Жанр: Философия
Эстетика
Виктор Васильевич Бычков
Эстетика
"Эстетика": Гардарики; Москва; 2004
ISBN 8-8297-0116-2
Аннотация
Книга одного из главных отечественных специалистов в области эстетики, ученого с
мировым именем проф. В.В. Бычкова вляется учебником нового поколения, основывающимся
на последних достижениях современного гуманитарного знания и ориентированным на
менталитет молодежи XXI в. Представляет собой полный курс эстетики.
В Разделе первом дается краткий очерк истории эстетической мысли и современное
понимание основ, главных идей, проблем и категорий классической эстетики,
фундаментально подкрепленное ярким историко-эстетическим материалом от
античности до ХХ в.
Второй раздел содержит уникальный материал новейшей неклассической эстетики,
возникшей на основе авангардно-модернистско-постмодернистского
художественно-эстетического опыта ХХ в. и актуального философско-эстетического
дискурса. В приложении представлены темы основных семинарских занятий по курсу и
широкий спектр рекомендуемых тем рефератов, курсовых и дипломных работ с
соответствующей библиографией.
Учебник снабжен именным и предметным указателями. Рассчитан на студентов,
аспирантов и преподавателей гуманитарных дисциплин - философов, филологов,
искусствоведов, культурологов, богословов; он будет полезен и всем желающим повысить
свой эстетический вкус.
Виктор Бычков
Эстетика
Допущено Научно-методическим советом Министерства
образования Российской Федерации в качестве учебника для
гуманитарных направлений и специальностей вузов России
Рецензенты:
главный научный сотрудник Института философии РАН
доктор философских наук, профессор Л.И. Новикова;
старший научный сотрудник кафедры эстетики философского
факультета МГУ кандидат философских наук С.А. Завадский
В оформлении переплета использован фрагмент картины
Василия Кандинского "В голубом" (1925)
Введение
Сегодня, в начале нового столетия, нового тысячелетия, а я убежден - и в начале
принципиально новой (иной) эпохи в истории человечества (на этом еще будет время
остановиться подробнее), достаточно трудно говорить о вещах традиционных и вроде бы
уже давно устаревших. Во всяком случае вторая половина ХХ в. в культуре была обостренно
ориентирована на глобальную переоценку ценностей, провозглашенную еще в конце XIX в.,
прежде всего Фридрихом Ницше, но реализованную только к концу прошлого (ХХ)
столетия, особенно в сферах гуманитарной культуры, гуманитарных наук, в искусстве, этике,
эстетике. На протяжении более чем 100 лет последовательно низвергались традиционные
идеалы и принципы, маргинальное (для своего времени) занимало место магистрального,
утверждались новые парадигмы мышления и арт-презентации, разрабатывались
принципиально новые стратегии бытия-мышления. И все это имело и имеет под собой
глубокие основания, которыми сегодня занимаются многие науки. Однако все сие воздвигает
перед автором существенные трудности, ибо он, как один из немногих еще сохранившихся
могикан уходящей Культуры , ставит перед собой задачу передать некую живую частицу
смысловой предметности этой Культуры вам, новым, устремленным в какие-то нам уже
неведомые дали, ощущающим какие-то манящие принципиально иные горизонты, закрытые
от нас, уходящих и почти ушедших, маревом цивилизационного смога.
Как показать вам, что в том, что многие из вас сегодня с пренебрежением попирают
ногами как устаревшую рухлядь, есть нечто непреходящее, изначально генетически и
онтологически присущее Человеку как homo sapiens, а не просто "твари, дрожащей" перед
властями предержащими или карман имеющими? Это трудно, ибо не знаю, на каком языке
или сленге говорить с вами...
И тем не менее отваживаюсь, ибо убежден, что то, о чем собираюсь сказать, само
скажет за себя и лучше, и убедительнее, чем я сейчас могу предположить.
Я желаю передать тебе, читатель, нечто от опыта, приобретенного мною за многие
годы активного общения с Культурой, уже почти ушедшей от тебя в историю. Ты, взявший
эту книгу, вероятно, все-таки желаешь что-то получить от нее, от меня, от тех многих, кто
стоит за мною в истории культуры. Попробуем с доверием отнестись друг к другу: я - с
благожелательной уверенностью, что ты доверяешь моему опыту и нуждаешься в знакомстве
с ним; ты - с убеждением, что я не обману твоих ожиданий. Если эти наши упования хотя бы
частично оправдаются, я буду рад, что не зря тратил время, силы и бумагу.
Что же я желаю сказать и почему убежден, что это необходимо сказать тебе, идущему
где-то следом, но, понятно, не след в след, а на ином уровне бывания и почти в ином уже
измерении?
Да в общем-то очень простые вещи. Напомнить тебе, что при всей твоей
"продвинутости", объективной и субъективной, при всей твоей устремленности в неведомые
дали и к таинственным горизонтам, при всей твоей суперсовременности ты в глубинах своей
сущности остаешься таким же человеком, как и я, да что там я, - какими были и Хайдеггер,
и Флоренский, и Кант, и Леонардо, и Аристотель, и Платон, и даже легендарный Гомер. Мы
все есть и были и будем людьми прежде всего, а поэтому ничто человеческое ни мне, ни
тебе, ни Сократу не было, не есть и не будет чуждо. Вот и все.
Одной из сфер, объединяющих человечество во всех исторических измерениях,
является сфера эстетического. О ней здесь и речь, ибо к концу прошлого столетия стало
как-то немодным писать и говорить о ней, хотя она от этого не потерпела никакого ущерба;
даже в духовно-материальных мирах тех, кто вроде бы не знает ее, не желает знать или, зная,
пытается отрицать как нечто устаревшее. Огорчу их. Есть нечто в космоантропном бытии,
что не устаревает со временем, что не исчезает по желанию людей, что относится к их
сущности, даже если они не признают вообще никаких сущностей. Есть некие универсалии
взаимоотношений человека и Мира, сохраняющие свою значимость на протяжении
практически всей истории человека как существа цивилизованного. Именно к таковым
сущностным характеристикам космоантропного бытия и принадлежит сфера эстетического,
проникновением в которую, изучением которой и занимается наука эстетика. Понятно, что
на каждом этапе истории культуры конкретные формы бытия, реализации, актуализации
этой сферы свои, отличные от форм, характерных для других культурно-исторических
этапов, и соответственно - иные формы их изучения и описания. Сегодня мы как раз
находимся в стадии активного и глобального перехода от одной формы цивилизационного
процесса к другой, т.е. - в ситуации, когда претерпевают, радикальное преобразование
многие универсалии культуры и, как следствие, формы и способы их изучения и описания.
Эстетика и феномены, изучаемые ею, не являются здесь исключением. Однако это отнюдь не
означает, что они утрачивают свою значимость для человека; показ этого и составляет одну
из главных задач данной книги, что предполагает достаточно полное введение читателя во
все поле этой науки.
Собственно эстетика - это фактически и в строгом смысле слова даже не наука, не
совсем и не только наука, ибо ее предмет в принципе не поддается полному рациональному
осмыслению и вербальному описанию. Здесь иной уровень, нежели узко научный, даже при
самой широкой семантике понятия "наука", и уровень этот более высокий. В
сущностно-метафизическом смысле эстетика - это особая форма бытия-сознания; некое
специфическое духовное поле, в котором человек обретает одну из высших форм бытия,
ощущение и переживание полной и всецелой причастности к бытию. Наука эстетика -
только малая и самая упрощенная область этого поля, помогающая, однако, человеку,
точнее, пытающаяся помочь осознать значимость духовной материи в его жизни и в
структуре Универсума в целом. Более существенной частью духовного поля является
искусство как деятельность и результат деятельности сознания, относящегося к сфере
эстетики; один из главных конкретных результатов эстетического опыта. И оно поэтому
также является одним из основных объектов исследования науки эстетики.
Если же сказать кратко для любителя дефиниций, то:
эстетика - это наука о гармонии человека с Универсумом.
Просто и ясно. И здесь не будет схоластических рассуждений о том, что такое человек,
что такое Универсум, даже что такое гармония. Эти три понятия принимаются a priori в
качестве знания, присущего каждому человеку, хотя и трудно дефинируемого. И не столь
важно, как мы субъективно понимаем и представляем себе их. Для нас значимо другое.
Каждый мыслящий человек сознает, что и человек, и Универсум - это нечто реальное и
существенное, что человек - часть Универсума, зависящая от него и влияющая на него, что
взаимодействие этих феноменов отнюдь не маловажная вещь, что от этого взаимодействия
зависят они оба и что возможны их позитивные и негативные (по крайней мере для человека)
контакты. Так вот позитивный контакт между ними, оптимально благоприятный для бытия
того и другого, мы и обозначаем здесь как гармонию, или эстетический опыт. Им
собственно с древности и занималась мыслительная деятельность внутри различных наук,
которая в XVIII в. получила название эстетики и которая до сих пор находится в стадии
активного становления, и значимость ее в эпоху глобального конфликта (и дисгармонии)
человека с Универсумом возрастает с каждым мгновеньем. Сегодня уже хорошо ощущается:
если человек не найдет путей к оптимальному контакту с Универсумом, не сбалансирует
гармоническое и дисгармоническое в своих отношениях с ним, то прежде всего он сам
окажется перед реальной угрозой уничтожения, исчезновения из структуры Универсума.
Вот, собственно, об этих простых, но значимых для человека вещах предлагаемая тебе,
читатель, книга. Здесь нет рецептов и ответов на роковой для русской культуры вопрос: что
делать? Однако дана достаточно полная картина состояния проблемы эстетического опыта,
форм его бытия в истории культуры и на современном этапе, принципов и способов его
теоретического осмысления и описания; наконец, исподволь предпринимается попытка
выявления возможных путей трансформации и самого опыта, и способов его словесного
выражения.
В книге использованы некоторые идеи и материалы, опубликованные мной в свое
время совместно с Л. С. Бычковой и О. В. Бычковым в "Новой философской энциклопедии",
в "Лексиконе нон-классики", в проекте "КорневиЩе. Неклассическая эстетика". Мои
коллеги, постоянные помощники и близкие родственники, любезно согласились на
публикацию своих материалов здесь без конкретного указания в каждом случае на их
личный вклад, за что я приношу им сердечную благодарность, как и за постоянные советы и
консультации.
Эстетика как наука философского цикла самоопределилась сравнительно недавно, хотя
собственно эстетическое сознание, эстетический опыт, эстетическая деятельность, далеко не
всегда осознаваемые как таковые, присущи культуре изначально, а история эстетической
мысли, как мы увидим, уходит своими корнями в глубокую древность. Однако впервые сам
термин "эстетика" (от греч. aisthetikos - чувственный) ввел в употребление немецкий
философ Александр Баумгартен в своей двухтомной работе "Aesthetica", опубликованной в
1750-1758 г. У него этим термином обозначена наука о низшем уровне познания -
чувственном познании, в отличие от высшего - логики. Если логические суждения в его
понимании покоятся на ясных отчетливых представлениях, то чувственные (эстетические) -
на смутных. Первые - это суждения разума; вторые - суждения вкуса. Эстетические
суждения предшествуют логическим: их предмет - прекрасное, а предмет логических
суждений - истина. Отсюда к эстетике Баумгартен отнес и всю философию искусства,
предметом которого он также считал прекрасное. Эти идеи по-своему развивали затем Кант,
Гегель и множество других философов, мыслителей, ученых-эстетиков, доведя в конце
концов представления о предмете эстетики до идей, фактически отрицающих концепцию
Баумгартена, или развивающих ее до степени, преодолевающей основные исходные
положения немецкого философа. Тем не менее именно ему принадлежит честь открытия и
легитимации науки эстетики.
Сегодня, после нескольких столетий напряженного изучения мыслителями самых
разных ориентаций сферы эстетического опыта и бурного развития искусства как главного
феномена эстетического сознания, эстетику как науку можно с некоторой долей условности,
характерной вообще для любых дефиниций, определить следующим образом. Это наука о
неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности,
изучающая специфический опыт ее освоения (глубинною контакта с ней), в процессе (и в
результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях
духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, катарсиса, духовного
наслаждения и т.п. полную гармонию своего Я с Универсумом, свою органическую
причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную
нераздельность с ним, а часто и конкретнее - с его духовной Первопричиной, для верующих
- с Богом.
Термин "эстетика" употребляется в современной научной литературе и в обыденной
практике и в ином смысле - для обозначения эстетической составляющей Культуры и ее
эстетических компонентов. В этом смысле говорят об эстетике поведения, той или иной
деятельности, спорта, церковного обряда, воинского ритуала, какого-либо объекта и т.п.
К основным категориям эстетики относят: эстетическое, прекрасное, возвышенное,
трагическое, комическое, безобразное, искусство, игру.
Наука эстетика, как и любая наука, не учит человека чему-то (например, правильному
восприятию искусства или красоты в мире, - этим занимается, в частности, эстетическое
воспитание, особыми методами развивая в человеке эстетический вкус, эстетическое
чувство). Она только всесторонне исследует свой предмет и тем самым показывает место,
роль и значимость эстетического опыта в жизни человека и общества, а косвенно указывает
и путь, на котором человек может хотя бы временно вырываться из сферы глобальной
социально-утилитарной зависимости, детерминированной конкретными жизненными
условиями, и ощущать свою сущностную причастность к высшей космоантропной
реальности, к духовным сферам бытия; пережить состояния личной свободы, гармонии и
абсолютной полноты жизни.
Эстетический опыт, как совокупность неутилитарных Отношений с
действительностью, с глубокой древности присущ человеку (является сущностным
качеством его природы) и получил свое первоначальное выражение в протоэстетической
практике архаического человека - в первых попытках создания тех феноменов, которые
сегодня мы относим к сфере искусства или художественного, в стремлении украсить свою
жизнь, предметы утилитарного употребления и т.п. В первобытной пластике и настенных
росписях в неолитических пещерах древние люди стремились выразить в некой обобщенной
визуальной форме свой духовно-практический опыт, сохранить его для последующих
поколений; в музыкальных ритмах, пении, сакральных плясках - отыскать некие пути
контакта с природой и мирами наполняющих ее таинственных существ, духов и т.п.
Первобытный протоэстетический опыт чаще всего был неразделим с проторелигиозным
сакральным опытом. И тот и другой плохо осознавались древним человеком, но активно
переживались, возбуждая эмоциональную сферу психики. Древнейшие палеолитические и
неолитические памятники "искусства", как правило, относятся исследователями к
культово-магической деятельности древнего человека, к попыткам материализовать какие-то
наиболее значимые для него моменты мифологического сознания, даже сегодня не
поддающиеся вербализации.
В дальнейшем эстетический опыт и эстетическое сознание, развиваясь вместе с
духовно-эмоциональным развитием человека, наиболее полно воплощались в искусстве,
культовых практиках, обыденной жизни. И уже в Древней Индии, Древнем Китае, Древней
Греции стали появляться специальные трактаты по искусству и философские тексты, где
эстетические проблемы поднимались до уровня теоретического осмысления. Концепции
возникновения космоса (по др.-греч. kosmos означает помимо мироздания украшение,
красоту, упорядоченность) из хаоса, попытки осмысления и описания красоты, гармонии,
порядка, ритма, подражания (мимесис у древних греков) в искусстве фактически стали
первым этапом рефлексии эстетического сознания, первыми шагами к возникновению
эстетики.
Вполне закономерно, что эстетика как наука возводит начало своей истории именно к
этим опытам древней мысли по постановке проблем, вошедших в Новое время в поле ее
зрения. Основная терминология и главные понятия эстетики в
европейско-средиземноморском ареале сложились в Древней Греции и затем в той или иной
форме развивались до появления собственно дисциплины эстетики. К ним относятся такие
термины и понятия, как красота, прекрасное, возвышенное, трагедия, комедия, катарсис,
гармония, порядок, искусство, ритм, поэтика, красноречие, музыка (как теоретическая
дисциплина), калокагатия, канон, мимесис, символ, образ, знак, свет, цвет и некоторые
другие. Не все из них в древности имели тот смысл, в котором их употребляет современная
эстетика, однако культурно-исторический процесс включил к ХХ в. большую часть из них в
смысловое поле эстетики, а их этимология дает возможность более рельефно выявить их
современное значение в семействе родственных семантических обертонов.
Исторически в центре эстетики всегда стояли две главные проблемы: собственно
эстетического, которое чаще всего осмысливалось в терминах красоты, прекрасного,
возвышенного, и искусства, понимавшегося в древности в более широком смысле, чем
новоевропейская категория искусства ( = beaux arts, schцne Kьnste, изящные искусства - с
XVIII в.). Эстетика как философия искусства и прекрасного - традиционное клише
классической эстетики, восходящее к античности и выражающее сущностный аспект этой
дисциплины. Из текстов древнегреческих философов (пифагорейцев, Платона, Аристотеля,
стоиков, Плотина) и теоретиков различных искусств (красноречия, музыки, архитектуры)
следует, что проблема красоты (в ее структурных принципах гармонии, порядка, меры,
ритма, симметрии и др.) решалась, как правило, в онтологической сфере и напрямую
восходила к космологии. В теориях искусств на первое место выдвинулось понятие
мимесиса (подражания) во всех его модификациях - от иллюзионистского копирования
форм видимой действительности (особенно в живописи - художники Зевксид, Апеллес,
Эвфранор) до "подражания* идеям и эйдосам ноэтического (духовного) мира.
Художественная практика имплицитно выработала принцип антропной пластичности в
качестве основы эстетического сознания, распространяющийся на весь Универсум.
Античные космос и мир идей - пластичны, что открывало возможность
конкретно-чувственного выражения, т.е. сугубо эстетического опыта.
Можно выделить два основных способа исторического бытия эстетики: имплицитный
и эксплицитный . Ко второму относится собственно философская дисциплина эстетики,
самоопределившаяся только к середине XVIII в. в относительно самостоятельную часть
философии.
§ 1. Имплицитная эстетика
Она уходит корнями в глубокую древность и представляет собой полутеоретическое
свободное осмысление эстетического опыта внутри других дисциплин (в философии,
риторике, филологии, богословии, экфрасисе - древних описаниях произведений искусства и
т.п.). Имплицитная эстетика существовала на протяжении всей истории эстетики и
существует ныне. Условно в ней можно выделить три основных периода: протонаучный (до
середины XVIII в.), классический, совпадающий с развитием классической философской
эстетики (середина XVIII-XIX в.) и постклассический (условно с Ф. Ницше и до настоящего
времени).
В европейском ареале протонаучная эстетика дала наиболее значимые результаты в
греко-римской античности, в Средние века, в Возрождении, внутри таких
художественно-эстетических направлений, как классицизм и барокко. В классический
период имплицитная эстетика особенно плодотворно развивалась в направлениях
романтизма, реализма и символизма. Начавшийся с Ницше постклассический период, основу
которого составила переоценка всех ценностей культуры, отодвинул собственно
теоретическую эстетику (эксплицитную) на задний план, на уровень школьной дисциплины.
Эстетическое знание в ХХ в. наиболее активно развивалось внутри других наук (философии,
филологии, лингвистики, психологии, социологии, искусствоведения и т.д.), т.е. опять
приобрело имплицитный характер.
Античность
С первыми следами значимого осознания эстетического опыта мы встречаемся у
пифагорейцев - учеников и последователей Пифагора. Осмысливая структуру Универсума и
место в нем человека с математических позиций, которые тогда тесно переплетались с
музыкой как математической дисциплиной, изучавшей ритмические закономерности,
пифагорейцы пришли к удивительному выводу о том, что космос организован по принципу
музыкальной гармонии, ввели понятие "музыки небесных сфер". Точнее, по их
представлениям, космос (движение планет, расстояния между ними, периоды их обращения,
скорости и т.п.) организован на основе таких математических принципов, которые затем
легли в основу человеческой музыки, т.е. исполняемая музыка подражает на микроуровне
"музыке небесных сфер" и этим доставляет людям радость и наслаждение. По убеждению
пифагорейцев, душа человека представляет собой тоже некую гармонически
организованную числовую структуру. Музыка, резонируя с душой, вводит ее в некий
глобальный резонанс (гармонию) с космосом, чем и доставляет человеку радость. Таким
способом душа постигает законы космоса, ибо согласно древней традиции "подобное
познается подобным". Эти идеи активно вошли в античную эстетику.
Платон уже много и сознательно рассуждает о красоте, искусствах и о доставляемом
ими удовольствии. При этом он с большой настороженностью относится ко всему тому, что
сегодня составляет предмет эстетики. Во многих искусствах он видит "подражание"
видимому миру, который сам является лишь подражанием миру идей. Поэтому с точки
зрения гносеологии (т.е. с познавательной точки зрения, главной для философии) искусства
практически бесполезны. Доставляемое ими удовольствие тоже, согласно Платону, как
правило, уводит человека от поисков истины и от жизненной пользы в сферу чувственных
наслаждений, которые в целом бесполезны для человека. Отсюда и красота настораживает
его своей амбивалентностью. С одной стороны, она - источник чувственных вожделений,
явно бесполезных для гражданина идеального полиса. С другой - возбудитель любви,
страстного стремления не только к чувственному возлюбленному, но и к духовной сфере, к
интеллектуальной деятельности философа, к истине.
Платон впервые выводит понятие to kalon (прекрасное как в физическом, так и в
нравственном смыслах) на уровень некоего абстрактного начала, указывающего вместе с тем
путь к моральному и духовному совершенствованию человека, посредствующего между
субъектом и "высшим благом". К нему восходит концепция иерархии красоты, на вершине
которой находится идея красоты, восхождение к которой только и оправдывает в конечном
счете всю эстетическую сферу, ибо приобщение к этой "идее" свидетельствует о
приобщении к божественному миру идей, к бессмертию.
Для стоиков (Зенон и др.) to kalon, будучи высшим этическим идеалом, имеет и
сильную эстетическую окраску, на которой делается особый акцент при доказательстве
существования богов (Клеанф), при обосновании естественных оснований морали (Панэций).
Аристотель в своем не полностью сохранившемся трактате "Об искусстве поэзии" (360-355
до н.э.) рассматривал сущностные аспекты поэтического искусства. Развивая античную
традицию, он видел смысл искусства в мимесисе, однако в отличие от Платона,
порицавшего именно за это искусство как "подражание подражанию", Аристотель считал,
что поэтический мимесис ориентирован не столько на бездумное копирование
действительности, сколько на ее "правдоподобное" изображение в вероятностном модусе.
Кроме того, смысл художественного мимесиса он видел в самом акте искусного
подражания, в мастерстве художника: "...на что смотреть неприятно, изображения того мы
рассматриваем с удовольствием, как, например, изображения отвратительных животных и
трупов" . Этой неосторожной фразой, сам того не желая, Аристотель заложил основы
позднейшей эстетики и эстетизации безобразного, получившей свое мощное воплощение в
некоторых направлениях искусства ХХ в. (см. Раздел второй данной книги). Главное
назначение миметического искусства (трагедии, в частности) Аристотель усматривал в
катарсисе ("очищении от аффектов") - своеобразной психотерапевтической функции
искусства, реализация которой сопровождается удовольствием.
Аристотель вообще уделил много внимания анализу удовольствия, его роли в
человеческой жизни, в том числе и в связи с искусством. В "Никомаховой этике" он
различал удовольствия "чистые", высокие, достойные свободнорожденных - "удовольствия
от прекрасных вещей" и удовольствия низкие, телесные, порочные, возбуждаемые
постыдными вещами и присущие людям низким по происхождению и социальному
положению. К первому роду он относил удовольствия от позитивных, созидательных видов
деятельности, среди которых существенное место занимают искусства (живопись,
скульптура, ораторское искусство, трагедия, музыка), философия, а также любая
совершенная в своем роде и ориентированная на конкретное чувство деятельность: "... в
каждом случае лучшей является деятельность "чувства", устроенного наилучшим образом
для восприятия самого лучшего из подлежащего восприятию этим чувством. Эта
деятельность и будет совершеннейшей и доставляющей наивысшее удовольствие". При этом
удовольствие не только свидетельствует о совершенстве воспринимаемой вещи или
осуществляемой деятельности, но и "делает всякую вещь совершенной", т.е. стимулирует
совершенство .
Аристотел
...Закладка в соц.сетях