Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

СВЯТАЯ РУСЬ Энциклопедический словарь русской цивилизации

страница №25

ажно то, что былины
отразили истинно народный взгляд на вероисповедный характер русской
национальности и государственности. Мысль о неразделимости понятий "русский" и
"православный" стала достоянием народного сознания и нашла свое выражение в
действиях былинных богатырей.
Помимо Киевского цикла выделяют еще Новгородский цикл, состоящий из былин о
Садко и Ваське Буслаеве. Один из возможных исторических прототипов Садко
отличался большим благочестием - новгородская летопись за 1167 упоминает об
основании человеком по имени Садко Сытинич церкви Бориса и Глеба. Васька Буслаев
тоже вполне православен - сюжет одной из былин составляет его паломничество в
Иерусалим.
Говоря о былинах как о зеркале самосознания народа, нельзя не заметить, что
их отвлеченно-философское содержание весьма скудно. И это понятно, ибо народу не
свойственно облекать свои взгляды, основанные на живом опыте, в мертвые формы
отвлеченного рассуждения. Ход истории и свое место в ней здоровое самосознание
народа воспринимает как нечто очевидное, естественно вплетающееся в общее
мироощущение. Учитывая это, можно сказать, что былины являются яркими н
достоверными свидетельствами добровольного и безоговорочного воцерковлсния
русской души.
Митрополит Иоанн (Снычев)


БЫТИЕ, в Православии независимое от сознания человека существование Бога,
духовного мира, объективного мира, материи и людей. Самобытийностью обладает
только Бог. Все сотворенное получило бытие от Бога.


БЭРА ЗАКОН, положение, объясняющее причину подмыва берегов рек, текущих в
направлении меридиана: в Северном полушарии - правых, в Южном - левых. Русский
ученый К.М. Бэр в 1857 впервые в мировой науке объяснил указанное явление
влиянием суточного вращения Земли.


БЮРОКРАТИЯ (букв. - господство канцелярии, от франц. bureau - бюро,
канцелярия н греч. kratos - сила, власть, господство), власть чиновников.
Самосознание русского чиновничества, бывшего опорой и основой государственной
власти в Императорской России, до сих пор оставалось за рамками внимания
историков. Мы как-то традиционно удовлетворялись карикатурными персонажами
гоголевского городничего, грибоедовского Скалозуба и иных, подобных им
литературных фигур, совершенно забывая, что с петровских времен влияние
бюрократии (далеко не всегда отрицательное) постоянно росло, а после реформ М.М.
Сперанского (и проводившейся в том же духе политики Николая /) чиновничество
фактически несло на своих плечах весь груз ответственности за судьбу России.
Простая справедливость требует признать несомненные заслуги русского
чиновника в устроении и упорядочении всех областей жизни страны, во всех успехах
и победах Империи, во всем том, что составило славу и доблесть России в XVIII -
XIX вв. Столь же безусловна и несомненна огромная доля вины чиновной бюрократии
в катастрофе, постигшей Россию в н. XX в. Потому-то и представляет значительный
интерес анализ мировоззрения русского административного сословия. В жизни оно
выражалось не языком идей, понятий или слов, а языком законов, практических
действий и политических решений. Даже и не будучи оформлена словесно, идеология,
лежащая в основании этих решений и действий, была вполне определенна и ясна. В
ее истоках лежало представление о ведущей, решающей роли государства во всех
областях человеческой жизни.
К сожалению, искажение основ русского домостроительства не обошло стороной и
государственный аппарат. Стремление подчинить ему всякую человеческую
деятельность, все проявления человеческого духа вступало в явное противоречие с
православным мировоззрением. Утратив чуткость к благодатному духу Церкви,
рассматривая ее лишь как один из государственных институтов, этакий "департамент
по улучшению нравов народа", бюрократия стремилась поставить под контроль
светской власти все стороны церковной деятельности, да и само духовенство.
При таком развитии событий Самодержавное Царство, издавна одухотворяющееся
христианскими идеалами служения и долга, мало-помалу превращалось в
абсолютистскую монархию по западноевропейскому образцу, а сам Самодержец - в
простого главу государственного аппарата (нечто вроде современного президента,
наделенного неограниченными полномочиями). Не случайно Лев Тихомиров -
раскаявшийся террорист-народоволец, ставший впоследствии теоретиком монархизма,
- назвал абсолютизм "идеей демократической".
Искажалась сама идея Божественного происхождения верховной власти,
размывались ее религиозные, вероисповедные основы. Согласно бюрократическому
воззрению на Царя как на главу административной системы управления государством,
он якобы "делегирует" часть своей власти каждому чиновнику. Константин Леонтъев,
понимавший и чувствовавший, какие опасности грозят России, метко выразил эту
идею так: "каждый урядник есть тоже немножко Помазанник Божий". Призванный
Господом к великому служению, русский народ постепенно низводился к роли детали
в грандиозном государственном механизме Империи.
Многие видели эти искажения и в меру сил пытались исправить их, но лишь
немногие понимали, к чему все это может привести.

Митрополит Иоанн (Снычев)


в


В, ве, веди, в порядке азбуки нашей третья, согласная, буква. Греческая вита
и бета одна и та же буква, по-видимому произносившаяся двояко; в латинскую
азбуку перешла она как б, в нашу как в, почему и прибавлен у нас особый знак, б,
для первого согласного звука. В конце слов и в начале, перед твердыми,
произносится как ф: оставь, изготовь; вперед, всадить; почему иностранцы и пишут
прозвания наши ff: Ivanoff. В произношении заменяет г в род. падеже
прилагательного "харошева, доброва". На юге (курск., ворон.) заменяет нередко у,
и ею заменяется: устал, вместо встал, и наоборот: у поле, у дому, вместо в;
также слышится в говоре перед начальным у: вутка, вум. В церковном счислении
два, две тысячи. В. Даль


ВАВИЛОВ Николай Иванович (13.25/11.1887-26.01.1943), русский биолог, генетик,
растениевод, географ, создатель научных основ селекции, учения о мировых центрах
происхождения культурных растений, их географическом распространении. Автор ряда
выдающихся мировых открытий в области иммунитета, происхождения культурных
растений и наследственной изменчивости. В 1920-е сформулировал закон
гомологических рядов в наследственной изменчивости, сыгравший огромную роль в
развитии биологии и сельскохозяйственных наук. В к. 1930-х Вавилов подвергся
травле со стороны еврейских большевиков и по их доносу был осужден, умер в
саратовской тюрьме.


ВАВИЛОВ Сергей Иванович (12/24.03.1891-25.01.1951), русский физик, один из
основателей нелинейной оптики, основные труды посвящены вопросам физической
оптики, разработал теорию миграции энергии возбуждения в растворах,
количественно объясняющую обширный круг физических явлений.


ВАГА, река, левый приток Северной Двины, в Вологодской и Архангельской
областях. Длина 575 км.


ВАДИМ ХРАБРЫЙ (ск. 864?), знатный новгородец. Никоновская летопись сообщает,
что он вместе со своими сторонниками выступил против Рюрика и был убит.


ВАЖЕОЗЕРСКО-НИКИФОРО-ГЕННАДИЕВСКАЯ пустынь, Олонецкая еп., при оз. Важе,
переименованная в 1909 из "Задне-Никифоровской". Основана в 1-й пол. XVI в. прп.
Никифором на месте подвигов прп. Геннадия. Не владея достаточными материальными
средствами, обитель пришла в упадок, в 1764 была закрыта и обращена в приход, а
к 1800 приписана к Троицкому Александро-Свирскому монастырю; с 1846 стала
самостоятельной. Монастырю принадлежало в С.-Петербурге (на Московской ул.)
подворье, при котором был устроен дом трудолюбия.
С.В. Булгаков


ВАЗУЗА, река, правый приток Волги, в Смоленской и Тверской обл. Длина 162 км.


ВАЛААМСКИЕ ОСТРОВА, архипелаг в северо-западной части Ладожского озера, в
Карелии. Состоит из о. Валаам (28 кв. км) и свыше 50 мелких островов. Общая
площадь 36 кв. км. Берега сильно изрезаны (шхеры). Сложены гранитами и
диабазами. Высота до 70 м. Большая часть островов покрыта хвойными лесами. На о.
Валаам - поселок городского типа Валаам; ансамбль Валаамского СпасоПреображенского
монастыря, основанного в XIV в.
В XII в. принадлежали Новгороду; в н. XVII в. оккупированы шведами; с н.
XVIII в. в составе России; в 1918 захвачены финнами, в 1940 возвращены СССР. С
1979 историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Сохранились: СпасоПреображенский
собор, колокольня, надвратная церковь Петра и Павла, Успенская
церковь с трапезной, кельи, гостиница (все XIX в.); рядом с монастырем -
конюшенный (работный) и водопроводный дома (XIX в.); постройки т. н. Белого (XIX
в.) и Красного (XIX - н. XX в.) скитов.


ВАЛААМСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ мужской монастырь, на Ладожском озере, на о.
Валааме, на вершине высокой утесистой горы. Основан в 1-й пол. XIV в.
Основателями монастыря считаются прпп. греческие иноки, Сергий и Герман.
Монастырь не раз был сжигаем шведами и возобновляем. После пожара 1744
возобновлен в 1756. Обитель состояла из целой группы больших и малых островов,
лежащих в северной части озера. На центральном, самом большом из них, красовался
во всем своем величии Валаамский монастырь, а на других островах уединились
отдельные скиты: Авраамиев, Александро-Свирский-Святоостровский, Всех Святых,
Ильинский, Предтеченский, Коневский, Тихвинский, Николаевский и пустынька
игумена Назария. Монастырский соборный храм двухэтажный. Верхний храм -
однопрестольный, в честь Преображения Господня, а нижний - двухпрестольный;
главный придел во имя прпп. Сергия и Германа, а другой на правой стороне - во
имя св. прор. Илии. В нижнем храме, у второй колонны, почивали мощи основателей
монастыря; над местом их упокоения была установлена массивная серебряная рака.

Скала, на которой был построен собор, поднималась на 16 саженей над уровнем
озера. Колокольня, покрытая вызолоченными листами, была видна далеко с озера. В
монастыре был принят устав Саровской Успенской пустыни; жизнь - строгая, с
соблюдением самого строгого отшельничества в скитах; при богослужении
употреблялся древнерусский столповой напев; в скитах совершалось неусыпное
чтение псалтири по усопшим. В церкви Авраамиева скита у жертвенника в иконе
хранилась частица мощей прп. Иакова Боровичского. В Александро-Свирском скиту
существовала пещерка прп. Александра, устроенная в расселине каменной скалы и по
вместительности такая, что в ней один только не очень рослый человек мог стоять
выпрямившись и делать поклоны; в пещерке находился образ преподобного; близ
самой церкви скита находилась могила преподобного, осененная гранитным крестом,
которая, по сказанию, вырыта была собственными руками преподобного. Молочной
пищи в этом скиту по уставу никогда не разрешалось вкушать, рыбная же
употреблялась иногда в положенные дни. В скиту Всех Святых женщинам дозволялся
вход только в неделю Всех Святых; пища в этом скиту круглый год была постной, и
даже в Великие праздники иноки не вкушали скоромного масла и рыбы. В
Предтеченский скит вход женщинам безусловно был воспрещен. Невдалеке от
Коневского скита, с каменною церковью в честь Каневской Божией Матери,
находилась пустынька Дамаскина, бывшего игуменом монастыря (ск. 1881). Она
состояла из 4-х маленьких комнаток, в одной из которых стоял деревянный
некрашеный гроб, в котором строгий пустынножитель, для памяти смертной, полагал
на краткие отдохновения многотрудное тело свое. Монастырские крестные ходы
совершались 1 августа и 29 июня - вокруг монастыря, а в неделю Всех Святых - в
скит Всех Святых. В монастыре было введено старчество. В монастырской библиотеке
хранился синодик Иоанна Грозного с именами убиенных в опричнину и среди многих
старопечатных книг XVII в. рифмованная псалтирь Симеона Полоцкого. С.В. Булгаков


ВАЛДАЙ, город в Новгородской обл. Расположен на самой высокой части
Валдайской возвышенности, на берегу Валдайского озера.
Известен с 1481, до 1654 дворцовое село, которое позднее было отдано
Иверскому монастырю, владевшему им до 1764. Город с 1770. В XVIII - и. XIX в.
значительный торгово-ремесленный центр на важнейшем российском тракте Москва -
Санкт-Петербург. Получили развитие кузнечное и литейное дело, изготовление
знаменитых валдайских ямщицких колокольчиков.


ВАЛУЕВ (Волуев) Дмитрий Александрович (14.09.1820-23.11.1845), русский
историк и общественный деятель, один из видных представителей славянофильского
учения. Окончил Московский университет (1841). Издал "Сибирский сборник" (1844)
и "Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей
единоверных и единоплеменных" (1845). В первом напечатал материалы по истории
Московской Руси, собранные в архивах и у частных лиц, и "Исследование о
местничестве" - свой самый крупный исторический труд (отд. изд. 1845),
положивший начало изучению местничества. Во втором сборнике в предисловии
изложил славянофильские идеи, в разработке которых энергично участвовал,
опубликовал статью о христианстве в Абиссинии - одну из первых в русской
литературе по истории Эфиопии. Выступление Валуева и многих авторов
"Сборника..." в защиту южных и западных славян от угрозы полного порабощения их
Турцией, Австрией и Пруссией имело большое значение. "Сборник..." ввел в
тематику русской научно-исторической литературы проблемы истории славян
Центральной Европы и народов Прибалтики и многовековой агрессии германцев на
востоке от Эльбы. Идеи Валуева и его "Сборника..." оказали влияние на известных
русских историков-славистов - А. Ф. Гильфердинга, В. И. Ламанского, Н. А.
Попова, А. А. Майкова. В 1843 Валуев основал и при участии П. Г. Редкина
редактировал периодическое издание "Библиотека для воспитания".
Д.К.


ВАРВАРА, великомученица (ск. 306), празднуется 4/17 декабря. Русские люди
почитали ее хранительницею от внезапной смерти, и потому в "Сказании, коим
святым каковыя благодати исцелений от Бога даны" ей назначается особая молитва.
В житии св. Варвары, напечатанном при акафисте, составленном митр. Киевским
Иоасафом Кроковским, сообщалось, что в XVII в. в Киеве господствовала
повсеместно сильная повальная болезнь, но благодаря заступничеству св. Варвары
обитель Михайловская, где почивают ее мощи, не видела ни одного мертвеца в своих
стенах. Ко дню св. Варвары относятся приметы о погоде, русские крестьяне
говорили: "Варвара мосты мостит, на Варвару зима дорогу заварварит (заварит)",
т. е. в это время устанавливается прочный зимний путь.


ВАРЗУГА, река в южной части Кольского п-ова, в Мурманской обл. Длина 254 км.


ВАРЛААМ КЕРЕТСКИЙ, Архангельский, иеромонах (XVI в.), родился в Керетской
вол. Архангельского края и был священником в г. Коле. Искупая содеянный им
тяжкий грех, он возложил на себя страшный подвиг. Святой стал плавать по Белому
морю против ветра по самым опасным местам, непрерывно читая псалмы Давида. Лодку
он направлял непрестанно туда, где плавание было невозможно по причине живших
там обильно червей, которые протачивали суда, но он молился об их уничтожении, и
черви исчезали. Тогда он понял, что помилован. Остальную жизнь преподобный
провел отшельником: сначала у озера Керетского, потом в пещере на берегу Белого
моря, где он прожил сто лет, проповедуя местным язычникам Евангелие. Погребен он
при церкви деревни Керет. В 1635 он явился воеводе Волынцеву и исцелил его.

Часто святой являлся бедствующим на море и спасал их. Он считается их
покровителем и защитником от потопления. К лику святых прп. Варлаам причислен в
1720. Память прп. Варлааму отмечается 6/19 ноября.


ВАРЛААМ ПЕЧЕРСКИЙ, игумен (1-й) (ск. 1065), сын знатного боярина. С молодых
лет стремился к иноческой жизни и часто приходил в пещеру к прп. Антонию
Печерскому. Приехав однажды в обитель, молодой боярин снял с себя дорогие
одежды, положил их к ногам встретившего его прп. Антония и остался в числе
братии. Старец с любовью принял благородного юношу, твердо решившего стать
монахом, и велел прп. Никону совершить над ним иноческий постриг. Вел. кн.
Изяслав сильно разгневался на постриг. Ни угрозы и просьбы отца, ни слезы матери
и молодой жены - ничто не могло изменить решения Варлаама. Они пытались насильно
вернуть его домой, но убедились в том, что он никогда не вернется в мир, и
смирились с этим. Когда число иноков в пещере стало возрастать, прп. Антоний
поручил управление ими прп. Варлааму, а сам переселился в другую пещеру и опять
стал жить в уединении. Став первым игуменом Киево-Печерского монастыря, св.
Варлаам построил над пещерой деревянную церковь в честь Успения Пресвятой
Богородицы. Впоследствии кн. Изяслав настоял на том, чтобы св. Варлаам устроил
монастырь во имя его небесного покровителя - вмч. Димитрия и перешел туда
настоятелем. Дважды прп. Варлаам совершал паломничество к св. местам Иерусалима
и Константинополя. Возвращаясь из второго путешествия, он скончался во
Владимирском Святогорском монастыре на Волыни и был погребен, согласно
завещанию, в Ближних пещерах Печерской обители.
Память прп. Варлааму отмечается 19 ноября/2 декабря и 28 сентября/11 октября
(в Соборе преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих).


ВАРЛААМ ПИНЕЖСКИЙ, Важский (Шенкурский), преподобный (ск. 19.06.1462), в миру
- боярин и воевода Василий Степанович Своеземцев, принадлежал к древнему
новгородскому боярскому роду. От отца и деда унаследовал он обширные земли на р.
Ваге, в нынешней Архангельской обл. Жили там бродячие языческие племена. Чтобы
обратить их в христианство и сделать оседлыми, преподобный основал на р. Пинеге
одноименный город, но управлял им не сам прп. Варлаам, а другие - доверенные ему
люди. Не раз приходилось ездить ему послом к вел. кн. Василию II Темному, не раз
приходилось водить войска против воинственных диких языческих племен. В
преклонном возрасте преподобный удалился в основанный им на р. Ваге, вблизи г.
Шенкурска, Иоанно-Богословский монастырь, принял там постриг с именем Варлаам и
последние годы своей жизни провел в суровых иноческих подвигах. Скончался св.
Варлаам в 1462, а в 1552 было записано первое чудо, свершившееся на его могиле.
К лику святых был причислен в 1630. Св. его мощи почивают под спудом в церкви
его упраздненного монастыря. Память прп. Варлааму отмечается 19 июня/2 июля.


ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ, преподобный (ск. 6.11.1192), сын знатного новгородца.
После кончины родителей принял монашеский постриг. Ища совершенного безмолвия,
он поселился в десяти верстах от Новгорода в урочище, называемом Хутынь (худое
место, обиталище нечистой силы). В уединении прп. Варлаам проводил суровую
жизнь, совершал непрестанные молитвы и соблюдал строгий пост, памятуя, что
только постом и молитвой побеждается князь мира. Погибель для инока -
праздность, поэтому преподобный ревностно подвизался в трудах: рубил лес, пилил
дрова, пахал землю. К нему стали собираться ученики, и вскоре на некогда
пустынном месте была воздвигнута церковь в честь Преображения Господня
(знаменующая преобразование, возрождение мира и человека от тьмы греха к свету
добродетели) и основан монастырь. Благодатию Св. Духа прп. Варлаам как при
жизни, так и по кончине своей воскрешал умерших, изгонял бесов, исцелял слепых,
прокаженных и других недужных. Он стал небесным покровителем родного города,
неоднократно предупреждая жителей о грозящих бедствиях. В сер. XV в. были
обретены нетленные мощи угодника и тогда же совершено прославление прп. Варлаама
в лике святых.
Память прп. Варлааму отмечается 6/19 ноября и в 1-ю пятницу Петрова поста
(перенесение мощей).


ВАРЛАМОВ Александр Егорович (15.11.1801-15.10.1848), композитор-песенник,
певец, дирижер и вокальный педагог. Из молдавских дворян, сын военного.
В 1833 Варламов опубликовал сборник из 9 романсов, посвященных А. Н.
Верстовскому. Романсы в этом сборнике "Не шей ты мне, матушка...", "Что
отуманилась, зоренька ясная" принесли Варламову широкую известность. В 1834 - 35
Варламов издавал нотный журнал "Эолова арфа". В 1840 вышла его "Полная школа
пения" - первое руководство по вокальному пению на русском языке. В 1830-е
Варламов преподавал в Московском Театральном училище, Воспитательном доме, в
аристократических домах Москвы. В 1845 Варламов переехал в Петербург, где стал
давать частные уроки, выступал в концертах, занимался обработкой русских
народных песен (в 1846 вышел сборник этих песен "Русский певец").
Варламову принадлежит свыше 200 романсов, среди них: "Что мне жить и не
тужить", "На заре ты ее не буди", "Горные вершины", "Белеет парус одинокий",
"Разочарование".
В. А. Федоров


ВАРНАВА ВЕТЛУЖСКИЙ, преподобный (ск. 11.06.1445), приходской священник в г.
Великий Устюг, в Вологодских пределах. По велению Божиему он удалился в
пустынные Ветлужские леса, где провел двадцать лет в подвигах поста и молитвы.
Поселился он на высоком берегу р. Ветлуги, на холме. Питался травой и редко
хлебом; дикие звери не вредили жившему по воле Божией отшельнику. Множество
людей приходили к нему ради наставлений и руководства. Посетил его и прп.
Макарий Унженский, После кончины преподобного его ученики создали на месте
пустыннической кельи Свято-Троицкий Варнавин монастырь. Св. мощи прп. Варнавы
покоятся под спудом в монастырском соборе во имя св. ап. Варнавы.
Память прп. Варнаве отмечается 11/24 июня.


ВАРНАВИНО, поселок городского типа в Нижегородской обл. Расположен на р.
Ветлуге. Население 4 тыс. чел.
Основан в 1464 монахом из Великого Устюга прп. Варнавой Ветлужским. В 1778
преобразовано в уездный город Варнавин Костромского наместничества.


ВАРСОНОФИЙ (в миру Павел Андреевич Плиханков), преподобный оптинский старец
(5/18.07.1845-1/14.04.1913). Его путь в монастырь был долог и нелегок, в миру
прошло 46 лет - большая часть его жизни. Кадетский корпус, военная служба,
блестящая карьера, чин полковника. Прямая возможность к стяжанию всех мирских
благ. И - отказ от всего.
10 февраля 1892 Павел Андреевич был зачислен в число братства ИоанноПредтеченского
скита. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к
старцам: сначала к прп. Анатолию, а затем к прп. Иосифу.
В 1903 прп. Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно
духовником Шамординской женской пустыни.
Вскоре начинается Русско-японская война, и прп. Варсонофий, за послушание,
отправляется на фронт: исповедует, соборует и причащает раненых и умирающих, сам
неоднократно подвергается смертельной опасности. По окончании войны прп.
Варсонофий возвращается к духовничеству. В 1907 он возводится в сан игумена и
назначается скитоначальником.
К этому времени слава о нем разносится уже по всей России. Ушли в вечные
обители св. прав. о. Иоанн Кронштадтский, прп. старец Варнава Гефсиманский.
Страна приближалась к страшной войне и еще более страшной революции, житейское
море, волнуемое вихрями безумных идей, уже "воздвизалось напастей бурею", люди
утопали в его волнах.
Как в спасительную гавань, стремились они в благословенный Оптинский скит к
прп. Варсонофию за исцелением не только телес, по и истерзанных, истомленных
грехом душ, стремились за ответом на вопрос: как жить, чтобы спастись? Он видел
человеческую душу, и по молитвам ему открывалось в человеке самое сокровенное, а
это давало ему возможность воздвигать падших, направлять с ложного пути на
истинный, исцелять болезни, душевные и телесные, изгонять бесов. Его дар
прозорливости особенно проявлялся при совершении им таинства исповеди.
Оптину пустынь за все время своей монашеской жизни преп. Варсонофий покидал
лишь несколько раз - только по послушанию. В 1910, также "за послушание", ездил
на станцию Астапово для напутствия умиравшего Л.Н. Толстого. Впоследствии он с
глубокой грустью вспоминал: "Не допустили меня к Толстому... Молил врачей,
родных, ничего не помогло... Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той
цепи, которой сковал его сатана".
Старец Варсонофий был духовником великого русского духовного писателя С.А.
Нилуса и благословил его обнародовать Сионские протоколы, содержащие программу
иудеев и масонов по борьбе с христианской цивилизацией. Впоследствии, незадолго
перед кончиной, старец просил передать Нилусу, что он "вместе с ним пострадал за
одно и то же" (т. е. противостояние иудаизму и масонству).
Несмотря на великие духовные дарования старца, нашлись недовольные его
деятельностью: путем жалоб и доносов он был удален из Оптиной. Смиренно просил
он оставить его в скиту для жительства на покое, просил позволить ему остаться
хотя бы и в качестве простого послушника, но к его словам не прислушались.
Меньше года прожил старец после удаления из Оптиной. Страдания его во время
предсмертной болезни были поистине мученическими. Отказавшийся от помощи врача и
какой бы то ни было пищи, он лишь повторял: "Оставьте меня, я уже на кресте".
Причащался старец ежедневно.
Похоронен был прп. отец наш Варсонофий в Оптиной, рядом со своим духовным
отцом и учителем прп. Анатолием "Старшим".


ВАРСОНОФИЙ ТВЕРСКОЙ, епископ (1495-11.04.1576), сын священника, происходил
родом из-под Серпухова. Мальчиком попал в плен во время набега крымских татар.
Спустя три года отец выкупил его из плена и св. Варсонофий принял иноческий
постриг. Вместе со свт. Гурием он был отправлен в Казань проповедовать слово
Божие. Там святой основал Спасо-Преображенский монастырь. В 1567 он был назначен
Тверским епископом. В старости святитель пожелал вернуться в основанную им
Преображенскую обитель, где и скончался.
Память свт. Варсонофию отмечается 11/24 апреля и 4/ 17 октября (обретение
мощей, 1595).


ВАРЯГИ, древнерусское название жителей Скандинавии. Происходит от
древнескандинавского слова, обозначавшего норманнских воинов, служивших у
византийских императоров. По имени варягов Балтийское море русскими называлось
до XIII в. Варяжским, арабами в IX -XIII вв. - Бахэль-Варанг. В скандинавской
литературе этот термин весьма редок, известен гл. обр. в поэзии скальдов. В
русских источниках варяги впервые упоми

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.