Жанр: Энциклопедия
Тайные общества и секты: культовые убийцы, масоны, религиозные с
...ставшихся товарищей услышали это известие, в них
заговорила совесть: они пришли к Соломону с белыми запонами и перчатками,
эмблемами их невинности, рассказали ему все, что знали об этом деле, и
предложили свое содействие для отыскания трех других товарищей, которые
скрылись. Они разделились на четыре партии: на восток, запад, север и юг, чтобы
искать убийц.
Когда один из двенадцати странствовал по морскому берегу близ Яффы, он, устав,
сел отходнуть, но вскоре был встревожен следующими ужасными восклицаниям, из-за
обрыва скалы: "Ах, пусть бы мне перерезана была шея, язык вырван с корнем и
зарыт в морском дне при низкой воде, за кабельтов расстояния от берега, где
прилив и отлив проходит два раза в двадцать четыре часа, прежде чем я согласился
на смерть нашего великого мастера Гирама. "Ах, (говорил другой) пусть бы лучше -
у меня было вырвано сердце из-под моей обнаженной груди и отдано на пожирание
коршунам, чем принял участие в смерти такого доброго мастера". "По я ударил его
сильнее вас обоих (сказал третий), и я убил его. Ах, пусть бы мое тело было
разделено надвое и разбросано на юг и север, мои внутренности сожжены в пепел на
юге и рассеяны по четырем ветрам зем-}ш, прежде чем я сделался причиной смерти
нашего доброго мастера Гирама".
Товарищ, услышав это, пошел искать двух своих спутников, и они вошли на скат
скалы, взяли и связали убийц, и привели к царю Соломону, перед которым они
добровольно сознались в своей вине и просили смерти. Приговор, сделанный над
ними, был тот самый, какой они выражали в жалобах своих на скале.
Когда казнь была совершена, царь Соломон послал за двенадцатью товарищами и
просил их поднять тело Гирама, чтобы похоронить его торжественным образом. Так
как Ги-рам умер, то мастерское слово было потеряно. Товарищи, исполняя
приказание Соломона, пошли и расчистили мусор и нашли тело своего мастера в
искаженном состоянии, так как он лежал пятнадцать дней, при этом они с
изумлением подняли руки над головами и сказали: Господи Боже! Так как это было
первое слово и первый знак, то царь Соломон принял их как великий знак мастера
масона и он употребляется теперь во всех ложах мастеров".
Лекция мастера кончается вопросами о строении Соломонова храма, - при котором не
было употреблено никакого металла (почему у новопринимаемого и отбираются
металлические вещи), дерево привозилось из ливанского леса, и звук
металлического орудия не был слышен в храме.
Мастер. Почему у вас была снята обувь с обеих ног?
Ответ. Потому что место, на котором я стоял, когда принят был в масоны, было
священное.
Мастер. Что поддерживает вашу ложу?
Ответ. Три столба.
Мастер. Прошу вас, брат, скажите, как они называются?
Ответ. Мудрость, сила и красота.
Мастер. Что они означают?
Ответ. Трех великих мастеров: Соломона, царя израильского, Гирама, царя
Тирского, и Гирама-Абифа, который был убит тремя товарищами.
Мастер. Участовали ли эти три великие мастера в строении Соломонова храма?
Ответ. Участвовали.
Мастер. В чем состояло их дело?
Ответ. Соломон доставлял содержание и плату рабочим, Гирам, царь тирский,
доставлял материалы для строения, а Гирам-Абиф совершал дело и имел главный
надзор на ним.
Так кончалась первоначальная легенда, которую стали сообщать в степени мастера.
Когда ремесленные обычаи рабочей ложи при реформе 1717-1723 гг. получили для
новых масонов только чисто иносказательный смысл, это уже открывало полный
простор для символических истолкований. "Хозяин постройки", "Строитель", который
сначала является только случайной аллегорией, потом становится постоянным
термином, "работа" стала исключительным названием для нравственно-религиозных
упражнений, рабочие инструменты, вся обстановка ложи превратилась в масонские
"украшения и клейноды", и получали все более и более широкие символические
толкования, конечно, более или менее произвольные.
Вместе с содержанием и самые формы каменщичества становились все более
искусственными. Церемонии, описываемые в старейших ритуалах, еще довольно
просты. Чем дальше, тем они делаются сложнее, изысканнее, театральнее. Темная
комната, в которой прежде всего оставляется кандидат, в прежнее время была,
кажется, просто комната с плотно завешенными окнами, впоследствии, это - черная
комната, с черным столом, на котором лежит библия и человеческий череп, потом в
ней является целый скелет, потом - это скелет движущийся и т.д. В самой ложе,
украшение ее становятся все ухищреннее, эффектнее, чертеж на полу мелом
превращается в целый "ковер", на котором рисуется множество символических
изображений.
"Низкие кресла", за которыми становился в старину мастер при обряде принятия,
впоследствии превращаются в "жертвенник", и перед ним совершалось даже нечто
подобное церковным обрядам.
Простое хождение новопринимаемого кругом ложи превращается в целое так
называемое "путешествие", которое чем дальше, тем более усложнялось, в старину
новопринимаемый встречал в этом хождении только те "препятствия", какие находил
в спинах братьев, на которых он натыкался с завязанными глазами, - впоследствии
является целый ряд настоящих "испытаний", которыми пробовали храбрость
кандидата.
В позднейшие времена, особенно во французских ложах, "путешествие" представляло
для кандидата целый ряд мудреных задач, которые приходилось ему разрешать, - он
должен был переходить через воду, прыгать через пропасти, брать в руки
раскаленное железо, на него лил дождь, сыпался град, над ним гремел гром и т.п.
В заключение, для придания масонской практике всевозможной эффектности, чтобы
окончательно ошеломить и напухать кандидата, были пущены в ход всякие
театральные уловки, оптические обманы, электрические машины, гальванические
приборы, провалы и т.п.
Обрядность франк-масонов
Старые английские ритуалы
В "Конституциях" Андерсона обрядовая беседа мастера с братьями еще носит следы
рабочей практики, так как в "Конституциях" еще ясен простой характер договора,
заключенного между рабочими. В первоначальных формах ритуала сохранилось еще
много простого и наивного, что превратилось потом в аффектацию и набор слов.
В старых обрядах масонства продолжается народный цеховой обычай, и тайна
братской любви, помощи и верности придавала ему нравственно-поэтический смысл.
Этот смысл терялся больше и больше в позднейшем искусственном масонстве, и
прежний наивный обряд превратился, наконец, в произвольную фантастическую
церемонию уловки, чтобы производить действие на новопосвящаемого. Понятно, что
если обычаи и символические обряды простых рабочих не могли в новом "масонском"
обществе не потерять своей непосредственности, то и масонская "тайна",
естественно, должна была получить совсем иной смысл.
Новейшее масонство, выдумавшее высшие степени, эксплуатировало эту тайну в самых
различных смыслах: или в виде заговоров в пользу изгнанных Стюартов, или с
рыцарскими (т.е. феодальными, юнкерскими) занятиями, или с наклонностями
клерикальными, т.е. иезуитско-обскурантными, или, наконец, в виде алхимии и
нелепого колдовства. В этих случаях "тайну" знали только изобретатели новых
степеней и ближайшие адепты, которым она доверялась, множество других членов
ордена томились нетерпеливым стремлением узнать тайну, мучились в поисках ее,
иногда находили, наконец, какую-нибудь из пошлых подложных "тайн", часто не
удовлетворялись ею и начинали искать снова и т.д. Такова была история множества
масонов в прошлом столетии.
Старые английские ритуалы не знают этой фантастической тайны, здесь тайна
является в форме простого секрета между членами цеха, связанными одной работой и
одними нравственными правилами и обязанностями: братской любовью, помощью и
верностью. Символы, тайны, инструменты их ремесла, средства уверяться во
взаимном знании тайны - известные слова и приемы, которые поэтому также
составляют их тайну. Дальше этого не идет старый английский ритуал, он не дает
никаких обещаний раскрыть таинства природы, научать секретам алхимии и магии,
философского камня и жизненного эликсира, духовидения и т.п., одним словом, не
впадает в ту пошлость, которая наполняет позднейшие ритуалы.
Лекции читаются таким образом:
Мастер. Брат, нет ли чего-нибудь между вами и мною?
Ответ. Есть, достопочтенный.
Мастер. Что же такое брат?
Ответ. Тайна.
Мастер. Какая это тайна, брат?
Ответ. Масонство, каменщичество.
Мастер. Итак, вы, я полагаю, масон?
Ответ. Таким меня считают и принимают братья и товарищи.
Мастер. Скажите, прошу вас, каким человеком должен быть каменщик?
Ответ. Это должен быть человек, родившийся от свободной женщины.
Мастер. Где вы сначала готовились сделаться масоном?
Ответ. В моем сердце.
Мастер. Где вы готовились потом?
Ответ. В одной комнате подле ложи.
Мастер. Как вы были приготовлены здесь?
Ответ. Я не был ни раздет, ни одет, ни босой, ни обутый, с меня снят был всякий
металл, я был с завязанными глазами, с веревкой не шее, тогда меня повели к
дверям ложи в неподвижно-подвижном положении, под руку с другом, в котором я
узнал потом своего брата.
Мастер. Как вы могли знать, что тут была дверь, когда у вас были завязаны глаза?
Ответ. Потому что я нашел сначала задержку, потом вход, или допуск.
Мастер. Как получили вы допуск?
Ответ. Тремя сильными ударами.
Мастер. Что вам сказано было изнутри?
Ответ. Кто там?
Мастер. И что вы отвечали, брат?
Ответ. "Человек", который желает иметь и просить участия в благах этой
достопочтенной ложи, посвященной святому Иоанну, как это сделали до меня многие
братья и товарищи".
Мастер. Почему вы надеялись получить это участие?
Ответ. Потому что я родился свободным и имею добрую славу.
Мастер. Что сказали Вам на это?
Ответ. "Войдите".
Мастер. Как вы вошли и по чему?
Ответ. По острию меча, или копья, или другого военного оружия, которое было
приставлено к моей обнаженной груди.
Мастер. Что сказали вам после этого?
Ответ. Меня спросили, не чувствую ли я чего?
Мастер. Что вы отвечали?
Ответ. Я чувствую нечто, но видеть не могу ничего.
Мастер. Вы рассказали мне, как вы были приняты, скажите теперь, кто принял вас?
Ответ. Младший надзиратель.
Мастер. Что он сделал с вами?
Ответ. Он передал меня мастеру, который приказал мне стать на колени и получить
благо молитвы.
Следует молитва, обращенная к Великому и Всеобщему Архитектору (каменщику) мира
и Строителю человека, о благословении для всех их предприятий, о том, чтобы
новый друг стал их верным братом, чтобы им послана была милость и мир, чтобы,
как он (т.е. друг) простирает руку на божественные слова писания, так бы
простирал ее и на служение брату, "если только это не будет вредно ему или его
семейству", и, наконец, чтобы они могли сделаться участниками Его божественной
природы... Молитва заключается прошением о ниспослании всеобщей братской любви,
чтобы масонство под божьим благословением распрострашилось во всем мире и чтобы
все соединились тогда как один человек.
Затем новый брат по вопросам мастера, продолжает рассказ о приеме. "Когда я
получил эту молитву, меня спросили, на кого я возлагаю свое упование, я ответил:
на Бога. Потом меня взяли за руку, и один брат сказал: встаньте и следуйте за
вашим водителем и не бойтесь никакой опасности. Меня провели три раза кругом
ложи.
Первое препятствие я встретил в спине младшего надзирателя на юге, я постучал в
нее тремя ударами, как в дверь, он сказал: кто там? Я отвечал то же, что при
двери (повторяется ответ).
Второе сопротивление я встретил в спине старшего надзирателя на западе, где я
повторил то же, что при двери (повторяется вопрос и ответ).
Третье сопротивление встретил я в спине мастера на востоке, где я повторил то
же. Мастер послал меня назад к старшему надзирателю на запад, чтобы получить
наставления. Он велел мне сделать шаг на первую ступень прямоугольного
продолговатого четвероугольника, причем левое колено было обнажено и согнуто,
тело оставалось прямо, а правая нога составляла прямой угол, моя обнаженная
правая рука лежала на св. библии, на которой лежали наугольник и циркуль, а
левая рука поддерживала ее, тогда я принес торжественное обязательство, или
присягу масона".
На вопрос мастера новоиринятый встает и повторяет присягу. После того мастер
произносит тост за Солнце, которое скрывает, и Язык, который никогда не
рассказывает, и все братья принимают тост с известными обрядами.
Ученик по вопросам мастера отвечает снова: - "Когда обязательство было принято,
у меня спросили: чего я желаю всего больше? Я отвечал: быть приведенным к свету.
Меня привели к свету масгер и остальные братья. Когда я был приведен. к свету,
то первые вещи, которые я увидел, были библия, наугольник и циркуль, мне
сказали, что они означают три великие светильника масонства: это - Библия, чтобы
управлять и руководить нашей верой, наугольник, чтобы делать прямыми наши
действия, циркуль, чтобы соединять нас в известных границах со всеми людьми, а
особенно с братом. Потом мне показали три свечи, о которых сказали, что это три
меньшие светильника в масонстве, они представляют собой солнце, луну и мастерамасона:
- потому что солнце управляет днем, луна управляет ночью, а мастер-масон
управляет или по крайней мере должен бы был управлять своей ложей. Затем мастер
взял меня за правую руку и дал мне прикосновение и слово новопринятого ученика".
Масонские знаки и символы. Внутреннее устройство лож
Прикосновение, которым братья ученической степени узнают друг друга, состоит в
том, что надо ногтем большого пальца правой руки прижать к первому суставу
правой руки брата. Слово если Jachin, произносимое братьями раздельно и по
очереди: первый говорит "Ja", второй "chin" - или же каждый говорит поочередно
по одной букве слова, которое потом выговаривается целиком.
По Причарду, ученик должен знать и другое слово "Боаз". "Иакин и Боаз" были
названия двух мифических столбов в Соломоновом храме, к которым относятся
различные легенды, масонские и средневековые предания, вероятно, послужившие
источником или поводом для масонских. Наконец, знак ученической степени: надо
правой рукой горизонтально провести у шеи.
Когда мастер испытывает на примере, знает ли новопринятый прикосновение, слово и
знак, новопринятый отвечает на новые вопросыкак он оделся снова по-прежнему, как
принес мастеру и всем братьям благодарность за принятие в "достойное общество",
как мастер призвал его на "северо-восток ложи" и подарил ему запон, "знак
невинности, более старый, чем золотое руно или римский орел, и почетные звезды и
повязки какого бы то ни было другого ордена под солнцем".
Ответы продолжаются так: "Я сел потом по правую руку мастера, который показал
мне инструменты принятого ученика: это были 24 дюймовый масштаб, наугольник и
молот. Наугольник служил мне, чтобы делать мою работу прямоугольной, 24 дюймовый
масштаб, чтобы вымерять мою работу, молот - отсекать ненужный материал, чтобы
можно было легко и верно наложить наугольник".
Мастер. "Брат, так как мы не все работающие масоны (каменщики), то мы относим
эти инструменты к нашей нравственной жизни, что мы называем одухотворением:
объясните это".
Ученик. "24-дюймовый масштаб представляет 24 часа дня".
Мастер. "Как вы делите их?"
Ученик. "Шесть часов на работу, шесть часов на служение Богу, шесть часов на
служение другу или брату, "сколько я имею возможности без вреда себе и своему
семейству", и шесть часов для сна".
Ученик опять по вопросам мастера, рассказывает:
- Я был ни одетый, ни раздетый, ни босой, ни разутый и с веревкой на шее, потому
что если бы я оступился и выбежал на улицу, то народ принял бы меня за
сумасшедшего, если же бы увидел меня брат, то он воротил бы меня назад и
позаботился бы, чтобы мне оказали справедливость. Глаза были мне завязаны для
того, чтобы мое сердце могло воспринять то, что, как я находился тогда во мраке
( т.е. относительно тайны масонства), так я должен весь мир держать во мраке.
Металл был отобран для того, чтобы я не принес в ложу ничего для нападения или
защиты, и еще потому, что так как я был беден и не имел денег, когда был сделан
масоном, то это научило меня, что я должен помогать всем бедным и не имеющим
денег братьям, насколько это для меня возможно. Три сильные удара в дверь
означают известное изречение Писания, простите и дастся вам, ищите и найдете,
стучите и вам отворят.
К масонству это изречение применяется так: я искал и в моей душе, я просил моего
друга, я стучался, и дверь масонства открылась мне. Мечь, копье или другое
военное оружие было приставлено к моей обнаженной левой груди потому, что левая
грудь всего ближе к сердцу, для того, чтобы это тем больше могло быть уколом для
моей совести, как оружие кололо тогда мое тело. Меня обвели три раза кругом ложи
для того, чтобы все братья видели, что я должным образом приготовлен. После
принятия в ученики мое левое колено было обнажено и согнуто, потому что левое
колено есть слабейшая часть моего тела, как новопринятый ученик есть слабейшая
часть масонства, в которое я только что вступил.
Затем братья снова пьют тосты. Дальше идут вопросы о ложе, о ее внутреннем
составе, внешних украшениях и ее символическом смысле.
Ученик. "Ложу составляет известное число масонов, которые соединились, чтобы
вместе работать. Ложу составляют числа: три, пять, семь или одиннадцать (в
других ритуалах масонов упоминается и число девять, и к нему приводятся
аргументом девять муз).
Три составляют ложу потому, что три Великие Масона создали мир, так же как и это
благородное произведение архитектуры, человека, которые так совершенны в своих
пропорциях, что древние начинали свою архитектуру с тех же самых правил, и еще
потому, что три Великие Масона были при строении Соломонова храма.
Пять составляют ложу потому, что каждый человек одарен пятью чувствами, именно:
слухом, зрением, вкусом, обонянием и осязанием. В масонстве три из этих чувств
имеют для меня великую важность, именно: слух, зрение и осязание. Слух служит к
тому, чтобы слышать слово, зрение, чтобы видеть знак, осязание, чтобы
чувствовать прикосновение, так что я могу так же хорошо узнать брата в темноте,
как при свете.
Семь составляют ложу потому, что есть семь свободных наук, именно: грамматика,
риторика, логика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Грамматика учит
меня писать и говорить на языке, которому я учусь, "по правилам первого, второго
и третьего согласования". Риторика учит искусству говорить обо всяком предмете.
Логика учит правильно рассуждать, чтобы тем отличать истину от заблуждения.
Арифметика учит свойству чисел. Геометрия учит искусству измерять... Музыка учит
свойствам тонов. Астрономия учит знанию небесных тел.
Одиннадцать составляют ложу потому, что было одиннадцать патриархов, когда Иосиф
был продан в Египет и считался погибшим, и еще потому, чтобы было только
одиннадцать апостолов, когда Иуда предал Христа.
Ложа имеет вид продолговатого, прямоугольного четвероугольника. Длина ее - от
востока до запада. Ширина - от севера до юга. Высота - от земли до неба. Глубина
- от поверхности земли до ее центра. Глубина ложи простирается от поверхности
земли до ее центра потому, что масонство универсально.
Ложа расположена от востока к западу потому, что так расположены, или должны
быть расположены, все церкви и часовни, и это потому, что евангелие прежде всего
возвещено на востоке и оттуда потом распространилось на запад.
Ложу поддерживают три великие столба, они называются: мудрость, сила и красота.
Столб мудрости представляет собой мастера на востоке. Столбы силы - старший
надзиратель на западе. Столб красоты - младший надзиратель на юге. Первое:
потому, что мастер дает рабочим наставления, чтобы они вели свое дело в должном
стиле, с хорошей гармонией. Второе: как солнце заходит, чтобы окончить день, так
старший надзиратель стоит на западе, чтобы выдавать рабочим их плату,что и
Составляет силу и опору всякой работы. Третье: потому, что младший надзиратель
стоит на юге в самый полдень (который и есть красота дня), чтобы сзывать рабочих
для отдыха от работы и смотреть, чтобы они вовремя возвращались на работу для
того, чтобы мастер получил от этого удовольствие и прибыль. Ложа поддерживается
этими тремя столбами потому, что мудрость, сила и красота суть совершители всех
дел и без них ничто не может быть сделано. Это оттого, что мудрость придумывает,
сила поддерживает, а красота украшает. Ветер масона дует прямо от востока к
западу.
Мастер. "Который час, брат?".
Ответ. "Самый полдень".
Мастер: "Созовите людей от работы для отдыха и смотрите, чтобы они вовремя
воротились опять на работу".
Этим заканчивается масонская беседа, в заключение поется масонская песня, причем
масоны становятся вокруг стола. При последнем стихе песни они берутся за руки
следующим образом: человек, стоящий справа, берет левую руку своего соседа
правой рукой, или стоящий слева берет правую руку своего соседа левой рукой -
так составляется масонская цепь. Братья все поют в хоре, поднимая и опуская в
такт руки и громко стуча ногами.
После того все говорят о чем хотят, а мастер делает распоряжение об отдыхе.
На этом кончается изложение степени ученика в ритуале Старых Масонов.
Ритуал новых масонов
13 ритуале Великой Ложи 1717 года, или Новых Масонов, изложенном у Броуна и
Престона, мы находим еще некоторые черты, которые мы приведем вкратце, в
дополнение символики и нравственного учения старого английского масонства. Три
столба, тосканского, дорического и коринфского ордена, представляют Соломона,
Гирама, царя тирского, и Гирама-Абифа. Ложа покрыта многоцветным балдахином
(небом), которого масоны надеются достигнуть но символической "лестнице Иакова".
Она имеет три главные ступени: веру - в Христа, надежду - на спасение, любовь -
ко всему человечеству. Эта лестница ведет к небу и утверждается на Библии. "Но
любовь обнимает целое, кому свойственна эта добродетель в ее обширном смысле, о
том мы говорим, что он достиг вершины своего признания, или говоря
метафизически, достиг того эфирного жилища, которое закрыто от глаз смертных
звездной твердью, и далее представляется эмблематически семью звездами,
обозначающими семь принятых масонов".
Внутри ложа состоит из украшений, принадлежностей и клейнодов. К первым
относится: мозаиковый пол (изображаемый на чертеже) "прекрасное основание
масонской ложи - он представляет богатство творения и божественных благодеяний
так же, как переменчивый, неизвестный ход жизни и разнообразные внешние
отношения людей, которые по рождению и могиле все равны", пылающая звезда,
напоминающая о создании десяти заповедей на Синае, о любящем и благом вездесущии
Бога и т.п.
Принадлежности ложи, библия, чтобы управлять и руководить нашей верой и
обязывать на ней новопринимаемого, циркуль и наугольник, чтобы управлять нашими
действиями. Библия исходит от Бога для всех людей как самое красноречивое
объяснение его воли; циркуль относится к великому мастеру как его отличие,
наконец, наугольник принадлежит всему цеху...
Наконец, ложа тщательно бережет и скрывает от профанов свои клейноды. Этих
клейнодов - три подвижных и три неподвижных. Подвижные - наугольник, линейка и
отвес, - собственно, это необходимые инструменты рабочего каменщика, а для
масона это клейноды неоценимого достоинства по своему нравственному значению,
потому что наугольник учит нравственности, линейка - равенству, а отвес -
прямоте и чистосердечию во всю жизнь.
Подвижными они называются потому, что колеблются, когда они висят на груди
мастера и двоих надзирателей, и они движутся каждый раз в день св. Иоанна, а
если нужно, и чаще. Неподвижные клейноды - чертежная доска для мастера, дикий
камень для ученика, чтобы обделывать его и вырезать на нем знаки и нарезки, и
совершенный камень для опытного работника, чтобы пробовать на нем свои клейноды
и приводить их в порядок. Они называются неподвижными потому, что всегда должны
находиться перед глазами масона, как знак того, что они означают в нравственном
смысле.
Ложа, украшенная таким образом, посвящается вообще Соломону, как первому
великому мастеру, а так как он был еврей, то теперь ложа посвящается Св.Иоанну
Крестителю и Иоанну Евангелисту.
Степень товарища сообщает уже некоторые указания на строение Соломонова храма,
масонскую легенду, которую стали сообщать окончательно в степени мастера.
Общие черты английского ритуала
Человек, который хочет сделаться франк-масоном, должен познакомиться с членом
какой-нибудь хорошей ложи, и этот последний предложит его кандидатом в следующем
собрании. Брат, предлагающий нового члена, должен доставить ложе сведения о
звании и качествах кандидата, братья рассуждают потом, может ли он быть принят,
и в случае утвердительного решения принятие назначается в следующий же вечер.
Братья пунктуально собираются в назначенный час. Число братьев, принадлежащих к
ложе, неограничено, но ложа вообще может составиться только тогда, когда в ней
присутствует мастер и необходимые должностные лица. В общераспространенной
практике трое сведущих братьев уже составляют ложу, пятеро составляют
"справедливую", семеро - "совершенную" ложу.
При мастере состоят два главных должностных лица, старший и младший надзиратели,
которые смотрят за соблюдением законов ложи и исполнением приказаний мастера.
Надзиратели имеют своих помощников, старшего и младшего диакона, при них были,
наконец, стюарты.
Когда братья соберутся, мастер, два его ассистента, секретарь и казначей
("хранитель сокровищ" в русских ритуалах) прежде всего надевают на шею голубые
ленты треугольной формы: у мастера висит на ленте циркуль и линейка, ассистенты,
старшие надзиратели носят один циркуль.
На столе, за которым сидит мастер, ставятся свечи в виде треугольника, и в
лучших ложах на подсвечниках бывают искусно вырезаны эмблематические фигуры.
У каждого брата надет белый кожаный передник (запои). Место мастера за столом,
на востоке, перед ним лежит открытая библия, на ней положен циркуль, концы
которог
...Закладка в соц.сетях