Жанр: Философия
Сборник
...м, об этом уже говорилось выше...)
Теперь попробуем внимательно проследить за основными нитями,
связующими воедино отдельные рассказы и повести.
Первым у нас в списке идёт киносценарий "Жили-были барабанщики",
по которому в отряде "Каравелла" был снят прекрасный фильм. Сценарий
этот публиковался в сборнике "Барабанщики, вперёд!". И имеет сразу две
ценные связи: во-первых, барабанщик Володька (столь легендарная
личность в отряде!) появляется затем на Перекличке Барабанщиков в
финале "Голубятни на жёлтой поляне"; а во-вторых, сама ситуация
"Жили-были..." очень смахивает на мир из повести "В ночь Большого
Прилива" (имею в виду именно повесть, а не всю одноимённую трилогию).
Тут вам и Канцлер, и сумеречный Город, где все боятся, хотя и не
всегда знают - чего именно, и Барабанщики-повстанцы... Подробности
этого мира - см. предыдущую главу. А вот трилогия "В ночь Большого
прилива" не только продолжает и развивает эту тему (хотя формально
стоит отметить, что по хронологии сперва была написана "Ночь...", а
затем уже по ней - два сценария: более сложный и серьёзный - "Сказка о
мальчишках из Картонного Города", и более простой - "Жили-были
Барабанщики"), но и вводит новые ситуации и новых героев. Во-первых,
здесь ВПЕРВЫЕ появляется Иту Лариу Дэн, тот самый Юхан-Трубач, чей
профиль на монетке в 10 колосков пройдёт через все истории Кристалла.
Его братишка Василёк Иту-Дэн и Барабанщики Серой Стены позже появятся
на Перекличке Барабанщиков в "Голубятне...". Незначительный на первый
взгляд предмет - Часы С Рыцарями, стоящие в Лунном Доме - затем так же
спокойно и уверенно будут стоять в королевском дворце в столице
Астралии Горнавере ("Чоки-чок..."). Появится и куда более значительный
впоследствии персонаж, хотя для читателей "Ночи..." он может оказаться
незамеченным. Я говорю про Звёздный Жемчуг, крохотную Звёздную
Жемчужинку, частичку звёздного вещества, что может стать звездой. Это
не только звёздочка, которую можно хитрым способом поймать с неба и
посадить в спичечный коробок ("Лётчик для Особых Поручений"), но и
выросший в цветочном горшке из звёздной жемчужины кристаллик ("Выстрел
с монитора"), который затем откололся от корня и странствовал по рукам
сотен мальчишек под именем Яшка ("Застава на Якорном Поле"), а затем
вспыхнул звездой Яшкой, чтобы чуть позже превратиться в мальчишку
("Белый Шарик Матроса Вильсона") и прожить свою жизнь на Земле, затем
вновь уйдя к звёздам вместе с другом Стаськой Скицыным ("Лоцман"). Но
есть здесь и ещё один, почти незаметный момент: в "Вечном Жемчуге"
Василёк и Володька зажигают звезду, выстрелив в зенит стрелой, к
которой они прикрепили Жемчужину. Пустяк? Но в городке Орехове
("Голубятня на жёлтой поляне") на Планете стоит интересный памятник -
фонтан, изображающий двух мальчишек с луком и стрелами, причём один из
них целится в зенит. Что это? Совпадение? Воспоминание?.. Можно
пофилософствовать на эту тему. Есть желающие?
Вводится новая Грань: "Портфель капитана Румба". И сразу - две
новых категории. Во-первых - Корабельные Гномы. Не страшно, что
"Возвращение клипера "Кречет"" написано раньше: в "Клипере..." Гоша
уже списан на берег и только вспоминает о гордом клипере, а в
"Портфеле..." он ещё ходит на клипере "Кречет". Да и капитан клипера
Гущин-Безбородько появляется только здесь... Второй же тип Странных
Существ - джинн. Который Кукунда, в смысле. Тут же даётся та самая
"теоретическая подоплёка", без которой некоторые "светлые головы",
прочтя "Сказку о рыбаках и рыбках", говорили: "Ну, Петрович ударился в
заумь, ничего с этими рыбками и прочими критта-холо не понять!" А тут
- не жестокие реалии КГБ-шного государства, более мягкие законы мира,
и поэтому принцип действия "угу" принимается спокойней, без
отторжения, и только затем, уже в "Рыбаках..." сообразишь, почему
порой освобождённый в "Тысяче и одной ночи" Джинн убивает своего
освободителя!.. К счастью - Кукунда не из тех...
А вот входит в повествование целый цикл из девяти (ПОКА ДЕВЯТИ!!!)
историй - Летящие Сказки! Общим для них является то, что кто-то в них
обязательно летает! Так что перед каждой историей буду упоминать, в
порядке справочной информации, кто или что там летает. Но - я не
считаю это (полёты) критерием, обеспечивающим связь историй между
собой и со всем Произведением. И вот тут-то и начнут обнаруживаться
первые Дыры в Произведении. Это - там, где нет очевидных связей, а
порой - даже намёка на них! Но - не будем забегать вперёд.
"Старый дом". Летает, собственно, сам дом, который улетел к Морю.
С остальными историями эту раннюю сказку Крапивина связывает только
несколько "пустячков": во-первых, Большой Пароход в речке, который
"замыкает" эту историю на "Лётчика для Особых Поручений". А во-вторых
- при желании Склочника из "Старого Дома" можно посчитать списанным с
парохода на берег Старшим Помощником с парохода из "Лётчика...".
"Лётчик для Особых Поручений". Летает мальчишка-лётчик Антон
Топольков. Две связи я уже указал (Звёздочка и Пароход). Третья связь
- город Ветрогорск. Для читающих "Белый Шарик Матроса Вильсона" это
будет не просто приятное воспоминание, но и вопль типа "Вау! Так в
какие же дали забрался академик Яков Скицын, чтобы спокойно поработать
над моделью Великого Маятника! И как он всё-таки добрался до такого
уникального объекта, как Ветрогорск!..". Пумайте. Фантазируйте.
"Ковёр-самолёт". Друзья летают на ковре-самолёте. И... И ничего!
Никаких связей среди опубликованного! Можно, конечно же, упомнить, что
неработающие часы на башне из "Ковра-самолёта" так же благополучно
стоят и в "Тополиной рубашке", но эта географическая привязочка отнюдь
не может претендовать на структурную связь. Зато - остаётся загадка:
Собака, Которая Заводила Часы. Да и Часы не менее интересны, чем
Собака, их заводившая. Это - намёк на Связку. У Владислава Петровича
есть произведение про эту Собаку и Часы, но, увы, оно пока не
опубликовано, так что - ПОКА СВЯЗЕЙ НЕТ! Хотя вне опубликованного она
и существует... Хотя... "Сказки Севки Глущенко" упоминают взрослого
Севку - Всеволода Сергеевича в главе "О чудесах, сказках и жизни
всерьёз". А кто был упомянут в качестве отчима главного героя (Олега)?
Правильно, дядя Сева. И отчество совпадает... Есть, правда, одна
неувязочка: в "Ковре-самолёте" Всеволод Сергеевич работает в
управлении речного порта, а в "Сказках Севки Глущенко" становится
журналистом, но разве Игорь Решилов из "Лоцмана" не работал в
портовой
газете? Можно и дальше поискать.
"Дети Синего Фламинго". Полёты ребят на Птице. И - НИКАКИХ СВЯЗЕЙ!
Даже намёка не обнаружено! Было подозрение, что остров Двид в прежние
времена подвергся атаке не абстрактного Врага, а флота Лехтенстаарна,
то ли во времена Канцлера, то ли ещё ранее (см. "В ночь Большого
Прилива"). Но это - наши предположения на пустом месте, как и
предположения о том, что о.Двид расположен на соседней Грани, куда
ведёт с озера Локальный Переход. Итак - НИКАКИХ СВЯЗЕЙ НЕТ, И
ПРОИЗВЕДЕНИЙ, СВЯЗУЮЩИХ ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ С ОСТАЛЬНЫМИ - ТОЖЕ НЕ
СУЩЕСТВУЕТ В ПРИРОДЕ! Так что "Дети Синего Фламинго" - знаменитая вещь,
принесшая Крапивину приз "Аэлита" в 1983 году - висит в информационном
вакууме, и заполнять его, похоже, никто и никогда не собирается! А
жаль...
"Возвращение клипера "Кречет"". Летают многие: Вадик Арешкин - на
зонтике, затем - бегом, над травой; клипер "Кречет" - над всем
Севастополем и морем, как классический Летучий Корабль; корабельный
гном-пенсионер Гоша - на "Кречете". Связей - четыре. Корабельные гномы
связывают эту историю с "Портфелем капитана Румба" и "Дырчатой Луной".
Бульвар Трёх Адмиралов - упоминается и в "Заставе на Якорном Поле".
(Запомните этот факт - позже я ещё пофилософствую на эту тему, говоря
о судьбе Полуострова. Но это - позже...) Стеклянный Барабанщик Тилька
появится затем на знаменитой уже Перекличке Барабанщиков в
"Голубятне..." Четвёртая же связь - яхта Таврида, принадлежащая
яхт-клубу, расположившемуся на месте Александровской батареи. Вот тут
стоит присмотреться внимательнее: эта яхта, как, впрочем, и сам
яхт-клуб, появляются не только в "Легендах Великого Кристалла", но и в
историях "На Грани "Альфа"": в цикле "Шестая Бастионная" и повести
"Сандалик, или Путь к Девятому бастиону". Точнее, в "Шестой
бастионной" яхта "Таврида" принадлежит семейству Вихрёвых, а в
"Сандалике..." яхт-клуб хоть и тот же самый, но у Вихрёвых уже яхта
"Виолент". Что произошло? Ошибка писателя? Никоим образом! Старая яхта
утонула? Тоже нет! Просто она сменила хозяев и теперь на ней ходит
иной экипаж, описанный в "Возвращении Клипера "Кречет""! А есть и ещё
одно интересное понятие, впервые появившееся в "Возвращении..." Здесь
оно представлено Синекаменной Бухтой, но - не будем забегать вперёд.
Подробней об этом можно прочитать в главе "Дорога и Безлюдные
Пространства". Пока же перейдём к следующей Сказке.
"Тополиная рубашка". Летает главный герой - Славка. Между прочем -
Автор (в детстве). И тут уже целых два "букета" связей.
"Реалистический" - стрела с наконечником из пули, застрявшая в большом
тополе ("Алые перья стрел"); детство автора, тополь ("Тень Каравеллы");
факт написания "Острова Привидения" ("Остров Привидения"); фокусник
Мартин Марчес, жёлтая акация у цирка, дядя Боря ("Шестая бастионная");
сказка о Ржавых Ведьмах ("Сандалик, или Путь к Девятому бастиону"). А
теперь - посерьёзней о Ржавых Ведьмах (вот и пошёл второй "букет"!):
их история не завершается "Тополиной рубашкой", Ржавые Ведьмы вновь
появляются уже в "Голубятне на жёлтой поляне". При этом в
"Голубятне..." они вспоминают как седую старину то, что когда-то был
такой Хозяин, что мечтал о власти над миром - Ржавым Миром, в который
превратится вся Земля! а в "Тополиной рубашке" как раз именно эта
история и рассказана. И тут всплывает интереснейший момент: Законы
Мифотворчества. Вспомните - старичок-Хозяин на вид оказывается
кругленьким добродушным толстячком, типичным таким
"дачником-обывателем". И только душа у него гнилая, ржавая. А вот
впоследствии, когда Ведьмы слагали об этом легенды - они придали
Хозяину облик классического "опереточного злодея", этакого Кащея
Бессмертного, худющего и злобного даже на вид. Так и рождаются
легенды...
"Серебристое дерево с поющим котом". Летает
инопланетянин-мальчишка Кап (Антошка). Здесь - две связки, и обе -
косвенные. Первая - Детские Заклиналки. Вторая - Странные машины и
устройства, создаваемые детьми. Подробней читайте об этом в
соответствующих главах "Топологий...". Других связей не обнаружено.
"Дырчатая Луна". Полёты на гигантском кузнечике Вельке. Связей
здесь три. О первой я уже говорил: это Корабельные гномы. Вторая - из
"Шестой бастионной" (точнее - "Путешествие по старым тетрадям") -
ассоциации "Стрёкот мотобота - большой кузнечик, стрекозиные крылья,
полёт..." Третья ниточка ведёт к "Возвращению клипера "Кречет"",
"Самолёту по имени Серёжка" и "Лето кончится не скоро" - это Безлюдные
Пространства. Впрочем - подробней о БП в соответствующей главе...
"Самолёт по имени Серёжка". Летают знаменитые L-5 - Серёжка и
Ромка. Кроме уже упомянутых Безлюдных Пространств - тянутся и ещё две
ниточки. Первая - Чуки и Шкыдлы, которые не редкие гости в "Сказках о
рыбаках и рыбках" и "Синем городе на Садовой". И расписывать их
подробно незачем - и так в "Синем городе..." подробно разжевали... А
вот вторая ниточка - Ратальский Космодром. Тот самый, который
оформляет, как художник, Ромка Смородкин. Тот самый, по которому бежит
встречать брата мальчишка ("Я иду встречать брата"). Тот самый, откуда
уходит в космос на СКДР-9 Ярослав Родин ("Голубятня на жёлтой поляне").
Кстати, в "Я иду встречать брата" упомянут мост-эстакада для старта
межпланетных кораблей, а в "Детях Синего Фламинго" на острове Двид
находится точно такое же сооружение, только ещё недостроенное. Но -
опять-таки это не связка, а так, робкий намёк на грани случайного
совпадения...
Сказки на "Самолёте..." завершились. За ними следуют "Я иду
встречать брата" (мы её уже рассмотрели) и "Голубятня на жёлтой
поляне". Вот её-то мы сейчас и рассмотрим.
Сперва - завершим-таки Перекличку Барабанщиков. Кроме уже
упомянутых выше появляются на ней Данилка Вострецов ("Мальчик со
шпагой"), Валька Бегунов ("Валькины друзья и паруса"), Василёк
Снегирёв (Палочки для Васькиного барабана"), Митька Кошкарёв
("Колыбельная для брата") и... барабанщики "Каравеллы"! Думаю, не надо
пояснять, откуда они!.. Вот так Произведение и Наша Реальность
врастают друг в друга (впрочем - а они когда-нибудь разделялись?!
Наивный такой вопрос...).
О других линиях-связках. О Ржавых Ведьмах уже упомянуто. о
фонтане "мальчишки с луком" - сказано выше... О "Тех, Кто Велят" - о
Гипсовых Звёздах - пол первой главы посвящено... Это где воедино
связывается "Голубятня..." с "Заставой на Якорном Поле" и "Белым
Шариком Матроса Вильсона". Ратальский Космодром не забыт. Есть и две
тоненькие, но весьма значительные ниточки. Первая - с "Шестой
бастионной", точнее - с "Путешествием по старым тетрадям": пять лучей
у синих огоньков на судах и рельсовых стрелках, а не обычные четыре,
фокусник Мартин Марчес (сравни - София Марчес), жёлтая акация у цирка;
ст. Мосты ("Алые перья стрел" ("Каникулы Вершинина-младшего")), а
заодно туда же из "нашей Реальности" - настоящая ст. Мост в
Харьковской обл. Харьковского района (удивительно, как её до сих пор
не подорвали фанаты Крапивина!). Вторая - стуктурная ниточка:
возвращение космонавта в город детства 40-х годов. В "Голубятне..." -
Ярослав Родин попадает в Орехов, в "Корабликах" ("Помоги мне в
пути...") - Планета-полустанок, г.Старотополь. Кстати - по ходу:
Старотополь - старый тополь - старый тополь в Тюмени - тополь детства
- и потянулась ниточка к "Тополиной рубашке" и "Тени Каравеллы", к
Тюмени - Городу Детства.
За "Голубятней..." следует "Баркентина с именем Звезды". Связка
простая - зеркальце, которым мальчишка отражает лучик Звезды - и
спасает баркентину от бесчестья. Это упоминается затем в "Крике
петуха". А вот что же за Звезда? Что же за Баркентина? В рассказе нет
на это прямого ответа, но для читавших сборники отряда "Каравелла"
секрета здесь нет: баркентина "Капелла". И - одноимённая Звезда -
Капелла. Баркентина, которую думали превратить в кабак, в "плавучую
танцплощадку". И тут уже протянулась нить... Нет, не нить, а целый
канат к судьбе иной баркентины - "Сатурн", из трилогии "Трое с площади
Карронад". И Мальчик из "Баркентины..." очень похож на Тима Селя. Нет,
не внешне, а отношением к Кораблю, к Морю. Тим хотел выбросить
"Сатурн" на камни, разбить, чтобы спасти от осквернения, Мальчик лучом
Звезды Капеллы сжигает баркентину "Капелла", спасая её от того же
осквернения. Мальчик чуть удачливей Тима - ему удалось то, что Тим
сделать не сумел: сторож помешал... Но и тот, и другой думали и
чувствовали одинаково, и одинаково ценили Море выше, чем торгашество и
наживу... Кстати, в "Баркентине..." есть такой необычный персонаж:
разумный лягушонок Чип с душой мальчишки. Прекрасный персонаж - но не
вписывался ни в какие связи! И так было аж до этого года, когда вышла
в "Уральском Следопыте" повесть "Лето кончится не скоро". И теперь
тянется ниточка от лягушонка Чипа к разумным обитателям вод на
Планете-Бутылке...
За "Баркентиной..." идёт дилогия "Колыбельная для брата" и
"Журавлёнок и молнии". "Э! - выкрикнет кто-то, - Да тут нет никакого
Космоса, никакой фантастики, никакого Кристалла!" Так ли это? Не
спешите с ответом. "Колыбельную..." привязывает к "Голубятне..."
появившийся на Перекличке Барабанщиков Митька Кошкарёв (Митька-Маус),
а "Колыбельную..." и "Журавлёнка..." связывает воедино Дед. И всё?!
Ничего подобного! Картины "Севастопольский Вальс" и "Путь в Неведомое"
соединили "Журавлёнка..." и "Мокрые цветы" из цикла "Шестая
бастионная". Кстати, там же, в "Мокрых цветах", всплывает и подлинное
имя художника: Евгений Пинаев. Большой воздушный змей, впряжённый в
тележку и готовый нести мальчишку за собой, соединяет "Журавлёнка..."
с "Лоцманом". Но не это - главные связи. Есть ещё одна - куда как
страшней: это детская мечта Журки о том, чтобы создать такую машину,
что оберегала бы людей от Чёрных Молний - от ударов судьбы. Машину
Счастья, одним словом. Хорошая идея? Так давайте, воплотим её на
практике! УРЯ! Воплотили! Не верите? Перечитайте "Гуси-гуси,
га-га-га..." Что, не счастливое будущее?.. Увы, я тоже не считаю его
счастливым!.. Но это - неизбежные последствия развития идеи Юры
Журавина, домноженные на взрослый прагматизм. И вот уже машина не
оберегает людей, а оберегает Государственную Систему, а затем и не
оберегает её, а подменяет собою. Что может быть прямолинейней
компьютерной логики: за любую провинность - смертная казнь, но... с
РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ВЕРОЯТНОСТИ! Цинизмом каким-то отдаёт. Но и это не
самое страшное. Ведь если подумать - то машина не виновата. Она
думает, как машина! А виноваты те люди, что готовы вырезать
пол-страны, лишь бы воплотить в реальность, в жизнь планы Компьютера.
И не важно, что это за люди - НКВД, воплощающие Идеи Вождя Народов в
СССР, или УЛаны из Управления Лояльности, реализующие решения Большой
Судебной Машины в Западной Федерации!.. Машина, объявляющая вне закона
всё, что не подчиняется ей, что не может быть ею проконтролировано. И
так за решёткой оказываются детишки, чья единственная вина -
отсутствие вживленного в руку "индекса". К счастью - не на всех Гранях
удалось воплотить Журкину идею в жизнь: например, запущенная с
Полуострова компьютерная "машина счастья" - станция "Око" - не
выдержала эмоциональных и ситуационных нагрузок и взорвалась,
разлетевшись тысячами осколков...
Как заметил проницательный читатель, здесь мы уже давно, но
прочно вошли в следующий цикл: "В глубине Великого Кристалла". Сам
Крапивин, объединяя книги в этот цикл, издаваемый Средне-Уральским
Книжным Издательством в трёх томах, расположил их в такой
последовательности: "Выстрел с монитора", "Гуси-гуси, га-га-га...",
"Застава на Якорном Поле", "Крик петуха", "Белый Шарик Матроса
Вильсона", "Оранжевый портрет с крапинками", "Сказки о рыбаках и
рыбках", "Лоцман". Вот так. Восемь книг цикла. И остаётся только
жалеть, что том третий, в котором "Оранжевый портрет...", "Сказки о
рыбаках и рыбках" и "Лоцман", так и не вышли. А "НижКнига",
переиздавая, поразрывала циклы, а "Оранжевый портрет..." просто
выбросила из публикации. А жаль. Боюсь, большинство читателей так и не
поняло, что они потеряли. А если посмотрим внимательней? Сами
посмотрим? Давайте, попробуем. Итак, "Выстрел..." и "Застава..." в
первопубликации (журнал "Пионер") не имели предисловий, где появляется
Обсерватория "Сфера", и лишь в сборнике эти предисловия явились,
дополнительно увязывая данные произведения в цикл. А вот "Оранжевый
портрет..." так и остался без своего предисловия, и поэтому
мир-планета Итан так и остался просто Марсом, а сам "Оранжевый
портрет..." связуется с остальным циклом только через Иттов, которые
также появляются в "Заставе...", "Крике петуха", "Сказке о рыбаках и
рыбках" и "Лоцмане" (если помните, Чиба был шутом у короля иттов). Ни
тебе Кристалла, ни Монетки в 10 Колосков, ни "Сферы"... А ведь появись
третий том "Кристалла" - и (хочется в это верить!) появилось бы
"утерянное предисловие". И хочется верить, что Владислав Петрович это
предисловие где-нибудь, в каком-нибудь переиздании, да опубликует...
А пока рассмотрим весь цикл в целом. Имея тенденцию расширять и
дополнять, считаю вполне разумным разместить между "Сказками..." и
"Лоцманом" новую книгу - "Помоги мне в пути..." ("Кораблики"), а в
заключение цикла поставить новейшую повесть - "Лето кончится не скоро".
Попробую теперь привести не упомянутые раньше связи (иттов, чук и
шкыдл, Планету-Полустанок, кристаллик Яшку, Трубача на Монетке,
понятие Великого Кристалла, Бульвар Трёх Адмиралов на Полуострове -
считаю уже упомянутыми!). Итак.
Остаётся такое понятие, как Гипсовые Звёзды (см. гл. 1),
связующие "Белый Шарик..." с "Голубятней...".
"Лоцман" смыкается с "Сентябрьским утром" из цикла "Шестая
бастионная" разбитой церковью на берегу близ Севастополя. И хоть она
давно разорена, а иконостас раскраден - кто знает, не стояла ли там
когда-нибудь та самая икона, на которой десятилетний мальчишка-Христос
рядом с Мамой...
А вот "Кораблики"... Есть немного чудес, "случайных" совпадений,
мимо которых проходят многие - и не оглянутся. Слишком уж далеко и
причудливо протянулись нити... Вспомните - "Сандалик...". Когда Саня
стоит возле колонны в Херсонесе, он почувствовал связь времён и словно
увидел воочию троих. Средний, из наших времён - сам Саня. В прошлом -
Одиссей. А в будущем? Мальчишка в серебристой куртке? Не вспоминайте и
не гадайте, похож ли он на кого из героев "Корабликов" - вряд ли... Но
фоном видятся Саньке Хрустальные мосты над Полуостровом и космодром на
мысе Херсонес. Уж не тот ли космодром, откуда ушёл в неизвестность
"Конус"? Скорее всего.
А есть и другая линия. Не буду пересказывать - приведу цитату.
Цитату из "Мокрых цветов" ("Шестая бастионная"), там, где Владислав
Петрович говорит о могиле своей мамы: "...Через год холмик облицевали
по краям плитками и поставили камень-гранит. Женя Пинаев сделал на
ватмане рисунок, а мастер перенёс штрихи на камень. На граните - силуэт
женщины. Она держит на ладони маленькую каравеллу. Склонилась над
корабликом, прежде чем отпустить его в плавание. Плыви, кораблик..."
No comment.
Далее замечу, что добавленная теперь к "Кристаллу" повесть "Лето
кончится не скоро" имеет такие связи:
1. к "Самолёту...", "Дырчатой Луне" - Безлюдные Пространства;
2. к "Сказке о рыбаках и рыбках" - Золотая Рыбка (Критта-холо, на
этот раз ставшее сердцем мальчишке);
3. к остальному "Кристаллу" - само понятие Кристалла;
4. к "Дырчатой Луне" - Пространства-линзы;
5. к "Серебряному дереву с поющим котом" - заклиналки, в частности -
от щекотки.
6. к "Корабликам" - связь через металлический шлем, напрямую для
этого не предназначенный.
Возможны и другие ПРЯМЫЕ связи, не замеченные при первом
прочтении.
Но не только в них дело. Кое-кто начинает вполне всерьёз обвинять
Крапивина в том, что у него "неоправданно и не обусловленно сюжетом
гибнут герои". Это Гелька Травушкин - неоправданно?! Или Яшка
Воробьёв?! А про Шурку Полушкина из "Лета..." хочется сказать особо.
Умеющий думать - поймёт, что Шурка
не мог не умереть ! Распятый на
Весах Равновесия, он повторяет сделанное за две тысячи лет до него
философом Иешуа Га-Ноцри: он отдаёт —свою жизнь во искупление грехов
Земли, во спасение горячо любимого мира. Новый Мессия? Новый
Спаситель? Ушедший из жизни так тихо, что ни новой религии (да это и
хорошо...), ни Всепланетных Трауров... "...У мальчика в захолустном,
выжженном солнцем городке просыпается мысль о необходимости Великого
Служения людям. Желание спасти всех. И понимание, что сделать это
можно ценой своей жизни... Знал ли он уже тогда, что его ждёт?.."
Помните эти слова из "Лоцмана"? Так как - "неоправданно и не
обусловлено сюжетом"?! Разве только в Назарете может родиться
Спаситель? И разве для спасения мира обязательны Апостолы, римские
когорты, прокуратор-всадник...
А теперь - квадралогия "Мальчик со шпагой". Да, не трилогия, а
квадралогия: помимо общепринятых "Всадников на станции Роса",
"Звёздного часа Серёжи Каховского" и "Флаг-Капитанов" я отношу к циклу
и новую книгу - "Бронзовый мальчик" (надеюсь, никто не станет
отрицать,что в этой книге действуют уже знакомые читателю Данилка
Вострецов и Серёжа Каховский, хотя и несколько повзрослевшие со
времени "Флаг-Капитанов").
Кто-то скажет:
- Да это ж не Кристалл! Ну и что, что Данилка Вострецов
присутствует на Перекличке Барабанщиков! Это ж не Космос!
Не говорите, что это не Космос. Судьбы памятников, и особенно -
памятников мальчишкам - это и "Бронзовый Мальчик", где памятник
Павлику Морозову, над которым готовы надругаться все, кому не лень: от
уличной шантрапы до слишком уж "правильных" посткоммунистических
взрослых, и памятник Галиену Тукку на заброшеных окраинах Реттерберга,
вот-вот готовых перейти в Безлюдные Пространства (кто знает, может
быть, только после этого Лотик-Юкки с Вьюшкой и сумеют догнать в
вечных странствиях Гальку?..) ("Гуси...", "Выстрел..."), и так и не
построенный памятник мальчишкам разных военных Эпох на Площади
Карронад (а может, и хорошо, что его не построили? По крайней мере -
непостроенный памятник невозможно осквернить, снести, переплавить,
разбить...), и другой памятник мальчишкам - на холме, на острове Двид,
в "Детях Синего Фламинго" - тот памятник т...
Закладка в соц.сетях