Жанр: Философия
Принципиальные вопросы общей теории Чакр и тантрическая
...стереотипа внешней и внутренней среды и
наиболее заметны. Третьи отражают процесс непрерывных изменений
во внешней и внутренней среде и, опять же, осознанием не
фиксируются.
Итак, поиски "физических коррелятов" Чакр не могут быть
ничем иным, кроме как поисками "физиологических составляющих"
целостных психофизических состояний. Поэтому вопрос об этих
коррелятах следует ставить следующим образом: деятельность каких
анатомических структур ответственна за возникновение в нашем
сознании ощущений, связываемых с функциями Чакр?
Не говоря уже об отождествлении, Чакры могут быть даже
соотнесены с какими-либо конкретными анатомическими
образованиями. Они соотносятся именно с целыми областями
человеческого тела, представленными соответствующими отделами
спинного мозга, вегетативными нервными сплетениями, железами
внутренней секреции, нервами, артериями, органами, мышцами и
участками кожи. Бессмысленно спорить, с чем соотносится горловой
центр - с глоточным сплетением или сонной артерией и каротидным
синусом, щитовидной железой или местами присоединения спинного
мозга к продолговатому, с гортанью или чем-либо еще.
Физиология не знает Чакр и не может знать их, поскольку
Чакры как таковые не существуют вне переживания. Чакры - это не
идеальные "экстракты" тела, но результат взаимодействия между
внешней и внутренней средой организма как психофизиологической
целостности. Учитывая же тот факт, что любая целостная
деятельность организма осуществляется только при избирательной
интеграции многих частных механизмов, мы можем утверждать, что
физическим коррелятом СИСТЕМЫ ЧАКР является ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ
ТЕЛО, а не какие-то отдельные органы или системы органов.
Т.о. к Чакрам неприложимы понятия жесткой локализации. С
различными Чакрами соотносятся различные "сегменты" тела
(макушка, межбровье, горло, грудь, верхняя и нижняя части
живота, анус) и, соответственно, все анатомические органы и
физиологические функции, связанные с этими "сегментами". Следует
полагать, что переживания, порождаемые деятельностью тех или
иных Чакр, обусловлены всей интеррецепторной зоной {4},
представленной в том или ином "сегменте".
Отсутствием четкой анатомической привязки объясняются и
многочисленные расхождения в вопросе о четкой пространственной
локализации Чакр. Расположена ли Анахата в правой части груди
или по центру, на уровне ли мечевидного отростка грудины или
ниже его? Находится ли Манипура на уровне пупка /?/ или ниже?
Где расположена Свадхистана (Свадхиштана), а где Муладхара?
Мужчинам особенно трудно разобраться с этим вопросом, поскольку
нижние два центра у них перекрывают друг друга.
По всей вероятности, точная пространственная локализация
Чакр обусловлена индивидуальными особенностями каждого
конкретного организма. Можно предположить, что она зависит от
источника доминирующих сигналов в данном "сегменте" тела.
Но каким образом сигналы, несущие информацию о различных
физиологических процессах, могут отражаться на "психической
составляющей" целостных физиологических состояний, связанных с
функцией Чакр? Каким образом рабочие характеристики наших
внутренних органов могут отражаться на характере нашей
практической деятельности? Для того, чтобы построить
теоретическую модель механизма проникновения интероцепторной
сигнализации на уровень сознания и подсознания, нам необходимо
будет прежде всего разработать принципы сознательного восприятия
как такового.
Неспецифическая активирующая система /НАС/ {5}
Вне зависимости от того, спим мы или бодрствуем, в кору
нашего мозга непрерывно поступает поток импульсов, несущих
информацию о внешней и внутренней среде организма. Лишь малая
часть этой информации поднимается на уровень сознания,
осознается нами. Находясь в бодрствующем состоянии, мы реагируем
на некоторые раздражители, воздействующие на наши органы чувств,
но в большинстве своем они вызывают не больший эффект, чем
тогда, когда мы спим [40,324]: разряды нейронов, несущих
информацию о внешнем мире, как бы "повисают в воздухе", не имея
возможности вступить во взаимный контакт. Деятельность одного
нейрона еще не создает психических функций, для этого необходимо
взаимодействие многих нейронных полей [24,73]. За счет чего
"сплавляются" разрозненные импульсы?
Для того, чтобы разряд единичного нейрона, "квант
информации", обрел какую-то значимость в рамках более широкого
"информационного поля", вслед за первичным импульсом,
поступившим в кору головного мозга по так называемым специфичным
сенсорным путям, несущим _конкретную информацию о среде_, в кору
должен поступить и ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ его вторичный импульс, идущий
по путям так называемой неспецифической активирующей системы
(НАС), деятельность которой отражает актуальные в данный момент
_потребности человека_ как целостной психофизиологической
единицы.
Отдельный импульс может войти в контакт с другим импульсом,
т.е. быть _воспринятым_, лишь в том случае, если он включает обе
компоненты - первичную ("информационную") и вторичную
("энергетическую"). _Осознаются_ же лишь те информационные
ансамбли "специфических" импульсов, которые получают
дополнительную генерализованную энергетическую
("неспецифическую") поддержку со стороны лежащей в основе НАС
мозговой структуры, называемой ретикулярной формацией.
Интроспективно явление такой избирательной _энергетической
поддержки информационных процессов_ знакомо каждому по феномену
ВНИМАНИЯ. Например, когда все внимание направлено на восприятие
информации, поступающей через зрительный рецептор, частично
перестают снабжаться энергией сигналы, поступающие в мозг от
других рецепторов, т.е. человек может ничего не слышать и не
чувствовать; и наоборот, когда он весь "превращается в слух", он
может ничего не видеть. Когда человек над чем-то усиленно
думает, он "не замечает" ничего вокруг себя: энергия частично
отводится с нерабочих участков для усиления рабочих.
Т.о. внимание к ограниченному числу стимулов неизбежно
сопровождается исключением громадного количества информации из
области _сознательного_ восприятия. То, какие раздражители
получат преимущественную поддержку от НАС и будут осознаны,
зависит от _общей программы жизнедеятельности_, осуществляемой
человеком, как целостным психофизиологическим организмом, от его
"потребностей". Поскольку же наиболее общей "программой"
является приспособление организма к окружающей среде, наиболее
полной и постоянной поддержкой НАС пользуются сигналы,
поступающие от наших органов чувств, процессы наших
жизненно-значимых реакций на среду, а так же интеллектуальные
процессы переработки информации о внешнем мире, процессы
моделирования различных ситуаций и т.д.
Функция НАС, частично нам знакомая по явлению внимания, в
основе своей автоматизирована, непроизвольна. Говорится, что она
"спит" /см.Приложение 3/. Произвольный же, сознательный контроль
над этим процессом доступен лишь в минимальной степени.
Произвольное внимание, к которому каждый человек прибегает в
процессе _научения_ чему-либо, представляет собой лишь временно
необходимую фазу _программирования_ функциональных систем,
лежащим за порогом сознания, - в том числе и систем,
обеспечивающих процесс непроизвольного внимания. Для того,
чтобы, скажем, научиться играть на рояле или печатать на машинке
вслепую, вначале нужно прилагать большие сознательные усилия.
Однако, эти усилия, эти _сознательно закладываемые программы,
дают соответствующий результат, лишь проникнув на
бессознательный уровень_, и действуя оттуда. Мы не сможем
выполнить достаточно сложное произведение, размышляя, по какой
клавише должен ударить в следующий момент каждый из наших десяти
пальцев.
Различные йогические и оккультные методики развития
внимания являются ничем иным как попытками овладеть сознательным
контролем над функцией НАС во всей ее "творящей миры" полноте.
/см. Приложение #3) - способностью выводить на уровень сознания
те процессы в коре мозга, которые обычно не осознаются. Начиная
с _произвольного_ выведения ранее не осознаваемых процессов на
уровень сознания во время упражнений, в конце концов приходят к
тому, что данный уровень сознательного восприятия становится
_непроизвольным_, естественным; происходит расширение сферы
сознательности.
Попробуем теперь для основания этих теоретических посылок
смоделировать физиологические механизмы некоторых психических
явлений, связанных с Чакрами, а именно: 1. механизмы, благодаря
которым характеристики нашей системы Чакр определяют характер
нашей личности и 2. механизмы визуализаций ("астральных миров"),
вызываемых сосредоточением на Чакрах.
Организм и личность.
"Противопоставление организма и личности свидетельствует о
живучести дуалистической традиции... Отношение организма и
личности есть отношение _взаимопроникновения_, ибо эти понятия
выражают не два слоя реальности, а два аспекта одной и той же
реальности". [59,60]
В настоящее время установлено, что в коре есть
представительство всех внутренних органов и систем [42],
входящих в состав всех больших интеррецепторных зон, которые
соотносятся с Чакрами. Обычно идущая от них импульсация
осознается лишь в случаях каких-либо нарушений: заболит, скажем,
сердце или живот.
В условиях ПАТОЛОГИИ проявляется не только связь между
внутренними органами и мозгом, но и их _влияние_ на протекающие
в нем процессы. Известно, что функциональные и органические
расстройства внутренних органов отражаются на личностных
характеристиках больного [13]. Например, многим страдающим от
язвенных заболеваний органов пищеварения присущи тревожность,
раздражительность, гиперсоциальная исполнительность и чрезмерная
приверженность этическим стандартам [51,124].
В условиях НОРМЫ влияние интероцепторной информации на
характер протекания психических процессов еще не исследовалась.
Нетрудно предположить, однако, что сосуществуя на одном
морфологическом уровне с "осознаваемой" корковой активностью,
поток неосознаваемой интероцепторной информации каким-то
неуловимым для обычного человека образом окрашивает процессы,
протекающие в его сознании, что ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
НАШЕГО ОРГАНИЗМА ОПРЕДЕЛЯЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
НАШЕЙ ЛИЧНОСТИ.
Как правило, в норме интероцепторная информация не
осознается. Однако, такое осознание в принципе возможно и
достигается оно развитием внимательности к тонким реакциям
нашего тела на среду. Получив поддержку со стороны НАС,
внутренняя информация информация становится осознаваемой _наряду
с внешней_. Можно предположить, что различные формы восприятия
деятельности Чакр обусловлены различной степенью активизации
корковых представительств соответствующих интероцепторных зон, а
также различными формами взаимодействия между системами внешних
и внутренних анализаторов.
Можно предположить также, что механизм проникновения
визуализаций в Чакрах (так называемых "астральных миров") связан
с _полным вытеснением_ с уровня сознания экстрацепторной
информации о внешней среде и замещением ее информацией,
поступающей из внутренней среды организма, т.е. от
интеррецепторов. Попробуем, приняв эту точку зрения, разобрать
механизмы "чистой" визуализации ("астрального путешествия").
Нейрофизиологические механизмы
произвольно вызываемых визуализаций.
"Адепты далеко не единодушны во мнении относительно того,
насколько божественные существа, вызываемые во время практики
Садханы, являются порождением их собственного воображения и
насколько они обладают самостоятельным существованием, подобно
людям и животным внешнего мира. Высокоавторитетное объяснение,
записанное в священных книгах (например, в "Тибетской книге
мертвых"), гласит, что эти божества, обладающие подобно живым
существам, цветом, формой и подвижностью, во всех случаях
являются продуктами ума практикующего, - даже в том случае,
когда возникают незванными и ведут себя независимо. Их
существование объясняется тем, что в сознании человека
наличествуют определенные уровни, недостижимые для обычных
логикомысленных процессов. Божества представляют собой как бы
инструменты для связи между этими уровнями и "нормальным
(обыденным) состоянием сознания". [11].
Необходимым условием для возникновения произвольных и не
самовнушенных визуализаций является по возможности максимально
полное отвлечение всех пяти органов чувств от объектов внешнего
мира (это соответствует пятой ступени восьмиступенчатой йоги,
описанной Пантанджали), а также приостановка всех
интеллектуальных и эмоциональных процессов, порождаемых
действием памяти и воображения. Почему вызванные условия
способствуют возникновению визуализаций? Некоторые идеи, могущие
помочь прояснению этого вопроса, высказывает в книге "Мозг и
сознание" Х.Дельгадо: "Зрелый мозг со всем богатством его
прошлого опыта и приобретенных навыков не способен осуществлять
процесс мышления, не способен даже бодрствовать и реагировать,
если он лишен своего воздуха - СЕНСОРНОЙ ИНФОРМАЦИИ." [24,65].
Дельгадо рассматривает случай, когда у больных, надолго
прикованных к постели, появляются психотические симптомы, в том
числе бред и галлюцинация, которые не поддавались обычному
медикаментозному лечению, но быстро исчезали после общения с
людьми или после сенсорной стимуляции при помощи радио и
телевидения. Эксперименты по сенсорной депривации также
показали, что через несколько часов изоляции у испытуемых
возникают зрительные и слуховые галлюцинации - подчас настолько
реальные, что мешают заснуть. Из вышеприведенных факторов автор
делает однозначный вывод: "коре головного мозга для поддержания
нормальной поведенческой и психической деятельности необходим
сенсорный приток; при изоляции же от внешнего мира психические
функции нарушаются." [24,65-70].
Однако, если сознание, по определению Дельгадо, "не
автономно", но является "переработкой в мозгу поступающей
информации" [24,33], то результаты переработки _какой_
информации отражают так называемые галлюцинации?
Логично предположить, что при изоляции от внешнего
сенсорного притока кора переходит на внутреннее самообеспечение,
раскрывая себя информации из перекрытых внешних источников.
Другими словами, лишая чувства их обычных внешних "пастбищ", мы
понуждаем их искать новые, внутренние "пастбища".
Известно, что "возбуждение так называемых ассоциативных зон
мозга может вызывать во входных каналах динамические структуры
возбуждения, аналогичные тем, которые вызываются сенсорными
раздражителями". И если образы, которые предположительно
возникают при таком возбуждении в обычных условиях (например,
образы памяти и воображения), как правило, легко отличить от
образов внешнего мира, то "в таких особых условиях, как
временная сенсорная депривация, дифференцация внутреннего и
внешнего механизма формирования образов нарушается, вызывая
появление различных иллюзий и галлюцинаций" [48,184,185].
Итак, модель нейрофизиологического механизма произвольно
вызванной "чистой" визуализации ("астрального путешествия")
может быть представлена следующим образом:
Сначала все импульсы, поступающие в кору от
экстерорецепторов, а так же характеризующие обычный "ментальный
фон", лишаются поддержки НАС (это достигается посредством
"отвлечения чувств" и "остановки внутреннего диалога"). Тем
самым сознание лишается какой бы то ни было информации о внешнем
мире и "физический план" как бы перестает существовать -
корковая активность больше не отражает протекающих в нем
процессов. Кроме того, в сознании устанавливается так называемая
"ментальная тишина", не затрагиваемая никакими "информационными
бурями".
Однако, способом существования коры мозга как "физического
субстрата психических функций" является непрерывная активность,
непрерывная обработка поступающей информации. Поэтому в целях
компенсации дефицита, возникающего вследствие "тотальной
депривации", поддержку НАС начинают получать те импульсы,
которые отражают процессы, протекающие в тех или иных
интеррецепторных зонах (Чакрах). Теперь вся актуальная для
"психонавта" реальность строится этими импульсами. Он попадает в
иной мир.
Природа "астральных образов"
"В настоящее время попытка перехода от нейронного уровня к
уровню восприятия менее осуществима, чем полет на Луну во
времена Древнего Рима. Экстраполируя земной опыт, древнеримлянин
мог бы задумать выстрел на Луну, а здесь даже в принципе
остается неизвестным, существует ли переход от нейрона к образу,
и если да, то как исследовать этот переход, природа которого так
же загадочна, как сама жизнь" [45,95].
Поэтому единственное, что мы можем в настоящее время
сделать - это провести некоторые достаточно очевидные параллели
и привести некоторые гипотезы (хотелось бы надеяться,
"достаточно безумные").
"Астральные образы" (равно как и любые другие) не могут
возникать "из ничто", "сами по себе": возникая в результате
возбуждения ассоциативных зон коры мозга, они всегда что-нибудь
отражают. Вот только что? Основная выдвигаемая здесь гипотеза
заключается в том, что "астральные образы" представляют собой
субъективное отражение в сознании нового типа корковой
активности, которая задана интероцепторной информацией,
поступающей из внутренней среды организма.
Это отражение происходит в виде так называемых
"транскрипций" [58] или, как говорил И.М.Сеченов, "небывалых
комбинаций бывалых впечатлений" [72,249]. Сознание по инерции
воспринимает события "внутренних пространств" в формах, присущих
событиям внешнего мира: иные формы ему незнакомы.
"Астральное путешествие" очень напоминает сновидение,
однако, поскольку в этом сновидении мы сохраняем бодрствующее
сознание и не растворены в происходящих событиях, это
"сновидение" представляется гораздо более реальным, чем
апатичное восприятие _приевшегося_ внешнего мира. Характерной
чертой "астрального мира" является также то, что хотя мы при
наличии определенной практики можем проявить здесь сознательную
активность, основной поток "астральных событий" протекает
независимо от нашего сознания.
"Иногда, пытаясь объединить представления о визуализируемых
божествах (Девиатах) как о утилитарных символах, создаваемых для
целей медитации, с представлениями о них как о действительно
самостоятельных сущностях иных планов, их соотносят с той
категорией явлений, которую Юнг называет "архетипами" -
образами, существующими в умах всех людей как часть
коллективного наследия человечества. С другой стороны, Юнг
никогда не говорил об архетипах как о чем-то способном выходить
из-под контроля, а Девиаты могут это делать [11], - в связи с
чем, кстати, мастера визуализаций предостерегают от дилетантских
экспериментов с "глубинными силами человеческой психики":
"Практиковать визуализацию - все равно, что ложиться спать рядом
с беременной тигрицей. Среди ночи она может проголодаться и
съесть вас" [22]. Говорится, xто драконы в заколдованных лесах
_там_ - сила не менее реальная и опасная, чем грузовики на
улицах _здесь_.
Феномен неконтролируемых астральных образов является
серьезным аргументом в пользу их "телесного" а не "умственного"
происхождения: вегетативная жизнь тела, как правило, независима
от нашей сознательной воли, в значительной степени независимы от
нее и визуализации. От ума визуализируемые события получают лишь
свою форму.
Форма визуализаций обусловлена нашими подсознательными
ожиданиями, ее диктует наш _подсознательный культурный багаж_.
Отмечая эту черту "астрального мира", один мой знакомый
психонавт, инженер по образованию, рассказывал, что в своих
выходах он нередко сталкивался со сложными техническими
конструкциями, в частности, с объектами, которые он склонен был
определять как "космические корабли", - добавляя, что в
средневековье их наверняка назвали бы "башнями, полными чудес".
Другими словами, сталкиваясь в астрале с башней, полной чудес,
современный человек говорит, что видел нечто вроде космического
корабля.
Впрочем, на характере визуализаций явно отражаются и
СТРУКТУРНЫЕ СВОЙСТВА ЧАКР, поскольку связанные с различными
Чакрами "миры" очень отличаются друг от друга. По всей
вероятности, эти миры отражают различные типы взаимодействия
между организмом и средой в областях различных интероцепторых
зон, "образ жизни" этих областей. Говоря языком еще более
туманным, можно сказать, что Чакры являются в данном случае
центрами сознания принципиального способа энергообмена
соответствующих интероцепторных зон, "сосредоточение различных
специфических сил, находящих свое отражение в уме". [44].
Возьмем, к примеру, "астральные миры", связанные с нижними
Чакрами и, как принято считать, наиболее тесно примыкающие к
физическому плану. Здесь образное и содержательное наполнение
сознания психонавта ("картина реальности") формируется
различными безусловными вегетативными рефлексами - скажем,
кишечника или предстательной железы. Это даже не подсознание,
это именно бессознательный, глубоко равнодушный ко всему
человеческому мир, для которого единственной целью является
ответить реакцией на стимул и который в обычной жизни только
изредка и глухо дает о себе знать - например, при переполнении
мочевого пузыря в метро. Теперь же эти силы добираются до коры
(сознания) с ее богатыми возможностями.
Психонавт оказывается в мире жадных, властных, жестоких и
грубых сил, и если его способность управлять всей этой
активностью недостаточно развита еще на "физическом плане", то
указанные силы будут делать с ним то, что пожелают. "Сразу за
вашим лежит мир, где нет ни закона, ни порядка. Со мной был Свет
Мастера и я прошел его" [58]. Если психонавт верит в черта, то
он столкнется с ним именно здесь. Если же не верит, то то черта
не будет, но кошмары неминуемы; они могут быть "абстрактными",
со смазанными, перемешанными кусками несовместимых элементов
обычной реальности, "транскрибирующими" крайне отрицательные
эмоциональные состояния, и т.д.
Вместе с тем, в каждом центре наряду с отрицательными
состояниями, можно испытать своеобразный, одному только этому
центру присущий тип наслаждения, и если победить самоактивность
сил центра, то отрицательных состояний вообще можно избежать.
Говорится, что в этом и состоит ловушка Чакр на пути
классической тантрической Садханы. "Йогасутры" [111,51]
указывают, что "требуется полное отвержение наслаждения и
искушения со стороны высших существ" [15]. В более высоких
Чакрах, начиная с Анахаты, страдание и наслаждение становятся
все более возвышенными, а "реальность", в которую попадает
сознание - все более заманчивой.
"Терпеливо, через многие повторные опыты, мы учимся
распознавать, на каком плане происходят наши переживания, затем
- на каком уровне данного плана. Такая локализация необходима
для того, чтобы научиться понимать ЗНАЧЕНИЕ этих переживаний.
Это непонятный иностранный язык и даже несколько языков вместе,
которые мы должны освоить, не смешивая с ними наш ментальный
язык, что является одним из наибольших затруднений,
обусловленных бессознательной тенденцией знакомого нам "земного"
языка к искажению чистоты переживания" [58].
Впервые попавшего в "астрал" можно сравнить с
новорожденным, органы чувств которого еще не сформировались:
хотя рецепторы и превращают энергию различных внешних
воздействий в нервные импульсы, корковые отделы соответствующих
анализаторов еще недостаточно развиты для того, чтобы связывать
эти импульсы вместе, превратить их в факт сознания,
действительно _информирующий_ о протекающих вне его процессах.
Для того, чтобы извлечь из внутренних миров какую-то полезную
информацию, необходимы все новые и новые контакты с ними,
необходимо научиться в них ЖИТЬ, что является весьма
затруднительным, т.к. мы существа, по целостной природе своей
обреченные сознательно функционировать преимущественно во
внешнем мире.
Разнообразие внутренних приключений более характерно для
европейского оккультизма и современных неортодоксальных школ
йоги, которые не придают большего значения традиционной
символике Чакр, рассматривая последние как нечто вроде
"коммуникационных амбразур" для выхода на иные "уровни
проявления", настолько же бесконечные и разнообразные, как и
физический мир.
Для "классических" средневековых йогинов проблема
адекватности получаемой в этих мирах информации не существовала:
их не интересовали внутренние пространства. Ортодоксальная
йогическая п
...Закладка в соц.сетях