Жанр: Философия
Синергетика: становление нелинейного мышления
...и бифуркаций за счет учета флуктуаций "Необходимость
синтеза этих двух теорий (динамической и статистической)
особенно остро ощущается в последние годы в связи
с развитием теории самоорганизации - синергетики",- пишет Ю.
Л. Климонтович [38, 3]
Практически речь идет о том, чтобы связать "физику
возникающего" с "физикой существующего" (если пользоваться
образным выражением И Пригожина), т. е связать теории
самоорганизации с фундаментальными физическими теориями При
этом возникают большие методологические проблемы как
соотнести обратимые уравнения динамических теорий с описанием
необратимых .процессов в статистической теории, какой уровень
описания (микроскопический - для динамических теорий или макроскопический
- для статистических) является более фундаментальным;
являются ли классические физические теории
результатом введения непомерных идеализации, в силу чего их
нужно откорректировать, введя диктуемую термодинамикой
необратимость в качестве исходного динамического принципа (как
предлагает И Пригожий), или все же можно сохранить
респектабельность редукционистских принципов и по-прежнему
обусловливать переход к статистике невозможностью полного
описания начальных условий? Без решения этих методологических
проблем успешное завершение формирования абстрактной
базисной теории синергетики невозможно, так как они определяют
различные подходы и к разработке математического аппарата, и к
решению конкретных задач по приложению теории.
Понятно, что во многом признанию того или иного подхода, а
может быть, и их синтезу будут способствовать
52
эффективность и конкурентоспособность основанных на них
математических моделей Однако уже сейчас ясно, что без
философского осмысления гносеологической ситуации вокруг
синергетики решение и названных, и не названных нами
методологических проблем будет невозможно. Не случайно
научные тексты по синергетике органично включают в себя мысли о
природе времени, о месте необходимости и случайности в описании
процессов эволюции, о различии между организацией и
самоорганизацией, соотношении между целым и частью и т. д
Безусловно, все эти и многие другие философские проблемы
самоорганизации требуют обсуждения, опирающегося на опыт
развития философской мысли. Но полезным, как нам кажется, такое
обсуждение может быть только в том случае, если будет учтен
общенаучный характер синергетической программы, ведь открытие
законов самоорганизации, общих для живой и неживой природы и
для общества, выводит философские проблемы синергетики за
рамки философских проблем физики.
РАСШИРЕНИЕ КАТЕГОРИАЛЬНЫХ ОСНОВАНИИ
ФИЗИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
1. КАТЕГОРИИ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ОТРАЖЕНИИ
ПРОЦЕССОВ САМООРГАНИЗАЦИИ
Интертеоретический анализ современной революции в
естествознании, проведенный нами в первой главе, показал, что
главное содержание революционных изменений в области физики
состоит в появлении физических исследовательских программ,
направленных на отражение процессов становления сложных систем
с более высокой степенью упорядоченности, чем исходная.
Напомним что речь идет о самопроизвольных необратимых
процессах самоорганизации.
Мы уже упоминали о том, что переход физики к теоретическому
описанию процессов становления породил многие
методологические проблемы: и связанные с теоретической
реконструкцией самоорганизации (что для физики внове), и
касающиеся соотношения этого нового знания с обширным
массивом познавательных результатов традиционной "физики
существующего". На наш взгляд, прояснению смысла этих
методологических проблем и исследованию возможных путей их
решения будет способствовать категориальный анализ
теоретических моделей самоорганизации. Выбор в арсенале
философских средств анализа естественнонаучного знания именно
категориальных форм его осмысления связан со спецификой
нынешнего этапа в развитии некоторых областей точного
естествознания. Дело в том, что категории мышления являются
граничными определителями смысла. Между тем формулировка
многих проблем, например в современной космологии, обнаруживает
как раз приближение к границам осмысленности. Предельными
по сути в этом смысле являются такие вопросы: что было до начала
времени? каковы условия возникновения материи из ничего? что
было, когда ничего не было? И хотя в формулировках такого рода
присутствует, конечно, доля щегольства, более адекватными
формулировками космологи по сути дела не располагают [59, 147214].
Характерно, что не только в применении к столь экстремальным
и глобальным обстоятельствам, как рождение Вселен-
ной, обнаруживается ограниченность традиционного понимания
используемых физикой категориальных средств. Самоорганизация
диссипативных структур в макроскопических масштабах и
обыденных ситуациях (скажем, образование ячеек Бенара в слое
масла на раскаленной сковороде) также оценивается физиками как
"поразительный пример, демонстрирующий способность
неравновесности служить источником упорядоченности" [47, 13].
Такая оценка связана с неприменимостью к образованию диссипативных
структур классического критерия упорядоченности
Больцмана, ассоциирующего упорядоченность с устойчивостью
равновесных структур типа кристалла.
Оба эти примера показывают ограниченность актуально
использовавшихся традиционной физикой методологических
средств для осмысления неклассических ситуаций, отражаемых
современными физическими концепциями. Речь идет о
необходимости расширения философских оснований физического
знания, прежде всего категориальных форм его осмысления. Такое
расширение может мыслиться как развитие категориальных
структур, эксплицируемых в понятийном аппарате теорий;
связанное с этим обстоятельством расширение содержания понятий,
сопоставляемых с соответствующими категориями; привлечение к
осмыслению познавательных результатов ранее не используемых в
этой области знания категорий.
Поскольку в поле зрения теоретического описания оказывается
становление нового, на наш взгляд, открывается возможность
использования потенциала диалектики как идеальной модели
теоретического воспроизведения процессов развития.
Преимущество подхода с этих позиций состоит в том, что можно
воспользоваться систематизированными группами категорий,
выработанными мировой философской мыслью при отражении
процессов развития человеческого познания и общественной жизни.
Степень адекватности этих категориальных систем понятийным
структурам физических теорий будет свидетельствовать об уровне
отражения последними процессов развития, о перспективах
развития как физического, так и философского знания. То
обстоятельство, что речь идет о теоретическом уровне отражения
процессов становления, побуждает нас обратиться к категориям
сферы сущности. При этом логично прежде всего рассмотреть
экспликацию категорий формообразования в понятийном аппарате
теорий самоорганизации. Во-первых, все эти теории касаются
формирования определенных структур, что определяет уместность
обращения к категориальным средствам отра-
жения именно формообразования. Во-вторых, категориальные
структуры детерминации касаются более глубокого уровня познания
сущности процессов развития, и к ним имеет смысл обратиться
позже.
Существенные отношения формообразования, диалектика
категорий формы и содержания раскрываются через систему
категорий: "элемент" и "структура", "целое" и "часть",
"внутреннее" и "внешнее". Системная связь категорий призвана
воспроизвести объективный ход развития предмета и процесс
познания его сущности. Охарактеризуем вкратце эту связь с точки
зрения диалектики [33].
Проблема отношения формы и содержания исторически
возникла в рамках решения фундаментальной мировоззренческой
проблемы: как возможны постоянство и повторяемость явлений при
их непрерывном изменении? До Гегеля эта проблема
рассматривалась в категориях "форма" и "материя". Гегель отверг
идею неизменности материального субстрата изменений и выдвинул
понятие "содержание", воплощающее единство формы и материи.
Он писал: "Содержание... определено в себе... как принявшая форму
материя" [23,84].
Материалистически переосмысливая гегелевские идеи, К. Маркс
углубил различие содержания и субстрата: содержание - это
субстрат в единстве с его формой. Поэтому обнаружение
материального субстрата - лишь ступень в познании содержания. Глава 3.
Методологические следствия современной революции
в естествознании.
1. РАСШИРЕНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В РАМКАХ
ФОРМИРУЮЩИХСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОГРАММ
Здесь, очевидно, необходимо показать, как связаны две главы
этой книги, почему исследование философских оснований
современной революции в естествознании было сосредоточено на
расширении категориальных оснований точного естествознания. В
процессе изложения мы опирались в основном на один -
предметный - аспект этой связи Имеется в виду то обстоятельство,
что переход физико-химических наук к изучению объектов в
процессе их становления повлек за собой необходимость обращения
к адекватному таким процессам категориальному аппарату:
к категориальным структурам диалектики.
Но для того чтобы сделать из наших исследований
соответствующие методологические выводы, необходимо
рассмотреть еще один, методологический аспект связи выбора
категорий как средства философского анализа развивающегося
знания с выбором исследовательских программ в качестве
методологической модели формы развития науки Практически речь
идет о том, чтобы выяснить место категориального осмысления
познавательных проблем в функционировании исследовательской
программы как формы теоретического освоения действительности.
Ключевым моментом этой связи является проблема понимания.
Что касается философских категорий как предельных определителей
смысла, то их роль в процессе понимания как реконструкции смысла
достаточно ясна. Важно определить место проблемы понимания в
успешном функционировании и развитии исследовательской
программы. Мы уже пытались сделать это в первой главе, воспользовавшись
понятием "интертеория". Но, как нам представляется, эти
предварительные попытки были достаточны для необходимого на
том этапе работы обоснования обращения при анализе становления и
развития новых исследовательских программ к философскому и, в
частности, категориальному контексту этих познавательных процессов.
Однако методологические выводы из категориального
анализа требуют более детальных представлении о месте
понимания в деятельности субъекта теоретического освоения
действительности в процессе реализации им исследовательской
программы. Для прояснения этого вопроса обратимся к
методологическим исследованиям деятельности субъекта по
развитию теории, предпринятым С. Б. Крымским и В. И.
Кузнецовым. "Понимание как реальная гносеологическая проблема,
- пишут они, - при обычной реконструкции хода познания
отсутствует как раз в силу того, что эта реконструкция имеет дело с
вполне определенными познавательными результатами, в
отношении которых уже ясны и очевидны, по крайней мере, их
принципиальные связи" [42, 203].
Та "обычная" реконструкция хода познания, о которой
упоминают Крымский и Кузнецов, связана с кумулятивистским
подходом к познанию как приращению готового знания. Даже
лишенный позитивистских крайностей, он суживает познание, сводя
его к отражению, элиминируя субъект познания и понимания. Мы
уже упоминали в первой главе о том, что для такого
гносеологического подхода характерно неразличение форм
деятельности по получению нового знания и форм его фиксации.
Для теоретического знания в качестве единой формы развития знания
рассматривалась теория.
Стремление методологов исследовать деятельность по
получению нового теоретического знания может приводить к
рассмотрению теории двойственным образом. Так, в интересном
исследовании Крымским и Кузнецовым развития теории как
последовательного решения задач авторы приходят к
необходимости выделения двух значений термина "теория": "...под
теорией подразумевается не только дедуктивная или гипотетикодедуктивная
организация всего имеющегося знания в целом, но и
каждый этап его развития" [42, 108}.
Ограниченная методологическая модель приводит авторов к
противоречивым выводам, хотя само рассмотрение теории в
контексте эвристики продуктивно и позволяет естественным
образом включить в методологический анализ проблему понимания.
Противоречие мы усматриваем в том, что, с одной стороны,
"макротеория" рассматривается как иерархия "микротеорий"
(решений задач), а между отдельными микротеориями отсутствует
отношение выводимости [42, 201], поскольку это отношение между
разными теориями; с другой стороны, "макротеория", как уже
цитировалось выше, выступает гипотетико-дедуктивной системой.
Это противоречие можно было бы снять,
расширив понимание макротеории за пределы стандартной
гипотетико-дедуктивной модели, но. очевидно, гораздо
продуктивнее было бы различение формы развития знания и формы
его фиксации, т. е. формы деятельности по отражению
действительности и системы знания как результата этой
деятельности.
То обстоятельство, что в иерархии микротеорий (в процессе
решения задач) происходит движение от абстрактного к
конкретному (и наоборот) и исходная по степени абстрактности
теория, судя по приводимым примерам, может служить в качестве
аналога абстрактной базисной теории физической
исследовательской программы, дает нам основание использовать
результаты исследования Крымского и Кузнецова в контексте
методологического подхода, рассматривающего исследовательские
программы как форму теоретического освоения мира, т. е. как форму
деятельности по его теоретическому отражению.
Нам импонирует в работе Крымского и Кузнецова, во-первых,
само их обращение к решению задач как способу развития теории.
Известно, что наличие "позитивной эвристики" как признака
"прогрессивного сдвига проблем" было конструктивным моментом
в концепции научно-исследовательских программ Лакатоса [46,
203-270}, и отсутствие аналогичных моментов в концепции
физических исследовательских программ (модифицирующей подход
Лакатоса) хотелось бы восполнить. Во-вторых, важной нам
представляется очевидная в контексте эвристики связь способности
субъекта к решению задач и его способности к пониманию
теоретического знания. "Понимание в системах конкретнонаучного...
знания включено... в эвристический процесс. А в
контексте эвристики понимание конкретно-научной теории
опирается на способность исследователя решать новые задачи,
которые, хотя и генерируются данной системой, требуют
осознанного выхода за ее пределы... Задача решается в процессе
нетривиального развития теории, и конечным пунктом развития
оказывается новая теория" [42, l94\.
Полезным, на наш взгляд, является и наблюдение, согласно
которому новая теория может быть более или менее общей по
сравнению с исходной [42, 202]. Напомним, что речь идет об
иерархии теорий в пределах одной дисциплины: например, о
теориях движения свободной материальной точки, теории движения
маятника и пр. в системе такой дисциплины, как теоретическая
механика.
В терминах концепции исследовательских программ отношение
этих теорий можно охарактеризовать как реа-
лизацию исследовательской программы, в основу которой
положена абстрактная базисная теория. Осознание того факта, что
реализация программы предполагает решение определенных задач,
позволяет поставить вопрос о соотношении теории и метода в
пределах исследовательской программы. Авторы концепции
исследовательских программ считают, что в жесткое ядро
программы входит "некая абстрактная физическая теория (с
комплексом методологических принципов ее построения),-это есть
базисная теория физической исследовательской программы" [11,
50]. Хотелось бы подчеркнуть, что в исследовательской программе
должны быть явным образом сформулированы не только принципы
построения абстрактной базисной теории, но и основные положения
методов перехода от нее к фундаментальным теориям, т. е.
принципы решения конкретных познавательных задач. Куда могут
быть отнесены эти принципы - к "твердому ядру" или к
"защитному поясу", зависит, очевидно, от стадии решения задачи,
от оценки на истинность полученного познавательного результата.
Поскольку исследовательские программы являются не формой
систематизации готового знания, а формой развития научного
познания, они представляют собой весьма динамичные
образования. Пока они работают, они одновременно продолжают
совершенствоваться: успехи определенных методов
свидетельствуют об истинности теоретических соображений,
положенных в их основу, что может способствовать их переходу из
"защитного пояса" в "жесткое ядро" и соответственно его
развитию.
Кроме того, следует иметь в виду, что научное сообщество
может развивать конкурирующие исследовательские программы,
постоянно оценивая их по степени эффективности. Возможен и
вариант, при котором в формирующейся исследовательской
программе на роль твердого ядра могут претендовать разные
теоретические подходы, которые впоследствии могут обнаружить и
свою близость. Так, при формировании ядра квантовомеханической
программы была обнаружена теоретическая
эквивалентность волнового и матричного подходов.
Близкая ситуация сложилась в синергетике как формирующейся
исследовательской программе. Если подход к
описанию самоорганизации на основе динамических теорий и метод
кинетических моделей различаются методологическими
основаниями и их в принципе можно рассматривать как основу
формирования конкурирующих программ, то применение к
описанию процессов самоорга-
низации методов теории фазовых переходов оказывается столь
схожим по своим основаниям с методом кинетических моделей, что
здесь речь может идти скорее об установлении их теоретической
близости и возможном объединении [78, 295] в ядре одной
программы. Впрочем, все перечисленные подходы приводят к
сходным типам нелинейных уравнений и соответственно к одним и
тем же типам решений. Так что не исключено, что в результате синергетика
все же сформируется в единую программу. И в этом
процессе, на наш взгляд, важную роль призвано сыграть
философское осмысление как познавательных результатов, так и
методов их получения. Философское же осмысление-это прежде
всего категориальное осмысление.
И вот здесь мы подходим к вопросу, сформулированному в
начале главы: каково место категориального осмысления методов
познания и познавательных результатов в развитии и реализации
исследовательских программ? Мы предполагали возможность
существования специфики функционирования категориального
аппарата в рамках исследовательской программы, поскольку,
рассматривая ее как форму теоретического освоения
действительности, отличали ее как способ деятельности субъекта от
теории как формы фиксации готового знания. Здесь уместно, на наш
взгляд, сопоставление вышеназванных форм с различными
аспектами трактовки познания: познание как отражение
действительности и познание как духовное производство. В первом
случае речь идет о бесконечном процессе, результат которого -
истина как процесс - предстает в единстве абсолютного и
относительного в форме теории. Во втором случае имеется в виду
решение конечных познавательных и практических задач. В
качестве формы организации духовного производства, очевидно, и
может выступать исследовательская программа, а конкретные
теории являются "продуктом" этого производства. Причем речь
идет не о разрозненных теориях, а об их комплексе. Такие комплексы
теорий, связанные единым подходом к предмету исследования,
общим кругом идей и понятий, короче говоря, единой
концепцией, В. Гейзенберг удачно назвал концептуальной
системой*.
Понятно, что такое разделение аспектов познания определяется
целями философского исследования и в известной мере условно. Но
различение этих аспектов позволит
________________________
* Гейзенберг выделял в современной ему физике пять концептуальных
систем.
избежать односторонности и подмены одного аспекта другим при
изучении реальных познавательных процессов. Что касается
исследовательских программ, то единство указанных аспектов
проявляется здесь в том, что формирование и развитие программ,
как уже было сказано, неотделимы от оценки на истинность
конкретных теорий как реализации этих программ, т. е. как
"продуктов" духовного производства.
И все же исследовательские программы отличает нацеленность
на действие, на дальнейшее развитие знания, на применение
методов. Это сказывается и в том, что исходные положения
абстрактных базисных теорий формулируются в виде принципов.
Принцип же, как известно,- субъективное выражение закона, он
выступает в качестве требований к деятельности субъекта. Таковы
принципы перенормируемости и симметрии в ядре программы унитарных
калибровочных теорий. Они определяют требования к
построению конкретных теорий и задают как определенные
процедуры проверки соответствия этим требованиям со стороны
теорий, так и основные положения методов их построения. Таков и
принцип подчинения в синергетической исследовательской
программе.
По мере укрепления статуса принципов на основе их
эффективного применения вырабатывается философское их
обоснование в связи с развитием соответствующей научной
картины мира и категориальным осмыслением терминов
полученных конкретно-научных теорий. Так, принцип симметрии
осмысливается на основе представлений о гармонии мира, а
спонтанное нарушение симметрии трактуется с помощью идеи
саморазвития материи. Принцип подчинения может быть
сопоставлен процессу формирования целым своих частей.
Таким образом, категории, благодаря своей всеобщности,
способствуют генерализации [18, 151] и универсализации [42,
123-124] знания, которые характерны для перехода от теорий к
высшей форме систематизации теоретического знания - научной
картине мира.
Пока мы, как видим, находимся в рамках категориального
осмысления теории как формы отражения действительности и
зафиксировали ту функцию категорий, которая связана с
осознанием истины, выраженной в теории [40, 60}. Здесь
понимание, как приобщение понимаемого. к миру человеческой
культуры, происходит за счет вовлечения теоретического знания в
мировоззренческий контекст, в котором понятия "мир" и
"человек" неразделимы.
Являясь важнейшим компонентом мировоззрения - миро-
Посмотри в окно!
Чтобы сохранить великий дар природы — зрение,
врачи рекомендуют читать непрерывно не более 45–50 минут,
а потом делать перерыв для ослабления мышц глаза.
В перерывах между чтением полезны
гимнастические упражнения: переключение зрения с ближней точки на более дальнюю.
представлением, научная картина мира связывает результаты
теоретического освоения мира с его духовно-практическим
освоением
Получив в научной картине мира философское обоснование,
принципы построения абстрактной базисной теории приобретают
статус методологических принципов, регулируя деятельность
ученых по теоретическому отражению определенного круга
явлений действительности.
Таким образом, оказывается, что один и тот же принцип в
зависимости от его места в познавательном процессе приобретает
различные функции. Так, принцип локальной симметрии и ее
спонтанного нарушения, выступая в качестве математически
определенного алгоритма деятельности ученого по построению
определенного варианта унитарной калибровочной теории, в
содержании этой теории (например, в экспериментально
подтвержденной единой теории электромагнитных и слабых
взаимодействий Вайнберга и Салама) оказывается теоретическим
принципом, отражающим определенные стороны
действительности. Будучи же осмыслен с помощью категорий
"гармония", "развитие", "мир" в научной картине мира,
преобразованной на основе обобщения нового теоретического
знания, принцип локальной симметрии и ее спонтанного нарушения
приобретает статус методологического принципа абстрактной
базисной теории физической исследовательской программы. В
этом своем статусе он выступает в качестве регулятива
деятельности ученого, являясь важной частью его
методологического сознания
Чтобы привести более знакомый и признанный пример,
сошлемся на математически выраженное соотношение неопределенностей
Гейзенберга и интерпретирующий его принцип
дополнительности Бора, имеющий статус методологического
принципа в квантово-механической исследовательской программе.
Принцип дополнительности сформулирован на основе
философского истолкования соотношения неопределенностей.
Истолкование в рамках диалектико-материалистической трактовки
копенгагенской интерпретации квантовой механики академиком В.
А. Фоком зиждется на таких философских категориях, как
"субъект" и "объект", "активность субъекта", "противоречие",
"возможность", "практика". Принцип относительности к средствам
наблюдения, потенциальная возможность микрообъекта проявлять
волновые или корпускулярные свойства в зависимости от
экспериментальной ситуации - вот конкретное методологическое
воплощение наз-
ванных категорий, результат осмысления с их помощью
реальной познавательной ситуации
Те методологические принципы, о которых мы ведем речь,
являются еще более конкретными, чем принципы методологии
определенной частной науки Это принципы не просто физики, а
квантовой физики, квантово-релятивистских теорий и т. д. Таким
образом, мысль (высказывавшаяся, в частности, П Фейерабендом в
"анархической" форме) о методологическом плюрализме [72,
125-450], о невозможности задания единого списка
методологических принципов построения теории в любой области
знания (идеал позитивизма) получает, казалось бы, неожиданное
подтверждение
Вопрос о месте методологических принципов в концепции
физических исследовательских программ, об их соотношении с
традиционно признаваемыми регулятивами методологии
физической науки заслуживает особого рассмотрения, потребует
специальных методологических исследований. Однако уже сейчас
можно сказать, что многие общие методологические принципы,
связанные с важнейшими гносеологическими и
мировоззренческими положениями, либо сохраняют свое значение,
либо получают свое конкретизированное воплощение в
методологическом содержании определенных исследовательских
программ. Так, полностью сохраняет с
...Закладка в соц.сетях