Жанр: Энциклопедия
Русский балет
...суммирующая состояние балетного т-ра и Б., дающая общую картину
хореогр. жизни в мире; в 1985 - сб. "Сов. балеты", включающий сведения о
композиторах балетных партитур и краткие либретто.
Тема становления сов. школы классич. танца развивается в трёх
монографиях, посвящённых А. Я. Вагановой ("А. Я. Ваганова"
Богданова-Березовского, 1950;
"Агриппина Ваганова" Кремшев-ской, 1981, "Агриппина Яковлевна
Ваганова" Красовской, 1989).
С 1974 издавались сб. "Музыка и хореография совр. балета". Работа над
ними, объединив музыковедов и балетоведов, обогатила науку о танце. Эта
тема получила развитие в книгах И. Я. Вершини-ной "Ранние балеты
Стравинского" (1967), С. В. Катоновой "Музыка сов. балета" (1980), Ю. А.
Розановой "История рус. музыки. П. Чайковский" (1981), Р. Г. Коса-чёвой
"О музыке зарубежного балета" (1984), К. Л. Мелик-Пашаевой "Роль
сюитности в музыкальной драматургии "Раймонды" А. Глазунова" (1987).
В 1980-е гг. исследователи стали писать о 60-х гг. уже как об
истории, подводить первые итоги реформы, начатой Григоровичем, Бельским.
Книгой, начавшей новую дискуссию о путях развития балета, был сб. статей
Гаевского "Дивертисмент" (1981), где, в частности, критически
оценивалась совр. ситуация в Большом т-ре, говорилось об окостенении
недавно казавшихся новыми дра-матургич. форм балетного действия в
балетах Григоровича 70-х гг., о выхолащивании принципов симфонизации
танца, а главное - содержательных мотивов хореогр. иск-ва, потерявшего
связи с современностью. Книга Гаевского подверглась резкой официозной
критике. Обсуждение проблем совр. балета было прекращено и в критике, и
в Б., к-рое вынуждено было апеллировать только к открытиям рубежа
1950-60-х гг. Балетоведч. работы, как правило, посвящались истории
балетных трупп, портретам актёров, хореографов ("Балерины" В. В.
Носовой, 1983; "Большой т-р" Бочарниковой, 1987;
"Путь в Большой балет" Короб-кова, 1989; "Большой т-р Сибири" В. В.
Ромма, 1990).
Одна из кардинальных тем дискуссий 1980-х гг. - проблема классич.
наследия. Ещё на рубеже 1960-х гг. на необходимости сохранить хореогр.
шедевры, бережно относиться к авторскому тексту старинных балетов
настаивал Слонимский, позже - Гусев. В 1980-е гг. дискуссию продолжил ж.
"Сов. балет". Выявились разные точки зрения на проблему, как
отстаивающие неприкосновенность классич. хореографии, так и допускающие
редактирование, изменение драматургии балетного действия. Но аналитич.
наблюдения над совр. состоянием балетного иск-ва не приобрели теоретич.
законченности. Такая же ситуация создалась и в балетной публицистике.
Неизменность эстетич. и методологич. принципов анализа, удерживающихся с
конца 1960-х гг., не способствовала становлению Б. как науки. Итоги её
довоенному развитию были подведены в работе Черновой "Балет" в кн.
"История театроведения народов СССР. 1917- 1941" (1985).
В 1980-90-е гг. Б. обогатилось исследованиями бытования танца в
смежных т-ру сферах - на эстраде, на льду, на телеэкране. Вышли в свет
книги "Дух состязания и танца" Аркиной (1974), "Танец на эстраде"
Шереметьевской (1985), "Ракурсы танца. Телевизионный балет" Е. П.
Беловой (1991).
В этот период в рус. Б. работает неск. поколений исследователей. Те,
кто способствовал реформе хореогр. т-ра на рубеже 1950- 60-х гг., -
Аркина, Бочарникова, Ванслов, Карп, Красовская, Крем-шевская,
Львов-Анохин, Н. М. Са-довская, Суриц, В. В. Прохорова, А. Э. Чижова,
Шереметьевская, Шумилова, Эльяш; начавшие в те годы жизнь в балетной
критике - Гаевский, С. А. Давлекамова, Деген, Добровольская, Ильичёва,
В. В. Киселёв, Л. А. Линь-кова, Луцкая, М. И. Малков, Петров, Ромм,
Соколов-Каминский, Ступников, Тейдер, В. И. Уральская, Г. В.
Челом-битько (Беляева), Чернова; выросшие на практике 1970-80-х гг.
-Белова, И. Д. Бордюк, Зозу-лина, Т. Е. Кузовлева, Коробков, Е. В.
Литвинская (Ерофеева), В. А. Майниеце, Розанова, И. Р. Скляревская, А.
Н. Тыминский. На рубеже 1980-90-х гг. выступили Л. В. Барыкина, Т. В.
Воль-фович, Е. П. Деревщикова, В. И. Иванов, Т. А. Казаринова, Т. А.
Кузнецова, Е. К. Ланецкая (Ткач), С. В. Наборщикова, Е. Г. Федоренко, И.
Г. Яськевич, появились первые публикации Е. Р. Губайдуллиной, Э. Н.
Роговой, Н. Г. Колесовой, А. А. Фирера.
Н. К). Чернова.
"БАЛЛЕ РЮС ДЕ МОНТЕ-КАРЛО" (Русский балет Монте-Карло), 1) "Б. р. де
М.-К." (Les Ballets Russes de Monte Carlo), труппа, созданная в 1932
франц. импресарио Р. Блюмом и полковником де Базилем (В. Г.
Воскресенским) на базе балетных трупп Оперы Монте-Карло и Рус. оперы
Парижа. Начиная с 1933, Блюм всё меньше принимал участие в работе
труппы. В 1935 произошёл его официальный разрыв с де Базилем. В 1936,
когда Блюм создал собственную труппу "Балле де Монте-Карло" (Le Ballet
de Monte Carlo), труппа "Б. р. де М.-К." принадлежала де Базилю и
выступала под др., неоднократно менявшимися названиями (см. "Орижиналь
балле рюс"). 2) "Б. р. де М.-К." (Le Ballet Russe de Monte Carlo), одна
из крупнейших рус. балетных трупп за рубежом. Отколовшись в 1935 от
труппы "Б. р. де М.-К." (Les Ballets Russes de Monte Carlo), она
продолжала работать до 1939 во Франции, затем до 1962 в США (с 1936 под
назв. "Балле де Монте-Карло", с 1938 под назв. "Б. р. де М.-К " - Le
Ballet Russe de Monte Carlo).
В период, предшествующий 2-й мировой войне. Блюм, возглавлявший
труппу, пригласил в качестве гл. балетмейстера М. М. Фокина, а зав.
труппой - Н. Н. Зверева (с 1937 - Г. Ге). В труппе были артисты В. Н.
Немчинова, А. Маркова, М. Руанова, Н. Красовская (Лесли), 3. Кирсова, А.
И. Вильтзак, А. Н. Обухов, А. Эглевский, в 1937 также Н. Голь-нер, Н.
Тараканова, М. Панаев. Фокин возобновил здесь свои старые балеты
(входившие в репертуар Русского балета Дягилева, а также балеты "Эльфы"
на муз. Ф. Мендельсона, "Игрушки" на муз. Н. А. Римского-Корсакова и
"Арагонскую хоту" на муз. М. И. Глинки), пост. новые: "Испытание любви"
предположительно В. А. Моцарта (1936), "Дон Жуан" на муз. К. В. Глюка
(1937), "Стихии" на муз. И. С. Баха (1937). В 1938 Фокин перешёл в
труппу де Базиля, а Л. Ф. Мясин - в труппу
Блюма. Изменилось и руководство: административным директором стал С.
Денем (С. И. Докучаев), а Блюм остался в качестве содиректора и вскоре
совсем отошёл от дел. Следующий период работы труппы (до 1945) связан с
творчеством Мясина. Под его руководством "Б. р. де М.-К." работал до
1939 во Франции, а с началом 2-й мировой войны - в США, он формировал
репертуар, подбирал артистов. Мясин не отказывался от традиционных
спектаклей, он сохранил балеты репертуара труппы Дягилева и др. рус.
трупп - балеты Фокина ("Сильфиды", "Шехеразада", "Половецкие пляски" и
др.) и свои собственные ("Треуголка" М. де Фальи, "Волшебная лавочка" на
муз. Дж. Россини, "Прекрасный Дунай" на муз. И. Штрауса), сохранил также
балеты рус. клас-сич. репертуара ("Жизель", "Лебединое озеро" в
сокращённом варианте, "Коппелия", "Щелкунчик", поставленный в 1940).
Были введены отд. балеты рус. балетмейстеров, созданные для амер. трупп
(напр., в 1940 пост. Дж. Баланчина "Серенада" на муз. П. И. Чайковского
и "Игра в карты" И. Ф. Стравинского). Однако гл. место занимали собств.
работы Мясина. Он продолжил в "Б. р. де М.-К." свои эксперименты по
постановке балетных симфоний, начатые в труппе де Базиля: пост. "Седьмую
симфонию" на муз. Л. ван Бетховена (1938), "Красное и чёрное" на муз.
1-й симфонии Д. Д. Шостаковича (1939); созданные в содружестве с худ. С.
Дали - "Вакханалию" на муз. Р. Вагнера (1939) и "Лабиринт" (на муз. 8-й
неоконч. симфонии Ф. Шуберта, 1941), а также балеты "Nobilissima
visione" П. Хиндемита (1938) и "Испанское каприччио" на муз.
Римского-Корсакова (1939), "Богатыри" на муз. А. П. Бородина (1938).
Получила развитие и др. линия творчества Мясина - жанровая комедия: был
создан один из самых знаменитых его балетов "Парижское веселье" на муз.
Ж. Оффенбаха (1938) и комедии, использующие амер. тематику и музыку
("Нью-Йоркер" на муз. Дж. Гершвина, 1940; "Саратога" на муз. Я.
Вейнбергера, 1941). Это было начало процесса постепенной американизации
труппы. Ещё один балет на нац. сюжет пост. М. Платов (Платт) - "Город
призраков" Р. Роджерса (1939). В труппе стали появляться амер. артисты
(в 1940 одной из первых была Мари-Жан). Тем не менее основной состав был
из рус. или ранее выступавших в рус. труппах танцовщиков: А. Д.
Данилова, А. Маркова, Е. Делярова, Красов-ская, М. Славенска, Н.
Теиладе, Т. Туманова, Л. Ростова, Н. Бере-зов, Р. Герар, Н. Орлов,
Панаев, Ж. Скибин, Эглевский, И. Юске-вич. В 1945 Мясин ушёл из "Б. р.
де М.-К."; не имея постоянного балетмейстера, труппа оказалась в сложном
положении. Неск. балетов пост. Б. Ф. Нижинская ("Концерт Шопена" и
"Снегурочка" на муз. балета "Времена года" А. К. Глазунова, 1942; "Этюд"
на муз. Баха и "Древняя Русь" на муз. Чайковского, 1943). В 1943 И. А.
Швецов пост. "Красный мак", к-рый был событием скорее поли-тич., чем
худож. жизни. Наибольшее значение имел приход амер. балетм. А. де Милль,
к-рая пост. здесь свой самый знаменитый балет "Родео" А. Копленда
(1942). Появление этого спектакля в репертуаре "Б. р. де М.-К."
окончательно определило дальнейшее направление развития труппы - её
американизацию.
Период 1944-46 связан с творчеством Дж. Баланчина. В репертуар вошли
его балеты: в 1944 - "Концертные танцы" на муз. Стравинского, "Мещанин
во дворянстве" на муз. Р. Штрауса, "Балле эмпериаль", "Моцартиа-на" и
"Па де де" - все на муз. Чайковского; в 1945 - "Кончерто барокко" на
муз. Баха; в 1946 - "Ночная тень" ("Сомнамбула") на муз. оперы В.
Беллини. Одновременно появлялись пост. амер. хореографов - Р. Пейдж
(неск. балетов в период 1945-48, из к-рых наиболее известен "Франки и
Джонни" Дж. Моросса, 1945), В. Беттис, Т. Болендера, А. Кобос. Нерусские
танцовщики выдвигались на ведущие роли, притом не меняя фамилии на
русские, как прежде. Наряду с англичанином Ф. Франклином, к-рый в
1938-52 выступал в качестве постоянного партнёра прима-балерины труппы
Даниловой, ведущее положение заняли Мария Толчиф, Р. Борис, М. Э.
Мойлан, Н. Магальянес, Л. Даниэлян. Делались попытки не только
сохранить, но и пополнить репертуар рус. балетов - Данилова пост.
"Раймонду" (в 3 актах) (1946), дивертисмент из "Пахиты" (1949), но
успеха эти спектакли не имели. Труппе всё труднее становилось
конкурировать с амер. балетными коллективами, напр. с возникшим в 1940
"Балле тиэтр", а затем с труппой Баланчина (с 1946 назв. "Балле
сосайети", с 1948 - "Нью-Йорк сити балле"). Сказывались отсутствие
постоянного помещения, жизнь на колёсах, невозможность нормально
репетировать. В 1952-54 труппа "Б. р. де М.-К." фактически не
существовала, вместо неё работала Конц. группа (15 чел.), новые балеты
не ставились. "Б. р. де М.-К." возродился в 1954, но уже без Даниловой,
ведущей балериной стала полька Н. Новак. Пробовали ставить спектакли
артисты труппы Борис, Новак, Даниэлян. Денем предпринимал отчаянные
усилия, чтобы спасти коллектив, то приглашая на пост. Мясина ("Гарольд в
Италии" на муз. Г. Берлиоза, 1951), то известных балерин - И. Шовире,
Толчиф, Н. Вырубову, а также А. Алонсо и Юскевича, к-рые в 1955-60
регулярно выступали в труппе, в частности в "Жизели". В 1954 Денем в
Нью-Йорке создал Школу рус. балета (Ballet Russe School) на базе школы
В. В. Свободы. Но уровень труппы неуклонно снижался. В 1962 со смертью
Денема труппа перестала существовать.
"Б. р. де М.-К." оказал большое влияние на развитие балета в США. Из
рус. балетмейстеров теснее всего с труппой был связан Мясин, к-рый
возглавлял её в 1938-42 и возвращался в 1954. Тем не менее "Б. р. де
М.-К." никогда не был труппой одного балетмейстера, репертуар был очень
разнообразен. Неизменно на протяжении всех лет труппа сохраняла и
знакомила амер. артистов и зрителей с рус. классикой 19 в. (в частности,
с балетами "Жизель", "Лебединое озеро", "Щелкунчик"), с балетами Фокина
и Мясина из репертуара Русского балета Дягилева. Она предоставила
возможность рус. балетмейстерам, жившим в США, ставить новые спектакли:
прежде всего Мясину, но также Балан-чину и Нижинской. Не менее важно и
то, что в "Б. р. де М.-К." уже в 1940 стали появляться первые балеты на
амер. темы и с музыкой амер. композиторов, а вскоре (начиная с "Родео")
также постановки амер. хореографов. Труппа, имея во главе такую
балерину, как Данилова, воплощавшую лучшие традиции петерб. балета,
являла образцы истинно рус. школы танца, на к-рых учились амер. артисты.
Мн. рус. танцовщики, уходя со сцены, открывали школы почти во всех
штатах США. Иск-во мн. амер. артистов сформировалось и в самой труппе.
Из всех рус. трупп за границей "Б. р. де М.-К." имел самую длинную
жизнь. Однако уже в 1950-х гг. было ясно, что конец близок. Этому
коллективу, как и мн. др. рус. балетным труппам за рубежом, недоставало
творч. руководителя, к-рый проводил бы худож. политику, способную
обеспечить возможность дальнейшего развития. Постепенно "Б. р. де М.-К."
оказался оттеснённым либо коллективами, во главе к-рых стояли
хореографы, последовательно и целеустремлённо осуществлявшие свои
замыслы (напр., коллективы, к-рыми руководил Баланчин), либо труппами,
приглашавшими ставить балеты и танцевать наиболее известных мастеров из
Европы и США ("Балле тиэтр"). Денему, возглавлявшему "Б. р. де М.-К.",
удалось продлить существование труппы до нач. 1960-х гг., когда она, с
одной стороны, полностью американизировалась, с другой - своего лица как
амер. труппа не обрела.
Лит.; Beaumont С. W.. Supplement to Cormplete book of ballets L,;
11945 j;
Amberg G.. Ballet: the emergence of an American art. N. Y.. 1949; De
Mille A., Dance to the piper, Boston, 1952; H u r o k S.. Hurok
presents: a memoir of the dance world, N. Y.. 1953; M a s s i n e L., My
life in ballet, N. Y.-P., 1968; Anderson J.. The One and Only. The
Ballet Russe de Monte Carlo, N. Y., 1981; D a n i l o v a A., Choura, N.
Y.. 1986;
Buckle R.. Taras J.. G, Balanchine. Ballet Master, N. Y., 1987. E. Я.
Суриц.
БАЛТАЧЕЕВ Тахир Валеевич (р. 18.9.1924, Ленинград), артист, педагог.
Засл. арт. Башк. АССР (1957), засл. деят. иск-в Тат. АССР (1965). Брат
Н. В. Балтаче-евой. В 1944 окончил ЛХУ (педагоги А. В. Лопухов, А. А.
Писарев). С 1942 в Т-ре им. Кирова. Первый исполнитель партий:
Шайтан ("Шурале", 1950, балетм. Л. В. Якобсон), Этруск ("Спартак",
1956, балетм. тот же). Др. партии: Измаил ("Гаянэ"), Галл ("Спартак"),
Молодой цыган ("Каменный цветок"). Ли Шанфу ("Красный мак"), Арап
("Медный всадник"). Исполнял характерные танцы в балетах "Лебединое
озеро", "Раймонда", "Отелло", "Бахчисарайский фонтан", танцы в операх.
Остро чувствовавший пластику нац. танца, Б. обладал выразит. жестом,
скульптурностью поз. С 1952 педагог характерного танца ЛХУ, с 1959
репетитор в Т-ре им. Кирова. Ставил конц. номера и танцы в драм.
спектаклях. ,. "
И. В. Ступников.
БАЛТАЧЕЕВА Найма Валеевна
[23.2(8.3). 1915, Петроград - 18.1.1984, Ленинград], артистка,
педагог. Засл. деят. иск-в Тат. АССР, засл. деят. иск-в Башк. АССР
(1955), засл. деят. иск-в РСФСР (1967). Сестра Т. В. Бал-тачеева. По
окончании ЛХУ (педагог А. Я. Ваганова) в 1935-56 в Т-ре им. Кирова.
Первая исполнительница партий: Катерина ("Катерина", выпускной спектакль
ЛХУ, 1935, балетм. Л. М. Лавровский), Сюимбике (Т-р им. Джалиля, 1945,
балетм. Л. А. Жуков, Г. X. Тагиров). Исполняла сольные партии в балетах
"Спящая красавица", "Дон Кихот", "Лебединое озеро".
В 1946-73 педагог ЛХУ, в 1952-78 педагог-репетитор в Т-ре им. Кирова.
Работала педагогом-репетитором в т-рах Финляндии, Болгарии, Венгрии,
ГДР.
Лит.: Педагог-хореограф Н. В. Балтаче-ева, "ТЛ", 1967, № 31:
Прохорова В., Страницы календаря. [Н. В. Балтачеева]. "СБ", 1985, № 4.
И. В. Ступников.
БАНК Любовь Михайловна [19.6(2.7). 1903, Москва -
13.6.1984, там же), артистка. Засл. арт. РСФСР (1947). Из артистич.
семьи:дед - актер,театр.деятель П. М. Медведев, мать - певица. До 1919
училась в Моск. театр. уч-ще (педагог А. А. Горский), затем брала
частные уроки у Н. Г. Легата. В 1920-47 в Большом т-ре. Эффектная
внешность балерины, отточенная упругая техника танца, скульптурная,
несколько холодноватая пластика, сдержанное благородство большого стиля
ещё в школьные годы обратили на себя внимание К. Я. Голейзовско-го.
Выступала в его коллективах: в студии Моск. театр. уч-ща (1918-19),
затем (до 1924) в Моск. Камерном балете. Участница творч. экспериментов
Голейзов-ского 20-х гг. Создала образы царицы Тайах ("Иосиф Прекрасный")
и Лизетты ("Теолинда") - оба 1925. Др. партии: Китри, Никия, Раймонда,
Аврора, Одетта - Одиллия; Саламбо ("Саламбо", балетм. И. А. Моисеев);
Зарема, Тао Хоа; мисс Жаксон ("Барышня-крестьянка", 1946,балетм. Р. В.
Захаров, первое исполнение). Исполняла также характерные танцы и партии:
цыганский танец ("Чарда"); олэ и болеро (опера "Кармен"), Чага
("Половецкие пляски", все балетм.
Голейзовский), Персидка (опера "Хованщина"), Уличная танцовщица и
болеро ("Дон Кихот").
Лит.: Ф а и e p Ю. Ф., О себе, о музыке, о балете, 2 изд., М., 1974;
Чернова Н., От Гельцер до Улановой, М-, 1979; Зарубин В., Орхидеи
Большого театра, "СБ",
1987. № 5. Г. Д. Суслова.
БАРЫКИН Виктор Николаевич (р. 28.11.1954, Москва), артист. Засл. арт.
РСФСР (1986). В 1973 окончил МХУ (педагог Л. Т. Жданов). В 1974-91 в
Большом т-ре. Партии: Каренин ("Анна Каренина"), Архонт, Клеон, Икар
("Икар"), граф Вишенка ("Чипол-лино"), Коррехидор, Хозе
("Кармен-сюита"), Солист ("Эти чарующие звуки..."), Дон Хуан, Бенедикт
("Любовью за любовь"), Юноша ("Шопениана"), Треплев ("Чайка"), Макбет
("Макбет"), Северьян ("Каменный цветок"), Меркуцио ("Ромео и
Джульетта"), Базиль, Альберт; Курбский ("Иван Грозный"), Ротбарт; Пётр
Леонтьевич ("Анюта"). Танцовщик классич. и деми-характерного плана,
одарён и драм. выразительностью. Снимался в телефильме-концерте "Я хочу
танцевать" (1985) и др. С 1991 в труппе "Лондон сити балле".
Соч.: Мог бы сделать больше..., "СБ", 1990. № 6.
Лит. .-Марченко Г., Всегда быть тем, что ты есть, "ТЖ", 1981, № 17;
Гринев E., В. Барыкин, "МЖ", 1982, № 7.
В. А. Майниеце.
БАРЫШНИКОВ Михаил Нико лаевич (р. 27.1.1948, Рига), артист. Засл.
арт. РСФСР (1973). В 1958-64 учился в Рижском хореогр. уч-ще (педагоги
Н. С. Леонтьева, Ю. П. Капралис). В 1967 окончил ЛХУ (педагог А. И.
Пушкин). Учеником предвыпуск-ного класса завоевал 1-ю пр. на Междунар.
конкурсе артистов балета в Варне (1966). На выпускном концерте в па де
де из "Дон Кихота" продемонстрировал данные классич. танцовщика,
природную выразительность движений, сверкающую технику пируэтов и
прыжков. В 1967-74 солист Т-ра им. Кирова. Дебютировал в па де де 1-го
акта "Жизели". Исполнил па де труа в "Лебедином озере", Голубую птицу;
па де де из "Пламени Парижа", "Корсара", "Коппелии". Б. - участник всех
новых постановок т-ра. Первый исполнитель мн. партий: Юноша ("Горянка",
1968, балетм. О. М. Виноградов), Меркуцио ("Ромео и Юлия", 1969, балетм.
И. А. Чернышёв), Гамлет ("Гамлет", 1970, балетм. К. М. Сергеев), Адам
("Сотворение мира", 1971, балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв),
Принц ("Зачарованный принц", 1972, балетм. Виноградов). Партии классич.
репертуара:
Базиль (1969), Дезире (1970). Танец Б., самоценный в своей
праздничности и универсальном мастерстве, придавал этим хрестоматийным
образам блеск и пер-возданность. Выступление в миниатюре "Вестрис"
(балетм. Л. В. Якобсон) принесло Б. славу острохарактерного актёра и 1-ю
пр. Междунар. конкурса артистов балета в Москве (1969). Снимался в
телебалете "Сказ о холопе Никишке" (1971), телеспектакле "Фиеста" (как
драм. актёр, 1972). Признанные шедевры ленингр. периода Б. - мужающий в
любви и испытаниях Адам и трагич., теряющий гармонию души Альберт
(1973). Интерес Б. к разнообразию выразит, средств показал его творч.
вечер в 1974; в программе: "Дафнис и Хлоя" и "Блудный сын" (оба балетм.
М. Мурдмаа), "Дивертисмент" (балетм. Г. Д.
Алексидзе). Последнее выступление Б. в Ленинграде 30 апр. 1974 в
балете "Жизель". В том же году Б. остался за рубежом во время гастролей.
Зарубежный период творчества Б. начался в труппе "Американ балле тиэтр"
(1974- 78), где он исполнил партии классич. репертуара: Джеймс
("Сильфида"), Франц, Зигфрид, Колен, Петрушка; Юноша ("Видение розы"),
Солист ("Тема с вариациями", балетм. Дж. Баланчин), Принц ("Щелкунчик" в
собств. пост.) и др. Выступления в этой труппе для Б. были школой совр.
хореографии с множеством её танц. течений. Др. партии: "Юноша и смерть",
"Кармен" (обе балетм. Р. Пети), "Конькобежцы" (балетм. Ф. Аштон),
"Медея" (балетм. Дж. Батлер), "Весна священная" (балетм. Г. Тетли),
"Гамлет; подразумеваемое" (балетм. Дж. Ноймай-ер), "Игра теней" (балетм.
А. Тю-дор), "Пробуждение" (балетм. Р. Вайс), "Ещё раз, Фрэнк",
"Сина-тра-сюита", "От пробы к делу" (все балетм. Т. Тарп), "Дикий
мальчик" (балетм. К. Макмил-лан), "Три девы и дьявол" (балетм. А. Де
Милль).
В 1978-79 солист "Нью-Йорк сити балле". Партии в балетах: в пост. Дж.
Баланчина - "Аполлон Мусагет", "Арлекинада", "Бал королевы", "Блудный
сын", "Вариации Доницетти", "Орфей", "Рубины", "Сомнамбула", "Сон в
летнюю ночь", "Стойкий оловянный солдатик", "Четыре темперамента",
"Щелкунчик"; в пост. Дж. Роббинса - "Времена года", "Другие танцы",
"Матросы на берегу", "Послеполуденный отдых фавна", "Танцы на
вечеринке".
В 1980-89 худ. директор, ведущий, танцовщик "Американ балле тиэтр". С
1990 в труппе "Уайт ок данс проджект" (White Oak Dance Project; рук. M.
Моррис), где исполняет партии в балетах "Щелкунчик", "Па рыбы", "Motor
Cade", "IO решений" и др.
Б. много гастролирует, танцует в разных труппах и т-рах: в т-ре танца
А. Эйли (США) - балет "Па де Дюк"; в "Эллиот Фалд балле" - "Вариации на
тему Америки", "Cara Санта-Фе"; в танц. труппе П. Тейлора (США) - "Ж"
("Арии"), "Прах"; в Королевском балете Великобритании - "Ромео и
Джульетта" (балетм. Макмил-лан), "Тщетная предосторожность", "Рапсодия
на тему Паганини", "Месяц в деревне" (все балетм. Ф. Аштон); в
Марсель-ском балете - "Пиковая дама" (балетм. Р. Пети); в "Балете XX
века" (Брюссель) - "Такая нежная гроза" (балетм. М. Бежар); в танц.
труппе М. Грэхем (США) - "Весна в Аппалачских горах", "Ночное
путешествие".
Ставил балеты в "Американ балле тиэтр": "Щелкунчик" (1976), "Дон
Кихот" (1978), "Золушка" (1983), "Лебединое озеро" (1989).
Снимался в фильмах: "Белые ночи" (1985), "Это танец!" (1985),
"Танцовщики" (1988), "Динозавры" (1990), "Кабинет доктора Рамиреса"
(1991). Выступал в телепрограммах "Барышников на Бродвее" (1980),
"Барышников в Голливуде" (1982), "Барышников: танец и танцовщик" (1987),
в драм. спектакле на Бродвее "Метаморфоза" (1989, реж. С. Бер-кофф).
Соч.: М. Барышников. [Интервью], "ТЖ", 1988, № 18; "Я всегда
стремлюсь к новому", "Иностр. лит-ра", 1989, № 9.
Лит.: Кремшевская Г., Вдохновение, "ТЖ", 1970, № 21; Чистякова В., М.
Барышников, "Т", 1971, № 10; Демидов А., "... не столь различны меж
собой", "Аврора", 1972, № 10; Уральская В., "Лебединое озеро". Как
понимает балет Барышников, "СБ", 1990, № 6; В а и л ь П., Г e н и с А..
Класс: насекомые, вид: человек, "Т", 1990, № 8; S m a k о v G.,
Baryshnikov, N. Y-, 1981; A l over t N., Baryshnikov in
Russia, N. Y., 1984.
H. H. Зозулина.
"БАРЫШНЯ И ХУЛИГАН", балет в 7 эпизо дах (по киносценарию В. В.
Маяковского). Комп. Д. Д. Шостакович, сцен. А. А. Белинский. 28.12.1962,
Ленингр. Малый т-р, балетм. К. Ф. Боярский, худ. В. И. Доррер, дир. Е.
М. Корнблит; Барышня - Л. Б. Климова, Г. В. Покрышкина, Хулиган - B.C.
Зимин, Вожак
- К. К. Иванов, Ю. П. Литвиненко (экранизирован в кино, 1970); 1965,
Т-р оперетты. Москва, балетм. тот же. В др. городах (в скобках фам.
балетмейстеров): Новосибирск (1963, Боярский), Свердловск (1964,
Боярский; 1970, возобн.), Горький (1965, И. А. Галанцева), Красноярск
(1966, А. А. Попов;
1979, Н. С. Маркарьянц), Челябинск (1965, Л. В. Воскресенская).
Новгород, Ансамбль классич. балета под рук. Р. И. Гербека (1967,
Гербек), Т-р оперетты, Кузбасс (1982, балетм. Л. Фарбер, по Боярскому),
Омск (1985, балетм. В. Т. Бовт, по Боярскому).
Е. Н. Дюкина. "БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА", балет в 3 актах 7 картинах (по
одноим. повести А. С. Пушкина). Комп. Б. В. Асафьев, сцен. Н. Д. Волков.
14.3.1946, филиал Большого т-ра, балетм. Р. В. Захаров, худ. Е. Е.
Лансере, дир. С. С. Сахаров; Лиза - М. Т. Семёнова (затем О. В.
Лепешинская), Алексей - В. А. Преображенский, Муромский - А. И.
Радунский, Берестов - В. В. Смольцов, мисс Жаксон - Л. М. Банк, Настя-Т.
В. Лазаревич. 29.12.1951, Ленингр. Малый т-р, балетм. Б. А. Фенстер,
худ. Т. Г. Бруни, дир. Е. М. Корнблит; Лиза- С. К. Шеина, Алексей - Н.
Л. Морозов, Муромский - Н. Н. Филипповский, Берестов
- Н. С. Соколов, м
...Закладка в соц.сетях