Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих наград

страница №21

СТРАНЫ ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА
Наградная система Японии стала складываться сразу же после революции Мэйдзи,
совершившейся в 1868 году, когда после почти 550-летнего правления сегунов
(военных правителей) власть в стране снова перешла в руки императора. В начале
апреля 1868 года в императорском дворце города Киото четырнадцатилетний
император Муцухито, перед собранием придворной аристократии и феодальных князей,
провозгласил клятвенное обещание нового правительства. Оно состояло из 5
пунктов, гласивших, что
1. Будет создано широкое собрание, и все государственные дела будут решаться в
соответствии с общественным мнением.
2. Все люди (как правители, так и управляемые) должны единодушно посвятить
себя делу преуспевания нации.
3 Всем военным и гражданским чинам и всему простому народу будет позволено
осуществлять свои собственные устремления и развивать свою деятельность.
4 Все плохие обычаи прошлого будут упразднены; будут соблюдаться правосудие и
беспристрастие, как они понимаются всеми.
5. Знания будут заимствоваться во всем мире, и таким путем основы империи
будут упрочены.
Реформы Мэйдзи включали в себя упразднение феодальных княжеств, были проведены
аграрная реформа, капитализация самурайских пенсий и т.д. В Японии начали
печатать газеты, по европейскому образцу сформировался японский календарь, в
стране стали быстро и эффективно перенимать все важнейшие мировые открытия того
времени в науке и технике.
Ill'
Награды Страны Восходящего Солнца

243


Знак ордена Восходящего солнца
Вот в таких условиях в течение нескольких лет, начиная с 1875 года, в Японии и
было введено большинство национальных наград. С самого начала новые ордена
являлись знаками отличия и поощрения для самих японцев, однако были
предусмотрены награждения некоторыми степенями определенных орденов и
иностранцев. Кроме коронованных особ чаще всего награждались дипломатические
представители разных рангов. Чтобы получить японскую награду, иностранец должен
был прожить в стране от 3 до 10 лет.
Первой среди японских наград была учреждена военная медаль. В начале 1870-х
годов несколько японских кораблей потерпели крушение у берегов Тайваня, а их
команды были перебиты жителями этого острова. В то время Тайвань принадлежал
Китаю, но император Поднебесной империи отказался
признать ответственность за действия тайванцев Тогда в Японии решили собрать
самураев, недовольных лишением своих бывших привилегий после свершившейся
революции, и отправить их на Тайвань для наказания виновных.
Однако ведущие европейские страны совсем не хотели, чтобы Япония вмешивалась в
дела Китая, входившего в сферу их интересов. Под давлением западной дипломатии
японское правительство формально вынуждено было устраниться от экспедиции,
однако на Тайвань, как бы по собственной инициативе, отправился генерал
Цугумиси, купивший два корабля. На острове война с китайцами ограничилась
сложными маневрами, в результате которых было достигнуто перемирие и японские
самураи вернулись домой.
После этих событий в Японии и учредили первую военную награду. Впоследствии их
будет создано еще много, а венчает пирамиду японских военных наград орден
Золотого сокола. Основой многоцветного и насыщенного военной атрибутикой
орденского знака являются древние знамена и венчающий их золотой сокол.
Старинная легенда рассказывает, что
первый японский император Дзимму, стремясь объединить страну, поделенную между
несколькими князьями, потерпел в битве с ними поражение. Но император обладал
магической силой и мог общаться с богами, и потому боги принесли ему золотого
сокола, который посоветовал импе244

100 ВЕЛИКИХ НАГРАД
ратору возобновить сражение на рассвете и наступать с востока. Лучи восходящего
солнца и сияние золотого сокола ослепили врагов, и победа оказалась на стороне
императора Дзимму.
Орден Золотого сокола был учрежден в 1890 году, но еще почти за 20 лет до этого
(в 1871 г.) Государственный совет постановил учредить в Японии орден, хотя тогда
даже названия для него не было придумано. Ясно было только одно: орден будет
учрежден по образцу европейских наград. Три года прошло в обсуждении проектов
новой награды и изготовлении пробных образцов, и только в апреле 1875 года
официально утвердили орден Восходящего солнца - один из самых красивых орденов в
мире.
Орден Восходящего солнца имеет 8 степеней, которые различаются между собой
цветом орденских лент, размером и некоторыми другими особенностями знака. Для
орденского знака всех степеней ордена Восходящего солнца (кроме двух низших)
основой является одна и та же звезда. Звезда имеет 32 луча, а в середине ее -
сверкающее солнце из красной эмали (надписи на нем нет). И оно действительно
"сверкает", так как центр ордена - это вогнутое стекло, покрытое маленькой
красной линзой. Над звездой помещены три веточки: к средней из них прикреплена
зеленая подвеска для ношения ордена на ленте, изображающая листья и цветы
священного дерева Токва (Дерева жизни).

Орденский знак I степени - это звезда, которая носится на правой стороне груди,
и звезда на ленте через правое плечо; знак ордена Восходящего солнца II степени
представляет собой звезду без ленты, которая носится на правой стороне груди,
III степень ордена - это звезда, которая носится на шее на ленте, и т.д. При
орденских знаках I, III и IV степеней лучи сделаны из белой эмали и окружены
золотой оправой. Звезда ордена Восходящего солнца II степени - меньшего размера,
с золотыми лучами: она наложена на звезду большего размера с серебряными лучами.
Орденская лента белая с красными полосками по краям.
Две низшие степени ордена Восходящего солнца предназначались для награждения
солдат и чиновников невысокого ранга. Их знак представляет собой увеличенную
подвеску, которая носится наподобие медали. Он состоит из трех зеленых
эмальированных листьев с золотыми ветвями для VII степени и с серебряными
ветвями для VIII степени.
Через год, в 1876 году, в Японии учреждается высшая и совершенно самостоятельная
степень ордена Восходящего солнца - орден Хризантемы. Это любимый цветок
японцев, и его культивируют в стране с незапамятных времен: это цветок
национальный, выращиванием его увлекается весь японский народ, начиная с
императора и кончая самыми бедными людьми. Хризантема воспета многими поэтами, в
честь нее устраиваются наНаграды
Страны Восходящего Солнца

245


родные праздники. Из хризантем делаются замечательные композиции, изображающие
группы людей и даже целые исторические сцены. Тут можно увидеть сцены битв,
когда кровь "льется" ручьем; "плывут" корабли с развевающимися парусами; храбрые
герои побеждают вылезающих из скал чудовищ, "пенятся" водопады...
Изображение хризантемы священно, и, на основании государственных законов, право
носить одежду из ткани с рисунком цветка имеют только члены императорского дома.
В случае нарушения этого закона, а также за любую попытку изобразить эту
японскую эмблему и символ императорской власти все остальные японцы карались
смертной казнью. Причину такого почитания японцами именно этого цветка объясняет
само его название: "кику" - солнце, которое дает жизнь всему живому на земле. В
качестве такого символа хризантема стала использоваться в Японии очень давно, и
доказательством этого служит изображение хризантемы на клинке сабли,
принадлежавшей в XII веке царствующему тогда микадо.
Орден Хризантемы предназначается только для членов императорского дома и
коронованных особ. Орденский знак подобен знаку ордена Восходящего солнца,
только вокруг него располагаются четыре желтых цветка хризантемы с листиками, а
самый крупный цветок увенчивает орденский знак сверху.
В 1888 году в Японии появилась еще одна высокая степень ордена Восходящего
солнца - орден Токвы и Солнца. Знак его на концах лучей украшают пятилепестковые
лиловые цветы, а вверху - листья и цветы Токвы.
В этом же году были учреждены еще две японские награды - орден Священной короны
(предназначался для женщин) и орден Священного сокровища. Следует напомнить, что
священных сокровищ в Японии три: это зеркало, яшма и меч. Согласно легенде,
японская императорская фамилия произошла от Аматэрасу - богини Солнца
Однажды богиня разгневалась на своего брата Сусаноо, бога ветров и бурь, за
совершение им поступков, которые в древней Японии считались тяжелейшими
прегрешениями. Сусаноо разрушал оросительные системы на полях, возделанных
Аматэрасу, осквернил ее покои, содрал шкуру с живой лошади и до смерти напугал
небесных ткачих, которые вместе с богиней занимались ткачеством. Разгневанная
богиня укрылась в гроте, и мир погрузился во тьму.
И тогда небесные божества стали придумывать разные способы, чтобы выманить
Аматэрасу из пещеры. Сначала они принесли к пещере торий (насест) и посадили на
них "долгопоющих птиц", петухов, чей крик возвещает наступление утра. Когда
этого оказалось недостаточно, боже246

100 ВЕЛИКИХ НАГРАД
ства изготовили большое бронзовое зеркало и повесили его на ветвях дерева у
входа в пещеру. В довершение всего богиня Амэ-но удзумэ пустилась в пляс на
перевернутом котле и в ритуальном экстазе сбросила с себя одежду. Это вызвало
огромное веселье у небожителей, и они стали громко смеяться.
Услышав разразившийся хохот, Аматэрасу чуть выглянула из пещеры, чтобы узнать в
чем дело. И боги, ответив, что среди них появилось более яркое солнце, стали
показывать богине на большое зеркало. Изумленная своим отражением, Аматэрасу на
несколько мгновений застыла в оцепенении, чем и воспользовался небесный богсилач
Амэ-но титикарао. Он вытащил богиню из пещеры, и в мир вновь вернулся
солнечный свет.
Вот это зеркало, а также яшмовые подвески и меч, богиня Аматэрасу вручила своему
внуку Ниниги-но Микото с такими словами: "Освещай мир так же ярко, как это
зеркало. Правь миром чудодейственным взмахом этих яшмовых подвесок. Покоряй
тех,' кто не будет послушен тебе, потрясая этим божественным мечом". Ниниги-но
Микото в свою очередь передал божественные сокровища своим потомкам - японским
императорам
Эти сокровища должны были вечно храниться в императорском дворце, так как без
них императорская власть была бы неполной. Но во время длительных войн между
кланами Тайра и Минамото, борющихся за власть, священный меч утонул в море.

Таким образом, остались только две реликвии, что и отражено в знаке ордена
Священного сокровища. Он представляет собой покрытый белой эмалью крест из лучей
разной длины. В центре креста на синюю эмаль наложено серебряное зеркало, а
вкруг него - ожерелье из красных эмалевых кружочков, символизирующих яшмовые
подвески.
IP
НАГРАДЫ БУХАРСКОГО ЭМИРАТА
В 1864 году началось решительное продвижение царской России в Среднюю Азию. В
сентябре царские войска заняли Чимкент и двинулись к Ташкенту - крупному
торгово-экономическому центру Кокандского ханства. В городе было многочисленное
население и стоял сильный гарнизон, поэтому русским войскам тогда не удалось
взять Ташкент, но уже весной следующего года город перешел под власть русского
царя.
Завоевания царской России в Средней Азии не могли не привести к столкновению ее
с Бухарским эмиратом. Эмир Музаффар в то время вел борьбу с Кокандским ханством,
его войска заняли Ходжент и успешно продвигались в глубь Коканда. Поэтому
занятие Ташкента русскими войсками вызвало сильное неудовольствие эмира Бухары,
который сам хотел захватить этот важнейший центр Средней Азии. Эмир отправил к
генералу Черняеву, командовавшему русскими войсками, своих приближенных с
требованием очистить Ташкент и отойти к Чимкенту. Одновременно бухарское
посольство было направлено и в Санкт-Петербург, чтобы выяснить цели русских
завоеваний в Кокандском ханстве.
Бухарский эмир готовился оказать русским серьезное сопротивление, но в октябре
1866 года его войска были разбиты под Джизаком, а сам он с верными приближенными
бежал. Вскоре ему были предъявлены предварительные условия мира, которые
предусматривали признание Бухарой всех территориальных завоеваний России в
Средней Азии. В сентябре 1873 года по новому договору Бухарский эмират
признавался протекторатом России, и ему запрещалось проводить самостоятельные
внешние сношения с иное- Орден Благородной БухарЫу транными
государствами Одновременно золотой

248


100 ВЕЛИКИХ НАГРАД
Россия обязывалась сохранять территориальную целостность эмирата и помогать
эмиру в борьбе с внутренними врагами и защищать его от внешней угрозы.
С переходом Бухарского эмирата под протекторат России в нем появились и первые
награды. В 1881 году эмир Музафар ад-Дин учредил орден Благородной Бухары,
который имел только звезду, а орденского знака у него не было. В литературе
орден Благородной Бухары чаще всего и упоминается как "звезда" (иногда даже как
"орден Восходящей звезды Бухары"), так как основой этой и последующих бухарских
наград часто становились русские или персидские звезды. Из них извлекали
центральный медальон, а вместо него приваривали кружок, покрытый эмалью (чаще
всего синей и зеленой) с надписью арабской вязью ("Награда столицы Благородной
Бухары") и датой начала правления эмира.
Новую награду сразу же верноподданно послали в Россию "белому царю"*. В 1882
году орден Благородной Бухары имели уже некоторые офицеры бухарской армии, но
широко жаловать награду русским эмир воздерживался, опасаясь неудовольствия
своего духовенства. Однако при эмире Абдалахаде, который вступил на трон в 1885
году, орден сделался уже главным подношением представителям русской
администрации Принимать награду русским подданным разрешалось, но ношение ее до
1893 года было запрещено: кроме тех случаев, когда награжденному предстояла
встреча с самим эмиром или его представителем.
В России орден Благородной Бухары получил известность только с 1893 года, когда
бухарский эмир совершил почти трехмесячное путешествие в Санкт-Петербург и
обратно. Эмир Абдалахад понимал, что ему, как великому правителю, следует
награждать хозяев, и потому повелел изготовить достаточный запас орденских
звезд. Он роздал более 150 орденов самым различным лицам - от членов
императорской фамилии до корреспондентов газет и журналов. В Москве награду
получили даже устроители персональной бани для эмира.
Орден Благородной Бухары имел 8 степеней: три - золотых, три - серебряных и два
наивысших класса - золотая звезда с бриллиантами и золотая звезда с алмазами.
Орденские звезды каждой степени различались размером центрального медальона и
орнаментом, который в нем размещался. Иногда была позолочена только середина
медальона, а лучи звезды были серебряными.
Форма орденских знаков (по крайней мере, первых шести степеней) была
позаимствована у звезды ордена Святого Станислава (или Святой
* В ответ эмиру был пожалован орден Святой Анны I степени
Награды Бухарского Эмирата

249


Анны). Именно поэтому знак ордена Благородной Бухары не имел ленты, ведь русские
носили свои звезды на груди, а не на ленте
И хотя эмир Абдалахад, как указывалось выше, роздал более 150 орденов, это все
же не так много, если бы этим все и ограничилось, орден Благородной Бухары был
бы весьма редким. Вернувшись домой, эмир все чаще стал награждать им своих
подданных: к началу Октябрьской революции в Бухаре, наверное, не оставалось уже
ни одного бая, чиновника или офицера, на халате которых не блестел бы орден
Благородной Бухары. Кроме того, орден стали широко раздавать и русским: его мог
получить любой офицер или чиновник, побывавший в Бухаре, а таких было немало.

Орден Благородной Бухары получали и купцы, торговавшие с Бухарой, для чего
достаточно было поднести скромное подношение соответствующему бухарскому
чиновнику.
В Санкт-Петербурге и Москве эмир Абдалахад, насмотревшись на российские ордена,
научился лучше разбираться в них, к тому же сам он получил бриллиантовые знаки
ордена Александра Невского. Поэтому второй бухарский орден, более высокий по
значимости (орден Короны государства Бухары), был учрежден уже по всем правилам
- с орденской звездой, знаком и красной лентой, повторяющей цвет ленты ордена
Александра Невского.
Знаком ордена Короны государства Бухары являлся золотой прорезной ромб с круглой
голубой серединой- из нее к углам ромба тянулись лучи креста, унизанные
алмазами, а между лучами помещались рубиновые треугольники. Золотая орденская
звезда была ромбовидной, лучистой, с четырьмя крупными алмазами.
Орден Короны государства Бухары, хоть и превосходил своего предшественника
рангом, однако просуществовал недолго. В 1898 году в Бухарском эмирате была
учреждена самая высокая награда - Искандер Са-лис (Солнце Александра),
установленная в память о русском императоре Александре III. Эта награда
предназначалась исключительно для награждения наиболее высокопоставленных
русских. Знаки ордена Солнце Александра науке долгое время не были известны, но
по предположению И. Спасского, который опирается в своих исследованиях на
фотографию эмира, орденскую звезду носили на правой стороне груди
И. Можейко в своей книге приводит уже более подробные сведения. Орден Солнце
Александра выполнялся из чистого золота в виде звезды с восемью короткими
лучами, покрытыми эмальированным орнаментом. В середине располагался круг, в
центре которого помещались 4 бриллианта, расположенные в виде треугольника,
означающего букву "А". Под ней в маленьком кружочке располагалась арабская цифра
"III", окруженная бриллиантами. Вокруг шла надпись: "Орден Искандер Салис
столичного

250


100 ВЕЛИКИХ НАГРАД
города Благородной Бухары" Золотая застежка к ордену тоже была сделана в виде
треугольника, окруженного орнаментом из эмали, орденская лента была темнокрасного
цвета с белой полосой посередине*
В конце XIX века в Бухаре появились и медали, выдававшиеся за разные заслуги
Медали покрывались разноцветной эмалью и разделялись на три степени Высшая
степень - восьмигранная, такую медаль носили на шее на красной ленте, медаль
второй степени была круглая, и ее носили на такой же ленте на груди В последние
годы существования Бухарского эмирата их стали делать из бронзы, позолоченными,
медаль третьей степени была серебряной
* Эти ордена некоторое время существовали и после присоединения Бухары к
советскому государству На халатах у всех членов первой бухарской делегации,
прибывших в Москву в 1918 году были звезды ордена Благородной Бухары
ПРЕМИИ ИМЕНИ МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ
По своим высоким нравственным качествам, по обширной и многосторонней учености,
широко известной во всем образованном мире, митрополит Московский и Коломенский
Макарий (1816-1882) был выдающимся деятелем Русской Православной Церкви Историк,
автор фундаментального 12-томного труда "История русской церкви", он начал свое
обучение в Курской духовной семинарии Здесь он изучал богословские и
философские, исторические и физико-математические науки, а также словесность,
изучил еврейский, греческий, латинский и французский языки По окончании
семинарии Макарий поступает в Киевскую духовную академию, за время учебы в
которой во всем блеске проявились его богатые дарования Здесь ученое призвание
молодого студента получило определенное направление, и Макарий целиком посвятил
себя изучению богословия и пастырского проповеднического красноречия Чтобы
всецело посвятить себя наукам, еще во время учебы в академии он изъявил желание
постричься в монахи
Крупный деятель богословия, он всячески содействовал развитию не только этой
науки, но и наукам вообще Еще в бытность свою архиепископом Харьковским, Макарий
пожелал все свои деньги, накопленные береж ливостью и учеными трудами, хранить в
неприкосновенности до тех пор, пока из них не составится значительная сумма
Затем положить эту сумму в банк, чтобы на проценты с нее были учреждены
ежегодные премии для поощрения отечественных талантов, посвятивших себя делу
науки
Когда многолетними учеными тру252

100 ВЕЛИКИХ НАГРАД
дами высокопреосвященный митрополит Макарий составил капитал в 120 000 рублей,
он в 1867 году обратился к графу Д.А Толстому (обер-прокурору Святейшего Синода)
с просьбой передать эти деньги в Государственное казначейство для учреждения
(после смерти) премии его имени, которые вручались бы талантливым
исследователям. Причем за достойнейшие сочинения не только по наукам
богословским, но и по предметам светским Сначала, по истечении года, проценты с
капитала должны были поступать в распоряжение Святейшего Синода Русской
Православной Церкви, чтобы премия вручалась за труды духовного содержания. На
следующий год средства поступали бы в распоряжение Российской Императорской
академии наук - для вручения их за научные сочинения.

Академией наук патриотическое намерение митрополита Макария было встречено с
глубокой признательностью, так как занятия наукой в значительной степени всегда
нуждаются в поддержке. По соглашению с преподобным митрополитом Макарием
Академия наук составила проект основных положений о премиях его имени за труды
по светским наукам. Проект этот 8 мая 1867 года был утвержден императором
Александром II.
В 1869 году по случаю юбилея Киевской духовной академии высокопреосвященный
Макарий пожертвовал в пользу академии 25 000 рублей, чтобы ежегодные проценты с
этого капитала (1375 рублей) вручались студентам за лучшие сочинения духовного
характера. В том же году были учреждены премии по 1000 рублей за лучшие учебные
пособия по предметам семинарского и духовного образования, которые присуждались
учебным комитетом при Святейшем Синоде Кроме того, были сделаны еще два
пожертвования (по 2000 рублей каждое)- одно - в пользу Литовской духовной
семинарии для учреждения стипендии "для одного из бедных, но достойнейших
воспитанников", другое - в пользу Общества вспомоществования бедным студентам
Санкт-Петербургской духовной академии.
После кончины митрополита Макария, когда настало время осуществить его святую
волю, основные положения о премиях имени митрополита Макария были еще раз
тщательно проработаны и окончательно оформлены правилами, составленными
Академией наук и утвержденными министром народного просвещения 14 июня 1883
года. На основании этих правил в одном конкурсе присуждались две полные и три
неполные премии полная премия составляла 1500 рублей, неполная - 1000 рублей.
На конкурс допускались сочинения по всем отраслям наук и знаний, но премий
удостаивались только самостоятельные труды, которые могли бы внести в науку
новые наблюдения, факты и воззрения и тем самым существенно обогатить ее. Премии
(полные и неполные) могли назначаться не только за законченное произведение, но
и за один или несколько томов многотомного сочинения, если они составляли
цельное исследоваПремии
имени митрополита Макария

253


ние. Соискатели могли представить сочинения как печатные, так и рукописные Но
если премия присуждалась сочинению рукописному, она выдавалась автору только
после того, как труд его будет опубликован.
Присуждение премий имени митрополита Макария Академией наук происходило по
нечетным годам, начиная с 1885 В эти годы день рождения митрополита Макария - 19
сентября - праздновался особенно торжественным собранием, на котором до
всеобщего сведения доводились результаты присуждения премий.
На первый конкурс поступило 16 сочинений, которые рассматривала специальная
комиссия, назначенная общим собранием Академии наук. Два из них комиссия
отклонила, так как они не соответствовали правилам о премиях имени митрополита
Макария Для остальных сочинений были назначены рецензенты - частью из числа
академиков, частью из посторонних ученых. Получив отзывы рецензентов, комиссия
обсудила достоинства каждого из 13 сочинений* и решила два из них отметить
полными премиями и три - неполными
Первую полную премию получил А. Петрушевский за свой труд "Генералиссимус князь
Суворов" В рецензии отмечалось, что автор поставил своей целью изобразить
русского полководца не легендарным богатырем, а живым человеком со всеми его
страстями, достоинствами и недостатками Исследование А Петрушевского
предназначалось для широких кругов образованной публики русского общества, а не
только для военных, поэтому автор старался избегать излишней военной
терминологии и подробного описания военных баталий.
Вторая полная премия была присуждена В В Докучаеву за сочинение "Русский
чернозем" Это обширное сочинение стоило автору шести лет усиленной работы и
является результатом его многочисленных поездок в главные черноземные районы
страны для изучения на месте как типичного чернозема, так и перехода его к
другим почвам Рецензенты отмечали, что труд этот для России имеет большое
научное и практическое значение ни в какой другой стране Европы изучение почвы
не обещает столь плодотворных результатов, как в России Здесь имеются еще
огромные пространства девственных земель, и почвы находятся под влиянием самых
разнообразных условий климата, растительности, грунта, рельефа местности и т.д
Неполные премии на первом конкурсе премий имени митрополита Макария получили А
А. Тилло за "Опыт нивеллировки Российской Империи" - исследование о точном
рельефе поверхности России, С.А. Давыдова за исследование "Русское кружево" и Ф
П Кеппен за сочинение "Гео*
Четырнадцатое было отложено до следующего конкурса

254


100 ВЕЛИКИХ НАГРАД
графическое распространение хвойных деревьев в Европейской России и на Кавказе"
(с таблицею рисунков и 3 картами).
Последняя премия имени митрополита Макария от имени Российской Императорской
академии наук была вручена в 1913 году - перед Первой мировой войной, от имени
Святейшего Синода Русской Православной Церкви - в 1917 году. После Октябрьской
революции на переиздание трудов историка и богослова митрополита Макария
советская власть наложила запрет, а Макариевская премия, как и многие другие,
прекратила свое существование. Лишь в конце 1995 года, в новых исторических
условиях, эта премия была восстановлена.

Учредителями современной премии имени митрополита Макария выступили Московский
патриархат, правительство Москв

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.