Жанр: Философия
Космическая игра
...се равно! Как оказалось,
именно в то время, когда я в своем сеансе достиг разрешения кармической
матрицы, в мозгу Моники возник мой образ. Она начала думать обо мне и о
наших отношениях. Поняв, что в ее жизни есть человек, на которого она может
положиться, она успокоилась, сбросила
163
КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА
скорость, свернула с кольцевой автодороги и припарковалась у обочины.
Когда она протрезвела настолько, что могла безопасно вести машину, она
вернулась домой и легла спать.
На следующий день после разговора с Моникой мне позвонил Вольфганг и
попросил о встрече. Такой поворот был абсолютно неожиданным и удивительным,
ведь раньше Вольфганг никогда мне не звонил и тем более не просил о встрече.
Когда он приехал, он сказал, что хочет поговорить на очень интимную и
щекотливую тему. Это оказалась проблема, которую в психоанализе называют
комплексом проститутки-мадонны. В жизни Вольфганга было много случайных и
поверхностных сексуальных связей, в том числе забав на одну ночь, и у пего
никогда не возникало сложностей с эрекцией. Теперь, по его словам, он нашел
женщину своей мечты и впервые в жизни по-настоящему влюбился. Однако
сексуальные отношения с пей у пего не складывались, он неоднократно терпел
мучительные поражения.
Вольфганг был в отчаянии, поскольку боялся потерять эту женщину, не
справится со своей импотенцией. Он сказал мне, что стеснялся говорить об
этом с незнакомыми людьми и подумывал обсудить эту проблему со мной, но так
ничего и не сделал, поскольку испытывал ко мне сильные негативные чувства. И
вдруг его отношение ко мне в один миг изменилось. Ненависть, как но
волшебству, исчезла, и он решил позвонить мне и попросить о помощи. Спросив
его, когда это произошло, я обнаружил, что время в точности совпало с
завершением моего египетского эпизода.
Несколько недель спустя, на сеансе гипноза с Полип Маккририк,
психоаналитиком из Лондона, я восстановил недостающий фрагмент моей
египетской истории. Далее я привожу выдержку из описания этого опыта.
Я лежал на песке в знойной, иссушенной солнцем пустыне, чувствовал
мучительную боль в животе, и все мое тело сводили судороги. Я знал, что меня
отравили и что я умираю. Понятно мне и что единственные люди, которые могли
отравить меня, это Моника и ее любовник. По египетскому закону она должна
была выйти замуж за старшего брата, то есть за меня, но любовь ее
принадлежала другому мужчине. Я узнал об их романе и пытался вмешаться в их
отношения. Сознание, что я предан и отравлен, наполнило меня слепым гневом.
Я умер в одиночестве, в пустыне, и все мое существо было переполнено
ненавистью.
Переживание этой ситуации принесло еще одно интересное прозрение. Я
вспомнил, что в той жизни в Египте участвовал в мистс-
ТАЙНА КАРМЫ И ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ
риях Исиды и Осириса и знал их тайны. Я чувствовал, что яд и ^енависть
отравляли мой разум и затмевали все, включая это знание. Именно это не
позволило мне во время смерти воспользоваться тайными учениями. По той же
причине моя связь с этим тайным знанием грубо прервалась.
Я вдруг увидел, что большая часть моей настоящей жизни была посвящена
неустанному поиску этих утраченных учений. Я вспомнил, какое волнение
испытывал каждый раз, когда мне попадалась информация, прямо или косвенно
связанная с этой областью. В свете этого прозрения моя работа с
психоделиками, сосредоточенная вокруг психодуховной смерти и возрождения,
была как бы открытием заново и современной переформулировкой процессов,
входивших в древние мистерии.
В последующей медитации на меня неожиданно нахлынула целая симфония
образов, представляющих основные моменты моих переживаний, касающихся Моники
и Вольфганга: одни относились к нынешней жизни, другие были из моих сеансов.
Интенсивность и скорость этого пересмотра, быстро нарастая, достигли
взрывной кульминации. И внезапно я ощутил разрешение проблемы и покой.
Теперь я знал, что кармическая матрица полностью рассосалась. Пока я жил в
Балтиморе, мы с Моникой оставались друзьями. Из нашего общения исчезли
напряжение и хаос, и ни один из нас более не чувствовал побуждений
продолжать интимную связь. Мы оба понимали, что в этой жизни не
предназначены быть партнерами.
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ И КАРМА В ТИБЕТСКОМ БУДДИЗМЕ
Есть еще один интересный аспект загадки перевоплощения. Эта информация
известна нам из определенных тибетских учений и практик, касающихся того, в
какой мере возможно фактически влиять на процесс смерти и перевоплощения.
Тибетская литература рассказывает, что определенные высокосовершенные
духовные мастера способны выбирать время и место своей смерти, предсказывать
или назначать время и место своего следующего воплощения и даже сохранять
непрерывность сознания при прохождении через "бар-до" (промежуточные
состояния между смертью и следующим воплощением).
Согласно этим текстам, совершенные тибетские монахи, чтобы определить
местонахождение ребенка, являющегося перевоплоще-
КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА
нием какого-либо тулку или далай-ламы, могут использовать особые
указания, полученные в сновидениях и медитациях, а также различные внешние
знамения. В итоге ребенка находят, привозят в монастырь и подвергают тестам,
в которых он должен правильно определить, какие предметы из нескольких
наборов принадлежали ему в прошлой жизни. Некоторые аспекты этой практики
можно, по крайней мере теоретически, строго протестировать согласно западным
критериям.
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ: ФАКТ ИЛИ ВЫМЫСЕЛ?
Теперь мы можем обобщить объективные свидетельства, которые составляют
основу широко распространенного "верования" в перевоплощение и карму. На
самом деле слово "верование" здесь совершенно не годится. Ведь "верование" -
это теоретическая система мысли, концептуальная основа, которая пытается
дать объяснение множеству необычных переживаний и наблюдений. В холотропных
состояниях, спонтанных или вызванных искусственно, переживания эпизодов из
жизней людей различных исторических периодов и разных стран мира не только
возможны, но и вполне обычны. Переживая эти события, мы испытываем
убедительное чувство, что действительно были когда-то этими людьми и жили их
жизнью. Эти переживания, как правило, очень ярки и могут захватывать все
наши чувства.
По содержанию переживания прошлых жизней выходят за пределы расовых и
культурных границ и могут иметь место в любой стране мира и в любой период
человеческой истории и предыстории. Они часто обеспечивают подробную
информацию о странах, культурах и эпохах. Во многих случаях эта информация
далеко превышает наше прежнее знание того или иного вопроса и наш уровень
образования. Иногда в сценах из прошлой жизни могут действовать животные.
Например, мы можем переживать ситуацию, в которой нас терзает тигр или
затаптывает слон. За многие годы я наблюдал и переживания прошлых жизней,
где присутствовал только один живой персонаж, например эпизоды, где на
переживающего обрушивалась лавина или падало дерево. Терапевтический
потенциал переживаний прошлых жизней и связанные с ними синхронности -
дополнительные яркие черты этих явлений. Вот какие факты нам следует знать,
прежде чем мы попробуем вынести суждение относительно "верования" в
перевоплощение и карму.
Необычные свойства переживаний прошлых жизней неоднократно
подтверждались независимыми наблюдателями. Однако все эти впе-
ТАЙНА КАРМЫ И ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ
чатляющие факты вовсе не обязательно представляют собой окончательное
"доказательство" того, что мы переживаем смерть и воплощаемся как те же
самые отдельные единицы сознания, или те же самые индивидуальные души. Этот
вывод - лишь одно из возможных толкований существующих фактов. В сущности, с
той же ситуацией мы сталкиваемся в науке, когда, собрав данные наблюдений,
ищем теорию, которая могла бы их объяснить и поместить в соответствующую
понятийную схему.
Одно из основных правил современной философии науки гласит, что теория
никогда не должна но ошибке приниматься за реальность, которую она
описывает. История науки четко свидетельствует, что для толкования доступной
информации всегда существует не один способ. В изучении феноменов прошлой
жизни, равно как и в любой другой исследуемой области, мы должны отделять
факты наблюдений от теорий, которые пытаются их объяснить. Например, падение
предмета - факт наблюдения, тогда как теории, пытающиеся дать объяснение,
почему это происходит, в ходе истории несколько раз менялись и, разумеется,
будут меняться дальше.
Существование переживаний прошлых жизней со всеми присущими им
замечательными характеристиками есть неоспоримый факт, который может быть
проверен всяким серьезным, достаточно непредвзятым и заинтересованным
исследователем. Понятно также, что с позиций традиционной психиатрии и
психологии невозможно убедительно объяснить это явление. С другой стороны,
толкование существующих данных - вопрос гораздо более сложный и трудный.
Популярное понимание перевоплощения как повторяющегося цикла жизни, смерти и
нового рождения того же самого индивида - вполне резонный вывод, который
можно сделать, исходя из доступных фактов. Оно, безусловно, прогрессивнее
позиции традиционных психологов и психиатров, которые игнорируют все
имеющиеся факты и жестко придерживаются укоренившегося образа мыслей. Однако
нетрудно представить себе альтернативные толкования той же информации.
Разумеется, ни одно из этих объяснений не соответствует материалистической
парадигме.
В духовной литературе можно найти но меньшей мере две альтернативные
точки зрения. В индуистской традиции вера в перевоплощение отдельных
индивидов представлена как популярное и наивное понимание перевоплощения. В
конечном итоге лишь одно существо обладает истинным существованием - это
Брахма, или сам творческий принцип. Все отдельные индивиды во всех
измерениях бытия - продукт бесконечных метаморфоз этой огромной сущности.
Поскольку во вселенной все разделения и границы иллю-
КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА
зорны и произвольны, реально воплощается только Брахма. Все действующие
лица в этой божественной игре бытия являют собой различные аспекты этого
Одного. Обретая это абсолютное знание, мы становимся способны увидеть, что
переживания наших прошлых воплощений представляют собой просто еще один
уровень иллюзии, или майи. Чтобы видеть эти жизни как наши собственные, от
нас, участников космической драмы, требуется воспринимать себя как отдельных
индивидов и сохранять неведение относительно основополагающего единства
всего сущего.
Кристофер Бах в своей книге "Жизненные циклы" (ВасЬе 1991) обсуждает
любопытное понимание перевоплощения, изложенное в книгах Джейн Роберте
(КоЬегмайи. Становится ясно,
что в абсо-
ТАЙНА КАРМЫ И ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ
лютном смысле все жизни имеют только одно действующее лицо и в конечном
счете не содержать вещества.
Теперь мы более не верим в карму - разумеется, в том смысле, в каком мы
верили прежде. Эта форма неверия в корне отлична от позиции
материалиста-скептика и атеиста. Мы все еще помним то время, когда мы жили в
совершенно зажатом состоянии сознания и отвергали идею перевоплощения как
смешную и абсурдную. Мы также отдаем себе отчет, что сильные и захватывающие
переживания могут вывести нас на такой уровень сознания, где перевоплощение
уже не концепция, но живая реальность. И мы знаем, что можно выйти за
пределы и этой стадии, когда процесс внутреннего самоисследования приводит
нас к переживаниям, которые позволяют нам понять относительность всех границ
и Пустоту, лежащую в основе всех форм.
Ни категорическое отрицание возможности перевоплощения, ни вера в его
объективное существование не истинны в абсолютном смысле. Все три
вышеупомянутых подхода к данной проблеме эмпирически весьма реальны, и
каждый из них отражает определенный уровень прозрения относительно
устройства вселенной. В конечном счете реально только существование самого
творческого принципа. И тот мир, в котором перевоплощение кажется
невозможным, и тот, где оно является неоспоримым фактом, суть виртуальные
реальности, созданные симфонией переживаний. По этой причине космическая
игра может включать сценарии, которые с нашей ограниченной, обыденной
позиции могут показаться несовместимыми и противоречащими друг другу. Во
Вселенском Разуме и его божественной игре эти сценарии могут сосуществовать
совершенно естественным образом.
ЗАПРЕТ НА ЗНАНИЕ ТОГО, КТО МЫ ЕСТЬ
Наше рождение - лишь сон и забвение:
Душа, восходящая с нами, Звезда нашей жизни Зашла в другом месте И
приходит издалека - Не в полном забвении, И не совершенно нагими, Но
стелющимися облаками славы приходим мы в этот мир:
Небеса лгут нам, младенцам, о нас самих! Над нами начинает сгущаться
сумрак темницы.
Уильям Вордсворт. "Знаки бессмертия"
СОВЕРШЕННАЯ ИЛЛЮЗИЯ
ВХОЛОТРОПНЫХ состояниях мы способны выходить за пределы воплощенного
эго, с которым обычно отождествляемся, и переживать себя другими людьми,
животными, растениями и даже неорганическими частями природы или различными
мифологическими существами. Мы обнаруживаем, что разделение и прерывистость,
которые нам обычно видятся в творении, произвольны и иллюзорны. Когда все
границы растворяются и мы оказываемся за их пределами, мы можем переживать
отождествление с самим истоком творения, который проявляется либо в форме
Абсолютного Сознания, либо как Космическая Пустота. Таким образом, мы
обнаруживаем, что наша истинная личность - это не индивидуальное "я", но "Я"
Вселенское.
Каким образом нам объяснить силу своей веры в то, что мы - существующие
в мире физические тела, если наша глубочайшая природа действительно
божественна и мы тождественны вселенскому творческому принципу? Какова
природа этого фундаментального неведения касательно нашей истинной личности,
этой таинственной
ЗАПРЕТ НА ЗНАНИЕ ТОГО, КТО МЫ ЕСТЬ
нелены забвения, которую Алан Уоттс называл "запрет на знание того, кто
ты есть" (\УаН5 1966)? Как возможно, что неисчерпаемая и вневременная
духовная сущность фактически творит из себя и внутри себя виртуальное
факсимиле материальной реальности, населенной живыми существами,
переживающими себя отделенными как от своего истока, так и друг от друга?
Почему актеры, играющие в мировой драме, заблуждаясь, верят в объективное
существование своей иллюзорной реальности?
Самое лучшее из всех объяснений, какие мне доводилось слышать, - это
то, что космический творческий принцип сам себя заманивает в ловушку
собственного совершенства. Творческое намерение, стоящее за божественной
игрой, заключается в том, чтобы вызвать к бытию такие эмпирические
реальности, которые обеспечат наилучшие возможности для приключений в
сознании. Чтобы удовлетворять такому требованию, эти реальности должны быть
убедительны и правдоподобны до мелочей. В качестве примера мы можем
использовать здесь такие направления искусства, как театр и кино. В
некоторых случаях игра и постановка бывают настолько совершенны, что мы
забываем об иллюзорности наблюдаемых событий и реагируем на них так, словно
они реальны. Иногда и хороший актер может утратить ощущение своей личности и
временно слиться с исполняемой ролью.
Как я уже говорил, мир, в котором мы живем, обладает множеством
характеристик, отсутствующих у Абсолютного Сознания в его чистой форме,
например многообразием, противоположностями, плотностью, физическими
характеристиками, изменчивостью и непостоянством. Проект творения факсимиле
материальной реальности, обладающей этими свойствами, выполняется с таким
художественным и научным совершенством, что отколовшиеся единицы Вселенского
Разума находят его целиком и полностью убедительным и ошибочно принимают за
реальность. Что же до атеиста, то через него, крайнее выражение своего
художественного мастерства, божественное превосходно выдвигает доводы не
только против своего участия в творении, но и против самого своего
существования.
Одной из важных хитростей, помогающих творить иллюзию обычной
материальной реальности, является существование банального и уродливого.
Если бы мы все были сияющими эфирными существами, получающими жизненную
энергию прямо от солнца и живущими в мире, где все ландшафты выглядели бы
как на Гималаях, в Большом каньоне или на девственных островах Тихого
океана, то наша причастность к божественной реальности стала бы очевидной.
Аналогичным образом, если бы в нашем мире все зда-
КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА
ния были подобны Альгамбре, Тадж-Махалу, Занаду или Шартр-скому собору
или если бы нас окружали скульптуры Микеланд-жело и мы бы слушали музыку
Бетховена или Баха, то было бы легче узреть божественность природы нашего
мира.
То, что мы обладаем физическими телами со всеми присущими им
секрециями, выделениями, запахами, несовершенствами и патологиями, а также
желудочно-кишечным трактом, содержимое которого весьма неприятно,
несомненно, затуманивает и запутывает вопрос о нашей божественной природе.
Физиологические функции организма, такие, как рвота, отрыжка, метеоризм,
дефекация и мочеиспускание, вместе с окончательным разложением человеческого
тела еще больше усложняют картину. Таким же образом, нам мешает увидеть нашу
жизнь как божественную игру существование отталкивающих "пейзажей", например
свалок, загрязненных промышленных территорий, помоек, зловонных туалетов с
непристойными "граф-фити" на стенах, городских гетто и тысяч и тысяч
притонов. Существование зла и сама хищническая природа жизни делают эту
задачу почти неразрешимой для среднего человека. Еще одно серьезное
препятствие для образованных западных людей - это мировоззрение, созданное
материалистической наукой.
Разумеется, связывать божественное с красотой гораздо легче, чем с
уродством. Однако, если посмотреть на устройство Вселенной с более широкой
перспективы, то можно увидеть, что включение в него отталкивающих моментов
делает спектр бытия богаче и помогает замаскировать божественную природу
творения. Образ отвратительного может быть исполнен огромного совершенства,
и способность творить его может стать интересной задачей. Когда мы осознаем,
что сложная природа Космического Сознания включает, в частности,
определенные характеристики, которые на нашем уровне отражаются в художниках
и ученых, то стремление исследовать весь спектр возможностей, включая
проявления безобразного, вызывающего отвращение, тотчас перестает быть для
нас неожиданностью.
Мир нашего искусства, включая живопись, литературу и кино, вряд ли
можно упрекнуть в однобокой склонности к прекрасному и возвышенному. Точно
так же и ученых не отпугивают исследования любых аспектов бытия, и многие из
них не прекращают своих страстных поисков, даже если их открытия чреваты
трагическими и грозными последствиями для всего нашего мира. Осознав
происхождение и цель космической драмы, мы не можем не пересмотреть
решительным образом обычные критерии совершенства и красоты. Одна из важных
задач духовного странствия - суметь
ЗАПРЕТ НА ЗНАНИЕ ТОГО, КТО МЫ ЕСТЬ
увидеть божественное не только в необычном и обычном, но и в низком и
безобразном.
По нашим обычным критериям Альберт Эйнштейн - гений, который явно
возвышается над всеми своими соплеменниками-людьми и тем паче над приматами
вроде шимпанзе. Однако с космической перспективы между Эйнштейном и
человекообразной обезьяной нет никакой разницы, поскольку оба они являются
совершенными образцами того, чем им назначено быть. В шекспировской пьесе
король определенно стоит выше придворного шута. Однако на актерском статусе
Лоуренса Оливье никоим образом не отражается то, кого из этих двух
персонажей он играет, поскольку игра его совершенна. Аналогичным образом
Эйнштейн - это Бог, безупречно воплощающий себя в Альберте Эйнштейне, а
шимпанзе - это Бог, в совершенстве играющий роль шимпанзе.
Обычно, если у нас неплохой эстетический вкус, мы восхищаемся
творениями Микеланджело или Винсента Ван Гога и не интересуемся кичем. Все
это верно, если сопоставить усилия обычного человека, дающие столь разные
результаты. Но истинными создателями этих работ были не воплощенные самости
авторов, а Абсолютное Сознание и космическая творческая энергия, действующая
через них и осуществляющая конкретную цель. Если творческий замысел состоял
не в том, чтобы создать великий шедевр, но добавить к космической игре
феномен кича, замысел сам по себе был совершенством.
То же можно сказать и о безобразной жабе, создании, включенном в
устройство вселенной тем же источником, который мог сотворить
бабочек-парусников, павлинов и газелей. Очевидно, именно понимаемое таким
образом абсолютное совершенство творения отвечает за "запрет на знание того,
кто мы есть". Виртуальная реальность, имитирующая материальную вселенную,
разработана настолько подробно, что результат абсолютно убедителен и
правдоподобен. Единицы сознания, которым в этой пьесе пьес назначено
бесчисленное множество ролей, переплетаются в сложной и запутанной канве ее
иллюзорной магии.
ТВОРЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ ДЕМИУРГОВ
Прозрения относительно природы и движущих сил космической игры
необязательно проявляются на уровне высшего творческого принципа. Гэйл,
консультант, участвовавшая в нашей тренировочной программе для специалистов
в Мэрилендском центре психиатрических исследований, пережила в своем
психоделическом сеансе
КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА
интересные события, которые отражали космогонию как творческую
игру-соперничество четырех сверхчеловеческих сущностей-демиургов. И хотя ее
переживание необычно в том смысле, что включает не один творческий принцип,
а несколько существ-демиургов, я все-таки процитирую его. Оно с чрезвычайной
ясностью иллюстрирует множество вопросов, относящихся к проблеме воплощения
духовных существ и "запрета на знание того, кто ты есть". Вот
соответствующая выдержка из описания этого сеанса:
Я очутилась в измерении, которое, похоже, находилось за пределами
времени и пространства, как мы их знаем. Теперь, когда я размышляю об этом
переживании, мне приходит на ум понятие гиперпространства, используемое
современными физиками. Правда, такой технический термин не передает
глубочайшего чувства благоговения перед божественным, которое наполняло мое
переживание. Я осознавала себя сверхчеловеческим существом невероятных
размеров, которое выходило за пределы всех ограничений и существовало
прежде, чем появились ограничения. Я не обладала никакой формой, я была
чистым сознанием, парящим в Абсолютном Пространстве. И хотя там не было
источника света, я не могу сказать, что находилась в абсолютной темноте.
Я пребывала в этом пространстве вместе с тремя другими существами.
Несмотря на то что они, подобно мне, были чисто абстрактными и аморфными, я
могла отчетливо ощущать присутствие каждого из них и телепатически общаться
с ними. Мы развлекали друг друга разнообразными и блестящими
интеллектуальными играми: необычные идеи вспыхивали как фейерверк. Эти игры
по своей сложности, изысканности и уровню воображения превосходили все
известное людям. Это было чистое развлечение, искусство для искусства,
поскольку в той форме, в которой мы пребывали, ничто не имело практического
применения.
В связи с этой ситуацией мне приходят в голову киты, плавающие в
океане, которые обладают огромным мозгом и наделены интеллектом,
соответствующим нашему или даже превосходящем его. Поскольку природа не
создает и не поддерживает органы и функции, которые не используются,
умственная деятельность представителей семейства китов должна быть
сопоставима с человеческой. Однако их анатомия дает им лишь минимальную
возможность физически выражать то, что происходит в их мозгу. Однажды мне
довелось читать рассуждения одного исследователя, который утверждал, что
киты, возможно, проводят большую часть времени, развлекая друг друга своими
удивительными голосами, которые слышны в океане
ЗАПРЕТ НА ЗНАНИЕ ТОГО, КТО МЫ ЕСТЬ
за сотни миль. Не рассказывают ли они друг другу истории и не передают
ли художественные произведения? А может быть, они ведут философские диалоги
или играют в сложные игры? А вдруг они подобны индийским и тибетским йогам,
которые в своих глубоких медитациях, в тиь ине своих пещер и келий
переживают связь со всей историей космоса и другими реальностями?
После этого вступления, описывающего общую атмосферу и ситуацию этого
переживания, а также размышления о развоплощен-ном существовании как чисто
духовном бытии, Гэйл сосредоточила внимание на той части сеанса, которая
непосредственно относится к нашему обсуждению - "запрету на знание того, кто
ты есть".
Одно из существ выступило с интригующей идеей. Оно предложило
попробовать создать игру,
...Закладка в соц.сетях