Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

СВЯТАЯ РУСЬ Энциклопедический словарь русской цивилизации

страница №18

а оставалась целою и невредимою. Монастырю
принадлежала часовня за оградой под горой; она находилась на том самом месте,
где св. Алексий в одно из путешествий в Орду остановился для отдыха и утоления
жажды из струившегося здесь источника; внутри этой часовни устроен был бассейн с
водою.
С.В. Булгаков


БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР (Собор Благовещения Пресвятой Богородицы) в Москве,
первая и первенствующая, домовая церковь русских царей, почему и протопресвитер
ее бывал до XX в. духовником царской семьи.
Построен в 1484 - 89 при Иване III псковскими мастерами на месте храма н. XV
в. и на подклете старого собора XIV в.
Псковские мастера выстроили храм как придворную церковь великого князя,
соединенную с его хоромами (а с 1508 с вновь выстроенным дворцом) переходами.
Первоначально это был четырехстолпный трехкупольный собор, окруженный с трех
сторон открытой галереей на аркадах и имеющий позакомарное покрытие с рядом
килевидных кокошников вокруг центральной главы и три высоких абсиды.
Вскоре после постройки собора над галереями выложили своды, а в 1563 - 66 по
велению Ивана Грозного над ними по углам возвели четыре одноглавых придела
(одновременно основной храм получил еще две главы). Стены приделов на манер
Архангельского собора были обработаны филенками.
Северные и западные входы с паперти в храм украшены белокаменными резными
позолоченными порталами XVI в., в порталах медные двери (и. XIII в.),
расписанные в технике золотой наводки. Внутри храма росписи 1508 (живописец
Феодосии и др.), XVII и XIX вв. В иконостасе иконы XIV- XVII вв., в том числе
Андрея Рублева, Феофана Грека, Прохора с Городца. Благовещенский собор закрыт
еврейскими большевиками в 1918.


БЛАГОГОВЕНИЕ, страх Божий, преодоленный и преображенный любовью (И. А.
Ильин). Благоговение есть ощущение вечного идеала как истинно сущего,
вызывающего стремление к действительной перемене себя в смысле приближения к
высшему совершенству (B.C. Соловьев).


БЛАГОДАРНОСТЬ, чувство признательности за сделанное добро. "За добро добром и
платят", "Добро добром покрывают". Благодарность не есть простое признание
чужого благодеяния. Испытывать благодарность - значит радоваться не только
полученному дару, но и доброте дарящего (И.А. Ильин). Благодарность не есть
право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать
благодарности - глупость; не быть благодарным - подлость. Кто не любит просить,
тот не любит обязываться, то есть боится быть благодарным (В.О. Ключевский).
О. П.


"БЛАГОДАТНОЕ НЕБО", чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Принесена в
Москву вел. кн. Софьей Витовтовной, супругой вел. кн. Василия Димитриевича.
Стояла в Архангельском соборе, с левой стороны Царских врат. Празднуется 6/19
марта.


БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ, в Великую субботу на Гробе Господнем в Иерусалиме, то есть
в пещере, где был погребен Господь наш Иисус Христос, чудесно загорается
Благодатный Огонь. Появление Благодатного Огня происходит из года в год, многие
века, до настоящего времени. Когда произошло первое явление, установить трудно.
Об этом писали еще свв. Григорий Нисский и Иоанн Дамаскин, крестоносцы и все
паломники на протяжении многих веков.
Ввиду того, что получение Благодатного Огня принадлежит исключительно
Православному Патриарху (инославные тщетно пытались получить его), католики
демонстративно отошли от участия в этом благодатном торжестве.
Ко всему следует сказать, что появление Благодатного Огня на Гробе Господнем
находится под строгим и ревностным надзором гражданских властей. Все огни в
храме тушатся еще накануне, в Великую пятницу, под контролем полиции. Само
помещение Гроба Господня тщательно осматривается, и затем вход в него
опечатывается. Самого Патриарха разоблачают - нет ли при нем чего-нибудь
воспламеняющегося. Только после этого снимают печать со входа в Гроб Господень и
Патриарха впускают в него для получения Благодатного Огня. Через некоторое
время, после усердной молитвы, получив Благодатный Огонь, Патриарх зажигает
пучки свечей и передает присутствующим в храме, и весь храм озаряется морем
огня. Этот Благодатный Огонь в течение 10-15 минут совершенно не обжигает.
Несколько веков тому назад армянам удалось однажды оспорить у православных
право получить "Священный Огонь". Православных в храм совсем не пустили, и они
молились во дворе с Патриархом. Армяне ничего не дождались, Огонь же исшел из
колонны у входной двери.


БЛАГОДАТЬ, в русском Православии милость и сила Божия, проявляющиеся в
отношении к человеку и выражающиеся в даровании ему спасения. Благодать даруется
человеку через церковные Таинства. Существенный признак благодати как свойства
Божия есть то, что она изливается на человека как дар Божий, независимо от
каких-либо заслуг со стороны человека, по вере в Иисуса Христа. Благодатию
совершается весь земной подвиг человека. Через нее познается Бог и даруется все
необходимое "к животу и благочестию". Тем не менее милость получения благодати
является только одной стороной спасения. Непременным условием спасения служат
покаяние и вера, зависящие от свободной воли человека. По учению Православной
Церкви, существует два вида благодати - предваряющая (просвещающая) и особенная
(оправдывающая). Первая "доставляет человеку познание божественной истины" и
указывает "повеления, необходимо нужные для спасения". Вторая создает условия
очищения человека от грехов, освящения его посредством таинств и возведения на
высшую ступень нравственного совершенства. Благодать есть "полнота Божественной
воли как всеединого, всецелого Добра, открывающаяся силой ее собственного
внутреннего действия в душе человека" (B.C. Соловьев).

О.П.


БЛАГОДАТЬ, гора на восточном склоне Среднего Урала, в Свердловской обл.
Высота (до начала разработки) 364 м. Добыча железной руды (с 1735).


"БЛАГОЕ МОЛЧАНИЕ", русская икона, где Христос изображен Ангелом "в нетленной
красоте кроткого и молчаливого духа" (1 Петр. 3: 4). Христос - Ангел в царском
одеянии, голова Его окружена двойным сиянием: крещатым, присущим Спасителю, и
звездой Предвечности, как Ангела Великого Совета. По сторонам от Него надпись:
Ис. Хс. Руки Его сложены на груди, и свиток учительства отсутствует, чем
выражено Его молчание. По словам Пророка, "Он не возопиет и не возвысит голоса
Своего" (Ис. 42: 2), "Он истязуем был и не открывал уст Своих" (Ис. 53: 7).
Икона "Благое Молчание" особо распространена среди монашества, служа примером
подвига молчания и "умственной молитвы", процветавших на св. горе Афон в XIV в.
Псалмопевец Давид говорит: "Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери
уст моих" (Пс. 140: 3).
Н.Ш.


"БЛАГОУХАННЫЙ ЦВЕТ", чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в
Воронежском Покровском кафедральном соборе. На иконе Богомладенец Спаситель
изображен сидящим на левой руке Своей Матери. Правою же рукою Пресвятая
Богородица держит расцветшую ветвь. Празднуется 15/28 ноября.
Прот. И. Бухарев


БЛАГОЧЕСТИЕ, в понятиях Святой Руси неукоснительное соблюдение правил веры,
соединенное с добрым и хорошим поведением. "Не ведаю, - писал в XVII в. Павел
Алеппский, - какие люди на свете благочестивее русских чтут имя Божие".
Воспитанные с детства с любовью к Богу, русские считали духовным и
общественным центром своей жизни Божий храмы, повсюду строили их, благолепно
украшали и со всем усердием посещали. Как было записано в "Домострое": "По вся
дни муж с женою и детьми и с домочадцами, кто умеет грамоте, должны отпеть
вечерню, повечерие, полунощницу, с молчанием и со вниманием, и с краткостоянием,
и с молитвою, и с поклонами... Ложася спать, всякому христианину по три поклона
в землю пред Богом положити, а в полунощи всегда, тайно встав, со слезами,
прилежно, к Богу молитися, елико вместимо, о своих согрешениях, а утром отпети
заутреню и часы, а в неделю и в праздник - молебен... А где некому пети,
молитися довольно вечером и утром, а мужам отнюдь не отпускати церковного пения:
вечерни, заутрени, обедни... А женам ходити в церковь Божию, как вместимо, по
совету с мужем. А в церкви стояти - ни с кем не беседовати, с молчанием слушати,
никуда не обзиратися, ни на стену не приклонятся, ни к столпу, ни с посохом не
стояти, ни с ноги на ногу переступати, и до отпуста из церкви не у ходити, а
приходите к началу... И дома, и везде, всякому человеку всякое дело начинати,
рукодельничати, или ясти, или пити, или пищу варити, прежде святым поклонитися
трижды в землю; а по нужде до пояса, кто умеет - "Достойно" - проговорити до
конца, да молитву Иисусову проговоря, да перекрестяся, молвя: "Господи,
благослови, Отче", и тако начинати всякое дело: тогда Божия милость
поспешествует, ангел невидимо помогает, а бесы отбегают". И эти заветы, эти
правила - были не пустые слова. Правда, люди простые не могли часто ходить к
богослужению, сравнительно редко ходили и женщины, занятые домашним хозяйством;
но сам царь со своими боярами каждый день бывали на всех церковных службах;
другие, более или менее состоятельные люди, старались тоже не пропускать служб,
особенно по пятницам, субботам, воскресным и праздничным дням; иные же ходили в
церковь только к обедне, а прочие службы отправляли дома. Домашняя молитва и
крестное знамение употреблялись так часто, что, по отзывам иностранцев, нелегко
было найти, кто бы в этом равнялся с русскими. Вставая от сна, принимаясь за
какое-либо дело, выходя из дома и входя в него, проходя мимо церкви, часовни,
иконы или встречаясь с крестным ходом, слыша звук колокола, садясь за трапезу,
отходя ко сну и вставая ночью, наши предки полагали на себе крестное знамение,
делали поклоны, произносили молитву, чаще всего "Господи, помилуй". Многие, от
царя до простолюдина, подобно монахам, являлись всюду с четками в руках и (когда
была возможность) перебирали их, творя молитву. В особых случаях, например
собираясь в дальний путь, призывали священника и служили молебен, а кто
познатнее, ходили к епископу и вместе с благословением получали от него икону;
перед посевом и после уборки хлеба зерно освящали в церкви. Святыню чтили с
великим благоговением. Иконы и кресты ставились на городских воротах, площадях,
на дорогах, на воротах домов и в каждой комнате; у богатых людей были особые
крестовые комнаты, или молельни, уставленные рядами икон и крестов. Русские
брали с собою св. иконы в путешествие в чужие края, при выступлении в поход, при
защите города от врагов, при заключении договоров, при болезнях и др. народных
бедствиях, подносили царям, патриархам и др. лицам; с крестом в руках встречал
священник проезжих на больших дорогах и переездах через реки, чтобы благословить
их путь. В домах св. иконы ставили благолепно, с разными украшениями, закрывали
завесами от пыли, отирали мягкою губкою, остерегались касаться их нечистыми
руками, с нечистой совестью, зажигали пред ними свечи и лампады, кадили
благовонным ладаном, после молитвы, перекрестясь, целовали их, "дух в себе
удержав, а губ не разеваючи"; считали неприличным касаться лика святого на
иконе. Подобным образом относились и к просфоре, и др. священным предметам.

Антидор и просфору вкушали бережно, с благоговением, боясь уронить крохи на
землю, ломали маленькими кусочками и клали в рот; есть просфору с чем-либо,
кроме святой воды, или есть после другой какой пищи считали за грех. Св. водою
окропляли себя, помазывались, пили ее на освящение души и тела, употребляли во
время повальных болезней и голода. Царю и патриарху ее присылали отовсюду как
священный дар, и духовник каждое утро окроплял ею царя. Посты, особенно Великий,
соблюдали наши предки с особенной строгостью: вкусить мясную или молочную пищу
постом считали за такой тяжкий грех, что скорее бы согласились умереть, чем
сделать это. Кроме установленных Церковью постов, многие налагали на себя
добровольные посты. При общественных бедствиях прибегали иногда к всенародному
покаянию и посту, чтобы очиститься и умилостивить Бога.


"БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО" (Барловская), чудотворная икона Пресвятой Богородицы.
Явилась в 1392. Находилась в Московском Благовещенском соборе. Празднуется 26
декабря/8 января.


"БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО, НОСИВШЕЕ ТЕБЯ, И СОСЦЫ, ТЕБЯ ПИТАВШИЕ", чудотворная икона
Пресвятой Богородицы.
Празднуется в неделю Всех Святых.


БЛАЖЕНСТВО, высшее счастье, высшая моральная ценность. Если дохристианский
мир ценил силу, богатство и чувственные удовольствия, более ценил внешнее в
человеке, чем внутреннее, то Христос указывает на внутреннее состояние человека
как на необходимое условие блаженства, которое состоит в свободе от
привязанностей к земным благам, постоянном движении к духовному совершенству,
кротости, поиске правды и справедливости, милосердии, миротворчестве, чистоте
сердца (а не чувственности), готовности пострадать за истину (см.: Нагорная
проповедь. Мф. 5: 3-12). Высшая степень блаженства - совершенное единение с
Богом, Царство Божие. Для человека Святой Руси нет блаженства в
безнравственности; в нравственности и добродетели только и достигает он высшего
блаженства.


БЛИЖНЯЯ ДУМА (Тайная дума, Комнатная дума), совет наиболее близких к вел.
князю, а затем царю деятелей; действовал в Русском государстве в XV - н. XVIII
в. наряду с Боярской думой. При Василии III в Ближнюю думу входило примерно 8-10
бояр. В сер. XVI в. Ближняя дума была фактически правительством царя Ивана IV.
Ближняя дума не имела постоянного состава, начала формироваться в учреждение во
2-й пол. XVII в., когда особо доверенных лиц (бояр и др.) стали жаловать "в
комнату". Ближняя дума состояла в это время из немногих доверенных лиц царя, не
имевших иногда "думного" чина.


БЛИНЫ, древняя русская пища, приготовление и употребление которой нередко
носило ритуальный характер, особенно на поминках и свадьбах. Языческая символика
блинов отражала ритуал связи человека с небом, солнцем и загробным миром.
По материалам А.В. Гура, на похороны и поминки блины пекли как поминальное
блюдо, посвящаемое умершим. В день погребения на стол ставили кипу блинов, и
старший из присутствующих мужчин разламывал первый блин и клал на окно для
покойника. На похоронах и поминках первый горячий блин, как и хлеб, не резали, а
рвали на части и раскладывали на окнах, чтобы паром от него питалась душа
умершего. Блины иногда клали на грудь умершему, в гроб, на могилу. Блинами
поминали на могиле, а остатки отдавали нищим странникам. На следующий день
носили завтрак покойному, тоже оставляя блины на могиле. Блины пекли на девятый,
сороковой день и в последующие поминальные дни, а также в календарные
поминальные ("родительские") праздники: на Фоминой неделе (на "ледовую неделю",
Красную Горку, Радоницу), в Дмитровскую субботу и т. д. Считалось, что кто
"печет" блины на поминки, "печется" о насыщении души умершего. Поминальные блины
разносили по домам, приносили на могилу, в церковь, раздавали нищим. В
Белоруссии блины пекли на "деды" - чтоб "дедам" (предкам) "пара пошла". Блины
использовались и как оберег от мертвых, которые часто являлись во сне. Для этого
с горячим блином садились на порог и приглашали к себе умерших обедать.
Блины на масленицу - повсеместное угощение, пекли их всю неделю. Первый блин
посвящался Власию или умершим. Его клали "родителям" на слуховое окно, божницу,
крышу или могилу, давали нищим в память о предках или съедали за упокой усопших.
В Прощеное воскресенье или в субботу шли с блинами на кладбище "прощаться с
родителями". В обряде похорон Масленицы блин давали в руки чучелу Масленицы.
Блины пекли также на Вознесение. Их называли "Христу онучи", "Христовы (или
"Божьи") онучи". Их пекли на счастье, брали с собой в поле. Наряду с другими
видами хлеба блины пекли на Рождество. Первый блин в Сочельник давали овцам - от
мора, скоту отдавали остатки блинов и рождественской кутьи. Под Рождество хозяин
с кутьей и блинами ходил звать мороз на ужин. Блины также специально пеклись для
колядников. Блины были составной частью угощения на дожинках и в начале жатвы.
В северо-восточной России блины использовали в свадебных обрядах. Угощение
блинами сопровождалось в некоторых местах символическими "похоронами" невесты
или упоминанием покойника. Невеста в это время должна как бы "умереть" как
девушка, чтобы потом "воскреснуть" в новом качестве. После брачной ночи молодых
кормили блинами, совершали шуточный обряд "блин продолбить", устраивали "блинный
стол", мать невесты присылала блины к выходу молодых из бани. Повсеместно у
русских теща угощала зятя блинами в конце свадьбы. Во время угощения невеста
старалась вырвать у жениха первый блин, чтобы получить власть над мужем. По
способу поедания женихом блинов судили о девственности невесты: если она
оказалась "нечестной", жених ломал блин, перекусывал у него середину, откладывал
взятый блин и больше не ел, дарил теще дырявый блин или клал на блин не целый
рубль, а мелочь, если молодая "не цела". В некоторых местах и сама невеста в
конце свадьбы пекла блины и угощала ими мужа и гостей, иногда устраивали
шуточную продажу невестиных блинов.



БЛОК Александр Александрович (16/28.11.1880-17.08.1921), русский поэт. Отец -
профессор права Варшавского университета, мать - писательница, дочь ректора
Петербургского университета, историко-филологический факультет которого Блок
заканчивает в 1906. Был женат на дочери Д.И. Менделеева.
Раннее творчество Блока носит следы влияния романтической поэзии (В. А.
Жуковский), чистой лирики (А. А. Фет и Я. П. Полонский), жестокого романса (А.
Н. Апухтин).
Погруженный с юности в мир мечты и мистики, молодой Блок испытал увлечение
поэзией Вл. С. Соловьева, с его культом "вечно-женственного" и "мировой души",
что и отразилось в его книге "Стихи о Прекрасной Даме" (1904). Вслед за
разочарованием в соловьевской мистике в стихах Блока возникают мотивы "жестокой
арлекинады" (цикл "Распутье"), позднее вырисовывается урбанистическая тема:
"черный город", "пузатый паук", "черный ад".
Революция 1905 ускорила процесс отхода поэта от ортодоксального символизма. В
его стихах и пьесе "Балаганчик" осмеивается декадентская мистика.
Блок обращается к народной мифологии (сб. "Нечаянная радость", 1906),
лирической стихией певучести пронизан его цикл "Снежная Москва" (1907).
В статьях и публичных докладах 1907 - 08 центральной для Блока становится
тема разрыва между народом и интеллигенцией ("Религиозные искания и народ",
"Народ и интеллигенция").
В патриотической лирике Блока оживает некрасовская традиция. Близкие к
славянофильским представления о России (цикл "На поле Куликовом", 1908) приводят
его к "открытию" забытого критика и поэта 1840-х, сторонника "почвенничества" А.
А. Григорьева (в 1916 Блок составил, прокомментировал и издал со своим
предисловием его стихи).
Лирика зрелого Блока наполнена тревожным ожиданием исторических и житейских
перемен, ощущением назревшего общественного кризиса (цикл "Страшный мир", 1909 -
16). Однако наряду с романтической сатирой, вызванной неприятием "страшного
мира", социального неравенства и жестокости (цикл "Пляски смерти", 1914), в
лирике Блока не исчезает оптимистическая вера в победу светлых сил ("Ямбы"),
сохраняется его стремление избавиться от эстетских иллюзий прежних лет.
Незаконченная поэма Блока "Возмездие" (1910 - 21) рисует историю трех
поколений одной семьи с 1870-х до 1905, с беспощадной оценкой "железного" XIX и
"бездомного" XX века.
Революция 1917 отразилась в крупнейшей послеоктябрьской поэме "Двенадцать"
(1918). Стихотворение "Скифы" проникнуто утверждением земной исторической миссии
революционной России, обличением пагубности буржуазной цивилизации.
В последние годы жизни Блок ведет большую общественную работу, много сил
отдает издательству "Всемирная литература". В 1920 - избран председателем
Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов.
Однако разочарование в революции и переживания за судьбу Отечества вызывают
глубокий творческий кризис, депрессию и преждевременную смерть Блока.


БЛОХИНЦЕВ Дмитрий Иванович (29.12.1907/11.01.1908-1979), русский физикатомщик.
С 1930 - профессор МГУ.
В 1935 - 56 один из руководителей Физического института. С 1956 - директор
Объединенного института ядерных исследований в Дубне.
Труды по квантовой механике, атомной и ядерной физике, теории ядерных
реакторов, физике элементарных частиц, методологии физики.


БОБОРЫКИН Петр Дмитриевич (15/27.08.1836-12.08.1921), русский писатель,
почетный академик Петербургской АН. Дебютировал как драматург в 1860. В 1863 -
65 - редактор-издатель журнала "Библиотека для чтения". В 1870-е сотрудничает в
журналах "Отечественные записки", "Вестник Европы", "Северный вестник" и др. С
и. 1890-х жил преимущественно за границей.
Автор свыше 100 романов (в т. ч. "Жертва вечерняя", 1868; "Китай-город",
1882; "Василий Теркин", 1892; "Тяга", 1898), повестей и пьес, в которых
изобразил жизнь различных слоев русского общества 2-й пол. XIX в.
Исканиям русской интеллигенции в годы первой русской революции посвящен роман
"Великая разруха. Семейная хроника" (1908).
Значительный интерес представляют мемуары Боборыкина "За полвека" (1906 - 13,
изд. М.-Л., 1929) и его работы по истории русской и западноевропейской
литературы (в т. ч. "Европейский роман в XIX столетии", 1900; неопубл. "Судьбы
русского романа", "Эволюция русского романа", 1902).
В 1914 из-за слепоты находился на лечении в Лугано (Швейцария) и по условиям
военного времени не сумел вернуться в Россию. Последние публикации на родине -
рассказ "Жить - ждать! (исповедь обреченного)" (1916) и "Воспоминания
старейшего" ("Огонек", №32).


БОБРЕНЕВ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ мужской монастырь,
Московская ей., близ д. Бобреневой, в версте от Коломны. Основан, по
преданию, воеводою Димитрием Михайловичем Волынским, по прозванию Боброк, около
1381, по обету за Куликовскую победу над Мамаем. В монастыре находилась особо
чтимая Феодоровская икона Божией Матери.



БОБРОВ, город в Воронежской обл. Расположен на южной окраине Окско-Донской
равнины, на правом берегу р. Битюг (приток Дона). Население 22 тыс. чел.
Основан в к. XVII в. как слобода в местности, богатой бобрами (отсюда
название). Город Бобров с 1779. Близ Боброва, в селе Хреновом, существовал
казенный конезавод, основанный графом А. Г. Орловым-Чесменским (порода рысистых
лошадей - "орловские рысаки").


БОБРУЙСК, город в Могилевской обл. Белоруссии. Первые сведения о нем
относятся к XIV в. С 1649 захвачен Польшей. Возвращен России в 1793. Крепость
Бобруйска сыграла большую роль в войне 1812 года.


БОБЫЛИ, на Руси в XV - и. XVIII в. обедневшие люди, зависимые от владельцев
земли. Они занимались земледелием, ремеслом, мелкой торговлей, работали по
найму. Бобыли не несли государственного тягла, но платили своему владельцу более
легкий оброк - бобылыцину. В 1679 по своему статусу бобыли были приравнены к
крестьянам.
В просторечии слово "бобыль" означает обнищавший, одинокий, бездомный
человек.


БОВЕ Осип (Иосиф) Иванович (24.10.1784-16.06.1834), архитектор, представитель
стиля ампир. Родился в семье выходца из Италии, живописца Винченцо Бова. В 1802
- 07 Бове обучался в Архитектурной школе Экспедиции кремлевского строения, по
окончании ее работал помощником у архитекторов М. Ф. Казакова и К. И. Росси в
Твери и Москве, с 1813 - архитектор Комиссии для строений Москвы, с 1814 -
Главный архитектор этой комиссии "по фасадной части" общественных зданий в
Москве.
Бове много сделал для восстановления и реконструкции Москвы после пожара
1812. Создавал целостные ансамбли в стиле московского ампира: Торговые ряды на
Красной площади (1815, в 1888 заменены новыми торговыми рядами по проекту А. Н.
Померанцева), ансамбль Театральной площади с Большим театром (1821-24,
перестроен в 1855-56 А. К. Кавосом), Малым театром (1821-24, перестроен в 1838 -
40 К. А. Тоном), внешняя декоративная отделка здания Манежа (1824 - 25),
Александровский сад на месте р. Неглинки у Кремлевской стены (1819 - 22),
Триумфальные ворота у Тверской заставы (1827 -34, ныне на Кутузовском просп.),
1-я Градская больница (1828 - 32), церкви на Ордынке и в с. Архангельском.
В. А. Федоров


"БОГАТЕНИЕ" ("О богатении"), поучение русского купца, владельца Прохоровской
Трехгорной мануфактуры, Тимофея Васильевича Прохорова (1797 - 1854), ставшее
своего рода моральным кодексом коренных русских купцов: "Человеку нужно
стремиться к тому, чтобы иметь лишь необходимое в жизни; раз это достигнуто, то
оно может быть и увеличено не с целью наживы - богатства для богатства, - а ради
упрочения нажитого и ради ближнего. Благотворительность совершенно необходима
человеку, но она должна быть непременно целесообразна, серьезна. Нужно знать,
кому дать, сколько нужно дать. Ввиду этого нужно посещать жилища бедных,
помогать каждому, в чем он нуждается: работой, советом, деньгами, лекарствами,
больницей и пр. Наградою делающему добро человеку должно служить нравственное
удовлетворение от сознания, что он живет "в Боге". Богатство часто приобретается
ради тщеславия, пышности, сластолюбия и пр., это нехорошее, вредное богатство,
оно ведет к гибели души. Богатство то хорошо, когда человек, приобретая его, сам
совершенствуется нравственно, духовно; когда он делится с другими и приходит им
на помощь. Богатство необходимо должно встречаться в жизни, оно не должно пугать
человека, лишь бы он не забыл Бога и заповедей его. При этих условиях богатство
неоценимо, полезно. Примером того, что богатство не вредит, служат народы, у
которых при изобилии средств редки пороки. Не будь богатства, не было бы ни
открытий, ни усовершенствований в различных отраслях знаний, особенно
промышленных. Без средств, без труда, энергии не может пойти никакое
промышленное предприятие: богатство - его рычаг. Нужды нет, что иногда отец
передает большие средства сыну, сын еще более увеличивает их, как бывае

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.