Жанр: Философия
Агни-Йога (сборник)
...простые положения,
укрепленные долгим опытом.
Наши общины стары! Отчего лучшие люди поняли общину и никакую
иную форму не предложили? (Община, ч.II, Х-19).
Умейте принять, когда вас назовут материалистами. В действиях и в
мышлении Мы отделиться не можем от материи. Мы обращаемся к высшим
слоям или к грубейшим видам той же материи (Община, ч.II, Х-3).
Явление кооперации различных слоев материи характерно для Нового
мира. Каждая эпоха имеет свой призыв. Сила мысли будет зовущим началом
Нового Мира (Агни Йога, 1О1).
Разве мысль ваша не материя? Как же точно должны мы взвешивать
наши мысли! За них мы так же ответственны, как человек,
злоупотребивший угаром. Проще думать от материи, ибо где же ее
граница? Так учение духа станет рядом с материей. Так отрицающие дух
станут отрицать и материю (Озарение, с.144-14).
Ленин мыслил широко и понимал материю. Неужели вы не можете хотя
бы частично следовать за вождем?
Младенческий материализм явится дурманом для народа, но
материализм просвещенного знания будет лестницей победы (Община, ч.II,
Х-7).
Коллективизм и диалектизм - два понятия при мышлении о
материализме. Существо материализма являет особую подвижность, не
минуя ни одного явления жизни. Учитель являет лишь вехи нужные. Можно
развивать положения, мысля указанными путями. нужно до такой степени
обосновать материализм, чтоб все научные достижения современности
могли войти конструктивно в понятие материализма одухотворенного
(Община, ч.II, Х-9).
Черта общины и сотрудничество могут неслыханно ускорить эволюцию
планеты и дать новые возможности сообщения с силами материи. Не надо
думать, что община и завоевание материи находятся в разных плоскостях.
Одно русло, одно знамя - Майтрейя, Матерь, Материя (Община, ч.II,
VIII-3).
Будда - первый научный общинник
Учение Будды должно быть проверено и дано на широкое сведение.
Странно думать об общине и не знать положений первого научного
общинника.
Рука Будды не знала покоя, слагая опыт мировой лаборатории. Одно
то, что Будда заповедал мировую общину как эволюцию человечества, одно
это сообщает его Учению огненную убедительность... (Община, ч.II,
ХI-2).
В Учении Будды мы находим не только материалистическую философию,
но и практическое улучшение жизни каждого дня...
Никогда не называем Будду кротким, наоборот, он Водитель
неунывающий,борец за общину и материю, герой труда и единства.
Нас не занимают позднейшие нагромождения около Буддизма, только
основы, завещанные самим Учителем, нужны для будущего. И в этих
основах можно видеть Учение, не только проложенное железною волей, но
и запечатленное ступенями хождений долгих.
Можно изумляться, какими доводами поверхностные исследователи
показали Учение Будды - как отчаяние! Ведь это ложь!
Песнь величия труда, песнь победы человечества, песнь суровой
радости! Учение Будды можно назвать научным опытом трудовой общины. Не
только понимание буддистов, но и все справедливые умы должны оценить
камень труда Будда (Община, ч.II, ХI-3).
Великий Готама дал миру законченное учение коммунизма. Всякая
попытка сделать из великого революционера бога приводит к нелепости.
Конечно, до Готамы был целый ряд подвижников общего блага, но
учения их распылилось сотнями веков. Потому учение Готамы должно быть
принято как первое учение знания законов великой материи и эволюции
мира.
Закон бесстрашия, закон отказа от собственности, закон ценности
труда, закон достоинства человеческой личности вне классов и внешних
отличий, закон реального знания, закон любви на основе самосознания
делают заветы Учителей непрерывной радугой радости человечества
(Е.И.Рерих "Основы буддизма", с.3).
Слово "Будда" не есть имя, но означает состояние ума, достигшего
высшей точки развития, в буквальном переводе - "познавший", или тот,
что обладает совершенным знанием - мудростью (Е.И.Рерих. "Основы
буддизма", с.7).
Общины Будды давали приют самым разнообразным запросам и потому
составлялись из самых различных элементов...
Община принимала всех без различия рас, каст, пола...
Общины Будды не были монастырями, и вступления в них не были
посвящениями...
В общине проводилось полное равенство всех членов... Будда не
принуждал жить в тесной коммуне...
Будда не хотел устанавливать слишком много правил, он стремился
избежать педантичности и однообразия уставов, сделать обязательными
многие запрещения...
Особенно часто указывал он людям семейным учить детей своих всем
наукам и искусствам и тем способствовать росту и расширению их
сознания...
Учение Готамы настаивало на достоверности, но нет в нем догм,
которые предлагались бы на веру, ибо Учитель, утверждая во всем
знание, не видел пользы в слепой вере для развития сознания...
Учение Будды как учение истины покрывало все бывшее до него
великие учения и потому, настаивая на достоверности, оно изгоняло
отрицание...
В общинах Будды допускался отказ, лично осознанный, но отрицание
приравнивалось "к" невежеству... равнялось выходу из общины... часто
выбывший возвращался, тогда возвращение не сопровождалось никакими
вопросами, кроме одного: "Не отрицаешь?"
Прием в общину не сопровождался никакими обетами. Приходящий
приносил лишь готовность служить учению... Выход из общины был так же
прост, как и прием...
Нельзя было исключить члена общины только потому, что вы не
согласны с ним в оценке его поступка. Изгонять его значит дать свободу
потоку ярых слов и разъединению в общине...
Слово и мощь убеждения были единственным оружием, применяемым
Учителем, для воздействия на окружающих...
Он строго запрещал своим ученикам не обнаруживать приобретенных
ими способностей "чудесных" сил перед теми, кто не знаком с
принципами, заложенными в них...
Будда указывал на необходимость соизмеримости и
целесообразности, он говорил: "Не нужно быть ни меньше, ни больше"...
Будда порицал суеверов и советовал обращаться с телом по
необходимости условий. Там, где тело должно быть облегчено при
передвижениях, там Учитель указывал худобу. Там же, где зараженность
атмосферы требовала защиты, там Учитель требовал питание...
Учение Будды сделало для раскрепощения и счастья женщины более,
нежели все другие учения Индии. Женщина, говорил Готама, может достичь
высшей степени знания, которое открыто мужчинам, т.е. стать Архатом.
"Освобождение, которое вне форм, не может зависеть от пола,
принадлежащего миру форм"...
Чем глубже вникаем мы в Учение Благословенного, тем ярче
выявляются его беспредельное сострадание и любовь, которыми
преисполнены все его мысли и действия...
Любовь Будды, как неизмеримый поток, не могла быть исчерпана
никакой ненавистью или враждебностью. Напротив, враждебные выпады еще
полнее выявляли ее (Е.И.Рерих, "Основы буддизма", с.14-29).
Также не забудем, что нет на земле выше данного плана Общего
Блага. Явим понимание Учений жизни. Как Моисей приносил достоинство
человеческое, как Будда устремлял к расширению сознания, как Христос
учил полезности отдачи и как Новый Мир устремлен к мирам дальним!
Подумайте, какие сопоставления нас окружают! Подумайте о камне
основания. Подумайте о данном пути. Подумайте, как границы Космоса с
вами соприкасаются. Припомните шаги чудесных напряжений не в книге, но
в жизни. Подумайте, сколько не было поднято и не вмещено, и все-таки
мы не стоим на месте. Потому не отчаивайтесь ошибками, но восходите
Иерархией Учения (Община, ч.II, VIII-7).
Построение и виды общин
Если Наша срединная Община имеет значение для мировых построений,
то и общины, учреждаемые Нами, имеют влияние на эволюцию мира.
Рассмотрим главные виды этих разбросанных общин.
Первый - общины несознательные, которые вырабатывают приемлемый
вид общежития. Можно найти их среди рабочих, земледельцев, учащихся,
реже семьях.
Второй вид общины знает о плане земной эволюции, но не привязывая
этот план к определенному действию и сроку: кружки политических
идеалистов, некоторые оккультные организации, ученые сообщества, реже
всего клерикальные * конгрегации **.
* Клерикальный (лат.) - стремящийся усилить влияние и власть
церкви.
** Конгрегация (лат.) - собрание, организация; объединение
монашеских общин.
Третий вид общины знает не только план эволюции, но и срок и
действие. Конечно, эти общины редки и получают Наши Указания.
Побывавший у Нас научается молчанию. Также трудно распознать
участников Общины третьего вида. Говорливее второй вид общины, они
говорят уже много об Общем Благе (Озарение, 165-4).
Будут указывать, что многие Общины и Братства распадались, но они
были не те, о которых мы говорим. Кроме того, они могли перемещаться,
но постороннему глазу могло показаться, что они распались. Много ли
люди знают о жизни в соседнем доме, и тем более о том, чего они не
должны знать? Можно напомнить из жизни каждого самые значительные
события, о которых никто не знал (Братство, 463).
Объединение, называемое товариществом на вере, требует очень
краткий устав, но Братство не может иметь писанного уложения. Не может
Братство держаться условным принуждением. Само слово "ограничение"
невместимо при безбрежности понятия Братства.
Кто понимает Братство как ярмо, пусть скорее отойдет. Кто уныло
склоняется перед Вратами Братства, пусть скорее вернется обратно.
Уметь возрадоваться Братству уже будет радостью мудрой (Братство, 5О5).
Свет Истины - свет мужества, свет преданности - этими словами
начинается Устав Братства (Братство, 58О).
Если даже одиночная психическая энергия является профилактикой
физического здоровья, то насколько же мощнее будет влияние
объединенной энергии. Смысл Братства заключается в объединении
всеначальной энергии. Только расширение сознания поможет познать
значение гармонии энергии. На всех планах жизни она проявляет свою
благую силу. Наверно, вас не раз спросят, как развивать психическую
энергию? И как познать полезность ее? Но достаточно сказано, что
сердце, устремленное к высшему качеству всей жизни, будет проводником
психической энергии. Никакая насильственная условная подвижность к
проявлению сердечной деятельности не полезна. Сердце самый независимый
орган, можно дать ему свободу к добру, и оно поспешит наполниться
энергией. Также лишь в дружном общении можно получать плоды
объединенной энергии. Также лишь в дружном общении можно получать
плоды объединенной энергии. Но для этого необходимо понять, что есть
согласие (Братство, 29О).
Некоторые назовут Братство возвышенным кооперативом. Не будем
препятствовать и такому определению. Необходимо, чтобы понятие
Братства входило в жизнь. Но кооперация уже близка пониманию широких
масс. Каждое возвышение кооперации уже будет приближением к Братству.
Пусть люди обдумают тщательно, какие черты их характера помогают
упрощению кооперации. Именно эти качества понадобятся им на пути к
Братству. Не будем отказываться от черты общежития, если в нем
охранена индивидуальность. Каждый кооператив должен оберечь и
индивидуальность, и лишь при таком условии кооперация может быть
разнообразной и плодовитой.
Так от земли можно возвыситься к пониманию прекрасного понятия
Братства (Братство, 541).
Еще раз утвердим различие между сотрудничеством и Братством.
Слышу недоумение - будто оба понятия тождественны. Но ступени их
различны. Сотрудничество непременно выражается во внешнем действии, но
Братство зарождается в глубине сознания. Сотрудники могут различаться
в степени сознания, но братья будут чуять друг друга именно по
сознанию. Братья могут не иметь общей внешней работы, но мышление их
будет крепко спаяно. Они будут свободно объединены, их единение не
будет ярмом или неволею. Но именно братья поймут единение как мощный
двигатель во благо Мира. Нельзя ограничить такое единение, ибо в
основе его будет любовь. Так сотрудничество будет подготовленным к
восприятию Братства.
Люди часто не могут различить, где границы внешних действий и
зарождение незыблемых основ. Не думайте, что излишне утверждать основы
Братства. Невозможно представить, какие ложные воображения встают при
рассуждениях о Братстве. Неподготовленные люди думают, что Братство -
легенда, и всякий может по-своему строить призрачные башни. Они
считают, что неявные свидетельства о Братстве не могут убедить
рассудок, но никто и не собирается убеждать. Также никто не насилует
сотрудничества. Люди сами доходят да необходимости кооперации. Также
они дойдут и до реальности Братства. (Братство, 166).
Братство или Содружество - невозможно определить резкую грань.
Между тем, люди желают, чтобы понятия делились совершенно резко. Но
многие вливается из других понятий. Так, содружество будет как бы
преддверием Братства, потому нужно беречь подступы к Твердыне Духа
(Братство, 99).
Мы начинаем всегда в очень малом начертании. Это опыт очень
многих веков и основной космический принцип. Зерно твердое и неделимое
дает нарастание элементов. Но дрожание и нечуткость повторения дает
туманность. Чуткость жизненного принципа заставляет экономить твердые
зерна. Так ценит химик неделимые тела. Истинно, постройка должна быть
нерушима, когда она вызвана необходимостью эволюции. Нужно понять
разницу допущенного и данного неоспоримо (Община, ч.II, IХ-7).
Когда Мы говорим о красоте грядущей эволюции, нас называют
оптимистами-утопистами. Когда Мы говорим об ужасах современности, Нас
называют мечтателями, пессимистами. Но Мы не можем быть ни
оптимистами, ни пессимистами, мы реалисты - действительники.
Можете представить, какое количество желающих стремится в Нашу
Общину. Сколько свидетельств, сколько одобрительных обращений, но в
основу суждений полагается лишь действительность. Так же поступайте
при основании новых общин. Смотрите, чтоб родственные отношения не
имели значения. Смотрите, чтоб тщательно проверялась прежняя дружба и
вражда, чтоб никакое свидетельство не изогнуло решение. Личный опрос,
личное испытание, личная ответственность. Советую начать испытание с
предположения отдохнуть, не работать. Каждый радостно неработающий вам
не сотрудник. Спросить можно, признаны ли заслуги пришедшего
неблагодарным человечеством? Каждый жалобщик вам не сотрудник.
Спросить можно, ответственен ли он сам за прошлое или другие, худые
люди? Ваш сотрудник прошлое не будет возлагать на других. Также
замечайте, чтоб, оставленный один, он не передвигал предметы. Человек,
проникнувшийся важностью происходящего, не нарушит незнакомое ему
явление. Человек, немного знающий сущность вещей, отнесется бережно к
вашему порядку. Особенно зорко смотрите за молчаливыми (Община, ч.III,
II-4).
Как избирать сотрудников? Только по незаменимости. Правильно
оценить человека, когда место его не может быть уничтожено (Агни Йога,
331)
Если встретите на дороге ценный предмет, покрытый грязью, вы не
пройдете спесиво. Вы возьмете находку и очистите грязь с нее. Так же,
когда вы найдете ценного человека, грязью покрытого, вы остановите шаг
и будете очищать его. Долг общинника - утверждать справедливость.
Учение не может отвергать истинные ценности. Община не может
рассуждать: он наш или не наш. Община говорит: он ценен для эволюции
или неценен. Самый суровый отбор по существу. суровая целесообразность
обязывает охранить истинные сокровища. В защите ценностей не теряйте
времени. Каждый час н счету. И бросьте слова неопределенности. И
каждая ценность для вас, как парус для корабля (Община, ч.III,
III-12).
Напомним признаки сотрудников: без предрассудков, подвижные в
действии, молодые духом, пучины не боящиеся (Озарение, с.159-18).
Наша Община, прежде всего, ставит условием для вступления два
сознательных решения - труд без границ и принятие задач без отказа.
Устранить слабоволие можно двухстепенной организацией. Как следствие
труда безграничного может быть расширение сознания. Но многие недурные
люди не мечтают о следствии, запуганные непрестанным трудом и
непомерными заданиями. Между тем, они в основе восприняли идею общины.
Было бы пагубно включить этих еще слабых людей в общину, но чтобы не
погасить их, нельзя отвергнуть. Для этого нужно иметь другую
организацию - друзей общины. Там, не покидая обычного уклада жизни,
пришедшие могут углубить осознание общины. Такая двухстепенная
организация позволяет сохранить более искренности в работе. Если же
допустить формальный прием в общину, то придется периодически
исключать негодных. Иначе говоря, тогда община вообще не будет
существовать. Просто будет заведение под фальшивой вывеской, перед
которым синедрион * фарисеев был бы высоконравственным учреждением.
* Синедрион (гр.) - верховный суд Иудеи.
Друзья общины позволяют иметь резервуар, не предавая основ
Учения. Друзья общины не скрывают слабости, и это дает возможность
успешно подкреплять их (Община, ч.II, Х-19).
Начинайте строить общину и дом знания и красоты. Никаких условных
мерил не будет в этом доме. Все будут стремиться знать и выражать свое
знание. Только непрестанное узнавание поможет, только насыщенный труд
удержит от оборачивания в темный угол...
Но качество сознания должно быть напряженной заботой общинников.
Приходится твердить о сознании, ибо люди не привыкли ощущать его
(Община, ч.III, II-13).
Истинное знание и красота заключают в себе лучшую общину (Община,
ч.III, II-12).
Радость познания должна стать преимуществом общины (Община,
ч.III, I-1О).
Советую тому, кто хочет дойти до Нашей Общины, пополнение знания
(Община, ч.III, III-1).
Не может быть коммунистом ограничивающий свое сознание, иначе он
уподобится женской ноге старого Китая. Тоже тьма обычая вызвана это
безобразие.
Какой общинник может прикрыться плесенью суеверия? Ведь никто не
употребляет убогий, первобытный паровоз, также никто не может остаться
при младенческом понимании реальности...
Без отрицаний, без суеверий, без страха пойдете к истинной
общине. Без чудес беспоклонно найдете ясную реальность и киркою
испытателя будете вскрывать закрытые глубины. Полюбите бессрашие
Знания (Община, ч.II, Х-7).
Следите за напряженностью творчества в каждом социальном
построении. Верно то построение, где окрыляется разнообразное
творчество. Если творчеству тягостно, это верный знак ошибки в
построении. Этим ошибкам не давайте гнездиться. Зовите каменщиков,
перекладывайте стены, пока песнь не зазвучит свободно (Община, ч.II,
ХI-28).
Творчество Космоса всегда создается напряжением всех энергий.
Потому, чем выше напряжение, тем мощнее явление победы. Творчество
наше насыщается качеством мощи. Потому, собрав все энергии, мы можем
рассчитывать на успех. Только качество энергий дает нужную ступень
труда. Потому так важно иметь расширенное сознание и вмещать все
нужное для строительства (Иерархия, 39).
Полюбить труд можно, лишь познав его. Так и ритм может быть
осознан, лишь когда он впитался в природу человека. Иначе невежество
будет возмущаться против закономерности и постоянной дисциплины. Таким
невеждам само понятие Братства представится как несносная утопия
(Братство, 5О).
Часто обвиняют общину в насилии над свободой личности. Это
обвинение приложимо к любому компромиссному строю, но не к общине. В
сознательной общине есть месть для каждого труда...
Решительно, каждый находит работу по себе и по желанию может
изменить ее. Таким образом, нужно желание работы и раскрытой сознание,
при котором каждый труд становится увлекательным. Ведь работа идет для
будущего и каждый несет лучший камень (Община, ч.III, I-14).
При истинном сотрудничестве каждый собрат должен знать, что ему
выбирают лучшие возможности. Это знание должно быть ему опорой о всех
трудностях - это обязательство Общины (Агни Йога, 141).
Вопрос о предметах отнимает у людей слишком много времени, потому
культура духа должна быть окружена достижениями высшего качества. В
построениях будущего нужно освободить людей от всякой затраты внимания
на физические надобности. Начало общежития предполагает дать каждому
разумному сотруднику возможности и доступ к удобству, сохраняющему
явления сил и труда.
Может ли йог тратить безнаказанно свое время и энергию? Нужно
помнить, что иногда растрата сил и времени равняется самоубийству. Так
же чтение знаков истины и неприменение их в жизни оценивается как
невежество. Луч осознания задач эволюции пройдет по лучшим творениям.
Потому сурово отличайте качество явленного вам (Агни Йога, 189).
На Братство нужно смотреть как на Учреждение, где работают не
поденно, но сдельно. Нужно любить труд, чтобы предпочесть сдельную
работу. Нужно познать, что задания беспредельны, и качество
усовершенствование тоже бесконечно. Кто убоится, тот не может полюбить
труд.
Вы слышали иногда прекрасное пение - поистине, труд может
сопровождаться и радостью и мыслью вдохновенною. Но ко всему должно
испытывать себя (Братство, 17).
Так будем очень заботливо помогать, чтобы каждый зародыш мысли
добра претворялся в действие (Братство, 139).
В основе Братства каждый работает, сколько может. Каждый помогает
по мере сил; каждый не осуждает в сердце своем; каждый утверждает
знание по опыту; каждый не упускает времени, ибо оно невозвратимо.
Каждый готов уделить силы Брату. Каждый проявляет лучшее качество.
Каждый радуется удаче Брата. Разве эти основы слишком трудны? Разве
они сверхъестественны? Разве они вне сил человеческих? Разве они
требуют сверхзнания? Неужели только герои могут понять единение?
Именно, для вразумления давался пример лучших людей - врача,
сапожника, ткача, мясника, чтобы в разных трудах запечатлеть лучшее
мышление.
Поверх труда мужского стоит явление женщины. Она ведет, она
вдохновляет, она руководит на всех путях, являет пример синтеза. Можно
удивляться, насколько быстро она входит в любую область. От земли и до
дальних миров она успеет соткать крылья Света. Умеет сохранить чашу в
разных атмосферах. Когда говорим о сотрудничестве, Мы всегда указываем
на подвиг женщин. Область Братства есть область сотрудничества
(Братство, 282).
Уже Говорил о значении согласованной работы, когда даже машины не
изнашиваются. Можно представить благодетельную энергию, выделяемую при
объединенной работе (Сердце, 369).
Единение есть первый признак, что Учение не просто пустой звук
(Сердце, 368).
При устройстве общин наблюдайте, чтоб под личиной исполнения
Заветов не обнаружилось своекорыстие. Уничтожение творческих
завоеваний следует за темным своекорыстием. Скажут: этот червь слишком
свойственен невежеству человечества. Тем более нужно знать причину его
зарождения. Самая существенная причина будет преимущество. Надо всеми
силами разрушить этот вредный признак. Устройство общины, прежде
всего, предусматривает равенство. Допустите ошибку против равенства, и
вы сразу натолкнетесь на губительное преимущество. Явление неравенства
создает качели. Большой подъем одного создает лишь больший подъем
другого. Единственный выход избавиться от расшатывания столбов - это
равенство.
Находятся циники, которые говорят: пусть качаются, тем более
энергии в пространстве. Замечание, не лишенное смысла, но именно дело
общины настолько нуждается в заботливости, что явление истинной
экономии сил должно быть допущено. Самый экономный принцип -
равенство, оно уничтожает преимущество и своекорыстие (Община, ч.II,
ХII-3).
Особенно недопустимо стремиться прилагать тончайшие энергии для
личных целей. Пусть Высшая Сила сообщает нам внутреннюю мощь, но
нельзя применять насильственно прекрасную энергию для выгоды и
корысти. Дайте лишь вход Силе прекрасной и многое приложится
(Братство, 417).
При образовании новых общин следите за простотой всех приемов.
Нужно начать с витиеватой, подслеповатой речи. Сведите речистого
путника на берег горного родника - пусть устыдится! (Община, ч.II,
ХI-25).
При образовании новых Общин надо иметь в виду одно докучливое,
особенное отличие людское, - Говорю о зависти. Из соревнования
постепенно поднимается ехидна зависти, в том же гнезде ложь и
лицемерие (Озарение, с.167-6).
Отчего ему, а не мне? - так шепчет зависть после полуночи.
Вытесните этого гада из начинаний ваших (Озарение, с.177-19).
Если отказ от личного приближает, то отказ от действия Общего
Блага удаляет безмерно - это правило Общины... отказ от Общего Блага
свалит в яму даже великана (Озарение, с.161-2О).
Братство иногда называлось целительною Общиною. Такое
наименование имеет двоякое значение. Действительно, Братство, прежде
всего, заботится о целительных началах и между своими сочленами
устанавливает их. Каждое Братство как истинное единение уже будет
носителем здоровья. Следует обращать внимание, насколько совместное
житье обоюдно укрепляет состояние организма, если осознана гармония
(Братство, 539).
Местничество не может существовать в Братстве. Естественная
Иерархия выливается из приоритета знания и примата духа.
...Закладка в соц.сетях