёх видов, и что он не
сможет существовать на одном или даже на двух её видах.
"По отношению этих видов друг к другу и их значение для
организма неодинаково. Без физической пищи организм может
существовать сравнительно долгое время... Без воздуха он может
существовать только несколько минут... Без впечатлений человек
не в состоянии прожить ни одного мгновения. Если бы каким-то
образом был остановлен поток впечатлений, он бы немедленно умер.
Поток впечатлений, поступающих к нам извне, подобен приводному
ремню, передающему нам движение. Главным мотором для нас
является природа, окружающий нас мир. Природа через наши
впечатления передаёт нам энергию, которой мы живём и движемся и
существуем. Если приток этой энергии будет прекращён, наша
машина немедленно прекратит работу. Итак, из всех трёх видов
пищи самым важным для нас являются впечатления" [64].
Короче говоря, _мы получаем_ Прану в _процессе восприятия
внешнего мира_. Даже если допустить, что это так (йогические
тексты ни о чём подобном не упоминают), всё же остаётся неясным,
что общего между восприятием и воздухом.
Теперь можно уточнить, что подобно тому, как Прана
поступает в организм не из самих восприятий, а в _процессе_
восприятия, она поступает в организм не из воздуха, а в
_процессе_ дыхания. Оба процесса (восприятия и дыхания) по
существу аналогичны - это _процессы взаимодействия организма с
внешней средой_.
Такое взаимодействие происходит посредством РЕЦЕПТОРОВ -
особых нервных аппаратов, _преобразующих энергию нервных
раздражителей_ в энергию нервных импульсов.
Рецепторы - это "окна" нервной системы, "посредники" между
нею и внешней средой [40,153]. Окончания рецепторных нервных
клеток снабжены разнообразными приспособлениями (физик назвал бы
их преобразователями), с помощью которых давление, химический
состав, температура и другие параметры внешней среды могут быть
преобразованы в СТАНДАРТНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СИГНАЛЫ - единственный
язык, понятный для центральной нервной системы. Рецепторы как бы
"переводят" внешнюю информацию на энергетический язык нервных
импульсов, генерируя их в ответ на изменения того физического
параметра, для восприятия которого предназначен данный рецептор.

[16, 18-29].
Рецепторы расположены по всей поверхности нашего тела, а их
скопления образуют органы чувств - экстерорецепторы, собирающие
информацию о внешней среде. Но мозг должен знать также, что
происходит в остальном организме (по отношению к нервной системе
тело является частью окружающей среды, имеющей самое
непосредственное значение); поэтому рецепторы можно обнаружить
во всех частях тела - внутренних органах, мышцах, сухожилиях,
суставах - и даже внутри самого мозга [40,153]. Для таких
рецепторов внутренняя среда организма выступает в качестве
внешней: подобно экстерорецепторам, они "переводят" информацию о
событиях в этой среде на язык стандартных нервных импульсов.
Двигаясь по нервному волокну, импульс нисколько не
ослабевает, он эффективно _возобновляется_ на всех
многочисленных этапах своего продвижения. Однако, зарождение
_первичных_ нервных сигналов происходит именно в рецепторах.
Таким образом, источником энергии, циркулирующей нервной
системе, "перводвигателем" любых энергетических процессов
является _процесс взаимодействия всей массы рецепторов тела со
средой - как внешней, так и внутренней_. (сноска утрачена)
При этом важно отметить, что извне в организм поступает не
_ЭНЕРГИЯ_: извне поступает только ВЕЩЕСТВО и ИНФОРМАЦИЯ. В
веществе энергия находится в связанном виде, а привносящий
информацию энергетический поток (скажем, оптического диапазона
электромагнитных волн, который обеспечивает приблизительно 87%
наших впечатлений о внешнем мире) гораздо слабее энергетических
процессов протекающих в организме, и в масштабах этих процессов
не может рассматриваться как собственно обеспечивающая их
энергия. Энергия высвобождается в ходе этих процессов из
вещества, усвоенного организмом и ставшего его частью.
Образно говоря, в процессе взаимодействия всей массы
рецепторов тела со средой огниво информации высекает из кремня
вещества искры энергии, которые и приводят в действие мотор
жизни. Причём высвобождаемая энергия может во много раз
превосходить энергию начального (пускового) воздействия.
Например, поглощение _одного_ _кванта_ света одной молекулой
зрительного пигмента радопоина запускает сложную цепь процессов,
которые приводят в конечном счёте к распаду более чем _ста тысяч
молекул_ ЦГМФ - вещества, принимающего участие в рождении
электрического нервного сигнала на мембране фоторецепторной
клетки [см. 46]. Движение импульса по нервному волокну
обеспечивается не только за счёт его собственной энергии, но
является результатом химических метаболических процессов,
сопровождающих его на всём пути следования.

------------------

Различные типы рецепторов реагируют на различные параметры
внешней среды. Фоторецепторы генерируют нервные импульсы под
воздействием электромагнитных волн оптического диапазона;
хеморецепторы - под воздействием химических веществ,
механорецепторы - под воздействием механических нагрузок, а
терморецепторы - под воздействием температурных колебаний. В то
же время в организме имеется орган, суммирующий энергию
импульсов идущих от _любых_ рецепторов. Таким органом является
ретикулярная формация (сетчатое образование) ствола мозга.
Все так называемые специфические сенсорные пути, по которым
нервные импульсы от различных рецепторов направляются в кору и
подкорку, дают ответвления (так называемые коллатерали) в
ретикулярную формацию РФ. По этим коллатералям сюда поступают
"копии" всех специфических сенсорных сигналов - болевых,
световых, звуковых и т.д. Здесь они принимаются одними и теми же
неспециализированными ретикулярными нейронами, способными
кумулировать одновременно множество разных сигналов [25, 66].
Т.о., РФ является своеобразным аккумулятором энергии
афферентных (т.е. идущих от периферии к центру) импульсов.
Миллионы электрических зарядов, беспрерывно возникающих в
периферийных рецепторах и бегущих к центру, заряжают РФ, энергия
которой затем _по необходимости передаётся на различные уровни
[см. 79,76-77]. РФ составляет "стержень" т.н. неспецифической
активирующей системы (НАС).
Неспецифической эта система называется потому, что
воздействует на все чувствительные и двигательные системы
совершенно одинаково, давая им чисто энергетическую поддержку.
Выше уже был описан механизм такой поддержки. Припомнив
сказанное, не трудно будет понять и механизмы _аккумуляции_
энергии: в РФ поступают "дубликаты" всех сенсорных импульсов,
однако далеко не все они покидают её, чтобы в виде
энергетической поддержки ("Шакти") соединиться со своей
информационной половиной ("Шива") в коре.

А теперь попробуем дать определение термина "Прана" (в
рамках рассматриваемой объективистской "теории жизненной силы").
В принципе можно согласиться с трактовкой В.Реле [55],
отождествляющего Прану с энергией нервного импульса. Необходимо,
однако, сделать некоторые уточнения. "Универсальная", т.е.
"черпаемая из окружающего пространства" Прана - это АФФЕРЕНТНАЯ,
идущая от рецепторов к мозгу импульсация, суммируемая
ретикулярной формацией как единая энергия.
Помимо "универсальной", йогическая традиция упоминает также
5 форм "индивидуальной" Праны - так называемых Вайю или
"ветров", правящих телом. Можно предположить, что речь идёт о
функциях _нисходящей НАС_, стимулирующей вегетативный и
соматический аппарат спинного мозга [43,32-33], [53], о единой
энергии, разделяющейся на пять ЭФФЕРЕНТНЫХ, т.е. идущих от
центра к периферии (органы) потоков, обеспечивающих пять групп
специфических функций.
Так, Апана Вайю "правит" зоной кишечника и урогенитального
аппарата, Самана Вайю - зоной пищеварительных органов, Удана
Вайю - лицом и носоглоткой, Прана Вайю - лёгкими и сердцем.
Вьяна Вайю, о которой говорится, что она "наполняет собой всё
тело", заведует скелетной мускулатурой, а также лимфатической и
кровеносной системами. Кроме этих пяти, существует и т.н.
"тонкая психическая Прана". Она может быть соотнесена с
описанной в тексте ВОСХОДЯЩЕЙ НАС, стимулирующей центральную
нервную систему:
"Дхира, сын Шатапарни приблизился к Махашале, сыну Джабалы.
Тот спросил его: "Что познав, приблизился ты ко мне?"
- Огни познал я.
- Какие огни?
- Речь, зрение, слух и мысль.
- Ты познал огни, но что познав, приблизился ты ко мне?
- Огонь познал я.
- Какой огонь познал ты?
- Огонь, который есть всё это, познал я.
Когда же это было сказано, вниз спустился Махашала, сказав:
- Обучи же этому огню!
Дхира сказал:
- Поистине, Прана есть этот огонь. Поистине, когда человек
засыпает, в Прану входит речь, в Прану - зрение, в Прану -
мысль, в Прану - слух. Когда он просыпается, они вновь рождаются
из Праны." [Шатапатха Брахмана]

----------------------
Итак, РФ, образно говоря, является плотиной, накапливающей
производимую рецепторами энергию, которая затем вращает "колёса
телеги". Но почему йогические тексты упорно связывают источник
этой энергии с процессом дыхания?
Дело в том, что экстерорецепторы (такие как глаз, ухо и
т.д.) не рассматриваются в йоге как "врата Праны", и в этом
смысле объективные методы научного исследования значительно
обогащают её _теорию_. Йогин исследует самого себя с помощью
своих же органов чувств, а как можно "увидеть входящего"?
Единственными экстерорецепторами - "приёмниками Праны" - Йога
считает кожу и полость рта, которые "извлекают" Прану из ветра,
воды и вкуса пищи.
Но как уже указывалось, рецепторы тела не исчерпываются
экстерорецепторами: рецепторами (интерорецепторами) снабжены
также все внутренние органы. Местам локализации "ветров,
правящих телом", соответствуют соотносящиеся с Чакрами большие
интерорецепторные зоны (за исключением Вьяна Вайю, которому
соответствует система проприорецепторов в мышцах, сухожилиях и
связках, а также рецепторная система сосудов), в которых
происходит непрерывное преобразование энергии внешних (по
отношению к этим рецепторам) раздражителей в энергию нервных
импульсов.
Знание о Чакрах не только как о "колёсах тела", вращаемых
Праной, но и как об _источниках Праны_ ("энергетических
центрах") в йогических текстах не зафиксировано - очевидно,
ввиду его полнейшей бесполезности для и даже вредности для
начинающего. Информация, "обнародованная" в этих текстах, как
правило, выполняет функцию т.н. "уловок": она нацелена на то,
чтобы "заставить" человека работать над собой.
Примером классической "уловки" может служить указание на
принципиальную возможность обретения так называемых Сиддх
(дословно "достижений"), или паранормальных способностей.

"Прана, оживляющая наше тело, этот небольшой элемент её,
представляющий нашу ментальную и физическую энергию, является
самым близким к нам из всего бесконечного океана Праны в
_природе_. Именно поэтому если мы, проникнув в сущность этого
элемента, овладеем им, то мы можем надеяться стать господином
всей Праны. В таком господстве - секрет Сиддх" [15]. Погружаясь
в практику, человек со временем осознаёт, что Йога даёт нечто
большее, чем Сиддхи.
Но если "уловка", задействовав воображение неофита,
приковывает затем это воображение к _практике_, заставляет
воображение "работать на Садхану", то идея "энергетических
центров" лишь возбуждает воображение и не более: та атмосфера
нездоровой сенсации, которая, начиная с конца XIX века, окружает
тему "энергетических центров", является прекрасным примером
"использования" подобного "знания" профанами.
Из всех "ворот Праны" только дыхательный аппарат имеет
практическое значение для тех, кто стремится установить контроль
над Праной; йогические же тексты упоминают лишь о том, что имеет
практическое значение.
Плевра, дыхательные пути и сама ткань лёгких содержит
большое количество рецепторных структур, окончаний блуждающего
нерва, которые активируются при растяжении, или, наоборот, при
сжатии лёгких, посылая импульсы в дыхательный центр. Этот центр
расположен в продолговатом мозге, т.е. в самом сердце РФ.
Дыхание - это единственная непроизвольная функция
организма, поддающаяся относительному сознательному контролю о
стороны неспециалиста, поскольку границы дыхательного центра
выходят далеко за пределы продолговатого мозга, доходя до коры
головного мозга включительно. Сознательно воздействуя на процесс
дыхания, можно оказывать воздействие на РФ.
Собственно говоря, целью установления йогического контроля
над любыми непроизвольными функциями организма, в т.ч. и над
дыхательной функцией, точнее говоря, над задержкой дыхания (до 8
часов - см. [9]), является не этот контроль сам по себе, а
обретение способности к управлению функцией НАС, делающей
возможным такой контроль. Практика пранаямы (контроль над Праной
или 4-я ступень Йоги, описанной Патанджали) - это путь к
сознательному управлению функцией _восходящей НАС_.
В элементарных упражнениях Пратьяхары йогин учится сводить
всё своё внимание к информации, поступающей через какой-либо
орган чувств (концентрируясь на каком-либо визуальном объекте,
звуке, запахе и т.д.), при _полном_ отвлечении внимания от
информации, поступающей через все остальные органы чувств. Тем
самым йогин делает первые шаги в овладении искусством
сознательного управления "силой, творящей миры" - энергией,
благодаря которой осознаётся информация.

ПРИЛОЖЕНИЕ III

КУНДАЛИНИ И "НАС"

Что такое Кундалини? Какую роль она выполняет в
человеческом организме? Нараянханда описывает её функции
следующим образом:
"Хотя о Кундалини говорят как о "спящей силе", в
действительности она не спит. Называют её спящей или скрытой
силой поскольку её деятельность обычным человеком не
воспринимается. Кундалини - это центральная сила тела, которой
принадлежат все работающие здесь энергии. Кундалини
_поддерживает_ все Праны, это богиня Пран (Прана Деви)... У
обычного человека Кундалини пребывает в Муладхаре (т.е. у
основания позвоночника - электростанции всей системы живого
человеческого существа. Подобно динамомашине, Кундалини
производит энергию, посылая её затем в различные части тела для
выполнения различных функций. Отсюда (из Муладхары) человек
черпает энергию для осуществления любых форм физической и
ментальной активности. Всё тело и многообразие его функций есть
проявление Кундалини Шакти - "силы, творящей миры" (конспективно
из [44]).
Т.о., активна не только "пробуждённая" Кундалини: именно
"спящая" Кундалини проявляет себя в нашем _повседневном_ опыте.
Сравним это описание функций "спящей" Кундалини со следующим
описанием спектра функций НАС:
"...неспецифические механизмы распределены почти по всей
центральной области ствола мозга; подобно тому, как спицы
отходят от оси колеса к его ободу, так и функциональные влияния
этой центрально расположенной системы могут распространяться в
нескольких направлениях: _вниз_ - на спинной мозг, где он
регулирует разные реакции и другие виды активности; _в стороны и
вперёд_ - на гипоталомические и гипофизные механизмы,
осуществляющие висцеральные и эндокринные функции; _вверх_ - на
структуры промежуточного мозга, где, как теперь считают,
возникают аффекты и эмоции, источником которых раньше считали
сердце, и _ещё выше_... - на кору больших полушарий, которые
вместе с таламусом и базальными ганглиями обслуживают все высшие
сенсо-моторные и интеллектуальные процессы" [43, 32].

М.И. Яновский [см. 79] прямо называет НАС "электростанцией
мозга", хотя это и не совсем точно: во-первых НАС является
скорее "аккумулятором", чем "электростанцией"; во-вторых, она
оказывает воздействие не только на внутримозговые процессы
(внимание, уровень бодрствования и т.д.), но и на физическую
двигательную активность, а также на вегетативный и соматический
аппарат спинного мозга [43], [38], [53], т.е. на всю внутреннюю
среду организма. С этой точки зрения для НАС более подходит то
определение, которое Нараянанда дал Кундалини, назвав её
"электростанцией _всей системы_ живого человеческого существа".
Т.о., несмотря на то, что НАС и Кундалини пространственно
локализованы на противоположных концах позвоночника, между их
функциями наблюдаются очевидные параллели. Причём это относится
не только к "спящей" Кундалини.
Так, А.Авалон пишет в "Силе Змеи", что "когда Кундалини
спит, сознание человека пробуждено для мира, который ею создан;
когда же она пробуждается, человек спит для мира, наслаждаясь
иным опытом" (см. [2]). "Спящую Кундалини" можно
проинтерпретировать как энергию восходящей НАС, пассивно
(автоматически) обслуживающую восприятие внешнего мира; когда же
"спящую змею пробуждают, схватив её за хвост" /Хатха-Йога
Прадипика, 3,111/, когда она становится активной, т.е.
сознательно направляется йогином на иные информационные каналы,
внешний мир исчезает. Аналогично описывается и обратный процесс:
"Когда Ты, меньше малого, возвращаешься назад потоком нектара,
текущего с твоих ног, оживляется и делается видимым всё то, что
прежде было невидимым. Достигнув своей обители, Ты снова
принимаешь свою змееподобную форму и засыпаешь" [Ананда Лахари,
10].
Говорится, что когда Кундалини входит в Чакры, они
"расцветают" - и "увядают", когда она уходит из них; Части тела,
связанные с Чакрами, из которых ушла Кундалини, холодеют, а тело
йогина, полностью поднявшего Кундалини, "напоминает труп", хотя
и не является таковым (йогина можно отличить от трупа по тёплой
макушке). Можно предположить, что при "подъёме Кундалини" все
большие интерорецепторные зоны ("Чакры") последовательно
получают энергетическую поддержку НАС, а затем лишаются её:
сперва на ту или иную зону начинает работать восходящая НАС,
вводя её в сферу сознания, а затем от неё отключается как
восходящая, так и нисходящая НАС.

-------------
Следует указать и на тот факт, что вопрос о
_пространственной локализации_ НАС и Кундалини /равно как и
вопрос о правомерности постановки такого вопроса вообще/
продолжает оставаться открытым.
Воспользовавшись выявленным различием ретикулярных и
специфических нейронов как гистологическим критерием для
отнесения тех или иных образований к специфической или
неспецифической системе, Г.П.Жукова и Т.А.Леонтович пришли к
выводу, что сетчатое образование /ретикулярная формация,
"стержень" НАС/ тянется в виде центрально расположенного столба
клеток через _весь спинной мозг_ до коры больших полушарий
включительно. Авторы отмечают, что "во всех частях этого
образования сохраняются принципиальные общие черты структуры
сетчатого образования, и полагают, что помимо единой нейронной
организации, все эти образования объединяются в целостную
систему также с принципиально единым типом связей" [7,151-153].
С другой стороны, все сказанное о пространственной
локализации Чакр полностью относится и к Кундалини; в физическом
теле не существует ни Кундалини, ни Чакр, сквозь которые ей
надлежало бы проходить. Попытки обнаружить местонахождение и
того и другого подобны попыткам обнаружить "местонахождение
сознания", т.е. "анатомировать абстракцию". [10],[14].
Практика "подъема Кундалини" в данном случае также не может
рассматриваться в качестве критерия истины% наши субъективные
ощущения еще ничего не доказывают. Ощущения, например,
"пытаются" убедить нас в том, что Солнце движется по небу вокруг
неподвижной Земли, что все звезды и планеты находятся от нас на
одинаковом расстоянии и т.д. Лама Анагарика Говинда напоминает,
что "мы видим лишь цвета, но не видим длины световых волн. Этот
общеизвестный факт никогда не следует терять из виду в вопросах
психологии..." [19].
Кундалини дремлет над Кандой, освобождая йогинов и связывая
невежд. Тот, кто знает это, знает Йогу". /Хатха Йога Прадипика,
3;107/
Крестцовая область /Канда/ традиционно объявляется
обиталищем Кундалини по той причине, что именно отсюда, с
крестцового отдела спинного мозга /при подъеме Кундалини Чакры
_визуализируются_ не там, где мы их обычно переживаем в
повседневном опыте, а внутри т.н. Сушумны, т.е. в области
спинного мозга/ начинается процесс сознательного "свертывания"
функции нисходящей НАС, последовательного "обесточивания"
вышележащих "сегментов" тела /ЧАКР/. Но _для того, чтобы
управлять, нужно осознавать_. Поэтому все тантрические тексты
указывают, что Кундалини, эту "цепь бриллиантовых огней" следует
ВИЗУАЛИЗИРОВАТЬ именно здесь.

Связь между НАС и визуализациями не только прямая, но и
обратная. С одной стороны, визуализация подобного рода возникает
вследствие изменения обычного функционального режима НАС,
осуществляющего программу адаптации организма к среде. С другой
- любая сознательная практика визуализации представляет собой не
что иное, как сознательное изменение функционального режима НАС.
Конечная цель практики такого рода состоит в обретении
полного сознательного контроля над функцией НАС, а его
_инструментом_, средствами для достижения этой цели как раз и
служат те яркие и эмоционально насыщенные "описания" Кундалини,
которые можно в избытке обнаружить в тантрических текстах. "Она,
Чарующая Мир, блистает как молния. Ее сладкий шепот подобен
невнятному гудению пчел, обезумевших от любви" /Шат Чакра
Нирупана, 10/.
Обретаемый контроль может быть использован различно - как
для переключения НАС на естественные внутренние информационные
каналы /что сопровождается попаданием в "астральные миры"/, как
и для моделирования "более чем голографических" образов.
Последние относятся к области _суггестивных методик_ и более
характерны для тибетской школы визуализаций.
Так, в следующей за Пратьяхарой, шестой ступени, называемой
Дхарана, /обычно переводится как "концентрация"/ лама, используя
обретенную на предыдущей ступени власть над цветом, формой,
звуком и т.д., учится созд

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.