Жанр: Философия
Принципиальные вопросы общей теории Чакр и тантрическая
...ействие благодати - привести к тому, что она
есть сама!" [77,134-138].
Окончательно сливаясь со зримым, зрящий исчезает, "входит в
ничто", во всепоглощающее "космическое влагалище", в Нирвану,
тождественную Сансаре. {15} Это ничто суть все - все покровы
Майи, не замаскированные более под "я", но ставшие им. "Откажись
от Пуруши в себе и стань Пракрити", - призывают все Тантры, -
"Тем самым ты обретешь единое тело и займешь место в вечности"
[цит. по 74].
----------------
Итак, мы попытались демифологизировать классическую
_пространственную модель внутреннего мира_ - учение о
"покровах", последовательно скрывающих под собой действительного
"свидетеля покровов". Рассмотрев эти древние представления в
свете современных знаний об "этажах" нашей психики, мы пришли к
выводу, что различные "покровы" могут быть соотнесены с
различными уровнями восприятия внешнего и внутреннего мира. При
этом на внешний мир отводится один "покров", а на внутренний -
три "покрова"; пятый "покров" относится как к внешнему, так и к
внутреннему:
1) Аннамайя - отражение внешних объектов: восприятие
_внешних ощущений_.
2) Пранамайя - отражение внутренних состояний организма
(соматика и вегетатика); восприятие _внутренних ощущений_.
3) Маномайя - отражение субъективных явлений или отражение
отражения; {16} восприятие _переживаний_, которые включают в
себя эмоциональную и интеллектуальную составляющие.
4) Виджнямайя - отражение результатов синтеза информации о
внешней и внутренней среде организма в надсознательной "сфере
программирования" - в том числе _воля, память, и интуиция_.
5) Анандамайя - отражение результатов эволюционного
расширения самосознания: уровень _надличных форм восприятия_,
охватывающего все "покровы".
Взаимное соотношение "покровов", "планов", "тел" и их
психофизиологических соответствий представлено в табл. 1.
Уточним, что если термин "_покровы_" применяется для обозначения
качественно различных уровней восприятия, то то термин "тела"
или "оболочки" - для обозначения качественно различных объектов
восприятия в границах "покровов". Поскольку человек живет, как
правило, "автоматически" и не обладает устойчивым восприятием
соответствующих "телам" функций, некоторые традиции утверждают,
что эти "тела" - эфирное, энергетическое, витальное, ментальное,
каузальное, буддхическое и нирваническое - не даны человеку
изначально и что ему необходимо их СОЗДАВАТЬ. {17}
Что касается "космических планов", к которым якобы
принадлежат эти "тела", то, согласуясь с постулатом "как вверху,
так и внизу", мы предположили, что "планы" представляют собой
волновые диапазоны _всеобщего поля_, существующего изначально
только на физическом плане. Всеобщее поле возникает и
развивается параллельно с эволюцией органического мира, так что
различные его диапазоны как бы фиксируют различные этапы этой
эволюции. В то же время оно _первично по отношению к каждому
отдельному индивидуальному организму_, оказывая на него
непосредственное формирующее воздействие ВО ВСЕХ ДИАПАЗОНАХ.
Возникло ли указанное поле в процессе эволюции органической
жизни на Земле или сама эта эволюция была обусловлена
погруженностью нашей планеты в _космические_ поля, создаваемые
эволюционирующей органической жизнью во многих уголках
вселенной, - "поля жизни", "поля разума" и "поля
суперментальные"? Очевидно, время для ответа на этот вопрос еще
не наступило. Мы, во всяком случае, не выходим в своем
рассмотрении за рамки геоцентрической модели.
Как бы там ни было, с "полевой" точки зрения все живые
существа, в том числе люди, представляют собой сложнейшие
приемопередающие устройства, обладающие различной степенью
чувствительности и настроенные на различное число диапазонов
частотного спектра. На индивидуальном уровне такая включенность
во всеобщие "полевые" процессы отражается в форме различных
психических и физиологических функций.
Имеется ли действительно какая-либо необходимость в
гипотезе о "всеобщем поле", или же эта гипотеза является
попросту данью традиционному "как вверху, так и внизу"? В главе,
посвященной теориям биологического поля, уже указывалось, что
существует ряд проблем теоретической биологии, требующих для
своего разрешения введения понятия "поля". Кроме того, имеются
некоторые необычные и достаточно распространенные факты
житейского опыта, которые могут быть удовлетворительно
истолкованы лишь при помощи "полевых" категорий.
Речь идет прежде всего о случаях так называемых "дистансных
межличностных взаимодействий" с близкими людьми. Эти
взаимодействия происходят на уровнях Пранамайи и Маномайи и
проявляются, как правило, в ситуациях, экстремальных для
"индуктора". Наиболее распространенными ситуациями такого рода
являются любовь и смерть.
Результаты экспериментов по "передаче мыслей на расстояние"
и "лечению наложением рук" также не могут быть объяснены иначе.
Здесь говорится именно об этой парапсихологической тематике,
поскольку автор лично принимал участие в подобных опытах и не
может отнести наблюдавшиеся феномены ни за счет самовнушения, ни
за счет надувательства. Разделяя свойственный многим людям
скептическое отношение к рассказам о _чужих_ "чудесах", автор
находит возможным ссылаться лишь на те "чудеса", с которыми он
сам имел дело. {19}
Поэтому здесь будет упомянут еще один класс
труднообъяснимых явлений, на этот раз связанных с уровнем
Виджнямайи, точнее, с "каузальным планом". Имеются в виду строго
проконтролированные с психиатрической точки зрения _хронические_
"стечения обстоятельств", "совпадения", "синхронии" и т.п. Объем
статьи не позволяет автору привести достаточное число
соответствующих примеров - единичные же примеры не отражают
специфики данного феномена. Поэтому нам придется ограничиться
кратким обобщением "выносимого за скобки" фактического
материала.
"Подозрительные совпадения и случайности" могут быть
разделены на _беспорядочные_ /так называемые "знаки"/ и
_упорядоченные_ /так называемые "магические воронки"/.
Насколько автор может судить по личным наблюдениям, "знаки"
являются прежде всего своеобразным "индикатором тонуса" ситуации
или межличностного взаимодействия. Собственно "знаком" при этом
является частота беспорядочных совпадений /принцип индикации,
напоминающий работу счетчика Гейгера/.
С другой стороны, единичный "знак" нередко служит толчком
для осознания результатов надсознательного синтеза информации о
каком-либо происходящем событии; в этом случае "знак" может
расцениваться как "хороший" или "плохой". Однако, следует особо
подчеркнуть, что при почитании "знаками" случайностей и
совпадений характерна именно индиферентность к происходящему: их
появление непосредственно не влияет на основной ход событий,
"индикаторами" которого они являются.
В отличие от "знаков", "магическими воронками" называются
целенаправленно выстраивающиеся цепи случайностей и совпадений,
оказывающих на основной ход событий самое непосредственное
воздействие. Чаще всего "воронки" образуются тогда, когда
человек превращает себя в "инструмент" какой-то конкретной
социально-значимой деятельности, цели которой, выходя за рамки
интересов такого "человека-снаряда", требуют для своего
осуществления активного проявления его личной инициативы.
"Эффект воронки" значительно усиливается, если в данный процесс
вовлечено еще несколько "людей-инструментов", достигших
/непроизвольно или в результате йогической практики/ некоторой
степени нивелировки личностного начала.
Итак, теория, эксперимент и житейский опыт предполагают
наличие некоей особой, обычно неосознаваемой связи между живыми
существами - связи, радиус действия которой превосходит радиус
действия привычных нам пяти органов чувств. С точки зрения
современного развития научных знаний эти факты могут быть
объяснены только на основании категории "поля" - поля
биологического, биосоциального и т.д., связывающего наши
внутренние миры и наши судьбы воедино.
Существует, однако, известный эмоциональный барьер,
благодаря которому многие из нас предпочитают скорее отказаться
от анализа подобных фактов вообще /поскорее забыть их/, чем
принять такое, казалось бы, лежащее на поверхности, но такое
_дискомфортное_ объяснение. Этим эмоциональным барьером является
ЧУВСТВО СОБСТВЕННОСТИ.
Человек привык рассматривать свой внутренний мир как свою
частную собственность: это его "строго охраняемая территория
вселенной", на которую "другие попадают лишь по его милости";
"это его суверенные права и владения, где он царь и бог, - и где
он в случае чего может спрятаться и согреться". "Здесь вам не
проходной двор!"
Несмотря на то, что человек _не знает, кто он_, равно как
не видит истоков своего внутреннего мира, человек говорит: "Мое
- не ваше". Он говорит об этом как о чем-то само собой
разумеющемся и почитает нормой свою оторванность, свою
отчужденность от "остального" мира и других людей. Такая
эгоцентрическая установка, доставшаяся в наследство от
индивидуалистического буржуазного мировосприятия, продолжает
оставаться "крестом и проклятием" нашего времени.
"Я часть всего, что видел", - пишет Теннисон. Однако,
несостоятельность въевшейся в обыденное сознание
"изоляционистской" установки обнаруживается не только поэтами.
На ее _принципиальную_ несостоятельность указывают разработки в
области общей теории систем. "Целостные характеристики и
собственное поведение можно приписывать объекту лишь в рамках
внешнего, феменологического описания. При более строгом
сущностном подходе так называемые собственные характеристики
объекта обнаруживают гораздо более сложную природу, выступая как
_синтетический результат отношений между объектом и средой_, как
структурные свойства этого отношения" [37,50].
Несостоятельность изоляционистской установки вскрыл в своих
ранних философско-антропологических исследованиях Маркс [38],
определивший впоследствии "сущность человека" не как абстракт,
присущий отдельному индивиду, но как совокупность "_общественных
отношений_". Ее несостоятельность вскрывает современная
психология, обнаруживая существование социально обусловленных,
неосознаваемых "сфер программирования" человеческого поведения
[35],[75]. Ее несостоятельность вскрывают экспериментальные
исследования ауральных полей человека [21]. Ее несостоятельность
вскрывают нейрофизиологи, исследующие механизмы мозговой
деятельности.
Так, Х.Дельгадо указывает, что наши психические функции не
только _формируются_ на основании множества элементов /слов,
концепций, сведений, типовых реакций и т.д./, поступающих в
организм в виде сенсорной информации из внешней
социально-культурной среды, но что непрерывный приток информации
и ощущений извне является необходимым условием _существования_
этих психических функций. [24,225-247]. Дельгадо указывает
также, что разоблачение несостоятельности изоляционистских
тенденций, свойственных индивидуальному самосознанию, имеет
определяющее значение в деле социализации индивида.
"Более ясное представление о нашей постоянной зависимости
от окружающей среды и от общества повысит наш интерес к
раскрытию и исследованию факторов, причин и механизмов этой
зависимости. Само сознание того, что элементы, формирующие нашу
личность и поступающие извне, имеют такое огромное значение,
поможет установить более прочные интеллектуальные и
эмоциональные связи с источником культуры и усилит в нас
стремление укреплять окружающее - этого поставщика строительного
материала для создания нашей личности. Сплоченность людей станет
теснее, если они поймут, что именно коллектив закладывает
фундамент индивидуумов, что судьба каждого создана судьбой всего
коллектива и в значительной степени зависит от него [24,233].
"Астральные миры" и "карта сознания"
Рассматривая иерархию миров, мы ни словом не обмолвились об
"астральных мирах", о которых так много говорилось вначале. Как
мы увидим далее, для этого были некоторые основания; и все же,
какое место среди перечисленных "покровов" и связанных с ними
миров занимают так называемые "астральные миры"? Попробуем
сперва выяснить традиционное применение термина "астральный".
Анализ оккультной литературы показывает, что представители
различных школ вкладывали в это понятие различные содержания.
Так, Парацельс, а вслед за ним и другие представители школы
"северного посвящения", называют начало, управляющее
вегетативными функциями организма, "АСТРАЛЬНЫМ ТЕЛОМ", полагая,
что оно состоит из межпланетного или астрального /звездного/
вещества /здесь, кстати, прямая аналогия с "биоплазменным телом"
Инюшина - см. [23;69], благодаря чему подвержено влиянию звезд.
Папюс говорит, что астральное тело - это животная душа,
посредник между телом и духом. В предисловии к книге Лидбитера
"Астральный План" А.В.Трояновский отмечает, что "оживление
существ" составляет лишь одну из функций астрала, добавляя, что
"при образовании существ материальное тело формируется по
"астральному клише"" [33,3-4]. Хейндель напротив, полагает, что
"в течении внутриутробного периода развития плотное тело
строится на матрице эфирного тела" [41,245]. Систематизируя
материал, связанный с данной темой, Рамачарака приходит к
выводу, что что эфирное и астральное тело - это одно и то же,
однако, предпочитает пользоваться последним термином "Астральное
тело есть оригинал, по которому строится физическое тело"
[53,7-8].
Представители теософской школы "южного посвящения"
рассматривают в качестве "организующего фактора физического
тела" [78,8] именно эфирное, а не астральное тело. "Материал же,
который служит проводником для таких явлений нашей душевной
природы как страсти, эмоции, чувства и волнения, материя более
тонкая, чем эфир, получила... название "астральной" - вследствие
ее свойства светиться в темноте" [78,9].
Для северной школы более характерны представления именно о
"выделении астрального тела" /из физического/, а не о "выходе в
астрал". Выделив астральное тело, можно путешествовать по ЭТОМУ
миру, оставаясь невидимым [36]. С точки зрения южной школы такой
феномен следовало бы назвать выделением эфирного, а не
астрального тела. Представители этой школы подчеркивают, что
"переход" из физического тела в астральное означает прежде всего
"иное положение души во времени и пространстве" [53,7], т.е.
выход в иной, "параллельный физическому мир, называемый
АСТРАЛЬНЫМ ПЛАНОМ.
Если термин "астральное тело" фактически дублирует такие
понятия, как "эфирное тело /северная школа/ и "витальное тело"
/южная школа/, то термин "астральный план" действительно не
сводится ни к одному из разбираемых выше планов /эфирному,
пранаическому, витальному/. Дело в том, что все эти планы _в
норме_ сосуществуют с физическим: мы можем воспринимать любой из
них наряду с внешним миром. Астральный же план может лишь
частично _прорываться_ на физический в условиях патологии -
например, во время белой горячки.
"Экстериоризация астрального плана по сути дела есть первый
шаг в ту таинственную область, которая называется смертью" [36].
Лидбитер определяет астральный план как "низшее" царство
невидимого мира, куда человек попадает сейчас же после смерти -
Гадес /Аид/ или царство теней у греков, чистилище или переходное
существование у христиан..." [33,5]. "Мир небесный", он
называется, соответственно, "ментальным планом" [34]. Однако,
анализ этих работ показывает, что и в первом и во втором случае
речь идет ни о чем ином, как о _визуализации определенных
переживаний_ {20} От "мира теней" /астрал/ "мир небесный"
/ментал/ отличается только тем, что переживания и образы здесь
более приятны и возвышены.
Использование термина "ментальный план" в таком приложении
вносит в этот и без того запутанный предмет дополнительную и
ничем не оправданную путаницу - ведь даже полный выход на
ментальный план /погружение в ментальный поток при утрате
восприятия внешнего мира/ не обязательно связан с
визуализациями. Поэтому во избежание ненужных недоразумений
представляется уместным по отношению к любого рода
визуализируемым событиям применять только термин "астральный
план" - тем более, что в расхожем словоупотреблении термин
"астрал" ассоциируется именно с визуализациями.
Итак, АСТРАЛЬНЫЙ ПЛАН - ЭТО ПЛАН ВИЗУАЛИЗАЦИЙ, на который
каждый из нас непроизвольно попадает во время сновидений
[41,130]. При этом "раз и навсегда следует отметить, что новые
"места" или новые сферы, куда переходит душа, означает не что
иное, как изменение состояния самой души" /[53,168] сравн.
[73,21]/.
Строго говоря, речь идет не об астральном _плане_
/поскольку в качестве самостоятельного "космического плана",
т.е. частотного диапазона всеобщего поля "астрал" не
существует/, а с копирующем пространственно-временной континуум
голографическом астральном ЭКРАНЕ, на который проецируются
события _различных_ планов.
Как уже указывалось ранее, события, с которыми мы
сталкиваемся в "астрале", представляют собой трехмерные
визуальные "транскрипции" процессов, протекающих на тех или иных
этажах нашего организма и сознания. Это "астральные голограммы"
событий в различных "покровах" и связанных с ними "оболочек",
совокупная активность которых создает целостный процесс нашего
восприятия себя и мира. Таким образом, "астральный выход"
является чем-то вроде коллапса, в результате которого сознание
как бы "проваливается в собственные подвалы" и попадает в
"магический театр" скрытых механизмов своей "фронтальной
активности" [58].
При рассмотрении "актерской группы" этого театра особое
внимание следует уделить областям, пограничных с Маномайей:
назовем их "зонами потребностей". Итак, между Пранамайей и
Маномайей лежит зона индивидуально-органических /пища,
самосохранение/ и видовых /сексуальных и родительских/
потребностей, а между Маномайей и Виджнямайей - социальных
/коммуникативных и иерархических/ и идеальных /потребностей в
познании и творчестве, в том числе потребность в эволюционном
развитии/. Именно в "зонах потребностей" обитает, говоря словами
Шекспира, то "божество, что придает форму нашим намерениям,
обтесывая их сообразно своим желаниям".
Обладая известной независимостью от сферы переживаемых
психических явлений и сознательного целеполагания, - более того,
непосредственно определяя характер протекающих здесь процессов,
- "зоны потребностей" представляют собой основные источники
"самостоятельных сущностей", проецирующихся на астральной сцене.
Для тех, кто "имеет уши", не лишним будет в этой связи
процитировать следующее высказывание Маркса: "Никто не может
сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо
из своих потребностей".
Рассмотрим теперь, как визуализируемые области соотносятся
с различными Чакрами.
Найтел пишет, что "помимо других своих функций, Чакры
служат точками соединения сил, переходящих из одной оболочки в
другую" [47]. Иными словами, "растяжка" уровней восприятия и
связанных с ними "космических планов" существует не только между
центрами, но и в рамках каждого центра. Каждый центр
представляет собой точку подключения ко всем планам, т.е. может
работать во всех диапазонах всеобщего поля. Поэтому из одного и
того же плана может поступать информация различного характера в
зависимости от того, через какой центр она идет.
Однако Чакры "размазаны" по уровням восприятия
неравномерно: можно говорить о слабых, хороших и прочных
контактах тех или иных центров с теми или иными планами.
Соответственно, и в "астральных мирах", визуализируемых в
различных Чакрах, преобладающими являются проекции различных
планов.
Приводимая ниже графическая модель /см. Таблицу 2/
представляет собой своеобразную "карту внутренних пространств",
координационную сетку для 72 возможных областей восприятия и
визуализации, соотносящихся с различными Чакрами, которые
представлены на физическом плане различными "сегментами" тела.
Горизонтальные ряды соответствуют планам, а вертикальные столбцы
- центрам. Восьмая Чакра в данной таблице соответствует Центру,
который переживается _над_ головой /Сахасрадала Чакра по Шри
Ауробиндо/.
Чистые квадраты обозначают зоны слабого контроля, квадраты
с одной диагональю - зоны хорошего контакта, а квадраты с
пересекающимися диагоналями - зоны преобладающего контакта.
Волнистая линия отмечает путь прохождения Кундалини сквозь
"внутренние пространства", а темные ромбы - так называемые
Грантхи или "узлы", которые "завязываются" на ее пути.
Чакры традиционно разбиваются на пары со сродственными
свойствами, соответствующими различным этапам продвижения
Кундалини, "творящей миры" /"вверху"/ и психофизиологический
организм человека /"внизу"/. Грантхи отмечают качественные
переходы между этими этапами, "узлы", в которых результаты того
или иного этапа представлены в органичном и связном виде,
целостно выражаемом и отчасти превосходящем достигнутый уровень.
Говорится, что в Грантхах "власть Майи особенно сильна" [2].
Достигнув Грантхи, Кундалини стремится свернуться кольцом и
заснуть% происходит взрыв воображения, в результате которого
йогин нередко теряет нить восприятия "того, что есть" [32].
В масштабе восхождения _кундалини_, то есть всеобщей
эволюции /усложнения организации/ материальных систем [4] и
соответствующих им форм отражательной способности /"сознания"/,
указанные на таблице две Грантхи представляют собой "точки
эволюционного преткновения" для минералов, растений, животных.
людей и йогинов.
Заключение
"Семя, чтобы дать жизнь новому побегу и новому плоду,
должно умереть", - изречение, хорошо известное в оккультной
традиции. Вот только никто не хочет умирать.
Толчком к написанию этой статьи послужило знакомство с
материалами книги Дж.Мишлава "Корни сознания", посвященной теме
Чакр. Автор был удивлен, обнаружив, что на Западе проблемы,
связанные с данным предметом, осознаются и решаются в настоящее
время на уровне конца XIX века. По-видимому, столь
неутешительное положение дел обусловлено тем, что Запад скован
_живой_ оккультной традицией. Мы находимся в более выгодном
положении. Традиция, питая нас соками зрелого плода былых
достижений, больше не довлеет над нами, не сковывает скорлупой
догмата. Мы открыты лог роста - для нового сознания и для нового
действия, которые дадут в будущем новый плод и новую традицию.
*****
Некоторые читатели, возможно, будут разочарованы тем, что
говоря о Чакрах автор по существу так ни словом и не обмолвился
о качественной специфике различных центров. С какими центрами
связаны те или иные эмоции, ситуации, потребности, города,
мысли, планеты, культуры и т.д.? Все это читателям предстоит
выяснить самостоятельно.
Внутренние ощущения одного человека объективно могут и не
совпадать с ощущениями другого человека. Для построения
"специальной теории Чакр" необходимо огромное количество
разноплановых классификаций, представляющих собой итоги личного
опыта, по возможности минимально окрашенного навязанной извне
догматикой. И лишь на основании такого обширного фактического
материала можно будет попытаться в дальнейшем выявить
_объективную_ специфику /спектр специфики/ каждой из Чакр.
А вот и первое упражнение.
Внимательные читатели, должны были отметить, что в
зависимости от перехода к рассмотрению различных сторон предмета
данной статьи изменялся и стиль ее изложения: изменение окраски
содержания влекло за собой изменение окраски формы. Но стиль
изложения также отражает активность тех или иных центров.
Попробуйте почувствовать, какие центры были задействованы у
автора при освещении тех или иных сторон предмета.
Таблица 1
г==T============T================================T==================¬
¦ #¦ Покровы ¦ Тела и планы ¦ ¦
¦ ¦ +--------------T-----------------+ Функции ¦
¦ ¦ ¦ санскрит ¦ европ. ¦ ¦
¦==+============+==============+=================+==================¦
¦ 1¦ Аннамайя ¦ Стхула Шарира¦ Физическое тело ¦ Перемещение в ¦
¦ ¦ Покров пищи¦ ¦ ¦ пространстве ¦
¦--+------------+--------------+-----------------+------------------¦
¦ 2¦ Пранамайя ¦ Стхула Прана ¦ Эфирное тело ¦ соматика ¦
¦ ¦ Покров ды- ¦ ¦ тонкоматериальн.¦ ¦
¦ ¦ хания Пок- ¦ Сукшма Прана ¦ Праническое ¦ вегетатика ¦
¦ ¦ ров жизни ¦ ¦ энергетическое ¦ ¦
¦--+------------+-------
...Закладка в соц.сетях