Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

СВЯТАЯ РУСЬ Энциклопедический словарь русской цивилизации

страница №28

яет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на
Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы,
и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.
В третье воскресенье Великого поста за всенощной выносится после Великого
славословия Св. Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении
Кресту Церковь поет: "Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение
Твое славим". Эта песнь поется и на литургии вместо трисвятого. Церковь
выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы
напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к
продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до
пятницы, когда он, после часов, перед литургией вносится обратно в алтарь.
Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются
"крестопоклонными".
В четвертое воскресенье вспоминается св. Иоанн Лествичник, написавший
сочинение, в котором показал "лестницу", или порядок, добрых деяний, приводящих
нас к Престолу Божию. В четверг на пятой неделе совершается т. н. "стояние св.
Марии Египетской". Жизнь св. Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна
служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном
милосердии Божием. На утрени в этот день читается житие св. Марии Египетской и
канон св. Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня
Великого поста. В субботу на пятой неделе совершается "Похвала Пресвятой
Богородице". Читается торжественный акафист Богородице. Эта служба установлена в
Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от
врагов. У нас акафист "Похвала Богородице" совершается для утверждения верующих
в надежде на Небесную Заступницу, Которая, избавляя от врагов видимых, тем более
готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.
В пятое воскресенье Великого поста совершается последование прп. Марии
Египетской. Церковь дает в лице прп. Марии Египетской образец истинного покаяния
и для ободрения духовно труждающихся показывает на ней пример неизреченного
милосердия Божия к кающимся грешникам.
Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа
с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних.
В субботу на 6-й неделе на утрени и литургии вспоминается воскрешение Иисусом
Христом Лазаря. Эта суббота называется Лазаревой субботой. На утрени в этот день
поются воскресные "тропари по Непорочных": "Благословен еси Господи, научи мя
оправданием Твоим", а на литургии вместо "Святый Боже" поется "Елицы во Христа
крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя".
Шестое воскресенье Великого поста есть великий двунадесятый праздник, в
который празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные
страдания. Этот праздник иначе называется Вербным воскресением, Неделей ваий и
цветоносной. На всенощной после прочтения Евангелия не поется "Воскресение
Христово", а читается непосредственно 50-й псалом и освящаются молитвой и
окроплением св. воды распускающиеся ветви вербы (ваиа) или других растений.
Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми при возжженных свечах верующие
стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение).


ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ, четверг на Страстной неделе, у малороссов имел название
"Чистый четверг", "Навий Велик день" (Пасха мертвых). Великий четверг посвящен
воспоминанию о Тайной вечере, на которой Христос омыл ноги ученикам своим,
показав этим глубокий пример братской любви и смирения. Церковь воспроизводит
этот обряд - омовение ног - в действиях и лицах. Совершался он в главных
епархиальных соборах, и в Петербурге можно было видеть его в Исаакиевском
кафедральном соборе неизменно сохранявшимся в том самом виде, в каком он
совершался в XVII в. в Москве. Несущественное отличие в совершении его было лишь
в Новгороде. Там омовение начиналось чтением протодиаконом и ключарем 10-го
псалма. Протодиакон и ризничий вели священников из алтаря на средину собора не
по двое, а по одному и подводили к святителю со словами: "А учениче, учитель
глашает ти". Первый из священников, изображавший ап. Петра, садился по левую
руку святителя, последний занимал место Иуды Искариотского. С него и начиналось
омовение ног при чтении протодиаконом соответственных мест св. Евангелия. После
отпуста владыка кропил народ св. водою.
После совершения обряда, как у новгородского владыки, так и у московского
патриарха, была трапеза для властей предержащих. Царь жаловал из своих
государевых рук государевым жалованьем находившихся в Москве архиереев и
раздавал милостыню по богадельням, больным и нищим, посещал тюрьмы, разговаривал
с колодниками, освобождал нескольких преступников и выкупал посаженных в тюрьму
за долги.
По новгородскому уставу перед обедней совершалось еще общее елеосвящение пред
столом, на котором среди священных предметов положены были семь ручек с кистями,
обвитых ватою, называющихся "струнцами". По совершении елеосвящения ключари
наливали масло в семь восковых сосудцев, а пред северными алтарными дверями
поставлялся стол с медною лоханью и двумя кувшинами теплой воды и при этом две
чарки и два полотенца. Семь старших духовных властей брали почать с маслом и
кистью и становились к западу лицом, помазывали себя елеем, а потом принимали
помазание от святителя; в алтаре омывали теплой водой масло на лбу и руках и
затем приступали к разоблачению престола. При пении псалмов омывали престол из
сосуда с укропом, вином и маслом, отирали белыми полотенцами, которые разрезали
на мелкие части и раздавали народу.

К этому же дню приурочено, по древнему обычаю, при митрополичьих кафедрах
Московской и Киевской мироварение, совершаемое только тогда, когда, по
соображению количества св. мира, представляется в том надобность.
Вечером в Великий четверг читается 12 Евангелий о земных страданиях
Спасителя, и потому богослужение называется "страстями" или "великим стоянием",
так как во время всенощной не разрешается сидеть. Совершение этих служб
церковных известно всем, поэтому мы не будем описывать их, заметим только, что в
Новгороде в былые времена святитель сам раздавал свечи народу и читал первое
Евангелие в царских дверях, становясь лицом к народу, последнее Евангелие читал
очередной иерей.
О Чистом четверге среди русских сохранились суеверные представления, имевшие
корни в языческой старине. Так, по поверью, в полночь встают из гробов мертвецы,
вызванные колокольным звоном, неслышным живым, становятся перед церковью, и
мертвец-священник читает молитву. Отворяются сами собою церковные двери,
мертвецы входят в храм Божий, и начинается служба. По окончании обедни все
христосуются и затем в том же порядке, в каком явились, расходятся в свои вечные
жилища - могилы.
В некоторых местах существует обычай пережигать с квасною гущею соль,
оскверненную прикосновением руки Иуды-предателя; эта соль, так называемая
"четверговая", хранится как целебное средство от всевозможных болезней. В
Малороссии в этот день купаются в реке, стараясь окончательно омыть грехи свои;
многие исповедуются и причащаются второй раз, и этот обычай принят повсеместно.
Н.П. Степанов


ВЕЛИКИЙ УСТЮГ, город в Вологодской обл. Расположен на левом берегу Сухоны,
против впадения в нее р. Юг. Население 35,8 тыс. чел.
Впервые упоминается в 1212. С к. XIV в. в составе Великого княжества
Московского, играл роль форпоста в борьбе с Новгородом. С к. XV в. важный
торговый центр. В сер. XVI -XVII вв., в связи с открытием торгового пути по
Сухоне и Северной Двине к Белому морю, становится центром художественных ремесел
(серебряная филигрань, резьба по бересте, просечное железо и др.).
Многочисленные архитектурные памятники XVII -XVIII вв.: церковь Вознесения (XVII
в.), церковь Сергия Радонежского (XVIII в.), ансамбли Михаила-Архангельского и
Троице-Гледенского монастырей (XVII в.).
Великий Устюг - родина выдающихся мореходов и землепроходцев С.И. Дежнёва,
Ф.А. Попова, Е.П. Хабарова, В.В. Атласова и др., сыгравших заметную роль в
освоении Сибири и Русской Америки.


ВЕЛИКОРУСЫ (великороссы), самая многочисленная из трех ветвей русского народа
(великорусы, малороссы, белорусы), обычно называемая просто русскими.
Великорусы, как малороссы и белорусы, произошли от единой древнерусской
народности, сложившейся еще в VI -XIII вв. По мнению многих историков,
наименования "русские", "великороссы", "Русь", "Русская земля" восходят к
названию одного из славянских племен - родиев, россов, или руссов. Из их земли в
Среднем Поднепровье название "Русь" распространилось на все Древнерусское
государство, в которое вошли, кроме славянских, и некоторые неславянские
племена. Уж в те времена наметились различия в культуре населения лесистых
северных и степных и лесостепных южных областей Руси: напр., на юге пахали
ралом, на севере - сохой; северное жилище было срубным, высоким, с деревянной
кровлей, южное - полуземлянкой с каркасными стенами, земляным полом и соломенной
кровлей. В многочисленных городах высокого развития достигли ремесла и торговля,
древнерусская культура. В X в. появилась письменность, затем исторические
произведения (летописи) и литература на древнерусском языке, одним из ярких
памятников которой является "Слово о полку Игореве" (XII в.). Издавна
существовал богатый фольклор - сказки, песни, былины. В условиях хозяйственного
развития отдельных областей и удельной раздробленности еще в XII в. создались
предпосылки для формирования великорусской, малоросской и белорусской ветвей
русского народа. Сложение русской народности связано с борьбой против монголотатарского
ига и созданием централизованного Русского государства вокруг Москвы
в XIV-XV вв. В это государство вошли северные и северо-восточные древнерусские
земли, где, кроме потомков славян - вятичей, кривичей и словен, было много
переселенцев из других областей. В XIV-XV вв. эти земли стали называть Русью, в
XVI в. - Россией. Соседи называли страну Московией. Названия "Великая Русь" в
применении к землям, населенным великороссами, "Малая Русь" - малороссами,
"Белая Русь" - белорусами, появились с XV в. Начавшаяся еще в древности
колонизация славянами северных земель (Прибалтика, Заволочье), Верхнего Поволжья
и Прикамья продолжалась в XIV-XV вв., а в XVI-XVII вв. русское население
появилось в Среднем и Нижнем Поволжье и в Сибири. Великорусы вступали здесь в
тесный контакт с др. народами, оказывали на них экономическое и культурное
влияние и сами воспринимали лучшие достижения их экономики и культуры. В XVIIIXIX
вв. территория государства значительно расширилась. Присоединение ряда
земель в Прибалтике, Восточной Европе, Причерноморье, Средней Азии
сопровождалось расселением великорусов на этих территориях.
Основные этнографические группы великорусов, различающиеся по диалектам
("окающий" и "акающий") и этнографическим признакам (постройки, одежда и т. п.),
- северные и южные великорусы. Связующим звеном между ними является
средневеликорусская группа, занимающая центральный район - часть Волго-Окского
междуречья (с Москвой) и Поволжья и имеющая в диалекте и культуре как северные,
так и южные черты. Более мелкие группы великорусов - поморы (на Белом море),
мещёра (в северной части Рязанской обл.), различные группы казаков и их потомков
(на р. Дону, Урале и Кубани, а также в Сибири), старообрядческие группы -
бухтарминцы (на р. Бухтарме в Казахстане), семейские (в Забайкалье).

Разрушение Российского государства в 1991 расчленило единый организм русского
народа, для которого вся Россия - Российская Империя - СССР была исторической
Родиной. В одночасье десятки миллионов великорусов, малороссов, белорусов стали
иностранцами в своей стране. В частности, из 146 млн. великорусов такой статус
получили почти 27 млн. чел., из них 6230 тыс. чел. живут в Казахстане, 1650 тыс.
- в Узбекистане, 917 тыс. - в Киргизии, 905 тыс. в Латвии, 562 тыс. - в
Молдавии, 475 тыс. - в Эстонии, 392 тыс. - в Азербайджане, 388 тыс. - в
Таджикистане, 345 тыс. - в Литве, 341 тыс. - в Грузии, 334 тыс. - в Туркмении,
51 тыс. - в Армении. Около 2 млн. великорусов живут в Северной и Южной Америке и
Европе.
О.П.


ВЕЛИКОУСТЮЖСКИЙ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕВСКИЙ женский монастырь, Вологодская еп.,
основанный в 1262 в Великом Устюге на так называемой Ивановской (ранее
Сокольничьей) горе, где в то время находился соколиный двор татарского сборщика
податей Багуя, который, приняв крещение с именем Иоанна, устроил здесь
монастырь. Этот монастырь был прежде мужским, а в 1764, по перенесении в него
Великоустюжского Преображенского женского монастыря, основанного около 1626,
стал женским. Храм во имя Иоанна Предтечи построен в 1695. Ежегодно 24 июня
устраивался крестный ход в монастырь из городского Успенского собора с
чудотворной иконой Божией Матери "Одигитрии".
С.В. Булгаков


ВЕЛЬСК, город в Архангельской обл. Расположен на левом берегу р. Вель, при
впадении в нее р. Вага (бассейн Сев. Двины). Население 26,4 тыс. чел.
Впервые упоминается в 1137, с 1550 известен как посад. Город с 1780.


ВЕНЕВИТИНОВ Дмитрий Владимирович (14.09.1805-15.03.1827), русский поэт и
общественный деятель. Основал с товарищами в Москве "Общество любомудров".
Лучшие его произведения: "Поэт", "Жертвоприношение", "Последние стихи", переводы
из Гете ("Фауст в пещере" и др.). Некоторые из его произведений дышат
пессимизмом и разочарованностью, но в большинстве - светлый взгляд на жизнь и
вера в человечество. Критическими статьями Веневитинов опередил в эстетическом
понимании современников.


ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович (7.02.1780-4.12.1847), русский живописец, один
из основоположников бытового жанра в русской живописи. Из купеческой семьи
Тверской губ. Родился в Москве.
В 1801-02 служил чертежником и помощником землемера, в 1804-05 - в канцелярии
директора почт, с 1809 - с Лесном департаменте. С 1807 брал уроки живописи у В.
Л. Боровиковского, впоследствии писал портреты в жанрово-бытовой трактовке. С
1811 Венецианов - почетный член Академии художеств. В 1812 вместе с И. И.
Теребеневым создавал политические карикатуры на Наполеона.
Уйдя в отставку в 1819, Венецианов поселился в с. Сафоновке, Вышневолоцкого
у., Тверской губ., где начал писать жанровые картины из сельского быта
идиллического характера. Наиболее известны картины Венецианова, написанные в н.
20-х: "Гумно", "Спящий пастушок", "На пашне", "На жатве", "Захарка". Венецианов
писал также портреты и картины религиозного содержания (наиболее значительная -
"Предстательство Богородицы за воспитанниц Смольного монастыря"). В своем селе
основал художественную школу, в которой получили подготовку свыше 70 живописцев.
Венецианов вместе с В. А. Жуковским и К. П. Брюлловым содействовал освобождению
из крепостной неволи Т. Г. Шевченко.
В. А. Федоров


ВЕНЁВ, город в Тульской обл., на р. Венёвке (приток р. Осётр). Население 15,4
тыс. чел.
Основан в XII в., в 7 км от современного города. Впервые упоминается в 1371.
С к. XV в. в составе Великого княжества Московского. В XV -XVII вв. входил в
состав засечной черты. Город с 1777. В Венёве: завод алмазного инструмента,
молочный завод. Краеведческий музей. Архитектурные памятники: Покровская (1737),
Богоявленская (XVII-XVIII вв.) и Казанская (XVII - н. XVIII в.) церкви и др.,
Венёв монастырь (1676-1701); в 18 км от Венёва - усадебный ансамбль в с.
Аксиньино (1-я пол. XIX в.; принадлежал В.Д. Давыдову - дяде героя Отечественной
войны 1812 Дениса Давыдова).


ВЕНИАМИН ПЕТРОГРАДСКИЙ и ГДОВСКИЙ, митрополит, священномученик (1847 - 1922),
родился в Олонецкой губ. в семье свящ. Павла Казанского и был крещен с именем
Василий. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию и там же принял
монашеский постриг с именем Вениамин.
Вскоре он был рукоположен в священники, а в 1910 был поставлен во епископа
города Гдова. В 1917 владыка Вениамин стал Петроградским митрополитом. Ему
выпало служить в тяжелейшие для Церкви времена: хаотичные нападки на Церковь в
революционные годы сменились организованными преследованиями. Был начат процесс
"изъятия церковных ценностей", поводом к которому послужил голод в Поволжье.
Митр. Вениамин был и сам готов отдать голодающим все, веками накопленное
Церковью. Но новой власти не нужны были добровольные пожертвования. Владыка был
обвинен в сопротивлении изъятию ценностей, предан суду и вместе с тремя своими
сподвижниками - архимандритом Сергием Шейным, Ю. Новицким и И. Ковшаровым -
приговорен к смертной казни. Они были расстреляны в ночь с 12 на 13 августа
1922. В апреле 1992 св. мученики были канонизированы.

Память сщмч. Вениамину отмечается 31 июля/13 августа и в воскресенье после 25
января/7 февраля (в Соборе ново-мучеников и исповедников Российских).


ВЕНЧАНИЕ, совершение таинства брака, в котором жених и невеста перед
священником и Церковью дают свободное обещание взаимной супружеской верности и
союз их благословляется.
Таинство брака совершается среди церкви перед аналоем, на котором находятся
Крест и Евангелие, и при этом бывает сначала обручение, а вслед за ним венчание.
Во время обручения жених становится по правую сторону, а невеста - по левую.
Священник трижды благословляет их зажженными свечами и дает им в руки эти свечи
как знаки супружеской любви, благословленной Господом. После молений к Богу о
даровании всяких благ и милостей обручаемым, о благословении их обручения, о
соединении и сохранении их в мире и единомыслии священник благословляет и
обручает их кольцами, заранее положенными на престол для освящения. Жених и
невеста принимают эти кольца как священный залог и знак нерушимости того
супружеского союза, в который они хотят вступить. За обручением следует
венчание. При этом священник молит Господа благословить брак и ниспослать на
вступающих в него Свою небесную благодать. Как видимый знак этой благодати он
возлагает на них венцы, а потом трижды благословляет их обоих вместе, произнося:
"Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их. - Ред.)". В читаемом послании
ап. Павла говорится о важности таинства брака и о взаимных обязанностях мужа и
жены, а в Евангелии - о присутствии Самого Господа на браке в городе Кане.
Сочетающиеся браком пьют вино из одной подаваемой им чаши в знак того, что с
этих пор они должны жить единодушно, деля вместе и радость и горе. Троекратное
же хождение их вслед за священником вокруг аналоя служит знаком духовной радости
и торжества.


ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО (чин коронации), торжественное вручение Царю символов его
власти, сопровождаемое Таинством Миропомазания и другими церковными обрядами.
Чин коронации православных монархов известен с древнейших времен. Первое
литературное упоминание о нем дошло до нас из IV в., со времени императора
Феодосия Великого. Божественно происхождение царской власти не вызывало тогда
сомнений. Это воззрение на власть подкреплялось у византийских императоров и
мнением о Божественном происхождении самих знаков царственного достоинства.
Константин VII Порфирогенит (931-959) пишет в наставлениях своему сыну: "Если
когда-нибудь хазары или турки, или россы, или какой-нибудь другой из северных и
скифских народов потребует в знак рабства и подчиненности присылки ему царских
инсигний: венцов или одежд, - то должно знать, что эти одежды и венцы не людьми
изготовлены и не человеческим искусством измышлены и сделаны, но в тайных книгах
древней истории писано, что Бог, поставив Константина Великого первым
христианским царем, через ангела Своего послал ему эти одежды п венцы".
Исповедание веры составляло непременное требование чина коронации. Император
сначала торжественно возглашал его в церкви и затем, написанное, за
собственноручной подписью, передавал патриарху. Оно содержало Православный
Никео-Царьградский Символ Веры и обещание хранить апостольское предание и
установления церковных соборов.
Богу было угодно устроить так, что преемниками византийских императоров стали
русские великие князья, а затем цари. Первые царские инсигнии получил Владимир
Святой "мужества ради своего и благочестия", по словам святого митрополита
Макария. Произошло это не просто так - "таковы дарованием не от человек, но по
Божьим судьбам неизреченным претворяюще и преводяще славу греческого царства на
российского царя". Сам Иван Грозный полностью разделял этот взгляд на
преемственность Русского царства. Он писал о себе: "Государь наш зоветца царем
потому: прародитель его великий князь Владимир Святославович, как крестился сам
и землю Русскую крестил, и царь греческий и патриарх венчали его на царство, и
он писался царем".
Чин венчания Иоанна IV на царство не сильно отличался от того, как венчались
его предшественники. И все же воцарение Грозного стало переломным моментом: в
становлении русского народа - как народа-богоносца, русской государственности -
как религиозно осмысленной верозащитной структуры, русского самосознания - как
осознания богослужебного долга, русского "воцерковленного" мироощущения - как
молитвенного чувства промыслительности всего происходящего. Соборность народа и
его державность слились воедино, воплотившись в личности Русского Православного
Царя. Грозный стал первым Помазанником Божиим на русском престоле. Несколько
редакций дошедшего до нас подробного описания чина его венчания не оставляют
сомнений: Иоанн IV Васильевич стал первым русским государем, при венчании
которого на царство над ним было совершено церковное Таинство Миропомазания.
Помазание царей святым миром (благовонным маслом особого состава) имеет свое
основание в прямом повелении Божием. Об этом часто говорит Священное Писание,
сообщая о помазании пророками и первосвященниками ветхозаветных царей в знак
дарования им особой благодати Божией для богоугодного управления народом и
царством. Православный катехизис свидетельствует, что "миропомазание есть
таинство, в котором верующему при помазании священным миром частей тела во имя
Святаго Духа подаются дары Святаго Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни
духовной".

Над каждым верующим это таинство совершается лишь единожды - сразу после
крещения. Начиная с Иоанна Грозного, русский царь был единственным человеком на
земле, над кем Святая Церковь совершала это таинство дважды - свидетельствуя о
благодатном даровании ему способностей, необходимых для нелегкого царского
служения.
Митрополит Иоанн (Снычв)


ВЕРА, в Православии главная добродетель, всецелое доверие Богу, убежденность
в его доброте, вера в спасительную силу Христа. Такая вера дает человеку жизнь,
оправдывает его существование, указывает образ поведения. По определению
апостола Павла: "Вера... есть осуществление ожидаемого и уверенность в
невидимом" (Евр. 11: 1). В более широком понимании сущность веры состоит в том,
что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью. Вера -
согласие воли с совестью (Л.Н. Толстой). Вера - мать терпения, подательница
надежды, лестница к престолу любви (Свт. Игнатий Брянчанинов), главное и ведущее
тяготение человека, определяющее его жизнь, воззрения, стремления и поступки
(И.А. Ильин). Как писал И.В. Киреевский: "Необходимо связать направление своей
жизни со своим коренным убеждением веры. Без того жизнь человека не будет иметь
никакого смысла, ум его будет счетной машиной, сердце - собранием бездушных
струн, в которых свищет случайный ветер; никакое действие не будет иметь
нравственного характера, и человек, собственно, не будет. Ибо человек это его
вера".
О.П.


ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ и мать их СОФИЯ, один из самых почитаемых духовных
образов Святой Руси.
Во втором столетии по Рождестве Христовом, в царствование римского императора
Адриана, в Риме жила вдова по имени София, что значит "премудрость". У нее были
три дочери - Вера, Надежда и Любовь. Благочестивая мать так воспитала дочерей,
что, нося имена трех христианских добродетелей, они показывали их примеры своей
жизнью. Девочки не скрывали своей веры и оказались настолько крепки в ней, что
Господь призвал их для мученического подвига, несмотря на то что старшей - Вере
- было всего двенадцать лет, а младшей - Любови - девять.
Мать и трех ее малолетних дочерей вызвали к императору и потребовали
отречения от веры под угрозой пыток. Три дня готовила св. София своих дочерей к
мученическому подвигу. Сила Божия помогала святым. Первой претерпела мучения
старшая Вера. После жестоких пыток ей отсекли голову. Потом была предана
мучениям и десятилетняя Надежда. Велено было отсечь голову и ей. Св. отроковица
поцеловала мать и сестру со словами: "Предстанем вместе Святой Троице". Настал
черед младшей девочки. Палачи думали устрашить ее видом казни, но она поцеловала
мертвые тела своих сестер и сама вошла в уготованную ей горящую печь. Огонь не
опалил ее. Концом ее мучений было усечение головы. Тела своих дочерей София
вывезла за город и похоронила. Мать не подвергли мучениям по жестокому расчету:
оставляя ей жизнь при безысходном горе. Но Господь утешил св. Софию. Похоронив
детей, она три дня провела у их могилы в непрерывной молитве и здесь же уснула
сном смерти, соединившим ее с детьми в царстве Того, любовью к Которому были
преисполнены их сердца.
Память мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии отмечается 17/30
сентября.


ВЕРВЬ, территориальная община, остаток древнего родового союза, связанного
круговой порукой.


ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич (14.10.1842-31.03.1904), русский живописецбаталист.
С глубоким драматизмом запечатлел жестокие будни войны, тяжесть и
героику ратного труда (картины батального цикла на темы Отечественной войны
1812, Туркестанской кампании и войны на Балканах). Много путешествуя, освоил
жанр документально-этнографической живописи.
Погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца "Петропавловск".


ВЕРЕЯ, город в Московской обл., в Наро-Фо

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.