Жанр: Энциклопедия
СТО ВЕЛИКИХ Россиян
... он (Дьявол) делает это с
моими картинами. Ему дана власть за то, что я, не будучи достоин, писал
Богоматерь и Христа. Он все мои картины исказил". Эти загадочные слова
лотом по-разному старались истолковать все, кто писал о Врубеле, но их подлинный
смысл, возможно, так никогда и не будет нам открыт. Умер Врубель
в апреле 1910 г. (За несколько лет до смерти он полностью ослеп.) Жена
пережила его на три года и скончалась после внезапного припадка в июле
1913 г., еще сравнительно молодой женщиной.
КУЗЬМА ПЕТРОВ-ВОДКИН
Кузьма Петров-Водкин родился в октябре 1878 г. в волжском городке
Хвалынске в семье сапожника Сергея Водкина. Детство его во многих отношениях
оказалось счастливым. Хотя жизнь семьи была трудной и бедной, но
маленький Кузьма был опекаем двумя бабушками, тетями, дядьями и многими другими
добрыми людьми. Влечение к живописи он ощущал с детства.
В 1893 г. после окончания четырехклассного городского училища он поступил в
местные классы живописи и рисования, но оставался здесь всего год.
Затем он пробовал работать самостоятельно - сначала писал вывески, потом учился
у иконописцев. Но все эти затеи успеха не имели. К счастью, на
одаренного юношу обратил внимание петербургский архитектор Мельцер
(он имел под Хвалынском свою дачу). В 1895 г. Мельцер помог ему поступить в
Центральное Петербургское училище технического рисования барона
Штиглица, готовившее мастеров прикладного искусства. Главными предметами здесь
считались черчение, обмеры, отмывка, рисование орнаментов,
точное копирование образцов. Живопись как таковая была не в чести. Не
Доучившись до конца, Петров-Водкин осенью 1897 г. уехал в Москву и полупил здесь
в Училище живописи, ваяния и зодчества, в котором тогда
преподавали первые русские художники: Серов, Левитан, а с 1901 г. - КоРОВИН.
92
Несмотря на явные способности Петров-Водкин очень долго не проявлял в
своих работах ни оригинальности, ни
подлинного дарования. Его художественная личность формировалась трудно, и
он явно отставал в этом плане от своих
товарищей по училищу. Отчасти медленный рост его как художника был связан
с горячим увлечением литературой. На
рубеже веков он всерьез и много занимался сочинительством: за шесть лет изпод
его пера вышло 20 рассказов, 3 больших повести и 12 пьес.
В 1905 г Петров-Водкин закончил
училище и отправился в заграничное путешествие: побывал в Стамбуле, Греции,
Италии, а затем приехал во Францию.
Здесь в академии в Колоросси он продолжил свое обучение, упорно совершенствуя
технику рисунка. Только достигнув
в ней виртуозного мастерства, он наконец сложился как художник. Первой его
картиной, в которой уже видно дарование (хотя по-прежнему не видно
оригинальности), стало небольшое полотно "В кафе" (1907) В том же году он
побывал в Африке. По впечатлениям
этого путешествия были написаны "Семья кочевника" (1907) и "Берег" (1908).
В 1908 г. Петров-Водкин вернулся в Россию и поселился в Петербурге (Еще
живя в Париже он женился на Марии Йованович, дочери хозяйки частного
пансиона.)
Атмосфера, в которой складывалась творческая манера Петрова-Водкина,
была чрезвычайно пестрой. Начало XX века было временем кризиса старых
художественных направлений, господствовавших в предшествующую эпоху, и
поиска новых. Никогда еще вопрос о том, что такое искусство, не ставился так
остро и не решались так кардинально Многие молодые художники вообще
отрицали достижения эпохи Возрождения, итальянского и греческого классицизма, а
также реалистической живописи XIX века Они искали образцы для
вдохновенья в совершенно иных областях и иных культурах - в мексиканском и
негритянском народном искусстве, в живописи полинезийских островов, в индийской
миниатюре, в японской гравюре, в северной легенде, в народном русском лубке и
вывесках, в византийской мозаике. С другой стороны, в это время большую
популярность приобретают новые модернистские
течения - футуризм и кубизм, которые стояли на грани полного отрицания
живописи.
Петров-Водкин настойчиво искал в этом многообразии стилей свой собственный путь.
Его особенностью стало не запечатление быстро меняющихся
явлений жизни, изменчивой игры света и тени на поверхности предметов (что
тогда было очень модно), а выражение существа явлений, создание обобщенного,
монументального образа. Вопреки всем веяниям времени, всем отрица
КУЗЬМА ПЕТРОВ-ВОДКИН
ниям формы, он упорно работал над техникой рисунка. Но реализм как таковой его
никогда не привлекал. Особенностью его стала такая подача образа,
когда он, оставаясь реальным, приобретал зримые идеальные черты (эту манеру
Петров-Водкин "подглядел" у итальянских мастеров ранней эпохи Возрождения:
Джотто, Мазаччо и особенно Беллини). Благодаря этому даже в
самых реалистичных его картинах всегда присутствовал элемент высокой аллегории,
"космического" обобщения, надмирности, в которых растворялось
все случайное и обыденное. Этому же способствовало особое, неевклидово
пространство картин Петрова-Водкина, много и разнообразно экспериментировавшего
с перспективой. Смысл его теории сводился к следующему, художник в своем
произведении должен выразить сопричастность изображаемого
огромному миру Вселенной. С этой целью Петров-Водкин разработал метод
особой "сферической" или "наклонной" перспективы. В его картинах линия
горизонта бралась обычно очень высокой и спадающей к обоим краям картины, что
создавало впечатления взгляда с большой высоты на окружающую
земную поверхность. При этом все вертикальные линии превращались в наклонные и
зритель как бы втягивался в условленное пространство картины.
Этот сдвинутый с привычных вертикалей и горизонталей мир картины действительно
казался частью нашей стремительно несущейся в космосе планеты.
По возвращении в Россию Петров-Водкин примкнул к группе художников
"Мир искусства", лидерами которой были Бенуа и Маковский. Выставка его
работ 1909 г., написанных во Франции, была замечена и сделала ему имя.
Новые картины были в том же духе. В 1910 г. Петров-Водкин пишет картину
"Сон", которая изображала спящего обнаженного юношу, пробуждения которого
ожидают две обнаженные женщины. Вся эта сцена, выражающая какуюто сложную
аллегорию, едва ли могла привлечь к себе большое внимание,
если бы не переполнила чаши терпения Ильи Ефимовича Репина. Старый
реалист, которому давно уже претила современная живопись, выступил с разгромной
статьей против "Мира искусств", обрушив главные нападки именно
на картину Петрова-Водкина. Бенуа и Маковский немедленно встали на защиту своего
единомышленника. Вокруг картины завязалась горячая дискуссия. Имя ПетроваВодкина
сразу приобрело громкую, хотя и несколько скандальную известность.
В 1911 г. он пишет "Играющих мальчиков", которые стали его программным
произведением, определившим многие особенности поздней манеры.
Именно здесь Петров-Водкин впервые во всей полноте применил трехцветную гамму.
Отныне большинство своих картин он писал только тремя цветами: красным, желтым,
голубым (или зеленым). "Мальчики", в которых увидели аллегорию Юности, несмотря
на их сходство с известным панно Матисса,
имели успех, но чего-то в них все-таки не хватало' Для самого Петрова-Водкина
они стали важным этапом на пути к главной его работе тех лет - "Купанию красного
коня".
Появлению "Красного коня" предшествовало важное событие в мире искусства: в
1910-1912 гг. начинается расчистка и собирательство древних икон.
По существу, в эти годы только и было открыто исключительно высокое национальное
древнерусское искусство. На Петрова-Водкина вид расчищенных
шедевров иконописи XIII-XV веков, которые он тогда впервые увидел на
выставке, произвел огромное впечатление. Это был своего рода прорыв,
художественный шок. Он сейчас же применил в своем творчестве элементы иконописи,
и только после этого его манера обрела яркую оригинальность и
законченность - он нашел наконец свой идеал красоты. Надо сказать, что ',
Петров-Водкин воспринял не просто образы и краски икон; влияние их было ^
шире и многограннее: он впитал в себя сам неземной, несколько отстранен-т |
ный дух русской иконописи. Все это внесло в его картины просветленность, і
прозрачный неброский трагизм и жертвенность, короче, ту пронзительную, ,
волнующую ноту, которая отличала отныне все его творения. Вместе с тем,
если раньше его образы находились как бы вне времени и вне определенного
этноса, то теперь его творчество стало глубоко национальным по своему духу.
Любопытно, что замысел "Купания" появился прежде знакомства художника с
древнерусской иконой, и картина к этому времени уже была близка к
окончанию. По своему настрою она походила на "Сон" и "Мальчиков", то
есть была скорее аллегорична, чем выразительна. После происшедшего в нем
переворота Петров-Водкин взял новый холст и написал на тот же сюжет совершенно
иную картину. Центром всего замысла стал теперь не всадник, а
пылающий призывный образ коня, напоминающий коня Георгия Победоносца на многих
древних иконах. И сразу образ приобрел огромную силу: мощный, могучий,
огнеподобный конь, полный сдерживаемой силы, вступает в
воду; на нем - хрупкий голый мальчик с тонкими как плети руками, с отрешенным,
вневременным лицом, который держится за коня, но не сдерживает
его - в этой композиции было что-то тревожное и что-то пророческое, в чем
художник и сам не отдавал себе отчета.
"Купание красного коня" имело огромный и длительный успех, притом у
художников многих направлений. Сейчас, наверно, даже трудно понять, почему эта
простая на первый взгляд картина вызвала столько шума. Видимо,
настроение тревоги, разлитое в ней, чувствовали многие, но никто не смог
показать его с такой лаконичной и исчерпывающей ясностью. Общую мысль
выразил один из критиков, Всеволод Дмитриев, который писал: "Когда я увидел
впервые это произведение, я, пораженный, невольно произнес да вот же
она та картина, которая нам нужна, которую мы ожидаем".
Последовавшие затем грандиозные события - начало Первой мировой
войны и революция - подтвердили предчувствия Петрова-Водкина. В эти
сложные годы он одну за другой пишет несколько картин, посвященных материнству.
Особенно многозначительна его "Мать" 1915 г. На холсте изображена молодая
крестьянка в бедной деревенской избе, кормящая грудью ребенка. Образ ее подобен
кормящей Богоматери. Обстановка сведена до минимума: на столе лишь крынка и
чашка, в углу - киот без иконы. В окне видна
часть деревенской улицы. Как ни на каком другом, на этом полотне заметно
смещение координат - комната вместе с фигурой матери как бы качнулась и
поплыла в пространстве, еще сильнее наклонен пейзаж за окном. Противовесом этому
"перекошенному" миру служит фигура младенца. Общий образ
произведения мягкий, задушевный и одновременно - тревожный.
В те же годы в творчество Петрова-Водкина входит как антитеза материнству-жизни
образ смерти и умирания. Раньше всего этот мотив отразился в
КУЗЬМА ПЕТРОВ-ВОДКИН 95
картине "На линии огня" (1916). Она изображает взвод солдат, идущий в штыковую
атаку. Их остановившиеся "белые" глаза говорят о воле, жестокости и
какой-то духовной слепоте. На переднем фоне - смертельно раненный юный
прапорщик. Он схватился за грудь, он умирает, в его лице - последнее мгновение
жизни, его взгляд растерянный и улетающий в надземную даль. Писатель Леонид
Андреев, на которого эта картина произвела сильное впечатление, писал: "Он жив,
он смотрит - и в то же время вы ясно видите, что он
мертв, убит, что земля уже не служит опорой его ногам, что он весь в воздухе,
без поддержки, как луч, что в следующее мгновение он рухнет навсегда и
прильнет к сырой земле. Эта необычайная воздушность фигуры, этот полет на
невидимых крыльях - удивительны".
Революцию 1917 г. Петров-Водкин принял в целом благожелательно. Он
сразу согласился сотрудничать с новой властью и в 1918 г. стал профессором
Высшего художественного училища. Революция сначала представлялась ему
грандиозным и страшно интересным делом. Осмысление ее происходило через
различные произведения. Таков, например, чрезвычайно характерный по
своей образности натюрморт "Селедка", написанный в 1918 г. Тогда же появляется
эскиз панно "Степан Разин". В 1920 г. Петров-Водкин пишет полотно,
в котором новая действительность словно преломлялась в старых образах. Это
"1918 год в Петрограде". Сюжет его, как и всех картин художника, очень
прост: на переднем плане, на балконе - юная мать с младенцем. За ней -
темная панорама революционного города, которая вносит мощный мотив
тревоги. Но юная работница с обострившимися, как у мадонны, чертами
бледного лица, не оглядывается назад - она вся полна сознания своего материнства
и веры в свое предназначение. От нее исходит волна надежды и
покоя. "1918 год" очень нравился тогдашним зрителям Картину называли
"Петроградской мадонной", и действительно - это одно из самых обаятельных
творений Петрова-Водкина.
Можно предполагать, что позже отношение Петрова-Водкина к происходящему в стране
не было уже таким однозначным. В 1926 г. он создает очень
рельефную картину "Рабочие", навеянную, возможно, дискуссиями, которые
раздирали в то время партию. На переднем плане два рабочих, один из которых
напряженно и страстно старается доказать что-то другому. Но взгляд его
оппонента - тяжелый, мрачный и словно отрешенный - устремлен в другую сторону.
Лица рабочих сознательно огрублены и носят даже некоторые
черты дегенеративности (вообще у позднего Петрова-Водкина появляется, хотя
и не подчеркнуто, элемент мрачноватого гротеска, усиливающий ощущение
внутренней тревоги).
В 1928 г. Петров-Водкин пишет свою знаменитую картину "Смерть комиссара",
официально приуроченную к десятилетию РККА. Несмотря на свое
название и свое посвящение эта картина поражает своей антигероичностью и
глубоким внутренним драматизмом. Мы видим на полотне суровый пейзаж:
земля изрезана оврагами, песок, глина, чахлая трава и камни. В центре - на
переднем плане - смертельно раненный комиссар отряда. Вдали - сбившиеся в кучу,
бегущие в бой под стук барабанов фигуры солдат, написанные без
всякой патетики. Тонкое нервное лицо комиссара исполнено предсмертной
муки. Страдальческий взгляд устремлен одновременно на небо и вслед отряду.
Его поддерживает простоватого вида боец, в котором нет ни гнева, ни боли
Петров-Водкин очень много работал над фигурой и взглядом комиссара Сохранившиеся
наброски показывают, как постепенно он убирал всякую театральность и героику
(вроде протянутой руки). Благодаря этому в полотно вошла
трагическая будничность и недоговоренность Никакого внешнего пафоса
Все очень просто и выглядит буквально так, как нарисовано люди бегут,
стреляют, один из них упал и теперь умирает; он только что был с ними и
вдохновлял их; теперь его нет, а они продолжают бежать .
В следующие годы из-за начавшего туберкулеза Петров-Водкин надолго
оставляет живопись. Заполняя вынужденное безделье, он пишет прекрасные
книги о своем детстве и юности - "Хлыновск" и "Пространство Эвклида".
Лишь в начале 30-х гг. он смог вернуться к живописи и создал в 1934 г одну
из своих последних сильных картин "1919 год Тревога" Художник счел нужным в
своих интервью и беседах подробно объяснить свой замысел на картине показана
квартира рабочего, расположенная в городе, которому угрожают
белогвардейцы. Семья рабочего охвачена тревогой, причем это не просто
человеческая тревога, а тревога классовая, зовущая к борьбе Надо полагать, он
не зря старался с пояснениями, потому что без них все происходящее могло
быть истолковано совершенно иначе. Как бы то ни было, сказанное можно
принять лишь с большой натяжкой. По крайней мере, главное здесь вовсе не
1919 год, главное - это Тревога, тревога с большой буквы, которая и является
главным героем, главным действующим лицом и предметом изображения
Она - во множестве деталей: в беззащитной, совсем не героической мещанского вида
фигуре рабочего, который напряженно из-за занавески всматривается в окно, в
холодной синеватой уличной мгле, в смятой газете, в брошенном на край стола
мятом фартуке, в старых и изорванных обоях Еще более
она возрастает при взгляде на спящего безмятежно в своей кровати ребенка
Трагизм происходящего очевиден" тихий домашний мир внезапно застигнут
чем-то грандиозным и неотвратимым, которое надвигается на стены этого
убогого домишки и неизбежно втянет его в свой поток. И это нашествие
неотвратимо, как сама судьба Несмотря на сознательно подчеркнутую дату -
1919 г., которая должна была рождать у зрителя мысли о Гражданской войне, - не
была ли эта картина смутным предчувствием совсем другой эпохи?
В поздних работах Петров-Водкин постепенно отходит от лаконизма своих
прежних картин Он пишет многофигурные композиции, дополняет сюжет
множеством деталей. Порой это начинает мешать восприятию главной идеи
(такова его последняя явно неудавшаяся картина "Новоселье", написанная в
1938 г.). Умер художник в феврале 1939 г. Сразу после смерти имя ПетроваВодкина
подверглось тихому остракизму: его картины исчезли из экспозиций
музеев, а имя почти не упоминалось вплоть до второй половины 60-х гг.
Строгановы - Демидовы - Морозовы
Строгановы, Демидовы, Морозовы - эти фамилии стали
настоящими символами нашей истории. В бытописании
этих знаменитых родов можно найти все, чем была богата русская действительность:
тяжелый каждодневный труд и невероятное, почти сказочное везение, тонкий деловой
расчет и безграничный авантюризм, жестокую эксплуатацию своих рабочих и широкую
христианскую благотворительность, беззастенчивое мошенничество и великодушный
патриотизм, культ чистогана и
возвышенную любовь к искусству. Нельзя не удивляться,
как обыденно и естественно все эти противоречия являлись сразу и в жизни
отдельного человека, и в духе самого
русского предпринимательства.
СТРОГАНОВЫ
Строгановы на протяжении пяти веков играли важную и весьма заметную роль в
русской истории. Вплоть
до XVIII века считалось, что их род происходит от татарского мурзы, выходца из
Золотой Орды, но позже
было доказано, что Строгановы - именитая и очень
богатая купеческая семья из Новгорода Великого, имевшая давние торговые связи в
Заволочье. Родоначальником ее считается некий Спиридон, замученный во
времена Дмитрия Донского татарами (которые будто
бы содрали с него всю кожу, обстрогав тело, отчего
потомки его и получили свое знаменитое прозвище)
Личность эта, впрочем, скорее всего легендарная. Внук
мученика Спиридона, Лука Кузьмич Строганов, знаменит тем, что выкупил в 1446 г
из татарского плена
московского князя Василия Темного "по великому к
нему усердию знатною суммою денег". Его сын Федор Лукич Строганов переселился
около 1488 г. из Новгорода на Урал, именно в Сольвычегодск Три его
старших сына умерли бездетными, не оставив никаких заметных следов своей
деятельности Младший же, Аника, родившийся в 1497 г , своими предприимчивыми
действиями положил прочное и твердое основание родовым богатствам
С. Г. Строганов
С самого переселения на Урал Строгановы стали заниматься вываркой
соли Аника Федорович, по свидетельству летописца, привел варницы в луч
4-0100950
шее, "прибыточное" состояние и в непродолжительное время стал получать от
них "знатную прибыль". Он также с чрезвычайной для себя выгодой вел торговлю с
зауральским населением, выменивая у него за всякие безделицы дорогие меха. При
нем путем покупок первоначальные владения Строгановых в
Сольвычегодском крае значительно расширились. Однако самые главные земельные
приобретения образовались у них из мест, пожалованных им многочисленными и
разновременными грамотами московских государей. Первые
жалованные грамоты на земли и леса по Каме, протяженностью в 146 верст
(3,5 млн. дсятин), даны были Анике Федоровичу в 1558 и 1564 гг. Иваном
Грозным. Получив грамоту, Строганов тотчас возвратился в Сольвычегодск
Младшего сына Семена он оставил на месте, а сам с двумя старшими сыновьями
Яковом и Григорием переехал на новые земли, взяв туда для поселения
часть крестьян и вольных людей. Здесь он построил городок Камгорт (или
Канкор), укрепив его пушками и пищалями от татарских орд. Утвердившись
на верхней и средней Каме, Строгановы разного рода льготами стали привлекать в
свои земли нетяглых и бесписьменных людей и весьма успешно стали
населять прибрежные полосы Камы, Чусовой и других рек. Против беспокойных
туземцев и воинственных татар они строили "городки" и "сторожки", в
которых на свои средства держали пушкарей, пищальников и воротников.
Переселенцы быстро заселили прежде почти безлюдные места, начали расчищать изпод
дремучих лесов земли, распахивать их и работать на вновь открытых
Строгановыми соляных варницах. Соль в огромных количествах вывозилась по Каме,
Чусовой и Волге в Казань, Нижний и другие более мелкие
города. В старости Алика постригся в основанном им Преображенском Пыскорском
монастыре, где и умер в 1569 г.
Его сын Григорий Аникиевич, переселившийся в 1559 г из Сольвычегодска
в Пермь Великую, вместе с братьями продолжал теснить местных татар и черемис,
выгоняя их с исконных звериных и рыбных ловов. В ответ те в 1572 г.
подняли большое восстание, но были побиты и усмирены. В 1573 г. Строгановым
пришлось отражать набег орд сибирского хана Кучума. В 1574 г. Иван
Грозный вновь пожаловал Строгановым обширные владения за Уралом - около 1,25
млн. десятин - и велел им иметь старание о покорении "Сибирского
царства". Получив это разрешение, Григорий и Яков стали запасать оружие,
пушки, панцири, кольчуги и готовиться к серьезному походу, но совершить
его не успели. Умерли они в 1577 г. в основанном ими городке Орле.
Их наследники Никита Григорьевич и Максим Яковлевич в 1579 г. послали на Волгу к
тамошним казакам с приглашением поступить к ним на службу
В том же году прибыл к Строгановым атаман Ермак Тимофеевич с 500 товарищами.
Летом 1581 г., снабженный стругами, пушками, пищалями и порохом, Ермак начал
войну против сибирского хана, о подробностях и перипетиях которой рассказывается
в его жизнеописании. Таким образом, роль Строгановых в присоединении к России
Урала и Сибири была огромна.
Кроме того, воистину неоценимые услуги русскому государству как денежными
средствами, так и ратной силой оказали Строгановы в Смутную эпоху.
Они много и охотно помогали царю Василию Шуйскому, за что в 16 ҐО г. были
пожалованы особым званием "именных людей" и правом называться и писаться с
полным отчеством - с "-вичем". Затем Строгановы передали большие
СТРОГАНОВЫ 99
суммы вождям ополчения: князю Трубецкому, князю Пожарскому, Проко"
пию Ляпунову и первым царям из рода Романовых. Всего за годы междуцарствия и в
правление Михаила Федоровича они пожертвовали около 840 тысяч
рублей - по тем временам огромные деньги. А в течение всего правления
Алексея Михайловича Строгановы внесли в казну около 400 тысяч рублей и
столько же дали взаймы. Если вспомнить, что государственная казна бывала
тогда годами пуста, а подати почти не собирались, то приходится признать,
что помощь Строгановых имела для страны жизненно важное значение. Все
это, впрочем, делалось ими не совсем бескорыстно. За свои услуги Строгановы
получили от государства множество льгот: они были объявлены подсудными не
местным властям, а лишь царскому суду, имели право строить города и
крепости, содержать ратных людей, лить пушки, воевать с владетелями Сибири,
вести беспошлинную торговлю с инородцами, самим судить своих людей,
освобождались от многих податей. В административном и судебном отношениях
вотчины Строгановых, занимавшие добрую половину Перми Великой,
представляли как бы вассальное государство со своими законами, установлениями,
распорядками и управлением.
До второй половины XVII века родовые богатства Строгановых распределялись между
нескольким семьями. Но в 1688 г. Григорий Дмитриевич (правнук упоминавшегося
выше Семена Аникиевича) объединил в своих руках все
части родового имения, включавшие к этому времени около 9,5 млн. десятин
земли, 20 городков, свыше 200 деревень и около 15 тысяч крепостных. Эти
огромные владения он еще расширил за счет новых пожалований при Петре I
(всего в начале XVIII века Строгановым принадлежало около 10,5 млн. десятин, а в
одних только великопермских владениях ко дню смерти Григория
Дмитриевича в 1715 г. числилось до 50 тысяч крепостных). В годы Северной
войны Г.Д. Строганов оказывал Петру щедрую помощь деньгами и кроме того
построил и оснастил за свой счет несколько кораблей.
В это переломное время меняются быт и привычки семьи: Строгановы
навсегда покидают свои глухие владения - они являются при дворе, в столицах, и
на протяжении нескольких поколений исполняют здесь роль блестящих вельмож и
меценатов. Жена Григория Дмитриевича, Марья Яковлевна,
была первой статс-дамой императрицы. Сам он в 1703 г. переселился в Москву, где
дом его славился гостеприимством, хлебосольством и был широко
открыт не только для друзей, но и для "людей всякого чина". Со всеми он, по
словам современников, был "добр и ласков, а бедным был старатель". Прославился
Григорий Дмитриевич также собиранием древних рукописей.
Трое сыновей Григория Дмитриевича: Александр, Николай и Сергей были
возведены в 1722 г. Петром в баронское достоинство. Они первыми в роде
поступили в государственную службу и начали вести светский образ жизни.
Александр и Сергей умерли в чине генерал-поручиков, а Николай был тайным
советником.
Придворные успехи Строгановых сопровождал постепенный упадок пермского
солеварения. Причина этого, впрочем, крылась не в них, а в изменившейся
государственной политике. С 1705 г., после введения государственной
монополии на соль, Строгановы были обязаны продавать ее только в казну и
4*
по установленной низкой цене. Новый порядок значительно урезал их прежние
доходы. Открытие в середине XVIII века более дешевого источника
соли - Эльтонского озера - привело к тому, что Строгановы были вынуждены
постепенно сокращать производство и закрывать варницы.
Однако слава и
...Закладка в соц.сетях