Жанр: Энциклопедия
Сто великих наград
.... Несмотря на четыре ранения, стрелок-радист ДА.
Беловол без промаха бил по фашистским самолетам. Отбив все воздушные атаки врага
и подбив три самолета противника, звено вернулось на свой аэродром.
В боях при освобождении Белгорода отличился старший лейтенант В.Т. Джемилов,
комсорг 273-го гвардейского стрелкового полка. Готовясь к штурму города, он
организовал комсомольские штурмовые группы и повел их на уничтожение вражеских
огневых точек. Вместе с передовой цепью бойцов В.Т. Джемилов одним из первых
ворвался в город, принял участие в уличных боях и уничтожил несколько фашистских
солдат. За эти подвиги командование наградило отважного воина орденом Красной
Звезды.
В Центральном музее Вооруженных Сил в Москве хранится памятный экспонат -
миномет № 3568, который был собран на трудовые сбережения Ксении Будник. По ее
просьбе миномет был передан в ту часть, где служил ее муж - сержант Я.А. Будник,
командир минометного расчета. С подарком жены он прошел боевой путь от Вислы до
Эльбы: в одном из боев, прикрывая действия стрелкового батальона, миномет Я.А.
Будника уничтожил почти целый взвод гитлеровцев, станковый пулемет и автомашину
противника. За героические действия, совершенные в этом бою, сержант Я.А. Будник
был награжден орденом Красной Звезды.
О массовом героизме, который проявляли советские люди в годы Великой
Отечественной войны, говорят ордена Красной Звезды, прикрепленные к боевым
знаменам многих частей и соединений Красной Армии. За обеспечение фронта новым
мощным оружием, самолетами и боеприпасами этой награды были удостоены тысячи
героев тыла, а также многие заводы и предприятия.
Закончилась война, но и в мирное время всегда есть место подвигам. В январе 1957
года Указом Президиума Верховного Совета СССР 15 воинов Советской Армии были
награждены орденами и медалями за образцовое выполнение заданий по ликвидации
заминированного немцами в ходе войны склада боеприпасов в Курске. Из них 11
человек - орденом Красной Звезды.
В мае 1963 года ордена Красной Звезды удостоился офицер Е.Н. Ляпин. Над тундрой
у самолета, на котором летел подполковник медицинской службы, отказал мотор, и
экипаж вынужден был совершить посадку. Члены экипажа получили серьезные ранения,
а у Е.Н. Ляпина был поврежден позвоночник. Но более двух суток он оказывал
помощь товарищам, спасая их жизни...
"ЗОЛОТОЙ ЛЕВ" ВЕНЕЦИАНСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ
По иронии судьбы все европейские диктаторы любили кино, и поэтому, как пишут А.
Дунаевский и Д. Генералов, следует откровенно признать, что в развитии
кинофестивального движения в Европе есть их немалая заслуга. Бенито Муссолини,
озабоченный отъездом из страны творческой интеллигенции, тоже приложил немало
стараний для организации кинофорума, который мог бы составить конкуренцию
американскому "Оскару". Поэтому Антони Мариани, генеральному директору
Венецианского фестиваля искусств, было поручено разработать такую программу, в
которую был бы включен международный конкурс достижений в области кино.
В 1932 году организаторы первого Венецианского кинофестиваля, находившиеся под
личным контролем дуче, привлекли к участию в нем 9 стран, которые представили на
конкурс 29 полнометражных и 14 короткометражных фильмов, главным образом из
Франции, Германии, СССР и США. На первом кинофестивале в Венеции советский фильм
"Путевка в жизнь" был включен в список лучших. Самим итальянцам не удалось здесь
завоевать ни одной награды, и учредители фестиваля так сильно расстроились, что
"позабыли" даже вручить главный приз - "Кубок Муссолини".
Но первый европейский кинофорум все же привлек к себе
Символ Венеции
340
100 ВЕЛИКИХ НАГРАД
широкое внимание, и следующий кинофестиваль в 1934 году был уже более
представительным: в нем участвовали 17 стран и 40 полнометражных фильмов Тогда
"Кубок Муссолини" был вручен Советскому Союзу за лучшую представленную
программу, в которую входили такие фильмы, как "Веселые ребята", "Гроза",
"Петербургская ночь", "Иван", "Пышка", "Новый Гулливер" и "Окраина". В
последующие годы Венецианский кинофестиваль всеми силами старался сохранить хотя
бы внешнюю демократичность, и потому пышные торжества вызывали симпатии к режиму
Бенито Муссолини у многих простодушных любителей кино Венеция "подкупала"
демократическую общественность, вручая награды и британским, и американским, и
советским фильмам. Однако с укреплением фашистской Германии, ближайшего союзника
Италии, фестиваль в Венеции стал постепенно превращаться в навязчивую пропаганду
"нового порядка", и уже с 1936 года Италия и Германия стали "тянуть одеяло на
себя" Если иногда награды и вручали кинофильмам демократических стран, то "Кубок
Муссолини" доставался только итальянским и германским кинокартинам
Скандал, назревавший подспудно, разразился в 1938 году. Тогда жюри Венецианского
кинофестиваля под давлением германской делегации буквально в последнюю минуту
изменило свое решение, и главный приз был разделен между итальянской лентой
"Летчик Лючано Серра" и немецким документальным фильмом "Олимпия", хотя в
кулуарах говорили, что награду должны были получить американцы. Итальянский
фильм был ниже всякой критики, а "Олимпия" - репортаж об Олимпиаде, проходившей
в 1936 году в Берлине, - у многих вызывала откровенное раздражение пропагандой
нацизма, хотя и поражала изысканным стилем и интересным операторским решением.
Кроме того, скандал усугубился и из-за Лени Рифеншталь, автора "Олимпии", -
любимицы и протеже А. Гитлера
Англичане и американцы официально заявили, что больше не будут принимать участия
в Венецианском кинофестивале. Прорвалось наружу и недовольство делегаций
демократических стран, и стало ясно, что фестивальное движение зашло в тупик, А
вскоре началась Вторая мировая война, и естественно, что в 1939-1945 годах
фестиваль не проводился
Зато в настоящее время если Берлинский кинофестиваль считается самым
политическим, Каннский - самым международным, то Венецианский - самым элитарным.
Он проводится на острове-курорте Лидо с его туристами и отдыхающими,
гостиницами, казино и барами, по вечерам освещенными огнями адриатических маяков
и желтых бакенов лагуны, за которыми встает сказочный город-чудо Так и кажется,
что к его низким берегам вот-вот подойдут корабли кондотьеров и заморские паруст
"Золотой лев" Венецианского кинофестиваля
ники с данью для "Светлейшей республики Святого Марка". Эмблема Венеции -
золотой крылатый лев - с 1980 года стала главным призом кинофестиваля.
Каждый год в сентябре месяце, две с лишним недели, ветер Адриатики развевает
национальные флаги над "Палаццо дель Чинема" - Дворцом кино. Вечером зал Дворца
заполняют виднейшие деятели кино, знаменитые актеры и актрисы, съехавшиеся из
разных стран, и многочисленные журналисты, представляющие прессу всего мира. И
толпы верных почитателей кино толпятся за барьером у ослепительно освещенного
подъезда...
В конкурсной программе принимают участие полнометражные, короткометражные,
детские и документальные фильмы. Только в 1962 и в некоторые другие годы
Венецианский кинофестиваль был неконкурсным, и тогда его организаторы
неоднократно варьировали сроки проведения киносмотров и их характер, а также
систему поощрений и формы связи кинофестиваля с выставками других видов
искусства.
В конкурсе участвуют художественные полнометражные фильмы, не
демонстрировавшиеся за пределами страны-производителя и не участвовавшие в
других кинофестивалях "Золотой лев Святого Марка" вручается за лучший
художественный фильм, но на XXIII кинофестивале одного льва оказалось мало, и
пришлось спешно отливать ему напарника. Главный приз жюри присудило тогда
первому большому фильму режиссера А. Тарковского "Иваново детство" и
итальянскому фильму "Семейная хроника" режиссера Валерио Дзурлини. В своем
решении жюри подчеркнуло, что А. Тарковскому приз присуждается за поэтическое
изображение глубоко драматической судьбы ребенка в военную годину, а В. Дзурлини
- за проникновенное изображение больших чувств, которые переживает человек,
вспоминающий тяжелое прошлое.
Кроме главного приза на Венецианском кинофестивале вручаются также "Серебряный
лев Святого Марка", "Кубок Вольпи" (за лучшее исполнение мужской и женской
ролей), награды за лучший экспериментальный фильм, лучший дебют, приз города
Венеция - за первую режиссерскую работу и другие. Среди неофициальных наград
фестиваля - приз Пазинетти (Национального профсоюза журналистов) и приз
Итальянской федерации киноклубов.
ПУ И И НАГРАДЫ МАНЬЧЖОУ-ГО
В 1908 году при весьма загадочных обстоятельствах скончался китайский император
Гуан-сюй, а вскоре умерла и вдовствующая императрица Цы Си. По воле и завещанию
этой коварной и жестокой императрицы последним императором Цинской династии стал
двухлетний Сюань-тун (Пу И), а регентом при нем - его отец, великий князь Цзай
Фэн. Во время церемониала принесения присяги и поклонения новому императору
перепуганного и громко ревущего ребенка отец-регент силком усадил на большой
холодный трон, однако в младенческие годы Пу И власть в Китае фактически была
сосредоточена в руках маньчжурских принцев. На долю императора выпали лишь все
оттенки желтого императорского цвета: желтой была его одежда, желтыми сатиновыми
чехлами покрыты сиденья кресел и стульев, желтыми были и стеганые утеплительные
крышки для серебряных кастрюль, желтыми шелками была обтянута постель. Шифоновый
желтый полог над кроватью увешивали желтые мешочки с душистым мускусом.
Но вскоре после победы Китайской революции в 1912 году от имени малолетнего
императора был обнародован акт отречения от престола, однако сам Пу И в книге
"Первая половина моей жизни" впоследствии писал, что для него в общем-то мало
что изменилось "Как я взошел на трон, ничего не понимая, так через три года,
ничего не понимая, и отрекся от него". Пу И остался жить в императорском дворце
Гугун, где его персона по-прежнему вызывала у окружающих почтительное
восхищение, по-прежнему ему поклонялись как Сыну Неба и по-прежнему надире Преображенского полка. По ободку медали шла круговая надпись: Б.М.
АЛЕКСАНДРЪ I. ИМПЕРАТОРЪ и САМОДЕРЖ. ВСЕРОСС.
На обороте медали надпись состояла из 7 строк: DEPUTERAD - VID - LANDIDAGEN I
BORGO - AR 1809 (ДЕПУТАТУ - НА СЕЙМЪ ВЪ БОРГО - 1809).
К числу исторических медалей относятся еще такие, как, например, "От бывших
финляндских воинов в знак благодарности за призрение их", "На дарование
преимуществ Абоскому университету", "Для депутатов новой Финляндии", "Для
граждан Улеаборга" и др.
Свою историю имеет и "Наградная медаль Императорского Финляндского
сельскохозяйственного общества". Это общество существовало еще XVIII веке - до
вхождения Финляндии в состав России. В 1778 году по повелению шведского короля
Густава IV Адольфа известный медальер С. Енхернинг изготовил для
Сельскохозяйственного общества медаль, на лицевой стороне которой помещалось
погрудное изображение короля. На обороте медали был изображен венок,
составленный из двух веток дуба, связанных внизу лентой и украшенных цветами и
колосьями. В центре его помещалась надпись на шведском языке: INSIGT OCH DRIFT
(Знание и труд).
Когда Финляндия вошла в состав России, Сельскохозяйственное общество пожелало
сохранить медаль, поэтому изображение шведского короля на ней было заменено на
изображение российского императора. На лицевой стороне медали помещался
обращенный вправо погрудный портрет Александра I, а по окружности шла надпись:
ALEXANDER I. KEISARE AF RYSSL. STORFURSTE TILL FINL (Александр I. Царь России,
Великий Князь Финляндии).
Рисунок этой медали оказался очень живучим и продержался в царствование и других
русских императоров, а при императорах Николае I и Александре II - сохранились и
прежние надписи, только уже на финском языке: TAITO JA TOIMI (Знание и работа).
Во время царствования императоров Александра II и Александра III на монетном
дворе Гельсингфорса были отчеканены медаль "В память 700-летия введения
христианства в Финляндии", "В память утверждения и освящения православного
собора в Гельсингфорсе" и др. На лицевой стороне медали "В память утверждения и
освящения православного собора в Гельсингфорсе" изображена обращенная влево
голова императора Александра П. Над головой императора помещено "Всевидящее Око"
в лучах, под обрезом шеи - герб Финляндии С левой стороны ранта шла надпись
"ВОЗДАЙТЕ БОЖ1А БОГОВИ", а с правой - "А КЕСАРЕВА КЕСАРЕВИ".
В центре оборотной стороны медали изображалось здание православ354
100 ВЕЛИКИХ НАГРАД
ного собора в Гельсингфорсе. Вверху шла надпись - "Благодарные православные
Финляндии", внизу - "Утверждена 12/24 АНВАРА - 1860".
Чеканились на монетном дворе в Гельсингфорсе и медали в честь общественных
деятелей, например, в честь Ф.В. Пипинга - ректора университета в Гельсингфорсе,
Г.Г. Портана - выдающегося ученого лингвиста и исследователя древностей, Ф.М.
Францена - поэта и ученого, которому на народные пожертвования был поставлен
памятник в Улеаборге.
О наградных знаках, появившихся в Финляндии в то время, когда страна вела борьбу
за свою независимость от Советского Союза, подробно рассказал в своем
исследовании И. Можейко. Так называемая "зимняя война", продолжавшаяся с 1
декабря 1939 года по 12 марта 1940 года, была для Финляндии тяжелым испытанием.
Судя по сохранившимся документам, войну намеревались закончить очень быстро.
Есть все основания предполагать, что И.В. Сталин рассчитывал получить Хельсинки
ко дню своего рождения - 21 декабря, в чем его, конечно же, уверило и
командование Красной Армии.
Но финны не хотели сдаваться, и к началу 1940 года все попытки вторжения в
Финляндию были отражены. С защитой финских городов и спасением мирного населения
связана и первая из финских наград - "Медаль за гражданскую оборону" с планкой,
на которой была сделана надпись: "1939-1940". Все участники "зимней войны"
впоследствии были награждены медалями из зачерненной бронзы, которые крепились
на черной ленте с двумя тоненькими красными полосками, напоминавшими струйки
крови. На ленте помещались планки с указанием участков фронта или боев, в
которых участвовал награжденный. Среди таких наград встречаются медали
увеличенного размера, которые выдавались немногочисленным добровольцам из других
стран.
Защитникам Лапландии вручался бронзовый крест, на котором изображены две горы и
спина лыжника. Участники боев у города Питкяранта получали белый, покрытый
эмалью крест с наложенным на него тонким красным крестом и скрещенными мечами.
В финской армии был возрожден и "Крест свободы", имеющий 4 степени. Этот орден
имел две ветви - военную и гражданскую: для военных орденская лента была
красного цвета с белым кантом, для гражданских - желтая с красными полосками.
Кроме того, "Крест свободы" имел еще медицинский вариант и медаль трех степеней.
Военным медаль вручалась в двух степенях - серебряная и бронзовая с надписью "За
храбрость" на финском и шведском языках. Гражданские лица удостаивались награды
с надписью "За заслуги".
Помимо этих степеней, существовала еще военная медаль "Креста своИз
наградной системы Финляндии
боды" с бантом, учрежденная в 1940 году маршалом К.Г. Маннергеймом. По статуту
эта золотая медаль была выше "Креста свободы" и являлась высшей наградой для
офицеров, но награждения ею были весьма редки. Солдаты тоже могли рассчитывать
на такую медаль, только серебряную - на голубой ленте с белыми полосками по
краям.
Впоследствии, в войне 1941 - 1944 годов, для командного состава финской армии
был учрежден высший военный орден - Крест Маннергейма, который вручили всего
несколько раз. Дважды его удостоился Ильмари Юутилайнен, лучший военный летчик
Финляндии, сбивший 94 советских самолета.
В Финляндии существовала и довольно сложная система наград и знаков отличия для
членов полувоенных формирований, составлявших основной резерв финской армии, а
также для женской организации "Лотта", которая взяла на себя заботу о
фронтовиках.
После окончания войны все вернувшиеся из плена финны были награждены медалями
"Креста свободы" и обеспечены пенсией.
СТАЛИНСКАЯ ПРЕМИЯ
Премии и стипендии "в ознаменование 60-летия товарища Иосифа Виссарионовича
Сталина" были учреждены Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от
20 декабря 1939 года. В нем указывалось, что учреждаются 16 премий имени Сталина
(в размере 100 тысяч рублей каждая), которые будут ежегодно вручаться деятелям
науки и искусства за выдающиеся работы в следующих областях наук: физикоматематической,
технической, химической, биологической, сельскохозяйственной,
медицинской, философской, экономической, историко-филологической, юридической, а
также за достижения в музыке, живописи, скульптуре, архитектуре, театральном
искусстве и кинематографии.
Этим же Постановлением учреждались премии имени Сталина, которые намечалось
ежегодно присуждать за лучшее изобретение: десять первых премий в размере 100
тысяч рублей каждая, двадцать вторых премий в размере 50 тысяч рублей каждая и
тридцать третьих по 25 тысяч рублей каждая. Учреждалась премия имени Сталина и
за выдающиеся достижения в области военных знаний: три первых премии по 100
тысяч рублей каждая, пять вторых - по 50 тысяч рублей каждая и десять третьих -
по 25 тысяч рублей каждая.
В дополнение к этому документу Совнарком Союза ССР через полтора месяца
постановил учредить еще четыре премии имени Сталина (по 100 тысяч
Сталинская премия
рублей каждая), которые будут присуждаться за выдающиеся произведения в области
литературы - по одной премии в поэзии, прозе, драматургии и литературной
критике.
Все работы в области различных наук, военных знаний и т.д., выдвигаемые на
соискание Сталинской премии, а также описание изобретений с приложением всех
необходимых чертежей и документов представлялись в Комитеты по Сталинским
премиям, которые были созданы при Совнаркоме, не позже 15 октября текущего года.
После обсуждения и оценки представленных работ Комитеты свои предложения о
присуждении Сталинских премий представляли в Совнарком до 1 декабря текущего
года.
По положению на соискание Сталинских премий представлялись только новые работы
или изобретения, законченные в год присуждения премий. Работы или изобретения,
законченные в период с 15 октября по 1 декабря текущего года, допускались на
соискание премии имени Сталина в следующем году. Свои труды могли представить
научные общества, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и
общественные организации.
Работы в областях наук и военных знаний, а также описания изобретений
представлялись на любом языке в трех экземплярах, отпечатанных на пишущих
машинках или типографским способом. Литературные и музыкальные произведения, а
также архитектурные проекты представлялись в одном экземпляре, остальные
произведения искусства - в оригинале. Оценка и присуждение премий в области
театрального искусства и кинематографии производились как на основании
представленных материалов (пьес, сценариев и т.д.), так и на основании имевших
место показов кинофильмов и театральных постановок.
На Комитет по присуждению премий имени Сталина за работы в области науки,
военных знаний и изобретений возлагалось предварительное рассмотрение работ,
выбор из них наиболее выдающихся и представление их со своим заключением
Совнаркому Союза ССР. Для более полной и всесторонней оценки данных работ
Комитет мог организовать из своего состава секции с участием ученых
соответствующих специальностей, а также создавать экспертные комиссии из
крупнейших ученых и специалистов-практиков. В рассмотрении отдельных работ по
поручению Комитета могли принимать участие научно-исследовательские институты,
ученые общества и учреждения, которые потом представляли Комитету свои
заключения. В необходимых случаях на заседания Комитета приглашались
представители НИИ, научных учреждений и организаций, а также отдельные лица для
участия в обсуждениях и дачи заключений по работам, выдвигаемым на соискание
премии имени Сталина. Решения Комитета принимались простым большинством голосов
закрытой баллотировкой.
100 ВЕЛИКИХ НАГРАД
Сталинская премия
Если премию имени Сталина получал авторский коллектив из двух человек, то она
делилась между ними пополам; при авторском коллективе из трех человек -
руководителю выдавалась половина денег, а остальная часть делилась поровну между
остальными двумя членами коллектива; если авторский коллектив состоял из четырех
и более человек, то руководитель получал треть премии, а две трети делились
между остальными членами коллектива.
В первый год порядок присуждения премий имени Сталина был несколько изменен, и
было решено вручать награды не только за работы
1940 года, но и за работы последних 6 лет, начиная с 1935 года. Одним из первых
Сталинскую премию первой степени в области физико-математических наук получил
П.Л. Капица, действительный член Академии наук СССР, за научную работу
"Турбодетандер для получения низких температур и его применение для ожижения
воздуха". Генерал-майор артиллерии П.А Гельвих удостоился Сталинской премии за
целый ряд работ. "О рассеивании, вероятности попадания и1 математическом
ожидании числа попадания", "Теоретические основания выработки правил стрельбы" и
"Стрельба по быстродвижущимся целям".
Премия имени Сталина первой степени была вручена и академику Н.Н. Бурденко за
научные работы по хирургии центральной и периферической нервной системы.
Академик В.В. Обручев удостоился Сталинской премии первой степени за трехтомный
научный труд "Геология Сибири".
Высокие награды вручались и в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Грозная
военная обстановка не только не прекратила работу творческой интеллигенции, а
наоборот - привела к невиданному патриотическому порыву и размаху творческой
инициативы советских ученых, изобретателей и новаторов производства. Все
прекрасно понимали, что их деятельность в военные годы нужна еще больше, чем в
мирное время. И
1941 год показал крупные достижения советских ученых во всех областях знаний.
Перестраивая промышленность на военный лад, необходимо было расширить ее
сырьевые ресурсы, увеличить производственную мощность и т.д. В этом отношении
огромный интерес представляет удостоенная Сталинской премии первой степени
работа, которую проводила группа академиков и научных работников под
руководством В.Л. Комарова - президента Академии наук СССР. Ими были исследованы
и разработаны вопросы развития народного хозяйства Урала, а также экономические
мероприятия в области черной металлургии, стройматериалов, энергетики и т.д. В
результате этих исследований были намечены конкретные работы по расширению
производства уральской промышленности.
В числе лауреатов Сталинской премии первой степени стоит и имя известнейшего
химика Н.Д. Зелинского, удостоенного высокой награды за работы по
каталитическому превращению углеводородов и по оборонной химии.
Для самолетостроения большое значение имели труды профессора М.В. Келдыша и
кандидата технических наук Е.П. Гроссмана, удостоенные Сталинской премии второй
степени. Эти ученые разработали теорию упругих колебаний частей самолетов и
представили метод расчета самолетов на флаттер.
Первые месяцы войны композитор Д. Шостакович провел в блокадном Ленинграде, где
у него и родился замысел "Седьмой симфонии", посвященной героическим защитникам
города. В Ленинграде были написаны три части симфонии, окончательную работу над
этим произведением композитор завершал уже в Куйбышеве. Вскоре это произведение
обошло весь мир, утверждая всепобеждающий гуманизм советского народа. Писатель
А. Толстой писал, что
Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебаний
смертельный бой с черными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до
размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах,
потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и
испытаний.
В 1942 году за Седьмую симфонию Д. Шостакович был удостоен Сталинской премии
первой степени. В том же году ему присвоили звание "Заслуженный деятель искусств
РСФСР". В 1946 году Сталинской премии было удостоено новое произведение
композитора - трио для скрипки, виолончели и фортепиано, а еще через год
выдающийся композитор удостоился звания "Народный артист РСФСР".
В 1947 году Д. Шостакович выступил с семичастной ораторией "Песнь о лесах",
написанной для солистов, хора и оркестра на текст поэта Е. Долматовского. За это
произведение, а также за музыку к кинофильму "Падение Берлина" в 1950 году
композитор удостоился Сталинской премии второй степени Новым значительным
достижением Д. Шостаковича стала созданная им в 1951 году сюита для хора "a
capella" (без сопровождения) - "Десять поэм" на тексты революционных поэтов
периода от 1905 года до Октябрьской революции. В 1952 году это произведение было
отмечено Сталинской премией второй степени.
Все награжденные получали звание "Лауреат Сталинской премии". Почетный знак
"Лауреат Сталинской премии" носился на правой стороне груди рядом с орденами и
медалями СССР. Он изготовлялся из серебра и
100 ВЕЛИКИХ НАГРАД
представлял собой выпуклый овал, покрытый белой эмалью и окаймленный в нижней
части золотыми лавровыми венками.
На белой эмали изображались золотые восходящие лучи. В верхней части знака, на
фоне этих лучей, помещалась пятиконечная звезда, выполненная красной эмалью и
окаймленная золотым ободком. В середине овала золотыми прописными буквами была
сделана надпись: ЛАУРЕАТУ СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ. Верхняя часть овала заканчивалась
гофрированной лентой, покрытой голубой эмалью с золотым обрезом, с надписью на
ней: СССР. При помощи ушка и колечка почетный знак "Лауреат Сталинской премии"
соединялся с серебряной пластинкой, покрытой золотом, на которой голубой эмалью
арабскими цифрами был написан год присуждения Сталинской премии. Постановление
Совнаркома Союза ССР о присуждении Сталинских премий публиковалось в централ
...Закладка в соц.сетях