Жанр: Философия
Введение в социальную философию: учебник для вузов. изд. 4-е.
...индивидуальной самореализации людей. Сохранность
и обновление процесса могут быть обеспечены лишь многомерностью и органической
незамкнутостью составляющих его сил.
Социальный процесс как постоянный перенос и смена человеческих качеств при
сохранении живой деятельности людей, эти качества реализующей, по определению
оказывается проблемой. Он является проблемой для общества, организующего или
поддерживающего определенную систему общественных отношений, он выступает
таковым для отдельного индивида, осваивающего его с определенной исходной
позиции, тем более - для теоретика, пытающегося найти исходный масштаб для
последовательно концептуального описания общества. Затруднительность
теоретического предприятия как раз и определяется нередуцируемостью социального
процесса к одной линии его реализации, к одной подсистеме или стадии. И эта
несводимость процесса к одному началу или мотиву предопределена человеческой
деятельностью как такой постоянной (не величиной), которая все время меняет свое
непосредственно индивидное выражение, человечески-конкретные формы реализации.
Деятельность людей как форма реализации их сил, как сложно расчлененная и
сочетаемая их связь образует все новые "композиции" человеческих способностей,
их воплощений, условий и средств осуществления и т.д. Каждое последующее
поколение вступает в жизнь с другим, нежели у предыдущего, "запасом" и объемом
человеческого опыта. Оно вынуждено вырабатывать новые формы его освоения, а
стало быть, и самореализации. Его самореализация оказывается не приложением к
предметным и внешнесоциальным преобразованиям, а внутренним условием, движущей
силой и мотивом их осуществления.
Такой взгляд на самореализацию человеческих индивидов заставляет более
внимательно отнестись к ее "внутреннему" строю, к соотнесенности социального
процесса с непосредственным бытием человеческих индивидов. И если вначале мы
связывали понимание проблемы социального процесса с деятельностью людей, то
теперь перед нами стоит задача истолкования деятельности людей как их
самореализации.
§ 2. Самореализация индивидов и другие аспекты деятельности
Существует предрассудок, согласно которому деятельность людей понимается как
внешний по отношению к их индивидуальному бытию процесс. В согласии с ним
самореализация (самодеятельность, самоизменение, самосовершенствование или
саморазрушение) человека - это своего рода пристройка к тем действиям, которые
он совершает в соответствии с социальными функциями, с природными или
квазиприродными вещными формами. Такое понимание прочно связано с представлением
о противостоянии индивидуальной и социальной жизни людей, с определениями
человеческой самобытности за границей социальных взаимодействий. Можно сказать,
оно порождено "негативным" характером определений человеческой индивидности и
индивидуальности, поддерживаемых бытовой, культурной и научной традицией.
Устойчивая черта таких определений: гиперболизация несоциальных,
нефункциональных, непредметных аспектов бытия человеческих индивидов, стремление
именно в этих сторонах индивидного бытия увидеть его специфику.
Подобный способ определения и описания индивидного бытия людей и их
самореализации оказывается, по сути, неплодотворным (и даже бесперспективным),
ибо специфика человеческой индивидности таким образом не определяется, а только
отодвигается в "тень": возникают другие проблемы и псевдопроблемы, в частности,
проблема противопоставления рационального и индивидуального, "обставленная"
логическими парадоксами.
Природа этих проблем и парадоксов раскрывается, вообще говоря, не в логике, а в
истории, в конкретном анализе практических и теоретических ситуаций, которые
"развели" в человеческом мышлении и "законсервировали" в человеческом опыте в
качестве обособленных понятий: социальное и индивидуальное, внешне-предметное и
самостоящее в человеческом бытии. Мы об этом уже говорили и еще не раз, видимо,
будем касаться этой темы. Сейчас же нам важно наметить и описать более
продуктивное понимание деятельности, углубляющее наше представление о социальном
процессе и создающее базу для конкретного анализа, фиксирующего, между прочим, и
те исторические ситуации, которые порождают "расщепления" социального и
индивидуального.
В "позитивной" трактовке человеческой самореализации она характеризуется как
важный аспект бытия и деятельности людей, как процесс, обеспечивающий постоянное
наполнение социального воспроизводства живыми человеческими силами. Это,
собственно, "сердцевина" социального процесса, "срастание" и развитие
человеческих способностей, обеспечивающих постоянную пульсацию деятельности.
Предметные и внешне-социальные формы последней возможны как формы деятельности
только при их наполнении самореализацией людей. Это наполнение социального
процесса силами человеческой самореализации - условие, без которого он просто
невозможен.
Разумеется, в конкретной истории мы не находим примеров "полной" гармонии между
индивидной самореализацией и социальным процессом. Но из этого не следует, будто
история иногда протекает при наличии человеческой самореализации, а иногда может
без нее обойтись. Вне человеческой самореализации истории не существует. Другое
дело, что она воплощается в формах, видоизменяющих и отчуждающих от людей их
самореализацию: преодоление и смена этих форм, их новообразование и
развоплощение и является одной из характеристик исторического процесса.
Конечно, понимание этого важного пункта невозможно при опоре на представления об
отдельном индивиде и "охватывающем" его обществе, порождающие множество
рассуждений о социальном и индивидуальном. Невозможно оно и в понятиях, жестко
разграничивающих предметное бытие людей и их самореализацию.
В истории действуют не отдельный индивид и не отдельные индивиды, а "ансамбли"
людей, взаимообусловленных реализацией сил и способностей. В социальном процессе
люди не просто взаимодействуют с предметными условиями и средствами, но создают
и воспроизводят эту предметность как предметность социальную своими усилиями,
т.е. сами действуют как вполне предметные существа.
Социальное воспроизводство обеспечивается и закрепляется созидаемыми людьми
предметами (мы здесь, разумеется, имеем в виду весь объем производства жизни
людей, включая их способности, а не только производство вещей). Движение
предметов в формах социального процесса предполагает соответствующие силы людей,
придающие предметам "человеческие", социальные формы либо "вычитывающие" в них
заложенную ранее деятельность. Реализация этих сил, их приложение и обнаружение
также предметны: оперирование предметами приводит к их изменению, к созданию
других предметов, к освоению недоступного прежде уровня предметности, к
замещению одних предметов другими и т.д., и т.п. Так или иначе, погружение
человека в мир социальной предметности предполагает, что сам он - предметное
существо. Предметное существо - не в смысле только телесности, обладания
определенными органами предметного действия, физической массой, силой, но прежде
всего - в смысле такого развития деятельных способностей, которое позволяет
использовать социальную предметность в качестве средства не органического, но
вполне живого развертывания, обновления и наращивания своих жизненных,
индивидных, личностных сил.
Отметим сразу: развертывание индивидом своих способностей в предметную сферу
строится при явном (в ходе формирования личности) или скрытом содействии других
людей. Отметив это, обратим внимание на другую сторону вопроса. Опредмечивание
индивидом способностей оказывается вместе с тем его самообнаружением. Осваивая
социальную предметность, он и себя "помечает" как особого субъекта, владеющего
предметной способностью. Индивид обнаруживает и определяет себя через освоение
социальной предметности, он приходит к пониманию себя как предметного средоточия
собственных сил, как способности выстраивать процесс своего собственного бытия.
Иными словами, в основе переживания человеком своей самобытности, своей
укорененности в бытии лежат его предметные самоопределения, обнаруживающие и
выстраивающие грани его жизненного процесса и их внутренние взаимосвязи.
Собственное предметное бытие человеческого индивида является исходным и опорным
пунктом его движения по различным линиям социально оформленной и организованной
предметности. Освоив элементарный "план" предметных действий, человек получает
доступ к многообразию предметно воплощенной культуры, приобретает возможность
самоутверждать себя через модификацию и обновление культурных форм.
Подчеркнем, самореализация человека носит предметный характер. Только не надо
сводить ее к простой связи "человек - вещь" или к потреблению человеком каких-то
предметов.
Деятельность индивида с предметом общительна, т.е. в ней прямо или скрыто
присутствуют схемы человеческих взаимодействий. Но и общительность людей поэтому
может быть прямой или неявной, опосредствованной. Именно в своем предметном
бытии индивид оказывается связан через средства жизни и деятельности со
множеством людей, в прямые контакты с которыми он никогда не вступал. Для того
чтобы использовать предметное многообразие, сочетать его с процессом своей
деятельности, воплощать в предметах новые схемы, индивид должен владеть
социальной формой, выявлять и воплощать в предмете его социальное значение, его
"настройку" на человека, на логику социальных взаимодействий.
Поэтому, когда я говорю о предметной самореализации человека, я имею в виду и
определение его как "существа способного", осваивающего и преобразовывающего
предметную обстановку на основе изменения присущих ему социальных форм, на
основе трансформации собственных сил, умений, знаний.
Понимание особой предметности человеческого индивидного бытия имеет определенную
культурно-философскую традицию, впрочем, не нашедшую четкого выражения в
новоевропейской философии, находившейся под влиянием "классической" науки.
Так, еще в древнеиндийских философских учениях развивалась идея о предметном
самовыявлении человека, способного благодаря взаимодействиям с предметами
обнаружить свои собственные качества и состояния, сосредоточиться на них,
связать их в некую последовательность или совокупность и, таким образом,
освободиться от господства отдельных своих влечений, интересов, страстей.
В буддистской традиции формировалась идея о предметном бытии человека,
развернутом во времени, сохраняющем устойчивость в постоянном становлении и
смене психофизических, ментальных, деятельных состояний. Постоянство индивидной
человеческой предметности фиксировалось не в замкнутости телесного
существования, а в способности индивида владеть связью своих различных состояний
и в этом смысле быть независимым от них.
Для философии XIX в. важное значение имеет Марксова концепция предметной
самореализации человека, в которой бытие индивида трактуется как деятельность,
т.е. как процесс реализации его человеческих качеств, обнаруживающихся в
освоении и модификации человеческих предметов и таким образом закрепляющих
предметную (а не только мыслительную, психическую, потребительскую) форму его
самоутверждения в социальном мире. К сожалению, этот аспект Марксовых
исследований оказался незамеченным либо понятым в духе технократического
истолкования деятельности, сводящего ее к овеществлению человеческих сил в
предметах, в производстве, в средствах жизни.
В философии XX в. отмеченная выше традиция стала возрождаться в онтологических
концепциях, направленных не на абстрактно-общие определения бытия, а на описания
бытия социального или человеческого, где коренится проблематика жизни людей, в
том числе и философская проблематика. Из попыток этого рода следует упомянуть
концепцию Хайдеггера, трактующего бытие людей через их "откровение" миру, через
их присутствие в предметности мира, через процессность их собственной
жизнедеятельности. Главное, что отличало и отличает эту традицию от других,
скажем - от позитивистской, это - понимание предметов и вещей человеческого
обихода не в физическом (во всяком случае не только в физическом) смысле, а как
раскрытие в этих предметах воплощенных в них человеческих сил и формирующих их
способностей, социальных форм, направляющих движение предметов от человека к
человеку.
"Тяга" человека к предмету детерминирована скрытыми или выявленными (как в
произведениях мастера) в форме предмета человеческими качествами. Поэтому
контакт индивида с предметом оказывается, по сути, его общением с другим
человеком, его контактом с человеческими силами, аккумулированными или
преобразованными в предмете.
Это - не дополнительная, вторичная характеристика человеческой деятельности, это
- грань, выявляющая ее специфику, ее неискоренимую многомерность. Обнаружение,
использование и модификация в предмете социальных качеств потому только и
возможны, что в силах и способностях человеческого индивида изначально
присутствует его событие с другими людьми, его общение с ними как форма
реализации этих сил и способностей.
Для младенца бытие и деятельность других людей являются формой его утверждения в
социальном мире, формой освоения человеческих способов действия, формой
наращивания элементарных средств, обеспечивающих самостоятельность и будущую
субъектность. Но и для взрослеющего и взрослого человека со-бытие с другими
людьми оказывается формой развертывания его индивидного бытия, развития его
индивидуальных сил. Только для него это со-бытие не является столь же
непосредственным, как для ребенка, и он использует многослойную человеческую
предметность как поприще для контактов не только с близкими, но и с дальними,
отдаленными в пространстве и во времени социального процесса актами и продуктами
человеческой самореализации.
Фиксация этого момента чрезвычайно важна. Она подчеркивает корневую связь
самобытности индивида и его со-бытия с другими людьми. Индивидуальная
самобытность не противостоит бытию других, но возникает из со-бытия с другими,
опирается на это событие, обновляется, сохраняет способность к становлению, к
развитию благодаря открытости прямому или косвенному "присутствию" других.
Такой подход не включает традиционное противопоставление общего и единичного,
повторимого и уникального, социального и индивидуального, общественного и
частного. Человеческая индивидность "не стягивается" в точку единичного
существования на грани или периферии социальности и не погружается в массовку
коллективного бытия, но и не отстранена от нее: она выступает своеобразной силой
ансамбля человеческих взаимодействий, самобытной структурой, только и возможной
через прямое и опосредованное событие с другими процессами человеческой
самореализации.
Еще раз отметим: полная гармония самобытности человека и его со-бытия с другими
представляется исключением из правила, и история как будто заставляет нас это
правило принять. Но оно покажется спорным, если мы увидим эту проблему под углом
зрения, открывающим динамику развития человеческих сил, процесс становления
человеческой личности. Тогда сведение самобытности к неразвитой односторонней
индивидности, отсечение самобытности от со-бытия с другими людьми, сужение
индивидуальности до самозамкнутости и эгоцентризма - это определенные ситуации,
искажающие постоянно действующую в социальном процессе тенденцию и возможность
развития со-бытия людей через развертывание сил составляющих его (это со-бытие)
индивидов. И наоборот, сохранение и развитие человеком своей субъективности
сопряжено с его способностью преодолевать границы, замыкающие его индивидность,
вводить свои силы во взаимодействие с силами других людей, выходить за рамки
своего "Я" к соображению, со-знанию, со-изменению деятельности.
Самореализация человеческого индивида, таким образом, оказывается формой связи
его с другими людьми и их опытом, а эта связь выступает своего рода опорой
отношения индивида к самому себе, средством преодоления его собственных границ.
Вопросы
1. Что (кто) придает жизнь формам социального бытия?
2. Как реализуется социальный процесс?
3. Каковы его составляющие?
4. Как сочетается динамика процесса и устойчивое бытие людей и вещей?
5. Где синтезируются связи социального процесса?
6. В чем разница между линейными представлениями деятельности и трактовкой ее
как поля социальных взаимодействий?
7. Откуда берется энергия, преобразующая поле социальных взаимодействий?
Основная литература
1. Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990.
2. Круглый стол по проблеме деятельности // Вопр. философии. 1985. № 2.
3. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. М., 1991.
4. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф., Соч. Т .3.
5. Хайдеггер М. Исток художественного творения. Вещь // Хайдеггер М. Работы и
размышления разных лет. М., 1994.
6. Уайтхед А. Процесс // Уайтхед А. Избранные работы по философии. М., 1990.
7. Кемеров В.Е., Коновалова Н. Восток и Запад: судьба диалога... (Гл. 4
хрестоматии).
8. Современная западная философия: Словарь; статьи: "Бихевиоризм",
"Инструментализм", "Операционализм", "Прагматизм".
9. Современный философский словарь. Лондон, 1998; статьи: "Воспроизводство",
"Деятельность", "Практика", "Процессы социальные", "Труд".
4. Лосев А.Ф. Диалектика творческого акта // Контекст - 81. М., 1982.
5. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1989. С. 172 - 201.
6. Маркс К. Экономически-философские рукописи 1844 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.
Т. 42.
7. Юдин Э.Г. Деятельность и системность // Системные исследования: Ежегодник -
1976. М., 1977.
Дополнительная литература
1. Батищев Г. С. Опредмечивание и распредмечивание // Философская энциклопедия.
М., 1967. Т. 4.
2. Бергсон А. Собр соч. М., 1992. Т. 1.
3. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. М., 1967.
ГЛАВА VII
МНОГОМЕРНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ
Отдельный акт и отдельный предмет как абстракция от переплетения человеческих
деятельностей. - Проблема дальнодействия в социальном процессе. - Ненаблюдаемые
объекты социальной реальности. - Человек не является мерой всех вещей. - Владеть
вещами - владеть самореализацией. - Сознание как способность человека
оперировать сверхчувственными формами. - Духовность и метафизическая
(ненатуралистическая) связь людей - Социальное время и социальное пространство -
Порядочность разума и его укорененность в социальном времени и социальном
пространстве - Различные образы социального хронотопа - Время и пространство на
уровне бытия социальных индивидов
§ 1. Двойственный характер бытия людей и вещей
Человеческая предметность имеет особый характер. Предметное бытие человека не
совпадает с его телесным бытием. А бытие человеческих предметов не тождественно
их вещественности.
Эти "странности" предметного бытия людей обусловлены тем, что их предметность
живет по законам полифонического социального процесса. Каждое индивидное
человеческое бытие и каждое бытие человеческого предмета оказываются
пересечениями многих траекторий человеческой деятельности, разных связей
человеческого взаимодействия.
Самобытность людей и человеческих вещей образуется из постоянно возобновляющейся
"ткани" общественного процесса, на ней человек закрепляет свою обособленность,
отдельность, специфичность.
Эта самобытность людей и вещей, определившаяся, уплотнившаяся в процессе
сплетающихся и расходящихся человеческих действий, оказывается предметностью не
телесности и вещественности, а предметностью процесса и деятельности. Иными
словами, она реально существует в своем собранном, самостоятельном и специфичном
виде как процессность, которая дает возможность индивиду удержать в единстве
расслаивающиеся во времени и распадающиеся в пространстве моменты деятельности.
Отдельный акт, отдельный предмет, отдельный человек в этом смысле не являются
отдельными, ибо их бытие "проецируется" на другие акты, предметы, действия и
само поддерживается и стимулируется "проекциями" бытия других форм человеческой
предметности. Из этого вовсе не следует, как иногда считают, что человеческий
индивид должен рассматриваться как "придаток" системы, а вещь - как воплощение
функции. И люди, и вещи сохраняют и выявляют свою многомерность не вопреки
полифонической сложности социального процесса, а благодаря ей. Именно эта
сложность заставляет не ограничиваться в понимании людей и вещей их телесными
формами и социальными функциями. Именно в логике социального движения могут быть
истолкованы сведения людей и вещей к отдельным функциям.
Мы начинаем понимать особый характер человеческой предметности через полифонию
социального процесса. Но, следует подчеркнуть, само понимание социального
процесса остается существенно неполным, если мы не доводим его до понимания
процессности бытия людей и вещей.
В сфере непосредственного опыта мы постоянно имеем дело с дискретными актами,
вещами и индивидами. Суть же социального процесса в его постоянном
возобновлении. Если бы он не возобновлялся в своих дискретных моментах, он не
мог бы сохранять и свою континуальность. Последняя обеспечивается тем, что он
"протекает" в обособленных вещах и человеческих индивидах. Он живет и
"пульсирует" и в тех, и в других, хотя и существенно различным образом. Эта
"пульсация" процесса в обособленных индивидах и предметах есть единственное
объяснение их взаимообусловленности при отсутствии их непосредственных
контактов.
Проблема дальнодействия в социальном процессе еще, видимо, недостаточно оценена
и осмыслена. Этому, возможно, препятствуют формы непосредственных контактов,
связей, зависимостей, "прикрывающие" суть этой проблемы, однако многие
практические, теоретические, культурные вопросы связаны именно с ней. По мере
того как сохранение социальной связи на дистанциях пространства и времени будет
обретать смысл для все большего числа людей, осознание этой проблемы будет
перемещаться из сферы сугубо методологической в сферу повседневных человеческих
забот.
Преобладание чувственно-наглядного объяснения предметности и, собственно,
человеческих взаимодействий, характерное для обыденного сознания, долгое время
поддерживалось наукой, натуралистически - т.е. по аналогии с вещами и их
взаимодействиями - описывающей человеческое поведение. Такого рода наука,
естественно, расценивала попытки понять сверхчувственное бытие людей и вещей как
донаучные, вненаучные, мистические и т.п. Поскольку научность в значительной
степени отождествлялась со стандартами классического естествознания, и прежде
всего физики (еще более определенно - механики), всякая метафизическая
интерпретация бытия казалась сомнительной.
Однако со временем сомнительными оказались стереотипы, редуцирующие предметное
бытие людей и человеческих вещей к рамкам непосредственного восприятия их
телесности, к формам их наблюдаемых взаимодействий.
Как только нарождающаяся экономическая наука установила факт, согласно которому
вещь человеческого обихода оценивается не только и не столько по ее природным
качествам, сколько по качествам воплощенной в ней человеческой деятельности,
возник вопрос о выявлении, описании, объяснении этих качеств, причем качеств не
случайных, не второстепенных, но определяющих бытие предмета в человеческом
процессе. По сути, тогда - а это произошло в начале XIX в. - в поле научного
исследования были введены ненаблюдаемые объекты. Следует особо отметить:
общественная наука, таким образом, начала работать с ненаблюдаемыми объектами на
сто лет раньше, нежели наука естественная. Однако этот значительный шаг в
познании не был по достоинству оценен ни тогда, ни сейчас. Тогда - потому, что
познание сверхчувственного выходило за рамки стандартов научности и, по
существу, эти стандарты разрушало. Сейчас - потому, что философия,
сосредоточившись на критике стереотипов классической научности и рациональности,
практически ничего не сделала для выработки новых научных и философских средств
фиксации и описания сверхчувственных аспектов бытия.
Итак, сверхчувственное социальное бытие было первоначально обнаружено в товаре,
в его движении, взаимодействии с другими товарами. Социальные свойства товара
разворачивались во времени как формы человеческой деятельности, выступали ее
представителями, обнаружениями ее процесса. Благодаря этому оказалось возможным
человеческую деятельность измерять, свести к общественно необходимым и средним
величинам. Таким образом, процесс деятельности предстал первоначально в
экономической науке в форме абстрактной и деиндивидуализированной. Это,
собственно, и послужило причиной того, что многие гуманитарии и философы не
смогли воспользоваться понятием деятельности для разработки гуманитарной
проблематики, для исследований человеческой личности.
Экономическое, одномерное представление о человеческой деятельности не может
быть достаточной характеристикой сверхчувственных аспектов бытия вещей, тем
более людей. Не может оно претендовать и на положение универсального
объяснительного принципа. Сфера его продуктивного применения, пожалуй,
ограничена круговоротом стандартных орудий, средств обеспечения человеческой
жизни, сводимых к простым функциям, операциям, потребностям. Там, где мы
оказываемся перед нестандартной продукцией человеческого созидания, а стало
быть, и перед задачей реконструкции индивидных аспектов деятельности, личностных
качеств и способностей, там требуется переработка этого представления, придания
ему "глубины", выявление его конкретной многомерности.
Деятельность, скажем, находит среди вещей предмет человеческой потребности,
соединяет отдельную потребность и отдельный предмет. Но за этим актом соединения
предмета и потребности скрывается процесс создания предмета, его формирования
сообразно специальным потребностям людей. В нем же выявляется и наличие у людей
определенных способностей к потреблению или освоению предметов, сформированных
человеческой деятельностью. А эти неявные аспекты бытия предмета и бытия самого
человека существенны для их "встречи"; смыкаясь, они образуют форму освое
...Закладка в соц.сетях