Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Русский балет

страница №2

кий танец и лишь в отдельных случаях - народно-характерный. В
результате того, что все искания за пределами драмбалета объявлялись
формалистическими, Лопухов, после разгромной критики балета Д. Д.
Шостаковича "Светлый ручей", Голейзовский, Л. В. Якобсон и нек-рые
другие лишились возможности ставить балеты в ведущих балетных труппах
или оттеснялись на эстраду. Все представители неакадемических течений,
свободного" пластического, ритмопластического танца прекратили
постановочную работу. Но в конце 1940-х - начале 1950-х гг. наступил
кризис и официально поддерживаемого драмбалета. Балетмейстеры,
приверженные этому направлению, предпринимали тщетные попытки сохранить
его, усиливая зрелищность спектаклей с помощью сценических эффектов
(например, сцены наводнения в "Медном всаднике" Захарова, 1949). Тем не
менее исполнительское мастерство, его традиции сохранялись. В эти годы
на сцену вышли М. М. Плисецкая, Р. С. Стручкова, В. Т. Бовт, Н. Б.
Фадеечев. Перелом наступил в конце 1950-х гг., когда выдвинулось новое
поколение хореографов. Первыми на путь новаторства вступили
ленинградские хореографы Ю. Н. Григорович ("Каменный цветок", 1957;
"Легенда о любви", 1961; позднее "Спартак", 1968) и И. Д. Бельский
("Берег надежды", 1959; "Ленинградская симфония", 1961), строившие
спектакль на основе музыкально-танцевальной драматургии, раскрывавшие
его содержание в танце. Близки к этому поколению хореографов Н. Д.
Касаткина и В. Ю. Василёв, О. М. Виноградов. В те же годы вернулись к
творчеству и создали ряд новых постановок Лопухов и Голейзовский;
возродились забытые ранее жанры - одноактного балета, балета-плаката,
сатирического балета, балетной симфонии, хореографической миниатюры,
расширилась тематика балетного спектакля, обогатилась лексика. В этом
процессе обновления значительная роль принадлежала Л. В. Якобсону.
Хореограф неустанно искал новые средства художественной выразительности,
использовал в балете образность других искусств. На балетные сцены
России вышло новое поколение исполнителей, в первые годы своего
творчества ставшее союзником хореографов новой волны: М. Н. Барышников,
Н. И. Бессмертнова, В. В. Васильев, И. А. Колпакова, М. Л. Лавровский,
М.-Р. Э. Лие-па, Н. Р. Макарова, Е. С. Максимова, Р. X. Нуреев, А. Е.
Осипенко, А. И. Сизова, Ю.В. Соловьёв, Н. И. Сорокина, Н. В. Тимофеева.
После интенсивного подъёма балетного искусства в 1960 - начале 1970-х
гг. наступило замедление в его развитии, когда на основных сценах
создавалось мало нового, значительного, многие постановки были
эпигонскими. Тем не менее экспериментальная работа не останавливалась и
в эти годы, когда создавали спектакли М. М. Плисецкая, В. В. Васильев,
Н. Н. Боярчиков, Г. Д. Алексидзе, Д. А. Брянцев.
В конце 80-х - начале 90-х гг. значительно увеличилось число
гастролей за рубежом как балетных трупп крупнейших оперно-балетных
театров, так и небольших коллективов, специально созданных с
коммерческими целями. Начиная с 1970-х гг. русские артисты, ощущая свою
невостребованность в устаревшем и бедном репертуаре театров, стали всё
чаще работать за границей. Первым вынужден был остаться за рубежом
Нуреев, за ним последовали Макарова, Барышников; позднее, когда подобная
практика легализовалась, за границей стали работать, подчас ставя
спектакли и даже возглавляя балетные труппы в США и Европе, Григорович,
Виноградов, а также Плисецкая, Васильев и др. В составе многих
зарубежных коллективов работают русские танцовщики младшего поколения.
С 1970-х гг. в русском хореографическом искусстве наметился новый для
нашей страны процесс - возникновение балетных трупп, независимых от
оперно-балетных театров (коллективы, возглавляемые Якобсоном, Касаткиной
и Василёвым, Б. Я. Эйфманом). В конце 1980-х - начале 1990-х гг. их
число увеличивается, среди них появляются студии свободного танца, танца
модерн или использующие новую лексику, сочинённую руководителями
коллективов. При этом академический балет, как и школа классического
танца, по-прежнему остаётся ведущим. Приобщение к другим формам
хореографии, получившим широкое развитие во всём мире, только
начинается.
В. М. Красовская, Е. Я. Суриц, Н. Ю. Чернова.
АБАЙДУЛОВ Гали Мягазович (р. 15.2.1953, Ленинград), артист,
балетмейстер. По окончании ЛХУ (педагог А. А. Павловский) в 1971-77 в
Оперной студии Ле-нингр. коне. (Буратино в балете "Золотой ключик"). В
1977-93 в Ленингр. Малом т-ре. Первый исполнитель партий: Шпигельберг
("Разбойники", 1982, балетм. Н. Н. Боярчиков), Хозяин ("Легенда о птице
Доненбай", 1983), Гадкий утёнок ("Гадкий утёнок", 1984; оба балетм. Л.
С. Лебедев). Др. партии: Мисаил ("Царь Борис"), Панталоне ("Слуга двух
господ"; оба 1978, балетм. Боярчиков, первое исполнение в Ленинграде),
Арап ("Петрушка"), Дрос-сельмейер; Аполлон Аблеухов ("Петербург").
Исполнив партию
Модеста Алексеевича в телебалете "Анюта" (1982, балетм. В. В.
Васильев; Гос. пр. РСФСР, 1984), первым выступил в данной партии и в
театр. варианте этой пост. (1986, т-р "Сан-Карло", Неаполь),
впоследствии приглашался для её исполнения в Большой т-р. Артистичный,
пластически выразит. танцовщик, обладающий редким мимич. даром, тонко
чувствующий совр. хореогр. стиль, А. придаёт своим персонажам гротескную
окраску. В 1987 окончил балетмейстерский ф-т ГИТИСа (педагоги Е. С.

Максимова и Васильев). Пост. телебалеты "Чаплиниана" на муз. Ч. Чаплина
(1987, А. - Клоун и Диктатор) и "Лунный свет" на муз. Б. Гудмена (1993,
А. - в гл. роли); танцы в теле- и кинофильмах, драм. спектаклях и на
эстраде. Снимался в телебалетах "Старое танго" (1979), "Последняя
тарантелла" (1992), телеэкранизации балета "Семь красавиц" (1982).
Лит.: Белова Е., Артист телевизионного балета, "ТВ - Р", 1985, № 6.
Е. П. Белова.
АБАШЕВА Вера Павловна (р.. 10.5.1956, пос. Верх-Нейвинск Свердловской
обл.), артистка. Засл. арт. РСФСР (1989). По окончании Пермского
хореогр. уч-ща (педагог Л. П. Сахарова) с 1974 в Свердловском т-ре.
Первая исполнительница партий в пост. Ал. А. Дементьева: Леди Макбет
("Макбет", 1983), Комиссар ("Комиссар", 1985), Мадам Грицацуева
("Двенадцать стульев", 1987). Др. партии: Одетта-Одиллия, Ни-кия,
Жизель, фея Сирени, Кармен; Анна ("Анна Каренина"), Клеопатра ("Антоний
и Клеопатра"), Эгина; Беатриче ("Слуга двух господ"), Хозяйка Медной
горы. Танцу А. присущи музыкальность, чистота линий, естественность
сценич. существования, умение укрупнить характер и одновременно выявить
сокровенное В Нём. Л. В. Барыкина.
АБДЫЕВ (А в д ы е в) Реджеп-мырат (Реджеп) (р. 18.7.1947, с.
Говешут Ашхабадской обл., Туркмения), артист, балетмейстер, педагог.
Засл. арт. Туркм. ССР (1976). В 1966 окончил Ташкентское хореогр. уч-ще
(педагог И. М. Проценко), в 1968 - класс усовершенствования ЛХУ
(педагоги А. И. Пушкин, Г. Н. Селюц-кий). В 1966-69 в Т-ре им.
Мах-тумкули. Партии: Альберт, Зигфрид. В 1969-71 в Ленингр. Малом т-ре.
Партии: Бахрам ("Семь красавиц"), Пастух ("Весна священная", 1969,
балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв, первое исполнение в
Ленинграде), Антоний ("Антоний и Клеопатра"). В 1971-87 в Т-ре им.
Кирова. Первый исполнитель партий: Конрад ("Корсар", 1973, ред. К. М.
Сергеева), Царь Фарсадан ("Витязь в тигровой шкуре", 1985, балетм. О. М.
Виноградов). Исполнял ведущие классич., характерные и мимич. партии:
Базиль, Эспада ("Дон Кихот"), Зигфрид и Рот-барт, Солор; Абдерахман
("Раймонда"), Фрондосо, Батыр; Гар-модий ("Спартак"), Ферхад и Визирь
("Легенда о любви"), Юноша ("Ленинградская симфония"), Квазимодо ("Собор
Парижской богоматери"), Али ("Асият").
В 1987 окончил балетмейстерское отд. Ленингр. коне. В 1987- 90 гл.
балетм. Т-ра им. Махтум-кули.
С 1990 преподаёт в ЛХУ.
Лит.: Ступников И., Р. Абдыев, "ТЛ", 1973, № 22; Образы Р. Абдыева,
"ТЖ", 1975. № 12; Солист балета, "ТЛ", 1976. № 30. Б. А. Илларионов.
АБЛЕЦ Исаак Михайлович (1778-1829), артист, балетмейстер, педагог. В
1792-96 учился в Петерб. театр. школе у И. И. Вальберха. По окончании в
петерб. балетной труппе. С 1807 служил танцовщиком в Москве и занял
ведущее положение, выступая в "благородном" и характерном жанрах. Там же
дебютировал как балетмейстер, пост. балет-дивертисмент "Гишпанские
вечера" (1809), балеты - комич. "Школа Пьеро" и пантомимный "Алжирцы,
или Побеждённые морские разбойники" (оба 1812). Наиболее оригинальны
патрио-тич. балеты-дивертисменты на муз. рус. песен и плясок, созданные
им под впечатлением событий Отеч. войны 1812. Особой популярностью
пользовался "Семик, или Гулянье в Марьиной роще" С. И. Давыдова (1815),
выделялись также: "Подмосковная девушка", "Сельский праздник" (оба
1812), "Макарьевская ярмарка", "Праздник донских казаков" (оба 1815),
"Масленица" (1816), "Свадебный сговор при возвращении ратников на
родину" (1817). В 1815 создал балетное переложение комич. оперы М. М.
Соколовского "Мельник - колдун, обманщик и сват". Новатор в области
характерного танца, А. как педагог строго соблюдал правила ака-демич.
школы. В 1817 оставил сцену.
Лит.: Красовская В., Рус. балетный т-р от возникновения до сер. XIX
в., Л.- М., 1958; Гозенпуд А., Музыкальный т-р в России. От истоков до
Глинки, Л.. 1959. В. М. Красовская.
АБОЛЙМОВ Пётр Фёдорович [3(16).8.1904, Петербург - 22.9.1977,
Москва], сценарист, театровед. Засл. деят. иск-в РСФСР (1974). В 1950
окончил театроведч. ф-т ГИТИСа. Автор сценариев: "Доктор Айболит" И. В.
Морозова (1947, Новосибирский т-р), "Медный всадник" (1949, Т-р им.
Кирова), "Миранд о-лина" С. Н. Василенко (1949, Большой т-р, совм. с В.
А. Варко-вицким), "Берег счастья" А. Э. Спадавеккиа (1948), "Лесная фея"
Ю. П. Ефимова (1960; оба в Т-ре им. Станиславского и
Немиро-вича-Данченко), "Сакта свободы" А. Скулте (1950, Рижский т-р),
"Левша" Б. А. Александрова (1954, Свердловский т-р; 1976, Т-р Кирова),
"Последний бал" Ю. С. Бирюкова (1961, Челябинский т-р), "Золотопряхи" Э.
Каппа (1956, т-р "Эстония", совм. с Л. Алгвере). Автор статей о балете.
М. С. Клеймёнова.
АБРАМОВ (псевд. Т р у в и т) Александр Иванович (1900, Москва - сент.
1982, там же), балетный критик. Брат А. И. Абрамовой. Особое внимание
уделял новым течениям в хореографии 1920-х гг., студиям, танц. эстраде,
в частности творчеству К. Я. Голейзовского, Н. М. Фореггера, Л. И.

Лукина. Поддерживал поиски нового в иск-ве танца, выступал против
отживших форм старого балета, настаивая на сохранении высокого уровня
профессионализма.
Соч.: Наивному "эксцентрику", "Эрмитаж", 1922, № 10; Последний
Голейзовский, там же, 1922, № 15; О продукциях Голейзовского, "Зрелища",
1923, № 10; Балет и танец в Москве, "Эхо", 1923, № 13.
Н. Ю. Чернова.
АБРАМОВА Анастасия Ивановна [17(30).6.1902, Москва - 26.6.1985, там
же], артистка. Засл. арт. РСФСР (1947). Сестра А. И. Абрамова. В 1917
окончила МХУ (педагог В. Д. Тихомиров). В 1918-48 в Большом т-ре. Одна
из ведущих балерин 20-х гг. Первая гл. партия -Лиза (1922). Партии:
Маша ("Щелкунчик"), Балерина ("Петрушка"), Аврора, Сваниль-да; Белая
кошечка ("Спящая красавица"), Коломбина ("Карнавал", возобн. В. А.
Рябцева), Царь-девица ("Конёк-Горбунок"), Тао Хоа; Метельщица
("Футболист", 1930, балетм. Л. А. Лащилин, И. А. Моисеев, первое
исполнение),
Жанна ("Пламя Парижа", 1933, балетм. В. И. Вайнонен, первое
исполнение). Женственная, обаятельная танцовщица, А. соединяла в танце
чёткость, грациозность движений с иск-вом плас-тич. полутонов. Выступала
в конц. программах К. Я. Голейзов-ского.
Лит.: И в инг В. П., А. И. Абрамова, М., 1928; Чернова Н., От Гельцер
до Улановой, М., 1979. Н. Ю. Чернова.
АДАМОВИЧ Елена Михайловна [21.2(5.3).1890, Москва - 12.10.1974, там
же], артистка. Засл. арт. Республики (1933). По окончании Моск. театр.
уч-ща (педагог В. Д. Тихомиров) в 1908-36 солистка Большого т-ра.
Партии: Аврора и Белая кошечка ("Спящая красавица"), Пастушка ("Любовь
быстра"), Одетта (пост. Вл. И. Немировича-Данченко и А. А. Горского),
Богатая испанка ("Испанское каприччио"), Гюль-нара ("Корсар"), Мерседес
и Уличная танцовщица ("Дон Кихот"), Чага ("Половецкие пляски"), Айя
("Баядерка"). Конц. номера для А. ставил К. Я. Голей-зовский. В составе
труппы моек. балета выступала в Лондоне (1911-12). В 1922-32 педагог
МХУ. В. И. Зарубин.
АДАШЕВСКИЙ Валентин Тимофеевич [27.9(10.10). 1910, Киев - 27.1.1968,
Саратов], артист, балетмейстер, педагог. Засл. арт. РСФСР (1950). В 1928
окончил драм. и хореогр. студии в Киеве. В 1929-37 солист балета
Харьковского т-ра муз. комедии. С 1937 солист, в 1951-63 гл. балетм.
Саратовского т-ра. Партии: Зигфрид, Дезире; Жан де Бриен и Абдерахман
("Раймонда"), Бахметьев ("Кавказский пленник"), Евгений, Базиль,
Фрондосо, Гирей; Бармалей ("Доктор Айболит"). Пост.: "Эсмеральда",
"Бахчисарайский фонтан" (оба 1951), "Шурале" (1952), "Дон Кихот" (1953),
"Весёлый обманщик" К. А. Корчмарёва, "Семь красавиц" (оба 1954),
"Лауренсия" (1955), "Корсар" (1957), "Юность" М. И. Чулаки, "Красный
цветок", "Баядерка" (все 1958), "Большой вальс" на муз. И. Штрауса,
"Щелкунчик" (оба 1959), "Спящая красавица" (1962). В 1961 вместе с комп.
В. В. Ковалёвым создал балет "Девушка и смерть" (по одноим. произв. М.
Горького). В 1944-48 преподавал в балетной студии при Саратовском т-ре.
В 1960-68 худ. рук. Саратовского
ХОреОГр. уЧ-Ща. Е. А. Габаева. "АДЕЛИЯ ДЕ ПОНТЬЕ" ("Adele de
Ponthi-eu"), трагико-героич. балет в 4 актах. Комп. И. Старцер, сцен. Ж.
Ж. Новер. 24.6.1773, Бургтеатр, Вена, балетм. Ж. Ж. Новер. В России:
21.2.1788, Петровский т-р, Москва, балетм. К. Морелли. 27.11.1797,
Эрмитажный т-р, Петербург, комп. Ле Брен, балетм. Ш. Ле Пик (по Новеру),
худ. П. Гонзаго; Ринальд граф де Понтьё - А. Греков, Аделия де Понтьё -
Г. Ле Пик, Раймонд Майенский - Ш. Ле Пик, щитоносец Ринальдов - И. И.
Вальберх, Принцесса крови - Е. Стеллато, Н. П. Берилова, А. Тукманова,
Е. И. Колосова. Г. Н. Добровольская.
АДЖАМОВ Владимир Касумович (р. 24.4.1955, Тбилиси), артист. Засл.
арт. России (1995). В 1966-70 учился в Тбилисском хореогр. уч-ще
(педагог С. Векуа), в 1974 окончил ЛХУ (педагоги Б. В. Шавров, Ю. П.
Литвиненко, К. В. Шатилов). С 1974 в Ленингр. Малом т-ре. Значит. место
в репертуаре А. занимают партии романтич. плана. Первый исполнитель в
Ленинграде (Санкт-Петербурге) партий: в пост. О. М. Виноградова - Ромео
(1976), Принц ("Золушка", 1977); Н. Н. Боярчикова - Фло-риндо ("Слуга
двух господ", 1978),
Орфей ("Орфей и Эвридика", 1979), Карл ("Разбойники", 1982), Макбет
("Макбет", 1984, балетм. Боярчиков, Н. И. Тагунов), Григорий ("Тихий
Дон", 1987), Николай Аблеухов ("Петербург", 1992); Л. С. Лебедева -
Лебедь ("Гадкий утёнок", 1984). Др. партии: Зигфрид, Альберт;
Джеймс ("Сильфида"). Наибольшая удача А. - партия Манку рта ("Легенда
о птице Доненбай", 1983, балетм. Лебедев, первое исполнение). Танец А.
привлекает красотой и законченностью пози-ровки, своеобразием пластич.
рисунка.
Лит. : Прохорова В., Вдохновение рождается трудолюбием, "ТЖ", 1982, №
11; ее же, В. Аджамов, "СБ", 1984, № 3.
И. В. Ступников. "АДМЕТ И АЛЬЦЕСТА" ("Admete et Alce-ste"), трагич.

балет. Комп. Ж. Родольф, сцен. и балетм. Ж. Ж. Новер. 11.2.1761,
Штутгарт. В России: героич. балет, 1781, Петербург. Комп. К. Каноббио,
сцен. и балетм. Д. Канциани (по Новеру), декорации А. Тишбейна и Ф.
Градицци; Адмет - г-н Канциани, Альцеста - г-жа Канциани, Геркулес - Д.
Лефевр.
Г. Н. Добровольская.
АДЫРХАЕВА Светлана Дзанте-мировна (р. 12.5.1938, с. Хумалаг,
Сев.-Осет. АССР), артистка. Нар. арт. СССР (1984). Жена А. Г.
Закалинского. По окончании
ЛХУ (педагог Е. В. Ширипина), в 1955-58 в труппе Челябинского т-ра,
где дебютировала в партии Одетты-Одиллии, принёсшей танцовщице большой
успех. В 1958- 60 в Одесском т-ре, исполнила партии Гамзатти
("Баядерка"), Будур ("Алладин и волшебная лампа"). В 1960-88 в Большом
т-ре. Партии: Зарема, Гаянэ, Хозяйка Медной горы; принцесса Флорина
("Спящая красавица"), Мехменэ Бану, Одетта-Одиллия, Эгина, Китри;
Беатриче ("Любовью за любовь"), Магнолия ("Чиполлино"), Фрейлина
("Подпоручик Киже"), Бахор ("Индийская поэма"). Танец А. отличается
совершенством рисунка, красотой линий, безупречной техникой исполнения;
лучшие партии в балетах Ю. Н. Григоровича - Эгина и Мехменэ Бану. В 1980
окончила отд. педагога-балетмейстера ГИТИСа. С 1991 худ. рук. Т-ра
балета Светланы Адырхае-вой (совм. с Закалинским).
Лит.: Птицын Г., Новая Китри, "ТЖ", 1972, № 10; И л у п и н а А.,
Светлана Адырхаева, "МЖ", 1977, № 10; А с т а х о -в а О., Рождение
спектакля, "СБ", 1982, № 6;
Л у ц к а я Е., Балерина С. Адырхаева, Орджоникидзе, 1986. В. И.
Зарубин.
АЗАРИН-МЕССЕРЁР Наум Маттаньевич (21.9.1934, Москва - 26.3.1989, там
же), артист, педагог. Засл. арт. РСФСР (1985). В 1953 окончил МХУ
(педагог Н. И. Тарасов), в 1967 - театро-ведч. ф-т ГИТИСа. В 1953-61 и
1964-78 артист и педагог-репетитор Т-ра им. Станиславского и
Немировича-Данченко. В 1961- 63 педагог-репетитор Пермского т-ра, в
1978-89 - Моск. гос. т-ра балета СССР. В своей деятельности соединил и
развил пед. принципы Тарасова и А. М. Мессе-рера. Ученики: А. В.
Горбаце-вич, М. В. Крапивин, И. Р. ГалиМуЛЛИН. В. В. Полунин. "АЗИАДЭ",
"Сказка аравийской ночи", "хо-реографич. поэма" в 1 акте с прологом.
Сцен. и балетм. М. М. Мордкин. Сезон 1910/11, Имп. рус. балет звёзд,
турне по США, на муз. разных комп. в обр. Л. А. Бурго-Дюкудре. 1912,
труппа Анны Павловой, турне по США, под назв. "The Legend of Aziade"
("Легенда об Азиадэ"), вероятно, на муз. И. И. Гютеля. 1917, балетная
труппа под рук. Мордкина (на арене цирка Никитиных, Москва), на муз.
Гютеля, сцен. и балетм. Мордкин (при участии К. Я. Голейзовского), худ.
Г. И. Голов (декорации), В. В. Дьячков (костюмы); Азиадэ - М. Р. Рейзен,
Шах Усейн - Мордкин, Керим, телохранитель - А. Д. Булгаков, Евнух - А.
Ф. Гулин, Гаянэ - С. К. Невельская, Египетская жрица - А. М. Шаломытова,
Песнь рабыни - О. В. Владимирова. Экранизирован в кино (1918; Азиадэ -
М. П. Фроман, Шах Усейн - Мордкин).
В. А. Кулаков, Э. Н. Рогова. "АИСТЁНОК", балет-сказка в 3 актах.
Комп. Д. Л. Клебанов, сцен. М. Я. Пиньчевский. 6.6.1937, выпускной
спектакль МХУ (на сцене филиала Большого т-ра), балетм. А. И. Радунский,
Н. М. Попко, Л. А. Поспехин, худ. В. М. Зимин, Т. А. Дьякова, Р. Р.
Макаров, дир. Ю. Ф. Файер; Аистёнок-Е. С. Банке, Страус - А. А.
Варламов, Петух - В. А. Левашёв, Горилла - Ю. Г. Кондратов, Кошечка - М.
М. Плисецкая, Пёс - Н. А. Авалиани, Негритёнок - Л. А. Швачкин.
14.11.1948, Большой т-р, возобн. спектакля МХУ под назв. "Дружные
сердца", балетм. те же; Аистёнок- Ю. Волкова, Оля - Р. С. Стручкова,
Пионервожатый - А. А. Лапаури. Страус - Варламов. Боря - Ю. Н. Гербер,
Петух - Швачкин. 17.5.1964, выпускной спектакль МХУ (на сцене Большого
т-ра). возобн., дир. А. А. Копылов;
Аистёнок - Е. Ключарёва, Коля - М. Кудрявцев. 1938, Детская студия
Ленингр. ДК им. М. Горького, балетм. А. Д. Шуйский, В. П. Чесноков.
1948, там же, балетм. Ю. Н. Григорович.
Э. Н. Рогова.
АКАЧЕНОК Геннадий Владимирович (р. 15.2.1950, д. Зябки Витебской
обл.), артист, педагог. Засл. арт. РСФСР (1980). По окончании Минского
хореогр. уч-ща (педагог В. К. Давыдов) в
1968-85 в Куйбышевском т-ре. Танцовщик лирико-трагедийного плана.
Первый исполнитель партий: в пост. И. А. Чернышёва -Виктор ("Ангара",
1977), Щелкунчик (1978); Н. Г. Конюс - Борахио ("Любовью за любовь",
1979). Др. партии: Дезире; Цезарь ("Антоний и Клеопатра"), Альберт;
Ржевский ("Гусарская баллада"), Базиль; Никез ("Тщетная
предосторожность"), Нурали ("Бахчисарайский фонтан"), Шут ("Лебединое
озеро"), Жан ("Ар-лезианка"), Ромео, Меркуцио ("Ромео и Юлия"). В
1985-88 в Красноярском т-ре. Партии: Адам ("Адам и Ева"), Квазимодо
("Собор Парижской Богоматери"), Франц; Царь ("Конёк-Горбунок"). С 1988
педагог-репетитор Куйбышевского т-ра и преподаватель фак-та искусств
Куйбышевского пед. ин-та.

Н. М. Садовский.
АКИМОВ Борис Борисович (р. 25.6.1946, Вена), артист, педагог. Нар.
арт. СССР (1989). По окончании МХУ (педагоги Е. Н. Сергиевская, М. Э.
Лиепа) в 1965-89 в Большом т-ре; совершенствовался под рук. А. Н.
Ермолаева.
Дебютировал в партии Геолога ("Геологи"). Первый исполнитель партий:
Злой гений ("Лебединое озеро", 1969, балетм. Ю. Н. Григорович), Курбский
("Иван Грозный", 1975, балетм. тот же), Клеон ("Икар", 1976), классич.
па де де ("Эти чарующие звуки...", 1978; обе балетм. В. В. Васильев),
Хорут ("Индийская поэма", 1981, балетм. М. Г. Скотт, Ю. В. Пап-ко),
Нерсо ("Гаянэ", 1984, балетм. М. С. Мартиросян). Др. партии:
Иванушка ("Конёк-Горбунок"), Ильяс ("Асель"), Красе; Юноша
("Шопениана"), Зигфрид; Сергей ("Ангара"; Гос. пр. СССР, 1977), Павел
("Подпоручик Киже"), Ганс ("Жизель"). Конц. репертуар А. состоит из
фрагментов классич. балетов. Танцовщику близок острый, экспрессивный
язык совр. хореографии.
В 1978 окончил отд. педагога-балетмейстера ГИТИСа. В 1980- 88 педагог
кафедры хореографии ГИТИСа, с 1989 педагог-балетм. Большого т-ра, а
также (по контракту) - т-ров "Ковент Гарден" (Лондон), "Ла Скала"
(Милан), "Асами Маки-балет" (Токио), Венской оперы, Гамбургской гос.
оперы и Лондонской Королевской школы. Снимался в кинофильме-балете
"Грозный век" (по балету "Иван Грозный", 1978). 3-я пр. Междунар.
конкурса артистов балета в Варне (1966).
Лит.: Л ь в о в-А н о х и н Б., Четверо молодых, "Т", 1969, №5;
Богуславская А., Набирая высоту, "ТЖ", 1970, №12; Демидов А., Верность,
"Т", 1975, № 10; Яковлева Е., Б. Акимов, там же, 1976, № 3; Виллис М.,
Б. Акимов в Королевском балете, "СБ", 1990, № 4.
Н. М. Садовская.
АЛЕКСАНДРОВ Сергей Андре евич (р. 2.3.1947, Рига), артист, педагог.
Засл. арт. РСФСР (1979). По окончании Пермского хоре-огр. уч-ща (педагог
Ю. И. Плахт) с 1967 в Пермском т-ре. Партии:
Дезире, Альберт, Базиль, Ферхад, Ромео, Данила; Бригелла
("Пульчинелла"), Красе ("Спартак"), Иван ("Альпийская баллада"),
Фридерико ("Чудесный костюм"), Флориндо ("Слуга двух господ"), Кармело
("Любовь-волшебница"), Бахрам ("Семь красавиц"). А. стремится
подчеркнуть возвышенную романтич. мечтательность своих героев в классич.
балетах. Одухотворённой пластикой, гармонией и завершённостью отличается
его танец в совр. спектаклях. С 1977 преподаёт в Пермском хореогр. уч-ще
и Пермском ин-те иск-в и культуры.
Л. Н. Деменева.
АЛЕКСАНДРОВА (урожд. Г е и м а н) Нина Георгиевна [29.9(12.10). 1884,
Тифлис - 15.1.1964, Москва], педагог. Окончила Ин-т Э. Жак-Далькроза в
Женеве. В 1909 преподавала ритмику на первых в России частных курсах в
Москве, организованных ею. Работала в моек. театр. школах, к-рыми
руководили Л. Ко-нюс, М. Галактионов, Д. Шор, С..Халютина. Преподавала
также на частных курсах подготовки преподавателей ритмики в Москве
(1914-17). В 1919-24 ректор Ритмического института. Чл. Моск. ассоциации
ритмистов (с 1924). С 1924 педагог (класс ритмики) в Моск. коне. на
дирижёрском ф-те (с 1940 проф.).
Соч.: Система Далькроза, "Зрелища", 1922, № 2; Ритмическое
воспитание, М., 1924;
Массовые танцы, М., 1934; 100 пьес и отрывков для занятий по ритмике,
М., 1948.
Лит.: Россихина В. П., Н.Г.Александрова и ритмика Далькроза в нашей
стране, в сб.: Из прошлого советской музыкальной культуры, в. 3, М.,
1982; Гринер В. А., Воспоминания. Фрагмент из книги, об Э.
Жак-Далькрозе], "СБ", 1991, № 5, 6.
М. П. Трофимова.
АЛЕКСЕЕВА Людмила Николаевна [4(16).4.1890, Одесса - 18.11.1964,
Москва], артистка, балетмейстер, педагог. С 1910 училась в танц. студии
Э. И. Рабе-нек (Э. Тельс), в 1912 ставила танцы в опере "Орфей" К. В.
Глюка в Доме песни М. А. Олени-ной-Д'Альгейм. С 1913 имела собств.
студию (в 1918 - Студия гармонич. гимнастики, в 1919-24 мастерская
"Иск-во движения", с 1924 при Гос. Академии Худож. наук, в 1926-30 при
Моск. театр. техникуме им. А. В. Луначарского). В 1918-19 - в Центр,
студии Пролеткульта, где в 1918 поставила трилогию "Мрак. Порыв.
Марсельеза" (на муз. Г. М. Шне-ерсона, Р. Шумана, Ф. Листа).
В 1930-х гг., когда началось гонение на "свободный" танец, А. стала
искать выход в сближении с физкультурой. С 1933 вела занятия по движению
в Доме ученых (Москва), выработав собств. направление сценич. движения
("гармонич. гимнастику"); создала систему занятий для женщин,
стремящихся приобщиться к иск-ву через движение и музыку, а также
систему гимнастики для детей и больных костным туберкулёзом ("балет для
рук"). Ставила для своих учеников танцы:
"Гибнущие птицы" (на муз. 12-го этюда Ф. Шопена), "Этюд трагического
танца" (на муз. А. Н. Скрябина), "Героический этюд" (на муз. полонеза
Шопена) и др.

В числе учениц и продолжательниц А.: И. Е. Родионова, И. М.
Алексахина, И. Б. Тарасова, О. С. Кулагина, М. К. Восканьянц, Е. Д.
Арманд.
Соч.: Худож. гимнастика как средство вовлечения женщин в

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.