Купить
 
 
Жанр: Философия

Космическая игра

страница №11

ку. Это была и она, и все дети мира сразу.
Я продолжал защищать свою дочь, пытаясь сдержать натиск надвигающейся
силы, и все же знал, что в конечном итоге мои попытки закончатся провалом.
Чем дольше я удерживал эти силы, тем мощнее они становились. Здесь было
не просто моим личным "я", в нем присутствовали "я" многих тысяч людей. Ужас
был неописуем. Оглядываясь назад, я ощущал поле, создаваемое испуганным
невинным существом, но вот добавился еще один элемент - мотив мистических
объятий. На ребенка наложился образ Первичной Женственности, самой
Богини-Матери. Она манила меня к себе, чтобы я обнял ее, и я инстинктивно
знал, что нигде больше не найду такого упоения, как в ее объятиях.
Удерживая могучий сексуальный натиск, я удерживал себя и от мистических
объятий Богини, ибо, несмотря на сладостные обещания искупления, я не мог
изнасиловать и убить собственного ребенка. Это безумие нарастало до тех пор,
пока я не повернулся ли-

118


ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА
цом к своей жертве. Все еще сдерживая ужасный натиск сил, толкающих на
убийство, я теперь стоял перед своей жертвой и разрывался между страстью и
защитой. Моей жертвой одновременно была собственная дочь, беспомощная,
невинная и хрупкая, и Изначальная Женщина, приглашающая меня к половому акту
космических масштабов.
После долгой мучительной битвы с ужасным натиском импульсов насилия
Крис стал мало-помалу уступать, позволяя им себя проявить. Мучительная
ситуация разрешилась, когда он сумел обнаружить, что за отдельными лицами,
участвующими в этих сценах насилия, стояла одна и та же сущность - он сам
как творческий принцип.
При всем моем упорном сопротивлении меня тянуло выпустить ярость на
свободу. В ужасе и слепой жажде я начал нападать, насиловать, убивать,
продолжая в то же время изо всех сил бороться с происходящим. Эта борьба
выводила меня на все более глубокие уровни интенсивности до тех пор, пока
вдруг что-то не распахнулось и я не пришел к ошеломительному осознанию, что,
оказывается, я убиваю и насилую себя самого. Это открытие таило в себе
множество измерений и тем привело меня в замешательство. Интенсивная борьба
подвела меня к некоему переломному моменту, где я внезапно постиг, что
являюсь одновременно убийцей-насильником и жертвой. Эмпирически я понял, что
мы - одно. Глядя в глаза своей жертвы, я обнаружил, что смотрю в глаза себе
самому, и в слезах повторял: "Я же это делаю самому себе!"
Это была не кармическая инверсия, не переключение в прежнюю жизнь, где
жертва и злодей поменялись местами. Скорее это был квантовый переход на
эмпирический уровень, где все двойственности растворялись в едином
всеохватном потоке. Это действительным событием. Этот термин применим к явлениям на
всех уровнях реальности - от субатомных частиц до человеческих душ.
Как вытекает из сказанного выше, ни одно из событий нашей повседневной
жизни, а значит, и ни одна из ситуаций, включающих страдание и зло, не
является окончательно реальным в том смысле, в каком мы его обычно
воспринимаем и переживаем. Чтобы это

120


ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА
проиллюстрировать, я вернусь к уже упомянутой аналогии с кинофильмом.
Когда мы смотрим фильм или телевизионное шоу, действующие лица, которых мы
видим на экране, на самом деле являются различными аспектами одного и того
же неделимого светового поля. В толковании происходящего у нас есть выбор:
мы можем воспринимать его как сложную реальную драму жизни или как танец
электромагнитных и акустических волн различной частоты, которые с целью
создания специфического эффекта особым образом синхронизированы. В то время
как неискушенный человек или ребенок может по ошибке принять кино за
реальность, искушенный зритель прекрасно отдает себе отчет в том, что
участвует в виртуальной, мнимой реальности.
Мы истолковываем игру света и звука как реальную историю, а действующих
лиц - как отдельные сущности потому, что нам интересно переживание, к
которому приводит подобная стратегия. Мы активно ищем таких переживаний и
фактически делаем добровольный выбор, приходя в кино и покупая билет. В то
же время, решив реагировать на ситуацию как на реальность, мы на другом
уровне вполне сознаем, что герои фильма вымышлены и их играют актеры. С
точки зрения нашего обсуждения особенно важно, что кинозритель знает: люди,
убитые в фильме, на самом деле не умерли.
В соответствии с прозрениями, описанными в этой книге, человеческое
заблуждение очень похоже на заблуждение кинозрителя. Поскольку нас
привлекают переживания, которые предоставляет нам материальная реальность,
то на некоем другом уровне реальности мы принимаем решение воплотиться. В
космической драме отдельная личность действующего лица, включая нашу
собственную, есть иллюзия, а материя, из которой, казалось бы, сделана
Вселенная, в сущности пуста. Мир, в котором мы живем, реально не существует
в той форме, в какой мы его воспринимаем. Духовные писания Востока
сравнивают наше повседневное переживание мира со сном, от которого мы можем
пробудиться, фритьоф Шуон (ЗсЬиоп 1969) выразил это весьма лаконично:
•"Вселенная - это сон, сотканный из снов, - бодрствует одна самость".

В космической драме, как и в кино или в театральной пьесе, на самом
деле никого не убивают и никто не умирает, поскольку актер после исполнения
своей роли вновь возвращается к своей большей, глубинной личности. В
определенном смысле ни драмы, ни ее действующих лиц не существует вовсе, или
они существуют и не существуют одновременно. С этой точки зрения винить
Вселенский Разум за существование зла в мире было бы так же абсурдно, как
выносить приговор режиссеру за преступления и убийства, совер-

121


КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА
шенные на экране. Конечно, между живыми существами и персонажами кино
есть одно важное различие. Даже если существа в материальном мире не таковы,
какими они кажутся, переживание физической боли и душевных страданий,
связанное с их ролью, реально. С киноактерами, понятно, обстоит совершенно
иначе.
Такой взгляд на творение способен привести в сильное замешательство,
даже несмотря на то что основан он на весьма убедительных переживаниях
людей, находившихся в холотропных состояниях, и в целом согласуется с
научными данными, касающимися природы реальности. Эти проблемы становятся
очевидными, как только мы начинаем задумываться о практических последствиях
такого видения, например о том, какие перспективы это открывает для нашей
жизни и для нашего повседневного поведения. На первый взгляд видение мира
как "виртуальной реальности", а человеческой жизни как кинофильма
тривиализирует нашу жизнь и не принимает во внимание глубину человеческих
лишений. Может показаться, что такое понимание творения отрицает серьезность
человеческих страданий и воспитывает в нас циничное безразличие: дескать, по
сути ничто не имеет значения. Аналогичным образом принятие зла как
неотъемлемой части творения и понимание его относительности может оправдать
устранение всяких этических норм и неограниченное стремление к эгоистическим
целям, т. е. опять-таки делает якобы бессмысленной всякую борьбу со злом в
мире.
Однако в этом смысле ситуация гораздо сложнее, чем может показаться на
первый взгляд. Во-первых, практический опыт показывает, что осознание
пустоты, стоящей за всеми формами, вовсе не означает отрицания любви ко
всему творению. На самом деле трансперсональные переживания, ведущие к
глубоким метафизическим прозрениям относительно природы реальности,
порождают глубокое уважение ко всем живым существам и ответственное
отношение к процессу жизни. Нашему состраданию не требуются материальные
объекты: можно просто направлять его живым существам, являющимся единицами
сознания.
Осознание пустоты, лежащей в основе мира форм, может значительно помочь
и в преодолении трудных жизненных ситуаций. В то же время оно никоим образом
не делает жизнь менее значительной и не мешает нам наслаждаться приятными
моментами жизни и восхищаться ее красотой. Глубокое сострадание и восхищение
творением вполне совместимо с пониманием того, что материальный мир не
существует в той форме, в какой мы его переживаем. Ведь, так или иначе, мы
способны эмоционально откликаться на великие произведения искусства и
глубоко проникаться их образа-

122


ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА
ми! Но в отличие от произведений искусства в жизни все переживания
действующих лиц реальны.
ВЛИЯНИЕ ХОЛОТРОПНОГО ПРОЦЕССА НА ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И ПОВЕДЕНИЕ
Прежде чем полностью оценить этические последствия трансцендентальных
прозрений для нашего поведения, мы должны учесть ряд дополнительных
факторов. Эмпирическое исследование, дающее доступ к таким глубинным
прозрениям, как правило, раскрывает в нашем бессознательном важные
биографические, перинаталь-ные и трансперсональные источники насилия и
алчности. Психологическая проработка этого материала ведет к значительному
уменьшению агрессивности и к увеличению терпимости. Мы также сталкиваемся с
широким спектром трансперсональных переживаний, в которых отождествляем себя
с различными аспектами творения. Это порождает глубокое уважение к жизни и
сочувствие ко всем живым существам. Таким образом, тот же процесс, что
позволяет нам постичь пустоту форм и относительность этических ценностей,
значительно уменьшает нашу склонность к аморальному и антисоциальному
поведению и учит нас любви и состраданию.
Мы развиваем новую систему ценностей, которая основана не на
общепринятых нормах, предписаниях, заповедях и страхе наказания, а на знании
и понимании вселенского закона. Мы постигаем, что являемся неотъемлемой
частью творения и потому, вредя другим, вредим себе. Кроме того, углубленное
самоисследование приводит нас к эмпирическому открытию перевоплощения и
закона кармы. А отсюда вытекает осознание того, что, даже если избежишь
социального возмездия за дурные поступки, они все равно повлекут за собой
серьезные эмпирические воздействия.
Платон прекрасно отдавал себе отчет в глубоких нравственных
последствиях нашей веры в возможность продолжения жизни после биологической
смерти. В "Законах" он вкладывает в уста Сократа утверждение, что признание
того, что грядет после смерти, - КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА
лее высоких планах то, какое поведение мы выбираем и следуем ли
этическим предписаниям. По некотором размышлении он нашел удовлетворительный
для себя ответ на этот вопрос. Он пришел к выводу, что, поскольку абсолютных
критериев нравственности не существует, каждое этическое решение является
творческим актом, отражающим нынешний этап развития нашего сознания и
доступную для нас информацию. Когда эти факторы меняются, мы, оглядываясь
назад, можем иначе увидеть ситуацию. Однако это не означает, что наше
первоначальное решение было неверным. Важно, что при данных обстоятельствах
мы делали все возможное.

Хотя в продвинутых трансперсональных переживаниях мы можем выйти за
пределы зла, его существование в нашей повседневной жизни и в других
эмпирических сферах, в частности в сфере архетипов, представляется весьма
реальным. В мире религии мы часто сталкиваемся с тенденциями изображать зло
как нечто отдельное от божественного и чуждое ему. Холотропные переживания
ведут к позиции, которую один из моих пациентов назвал "запредельным
реализмом". Эта позиция примирения с тем фактом, что зло есть неотъемлемая
часть творения и что все сферы, содержащие отдельных индивидов, всегда имеют
и светлую, и темную стороны. Поскольку зло тесно вплетено в космическую
канву и обязательно для существования эмпирических миров, его невозможно
победить или уничтожить. Однако, если мы и не можем исключить зло из
миропорядка, мы определенно способны преобразить себя и отыскать совершенно
иные пути преодоления темной стороны бытия.
В ходе углубленной эмпирической проработки мы осознаем, что,
поскольку физическая и душевная боль присущи воплощенному существованию
как таковому, мы должны в той или иной степени испытывать их в нашей жизни.
Первая Благородная Истина Будды напоминает о том, что жизнь означает
страдание (с1и1гНа) и это особым образом относится к ситуациям и
обстоятельствам, влекущим за собой наши страдания, - к рождению, старости,
болезни, смерти, к встрече с тем, что мы не любим, к отделению от того, что
нам дорого, и отказу в том, что нам хочется. Кроме того, каждый из нас
испытывает страдание, которое суждено ему и отражает его карми-
ческое прошлое.
Мы не можем избежать страданий, но способны некоторым образом повлиять
на их продолжительность и форму. Мои наблюдения, полученные в ходе работы с
холотропными состояниями, указывают, что, сталкиваясь в направленных сеансах
с трудными кар-мическими переживаниями в концентрированной и сжатой форме,

124


ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА
мы становимся способны значительно сократить проявление этих элементов
в нашей повседневной жизни. Существуют и другие способы, которые при
систематическом самоисследовании помогают нам справиться со страданиями и с
переживанием трудных аспектов бытия. После того как мы научились выносить
чрезвычайную силу этих переживаний в холотропных состояниях, наше отношение
к страданию и его порог подвергаются глубоким изменениям, а поэтому
испытания и тяготы повседневной жизни переносятся относительно легче.
Мы также обнаруживаем, что не являемся телом-эго или тем, что индуисты
называют именем и формой, обликом (нама-рупа). В ходе самоисследования мы
переживаем коренные сдвиги в собственном ощущении личности. В холотропных
состояниях мы можем отождествить себя с чем угодно - начиная с
незначительной частицы протоплазмы в огромной материальной Вселенной и
кончая полнотой бытия и самим Абсолютным Сознанием. То, как мы видим себя -
беспомощными жертвами могучих космических сил или соавторами наших жизненных
сценариев, - естественным образом сказывается на том, до какой степени нам
отведено в жизни страдать, а до какой радоваться и наслаждаться свободой.
АРХЕТИПЫ ЗЛА И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Прежде чем закончить эту главу, мне хотелось бы упомянуть некоторые
интересные прозрения относительно связи между злом, будущим человечества и
сохранением жизни на нашей планете. Горько сознавать, что на пороге нового
тысячелетия мы столкнулись с серьезным и опасным глобальным кризисом.
Понятно, что нечего и надеяться на выживание, если мы будем продолжать
действовать так, как действовали на протяжении почти всей человеческой
истории. Теперь необходимо обуздать человеческое насилие, демонтировать
оружие массового поражения и обеспечить мир на земле. Не менее важно и
остановить промышленное загрязнение воздуха, воды и почвы и
переориентировать нашу экономику на возобновляемые энергетические источники.
Еще одна важная задача - уничтожение нищеты и голода во всем мире и
обеспечение лечения людям, страдающим от излечимых болезней.
Многие из нас глубоко озабочены такой ситуацией и искренне желают
изменить ее и создать лучший мир. Очевидно, что ситуация эта достигла
критической точки, и трудно представить себе какие-то простые акции, которые
могли бы ее исправить. Трудность поисков решения обычно относят на счет
чрезвычайной

125


КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА
сложности текущего глобального кризиса, который включает целый комплекс
проблем экономического, политического, этического, военного,
психологического характера. Решения, если таковые возможны, видятся в
исправлении анормальных тенденций в этих разнообразных областях.
В холотропных состояниях мы обнаруживаем, что у этой проблемы есть и
весьма тревожное метафизическое измерение. Мы начинаем отдавать себе отчет,
что происходящее в нашем мире определяется не одними только материальными
причинами. В конечном счете оно непосредственно отражает динамику сферы
архетипов. Силы и сущности, оперирующие в этой сфере, сильно поляризованы:
пантеон архетипических фигур включает в себя как благие, так и гневные
божества. Архетипические принципы - добро, нейтральное и зло - представляют
собой неотъемлемую часть творения и необходимые элементы в космической игре.

По этой причине устранить зло из устройства Вселенной невозможно. Половину
архети-пического пантеона просто "отстранить от дел" нельзя.
В свете этих прозрений совершенно очевидно, что, если мы хотим улучшить
ситуацию в мире и уменьшить воздействие элементов зла на наши повседневные
дела, нам нужно найти для архетипических сил, которые в ответе за эти
элементы, менее разрушительные и менее опасные формы выражения. Назрела
необходимость создавать ситуации, в которых мы могли бы выразить
архетипи-ческим силам свое почтение и дать им альтернативную возможность
выражения, не разрушающего нашу жизнь, а, наоборот, оказывающего ей
поддержку. Иногда в холотропных состояниях приходят интересные идеи
относительно такого рода деятельности и институтов.
Для уменьшения воздействия потенциально разрушительных архетипических
сил в нашем мире могло бы послужить прежде всего отыскание безопасных
каналов для их выражения в холотропных состояниях сознания. Сюда могли бы
войти программы систематических духовных практик различной ориентации,
разнообразные формы эмпирической психотерапии, обеспечивающие доступ к
пе-ринатальным и трансперсональным переживаниям, а также центры,
предлагающие психоделические сеансы под наблюдением специалистов. Весьма
важно было бы также вернуться к санкционированным обществом ритуальным
действиям вроде тех, что существовали в древних и туземных культурах.
Современные версии ритуалов перехода могли бы обеспечить сознательное
переживание тяжелых энергий, направленных на разрушение и саморазрушение,
предотвращая тем самым их неблагоприятное воздействие

126


ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА
на общество. Дополнительными интересными альтернативами могли бы стать
новые, динамичные формы искусства и развлечений, использующие технологию
виртуальной реальности.
Эти преобразовательные методы можно дополнить различными видами
деятельности, ориентированной вовне и служащей той же цели. Так, мощные и
потенциально разрушительные взрывные энергии, которые ныне выражаются в
смертоносных войнах, можно бы отчасти нейтрализовать, направив на реализацию
глобальной крупномасштабной программы по освоению космоса или на другие
технические проекты. Подобную же возможность могут обеспечить события
соревновательного характера - начиная со спортивных состязаний и кончая
соревнованиями в развитии науки и техники. Некоторая часть этой энергии
может найти выход в парках хитроумных аттракционов, в проведении карнавалов
и зрелищ наподобие древних и средневековых празднеств, в которых участвовали
короли, аристократия, дворянство и простой люд. Если в вышеперечисленных
прозрениях есть доля истины, задача по разработке таких новых форм
приобретает большой интерес.

ГЛАВА СЕДЬМАЯ


РОЖДЕНИЕ, СЕКС И СМЕРТЬ:
КОСМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ
Смерть граничит с нашим рождением, и наша колыбель стоит в могиле.
Джозеф Холл
Человек сразу же ставит себя на уровень животного, если ищет лишь
ублажения похоти, но он устанавливает свое верховенство, когда, укрощая
животное желание, соединяет с сексуальными функциями идеи смертности,
возвышенного и прекрасного.
Рихард Крафт-Эбичг
СОКРОВЕННЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ РОЖДЕНИЕМ, СЕКСОМ И СМЕРТЬЮ
В ГЛАВЕ о способах воссоединения с космическим истоком я вкратце
упомянул три аспекта человеческой жизни, которые особо тесно связаны с
трансперсональной сферой, а именно рождение, секс и смерть. Как мы видели,
все эти три аспекта суть врата, позволяющие человеку выйти за пределы
собственной личности и предоставляющие ему уникальные возможности
космического воссоединения. Это справедливо независимо от того, встречаемся
ли мы с данными ситуациями реально, в повседневной жизни, или символически,
в процессе углубленного эмпирического самоисследования.
Как сами роженицы, так и люди, помогающие процессу родов или
наблюдающие его, могут переживать мощное духовное раскрытие. Это случается,
если роды происходят не в дегуманизированной обстановке больницы, но в
условиях, где возможно полное переживание их психологического и духовного
воздействия. Мощным ката-

128


РОЖДЕНИЕ, СЕКС И СМЕРТЬ
лизатором мистических переживаний может послужить и близкое
соприкосновение человека со смертью или общение с умирающими. Порой глубо
кодуховным событием может стать физическая близость с чрезвычайно удачным
партнером, а в некоторых случаях она даже инициирует непрерывный процесс
эволюции сознания. Эта тесная связь между сексуальностью и духовностью лежит
в основе многих тантрических практик Востока.
Кроме тесной связи с духовностью рождение, секс и смерть демонстрируют
значимое эмпирическое взаимодействие. Для многих женщин роды, протекающие
без осложнений и в благоприятных условиях, могут стать сильнейшим
сексуальным переживанием в их жизни. И наоборот, мощный сексуальный оргазм
как у женщин, так и у мужчин может иногда принимать форму психодуховного
возрождения. Такой оргазм порой бывает настолько всепоглощающим, что может
субъективно переживаться как смерть. Связь между сексуальным оргазмом и
смертью во французском языке отражена выражением "1а реШе тог!.", что
означает "малая смерть". А умирание, особенно связанное с удушьем, может
содержать сильный сексуальный компонент.

Такая же тесная связь существует между рождением и смертью. Многие
женщины на поздних стадиях беременности видят сны, содержащие мотивы смерти
и разрушения. Как для матери, так и для ребенка, роды - событие, несущее в
себе потенциальную угрозу жизни. Даже если роды проходят легко, ничем не
угрожают жизни, они все равно могут сопровождаться сильным страхом смерти.
Справедливо и обратное: в присмертных переживаниях и родах есть общие
элементы, например ощущение прохождения сквозь туннель или трубу, навстречу
свету.
В работе с холотропными состояниями нас могут посетить глубокие
прозрения, касающиеся природы эмпирических связей между рождением, сексом и
смертью. В бессознательном эти три важные области нашей жизни настолько
тесно связаны и переплетены между собой, что невозможно переживать одну из
них, не соприкасаясь с двумя другими. Это кажется удивительным, поскольку в
повседневной жизни мы обычно рассматриваем данные три области отдельно друг
от друга и обсуждаем их в различных контекстах. Рождение отмечает начало
нашей жизни, позволяя младенцу появиться на свет. Смерть, если, конечно, она
не является результатом тяжелой болезни или несчастного случая, связана с
преклонным возрастом и, таким образом, с заключительной стадией нашей жизни.
Сексуальность, в полном смысле этого слова, относится к среднему периоду
нашей жизни - физической зрелости.

129


КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА
РОЖДЕНИЕ, СЕКС И СМЕРТЬ В ПЕРИНАТАЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Этот общепринятый взгляд на связь между рождением, сексом и смертью
подвергается глубочайшим изменениям, когда процесс глубокого эмпирического
самоисследования покидает уровень воспоминаний детства и младенчества и
восходит к рождению, к пери-натальной сфере психики. Мы начинаем
сталкиваться с эмоциями и физическими ощущениями чрезвычайной интенсивности,
зачастую превосходящей все, что мы прежде считали человеческими
возможностями. В этот момент переживания становятся странной смесью двух тем
- рождения и смерти. Они несут в себе ощущение сурового, угрожающего жизни
узилища и отчаянной, упорной борьбы за освобождение и выживание. На
перинатальном уровне эта тесная связь между рождением и смертью отражает тот
факт, что роды - событие, потенциально угрожающее жизни. В их процессе
ребенок и мать могут погибнуть на самом деле. Иногда дети рождаются
бездыханными и их приходится оживлять.
Воскрешение в памяти различных аспектов биологического рождения может
быть весьма ярким, убедительным и зачастую воспроизводить этот процесс в
фотографических подробностях. Это случается даже с людьми, которые ничего не
знают о подробностях своего рождения и уж тем более не имеют акушерских
знаний. Например, в непосредственном переживании мы можем открыть для себя,
что родились в ягодичном предлежании, что во время родов использовались
щипцы или что мы родились с обвитой вокруг шеи пуповиной. Мы можем
почувствовать тревогу, биологическую ярость, физическую боль и удушье,
связанные с этим устрашающим событием, а также в точности узнать, какая
анестезия применялась при нашем рождении. Эти переживания часто
сопровождаются различными позами и движениями головы и тела, которые в
точности воссоздают механику того или иного типа родов. Все эти подробности
можно документально подтвердить, если сохранились записи о процессе родов
или есть надежные свидетели.
Представленность в нашей психике рождения и смерти, а также тесной
связи между ними может у

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.