Купить
 
 
Жанр: Философия

Принципиальные вопросы общей теории Чакр и тантрическая

страница №6

-------+-----------------+------------------¦
¦ 3¦ Маномайя ¦ Кама Рупа ¦ Витальное тело, ¦ инстинктивные ¦
¦ ¦ Покров ума ¦ ¦ низший и высший ¦ влечения, желания¦
¦ ¦ Покров души¦ ¦ витал ¦ низшие эмоции ¦
¦ ¦ ¦ Кама Арупа ¦ ¦ высшие эмоции и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ чувства ¦
¦ ¦ ¦ Рупа Манас ¦ Ментальное тело ¦ образное мышление¦
¦ ¦ ¦ ¦ низший и высший ¦ рассудок ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ментал ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Арупа Манас ¦ ¦ абстрактное мыш- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ление, разум и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ индивидуальное ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ самоосознание{18}¦
¦--+------------+--------------+-----------------+------------------¦
¦ 4¦ Виджнямайя ¦ Карана Шарира¦ Тело причин ¦ "мотивирующая" ¦
¦ ¦ покров ¦ низший буддхи¦ (каузальное) ¦ сфера и бытовая ¦
¦ ¦ мудрости ¦ Ишвара ¦ Тело просветленя¦ творческая ¦
¦ ¦ ¦ высший буддхи¦ (буддхическое) ¦ интуиция ¦
¦--+------------+--------------+-----------------+------------------¦
¦ 5¦ Анадамайя ¦ Лила ¦ Тело блаженства ¦ надличные формы ¦
¦ ¦ покров ¦ Майтхуна ¦ (нирваническое) ¦ восприятия ¦
¦ ¦ благодати ¦ ¦ ¦ ¦
L==¦============¦==============¦=================¦==================-

Таблица 2

8 7 6 5 4 3 2 1
Лила
Ишвара
Карана Шарира
Арупа Манас
Кама Арупа
Рупа Манас
Кама Рупа
Сукшма Пр.
Стхула Пр.

г==T============T================================T==================¬

Примечания
1) ТАНТРЫ - общее название обширного ряда произведений
религиозного, философского, йогического и магического
содержания. Различают индуистские и буддистские тантры. Слово
"тантра" буквально означает "обеспечение расширения,
размножения, продолжения рода". Некоторые исследователи считают,
что первоначально это слово являлось названием ритуальной
практики земледельческой магии и выражало его цель (увеличение
урожая). Термин "тантра" может быть проинтерпретирован и как
"тайный - оберегаемый - текст" (тан+тра).
2) Изучение совокупности которых может составить основу для
СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ЧАКР. Очевидно, однако, что попытки
определить частные функции элементов системы не могут быть
успешными без общей картины ее целостной функции.
3) Один местный адепт точно подметил, что теоретически
неоформленное знание о деятельности центров зафиксировано в ряде
выражений разговорной речи - таких, например, как "голова
пухнет", "твердолобый человек", "ком в горле", "сердце
сжимается", "душа хоть не существует, но болит", "екнуло под
ложечкой", "стало жарко в паху", "очко взыграло" (последнее
подразумевает непроизвольное сокращение ануса в момент
опасности) и т.д. В индуистской традиции вышеперечисленные
центры называют соответственно -снизу вверх- МУЛАДХАРА,
СВАДХИСТАНА, МАНИПУРА, АНАХАТА, ВИШУДХА и САХАСРАРА.

4) Все внутренние органы снабжены рецепторами, так
называемыми ИНТЕРОРЕЦЕПТОРАМИ, несущими информацию о внутренней
среде организма. Рецепторы, несущие информацию о внешней среде и
составляющие пять органов чувств, называются ЭКСТЕРОРЕЦЕПТОРАМИ.
5) Тема и объем настоящей статьи не позволяют
сколько-нибудь подробно останавливаться на рассмотрении столь
сложного явления, как неспецифическая активация, механизмы
которой представлены в предельно упрощенном и схематизированном
варианте. Подробнее о НАС см. [7],[23], [27], [45], [70], [79],
[69]-[93]. Последняя работа из указанных здесь в значительной
степени устаревшая, отражает важный этап развития
научно-популярных представлений о НАС.

5) Следует заметить, что биоэлектромагнитные поля создает
не только мозг. Эти поля, - возможно, с иными параметрами, -
должны генерировать все электрогенные органы, и не последнюю
роль в этом играют, по всей вероятности, сплетения вегетативной
нервной системы, входящие в состав различных Чакр.
6) Всего упоминается пять покровов: покров пищи - АННАМАЙЯ
КОША, покров жизни - ПРАНАМАЙА КОША, покров ума - МАНОМАЙЯ КОША,
покров мудрости - ВИДЖНАМАЙЯ КОША, покров благодати - АНАДАМАЙЯ
КОША.
7) Майя - иллюзия (дословно - "мастерство обмана"). В
зависимости от исходных философско-теоретических постулатов в
это понятие вкладывается различное содержание. Можно сказать,
например, что будучи "свидетелем покровов", человек тем не менее
последовательно отождествляет себя с каждым из них, превращая
его в иллюзорное (воображаемое) "я". Для современного
среднестатистического человека характерно отождествление себя с
"покровом ума".
8) "Жизнь - другое основное значение слова "прана".
Действительно, дыхание является индикатором жизни: покуда есть
дыхание, есть жизнь, - и, как добавляют древние, - есть надежда.
"Пранамайя" дословно переводится как "живой", "преисполненный
жизнью".
9) Именно наличием такой проблематики объясняется огромная
популярность _социально-психологической_ литературы, посвященной
изучению межличностных отношений. В области психологии личности
("индивидуальной психологии") весьма перспективным
представляется направление т.н. "конструктивной психологии",
которая пытается "перевести" на научный язык, систематизировать
и приложить к современным условиям многовековой опыт
"эзотерической психологии" - различных традиционных методик
развития личности. См: А.Владимирский. Йога, психиатрия и
конструктивная психология, - в приложении к переведенной на
русский язык книги Г.Бенджамина "Основы самопознания. Введение в
эзотерическую психологию", Лондон, 1974.
10) Непрерывность того, что мы называем сознанием, также
непрямо свидетельствует о "полевой" природе его материального
субстрата.
11) Солитоны - понятие из области квантовой биологии,
которая пытается, в частности, разгадать механизмы передачи
энергии в клетке. Это гипотетические сгустки энергии, способные
перемещаться по молекуляронй цепочке без энергетических потерь.
Характерной особенностью солитонов является их исключительная
устойчивость. Так, они могут проходить друг сквозь друга без
изменения внутренней структуры и скорости движения. [39,310-312]
12) Следует заметить, что принцип "передачи мысли на
расстояние" не противоречит диалектико-материалистической
методологии: передается на расстояние не мысль, а волны,
генерируемые мозгом в момент мышления.
Как пишет В.В.Кажинский, "пришедшая извне
биоэлектромагнитная волна (продукт акта мышления первого
человека) приносит с собой в мозг второго человека энергию
внешнего раздражения, принимающую форму в сознания этого мозга"
[31,15].
13) Собственно говоря, упускаемая нередко "за
ненадобностью" [66,149] Аханкара как раз и может быть соотнесена
с категорией "разума", поскольку "разумное всегда выступает как
самоосознание" [12,112], а "чувство я" не существует вне
разумного акта рефлексии.
14) О правомерности рассмотрения Буддхи как Ишвары см.
[50,497,531], а также монографию Л.Циборана [71]. Шри Ауробиндо
прямо говорит о двух Буддхи - высоком и низшем. [5].
15) См.[22], сравн.: "непосредственно воспринимаемое чистое
бытие лишено какой бы то ни было определенности и постольку есть
ничто (не бытие, а именно ничто, пустота содержания)... Истиной
этого непосредственного единства бытия и ничто, их исчезновения
друг в друге есть _становление_" [76,210].
16) См. Мясищев В.Н. "Сознание как единство отражения
действительности и отношения к ней человека. В кн. "Проблемы
сознания", М., 1966.
17) Человек представляет собой в полном смысле слова
"миниатюру вселенной" ("миниатюрную вселенную")... Но провести
полную параллель между человеком и миром можно только в том
случае, если мы возьмем "человека" в полном смысле слова, т.е.
такого человека, у которого развиты все присущие ему силы.
Неразвитый человек, который не завершил курс своей эволюции, не
может считаться полной картиной вселенной - он являет собой
образ незаконченного мира". [66]
18) "Воображаемое я" /см. Бенджамин Г. "Основы
самопознания"/
19) Об эксперименте "передачи мысли на расстоянии" уже
писалось выше. Кроме того, у автора сохранился черновик
составленного им отчета о "лечении биополем". Подобные отчеты
требовались от всех случайных "пациентов", с которыми работали
члены одной из групп, изучавших взаимодействие и возможности
"развития экстрасенсорных способностей человека." /См.

Приложение #1/.
20) Речь идет о спонтанных прорывах: например, тибетские
буддисты посредством специальной практики визуализации именно
_совмещают_ физический мир с миром видений, причем совмещают до
такой степени, что утрачивают критерий различия между этими
двумя мирами. Делается это, однако, вовсе не с целью "опытно
убедиться" в реальности астрального плана, но как раз наоборот:
"опытно убедиться в том, что физический мир мало чем отличается
от визуализаций, порождаемых умом практикующего" [63].

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОТЧЁТ О ЛЕЧЕНИИ ЗУБА

Предварительные сведения.
В первых числах мая 1980 г. сразу после праздников мне были
удалены корни верхнего правого зуба мудрости. Прошло около
недели, а дыра зарастать не собиралась, причём из неё постоянно
шли какие-то дурно пахнущие выделения. Болело, только если
придавить десну рукой, а так - нет. Поскольку же я со дня на
день собирался уезжать и жить в глухую деревню, где мне в случае
чего уже никто бы помочь не смог, срочно надо было от этого
хронического гниения избавляться. В. предложил мне устроить
встречу с тобой (отчёт был адресован непосредственно целителю)
приблизительно числа 10 мая. Я согласился, в основном, из
любопытства.
Странное совпадение - но это был, наверное, самый тяжёлый
день в году: одно за другим на меня обрушились несколько очень
болезненных в психическом отношении событий. Основным из них
было объяснение с родителями... (далее следует материал личного
характера) Слова, которых ждали долго, застали врасплох - со
всеми вытекающими последствиями. Проявлять сознательный садизм
по отношению к самым близким людям очень тяжело - я был
совершенно деморализован и ничего не мог делать (безуспешно
пытался редактировать Кувалаянду) вплоть до твоего прихода.
Встреча произошла около восьми вечера. Когда я увидел, как
ты входишь в полутёмную мастерскую, сама вся тёмная, мне
показалось (но это не была визуализация), что от тебя исходит
такое же тёмное искрящееся сияние. Я чувствовал, что ты очень
сильна, гораздо сильнее меня, но не мог понять в чём. Я не знал,
куда девать свои руки, путал слова и чувствовал себя полным
идиотом. Когда я сел перед тобой в кресло, меня колотил какой-то
странный озноб.

Лечение (первый сеанс).
"Поле" почувствовал сразу. Оно было будто упругий тёплый
мягкий шарик, гладящий щёку. Первым делом в ушах пару раз что-то
щёлкнуло и заложило. Затем пошли ощущения в области бывшего зуба
- теплота, пульсация, шевеления (будто там пытается распрямиться
свернувшийся в кольцо червячок). "Гвоздём программы" было то,
что при одном вытяжном пассе я явственно почувствовал и УСЛЫШАЛ,
как сквозь щёку из области зуба вытягивается серая лента шириной
в полтора пальца. Не представляю, как я это мог её видеть; не
менее странным было и то, что я чувствовал эту ленту и в н е
своего тела. Звук - я запомнил его на всю жизнь - был такой,
словно между пальцами протягивалась шерстяная ткань. Максимум
ощущений пришёлся приблизительно на конец первой трети сеанса.
Затем они стали бледнеть, но ощущение какого-то воздействия
оставалось до конца. Графически это выглядит приблизительно
следующим образом:

Фигура 1

Когда всё было кончено, ты спросила, не появилось ли
"чувство шлема", и я сразу же ответил, что я действительно
ощущаю свой скальп так, как если бы у меня волосы встали дыбом.
Но ощущение волос начиналось не на поверхности кожи, а ещё в
глубине - чувствовалось именно то, как они _вырастают_ из кожи.

Побочные эффекты.
Затем у вас должен был состояться какой-то эзотерический
разговор с В., - и я быстренько распрощался и пошёл в другую
мастерскую, находившуюся в 15 минутах ходьбы от той, где мы
встретились. По дороге я обнаружил, что как бы заново на свет
появился - всего ужасного дня просто не было. Моё общее
состояние можно было охарактеризовать как "лёгкий восторг"
(хотя, как следует из "Предварительных сведений", никаких
видимых причин для восторга у меня в тот день быть не могло), а
в ушах гремела какая-то музыка по типу "Полёта валькирий". Кроме
того, десна совершенно не болела и из дыры пошло много крови - и
я с наслаждением ею плевался. Короче говоря, я был молод, бодр,
энергичен и горел желанием немедленно приняться за дело.

Придя в мастерскую, я сразу же засел за редактирование -
работалось как никогда, а ощущение восторга не проходило. Через
некоторое время я подумал, что раз уж мне так хорошо, то нужно
сделать совсем хорошо: взогреть чаю. Встав из-за стола, я
осознал, что "ощущение шлема" всё это время меня не покидало; он
чувствовался так же явственно, как в самом начале - целая шапка
Мономаха.
На кухне мне бросилась в глаза одна деталь, почему-то
бесконечно меня поразившая. Я жил в этой мастерской уже почти
полторы недели и частенько возился на кухне, но никогда не
замечал, что под кухонным столом осталась металлическая пластина
от бывшего здесь когда-то умывальника (сам умывальник давно был
перенесён на противоположную стену). В том, что я заметил эту
пластину именно сейчас, я ощутил явный привкус какой-то
_неестественности_. Что-то здесь было не так. Я стал
оглядываться по сторонам и обнаружил множество не замечавшихся
мною до того деталей обстановки. Возможно, что это самовнушение,
но я объяснил своё обострение восприятия тем, что зубы находятся
недалеко от мозгов и, возможно, в них (мозгах) тоже было что-то
задето. Впрочем, то, что произошло дальше, повышает степень
вероятности этого допущения.
Приготовив чай, я вернулся к столу с радостным
предвкушением хорошо поработать над Кувалаяндой. Но у меня
ничего не вышло: открылась, как я её называю, "дверца интуиции"
- и тут уже было не до Кувалаянанды. Объясняю. Механизмом
интуиции (то есть осознания плодов надсознательной ментальной
активности) я научился пользоваться уже давно. Но для того,
чтобы этот механизм начал выдавать продукцию - качественно
новую, "невычитанную" информацию, необходимо создать
определённые условия, вести определённый образ жизни; однако,
создавать требуемые условия у меня не было никакой возможности,
так что все эти полтора года "дверца" оставалась закрытой. То
социально-хирургическое вмешательство без наркоза в свою судьбу,
на которое я решился в последнее время, как раз и было первым
шагом к созданию таких условий в будущем. А тут вдруг "дверца"
открылась без всякой видимой причины - если не считать того, что
зубы недалеко от мозгов растут.
Когда я кончил "обрабатывать информацию" (суть её сводилась
к тому, что Чакры "размазаны" по планам неравномерно) и перевёл
дух, то сразу же отметил, что со "шлемом" произошли изменения.
Он исчез; осталось только явственно ощущаемое _пятно_ на
пересечении двух швов черепа (забыл уже, как они называются) в
месте переднего "родничка". Границы пятна точно соответствовали
тому, как если бы на это место положили сложенные вместе три
пальца - указательный, средний и безымянный:

Фигура 2

Исчезли также анестезия и десне вернулись обычные ощущения
- при давлении на неё языком ощущалась лёгкая боль. У меня
создалось впечатление, что ТО, что должно было лечить зуб было
использовано по другим каналам.
Как только, наконец, я обратился к желанному Кавалаянанде,
в дверь постучали. Пришла М. и принесла пироги. Вообще, когда
кто-то отрывает меня от работы, это вызывает у меня
неконтролируемую отрицательную эмоциональную реакцию; тем более
такую реакцию должна была бы вызвать М. (далее следует материал
личного характера).
К своему удивлению я не обнаружил в себе никакой реакции -
без всякого сожаления отложил работу, поставил чай и вежливо
стал выслушивать текущие сплетни. Когда созрел чай, я вдруг
осознал, что сыт и вполне могу пирогов не есть. Надо сказать,
что такие осознания для меня совершенно не характерны. Дело в
том, что пироги и тому подобное является одной из больших
слабостей моей жизни (К.К. даже сказала, что "торты-то тебя и
погубят"). Как правило, я не могу не есть пирогов. В лучшем
случае я могу ЗАСТАВИТЬ себя их не есть. Тут же мне не надо было
себя заставлять, поскольку никакого желания пирога во мне не
шевельнулось. Удивившись такой _эмоциональной тишине_, я сразу
же заметил, что уже довольно давно пребываю в подобной же тишине
_ментальной_.
Практически во мне отсутствовало то, что называют
"внутренним диалогом". Кроме того, все слова и события,
приходящие извне, не задерживались в моём сознании, а проходили
сквозь него, не оставляя никакого следа. Я был как бы слегка
_отстранён_ от всего происходящего "внутри" и "снаружи", всё это
происходило где-то рядом, но не со мной. Это удивительное
состояние (описываемое Шри Ауробиндой в "Основах Йоги") я до
того никогда не испытывал, но всегда к нему стремился. Его можно
охарактеризовать как "лёгкий транс". Вообще, все переживания
этого вечера были, с одной стороны, _легки_, ненавязчивы, а с
другой стороны - очевидны, несомненны.

Затем я пошёл проводить М., а заодно и выгулять Олли,
помесь боксёра с дратхаром, которого мы с В. гордо представляли
поражённым зрителям как "чилийского терьера" - совершенно чёрное
гладкошёрстное чудовище с непристойно (?) волосатыми ногами
сатира, бородатой пастью дракона, длинным и тонким закрученным
брейгелевским хвостом, вислыми ушами и глазами человека,
оказавшегося в собачьей шкуре. Олли перемещается исключительно
прыжками - огромными прыжками в высоту - и совладать с ним нет
никакой возможности. На прогулку я вышел всё в том же
полутрансовом состоянии. Рядом что-то говорила М. и совершал
свои прыжки Олли. Я машинально сказал ему: "Олли, тихо", - и он
спокойно пошёл рядом. Минут через пять он опять запрыгал, но я
опять сказал ему это - и до самого конца прогулки он вёл себя
совершенно спокойно, наверное в первый и последний раз в жизни.
Тогда, во время прогулки, я воспринял свои слова и его
реакцию на них как нечто само собой разумеющееся - собственно
говоря, я даже не обратил на этот инцидент внимания. Гораздо
позже я осознал, что ни до, ни после мне не удавалось достигнуть
такого эффекта. Интересно, что обращаясь в тот раз к Олли, я не
повышал голоса; и тем не менее в моих словах было что-то,
напоминающее удар. Анализируя впоследствии свои ощущения, я
отметил, что этот "удар" был произведён как бы животом. Я
слыхал, что в каратэ и т.д. удары наносятся "животом", но сам
боевых искусств никогда не практиковал. К тому же "удар" был
нанесён чисто автоматически и воспроизвести его затем
сознательно (по отношению к Олли) мне так и не удалось.
Когда я вернулся в мастерскую, то застал там С., с которой
мы проговорили до 23.30. Даже активный диалог не мог нарушить ту
тишину, в которой я пребывал. Я всё время был _рядом_,
невовлечён.
На следующий день я проснулся обычным человеком.
Интересно отметить, что "побочные эффекты" отразились на
широком спектре функций, а именно:
1. на физических функциях (обильное кровотечение);
2. "энергетических" (движения в "тонком теле");
3. эмоциональных и ментальных (покой);
4. волевых (воздействие на Олли);
5. надментальных (интуитивное знание);
6. функциях восприятия (общее обострение).

О несамовнушённости перечисленных эффектов свидетельствует
то, что _осознавались_ они гораздо позже, чем возникали. Кроме
того, я не мог знать, каких эффектов я должен ожидать: я не
знаком с биопольщиками, а от тебя, кроме вопроса о "шлеме",
никаких указаний не поступало. К существованию или
несуществованию биополя и всего с ним связанного, я отношусь
именно НИКАК: меня интересуют совсем другие проблемы, а биополе
я рассматриваю как удобную теоретическую модель для об]яснения
"чудес", к которым я равнодушен.
Фактически же это был _вечер исполненных желаний_.
Очевидно, то, что ты вложила, или то, что ты мобилизовала во
мне, было использовано на путях сильнейших к тому времени
жизненных стремлений (надо полагать, что стремление избавиться
от больного зуба явно не входило в их число).

Лечение (второй сеанс).
Это было 13 мая. Целый день мы с В. таскали барахло из
одной мастерской в другую и устали смертельно. Ты застала нас
лежащими в креслах. Я сразу почувствовал, что ты не такая
сильная, как в прошлый раз. Действительно, ты сказала, что
сегодня не в форме и массы ощущений не гарантируешь. Так и вышло
- кроме ощущения тепла, никаких других не было. Впрочем, сразу
же после окончания сеанса я с удивлением обнаружил, что
усталость куда-то бесследно исчезла: можно было опять таскать
серванты.
Никаких побочных эффектов не наблюдалось, если не считать
того, что из раны снова пошла кровь. Однако, последующие три дня
(уже будучи в деревне) я, сам тому поражаясь, проявлял чудеса
трудового героизма и походной выносливости, чем вызвал немалое
удивление у устающих друзей. А потом стал уставать и я.
Интересное совпадение, но ты рассказала мне, что после нашего с
В. отъезда ты три дня лежала пластом.
В деревне я начал пить прополис и жевать тысячелистник,
поэтому неизвестно, в какой степени излечению способствовали т в
о и усилия. Но через пару недель (всё это время не было никаких
болей) из раны вышел кусок гнилой кости с полкопейки размером;
оказалось, что выламывая корни, стоматолог наколол челюсть -
этот-то скол меня и беспокоил.

Июль 1980 г.




Приложение II

Прана как продукт взаимодействия
между биологическими системами и средой

Строго говоря, Праной можно назвать лишь особого рода
_ощущения_ в теле ("переживаемые энергии тела"), поскольку она
относится к иному "покрову Майи", нежели физический мир.
Индуистская традиция связывает эти ощущения с действием Праны
или "пра-движением" (пра+над) - энергия, которой обусловлено
любое движение в теле и любое движение тела. В результате
попыток ответить на вопрос об источнике энергии тела возникла
теория Праны или "жизненной силы". _Теория жизненной силы_
сводится вкратце к следующему:
Прана, рассматриваемая в качестве гипотетической "жизненной
силы" - это некий всеобщий нематериальный принцип, который
является сущностью любых форм движения как в органическом, так и
в неорганическом мире. Непрерывно протекая через живые существа
(приходя из окружающей среды и возвращаясь в неё), Прана находит
в них своё наиболее полное выражение как _жизнь_. Эта теория
утверждает, что все живые существа представляют собой машины,
приводимые в действие внешними силами: всё живое черпает свою
"жизненную силу" из всеобщего океана Праны, в который оно
погружено. Прана есть в воде и в солнечном свете, можно её
извлечь и из пищи. Но основным источником Праны считается
атмосферный воздух. Не удивительно, что йогическая теория
"жизненной силы" отвергается современной наукой как "одно из
заблуждений индуизма".
Однако, йога не является теоретической дисциплиной. Она
стоит на опытных, а не спекулятивных основаниях, и её положения
представляют собой теоретические модели определённых
экспериментальных фактов. Для наблюдения этих фактов требуется
известная, сознательно выработанная острота восприятия, которой
современные интерпретаторы, как правило, не обладают. Поэтому у
нас нет никаких оснований полагать, что _структура наблюдаемых
явлений_ отражена в йогических теориях неверно.
В то же время нельзя не согласиться, что используемый для
их построения концептуальный аппарат действительно безнадёжно
устарел и нуждается в пересмотре. Именно это имел в виду Артур
Авалон, указывая в предисловии к "Таинственной Куандалини" [55],
что нам предстоит "оживить" писания древности. Но каковы пути к
оживлению "того, не знаю что?"
Во-первых, это работа с собственным сознанием, опытное
знакомство с теми уровнями восприятия, о которых "возвещают"
тексты. Во-вторых, соблюдение определённых методологических
принципов. По возможности предельно точное, буквальное выражение
"классической" СТРУКТУРЫ ОПИСАНИЯ на уровне современных научных
знаний и представлений - вот _основное методологическое
требование_, предъявляемое к любым интерпретациям традиционных
толкований йогического опыта.
Итак

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.