Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

СТО ВЕЛИКИХ Россиян

страница №2

4 г. Олег отправился на северян и
победил их, возложил на них легкую дань и не позволил им платить дань
хазарам, говоря: "Я враг их, и вам платить незачем". В 885 г. Олег послал к
радимичам, спрашивая: "Кому даете дань?" Они же ответили; "Хазарам". Олег
велел сказать: "Не давайте хазарам, но платите мне". И те дали ему такую же
дань, какую раньше платили хазарам. После этого Олег стал властвовать над
полянами, древлянами, северянами и радимичами, а с уличами и тиверцами
воевал.

Так в нескольких строчках описывает наша летопись образование Древнерусской
державы. Эта огромная страна, впрочем, очень мало напоминала государство в
современном смысле этого слова. Русь не имела четких границ и

14


не знала единых законов. Киевский князь осуществлял свою власть только в
нескольких узловых пунктах, контролировавших торговые пути. Он также собирал
дань с подчиненных славянских и неславянских племен. Уплата этой
дани, а также сам факт признания верховной власти Киева составляли в то
время все существо государственной власти. Как уже отмечалось, дань собиралась
во время полюдья. Византийский император Константин Багрянородный, правивший в Х
веке, так описывал этот интересный обычай руси: "Когда
наступает ноябрь месяц, князь их тотчас выходит со всеми русами из Киева и
отправляется в полюдье, то есть в круговой объезд, а именно в славянские
земли вервианов (древлян), дрегувитов (дреговичей), кривичей, севериев (северян)
и остальных славян, платящих дань русам. Прокармливаясь там в течение целой
зимы, они в апреле месяце, когда растает лед на реке Днепре, вновь
возвращаются в Киев".

Собранную дань (прежде всего пушнину) необходимо было реализовать в
соседних странах - Халифате и Византии. Для этого строилось большое количество
кораблей-однодревок. "Однодревки, - пишет далее Константин, ~
приходят из Новгорода, Смоленска, Чернигова и из Вышгорода и собираются
в киевской крепости, называемой Самватас. Данники их славяне рубят однодревки в
своих городах в зимнюю пору и, обделав их, с открытием времени
плавания, когда лед растает, вводят их в реку Днепр и отвозят в Киев,
вытаскивают лодки на берег и продают русам. Русы покупают лишь самые колоды,
расснащивают старые однодревки, берут из них весла, уключины и прочие
части и оснащают новые. В июне месяце они двигаются в путь". Затем Константин
детально описывает путь русов до самого Константинополя. Все эти
подробности, повторяю, относятся к Х веку, но едва ли во времена Олега
обычаи правившей в Киеве руси сильно отличались от более поздних.

Снаряжая каждый год большие торговые экспедиции в Константинополь,
русь получала от этой торговли немалую прибыль и была кровно заинтересована в ее
развитии. Однако зная буйный и неуживчивый нрав этого народа,
нетрудно представить, сколько проблем имели византийцы с русскими купцами.
Ежегодный наплыв в столицу тысяч купцов-варваров имел для них много
неудобств. Отсюда исходило желание ограничить и стеснить русскую торговлю. Быть
может, если бы эти ограничительные меры были направлены против
частных лиц, они бы достигли цели. Но мы видели, что для Руси торговля
была делом государственным, поэтому и ответ на действия византийских властей был
дан на государственном уровне.

"В год 6415 (то есть в 907 по современному исчислению), - пишет летописец, -
пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою
множество варягов, и славян, и чудь, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей,
и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тивирцев,
известных как толмачи... И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях;

и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду (Константинополю);

греки же замкнули Суд (то есть перекрыли толстой цепью городскую гавань),
а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать. Много убийств
сотворили русские в окрестностях города грекам: разбили множество палат и
пожгли все церкви. А тех, кого захватили в плен, одних посекли, других мучили,
иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла

КНЯЗЬ ОЛЕГ 15

сделали русские грекам, как обычно поступают враги. И повелел Олег своим
воинам сделать колеса и поставить на них корабли. И с попутным ветром
подняли они паруса, и пошли со стороны поля к городу. Греки же, увидав это,
испугались и сказали через послов Олегу; "Не губи города, дадим тебе дани,
какой захочешь"... И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей по 12 гривен
на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей. И согласились на это
греки, и стали просить мира, чтобы не воевал он Греческой земли. Олег же,
немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями..*"

Переговоры эти были успешны: кроме требуемой дани по 12 гривен на
каждого русского воина, греки уплатили особую дань русским городам: Киеву,
Чернигову, Переславлю, Полоцку, Ростову, Любечу и другим, где сидели
великие князья, подвластные Олегу. Не была забыта и главная цель похода -
отмена ограничений на русскую торговлю. Олег требовал, чтобы русь, приходящая в
Константинополь, брала съестных припасов (месячину), сколько хочет; причем купцы
могли брать съестные припасы в продолжение шести месяцев - хлеб, вино, мясо,
рыбу, овощи; могли мыться в бане, сколько хотят, а
при возвращении домой могли брать у греческого царя на дорогу съестное,
якоря, канаты, паруса и все необходимое. Уступая в этом пункте, византийские
императоры постарались со своей стороны ввести торговлю с русью в
известные рамки: они установили, что русские, пришедшие не для торговли,
не могли требовать месячины; князь должен был запретить своим русским
грабить села в греческой стране; русские, пришедшие в Константинополь,
могли жить только в одном квартале - у монастыря святого Мамы, а не по
всему городу, как прежде. Причем императорские чиновники должны были
переписать их имена и только после этого давать им месячину. Входить в
столицу русские купцы могли отныне только через одни ворота, без оружия,
под присмотром императорских чиновников и не более, чем по 50 человек.
При соблюдении всех этих условий императоры обещали не чинить русским
купцам никаких препятствий и не брать с них пошлины.

Завершив войну выгодным миром, Олег со славой возвратился в Киев,
везя с собой, по словам летописца, "золото, и паволоки (род парчи), и плоды,
и вино, и всякое узорчье". Поход этот создал ему огромную популярность в
глазах не только руси, но и славян, которые прозвали своего князя Вещим.
Современный историк, однако, должен с большой осторожностью относиться
ко всем вышеприведенным рассказам русской летописи, так как греческие
хроники ни единым словом не упоминают об этом большом походе.

О смерти Олега летописец сообщает следующую легенду. "Как-то Олег
спросил волхвов и кудесников: "От чего я умру?" И сказал ему один кудесник:

"Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, - от него тебе
умереть!" Эти слова запали в душу Олегу, и он сказал: "Никогда не сяду на
него, и не увижу его больше". И повелел кормить коня и не водить к нему, и
прожил несколько лет, не видя его. Но на пятый год после возвращения из
Греции, Олег вспомнил о коне и спросил у старейшин и конюхов: "Где коньмой,
которого я приказал кормить и беречь?" Те же отвечали: "Умер". Олег
посмеялся над предсказанием кудесника, сказав: "Не право говорят волхвы,
но все то ложь. Конь умер, а я жив". Он захотел увидеть останки своего былого
товарища и приехал на то место, где лежали его голые кости и череп. И

16


когда слез с коня, то опять посмеялся и сказал: "От этого ли черепа должен я
принять смерть?" - и ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея
и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер Олег, и принял после него
власть Игорь". Произошло это в 912 г.

Приведенный рассказ не единственный в русских летописях. Есть и другая
версия, согласно которой Олег, передав власть Игорю, провел свои последние
годы на севере; могила его будто бы находилась в Ладоге. Современные
археологические раскопки в Ладоге дают основание предполагать, что именно при
Олеге в этом городе была возведена каменная крепость - одна из древнейших на
Руси.

ВЛАДИМИР СВЯТОЙ

Не многие деятели нашей истории
могут сравниться по значению с Владимиром Святым. Его правление ознаменовалось
множеством важных преобразований, глубоко повлиявших на все
дальнейшее течение русской жизни. Он
крестил Русь и ввел ее в семью цивилизованных народов, в которой она с самого
начала заняла далеко не последнее
место. Он достойным образом завершил
начатое Олегом дело собирания восточнославянских племен под рукой киевского
князя и закончил оформление русской государственности. Радея о могуществе и
безопасности страны, он предпринял целый ряд успешных боевых походов и сумел
разрешить одну из важнейших национальных задач того времени -
создал на южных границах мощный оборонительный рубеж против кочевников.
Сделанное им было так важно и значительно, что без преувеличения можно сказать -
с княжения Владимира
началась одна из самых блестящих эпох в истории нашего народа.

Все это, однако, явилось не сразу. Жизненный путь Владимира не был
усыпан розами, и судьба не всегда была к нему благосклонна. Многое, в том
числе и великокняжеский стол, ему пришлось добывать мечом, поскольку его
рождение не давало на это прав. Говоря о происхождении нашего героя, митрополит
Иларион веком позже писал "Сей славный Владимир от славных
родителей, благородный - от благородных". Дедом Владимира был легендарный Игорь
Рюрикович, бабкой - знаменитая в русской истории княгиняхристианка Ольга, а
отцом - доблестный и воинственный князь Святослав,
прославившийся упорной войной с византийским императором Иоанном Цимисхием. Но
по матери род Владимира далеко не был таким блестящим По

ВЛАДИМИР СВЯТОЙ 17

свидетельству летописца, Святослав прижил его от рабыни, ключницы Малуши. Не
раз, особенно в детстве и юности, Владимира корили рабским происхождением и
называли "робичичем". Да и первые годы его жизни прошли, по
некоторым известиям, не в стольном Киеве, где воспитывались его старшие
братья Ярополк и Олег, а в неком селе Будутина весь, куда сослала его мать
Впрочем, опала (если она и была) продолжалась недолго, и к 969 г. Владимир
с дядей Добрыней (братом Малуши) уже жил в столице, вместе со всем княжеским
семейством.

Этот год оказался переломным в его жизни. Святослав, только что схоронивший мать
и собиравшийся в новый длительный поход в Болгарию, посадил Ярополка князем в
Киеве, а другого сына - Олега - князем у древлян.
Владимиру он, похоже, не готовил никакой волости, но как раз в то время в
Киев пришли просить себе князя новгородцы. Узнав, что старшие сыновья
Святослава уже получили свои столы, они сказали: "Если не пойдете к нам, то
сами добудем себе князя". Святослав спросил: "Но кто пойдет к вам?" и стал
уговариваться о том со старшими сыновьями. Однако те отказались. Тогда
Добрыня сказал новгородцам: "Просите Владимира". Новгородцы стали просить
Владимира, и Святослав согласился с тем, чтобы он был у них князем. В
тот же год Владимир отправился вместе с Добрыней в Новгород, а Святослав
отплыл в Болгарию. Из этого похода он уже не вернулся, так как в 972 г. погиб
на Днепровских порогах. После его смерти сыновья стали править Русью,
сидя каждый в своем городе. Владимир был еще мал годами, и всеми делами
за него распоряжался Добрыня.

Братья не долго прожили в мире. В 975 г. Ярополк поссорился с братом
Олегом и через два года пошел на него войной. Олег погиб в бою, а Ярополк
захватил его волость. Когда Владимир в Новгороде услыхал, что Ярополк убил
Олега, то испугался и бежал за море. Ярополк же посадил своих посадников в
Новгороде и овладел всей Русской землею. Однако в следующем, 978 г., Владимир
вернулся в Новгород вместе с варяжской дружиной, изгнал посадников
Ярополка и пошел войной на своего брата. Но прежде чем напасть на Киев,
новгородцы захватили Полоцк.

В Полоцке тогда сидел варяг Рогволод, пришедший из-за моря и утвердивший свою
власть среди полочан. По свидетельству летописи, поводом к войне
послужили следующие обстоятельства: Добрыня стал сватать Владимиру Рогнеду,
дочку Рогволода. Рогволод спросил у нее: "Хочешь пойти за Владимира?" Но Рогнеда
надменно отвечала. "Не хочу разуть робичича. За Ярополка
хочу". Владимир прослышал об этом ответе и сильно разгневался, так как
обидно ему было от того, что его назвали робичичем. Добрыня же, распалясь
яростью, собрал воинов и пошел на Полоцк. В битве Рогволод был побежден
и затворился в городе. Новгородцы, подступив к Полоцку, взяли его и захватили
варяжского князя с женой и его дочерью. Добрыня, насмехаясь над Рогнедой, нарек
ее саму рабыней и велел Владимиру обесчестить ее на глазах
отца и матери. Вслед за тем Рогволод был убит, а Рогнеда сделалась женой
Владимира и родила ему сына Ярослава.

Закончив с успехом одну войну, Владимир немедленно приступил ко второй. С
большим войском он осадил Киев, а Ярополк заперся в городе вместе
со своим воеводой Блудом. Когда осада затянулась, Владимир стал тайно сно

18


ситься с Блудом, говоря ему: "Будь мне другом. Если убью брата моего, то
буду почитать тебя как отца, и честь большую получишь от меня; не я ведь
начал убивать братьев, но он. Я же, убоявшись этого, выступил против него".
Блуд сказал послам Владимировым: "Буду с князем вашим в любви и дружбе".
После этого он стал говорить Ярополку: "Узнал я, что киевляне пересылаются
с Владимиром и говорят ему: "Приступай к городу, передадим-де тебе Ярополка".
Бежим же из города". Ярополк послушался его и, выбежав из Киева,
затворился в городе Родне, который был расположен в устье реки Роси. Владимир
вошел в Киев, а после осадил Ярополка в Родне. Среди осажденных
вскоре начался жестокий голод. И Блуд сказал Ярополку: "Видишь, сколько
воинов у брата твоего. Нам ли их победить? Заключай мир с братом". Ярополк
отвечал: "Пусть будет так". Блуд же послал к Владимиру со словами: "Сбылась
мысль твоя, приведу к тебе Ярополка, приготовься убить его". Владимир, услышав
это, вошел в отчий терем и сел там с воинами и своей дружиной. И вот,
когда Ярополк пришел к Владимиру и входил в двери, два варяга подняли его
мечами под пазуху. Блуд тем временем затворил двери и не дал войти своим.
Так был убит Ярополк, и с этого времени Владимир стал княжить в Киеве один.

В это время, по свидетельству летописи, он был одержим вожделением и
ненасытен в блуде: имел связи со многими замужними женщинами и девушками. Среди
прочих Владимир взял в жены вдову своего брата Ярополка. Она
была гречанкой, приведенной из Византии Святославом. Когда Владимир
сошелся с ней, она была уже беременна от Ярополка, а после родила сына
Святополка. Рогнеду Владимир поселил на Лыбеде, где находилось село Предславино,
от нее он имел четырех сыновей: Ярослава, Изяслава, Мстислава и
Всеволода, а также двух дочерей. Кроме Рогнеды и гречанки Владимир имел
еще трех законных жен и 800 наложниц: 300 было у него в Вышгороде, 300 -
в Белгороде и 200 - в селе Берестове.


Впрочем, не только любовью, но и войной занимался он в это время,
совершив за первые восемь лет своего самостоятельного правления несколько
больших походов. Первый из них, происходивший предположительно в 979 г.,
был обращен на запад в земли летописных волынян, живших в верховьях
Западного Буга, к их главному городу Червеню. "Пошел Владимир на поляков
и захватил города их Перемышль и Червен, а также другие города в земле
волынян", - сообщает со своей обычной лаконичностью летописец. В 981 г.
последовал новый поход - против вятичей. Покорив их, Владимир в следующем году
вновь был вынужден идти на восток - подавлять восстание "заратившихся" вятичей.
Под 983 г. в летописи помещено краткое известие о войне
против литовского племени ятвягов, которое обитало между реками Неманом и
Нарев. В 984 г. княжеский воевода Волчий Хвост покорил последнее оставшееся еще
независимым приднепровское племя - радимичей. А в 985 г. сам Владимир ходил
против волжских болгар и победил их в бою. Наконец, в 992 г. он
подчинил хорватов, которые жили в междуречье верхнего Днестра и Прута. В
результате этих войн все восточнославянские племена покорились киевскому
князю - Древнерусское государство достигло своих предельных границ.

Эпоху, в которую пришлось править Владимиру, можно назвать переломной. Один за
другим отрекались от язычества и принимали христианство сла
ВЛАДИМИР СВЯТОЙ

19


вянские народы - соседи Руси. Сам Владимир всю жизнь остро интересовался
религиозными вопросами. По словам летописца, утвердившись у власти,
он поставил на холме в Киеве за теремным двором кумиры богам: деревянного Перуна
с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога,
Стрибога, Симаргла и Молошь. "И приносили киевляне им жертвы, называя
их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и осквернялась
кровью земля русская и холм тот". Однако увлечение Владимира языческой
религией продолжалось недолго. В 986 г. приходили в Киев посольства от
разных народов, призывавших Русь обратиться в их веру. Сперва пришли
болгары и хвалили своего Магомета, потом иноземцы из Рима от папы проповедовали
католическую веру, а хазарские евреи после них - иудейство.

Последним прибыл проповедник, присланный из Византии, и стал он рассказывать
Владимиру о православии, и слушал его Владимир со всем вниманием. Под конец грек
показал князю занавес, на котором написано было
судилище Господне. Направо указал ему на праведников, в веселии идущих в
рай, а налево - грешников, идущих на мучение. Владимир же, вздохнув, сказал:
"Хорошо тем, кто справа, и плохо тем, кто слева". "Если хочешь с праведными
справа стать, то крестись", - сказал грек. Владимир же отвечал: "Подожду еще
немного", желая разузнать подробнее о всех верах.

В 987 г. князь созвал своих бояр и старцев градских и сказал им: "Приходили ко
мне болгары, говоря: "Прими закон наш". Затем приходили немцы и
хвалили закон свой. Затем пришли евреи. После же всех пришли греки, браня
все законы, а свой восхваляя, и много говорили, рассказывая мне о начале
мира и о бытии всего. Мудрено говорят они и чудесно слушать их. Рассказывали они
и о другом свете. Если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова
воскреснет и не умереть ему во веки, если же в ином законе будет,
то на том свете гореть ему в огне. Что же вы мне посоветуете? Как им ответить?"
Бояре и старцы сказали: "Знай, князь, что своего никто не бранит, но
всегда хвалит. Если хочешь обо всем разузнать, то пошли от себя мужей
посмотреть, кто и как служит Богу". Эта речь понравилась князю и всем людям.
Избрали десять мужей, славных и умных, и сказали им: "Идите сперва к болгарам и
испытайте веру их". Они отправились и, придя к ним, наблюдали их
скверные дела и поклонение в мечети. Когда вернулись послы в землю свою,
сказал им Владимир: "Идите еще к немцам, высмотрите и у них все, а оттуда
идите в греческую землю". Послы пришли к немцам, увидели службу их церковную, а
затем пошли в Царьград. Когда же они вернулись, созвал князь
Владимир бояр своих и старцев и сказал им: "Вот, пришли посланные нами
мужи, послушаем обо всем, бывшем с ними". И обратился к послам: "Говорите перед
дружиной". Те же стали говорить так: "Ходили мы к болгарам, смотрели, как они
молятся в мечети. Стоят они там без пояса; сделав поклон,
сидят и глядят туда и сюда, как бешеные. И нет в них веселья, только печаль
и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в
храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в
греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали -
на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой. И
не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог
с людьми, и Служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы

Посмотри в окно!

Чтобы сохранить великий дар природы — зрение, врачи рекомендуют читать непрерывно не более 45–50 минут, а потом делать перерыв для ослабления мышц глаза. В перерывах между чтением полезны гимнастические упражнения: переключение зрения с ближней точки на более дальнюю.

20


забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет
потом горького: так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве". Выслушав
послов, Владимир обратился за советом к боярам, и те сказали: "Если бы
плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она
мудрейшая из всех людей". И спросил Владимир: "Где примем крещение?"
Они же сказали: "Где тебе любо".

Так повествует наш летописец о причинах, подвигнувших Владимира к
принятию христианства. Все эти рассказы о выборе вер имеют, на первый
взгляд, фольклорный характер, однако нечто подобное, видимо, происходило
в действительности. Так, араб Марвази, писавший в XII веке, имел смутные
сведения о посольстве Владимира к владетелю Хорезма. Посольство это приходило с
определенной целью - собрать сведения о мусульманской вере. Об
этом же писал в XIII веке перс ал-Ауфи. То есть Русь в Х веке действительно
стояла на неком распутье, и выбор Владимира предопределил ее дальнейшую
судьбу на много веков вперед - Русь примкнула к христианскому, а не
мусульманскому миру и из двух направлений христианства избрала православие.
Позднейшие историки потратили много сил, стараясь добыть дополнительные
сведения, подтверждающие или поправляющие летописный рассказ. Однако история
цепко хранит свои тайны, и в настоящий момент мы знаем о
крещение Владимира - главном, поворотном событии не только в его личной жизни,
но и в жизни всего Русского государства - очень мало. Византийские историки ни
единым словом не упомянули о нем, а русские источники содержат крайне
противоречивые сведения.

Так, мы не знаем точно, когда и где принял христианство сам Владимир.
Очевидно, крещение его совершилось скромно, и есть серьезное основание
думать, что на первых порах оно было скрыто от широких народных масс. Это
необходимо допустить ввиду смутного и сбивчивого представления об этом
акте современников. Например, в летописи читаем: "Не знающие истины говорят, что
крестился Владимир в Киеве, иные же говорят - в Василеве, а
другие по-иному скажут..." Так сильно разноголосили между собой по этому
важному вопросу уже ближайшие потомки. Если этот факт остался неизвестным для
них, то, естественно, он должен был остаться тайною и для следующих поколений.
Ближайшие по времени к Владимиру писатели - его первый
жизнеописатель Иаков и митрополит Иларион - нашли нужным умолчать об
этом, несомненно, интересующем всех обстоятельстве. Только позже возникла
легенда о том, что Владимир крестился в Крыму, в византийском городе
Херсонесе (Корсуни наших летописей). Эта легенда попала и в летописи.

Сейчас принято считать, что крещение Владимира было следствием не
только внутренних, но и внешних обстоятельств и что события русской истории
теснейшим образом переплелись с событиями истории византийской. В
сентябре 987 г. против законных византийских императоров Василия II и
Константина VIII поднял восстание в Малой Азии полководец Варда Фока. Размах
этого мятежа сильно напугал императора Василия. В конце 987 г. он
обратился за помощью к Владимиру (Русь со времен Святослава считалась
официальной союзницей империи). Между двумя правительствами начался
дипломатический торг, подробности которого нам известны лишь в общих
чертах. Владимир соглашался оказать требуемую помощь, но взамен просил в

ВЛАДИМИР СВЯТОЙ 21

жены Анну, сестру Василия. Ввиду тяжелой безвыходной ситуации император
принял его сватовство, однако выставил непременное условие - правитель
Руси должен был принять крещение. Арабский историк XI века Яхъя Антиохийский
писал об этом соглашении: "И заключили они (император Василий
и князь Владимир) между собой договор о свойстве и женитьбе царя русов на
сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он
крестился... И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска
русов и соединились с войсками греков..." Исполняя условия договора, Владимир,
который, как это видно из нашей летописи, был уже вполне готов к
принятию новой веры, крестился либо в 987-м, либо в самом начале 988 г. Где
произошло это важное событие - в Киеве или Василеве - сейчас уже невозможно
узнать.

Дальнейшие события развивались следующим образом. Летом 988 г., как
об этом однозначно свидетельствуют греческие и арабские источники, отряд
русских воинов прибыл в Византию и оказал императору большую помощь в
сражениях под Хрисополем и Авидосом. Но как только его положение поправилось,
Василий стал медлить с выполнением своей части договора. По крайней мере, Анна в
этом году так и не появилась на Руси. Летом 989 г., по
свидетельству Иакова, Владимир ходил к Днепровским порогам, видимо, ожидая
невесту, но она не приехала. Тогда Владимир сообразил, что его обманули, и
немедленно начал войну против своего прежнего союзника. В конце
лета 989 г. русские войска вторглись в Крым и подступили к византийскому
Херсонесу.


Об этом походе и о том, что за ним последовало, подробно рассказывает
наша летопись. Греки затворились в Корсуни (Херсонесе) и крепко оборонялись.
Русь встала на той стороне города, что против пристани, и начала осаду.
Горожане защищались отважно, и осаде не было видно конца. Но тут один из
корсунян, по имени Анастас, пустил в лагерь Владимира стрелу с письмом. В
том письме говорилось: "Перекопайте и переймите воду, она идет в город по
трубам из колодцев, которые за вашим лагерем с востока". Владимир тотчас
велел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди в Корсуни стали изнемогать от
жажды и вскоре сдались. Владимир вошел в город и послал сказать
Василию и его брату Константину: "Вот, взял уже ваш город славный. Если не
отдадите за меня сестру, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу".
Василий и Константин принялись упрашивать Анну согласиться на брак с
Владимиром. Но та не хотела уезжать в Русь, говоря: "Иду, как в полон, лучше
бы мне здесь умереть". Братья же отвечали ей: "Может быть, обратит тобой
Бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавит от ужасов войны.
Видишь, сколько зла наделала грекам Русь? Теперь же, если не

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.