Жанр: Энциклопедия
Русский балет
...ии представлениях от начала их до 1768"
Я. Штелина, где автор выявил особенности рус. танца, отметил в нём
слияние достижений франц. и итал. проф. балетных школ с рус. танц.
традициями. Соч. франц. исследователя балета Л. Каюзака и балетмейстера
и теоретика Ж. Ж. Новера легли в основу "Танц. словаря" (1790), в
предисловии к к-рому выделены: механика, или хореописание; поэтика;
история танца. В 1803- 1804 в Петербурге издан классич. труд по теории
хореографии 18 в. "Письма о танце" Новера. В 1806 вышел в свет "Новый
словотолко-ватель", в к-ром особенности танц. иск-ва получили более
законченное определение и где гл. объектом хореогр. отображения были
названы человеческие чувства. В статьях литератора и историка А. И.
Тургенева, опубликованных в ж. "Вестник Европы" ("О плясанье и танцах" и
"О танц. иск-ве", 1810; "О балете", 1811), говорилось, что танец должен
выражать ситуации, тяготеющие к обобщениям, утверждалось его
равноправное положение в ряду др. иск-в; балет делится на 2 осн.
категории-"чистый", бессюжетный, и сюжетно-фабульный, действенный.
Начало формирования проф. рус. школы танца привлекло к балету в 1-й
четв. 19 в. внимание деятелей рус. культуры. Г. Р. Державин, А. С.
Пушкин, А. С. Грибоедов, Д. Н. Давыдов, П. А. Вяземский оставили ценные
для истории рус. балета впечатления об иск-ве танца современных им
мастеров - Ш. Дидло, А. И. Истоминой, Е. А. Телешевой, Т. И.
Глушковской. В 1830-е гг. началось изучение конкретных хореогр. произв.
текущего репертуара. В этот период балетные заметки в газ. "Сев. пчела",
"Молва", "Галатея", "Худож. газета", "Моск. ведомости", "Моск.
наблюдатель", "Моск. телеграф", как правило, ограничивались пересказом
содержания спектаклей, внимание акцентировалось на исполнительском
мастерстве, и лишь в отд. случаях авторы обрисовывали общие тенденции
развития рус. хореографии, анализировали балетмейстерское иск-во. Иногда
в рецензиях делались попытки разобрать слагаемые балетного спектакля
(декорации, хореографию), выявить различия между танцем характерным и
классическим, взаимоотношения между танцем и музыкой, актёрские
трактовки балетных образов. Среди многочисл. откликов (часто безымянных)
на жизнь балетного т-ра выделялись работы В. М. Строева и М. А.
Яковлева. В статьях Яковлева анализ совр. состояния балетного иск-ва
часто сочетался с экскурсами в историю балета.
Важный этап становления Б. связан с рождением романтич. стиля в
хореографии, с гастролями в России Ж. Перро, М. Таль-они, Ф. Эльслер
(1830-50-е гг.). В необычности не известных ранее танц. форм балетных
спектаклей рус. критика пыталась уловить мироощущение романтизма, что
также было важным шагом к постижению специфики хореографии.
Балетная критика была сосредоточена гл. обр. в газ. "Сев. пчела",
уделявшей внимание новой танц. технике, рождавшейся на сценах Зап.
Европы; порой проявлялся и теоретико-эстетич. подход к хореогр. иск-ву
(статьи Р. М. Зотова, Ф. А. Кони, В. Р. Зотова). На страницах "Пантеона
русского и всех европейских т-ров", "Современника", "Моск. ведомостей"
поднимались вопросы о различии романтизма Дидло и Ф. Тальони, о жанровом
своеобразии балетного спектакля. В 1860-е гг. проблемы хореографии
рассматривались в трудах по истории т-ра ("Летопись рус. т-ра" П. Н.
Арапова, 1861; "Хроника пе-терб. т-ров" А. И. Вольфа, ч. 1- 3, 1877-84).
Появилась мемуарная лит-ра (главы из воспоминаний А.П. Глушковского о
Дидло в ж. "Москвитянин", 1856; воспоминания С. Т. Аксакова, С. П.
Жихарева). Среди балетных рецензентов выделялись И. П. Бочаров и А. Н.
Баженов, о. А. Петров.
Первые значит, исследования балетного т-ра, его истории появились в
России на рубеже 19- 20 вв. В книгах К. А. Скальков-ского "Балет, его
история и место в ряду изящных иск-в" (1882), А. А. Плещеева "Наш балет"
(1896), С. Н. Худекова "История танцев" в 4 частях (1-3-я ч. в 1913-14;
4-я - в 1918, сохранилось неск. экземпляров) были сделаны опыты
систематизации истории хореографии. В книгах В. Я. Светлова "Терпсихора"
(1906) и "Совр. балет" (1911) освещались дискуссии вокруг реформ нач. 20
в., творчества А. Дункан, А. А. Горского, M. M. Фокина. Балет привлёк
внимание деятелей культуры и смежных искусств, занимавших разл. эстетич.
позиции. О хореографии начали писать А. Н. Бенуа, А. Я. Левинсон, Я. А.
Тугендхольд, А. Л. Волынский, А. А. Черепнин, Б. В. Асафьев.
В работах "Мастера балета" (1914) и "Старый и новый балет" (1917)
Левинсон первым из его современников использовал новые методы анализа
хореогр. иск-ва, ввёл в Б. общеэстетич. терминологию, в первую очередь
употребляемую в искусствознании, разрабатывал теорию и историю танца,
опираясь на рус. философскую мысль нач. века, апробировал разл. жанры
балетной литры. Левинсон разрабатывал теорию танца в соединении с его
историей, отрицал, опираясь на её специфику, право хореографии воплощать
конкретные характеры и реальные события, связывал эстетику танца с
эстетикой символизма, считал, что, воплощая эмоции, балет творит на
сцене новую действительность в высших формах хореографии - классич.
танце. Впоследствии в своих работах о романтич. балете, написанных в
Париже в 1920-е гг., Левинсон способствовал распространению принципов
эстетич. анализа балета, открытых рус. Б. В самой России влияние идей
Левинсона было прервано к сер. 1920-х гг. и возродилось лишь на рубеже
1950-60-х гг., когда критика заговорила о воплощении в хореогр. образах
человеческого "мира взволнованных чувств". В защите канонов классич.
танца Левинсон солидаризировался с Волынским, к-рый позднее, тоже под
влиянием идей символизма, дал теоретич. обоснование системы академич.
танца. Оба выступали против новаций Дункан, Фокина, за незыблемость
канонов классич. танца.
Поиски принципов эстетич. анализа балетного иск-ва, обоснования его
специфики продолжали А. А. Черепнин, Н. Н. Вашкевич. Отстаивая
самостоятельность хореогр. иск-ва, пытаясь очистить его от влияний
других иск-в, Черепнин, опираясь на эстетические идеи итал. философа Б.
Кро-че, утверждал, что балет "должен быть понимаем вне норм
драматического искусства, ограничен замкнутым кругом
пластико-хореографических возможностей", искал принципы анализа хореогр.
форм в единстве с анализом форм музыкальных ("На путях балетного
реализма", 1915-16; "Балетные символы", 1917; "Диалектика балета",
1927). Работу над теоретич. проблемами хореогр. иск-ва вслед за
Черепни-ным продолжил в Москве В. П. Ивинг (брошюры "А. И. Абрамова",
"Викторина Кригер" - обе 1928).
В 1910-х гг. начал выступать в печати муз. критик Асафьев. Испытав
влияние В. В. Стасова, А. Н. Серова, "Мира искусства", Асафьев вовлекал
в сферу эстетики балета проблемы балетной музыки, и особенно принципы
симфонизма, симфонизации танца (см. Дополнения в "Письмах о рус. опере и
балете", 1922), сыграл большую роль в повышении муз. культуры балетного
спектакля, а позже - в обосновании методологии анализа хореографич.
произведения, формировании взглядов поддерживавших и развивавших его
идеи практиков и теоретиков хореографии (Ф. В. Лопухов, Ю. И.
Слонимский). В нач. 1960-х гг. эти воззрения послужили опорой для
становления нового поколения балетоведов.
1920-е гг. - время столкновения многих, подчас диаметрально
противоположных взглядов на балет. Ряд критиков проповедовали идеи ЛЕФа,
Пролеткульта, отрицая балет, как отжившее, "буржуазное" йск-во, не
отвечающее потребностям масс. Но в те же годы публикуются
основополагающие труды Волынского "Проблема рус. балета" (1923) и "Книга
ликований" (1925). Позиция критика, выступавшего за сохранение классич.
наследия, противостояла теориям, разрушавшим традиции рус. культуры.
Острая полемика возникла вокруг многочисл. новых течений в хореографии и
студийном движении, в к-рой наряду с теоретиками активное участие
принимали и практики. К. Я. Голейзовский ратовал за обновление лексики
танца, за создание новых хореогр. форм. Лопухов, отстаивая классику,
одновременно выступал и за обновление хореографии, отвечая
конструктивистским устремлениям в искусстве того времени. В книге "Пути
балетмейстера" (1925), теоретико-методологич. работе о хореографии, он
вслед за Асафьевым развивал идеи симфонизации танца. С кон. 20-х гг.
требования демократизации балетного иск-ва, его доходчивости приводят к
рождению нового жанра спектакля - балета-пьесы (драмбалет 1930- 50-х
гг.), где устанавливается приоритет лит. основы, в лит. классике
выявляется социально-исто-рич. конфликт, рождаются требования историч.
достоверности, реалистичности балетного спектакля. Главным в спектакле
становится лит. фабула, большую роль начинает играть пантомима, танец
постепенно отходит на второй план, отдавая права первенства проблемам
интерпретации сюжета, сценических образов, а главное - режиссуре
балетного действия, сыгравшей положительную роль в развитии всего рус.
балета. Критики, историки балета, активно включаясь в создание нового
направления, становились авторами либретто, консультантами балетных
спектаклей, параллельно обосновывая социальный заказ в статьях, трудах
по истории хореографии.
Ученик А. А. Гвоздева и Асафьева Слонимский сначала продолжал
развивать поиски учителей. В кн. "Жизель" (1926) и "Сильфида" (1927) он
соединил историч. анализ с анализом хореогр. форм балета в контексте
породившей эти спектакли эпохи. В 1927 вышли в свет более столетия не
переиздававшиеся "Письма о танце" Новера, мысли к-рого о действенном
балете, балете-пьесе привлекли исследователей своей актуальностью; во
вступит, статье И. И. Соллертинского особо рассматривались вопросы
балетной драматургии, роль пантомимы в балетном спектакле в её
соотношении с танцем. В 1933 был издан 1-й том "Истории сов. т-ра"; в
главе "Муз. т-р на пороге Октября" Соллертинский дал анализ эстетики М.
И. Петипа и Фокина. Но творчество этих хореографов оценивалось с позиции
вульгарного социологизма. В 1928-30 Гвоздев, Соллертинский и историк
театра В. Н. Всеволодский-Гернгросс выдвигают программу реформ балетного
т-ра. Утверждалось, что в новой эстетике балетного спектакля от старых
форм должны сохраниться действенный танец и танц. пантомима. Танец
образный, а следовательно, развёрнутые танц. формы, хореогр. симфонизм
приобретали второстепенное значение - балету предлагалось уйти от
собств. специфики.
Один из разделов Б. - систематизация, собирание фактов истории рус.
хореографии. Эту деятельность активно осуществляют, начиная с 1930-х
гг., в Москве -Ю. А. Бахрушин, А. А. Ильин, Г. А. Римский-Корсаков, В.
В. Макаров, в Ленинграде - М. В. Борисоглебский ("Материалы по истории
русского балета", т. 1-2, 1938-39), А. Г. Мовшенсон; одновременно
возникает творческий контакт между методич. кабинетами ЛХУ и МХУ, где
ведётся исследовательская работа. Под ред. Слонимского и П. А. Гусева
вышли "Воспоминания балетмейстера" А.П. Глушковского (1940), "Из архива
балетмейстера" И. И. Вальберха (1948); вступит, статьи Слонимского к
этим публикациям утверждали самобытность рус. школы классич. танца.
Особое значение имела кн. Слонимского "Мастера балета" (1937), где в
контекст отечеств. Б. были введены имена крупнейших зарубежных
хореографов, работавших в России - Дидло, Перро, Петипа, а также сб.
статей "Классики хореографии" (1937), где были опубликованы отрывки из
книг К. Блазиса, Л. Адиса, А. Бурнон-виля. В статье Л. Д. Блок о Ф.
Тальони выдвигались принципы формально-историч. анализа материала,
ставились вопросы о специфике хореогр. иск-ва. В исследовании о "Тщетной
предосторожности" Ж. Доберваля (сб. "Тщетная предосторожность", 1937), в
статьях в периодич. печати Блок привлекала к анализу танц. форм факты
истории иск-ва, исследуя пути вызревания системы классич. танца внутри
общеевропейской театр, культуры, выступала против драматизации хореогр.
действия, за танце-вальность спектакля, за восстановление танца в его
правах. К 1930-м гг. относится фундаментальный труд Блок "Возникновение
и развитие техники классического танца", основанный на той же
методологии, статья о Ж. Добервале, работа о Дидло, опубликованная позже
и до этого использованная Слонимским в его кн. "Дидло" (1958). В статье
"Образ в балете" (1938), анализируя спектакли "Утраченные иллюзии" и
новую ред. "Раймонды" (балетм. В. И. Вайнонен), Блок определила иск-во
танца как иск-во поэтич. образности. Эти спектакли ставились, когда в
балетной критике возникли споры о принципах драматизации балетного
действия, о необходимости возвращения танца на сцену. В них принял
участие последователь Асафьева В. И. Голубов (Потапов), возвративший в
Б. кон. 40-х гг. жанр худож. эссе, анализировавший социальные,
психологич. причины худож. свершений на балетной сцене, в частности
появление феномена Г. С. Улановой ("Танец Галины Улановой", 1948).
В 1940-е гг. моек. и ленингр. школы балетоведения акцентировали
вопросы идейности балетного спектакля в духе характерных для этого
периода положений социалистич. реализма; первостепенное значение при
этом уделялось драматизации действия, его лит. основе. Своеобразным
итогом науч. исследований о балете 40-х гг. и первым обобщающим трудом
по истории многонациональной сов. хореографии стала кн. Слонимского
"Сов. балет" (1950), где был систематизирован и обобщён с точки зрения
социо-логич. идей времени материал четырёх десятилетий истории сов.
балета; автор обвинял Лопухова в формализме, Голейзовского - в
декадентстве, выдвигал на первый план жанр балета-пьесы и при этом
подчёркивал национальное многообразие сов. хореографии.
В период с 1920-х и вплоть до нач. 50-х гг. немалую роль в рус. Б.
сыграли выступления критиков, историков драматич. т-ра, музыковедов -Д.
Л. Тальникова, С. С. Мокульского, М. С. Друски-на, И. И. Юзовского, В.
М. Богданова-Березовского - прежде всего по проблемам исполнительского
мастерства. Позже особое значение обрела публикация кн. М. И. Иофьева
"Профили искусства" (1965), объединившая его статьи предыдущих лет. С
кон. 1950-х гг. в жанре эссе-портрета начал выступать В. М. Гаевский, в
жанре творч. портрета - Б. А. Львов-Анохин. О периферийной и моек.
творч. жизни писал Н. И. Эльяш. Споры о путях развития отечеств,
хореографии отразили процесс освобождения от догм, происходивший в эти
годы в стране. С возвратом балета к собств. природе, освоению новых тем
и конфликтов, многообразию хореогр. стилей, с обогащением выразит,
средств балетного иск-ва связан новый этап развития Б. и балетной
критики. В защиту новых эстетич. принципов развития балетного т-ра, в
поддержку решит, преобразований в отечеств. хореографии, начатых
премьерой балета "Каменный цветок" С. С. Прокофьева в пост. Ю. Н.
Григоровича (1957), выступили Гусев, M. M. Габович, В. В. Ванслов, В. M.
Красовская, П. M. Карп, В. В. Чистякова, Е. Я. Суриц. Дискуссии о
специфике балетного иск-ва достигли кульминации на теоретич. конференции
(1960), особенно в полемике, к-рую вели Л. M. Лавровский и сторонники
драмбалета, с одной стороны, и Слонимский, А. И. Сохор, Красовская, - с
другой (сб. "Муз. т-р и современность. Вопросы развития сов. балета",
1962). В сб. статей проделавшего трудный путь творческой эволюции
Слонимского ("В честь танца", 1968), Красовской ("Статьи о балете",
1967), в книгах Чистяковой ("В мире танца", 1964), публикациях в прессе
А. А. Авдеенко, И. Е. Аркиной, Э. В. Бочарнико-вой, Ванслова, Гаевского,
А. Т. Дашичевой, А. П. Демидова, Г. Н. Добровольской, Г. В. Иноземцевой,
Карпа, Е. Л. Луцкой, Львова-Анохина, Н. Ю. Черновой, Н. Е.
Шереметьевской, Э. И. Шумиловой и др. отстаивались условность природы
хореогр. иск-ва, танц. образность, усложнение режиссёрских и актёрских
задач, новый нравственно-психологич. конфликты, воплотившиеся в
спектаклях Григоровича, И. Д. Бельского, О. M. Виноградова, Н. Д.
Касаткиной и В. Ю. Василёва, Н. Н. Боярчикова, анализировалось иск-во
танцовщиков поколения 1960-х гг. - И. А. Колпако-вой, А. А. Макарова, M.
M. Плисецкой, Н. И. Бессмертновой, M. Л. Лавровского, Е. С. Максимовой,
В. В. Васильева, M. Э. Лиепы. В период обществ. подъёма 1950-х - нач.
1960-х гг. появилась кн. "Против течения" (1962) - сб. воспоминаний,
статей, писем Фокина. Вступит. статья Слонимского впервые в отечеств. Б.
предлагала объективный анализ иск-ва Фокина, определяла его место в
истории мирового и рус. балета начала века, сосредоточивая внимание на
волновавшей в 1960-е гг. практиков и теоретиков балета фокин-ской театр,
реформе. Этот период был отмечен публикацией фундаментального
исследования Красовской по истории рус. балета ("Русский балетный т-р от
возникновения до сер. XIX в.", Л.- M., 1958; "Рус. балетный т-р второй
пол. XIX в.", Л.-М., 1963;
"Рус. балетный т-р нач. XX в.", Л., 1971-72, ч. 1 -Хореографы, ч. 2 -
Танцовщики), теоретически осмыслившего основные этапы развития рус.
хореографии, её нац. особенности. Одновременно вышли значит, работы,
посвящённые конкретным явлениям, именам в истории балета:
"П. И. Чайковский и балетный т-р его времени", 1956; "Дидло", 1958;
"Балетные строки Пушкина", 1974, - все Слонимского; сб. "Ма-риус
Петипа. Материалы, воспоминания, статьи" (1971); работы Красовской
("Анна Павлова", 1964; "Нижинский", 1974), О. M. Мартыновой ("Екатерина
Гель-цер", 1965), Эльяша ("Русская Терпсихора", 1965; "Пушкин и балетный
т-р", 1970; "Авдотья Истомина", 1971), Бахрушина ("История рус. балета",
1965), сб. "В. Д. Тихомиров" (1971). Начала выходить серия брошюр
"Сокровища сов. балетного т-ра": Слонимского - "Тщетная
предосторожность" (1961), Фокина - "Умирающий лебедь" (1961),
"Жар-птица" и "Петрушка" И. Ф. Стравинского (1963). Расширилось изучение
совр. балета, изданы монографии, поев. мастерам хореографии: "Наталия
Дудинская" Г. Д. Кремшевской (1964); "Алла Шелест" (1964), "Галина
Уланова" (1970) и "Мастера большого балета" (1976) Львова-Анохина;
"Марина Семёнова" С. Г. Ивановой (1965); "Майя Плисецкая" Н. П.
Рославлевой (1968); "Балетмейстер Леонид Якобсон" (1968) и "Фёдор
Лопухов" (1976) Добровольской, "От Гельцер до Улановой" Черновой (1979);
сборники "Ленингр. балет сегодня" (в. 1-2, 1967-68),
"Алексей Ермолаев" (1974), "Михаил Габович" (1977), "Константин
Сергеев" (1978) и др., мемуары деятелей балетного т-ра:
"Я - балерина" (1964) и "О том, что дорого" (1984) Т. M. Вечесло-вой,
"Шестьдесят лет в балете" Лопухова (1966), "О себе, о музыке, о балете"
Ю. Ф. Файера (1970);
"Жизнь в балете" (1966) и "Молодые годы ленингр. балета" (1978) M. M.
Михайлова. В 1976 коллектив исследователей (Суриц, Чернова,
Шереметьевская, Красовская, В. И. Берёзкин) выпустил книгу "Сов.
балетный т-р. 1917- 1967", в к-рой на материале моек. и ленингр. балета
были заново рассмотрены осн. этапы и проблемы развития отечеств,
хореографии. В 1981 был создан ж. "Сов. балет" (с 1991 "Балет"),
начавший публиковать материалы по истории хореографии, освещать текущую
жизнь балетного т-ра. Теоретич. исследования вели Карп ("О балете",
1967; "Балет и драма", 1980), Ванслов ("Балеты Григоровича и проблемы
совр. хореографии", 1968; 2 изд., 1971, и "Статьи о балете", 1980),
Лопухов ("Хореогр. откровенности", 1972), Добровольская ("Танец.
Пантомима. Балет", 1975). Переиздавая книгу Фокина "Против течения"
(1981), Добровольская ввела в обиход новые материалы, опубликовала новую
вступит, статью.
К кон. 1960-х гг. на балетной сцене возобладал образный танец, начало
к-рому в 20-е гг. было положено в балетах Фокина, Лопухова,
Голейзовского, развивавших традиции рус. школы хореографии. Вскоре,
однако, стали обнаруживаться издержки этого широко распространившегося
течения; вытеснение пантомимы чистым танцем, а характерного танца -
классическим привело к размыванию сюжетной драматургии балетного
действия. Балетные критики искали пути противостояния засилью формальной
танцевальности, вырисовывались новые взаимоотношения между сценарной
драматургией, музыкой и её хореогр. воплощением (ст. Красовской
"Новаторство и традиции", в её кн. "Статьи о балете", 1967), ст.
Слонимского "Снова в пути", завершающая его книгу "В честь танца"
(1968).
В 1970-80-е гг. серией монографий "Солисты балета" о крупнейших
балеринах и танцовщиках современности и представителях первого поколения
сов. исполнителей заявили о себе и зрелые и молодые балетоведы:
Рославлева ("Шрис Лиепа", 1978), M. A. Ильичёва ("Ирина Колпакова",
1979; "Аскольд Макаров", 1985), В. А. Тейдер ("Александр Лапау-ри",
1980), M. E. Константинова ("Екатерина Максимова", 1982), А. В.
Солодовников ("Ольга Лепешинская", 1983), Красовская ("Никита Долгушин",
1985), H. H. Зозулина ("Алла Осипенко", 1987), Львов-Анохин ("Сергей
Корень", 1988), E. M. Гришина ("Николай Фадеечев", 1990), О. И. Розанова
("Елена Люком", 1983).
Среди книг, посвящённых иск-ву мастеров балета 1930-50-х гг.:
"Леонид Михайлович Лавровский. Документы. Статьи. Воспоминания"
(1983), книга В. И. Ивашнёва и К. В. Ильиной "Ростислав Захаров. Жизнь в
танце" (1982). В 1970-80-е гг. историки балета стремились заполнить
белые пятна истории хореографии ("Рус. балетная критика конца XVIII -
1-й половины XIX в." О. А. Петрова, 1981). Была начата серия "Сокровища
рус. хореографии", предполагавшая развёрнутый анализ и подробную сценич.
историю классич. балетов ("Лебединое озеро" Демидова, 1985;
"Спящая красавица" Константиновой, 1990). Важным событием в рус. Б.
стал выход в свет спустя 50 лет после написания фундаментального труда
Блок "Классический танец. История и современность" (1987).
Проблемам зарубежной хореографии были посвящены: "Англ. балет"
Рославлевой (1959), "Драматургия балетного т-ра XIX в." Слонимского
(1976), "Ролан Пети" Чистяковой (1977). В 1979 вышла в свет первая часть
труда Красовской "Западно-европейский балетный т-р. От истоков до сер.
XVIII в.", в 1981 - "Эпоха Новерра", в 1983 - "Прероман-тизм", в к-рых
дана картина развития балетного т-ра, его образной системы, становления
специфики хореографии.
Лит-ра о зарубежном балете, всё более обогащаясь, стала включать в
себя мемуары совр. мастеров мирового балета: "Я - балерина" И. Шовире
(1977), "Мгновенье в жизни другого" М. Бежара (1989); воспоминания
мастеров рус. зарубежья - "Девушка в синем" Н. А. Тихоновой (1992),
"Воспоминания" М. Ф. Кшесин-ской (1992), сборник, поев. пребыванию в
России А. Дункан ("Айседора", 1992). Таким образом, заполнялись белые
пятна в истории рус. балета начала столетия, его связей с мировой
хореогр. культурой. Заново разрабатывалась история рус. балета, особенно
рубежа 19-20 вв., 1920-х гг. и проблематика совр. хореографии. В
статьях, посвящённых иск-ву 20 в., внимание исследователей
сконцентрировалось на теме дяги-левских Русских сезонов; были проведены
науч. конференции, поев. С. П. Дягилеву (Пермь, 1989), опубликованы
материалы первых Дягилевских чтений (статьи Суриц "Рус. балет Сергея
Дягилева и мировая хореография XX в.", Петрова ""Спящая красавица" - две
точки зрения" и др.). Сюда же примыкают брошюра Аркиной "Анна Павлова"
(1981), статьи Суриц "Серж Лифарь и Парижская опера 30-х гг." ("СБ",
1987, № 3), Н. И. Ончуровой "Две постановки балета "Саламбо"" (там же,
1987, № 2), С. Н. Короб-кова "Мейерхольд в муз. т-ре" (там же, 1985, №
5). Переоценка ценностей, предпринятая с 1960-х гг. в отношении балета
нач. 20 в. и иск-ва танца 1920-х гг., нашла отражение в кн. Суриц
"Хореографическое иск-во двадцатых годов" (1979, книга переиздана в
США).
Большую роль в переосмыслении иск-ва 1920-х, а потом и 1930- 40-х
гг., освоении нового фактич. материала сыграли мемуары деятелей
хореографии. В книге Слонимского "Чудесное было рядом с нами" (1984)
даны творч. портреты мастеров балета тех лет, воссоздана история
хореогр. исканий и, что особенно ценно, отражено становление науки о
балете, у истоков к-рой стоял сам Слонимский и его учителя. Большое
значение для изучения балета 1920-60-х гг. имело издание сб. "Касьян
Голейзовский. Жизнь и творчество" (1984; составители В. П. Васильева и
Чернова, вступит. статья Черновой). От 1920-х гг. ведёт повествование и
книга-брошюра А. А. Соколова-Каминского "Сов. балетная школа" (1983).
Моск. балету посвящены воспоминания А. М. Мессерера "Танец. Мысль.
Время" (1979) и С. С. Холфиной "Вспоминая мастеров моек. балета" (1990).
С 60-х гг. учёные начали систематизацию фактологич. материала по рус.
балету. В 1966 вышел первый в отечеств. Б. словарь-справочник "Всё о
балете" (сост. Суриц). В 1974 - словарь-справочник "Мастера танца" А. Б.
Дегена и И. В. Ступникова. В него вошли имена всех деятелей балета
Петрограда - Ленинграда (2-е изд., "Ленингр. балет. 1917- 1987", 1988).
В 1981 вышла в свет первая в истории рус. театроведения энциклопедия
"Балет",
...Закладка в соц.сетях