Жанр: Энциклопедия
Сто великих некрополей
...десь были найдены остатки с орнаментом совершенно
другого рисунка и стиля, чем орнамент царских гробниц, и большие камни,
отличающиеся от материала, из которого были сделаны усыпальницы.
Независимо от монумента, Сольси расчистил часть первого восточного двора и
открыл лестницу с большими площадками, высеченными в скале. Далее были расчищены
ворота, соединявшие восточный двор с западным, и во время этих работ было
найдено большое количество древних монет: древнееврейские монеты в одну четверть
сикля, монеты времен Колония - римского прокуратора при императоре Августе,
монеты Понтия Пилата - прокуратора при императоре Тиберии, несколько монет
асмонейского типа с двумя рогами изобилия, монеты крестоносцев, а также более
поздние турецкие и египетские пиастры.
Еще более интересные находки ожидали Сольси внутри самих гробниц. Так, при
расчистке первой камеры первой гробницы были обнаружены урны с пеплом сожженных
трупов (по обычаю римских погребений), банки, банки-слезники, остатки римского
оружия, статуэтки тройной Гекаты и многое другое. Чуть в стороне лежали около
десятка скелетов, сваленных в общую кучу, а между скелетами тоже было найдено
много монет, причем они лежали кучками, видимо, находились в поясах одежд
усопших. Все монеты соответствовали эпохе, предшествовавшей осаде Иерусалима
императором Титом. Самая поздняя из них была чеканена римлянами во время самой
осады.
Дальнейшая расчистка погребальных камер дала не менее богатые результаты. В
кучах земли и сора были найдены так называемые алавастры для миро, которые
древние евреи употребляли задолго до того, как они стали известны в евангельской
истории. Особенно интересными оказались один фла-кон-алавастр ассирийского
происхождения, а также драгоценные серьги круглой и продолговатой формы и
кольца. Были
ГРОБНИЦЫ ЦАРЕЙ ИУДЕЙСКИХ
55
найдены обломки ящиков, сделанных из мягкого известняка, с четырьмя ножками и с
орнаментом Соломоновой печати. По своим размерам ящики эти были малы для
саркофагов, поэтому ученые предположили, что они служили сундуками для сокровищ.
В одной из камер Сольси нашел такой огромный саркофаг, что он едва помещался на
своем ложе. Углы его даже были чуть спилены, чтобы он мог войти под арку. На
крышке этого саркофага были вырезаны два диска, а между ними располагались
строки еврейской надписи. Отделка саркофага не отличалась тонкостью, как будто
его делали на скорую руку в чрезвычайных обстоятельствах. Но по вскрытии в нем
нашли очертания человеческого праха с приподнятой головой и сложенными на
чреслах руками. При первом прикосновении к черепу усопшего вся фигура
рассыпалась как мираж, и в саркофаге осталась лежать только тонкая полоса пыли.
Присутствовавшие при этом арабы заметили Сольси, что саркофаг принадлежал
женщине, потому что крышка его была плоской, а гроб мужчины должен был иметь
круглую крышку.
После открытия царских гробниц сразу же возник вопрос: представители какой из
царствовавших в Иерусалиме династий в них погребены? На этот вопрос есть
несколько ответов, но наиболее распространенная к концу XIX века версия,
основывавшаяся на свидетельстве Иосифа Флавия, относила принадлежность гробниц
царице Елене Адиавенской, супруге царя Монбаза, и ее сыну Иазату. Однако эта
фамилия в истории Иерусалима случайна и правила короткое время. К тому же для
этого семейства царские гробницы были слишком велики. Кроме них, царскую
гробницу в иерусалимском некрополе могла иметь только Гранта - сестра Иазата. А
между тем по древним обычаям, устройство гробницы должно было рассчитываться по
числу членов семейства. Строить лишнюю усыпальницу для несуществующего члена
семьи значило раздражать ангела смерти, у которого каждое место для гробницы
записано за определенным лицом. Поэтому усыпальница без имени считалась
преступным обнажением земных недр, за которое отвечал народ, пользующийся этой
землей. Что же касается других членов этой семьи, то они не имеют отношения к
Иерусалиму и погребены, вероятнее всего, в Риме.
Вторая версия отождествляет царские гробницы с усыпальницами царя Ирода, о чем
тоже упоминает Иосиф Флавий. Однако известно, что Ирод был погребен сыном своим
и преемником Архелаем недалеко от Вифлеема - на горе, которая
100 ВЕЛИКИХ НЕКРОПОЛЕЙ
с тех пор называется Джебель-Фередис (Райская гора). Из других династий,
царствовавших в Иерусалиме, остались только Маккавеи, но по достоверным
источникам известно, что их гробницы находятся не в Иерусалиме, а в Модине.
Есть версия и о том, что в царских гробницах почили представители династии,
правившей до Вавилонского плена. Многие иудейские источники называют эти
гробницы "большим гротом Седекии". Например, один еврейский паломник из Ливорно
в XV веке писал: "Недалеко от Дамасских ворот на север находятся катакомбы
Седекии, идущие далеко под землею. Многие рассказывали мне, что они тянутся на
полчаса пути и так просторны, что в них можно проезжать верхом на лошади и с
факелом в руке".
Седекия был последним царем перед Вавилонским пленением евреев, но времени его
царствования не хватило бы для сооружения гробниц. Поэтому можно предположить,
что Седекия упоминается только как последний царь из целого ряда иудейских царей
- устроителей этих величественных гробниц. То обстоятельство, что умерший в
Вавилоне Седекия был погребен в Иерусалиме, не опровергает этого предположения
По всей вероятности, возвращавшиеся из плена евреи, как некогда их предки при
исходе из Египта, взяли с собой прах наиболее замечательных лиц, умерших в
Вавилоне.
Попутно расскажем, что во второй половине прошлого века при археологических
раскопках южнее Иерусалима были обнаружена камера и склеп с двенадцатью
саркофагами из известняка. Некоторые из них были уже разграблены, но находка все
равно оказалась сенсационной, так как самый роскошный из саркофагов, украшенный
сложным орнаментом, оказался нетронутым. Вскрыв его, ученые обнаружили кости
мужчины примерно 60 лет. Бронзовая монета, находившаяся в саркофаге,
свидетельствовала, что человек этот скончался первом столетии нашей эры
Изученные надписи, характер похоронного обряда и другие отличительные признаки
позволили ученым предположить, что найдены останки первосвященника Каиафы,
который добился мученической казни Иисуса Христа.
ЗОРОАСТРИИСКИЕ "БАШНИ МОЛЧАНИЯ"
Напротив некрополя Накше-Рустам расположилось каменное сооружение, известное в
народе как "гробница Зороаст-ра". Однако научные исследования не подтверждают
факта заЗОРОАСТРИЙСКИЕ
"БАШНИ МОЛЧАНИЯ"
хоронения здесь основателя древней иранской религии. По мнению ученых, это
сооружение являлось алтарем зороаст-рийцев, где они совершали свои ритуальные
обряды.
Огнепоклонничество - культ огня, света и солнца - возник в Персии более 3000 лет
назад, а в VII-VII веках до н.э. пророк Зороастр воплотил древние восточные
верования и легенды в религиозно-этическое учение. Он изложил их в виде
откровений, полученных от всемогущего бога света Ахурамаз-ды, и несколько веков
спустя его учение стало господствующей в Иране религией Сасанидской империи.
Зороастр (Заратустра) проповедовал, что все в мире имеет два противоположных
начала' жизнь и смерть, добро и зло, свет и тьма, холод и тепло, день и ночь..
Добро олицетворяет бог Ахурамазда, которому противостоит злой бог Ариман, и
между ними идет постоянная борьба История противостояния двух начал, сотворения
мира, основные принципы зороастризма и все основные молитвы, которые возносятся
богу Ахурамазде, содержатся в священной книге "Авеста". А сам Заратустра
считается создателем гат (песен) самой древней части "Авесты".
Зороастризм утверждал веру в загробную жизнь, в пришествие Мессии, который после
12 000 лет борьбы между добром и злом придет к людям, чтобы спасти мир от
гибели. Люди тоже должны бороться со злом: согласно учению Заратустры, человек
должен "думать о добре Говорить о добре. Делать добро", и тогда все закончится
победой благого начала.
Зороастризм был устойчивой религией и оказал большое влияние на жизнь народов,
населявших Иран в течение почти 14 веков. В VII веке Персию завоевали арабы, и
последователи Заратустры, сопротивлявшиеся насаждению ислама, вынуждены были
скрываться в труднодоступных районах или бежать в другие страны. В настоящее
время больше всего последователей Заратустры живет в
Индии, где их называют Сасанидская монета
парсами. Но где бы ни с изображением священного огня
\
100 ВЕЛИКИХ НЕКРОПОЛЕЙ
проживали зороастрийцы, они всегда соблюдают ритуалы, бытовавшие в период
расцвета их религии. Например, обряды поклонения огню они совершают в
специальных храмах, которые обычно устраиваются на возвышенностях.
Парсы считают, что из четырех стихий (земля, вода, огонь и воздух) главным
является огонь: он священен, так как несет в себе божественное начало. С огнем
связаны понятия чистоты, белизны, непорочности, добра и света. Перед чашей с
огнем совершаются все богослужения зороастрийев, священный огонь горит не только
в их храмах, но и в домах.
Согласно учению парсов, все мы вышли из земли и туда же вернемся, но тело
умершего нельзя зарывать в землю, чтобы не осквернить ее. Земля должна цвести и
плодоносить, поэтому ей должны достаться очищенные останки усопшего. И уж тем
более нельзя предавать тело огню, который не должен быть осквернен
прикосновением к покойному. В древности покойника сразу после смерти переносили
в здание, которое называлось "кед" (дом). Название это могло означать и комплекс
строений жилой усадьбы, и О1дельное здание специального назначения (например
"аташкед" - храм огня), а в погребальном обряде это был особый дом для усопшего.
Погребальные "кеды" сооружались отдельно для мужчин, для женщин и для детей,
причем размеры их определялись так, "чтобы не задевать головы стоящего человека,
вытянутых рук и протянутых ног". В селениях зороастрийцев существовали
коллективные "кеды", но в усадьбах знати они представляли собой особые
постройки.
Из "кеда", соблюдая определенные церемонии, труп переносили на "дахму" (насыпь
или круглое сооружение), где его оставляли на съедение хищным птицам. Через год
кости, омытые дождем и высушенные солнцем, считались "чистыми": их уносили и
помещали в "наусах". Останки знати складывались в фамильные "наусах", а сосуды с
останками простых людей зарывали в землю.
Древнегреческие писатели, сообщая о персидских погребальных обрядах, писали о
сохранении тела и существовании особых гробниц персидских царей. Подтверждением
этому служат и археологические памятники - вырубленные в скалах или отдельно
стоящие гробницы, а также надгробные башни. А между тем, как указывалось выше,
"Авеста" предписывала выставлять трупы на возвышенные места, где их уничтожали
хищные звери и птицы. Кажущееся несоответствие объясняется тем, что
свидетельства древнегреческих писателей и археологические памятники относятся к
собственно персам, а в "Авесте" сказано о погребальных обрядах "маЗОРОАСТРИЙСКИЕ
"БАШНИ МОЛЧАНИЯ"
гов". Например, Геродот сообщает, что персы сообщают тела усопших воском, а
потом хоронят их в земле, а у "магов" трупы погребаются только после того, как
их разорвут птицы или собаки.
Об этом же писал и Страбон, сообщавший, что трупы на растерзание выставляли на
северо-востоке Персии. Такой же обычай существовал и в эпоху Сасанидов,
например, Агафий отмечал, что тело умершего выносили за город, где его съедали
птицы и собаки; класть тело в гроб и зарывать его запрещалось, поэтому кости
умершего разбрасывали, и они со временем сгнивали. Считалось добрым знаком, если
тело усопшего быстро поедалось хищниками, так как за город выносили и опасных
больных, еще живых, давали им хлеб и палку, чтобы они могли, сколько хватит сил,
отбиваться от собак.
В отчете китайского посла Вэй-цзе, побывавшего в начале VII века в Согдиане,
сохранился такой рассказ о местном погребальном обряде:
Вне главного города живет отдельно более двухсот семейств, специально
занимающихся погребением. Они построили в уединенном месте особое сооружение,
где воспитывают собак. Когда кто-нибудь умирает, они берут тело и помещают в
этом сооружении, где его и поедают собаки. Затем они собирают кости и хоронят их
в особой погребальной процессии, но не кладут их при этом в гроб.
В рассказе китайского посла есть тоже указание на особое сооружение - дахму,
которая была предшественницей знаменитых зороастрийских "Башен молчания". Парсы
считают, что после смерти душа человека еще трое суток витает в этом мире и
только потом покидает его. Три дня жрец молится в особом помещении, где лежит
усопший, перед чашей со священным огнем, а на четвертый день он молится в храме,
куда тело покойного вносить нельзя. Во время богослужения на жреце должна быть
белая одежда, волосы убраны под белую повязку, лицо до самых глаз закрыто белой
тканью. Жрецы должны быть чище других, поэтому они не могут прикасаться к
покойному и совершают все полагающиеся обряды на расстоянии полутора метров от
него.
После того как над умершим совершены все положенные обряды, 16 носильщиков
должны на железных решетках доставить тело в Башню. Внутри нее от стен к центру
идет пологий скат, на котором располагаются три погребальные пло60
100 ВЕЛИКИХ НЕКРОПОЛЕЙ
щадки - отдельно для мужчин, женщин и детей. Посередине "Башни молчания"
находится колодец, окруженный стеной. В Бомбее стервятники за полчаса оставляют
от покойного лишь груду костей, в других местах, где хищные грифы вывелись,
"работают" солнце и ветер. Потом сюда приходят специальные служители, которые
собирают кости и сбрасывают их в колодец, глубина которого обычно равняется 4,5
метра Рядом с колодцем порой устраиваются еще четыре запасных, на случай если
главный колодец переполнится.
"Башню молчания" полагается строить на высокой скале, чтобы нельзя было увидеть
происходящего внутри нее и чтобы она не занимала земли, нужной людям. В нее не
смеет заходить никто, кроме служителей и носильщиков, которые после посещения
"Башни молчания" должны обязательно очиститься. И умершего, и тех, кто
прикасался к нему, очищают жидкостью, которая называется "ниранг". Приготовлена
она по особым рецептам и даже через несколько десятилетий остается чистой и не
подвергается разложению.
Чтобы возвести "Башню, молчания", надо соблюсти очень много сложных ритуалов, но
все меньше остается жрецов, знающих их Поэтому "Башен молчания" осталось на
земле немного.
ГРОБНИЦА ФИЛИППА II
У подножия лесистых гор Пиерия лежит долина, разбитая на множество квадратов -
серых, желтых, коричневых... Здесь у реки Альякмон, на северо-западе нынешней
Греции, когда-то стоял великолепный город Эги - столица македонских царей В 1861
году француз Леон Эзе начал здесь раскопки, в результате которых сначала был
открыт дворец, а потом _ сводчатая могила; захоронения подобного рода тогда
науке не были известны.
Леон Эзе понимал, что стоит у начала удивительных открытий, и был абсолютно
уверен, что насыпи скрывают и другие памятники Особенно привлекал его большой
холм (ПО метров в диаметре и 12 метров высотой), стоящий на краю найденного
древнего кладбища Он напоминал описанные Гомером насыпи, которые древние греки
делали над захоронениями погибших героев. Местные жители называли этот курган
Большим, и Леон Эзе был убежден, что внутри него находятся большие захоронения,
но исследовать их не успел.
Раскопки продолжил греческий археолог К.А. Ромейос, который в 1938 году
обнаружил на каменной террасе, подняГРОБНИЦА
ФИЛИППА II
той над долиной, еще одну македонскую могилу. Но, к сожалению, она оказалась
ограбленной, однако остались обломки мраморных дверей и фрагменты большого
трона. Позднее эти предметы удалось реставрировать.
По фризу фасада гробницы шла многоцветная роспись, а на ионических капителях
полуколонн сохранилась даже краска. Константинос Ромейос тоже, как и Леон Эзе,
считал, что близ соседней деревушки Вергины надо искать крупный центр
македонской культуры. Его исУсыпальница
Филиппа II
следования были прерваны Второй мировой войной, и только через несколько
десятилетий к раскопкам приступил Ма-нолис Андроникос. За годы исследований
ученые обнаружили в Большом кургане три могилы и основание здания. Три могилы
под одной насыпью ученым видеть еще не доводилось. . По мнению М. Андроникоса,
это были царские погребения, а здание - традиционным греческим Героном, под
которым погребены погибшие герои.
Самая маленькая могила (2x3x3 м) была разграблена еще в древности, когда воры,
разбив одну из плит перекрытия, проникли внутрь нее. Археологи нашли в
погребальной камере только разбросанные кости и осколки чернофигурных ваз. Но
фрески воры, к счастью, не повредили. Одна из них ("Похищение Персефоны")
написана с таким живым мастерством, что археологам стало ясно - работа создана
великим мастером*. На другой фреске изображена сидящая женщина, возможно, богиня
Деметра (мать Персефоны), на третьей - ученые увидели три женские фигуры
Вторая из найденных могил имела дорический фасад и горизонтальный карниз с
раскрашенным фризом (1x5 м), на ко*
По свидетельству историка Плиния Старшего, выдающийся художник IV века до н э
Никомах однажды за очень короткое время создал неповторимую сцену похищения
Персефоны Ученые полагают, что найденная в Вергине фреска и есть его работа
100 ВЕЛИКИХ НЕКРОПОЛЕЙ
тором изображена сцена охоты на льва и кабанов. Фигура центрального юноши, как
бы приподнятая над другими фигурами, удивительно напоминала мозаичный портрет
Александра Македонского. По мнению М. Андроникоса, этот "портрет" относится к
320 году до н.э. Фасад венчала фреска со сценой охоты: на фоне спокойного
пейзажа (скал и деревьев) - вставшая на дыбы верховая лошадь, всадник в
напряженной позе вскинул копье... Точная перспектива, четкость линий и цвета,
общий колорит фрески - все и на этот раз говорило о незаурядном мастерстве
художника.
Когда археологи приблизились к величественному мраморному фасаду третьей могилы,
к плотно закрытым дверям, спрятанным за двумя колоннами, они поняли, что им
улыбнулась удача - могила не была разграблена. Вход в захоронение представлял
собой каменный фасад с мраморными колоннами, стены каменного строения были
покрыты штукатуркой, чего в македонских могилах раньше не встречалось. При
дальнейшем обследовании оказалось, что могила имеет две камеры, а на крыше
главного помещения на кирпичах остались тоже следы штукатурки и черные пятна
сажи. Здесь же были найдены два железных меча, наконечник копья и множество
мелких железных предметов. Среди них - украшения для сбруи, и тоже со следами
копоти и сажи.
Изучив эти предметы, ученые пришли к выводу, что им посчастливилось обнаружить
уникальную могилу, на крыше которой совершались жертвоприношения по специально
восстановленной для этого древней традиции. О подобном обычае упоминал Гомер,
повествуя о похоронах Патрокла.
Пол камеры был покрыт черно-коричневой деревянной трухой, но в глаза
исследователям бросились серебряные сосуды, треножник, поножи, бронзовый
позеленевший предмет, напоминавший своей формой таз, и другие предметы. Все это
при жизни служило умершему, может быть, кроме керамических ваз, в которых
находились благовония. Ученые увидели и полные доспехи знатного воина: мечи,
наконечники стрел, панцири, щиты, шлемы, наколенники.. Панцирь был сделан из
тонких железных листов, покрытых кожей и тканью; железные пластины скреплялись
между собой таким образом, что не препятствовали движению. По краям панциря шла
золотая лента, нагрудная пластина была украшена миниатюрными золотыми головами
львов, кольцами и маленькой золотой пластиной с изображением богини Афины*.
* Подобный панцирь носил Александр Македонский, о чем свидетельствует мозаика,
хранящаяся в музее Неаполя
ГРОБНИЦА ФИЛИППА II
А вот щит полностью не сохранился: видимо, он был сделан из дерева и кожи,
которые на протяжении веков распались в прах. Но ученым удалось установить, что
с внешней стороны он был инкрустирован слоновой костью и золотом, промежутки
были заполнены кусочками стекла, покрытого листовым золотом. На умбоне (шишке
щита) крепились фигурки юноши и девушки, выполненные из слоновой кости. С
внутренней стороны пересекались золотые ленты с рельефами, а в центре
размещалась золотая пластинка с изображением двух геральдических львов. До этой
находки ученые могли судить о подобных щитах только по описаниям, встречавшимся
в мифах и литературных источниках.
В захоронении были найдены пять небольших головок из слоновой кости. Одна -
портрет юного Александра Македонского, детально совпадающий с описанием, которое
встречается во многих исторических источниках и известно по скульптурным и
мозаичным изображениям. Вторая головка изображала зрелую матрону, возможно, его
мать Олимпиаду; третья - немолодого мужчину с коротко подстриженной бородой. При
внимательном рассмотрении археологи обнаружили, что правый глаз отличался от
левого: с большим художественным тактом мастер показал, что правый глаз
поврежден...
Во второй камере, стены которой были не только оштукатурены, но и покрыты
красной краской, ученые обнаружили второй саркофаг. На полу лежало множество
мелких кусочков дерева (возможно, фрагменты ложа), остатки украшений из золотых
пластинок и слоновой кости, поножи, изделия из алебастра и кипрская амфора.
Возле саркофага находился тонкой работы золотой венок; обнаружили здесь и горит
(футляр для лука и стрел) с золотой обкладкой, на которой были изображены
сражение и штурм города. Но кульминацией находок стал золотой ларец с
македонской звездой на крышке. Приподняв ее, ученые увидели пурпурно-золотую
ткань, покрывавшую кремированные останки человека.
Теперь оставалось главное - датировать находки Большого македонского
захоронения. После долгих исследований ученые установили, что архитектура
гробницы, живопись фриза и глиняные черепки, обнаруженные на поверхности
кургана, относятся к 350-325 годам до н.э. Золотой обруч (царская диадема)
указывал, что в гробнице покоится царь. Оставалось только выяснить, кто он?
Кроме Филиппа, отца Александра Македонского, другого царя тогда в Македонии не
было. А женщина, погребенная в другом саркофаге, скорее всего последняя жена
царя Филиппа II - Клеопатра.
100 ВЕЛИКИХ НЕКРОПОЛЕЙ
Поразительное открытие привлекло внимание всех ученых Европы. Содержимое ларца с
останками царя было отправлено в Англию, где в 1981 году эксперты приступили к
восстановлению лица умершего. Сначала скульптор Ричард Нив сделал гипсовую
отливку фрагмента черепа, а уже в 1973 году участники международной конференции
(1200 крупных ученых) исследовали предоставленный им скульптурный портрет,
воссоздававший образ Филиппа II.
САРКОФАГ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО
Знаменитые на весь мир "висячие сады Семирамиды" с редкими деревьями, ароматными
цветами и прохладой в знойной Вавилонии были поистине чудом света. Но во время
персидского господства дворец царя Навуходоносора с его 172 комнатами,
обставленными и украшенными с поистине восточной роскошью, пришел в запустение.
В нем изредка останавливались персидские цари во время "инспекторских" поездок
по своей огромной империи. Но в IV веке до н.э. этот дворец стал резиденцией
Александра Македонского: Тронный
зал дворца и покои нижнего яруса "висячих садов" стали последним местом
пребывания на земле великого полководца, проведшего 16 лет в беспрерывных войнах
и походах и не проигравшего ни одного сражения.
Как только Александр Великий скончался, из-за его наследства сразу же
разгорелись споры и раздоры. Военачальники и вельможи начали враждовать между
собой, и боролись они не только за трон, но и за право владения телом покойного.
Прошло 7 дней, а тело прославленного полководца так и оставалось непог-Саркофаг
Александра Македонского ребенным. Наконец выпиСАРКОФАГ
АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО
санные из Египта жрецы набальзамировали его, положили в золотой гроб, а на
голову покойного надели царский венец. Временно Александра Македонского
захоронили в Вавилонии, но еще 2 года его сподвижники спорили о том, куда везти
золотой саркофаг своего бывшего повелителя. Ясно было одно: тот из диодохов, в
чьей стране будет воздвигнута усыпальница Александра, станет и главным
наследником полководца.
Первым это понял Птолемей, последняя же воля самого Александра Македонского
гласила: он должен быть похоронен в оазисе Сива, где жрецы некогда
приветствовали его как сына бога Амона. В соответствии с волей полководца
греческий инженер Филипп сконструировал колесницу на рессорах, в которую
запрягались 64 мула. На колеснице был установлен мраморный саркофаг, на золотой
крышке которого лежали оружие Александра Македонского и щит из Трои. Опираясь на
колонны из слоновой кости, над саркофагом возвышался балдахин, подобный
небесному своду и украшенный драгоценными камнями. На одной из продольных сторон
саркофага в высоком рельефе представлена битва Александра Македонского с
персами.
Сражение было горячим с обеих сторон, греки и персы беспощадно убивали друг
друга. Все разъярились и дрались, как лютые звери. Македоняне и греки с такой
отчаянной яростью бросились на персов, что сам Дарий смутился и не знал, что
делать. Около его колесницы уже лежали груды убитых...
Большая композиция, изображенная на саркофаге, состоит из полных движения фигур,
очень убедительно передающих разгар схватки. Фигуры сражающихся полны силы и
энергии, и резким контрастом по отношению к ним кажутся тела убитых. Древний
скульптор старательно передал различия в одежде и вооружении персов и греков,
только один из сражающихся представлен на рельефе обнаженным.
...Рассказывается, что сначала саркофаг отправили в Македонию, причем впереди
траурной процессии двигались колонны строителей и землекопов, которые
выравнивали старые дороги, строили новые и укрепляли мосты, так как шествие
сопровождали тысячи всадников, индийские слоны, пешие
...Закладка в соц.сетях