Жанр: Философия
Космическая игра
...твенную природу. Однако, если
определенные аспекты развития непредсказуемы даже для Божественного,
различные нежелательные тенденции, например текущий глобальный кризис, могут
потребовать нашего вмешательства. В таком случае мы могли бы поистине стать
для Абсолютного Сознания в его божественной игре активными участниками и
ценными партнерами.
Некоторые люди, пережившие прозрения относительно "побуждений" к
творению, подчеркивают также его эстетическую сторону. В повседневной жизни
нас зачастую восхищает не только красота человеческих творений -
произведений искусства и архитектурных памятников, - но и красота, присущая
Вселенной и природе. В холотропных состояниях способность оценить
эстетическую сторону различных аспектов бытия намного возрастает. Говоря
словами Уильяма Блейка, когда "двери восприятия очищены", трудно не заметить
удивительной красоты творения. С этой позиции Вселенная, в которой мы живем,
а также все эмпирические реальности в других измерениях также видятся
совершеннейшими произведениями искусства, а побуждение творить их можно
уподобить вдохновению и творческому энтузиазму величайшего художника.
51
КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА
БОЖЕСТВЕННАЯ ТОСКА
Как я упоминал ранее, в прозрениях относительно сил, лежащих в основе
творения, иногда открываются "мотивы", отличные от описанных выше и,
казалось бы, им противоречащие. Они отражают не щедрое изобилие, богатство,
полную самодостаточность и мастерство космического творческого начала, а
определенное чувство недостаточности, нужды или потребности. Например, можно
Легенды древней Мексики повествуют о том, как мир материи и мир духа
сосуществуют и дополняют друг друга. На этом рисунке из ацтекской рукописи
их описания, в них четко выделяются два взаи-
ПРОЦЕСС ТВОРЕНИЯ
мосвязанных и взаимодополняющих элемента, которые вовлечены в творение
феноменальных миров.
Первый - это деятельность, раскалывающая первородное недифференцируемое
единство Абсолютного Сознания на все возрастающее число производных единиц
сознания. Вселенский Разум вовлекается в творческую игру, включающую сложные
последовательности разделений, расчленений и различий. В результате
образуются эмпирические миры, содержащие несчетное множество отдельных
сущностей, наделенных особыми формами сознания, ряд из которых осознает
себя. По общему мнению, все это приходит к существованию путем многократного
деления и подразделения изначально неделимого поля космического сознания.
Таким образом, божественное ничего не создает вне себя, оно творит из себя,
преображая то, что находится в нем самом.
Вторым важным элементом в процессе творения является уникальная форма
"перегородки", или изолирующего "космического экрана", посредством которого
дочерние сознательные сущности все больше утрачивают контакт со своим
первородным истоком, а следовательно, и осознание своей изначальной природы.
Они также развивают чувство индивидуальной личности и абсолютной
отделенное(tm) друг от друга. На заключительных стадиях данного процесса
между этими расщепленными единицами существуют неосязаемые, но относительно
непроницаемые перегородки, которые присутствуют также между каждой из этих
единиц и первородным, недифференцируемым резервуаром Вселенского Разума.
Важно подчеркнуть, что это ощущение отделенное(tm) чисто субъективно и в
конечном счете иллюзорно. На более глубоком уровне в основе всего творения
по-прежнему остается неделимое и недифференцируемое единство.
Вышеупомянутые термины - "перегородки" и "космический экран" - в данном
контексте не вполне годятся, поскольку они предполагают механическое
разделение элементов и дробление целого на части. Такие конкретные образы
куда больше подходят не для движущих сил, о которых идет речь, но для
ремесел, имеющих дело с различными материалами, например для каменщицкого
или плотницкого дела. Вот почему многие люди заимствуют термины из
психологии и сравнивают данный процесс с такими механизмами, как забвение,
вытеснение или диссоциация. Мы говорим здесь о явлении, которое писатель и
философ Алан Уоттс назвал "запрет на знание о том, кто ты есть". Как
показывают прозрения в различных холотропных состояниях, эти отколовшиеся
единицы сознания необязательно люди и животные, это и растения, и элементы
КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА
неорганического мира, и развоплощенные сущности, и архетипи-ческие
существа.
Отношения между Абсолютным Разумом и его частями весьма уникальны и
сложны и не могут истолковываться в терминах общепринятого мышления и
обычной логики. Здравый смысл подсказывает нам, что часть не может
одновременно являться целым и что целое как набор частей должно быть больше
любого своего компонента. Поскольку же целое представляет собой набор своих
составляющих, то мы наверняка сможем разобраться в нем, изучая эти
составляющие. До недавнего времени таково и было одно из фундаментальных
допущений западной науки. Вдобавок в контексте целого эти части должны иметь
определенное расположение и занимать определенную часть его полного размера.
Все сказанное выше об отношении целого к его частям кажется очевидным и
справедливым в нашей повседневной жизни, но ни одно из этих свойств и
ограничений не применимо к космической игре в абсолютном смысле.
В структуре Вселенной отдельные единицы сознания, невзирая на их
индивидуальность и особые различия, сохраняют на другом уровне сущностную
тождественность своему источнику, а также друг другу. Парадоксальность их
природы заключается в том, что они одновременно являют собой как целое, так
и его части. Информация о каждой из таких единиц распределена по всему
космическому полю, а они, в свою очередь, имеют потенциальный доступ к
информации о творении. Это, очевидно, касательно людей, поскольку мы имеем
возможность непосредственно наблюдать эти отношения в виде целого спектра
трансперсональных переживаний.
В трансперсональных состояниях мы способны ощущать себя и некой частью
творения, и самим творческим принципом. То же справедливо и для других
людей, которые могут ощущать себя и собой, и кем-то иным, в том числе и для
нас самих. В этом смысле каждое человеческое существо есть не только малая
составная часть Вселенной, но и целое поле творения. Подобная взаимосвязь,
по всей видимости, существует и в царстве животных и растений, и" даже в
неорганическом мире. Именно в этом направлении указывают наблюдения,
касающиеся эволюции видов и различных парадоксов квантовой физики.
Данная ситуация напоминает описания, приведенные в древнеиндийских
духовных системах, в частности в джайнизме и в буддийской Аватамсака-сутре.
Согласно космологии джайнов, сотворенный мир представляет собой бесконечно
сложную систему единиц омраченного сознания, или джива, пребывающих на
различных стадиях и во множестве аспектов космического процесса. Их перво-
ПРОЦЕСС ТВОРЕНИЯ
родная природа загрязнена вовлеченностью в материальную реальность,
особенно в биологические процессы. Джайны связывают дживы не только с
органическими формами жизни, но и с неорганическими объектами и процессами.
Каждый джива вопреки своей кажущейся отдельности остается связан с другими
дживами и содержит знание о них о всех.
В Аватамсака-сутре для иллюстрации взаимосвязи всех вещей, использован
красивый поэтический образ - ожерелье ведического бога Индры: "Говорят, на
небесах Индры есть нитка жемчужин, расположенных таким образом, что если
взглянешь на одну из них, то увидишь в ней отражения всех остальных. Точно
так же всякая вещь в этом мире не просто сама эта вещь, но она включает в
себя всякую другую вещь и на самом деле является всем остальным". Схожие
концепции можно обнаружить в буддийской школе хуаянь, являющейся
древнекитайской версией того же учения. Хуаянь - холистическое видение
Вселенной, воплощающее одно из самых глубоких прозрений, какие когда-либо
посещали человеческий ум. Сущность этой философии можно вкратце выразить в
нескольких словах: "Одно в Одном, Одно во Многом, Многое в Одном, Многое во
Многом". Это понятие космического взаимопроникновения, характерное для
данной школы, прекрасно отражено в следующей истории.
Императрица У, которая никак не могла понять тонкостей философии
хуаянь, как-то попросила Фацзана, одного из основоположников этой школы,
привести какой-нибудь простой пример космической взаимосвязанности. Фацзан
привел ее в большой зал, всю внутренность которого - стены, потолок и пол -
покрывали зеркала. Он зажег свечу, подвесил ее в центре зала к потолку - и в
тот же миг и он сам, и императрица У оказалась в окружении несметного числа
зажженных свечей разного размера, достигающих бесконечности. Вот таким
образом Фацзан проиллюстрировал связь Одного и Многого.
Затем он поместил в центр зала маленький кристалл со множеством граней.
Все, что окружало кристалл, включая бесчисленные образы свечей, теперь
собралось и отразилось внутри этого маленького сверкающего камня. Таким
образом Фацзан сумел показать, как в Абсолютной Реальности бесконечно малое
содержит бесконечно большое, а бесконечно большое - бесконечно малое, причем
без искажений. Проделав это, он подчеркнул, что показал лишь статическую
модель, которая на самом деле весьма ограниченна и несовершенна. Она
неспособна охватить вечное многомерное движение во Вселенной,
беспрепятственное взаимопроникновение Времени и Вечности, а также прошлое,
настоящее и будущее.
КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА
МЕТАФОРЫ ДЛЯ ТВОРЕНИЯ
Людям, пережившим в холотропных состояниях динамику космического
творческого процесса и пытающимся описать свои наблюдения, часто недостает
средств адекватного словесного выражения. Поэтому они обращаются к различным
символическим образам, метафорам и параллелям из повседневной жизни в
надежде, что это поможет проиллюстрировать и передать их переживания и идеи.
В нижеследующем описании творческого процесса я воспользуюсь таким подходом
и прибегну к образам, относящимся к круговороту воды в природе. Отсылки к
подобным природным явлениям особенно часты в описаниях тех сеансов, где
присутствовали космологические видения.
До начала творения Космическое Сознание являет собой безграничное
недифференцированное поле с исполинским творческим потенциалом. Творение
начинается внутри этого поля подобно возникновению ряби на воде - как
нарушение изначального единства, выражающееся в виде игры воображения и
порождения различных форм. Сперва сотворенные сущности сохраняют контакт с
источником и разделение присутствует лишь гипотетически, относительно и
частично. Если воспользоваться водной метафорой, то изначальное неделимое
единство Абсолютного Сознания можно уподобить глубокому и спокойному океану
невообразимых размеров. Образ, который лучше всего иллюстрирует начальную
стадию процесса творения, - это возникновение волн на океанской глади.
С одной стороны, волны можно рассматривать как индивидуальные и
отдельные сущности. Например, можно говорить о волне как о большой, быстрой,
зеленой или как о благоприятной либо опасной для тех, кто занимается
серфингом. В то же время совершенно ясно, что эта волна, несмотря на свою
относительную индивидуальность, есть также неотъемлемая часть океана.
Различение волн от океана подобно игре, иллюзорно и неполно. Внезапный ветер
может создать волны на океанской глади, но, как только ветер стихает, эти
волны возвращаются к своей изначальной тождественности с океаном.
На этой описанной мною стадии источник творения порождает образы,
отличные от самого себя, однако данные образы сохраняют связь с истоком и
осознают сущностную с ним тождественность. Подлинное творение требует, чтобы
его продукты отделились от порождающей матрицы и были четко различимы. В
истинном смысле это начинается, только когда связь с истоком прерывается и
образуется отдельная сущность. Сперва это может произойти лишь на
ПРОЦЕСС ТВОРЕНИЯ
мгновение, и здесь наиболее подходящий метафорический образ - это
волна, разбрызгиваемая ветром или разбивающаяся о берег. Когда единое тело
волны разбивается на тысячи мелких брызг, эти летящие в воздухе брызги на
миг обретают отдельную сущность независимое существование. Данная ситуация
длится очень короткое время - пока все брызги не упадут снова в океан и не
воссоединятся с ним.
В следующей фазе это отделение становится намного более определенным:
расколотые единицы сознания обретают индивидуальное существование и
независимость на значительный период. Это начало дробления, начало создания
"космического экрана", или космической диссоциации и забвения. Изначальное
единство с истоком временно утрачивается, и божественная сущность
забывается. Метафорической параллелью этой ситуации могла бы служить вода,
оставшаяся после отлива в углублениях скалистого берега. Вода в луже надолго
отделяется от материнских вод, однако во время следующего прилива единство
восстанавливается, и отделенная масса воды возвращается к своему истоку.
Развитие процесса индивидуализации приводит к положению, в котором
разделение становится завершенным, убедительным и как будто бы перманентным.
Происходит радикальная метаморфоза, и отколовшиеся единицы сознания обретают
новое тождество, полностью отличное от прежнего. Изначальное единство
затуманивается и перестает быть явным, однако полностью не утрачивается. Эта
стадия творения может быть уподоблена массе воды, которая испарилась из
океана и сформировалась в облако. Прежде чем стать облаком, вода подверглась
глубокому преобразованию. Теперь у этой новой сущности есть особая
характерная форма и своя собственная жизнь. Однако мелкие водяные капельки,
образующие облако, выдают, каков источник и происхождение данного нового
явления. Они легко конденсируются и в виде дождя начинают свой путь к
возобновлению единства с океаном.
В заключительной фазе этого процесса разделение завершается, и связь с
истоком представляется полностью утраченной. Здесь происходит полное,
коренное преобразование, в результате которого изначальная сущность
забывается, а новая единица выкристаллизовывается в отчетливую, весьма
сложную форму и твердеет. В то же время процесс многократного деления зашел
так далеко, что сознание сотворенной единицы представляет собой лишь
бесконечно малую часть изначального целого. Хороший пример этой стадии -
снежинка, выкристаллизовавшаяся в облаке из воды, которая испарилась из
океана. Снежинка представляет собой лишь бесконечно
КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА
малую часть водной массы океана и обладает весьма специфичной формой и
структурой. Удивительное многообразие форм снежинок хорошо иллюстрирует
богатство творения, характеризующее феноменальный мир. Снежинка несет очень
малое сходство со своим источником, и, для того чтобы она могла
воссоединиться с ним, ее структура должна подвергнуться коренным изменениям
и утратить независимое существование.
Мы могли бы пойти еще дальше и представить себе кусок льда. Здесь вода
подверглась настолько принципиальным изменениям и настолько отличается от
своей первоначальной формы, что если бы мы не имели интеллектуального знания
о процессе замерзания и его последствиях, то не смогли бы распознать в этом
куске льда воду. Ведь в противоположность воде лед плотен, прочен, тверд и
жесток. Подобно снежинке, возвращающейся к своему первоначальному водному
состоянию, лед должен пройти полную аннигиляцию и утратить все, что
составляет его сущностные характеристики.
Аналогичные образы, уподобляющие различные аспекты творения воде, можно
найти в мистической литературе всех веков. Вот как описывает Божественное
Руми: "Это Океан Единства, где нет ни супруга, ни супруги. Его жемчужины и
его рыбы - не что иное, как его волны". "Дух поистине и всегда один,
но проявления его на различных планах творения различны. Подобно тому как
лед, вода и пар не три разные вещи, но всего лишь три формы одного и того
же, Дух один, но его форм множество. В виде тончайшей сущности он пребывает
в высочайших запредельных сферах, но по мере нисхождения к более грубым
сферам выражается в менее тонких формах".
В предельной ситуации исток не только утрачивается и предается
забвению, но отрицается даже само его существование. Для этой стадии
творения весьма трудно подобрать образ, связанный с круговоротом воды в
природе. Здесь наилучший пример - ситуация атеиста. Вот как один из моих
пациентов увидел в холотропном состоянии дилемму атеиста:
Атеист представляет собой крайнее выражение космического юмора. Он -
отщепленная единица божественного сознания, посвятившая свое бренное
существование трагикомической борьбе за явно недостижимую цель. Он
решительно пытается доказать, что как Вселенная, так и он сам - всего лишь
случайные материальные образования и что творец не существует. Атеист
полностью забыл о своем божественном происхождении, не верит в существование
Бога и даже способен неистово и яростно нападать на всех верующих. Шри
ПРОЦЕСС ТВОРЕНИЯ
Ауробиндо описывал атеиста как "Бога, играющего в прятки с самим
собой".
Кроме вышеприведенных образов для иллюстрации характера космического
процесса нередко используют полный цикл круговорота воды в природе. В
зависимости от погоды можно наблюдать удивительную и загадочную игру волн в
океане, подобную юре процессов, происходящих во всей Вселенной. Океанская
вода испаряется, образуя облака, которым присуща своя богатая динамика, как
внутренняя, так и внешняя. Вода в облаках конденсируется и возвращается на
землю в виде дождя, града или снега. Это начало пути к воссоединению. Снег и
град тают, капли воды сливаются в струйки, которые затем образуют ручьи,
потоки и большие реки. После многократных слияний вся эта вода достигает
океана и воссоединяется со своим изначальным истоком.
МАКРОКОСМ И МИКРОКОСМ:
ЧТО ВВЕРХУ, ТО И ВНИЗУ
Еще одна сфера повседневной жизни, обеспечивающая нас удачными образами
для иллюстрации процесса творения, - это биология, и в частности связь между
клетками, тканями, органами и организмом в целом, с одной стороны, и
организмами, видами и экосистемами - с другой. Этот пример демонстрирует,
как в процессе творения различные единицы сознания могут одновременно быть и
независимыми индивидами, и частями более крупных "целых", и в конечном итоге
частями всего мироздания.
Клетки суть структурно разделенные, но функционально объединенные в
ткани и органы единицы. В свою очередь, ткани и органы являют собой
отдельные формы все более высокого порядка, но при этом они выполняют важную
роль как части целостного организма. Оплодотворенное яйцо в определенном
смысле содержит целый организм, а эмбриологическое развитие раскрывает его
внутренний потенциал. Точно так же дуб можно рассматривать как желудь,
раскрывший свой потенциал.
Можно проследить этот процесс в противоположном направлении и заглянуть
в микромир. Клетки содержат органеллы, состоящие из молекул, которые
образованы из атомов. Атомы распадаются на субатомные частицы, а те, в свою
очередь, - на кварки, считающиеся в наше время самыми малыми составляющими
материи. Ни в одном из вышеприведенных примеров части не могут
рассматриваться как отдельные сущности, независимые от системы, которую они
составля-
КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА
Пурушакара-янтра, или янтра Космического Человека, - представление
вселенной, включающее в себя микро- и макромир. На этом тантрийском рисунке
из Раджастана (Индия) изображен человек, который полностью реализовал свой
потенциал и стал целой вселенной. Семь восходящих планов (лох) представляют
переживания небесных сфер, центральный план - земные переживания
(бхур-лока), а нисходящие планы - состояния сознания низших сфер.
ПРОЦЕСС ТВОРЕНИЯ
ют. Они имеют смысл только в контексте более крупных "целых", а в
конечном итоге - как части всей полноты творения.
Человеческое тело развивается из одиночного недифференцированного
источника - оплодотворенной яйцеклетки, проходящей сложную
последовательность делений, в результате которых образуется огромное
многообразие клеток, составляющих различные органы. Сформировавшееся
человеческое тело имеет иерархическое строение, где каждая часть также
является сложным целым. Функциональное единство органов тела обеспечивается
сложной системой нервных и биохимических регуляторов, которая выходит за
пределы анатомических границ всех уровней. Вдобавок каждая клетка несет в
себе набор хромосом, содержащих генетическую информацию о целом организме.
Генная инженерия - наука, находящаяся еще в начале своего пути, - уже сумела
создать из ядра единственной клетки так называемый клон - точную копию
родительского организма. Поскольку каждая часть тела содержит информацию обо
всем теле, то здесь вполне уместно сравнение с космическим процессом
творения, рассмотренным нами ранее.
В мировоззрении тантризма связь между космосом и человеческим
организмом не просто метафора или средство, помогающее понять основные идеи.
Древние тантрические тексты утверждают, что человеческое тело в буквальном
смысле является микрокосмом, отражающим и содержащим в себе весь макрокосм.
Если бы человек смог тщательно изучить свое тело и психику, он обрел бы
знание всех феноменальных миров (Моокег)ее апа КЬаппа 1977). Графически это
представлено в Пуруша-янтре - образе Космического Человека. В его фигуре
материальный мир, в котором мы живем, располагается в области живота,
верхняя часть тела и голова представляют различные небесные сферы, а область
таза и ноги - преисподние.
Будда описывал связь между телом и Вселенной следующими словами:
"Истинно говорю вам, что это человеческое тело заключает в себе весь мир, и
его возникновение, и его исчезновение". В каббале десять Сефирот,
архетипических принципов, представляющих различные стадии божественной
эманации, рассматриваются как божественное тело Адама Кадмона, с головой,
руками, ногами и половыми органами. Человеческое тело есть миниатюрная копия
этой первичной формы. Аналогичные концепции можно найти в гностицизме, в
герметической традиции и в других эзотерических системах.
Эта глубокая связь между отдельным человеческим организмом и космосом,
о которой говорится в различных эзотерических тра-
КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА
Это изображение человека как микрокосма, отражающего в себе макрокосм,
приведено в герметическом тексте XVII века, написанном Робертом Флудом.
Концентрические круги, представляющие планетарные сферы, соответствуют
определенным частям физического тела. Девять ангельских сфер указывают на
способность человека использовать рассудок, интеллект и чистый ум для
достижения статуса Космического Человека или даже Бога.
дициях, выражена в знаменитых формулировках: "что наверху, то и внизу"
или "что снаружи, то и внутри". Наблюдения, полученные в результате
современных исследований сознания, пролили новый свет на это древнее
мистическое представление, совершенно абсурдное с точки зрения
материалистической науки. Трансперсональная
ПРОЦЕСС ТВОРЕНИЯ
психология обнаружила, что в холотропных состояниях возможно
эмпирическое отождествление почти с любым аспектом физической реальности,
прошлым и настоящим, равно как и с различными аспектами других измерений
бытия. Тем самым она подтвердила, что в психике каждого из нас таинственным
образом закодирован весь космос и в процессе углубленного систематического
самоисследования любой из нас может получить к нему доступ.
Обсуждение иерархического порядка во всей Вселенной можно опять-таки
продолжить за пределы индивидуальных организмов, поскольку каждая живая
форма образует часть более крупной группы или системы. Животные формируют
колонии, стаи, косяки и стада и принадлежат к семействам и видам. Отдельные
люди суть части семьи, клана, племени, культуры, нации, расы и т. д. Живые
организмы - растения, животные и люди - принадлежат к различным экосистемам,
развившимся внутри биосферы нашей планеты. В сложной динамической структуре
Вселенной каждая составная часть является как отдельной единицей, так и
частью большего целого. Таким образом, здесь имеет место диалектическое
объединение отдельной индивидуальности и ее участия в более расширенном
контексте.
ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ
Новая связь между целым и его частями, которую открыла современная
наука, была исследована и детально описана британским писателем и философом
Артуром Кестлером. Для отражения того, что во Вселенной все одновременно
является как целым, так и частью, Кестлер в своей книге "Янусл",
озаглавленной по имени двуликого римского бога, вводит термин Но1оп. Корень
этого слова, Но1 - указывает на полноту и целостность (от греч. Ьо1о5 -
"целое"), а суффикс оп, как правило используемый в названиях элементарных
частиц, обозначает часть, или составляющую. Переходя с одного уровня
иерар
...Закладка в соц.сетях