Есть ли жизнь после смерти
Бертран РасселЕсть ли жизнь после смерти?
Прежде чем обсуждать вопрос о том, продолжаем ли мы существовать после смерти,
следует выяснить, в каком смысле человек является той же самой личностью, какой
был вчера. Философы считали, что есть определенные субстанции - душа и тело, и
каждая из них непрерывно существует изо дня в день; что душа, будучи
сотворенной, продолжает существовать во веки веков, в то время как тело временно
прекращает свое существование по причине смерти, до тех пор, пока не происходит
воскресения.
В том, что касается жизни, которую мы наблюдаем сегодня, это учение совершенно
ложно. Вещество тела постоянно изменяется в процессе питания и изнашивания. Даже
если бы этого не происходило, атомы не существуют как что-то непрерывное.
Бессмысленно говорить: это тот же самый атом, что и существовавший несколько
минут назад. Непрерывность человеческого тела есть вопрос внешнего облика и
поведения, а не субстанции.
То же самое относится к сознанию. Мы думаем, чувствуем и действуем; но не
существует, в дополнение к мыслям, чувствам и действиям, какой-то чистой
сущности - сознания или души,- которая делает эти вещи или с которой все это
происходит. Непрерывность человеческого сознания есть непрерывность привычки и
памяти: вчера был человек, чувства которого я помню, и этого человека я считаю
самим собою вчерашним; но в действительности "я вчерашний" - только определенные
состояния сознания, которые сейчас вспоминаются, и их следует считать
принадлежностью той личности, которая их припоминает в настоящее время. Все, что
образует личность, суть ряд восприятий, связанных памятью и определенного рода
подобиями, которые мы называем привычкой.
Поэтому если мы хотим верить, что человек живет после смерти, то мы должны
допустить, что память и привычки, которые образуют его личность, будут
воспроизводиться в новых обстоятельствах.
Никто не может доказать, что этого не случится. Но, как легко видеть, это весьма
маловероятно. Наши воспоминания и привычки связаны со структурой мозга, почти
так же, как связана река со своим руслом. Вода постоянно меняется, но река
продолжает течь в том же направлении, потому что прежнее течение образовало
канал. Подобно этому, предыдущие события образовали канал в мозге, и наши мысли
текут по этому руслу. В этом причина памяти и привычек сознания. Но мозг и его
структура разрушаются со смертью, и память, видимо, тоже должна разрушаться. Нет
оснований считать иначе - как не приходится ожидать сохранения старого русла,
после того как землетрясение воздвигло на месте долины гору.
Всякая память и, следовательно, все явления сознания зависят от свойства,
присутствующего в некоторых материальных структурах, но другим структурам не
свойственного или свойственного лишь в малой степени. Это - свойство
образовывать привычки в результате частых и повторяющихся событий. Например:
яркий свет заставляет зрачок сокращаться, и, если вы будете регулярно
производить вспышку перед глазами человека и одновременно ударять в гонг, в
конце концов одного лишь гонга будет достаточно для сокращения зрачков. Этот
факт касается мозга и нервной системы, иначе говоря, определенной материальной
структуры. Мы обнаружим, что точно такие же факты объясняют наши ответные
реакции на язык и его использование, на наши воспоминания и вызываемые ими
эмоции, на наши моральные или аморальные привычки - фактически на все, что
образует нашу личность, за исключением той части, которая определяется
наследственностью. Наследственные свойства передаются нашим потомкам, но не
могут остаться у индивида после распадения тела. Таким образом, как
наследственные, так и благоприобретенные свойства личности связаны, насколько
нам известно, с характеристиками определенных телесных структур. Все мы знаем,
что память можно стереть, если повредить мозг, что добродетельного человека
можно сделать порочным, если заразить его летаргическим энцефалитом, и что
смышленый ребенок может превратиться в идиота, если ему не давать достаточно
йода. В свете этих известных фактов представляется маловероятным, что сознание
продолжает существовать после полного разрушения мозговых структур.
Не рациональные аргументы, а эмоции порождают веру в загробную жизнь.
Наиболее важной из этих эмоций является страх перед смертью, который
инстинктивен и биологически полезен. Если бы мы всем сердцем верили в загробную
жизнь, мы совершенно перестали бы бояться смерти. Последствия были бы
удивительны, и, возможно, большинство из нас сожалели бы о них. Но наши
человеческие и дочеловеческие предки сражались с врагами и уничтожали их на
протяжении целых геологических эпох, и мужество помогало им в этом;
следовательно, в борьбе за жизнь способность преодолевать иногда естественный
страх перед смертью дает преимущество. Животным и дикарям для достижения этой
цели достаточно инстинктивной драчливости, но на определенной ступени, как это
первыми доказали мусульмане, вера в рай приобретает немалое военное значение и
развивает природную драчливость. Мы должны признать, следовательно, что
милитаристы правы, поддерживая веру в бессмертие и следя при этом за тем, чтобы
она не стала слишком глубокой и не породила безразличие к мирским делам.