Купить
 
 
Жанр: Энциклопедия

Сто великих наград

страница №33

нежных знаках -
за двуглавым орлом, нарисованным художником И Би-либиным без императорских
регалий, - встала свастика, взятая с византийских мозаик. Свастика, как символ
очистительного огня, широко использовалась в России, но на Западе репутация у
нее была уже другой, поэтому нарком просвещения А.В. Луначарский и опубликовал
свое "Предупреждение"
На многих украшениях и плакатах по недоразумению беспрестанно употребляется
орнамент, который называется свастикой. Так как свастика представляет собой
кокарду глубоко контрреволюционной немецкой организации "Оргеш", а в последнее
время приобретает характер символического знака всего фашистского реакционного
движения, то предупреждаю, что художники ни в коем случае не должны пользоваться

400


100 ВЕЛИКИХ НАГРАД
Оболганный знак свастики

401


этим орнаментом, производящим, особенно на иностранцев, глубоко отрицательное
впечатление
После Второй мировой войны, когда свастика стала устрашающим символом XX века,
отношение к ней определилось однозначно Однако она был религиозным и магическим
знаком задолго до того, как в фашистской Германии его приняли за символ
возрождения арийской нации Само слово "свастика" в научном лексиконе появилось
только в XIX веке, когда его ввел в употребление Э Бурнуф - исследователь
ведической культуры С тех пор не затихают споры о происхождении этого знака, так
как в результате бурного развития археологии свастика была обнаружена в разных
культурных слоях и на многих материках - на Среднем и Ближ-| нем Востоке, в
Средней Азии и на Дальнем Востоке, в обеих Америках и| Африке, в Северной, Южной
и Центральной Европе
"Крюковый крест", "гаммированный крест", "осьминог", "коловрат",| "катящийся
крест" - под разными названиями известен этот древний буддистский знак Буддизм
занес знак свастики в разные страны Азии, и| многие века у разных народов он
являлся символом Солнца, очистительного огня и возрождения, так как этот знак
обнаружен во многих странах мира
Р Багдасаров и Г Дурасов, авторы большого исследования "Отверженный знак
свастика, ее происхождение и место в христианской традиции",^ утверждают, что
геральдически свастика является символом лидерства Она старше человечества, и
придумали ее не люди людям свастические символы были даны уже в готовом виде
через Откровение
Во время великого переселения народов свастика проникает через угро-финские
племена на север Европы, в Скандинавию и Прибалтику В скандинавских странах этот
знак становится одним из атрибутов бога Оди-на, вобравшего в себя предшествующие
солнечные культы
Древность происхождения свастики восходит к эпохе верхнего палеолита, ее мотивы
встречаются в орнаменте изделий эпох неолита и энеолита на территории Восточной
Европы, так что свастика сопровождала человечество на всем его историческом пути
Поэтому некоторые иссле дователи (в частности, С В Жарникова) считают свастику
своего рода указателем путей продвижения индоевропейцев на новые территории
обитания
Знак свастики можно видеть на различных деталях древней архитектуры и на
воинском снаряжении Одно из наиболее ранних, известных науке, изображений
свастики ученые относят к шумерской цивилизации, где этот символ украшал
глиняные сосуды из Самарры, датируемые пятым тысячелетием до нашей эры Свастика
встречается на греческих и сицилийских
монетах и на греческой керамике VII-V веков до нашей эры статуэтки и
терракотовые диски со свастикой находил Генрих Шлиман при раскопках Трои, более
160 знаков свастики было обнаружено при раскопках в Помпеях На одной из античных
ваз из собрания Лувра изображен легковооруженный воин на задние части его туники
нанесены защитные свастики - на спине слева (на уровне сердца), на поясе
(свастика в круге) и на подоле Свастика присутствует на пряжках скифских и
фракийских вождей, на конской амуниции знаменитых всадников древнего мира
На погребальной стеле царства Мероэ (II-III вв) свастика украшает одежду
женщины, идущей в загробный мир В Ашанти (Гана) свастика выбита на золотых
гирьках, которыми взвешивали золото, в Южной и Северной Америке свастика
наносилась на глиняную утварь индейцев и вплеталась в узоры ковров В горах штата
Огайо ученые откопали тонкие медные свастики с отверстием посередине, отлитые
более 2000 лет назад Следовательно, она появилась здесь задолго до открытия
Америки Христофором Колумбом
Средневековые алхимики рисовали свастику разными способами - то четырьмя
греческими буквами "гамма", то составляли ее из двух пар согнутых в коленях ног
В Китае она известна как "ван-цзы" - мистический знак сердца Будды, добродетели
или числа 10 000, которое означает множество, изобилие, долгую жизнь В
мистическом понимании свастика имеет два значения солнечная свастика, истинный
цвет которой - оранжевый, и белая лунная свастика Тибетские последователи
религии Бон повернули концы свастичного креста в противоположном направлении, у
них - лунная свастика
Уникальную стрелу нашли археологи в 1989 году во время раскопок в Клецке
(Беларусь) На ее наконечнике был изображен загадочный знак, очень похожий на
свастику Подобные наконечники предназначались для стрельбы с коней и появились у
киргизов Сибири и на Алтае еще в начале XX века, а потом их заимствовали монголы
Свастика присутствовала и в дохристианской культуре славянских племен, и в
русской христианской традиции Церковь знала этот символ с первых веков
христианства, его можно было увидеть в росписях катакомб первых христиан или на
мраморном надгробии вместе с изображением отходящей души и на бронзовых
средневековых надгробьях С принятием на Руси христианства свастика стала
распространяться повсеместно, она встречается буквально на всех памятниках
материальной культуры В 1970- 1980-е годы, во время археологических раскопок на
городище Мощины в Калужской обчасти, ученые нашли пряслице с изображенной на нем
свастикой Во всем многообразии своих форм свастика применялась в храмо402

100 ВЕЛИКИХ НАГРАД
вом искусстве и во вне-храмовом ремесле, аналоги ее ученые находили в символике
животных и устной культуре, у нее были соответствия даже в танцевальной культуре
славян и Руси
В свете Христова учения свастика выступает символом Святого Духа, действующего
посредством огня и ветра Об этом говорится еще в Евангелии от Иоанна (14 16-17)
И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во
век,
Дух Истины, которого мир не может принять, потому что не видит Его
и не знает Его, а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает, и в вас будет
Таким образом, свастика, наряду с крестом и кругом, относится к числу древних
символов У буддистов она толкуется как знак шагающего солнца и жизнеутверждающей
силы и нередко изображается на груди Будды и бодисатв как символ сердца, как
символ правителя мира У свастичного креста каждая перекладина согнута под прямым
углом влево, и в индийской культуре свастика считалась символом солнца, знаком
света и щедрости Она ассоциируется с богом огня, домашнего очага и жертвенного
костра Агни - одним из важнейших богов индуистского пантеона В "Ригве-де" ему
посвящено более 200 гимнов, и по числу поминаний он занимает второе место после
бога Индры Агни - божественный жрец, он посредник между богами и людьми, так как
жертвенный огонь возносит жертву на небо языками пламени Жрецы бога Агни
поклонялись солнцу на восходе, приветствуя его появление поднятием правой руки
Само слово "свастика" происходит от санскрита и образовано из двух частей "су" и
"астика" оно означает пожелание всех благ, всего самого лучшего Восклицание
"Свасти1" и по сей день звучит в Индии во время ритуальных церемоний Знак
свастики здесь можно увидеть практически везде на дверях домов и загонов для
скота, на одежде и домашней утвари, на книгах, украшениях и свадебных подарках В
некоторых индийских штатах в ожидании дождей женщины разрисовывают землю перед
домом сложными узорами переплетающихся свастик
КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ
Первый международный кинофестиваль в Канне состоялся в сентябре 1946 года, но
сама идея проведения на юге Франции крупного форума "кино свободного мира"
родилась гораздо раньше После скандала, разразившегося на Венецианском
кинофестивале в 1938 году, только одному человеку удалось найти выход из
создавшегося положения Новую страницу фестивального движения открыл французский
дипломат Филипп Эрланже - член жюри, юрист по образованию и ученый-историк Ему,
либералу-идеалисту, казалось, что надвигающейся угрозе войны может и должна
противостоять культура И Ф Эрланже решил, что в противовес германо-итальянскому
нужно учредить контрфестиваль во Франции
Вернувшись в Париж, Ф Эрланже сразу начал составлять доклад Жану Зэю, министру
просвещения и изящных искусств, который в те годы отвечал и за кино Франции Ж
Зэй горячо поддержал это предложение, но столкнулся с возражениями других
министров, которые предпочитали более осторожную позицию по отношению к членам
"Тройственного союза" Вопрос об организации кинофестиваля разделил французский
Кабинет министров на два лагеря, дебаты между которыми продолжались всю зиму
1938-1939 годов
Положительному решению вопроса опять поспособствовал фашистский диктатор, когда
весной 1939 года гитлеровские войска оккупировали Прагу Казалось бы, что этот
факт должен был вызвать у французских министров резкий протест, однако число
"острожных" еще больше увеличилось Но и сторонники идеи проведения кинофестиваля
тоже активизировали свою деятельность Ф Эрланже и Ж Зэя неожиданно поддержал
Аль-бер Сарро - могущественный министр внутренних дел, после чего вопрос об
организации фестиваля был решен принципиально Правда, "осторожные" не
успокоились и навязали правительству дискуссию о месте его

404


100 ВЕЛИКИХ НАГРАД
Каннский кинофестиваль

405


проведения. Для проведения кинофестиваля были предложены два города - Биарриц и
Канн, и тогда Ф. Эрланже возглавил группу экспертов, которые посетили оба
курорта и выбрали для проведения кинофестиваля Канн. Организация его была
возложена на Национальную ассоциацию драматического искусства, директором
которой был неутомимый Ф. Эрланже, ставший и исполнительным директором
кинофестиваля.
Он заключил контракт с "отцом кинематографии" Луи Люмьером о почетном
председательстве, привлек к работе писателя Ж. Гюисманса, который в то время был
директором Департамента изящных искусств и славился своими организаторскими и
дипломатическими талантами, а также многочисленными связями в высшем свете. Всю
титаническую работу по организации первого кинофестиваля в Канне выполнял
энтузиаст Ф Эрланже. он собирал конкурсную программу, привлекал к участию в
будущем кинофоруме "звездных" актеров и актрис того времени, находя при этом
время и для своей творческой работы, продолжая исторические исследования*.
В июне 1939 года французы сделали официальное заявление, что Канн полностью
готов к приему гостей и фильмов. Открытие первого кинофестиваля в Канне
намечалось на 12 сентября 1939 года, но потом дату эту перенесли на первое
число. Несмотря на титанические усилия Ф. Эрланже фестиваль в Канне не удался,
так как в нем приняли участие всего 5 стран. Кроме самой Франции свои фильмы
привезли США, Англия, Бельгия и СССР, а картина, которую представила
Чехословакия, по сути была французской продукцией.

Испытывая трудности с конкурсной программой, организаторы кинофестиваля основную
ставку сделали на меры декоративного характера. Высшую награду - "Кубок Люмьера"
- победителю должен был вручать сам Луи Люмьер - почетный председатель
кинофестиваля. Но после нападения фашистской Германии на Польшу в Европе стало
не до праздников кино, и открытие Каннского фестиваля отодвинулось на 7 лет.
Трудности с организацией кинофестиваля были и после окончания войны, но они не
остановили энтузиастов, которых возглавляли все те же Ф. Эрланже и Ж. Гюисманс.
Однако в Канне практически невозможно было найти подходящее помещение, так как
почти все муниципальное имущество реквизировал Генеральный штаб американской
оккупационной армии.
Тогда решено было провести кинофестиваль в 1946 году, когда американцы должны
были покинуть территорию Франции. Но и в тот год орга*
За многочисленные заслуги перед французской культурой Ф Эрланже был награжден
орденом Почетного легиона и несколькими литературными и научными премиями Кроме
того, он стал кавалером высших орденов многих европейских стран, а также
Аргентины, Мексики и Ирана
низаторам кинофорума пришлось столкнуться с трудностями гораздо большими. Вопервых,
продолжалось американское военное присутствие, а во-вторых - роскошный в
прошлом курорт тогда представлял довольно убогое зрелище, о былой чистоте и
порядке приходилось только мечтать. Даже огромные щиты устанавливали не для
рекламы и украшения улиц, а для прикрытия руин. Не хватало электричества, и
вместо довоенного неона для иллюминации приходилось использовать старинные
фейерверки.
Целенаправленную кампанию по дискредитации кинофестиваля начала пресса. Она
злорадствовала по поводу того, что в сентябре 1946 года должен был возобновить
свою работу Биеннале в Венеции и итальянцы уже имели заявки и конкурсные
программы от 9 стран, в то время как Франция все еще оставалась ни с чем Были и
другие трудности и осложнения, но Канн все же сумел принять более 500 гостей,
которые привезли с собой 46 полнометражных и 68 короткометражных фильмов. В одно
мгновение Канн превратился в европейскую киностолицу. Набережная Круазетт
пестрела яркими плакатами, по городу бродили разлученные войной кинематографисты
Европы и Америки, главный фестивальный зал в "Старом казино" был переполнен ..
Жюри первого Каннского кинофестиваля возглавил Ж. Гюисманс, а всего в нем было
18 человек - по одному представителю от каждой страны: Советский Союз
представлял Сергей Герасимов. Кинофестиваль открылся показом советского
документального фильма "Падение Берлина" режиссера Юрия Райзмана, который был
восторженно принят публикой. Главный приз был символически поделен между 11
кинофильмами - "в знак признательности заслуг национальных киношкол" А первым
режиссером, взошедшим на Каннский Олимп, стал Рене Клеман с фильмом "Битва на
рельсах", рассказывающим о подвигах участников французского движения
Сопротивления.
В 1946 году Большой национальной премии был удостоен советский фильм "Великий
перелом"; Большую международную премию Ассоциации авторов, композиторов и
издателей музыки за лучший сценарий вручили Б. Чирскому, и такая же премия была
вручена фильму "Каменный цветок" - за цвет Впоследствии наградами Каннского
кинофестиваля были отмечены такие советские фильмы, как "Кубанские казаки",
"Заговор обреченных", "Смелые люди", "Большая семья" и другие.
В последующие годы Каннский фестиваль, несмотря на то, что проводился он в
полуразрушенной и полуголодной Европе, стал быстро набирать темпы. Лишь в 1948 и
1950 годах дирекция была вынуждена отменять кинопарад из-за финансовых проблем,
связанных со строительством гигантского фестивального дворца "Палас". Но уже к
1955 году, когда главный приз фестиваля приобрел свою законченную форму -
"Золотую

406


100 ВЕЛИКИХ НАГРАД
пальмовую ветвь"*, - Канн превратился в самый роскошный и самый престижный
кинофорум мира. На нем было воздано должное таким шедеврам, как "Смерть в
Венеции" Лукино Висконти, "Блоу-ап" Микеланд-жело Антониони и многим другим,
которые обошла своим вниманием Американская киноакадемия.
С самого основания устроители Каннского кинофестиваля стремились расширить его
географию. В послевоенные годы, когда образовывались новые государства, их
киношколы вызывали исключительный интерес. Во многом благодаря именно Каннскому
кинофестивалю на весь мир прославились кинематографисты Индии, Японии, Китая и
других стран.
Сначала даже трудно поверить, что в коловращении многочисленных светских раутов,
спортивных забав и других развлечений в Канне может решаться судьба фильмов,
созданных большими мастерами. Однако в городе ничего не отвлекает от
фестивальной жизни: он стандартен и даже совсем не поэтичен. От старого
Прованса, сохранившегося почти неприкосновенным в близлежащих городках, в Канне
уцелела только древняя крепость. На ее мраморной доске высечены строки Мистраля,
поэта XIX века, славящие "Ка-нес - дитя волны и солнца". Но суровая крепость
оттеснена куда-то далеко вбок современным курортным и респектабельным Канном -
"городом роз и элегантного спорта", как пишут в рекламных проспектах.
А в мае Канн становится кинофестивальным. Страны-участницы предлагают на конкурс
то, что считают своим достижением и гордостью, новым словом в искусстве кино. В
нем участвуют полнометражные и короткометражные художественные фильмы, снятые в
течение 12 месяцев до начала фестиваля, не демонстрировавшиеся за пределами
страны-производителя и не участвовавшие в других конкурсных кинофестивалях.

"Золотую пальмовую ветвь" на этом фестивале получили "Сладкая жизнь" Федерико
Феллини, большой успех выпал на долю советских фильмов "Дама с собачкой" и
"Баллада о солдате".
За лучший дебют вручается приз "Золотая камера" Другими наградами Каннского
кинофестиваля являются Гран-при (Большой специальный приз) жюри, приз за лучшее
исполнение мужской и женской ролей, за лучший сценарий, лучшую режиссуру и
лучшую операторскую работу. Жюри может также присудить еще один приз
полнометражному фильму и двум короткометражным, продолжительность которых не
должна превышать 15 минут.
* В конце XV века король Людовик XI, прославившийся борьбой за единство Франции,
присоединил к государству Прованс, на территории которого и располагалось
аббатство Лерен с рыбацкой деревушкой Канн В знак признания королевской власти к
верхней и нижней частям собственного герба Прованса присоединились золотые
королевские лилии. Со временем аббатство потеряло свое могущество, но
современный Канн перенял у монахов их девиз "Пальма награждает победителя"
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ИМЕНИ П.И. ЧАЙКОВСКОГО
Первый Международный конкурс музыкантов имени П.И. Чайковского состоялся 18
марта 1958 года, но "первым" его тогда никто не называл. Он был объявлен просто
как конкурс года, и проспекты тогда извещали:
Международный конкурс пианистов и скрипачей имени великого русского композитора
П. И. Чайковского откроется 18 марта 1958 года.
Конкурс имени П.И. Чайковского проводится в три тура.
В программах конкурсантов широко представлены произведения русской и
западноевропейской классической музыки, а также сочинения советских и
современных зарубежных композиторов .
Особое место на конкурсе займет творчество П.И. Чайковского.
Конкурс, казалось, ничем особенным не отличался от подобных ему, проводящихся в
других странах и давно завоевавших известность и авторитет. Лишь место его
проведения и то, что конкурсу было дано имя великого русского композитора,
подчеркивало его своеобразие.
К середине 1950-х годов в Советском Союзе уже имелся значительный опыт
проведения серьезных музыкальных состязаний, так как еще с 1933 года в стране
устраивались всесоюзные конкурсы молодых исполнителей Соревнования эти были
очень ответственными, а мастерство их участников - высоким, о чем красноречиво
говорят имена победителей Д. Ойст-рах, Э. Гилельс, Я. Флиер, С. Рихтер и другие
За 40 лет советской власти музыкальная культура в нашей стране достигла высокого
уровня, поэтому учреждение международного конкурса имени П.И Чайковского стало
явлением закономерным.
Во главе подготовки к большому празднику отечественного и мирового музыкального
искусства встал Д Д. Шостакович Несмотря на интенсив408

100 ВЕЛИКИХ НАГРАД
ность собственной творческой работы и разнообразную общественную деятельность,
композитор принимал самое непосредственное и активное участие во всех этапах
организации конкурса. Вместе с ним в работе Организационного комитета
участвовали и другие выдающиеся композиторы и общественные деятели.
Вскоре после того как проспекты были разосланы в разные страны, в Оргкомитет
конкурса посыпались заявки. Прежде всего на конкурс обратили внимание музыканты,
любящие русскую и советскую музыку. Загорелись и те, кто хотел побывать в Москве
и увидеть ее собственными глазами, тем более что многих привлекли в программе
два пункта:
Организационный комитет обеспечивает участников конкурса аккомпаниатором, но не
возражает против приезда конкурсанта со своим концертмейстером.
Организационный комитет обеспечивает соревнующихся и их аккомпаниаторов оплатой
расходов по пребыванию в Москве в период конкурса и оплатой проезда от Москвы до
постоянного места жительства.
Москва гостеприимно приглашала к себе молодежь всех стран, и она радостно
откликнулась на это приглашение. В столицу Советского Союза съехались пианисты и
скрипачи из 22 стран (61 исполнитель). Кроме талантливой молодежи, для которой
конкурс имени П.И. Чайковского был первым международным испытанием, Европу,
Азию, Америку и Австралию представляли и те, кто был уже лауреатом двух или трех
престижных международных премий, что определило исключительно высокий
художественный уровень соревнований.
Едва ли не главной трудностью в подготовке музыкального форума оказалась
проблема создания конкурсных программ, так как степень их сложности во многом
определяла авторитетность и самого конкурса. О сложности программы писал
выдающийся скрипач Д. Ойстрах, член Оргкомитета: "Мне доводилось участвовать во
многих конкурсах, неоднократно быть членом жюри, и я утверждаю, что программа
конкурса имени П.И. Чайковского - одна из самых трудных".
Конкурсная программа была сложной и по стилистическому разнообразию включаемых в
нее произведений - от И.С. Баха до современных композиторов. Особый раздел
составили произведения П.И. Чайковского, предъявляющие к исполнителям особые
требования. Вошли в программу и специально написанные пьесы советских
композиторов: "Вариации" Ю. Левитина для скрипки соло, "Каприс" К. Мостраса
(тоже для скрипки соло) и др. Чтобы исполнять эти произведения, скрипач должен
обладать не только техническим мастерством, но и художественной зрелостью, а
Международный конкурс имени П.И. Чайковского

Посмотри в окно!

Чтобы сохранить великий дар природы — зрение, врачи рекомендуют читать непрерывно не более 45–50 минут, а потом делать перерыв для ослабления мышц глаза. В перерывах между чтением полезны гимнастические упражнения: переключение зрения с ближней точки на более дальнюю.

409


Концертный зал им. П.И. Чайковского
также широким творческим диапазоном. И молодые скрипачи, начавшие борьбу за
звание лауреатов, проявили серьезный интерес к этому крупному событию
музыкальной жизни. От участия в первом туре освобождались лишь победители
предыдущих международных конкурсов.
Страсти накалялись от тура к туру и среди
участников, и среди публики, которая горячо и восторженно выражала свои
симпатии. Большинство музыкантов показали такой высокий уровень подготовки, что
к участию в третьем (заключительном) туре жюри допустило 12 человек, вместо
намечавшихся ранее восьми.
Советский скрипач В. Климов замечательно выступил еще во втором туре, прекрасно
исполнив "Сказки" СИ. Танеева, "Размышления" П.И. Чайковского, "Шестую сонату"
Э. Изаи и "Каприсы" Н. Паганини. Этот высокоодаренный и разносторонний артист и
завоевал первую премию. В его игре жюри отметило красивый, теплый и
выразительный тон, кристально звучащую технику и внутреннее благородство
исполнения.
Вторая премия была вручена молодому скрипачу В. Пикайзену, который начал
выступать еще с 13 лет. Третья награда досталась румынскому скрипачу Ш. Рухе -
музыканту огромного артистического обаяния и чуткому художнику с подлинным
исполнительским нервом и темпераментом. Помимо премий, большая группа скрипачей
была награждена почетными дипломами первой и второй степени и почетными
грамотами.
Во время выступления пианистов строгую и торжественную обстановку прослушивания
много раз нарушали овации. В обязательную программу третьего тура конкурса
пианистов входило исполнение "Рондо" Д. Кабалевского. Сам композитор отмечал
впоследствии, что каждый из участников последнего тура эту пьесу играл поразному
и он "с радостным удивлением услышал девять различных "Рондо".
Среди пианистов уже в первом туре привлек внимание мало кому тогда известный 23летний
американский пианист Ван Клиберн. Впрочем, и на его родине, быть может,
только один из 100 000 американцев слышал о нем, пока он не получил премию в
Москве. К третьему туру из 20 претендентов осталось лишь девять. В финале
выступление Вана Клиберна вы410

100 ВЕЛИКИХ НАГРАД
делилось редкой гармонией артистических и музыкальных качеств пианиста. И
Большой зал консерватории разразился такой овацией, что взволнованный американец
был рад уже и просто приему, который оказала ему московская публика.
Тепло отозвался о советской публике и член жюри А. Блисс (Англия), назвав ее
"музыкальной и тонко воспринимающей самые различные трактовки. Она сочетает в
себе два замечательных качества: великодушие и строгую критику. Зрители
сосредоточенно слушали и, судя по реакции, верно и глубоко чувствовалиСОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ
БОЕВЫЕ НАГРАДЫ РИМСКИХ ЛЕГИОНЕРОВ; СЕСТЕРЦИЙ ИМПЕРАТОРА ОТОНА; ОЛИМПИЙСКИЕ
НАГРАДЫ; ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ РЫЦАРЕЙ ТАМПЛИЕРОВ; НАГРАДЫ СВЯТОГО ПРЕСТОЛА;
ИЕРУСАЛИМСКИЙ ОРДЕН СВЯТОГО ГРОБА ГОСПОДНЯ; ДАТСКИЕ НАГРАДЫ ОРДЕН СЛОНА И ОРДЕН
ДАНЕБРОГ; ПОРТУГАЛЬСКИЙ ОРДЕН ХРИСТА; АНГЛИЙСКИЙ ОРДЕН ПОДВЯЗКИ; ФРАНЦУЗСКИЙ
ОРДЕН СВЯТОГО ДУХА; ОРДЕНА ИТАЛЬЯНСКОГО ГОСУДАРСТВА; АНГЛИЙСКИЙ ОРДЕН БАНИ;
ОРДЕН ЗОЛОТОГО РУНА; БАВАРСКИЙ ОРДЕН СВЯТОГО ГУБЕРТА; РУССКИЕ НАГРАДЫ
ДОПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ; РУССКОЕ НАГРАДНОЕ ОРУЖИЕ; МЕДАЛИ И ПЕЧАТИ ЛЖЕДМИТРИЯ I;
ОРДЕН СВЯТОГО АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО; ПОЛЬСКИЙ ОРДЕН БЕЛОГО ОРЛА; МЕДАЛЬ "ЗА
ПОЛТАВСКУЮ БАТАЛИЮ"; ОРДЕН СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ; О ЧИНАХ И ЗВАНИЯХ; О
ТИТУЛАХ И "БЛАГОРОДИЯХ"; ОРДЕН АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО; ОРДЕН СВЯТОЙ АННЫ; НАГРАДЫ
ШВЕДСКОГО КОРОЛЕВСТВА; АВСТРИЙСКИЙ ВОЕННЫЙ ОРДЕН МАРИИ-ТЕРЕЗИИ; ОРДЕН СВЯТОГО
СТЕФАНА; ОРДЕН СВЯТОГО СТАНИСЛАВА; ИМПЕРАТОРСКИЙ ВОЕННЫЙ ОРДЕН СВЯТОГО
ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ПОБЕДОНОСЦА ГЕОРГИЯ; ОРДЕН СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ
ВЛАДИМИРА; ПРЕДШЕСТВЕННИКИ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ; НАГРАДЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ
ЦЕРКВИ; МАСОНСКИЕ ЗНАКИ И СИМВОЛЫ; ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ США ВРЕМЁН ВОЙНЫ ЗА
НЕЗАВИСИМОСТЬ; БИРМАНСКОЕ САЛВЕ;

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.