Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Тайные общества и секты: культовые убийцы, масоны, религиозные с

страница №2

. Особенно сильным и опасным считается
ингиет на матмат (приблизительное значение - союз смерти, от мат - умерший),
применяющий специальные виды вредоносной магии. В отличие от дук-дук в союзах
ингиет не употребляются маски, но ритуал их окружен еще большей тайной. Собрания
ингиета происходят в особых местах - маравот, в чаще леса, куда не допускаются
посторонние.

Члены ингиета, особенно непосвященные, соблюдают некоторые пищевые запреты - не
едят мяса свиньи, черепахи, акулы и некоторых других животных. Все исследователи
сходятся на том, что главное содержание тайных обрядов ингиета составляют
магические действия: с одной стороны, вредоносная и разрушительная, с другой -
предохранительная (для своих членов) магия.

Так, Джордж Браун после многолетних наблюдений пришел к выводу, что "это
учреждение представляет собой общество, которое претендует на монополию
известных видов колдовства. Колдовство есть, по-видимому, самый важный фактор в
нем, хотя с ним связаны и другие суеверия и развлечения".

С другой стороны, обряды ингиета связаны и с культом духов, в частности духов
умерших. Патронами союзов ингиета становятся умершие вожди, при жизни бывшие
членами этих союзов. Сношения с духами находятся в руках главы ингиета, который
"обладает знанием и властью, чтобы управлять духами, умилостивлять их, если они
оскорблены" и т. д.

Каждый ингиет имеет свой собственные магические формулы, песни, пляски, обучение
которым и составляет главную часть посвятительного ритуала. По отношению к
окружающему населению ингиет выступает в еще большей степени, чем дук-дук, как
террористическая организация, его члены пользуются репутацией страшных колдунов
и могут себе позволить любые эксцессы над женщинами и всеми непосвященными.

Тамате

Система тамате на Банксовых островах состоит из целого ряда сообществ (на одном
острове Мота Риверс насчитал их 77), причем обычно человек состоит членом
нескольких из них одновременно.

Местом собраний союзов служат особые потайные святилища в лесу, и весь ритуал
действия их окружен атмосферой тайны и страха. Члены тамате употребляют особые
страшные маски, изображающие духов, и сами считаются духами умерших. Слово
тамате означает "покойник, дух, привидение". Вступление в союзы тамате
сопровождается обрядами символической смерти и воскрешения. Сама деятельность
тамате носит периодический характер. Время от времени союзы "эти "оживают",
члены их изготовляют новые маски, устраивают в своих лесных убежищах страшный
шум, нарядившись, бродят по окрестностям, бьют и пугают людей, даже ломают дома;
считается, что в это время тамате "запирает страну".

Члены тамате обладают особыми правами и привилегиями, в числе которых не
последнее место принадлежит нраву та-буации: путем наложения особых, присвоенных
каждому союзу значков (листьев определенных пород деревьев) человек ограждает
свое имущество от посягательств всех не принадлежащих к данному союзу.

К системе тамате имеют отношение некоторые пищевые запреты, но в очень
характерном виде: названия союзов тамате означают большей частью имена животных,
и эти животные могут употребляться в пищу только членами данного союза, всем же
остальным это запрещено, хотя это запрещение не распространяется на женщин. Этот
довольно необычный вид табу имеет, по-видимому, какую-то связь с тотемизмом,
элементы которого вообще в тайных союзах прослеживаются.

Несколько неясной остается связь союзов тамате с более широко распространенной
на всем Новогебридском архипелаге системой мужских союзов сукве. Последние
окружены меньшей тайной, группируются вокруг мужских домов, имеющихся в каждой
деревне, и в большей степени представляют собой организацию для накопления
богатств и закрепления власти в руках отслаивающейся родовой верхушки. Но
некоторые религиозно-магические представления связываются и с системой сукве:
члены высших рангов сукве считаются обладающими большим количеством магической
силы мана: по смерти их души особенно почитаютсят.

Раздел 2.


Религиозно-просветительские тайные общества

Орден розенкрейцеров

К концу средних веков относится полулегендарная, а может, и вовсе легендарная
часть истории Ордена розенкрейцеров.

Прежде всего о самом названии ордена. Смысл креста здесь очевиден, чего никак
нельзя сказать о значении розы. В античные времена роза была символом эротизма.
Римская легенда повествует о рождении розы из крови богини Венеры, раненной
стрелой Купидона. Некоторые авторы выводят название из латинского слова "ros"
(роса), а слово "крест" трактуют как "свет". Андреевский крест, утверждают они,
изображенный в форме X, включает три буквы, которые вместе составляют слово
"lux" - свет.

"Роса" и "свет" могли быть и алхимическими символами. Кроме того, как это
следует из их сочинений, алхимики часто использовали цветок розы. Роза могла
считаться также символом тайны (по древнему мифу, Купидон подарил розу Гарпократу
- богу молчания - в обмен на обещание не раскрывать любовных похождений
Венеры). Орден ведь претендовал на обладание скрытыми от постороннего взора
знаниями.

"Небесной розой" именовали богородицу, а в христианской иконографии пять красных
роз на розовом кусте обозначали пять ран Христа. По распространенной легенде,
роза происходит от крови одного из христианских мучеников. Высказывалось и
мнение, будто розенкрейцерство было выразителем оккультного направления в
протестантизме. В гербе лютеранского пастора И.Андрэ, написавшего главные
трактаты розенкрейцеров, изображен Андреевский крест с розами на четырех углах.
В то же время один автор конца XVIII века разъяснял, что роза - символ
скромности, а крест - символ святости союза.

Существует вопрос, не является ли легендарной фамилия основателя ордена -
Христиана Розенкрейца, как и само существование носившего ее человека.
Традиционно считается, что он родился в 1378 или 1388 году в обедневшей немецкой
дворянской семье, ребенком был помещен в монастырь на воспитание и 16 лет от
роду отправился на Восток, к святым местам христианства. Но по дороге паломник
познакомился с восточными оккультистами, и мысли его стал занимать не Христос, а
арабская наука. С помощью своих новых друзей он попал в Марокко, в город Фец,
где два года изучал магию и каббалистику (каббалистика - средневековое
мистическое учение).

В обратный путь Розенкрейц пустился, нагруженный всеми сокровищами восточной
мудрости. Однако ученые в Испании и в других странах не смогли оценить
привезенные им богатства. Вернувшись к себе на родину, в Германию, Розенкрейц
нашел нескольких последователей в стенах того монастыря, где прошли его детские
годы. Первоначально число членов нового братства розенкрейцеров не превышало
четырех, вскоре к ним прибавилось еще четверо.

Устав нового братства предусматривал, что оно останется тайным на протяжении 100
лет. Розенкрейцеры ничего не должны были делать открыто, кроме бесплатного
лечения больных. Члены ордена не обязаны были носить какой-то особый костюм и
следовали в одежде обычаям страны, где проживали. Они должны были собираться
один раз в год, причем каждому из них предписывалось позаботиться о приискании
себе достойного преемника. Слово "розен-крейц" было паролем, по которому они
узнавали друг друга. Одной из задач общества являлось создание "магического"
языка и письменности.

Розенкрейцеры решили по мере возможности скрывать места погребения скончавшихся
членов ордена. Легенда утверждает, что так поступили и с телом самого Христиана
Ро-зенкрейца (якобы дожившего до 106-летнего возраста и умершего в 1494 г.) Прах
Розенкрейца будто бы был обнаружен в гроте, над входом которого была сделана
надпись: "Меня отыщут через 120 лет", а в самой пещере, освещенной искусственным
солнцем, были начертаны некоторые из принципов братства. Все эти "подробности"
известны лишь из книг, изданных в XVll веке.

Доводы в пользу существования братства в средние века приводятся обществами
розенкрейцеров XX столетия, суммированы автором статьи "Розенкрейцерство" в 14-м
издании Британской энциклопедии. В ней утверждается, будто новые исследования
подтвердили, что розенкрейцеры были реально существующим тайным союзом задолго
до того, как в начале XVII века в Германии произошло возрождение братства.

Позднее во второй половине XVIII века, апологеты Ордена золотых розенкрейцеров
утверждали, что он широко известен под этим названием еще с 1510 года. Однако
это утверждение печатно оспаривалось еще тогда, в 80-х годах XVIII века. Стоит
добавить, что иногда розенкрейцеры возводили свою родословную даже к библейскому
Моисею, именуя его своим "братом".

Одним из главных магистров Братства (или Ордена) розенкрейцеров называли
придворного астролога английской королевы Елизаветы I Джона Ди (1527-1608 гг.)

В Век Реформации была широко распространена надежд на полную перемену всего
облика мира, на близкое установление тысячелетнего царства. Парацельс оставил
пророчество, что вслед за ним явится необыкновенный человек, который откроет
превращение металлов и обновит все науки. Прорицание запомнилось. Так, например,
его повторил один из приближенных императора Рудольфа II. Стремление к
осуществлению этих надежд и было одной из причин возникновения братства магов -
розенкрейцеров или легенды о- его существовании.


В эпоху Возрождения некоторые ученые для повышения своего авторитета добавляли к
своей фамилии инициалы RC. В различных городах в разное время появились
манифесты, якобы исходившие от Братства розенкрейцеров и содержавшие призывы к
уничтожению папской власти, к обращению в христианство мусульман и т.п.
Возможно, что в 1570 году некое Братство магов стало именовать себя Братством
розенкрейцеров.

Двумя трактатами, своего рода манифестами розенкрейцеров, которыми они объявили
о своем существовании, были изданные в 1614 и 1615 годах "Весть о Братстве, или
Публикации общества достохвального Ордена розенкрейцеров" и "Исповедь Братства".
Оба трактата задолго до опубликования циркулировали в рукописном виде. В 16141617
гг. "Весть о Братстве" издавалась семь раз. В обоих произведениях
излагалась мнимая или действительная история ордена. Они содержали обращение к
правителям европейских государств и ученым вступать в Братство. Трактаты были
составлены в протестантском духе, содержали нападки на римский престол. Их
авторство приписывают немецкому пастору Иоганну Валентину Андрэ (1586-654 гг.),
в молодости служившему учителем в знатных домах и немало путешествовавшему по
Германии, Австрии, Франции и Италии.

Начало XVII века - время расцвета ордена. Между 1б14 и 1620 годами было издано
не менее 207 произведений розенкрейцеров - более 1/3 всех сочинений,
публиковавшихся членами Братства до конца XIX века.

Про розенкрейцеров говорили, что они не нуждаются в пище, что они способны
превращаться в невидимок и повелевать духами. Целью общества было овладение
утерянными тайнами древней науки, обеспечивающей людям невиданное долголетие, и
наделение монархов сокровищами, которые позволят улучшить долю их подданных.

Широкое убеждение в существовании общества розенкрейцеров привело к тому, что к
его предполагаемым членам обращались многие, желавшие вступить в орден (письма
такого рода сохранились в большом количестве и в XX веке, в частности, в
библиотеке Гетгингенского университета). Другие лица претендовали на то, что
являются уполномоченными ордена.

В истории ордена в первой половине XVII века, если речь идет о действительно
существовавшей единой организации, а не, что более вероятно, о группе обществ,
не имевших между собой связи, удивляет сочетание строгой секретности и печатного
рекламирования Братства. Поздняя, подлинная история розенкрейцерства затемнена
наслоениями различных легенд, изобретенных в начале XVII Bv ка,уво второй
половине XVIII века и, наконец, во второй половине XIX века и в начале XX века.

После 1б20 года в Германии, ставшей главной ареной Тридцатилетней войны,
розенкрейцеры, по-видимому, бесследно исчезли, но некоторое время они еще
продолжали действовать в Нидерландах, в несколько позднее - с 40-х годов XVII
века - в Англии. Там алхимик Р.Фладд полемизировал с теми, кто сомневался в
существовании ордена.

Близость или участие в Братстве приписывали знаменитому немецкому философу
Лейбницу, английскому историку И.Эшмолу, священнику Томасу Вогену. Последний
окончил Оксфордский университет, издал под псевдонимом Евгений Филалет ряд
трудов по алхимии, по вопросам сверхчувственного знания и мистическим тайнам. В
1652 году Т.Во-ген, издавший в английском переводе "Весть" и "Исповедь", выражал
полную уверенность в существовании ордена, но не знал, имелись ли его
ответвления в Англии.

Уже в первой половине XVII века высказывалось подозрение, что иезуиты
позаботились о засылке своих агентов в ряды Братства. На деле первоначально
снисходительное отношение высших сановников католической церкви к ордену
сменилось преследованиями, к которым явно приложили руку иезуиты. В 1620 году
Адам Хазелмейер, придворный юрист или даже секретарь эрцгерцога Максимилиана,
вместе с другими розенкрейцерами был как еретик осужден на пожизненную каторгу
на галеры, а сам орден был объявлен "зловредным обществом магов". По некоторым
сведения, пятеро розенкрейцеров были повешены в Германии за принадлежность к
Братству. В своих мемуарах кардинал Ришелье писал о "превратных мнениях"
розенкрейцеров.

Появившиеся в первые десятилетия XVII века произведения розенкрейцеров вызывали
у лютеран сомнения относительно религиозной ортодоксальности ордена и ярые
нападки со стороны католиков. Розенкрейцеров подозревали в связи с дьяволом,
колдовстве, в том, что они склоняют доверчивых людей к занятиям магией, пагубным
для души, и вообще в вольнодумстве.

Братству розенкрейцеров приписывали важную роль в создании через ряд других
организаций ("Колледж Грешэма" и др.) в 1662 году английского Королевского
общества - первой в Европе Академии наук. Унаследованные формы мистики и магии
служили порой лишь оболочкой, в которой происходило формирование новых научных
идей, основ передового мировоззрения последующей эпохи Просвещения, складывание
по сути противостоявшего церковной схоластике взгляда на природу и общество.


В конце XIX и начале XX века в Англии были изданы книги, утверждавшие, что
главой Ордена розенкрейцеров был Фрэнсис Бэкон.

Духовник короля Якова I Джозеф Глэнвиль передает, что Бэкон создал общество для
осуществления своих любимых идей. Писательницей миссис Потг и ее
единомышленниками была выдвинута гипотеза о том, что Фрэнсис Бэкон изложил
идеалы Братства розенкрейцеров в утопии "Новая Атлантида" (1624), изданной
посмертно, в 1627 году. Эта гипотеза подкреплялась утверждением, будто Бэкон
передал наследие розенкрейцеров масонам.

Утверждают, будто в "Новой Атлантиде" воспроизводятся символы розенкрейцеров,
которые потом были заимствованы у них масонами, - солнце, луна, звезда, куб,
угломер. А вот среди самих знаков и символов надо обнаружить изобретенные
Бэконом с целью ввести в заблуждение того, кто хотел бы проникнуть в тайны
общества.

Аналогичная легенда существует и о Декарте. Считается, что он умер в 1б50году.
Однако имеется письмо от его многолетней покровительницы - шведской королевы
Христины, будто бы датированное 27 февраля 1652 года (или 1б54года), в котором
она излагает Декарту свое намерение, подобно ему, покинуть мирскую жизнь. На
этом основании отдельные ученые в начале XX века высказывали сомнение в
истинности общепринятой даты смерти философа. Декарт писал о розенкрейцерах, что
если они шарлатаны, то заслуживают разоблачения, но, если в их учениях есть хоть
крупица истины, ею не следует пренебрегать. Некоторые историки предполагают, что
Декарт во время своего пребывания в Германии и Голландии вступил в Орден
розенкрейцеров при содействии своего друга, математика Фаульхабера.

В XVI и XVIII столетиях, легенда о розенкрейцерах оказалась тесно связанной с
легендами, которыми заполнена история астрологии.

Орден золотых розенкрейцеров

Среди многих тайных союзов второй половины XVIII века особое внимание привлекал
Орден золотых розенкрейцеров. Однако связь золотых розенкрейцеров XVIII века с
действительным или мнимым Орденом розенкрейцеров XV-XVIII веков не имеет
документальных подтверждений.

Наиболее раннее свидетельство существования розенкрейцеров в XVIII веке находят
в изданном в 1710 году трактате Самуэля Рихтера (писавшего под псевдонимом
Синсерус Ренатус) "Правдивое и полное описание философского камня Братства
Ордена золотых розенкрейцеров и т.д." В трактате разъяснялось, что философия
должна позволить проникнуть в тайны природы и способствовать достижению земного
счастья, а теософия розенкрейцеров призвана раскрыть тайны божества и вечной
жизни.

В трактатах первой половины XVIII века, упоминавших о, розенкрейцерах,
сообщались взаимоисключающие сведения. В это время в германских государствах,
особенно южных, действовало значительное число алхимиков; некоторые из них (что
видно из названий опубликованных ими трактатов) именовали себя золотыми
розенкрейцерами. Число их значительно возросло примерно с 1755 года во всей
Германии, Австрии и в других владениях Габсбургов, а также в Польше. Это был
период, когда происходило сближение между розенкрейцерами и масонами, жаждавшими
приобщиться к загадочной таинственности алхимических опытов. В свою очередь
алхимики, видимо, заимствовали у."шотландского" масонства его организационные
формы.

Реальное существование Ордена золотых розенкрейцеров как организации может быть
прослежено, вероятно, только с 1757 года. С 1761 года розенкрейцеры подвизаются
в Праге. В изданном в том же году трактате фигурируют устав и ритуалы ордена.

Однако более подробные сведения о золотых розенкрейцерах имеются примерно с 1767
года. Во главе ордена стояли "император" и "вице-император" с неясными
полномочиями. Члены ордена делились на семь классов. Как утверждалось, орден
насчитывал 77 "магов", 2700 "верховных философов первого ранга", 3900 "высших
философов второго ранга", 3000 "младших магов", 1000 "адептов", 1000 молодых
членов ордена, не выполнявших самостоятельной работы, и наконец, неуказанное
число недавно принятых новичков. С 1775 года управление ордена переместилось в
Вену, а для Северной Германии центром союза стал Берлин.

Золотые розенкрейцеры активно участвовали в развитии там-плиерской легенды, в
умножении количества степеней в масонских ложах, вербовали братьев в свои ряды и
в 1777 году объявили себя высшей степенью масонского ордена.

70-е годы были временем быстрого возрастания численности и влияния Ордена
золотых розенкрейцеров. Утверждали, что орден насчитывал свыше 5800 членов,
поделенных на 9 степеней. Это были врачи, теологи, ученые, офицеры,
представители дворянства и верхов буржуазии. 8 августа 1781 года в орден вступил
под именем Ормезуса наследник прусского престола, через несколько лет ставший
королем Фридрихом-Вильгельмом II (1788-1797 гг.)

Многие биографы Гете считают, что он был принят в ряды розенкрейцеров. В
"Тайнах" он писал: "Узрит тесно сплетенными крест и розу тот, что присоединиться
к розенкрейцерам". В "Годах ученья Вильгельма Мейстера" герой неожиданно
обнаруживает, что его уже давно ведет по жизненному пути неизвестное ему тайное
общество. В старом замке, в часовне, скрытой от постороннего глаза, общество
раскрывает ему свои тайны.

Предполагали, что и в "Волшебной флейте" Моцарта речь также идет о таинствах
розенкрейцеров.

Однако во второй половине 80-х годов появились первые симптомы упадка ордена.
Многие были разочарованы неосуществлением надежд на приобщение к "божественной
мудрости". Представления розенкрейцеров об их прошлом, их притязания на
сверхъестественные знания стали объектом резкой критики, в том числе и в рядах
самого ордена.

В 90-х годах в Пруссии сильное недовольство вызвало засилье при дворе шайки
духовидцев и алхимиков, которые в полном согласии с высшими сановниками дурачили
недалекого Фридриха-Вильгельма П. Осенью 1792 года в париже с легкой руки
Бомарше рассказывали, будто Фридриха-Вильгельма II вызвали с бала условным
паролем розенкрейцеров и в полутемной комнате перед королем предстал... призрак
его деда Фридриха II. Его умело сыграл известный актер Флери, специально для
этого пробравшийся из Парижа. "Призрак" поведал королю, как его дурачили
французские роялисты, скрывая от него, что весь народ Франции против
вмешательства иностранцев в дела страны. Король запомнил предостережения, и две
недели прусская армия оставалась около Вердена, так и не получив приказа о
наступлении в направлении Парижа. А потом произошло сражение при Вальми, где
неожиданный успех охваченных революционным пылом, но слабо обученных и плохо
организованных французских войск был во многом следствием непонятной
нерешительности прусского командования.

После смерти Фридриха-Вильгельма II Орден розенкрейцеров начал быстро клониться
к упадку. Он еще существовал в последние годы XVIII века. Конечный этап истории
ордена остается столь же неясным, как и время его возникновения.

Стоит добавить, что с розенкрейцерами связана еще одна историческая легенда.

...После битвы при Ватерлоо и вторичного отречения Наполеона от престола в страну
в обозе иностранных армий снова вернулись Бурбоны. Начались преследования
бонапартистов. Особое внимание привлек судебный процесс пользовавшегося широкой
популярностью маршала Мишеля Ней. Его обвинили в том, что 14 марта 1815 года, в
начале "Ста дней", он, посланный с армией против Наполеона, перешел на сторону
"узурпатора". Приговоренный к смерти, маршал был расстрелян на рассвете 7
декабря 1815 года. Однако ходили упорные слухи о спасении Нея. В США в течение
нескольких десятилетий проживал некий Питер Стюарт Ней, выдававший себя за
наполеоновского маршала. По его утверждению, казнь была лишь инсценировкой, и он
был спасен командующим английскими войсками герцогом Веллингтоном, который, как
сам Ней, состоял в тайном Ордене розенкрейцеров черного орла. Такое общество
действительно существовало, но не осталось никаких документальных материалов,
которые позволили бы проверить это утверждение.

Иллюминаты

В истории тайных союзов XVIII века большое место занимает Орден иллюминатов. Он
возник в отсталой Баварии, где царил религиозный обскурантизм. Хотя Орден
иезуитов был распущен папой в 1773 году, бывшие члены "Общества Иисуса" попрежнему
цепко держали в своих руках контроль над всей системой образования,
особенно над университетским.

Для противодействия этой тягостной опеке профессор канонического права
Инголылтадтского университета Адам Вейсхаупт (1748-1830) стал вынашивать с 1776
года мысль основать тайный орден, который в своей тактике многое заимствовал бы
у самих иезуитов.

Выходец из семьи ученого, Вейсхаупт учился в иезуитском колледже, однако вынес
из него только презрение к идеям, которыми руководствовалось "Общество Иисуса".
Вместе с тем он высоко оценивал структуру ордена, дисциплину его членов, их
умение использовать самый различный набор средств для достижения поставленных
целей. Все известное о взглядах молодого Вейсхаупта в 70-х годах рисует его
поклонником философского материализма энциклопедистов, элитарных воззрений Руссо
и даже утопического коммунизма Мабли и Морелли. Во многом его увлечение
передовыми идеями носило теоретический, абстрактный характер.

Но надо отметить и другое. Уже тогда в характере Вейсхаупта проявились такие
черты, как страсть к интриге, сварливость, в результате чего он нажил массу
врагов в академических кругах, крайняя небрезгливость в средствах,
заимствованная у его учителей-иезуитов и возведенная даже в принцип поведения,
стремление главенствовать, иногда граничащее с пустым тщеславием.


Путями совершенствования общественного устройства Вейсхаупт считал
распространение просвещения, правильных представлений о природе человека и
моральное возрождение человечества. Это просвещение должно быть наполнено
антиклерикальным и антифеодальным содержанием. Секретный орден был призван стать
средством постепенного осуществления мечты просветителей о создании
гармонического общественного строя свободы и равенства, всемирной республики,
которая покончит со всеми сословными различиями, религиозным гнетом,
монархическим деспотизмом, войнами, национальной враждой, утвердит принципы,
находящиеся в соответствии с природой человека.

Орден иллюминатов был в известном смысле прямой противоположностью ложам
"строгого послушания", занятым поисками "божественной мудрости".

Тайное общество было создано Вейсхауптом 1 мая 1776 года. В него первоначально
входило только пять человек, а к 1779 году оно насчитывало уже четыре отделения
("колонии") в баварских городах. Устав ордена требовал от его членов соблюдения
строгой секретности, безоговорочного повиновения старшим, постоянной
самопроверки путем письменных ответов на специальные вопросники. Вдобавок
иллюминаты скрывались под псевдонимами, заимствованными обычно из Библии и
античной истории (сам Вейсхаупт именовался Спартаком), а также у выдающихся
государственных деятелей, ученых и мыслителей средних веков и нового времени
(включая Эразма, Мора, Кампанел-лу, Гроция и др.)

Одним из первым соратников Вейсхаупта стал 20-летний студент Франц Ксаверий Цвак
(Катон). Вскоре к ним присоединилось еще некоторое число профессоров и
студентов. Первоначально орден состоял только из баварцев, но потом его новый
адепт - литератор барон Адольф фон Книг-ге (Филон), гамбургский издатель Христов
Боде, геттинген-ский профессор философии М.Федер и другие, начиная примерно с
1780 года, стали оказывать содействие в создании филиалов союза в других частях
Германии. В Веймаре в орден вступили наиболее влиятельные члены масонской ложи
"Амалия", включая Гете, Гардера и герцога Карла-Августа. Членами ордена, по
некоторым сведениям, состояли Моцарт, Шиллер, Виланд.

К середине 1782 года орден насчитывал п

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.