Жанр: Электронное издание
Глава 6
... был Вебер, который доказывал, что бюрокр
атия "встроена" во всю систему общественных отношений.
А потому даже в случае преодоления частной собственности она
сохранится и "... руководство огосударствленными предприятиями
или предприятиями, перешедшими во владение какого-либо
"общественного хозяйства", также стало бы бюрократическим"^.
^Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 221.
^Приведено по: Давыдов Ю. Вебер или Ленин: кто прав? // Диалог. 1992.
#3. С. 58.
105
Субсидиарность, с одной стороны, расширение функций бюрокр
атии - с другой, реализуются в рамках еще одной, седьмой,
общецивилизационной тенденции, связанной с возникновением
надгосударственных органов управления. Это происходит посредством
образования межгосударственных локально-цивилиз
ационных союзов, объединяющих страны, либо совместно преодолев
ающие конкретные (социально-экономические, экологические
и др.) проблемы, либо противостоящие богатым соседям
и объединяющиеся в целях решения этой и иных задач под лозунг
ами национально-культурного и прочих форм возрождения.
Последствия рассматриваемой тенденции не очевидны. Более
или менее ясна лишь социально-экономическая их "версия", связ
анная с формированием "наднациональных" институтов, постепенно
берущих на себя функции, традиционно обеспечивавшиеся
отдельными государствами самостоятельно^. Меньше определенности
со второй "версией", с интеграцией государств, различных
по уровню развития, но принадлежащих к одному типу
цивилизации. И это весьма тревожный симптом. Не исключено,
что формирование двух цивилизационных "блоков" (в том числе
вследствие укрепления позиций соответствующей надгосударственной
бюрократии) приведет к тому, что, защищая собственные
ценностные ориентиры, они войдут в "штопор" взаимной конфронт
ации, воспроизведя в глобальных масштабах печальный
опыт первой половины XX в. Если это так, то можно предположить,
что перспективы общецивилизационного сдвига окажутся
зависимы от двух, обусловленных рассматриваемой седьмой тенденцией,
процессов: отхода от практики конфликтов между
государствами одной цивилизационной принадлежности; углубления
конфликтов между союзами государств, ориентирующихся
на различные цивилизационные ценности и системы интересов^.
^В пользу этого предположения говорят последние изменения в рамках
ЕС. Произошла не просто его реорганизация, но именно качественное преобразов
ание, когда значительная часть функций, традиционно выполняемых каждым
государством, самостоятельно передается надгосударственным органам упр
авления Западной Европы. Можно предположить, что мы являемся свидетелями
образования некой межгосударственной "федерации", объединяющей
европейские локально-цивилизационные общности гражданского типа цивилиз
ации.
^В какой-то степени данные явления объясняет разработанная И. Валлерстейном
теория мировых систем. Автор предложил рассматривать мировое разделение
труда сквозь призму отношений между ядром (центром), полупериферией
и периферией, где ядро эксплуатирует, периферия эксплуатируется, а полупериферия
занимает между ними "промежуточное" положение (см.: Wallerstein
I. The Capitalist World-economy. P., 1979; Wallerstein I. The Politic of
the World106
Из сказанного может последовать неутешительный вывод об
обреченности человечества на конфронтацию. Это было бы верно,
если бы не необходимость использования обоими типами цивилиз
ации для поддержания своей конкурентоспособности в экономической
сфере достижений современной НТР. Данная необходимость,
в сочетании с действием пяти первых рассмотренных
нами процессов и явлений, полагаем, снижает опасность межцивилиз
ационной конфронтации, так как способствует интеграции
двух противоположных систем интересов и ценностных ориентиров.
Поскольку характер и последствия воздействия НТР на изменение
общественных отношений достаточно подробно рассмотрены
в литературе, кратко остановимся лишь на общей логике
этого процесса.
3. Технологическая интеграция
Первоначально использование хотя бы одним государством
достижений НТР приводит к их восприятию странами аналогичной
цивилизационной принадлежности. Затем в целях преодоления
разрыва в уровнях экономического развития отмеченные достижения
вынуждены использовать государства иной цивилизационной
принадлежности. А поскольку современная НТР имеет
одним из своих главных условий и результатов социальную переориент
ацию экономики, намечается постепенный отход обоих
типов цивилизаций от свойственного им потребительского отношения
к человеку, их дрейф в сторону новой, общей для них трактовки
содержания общественного богатства, а в конечном итоге,
- признание образующими их общностями прав на существов
ание иных систем интересов и ценностных ориентиров. Это заст
авляет оба типа цивилизации использовать, наряду со сходными
технологиями, также и институты, возникновение которых не
только вызывает к жизни, но и само обусловлено социализацией
природы и экологизацией общественных отношений. Поэтому
логично предположить, что сегодня в мире формируется общая
материально-экономическая основа сближения общинного и
гражданского типов цивилизаций. В этом, полагаем, состоит
смысл восьмого "работающего" на общецивилизационный сдвиг
явления.
Формирующиеся и развивающиеся в рамках обоих типов цивилиз
аций общие моменты неоднородны как по своей направленeconomy.
Paris. 1984). Однако это направление исследований должно быть дополнено.
Полагаем, что тяготение полупериферии и периферии к ядру (центру)
не объясняется лишь действием экономических мотивов, а все более зависит от
социокультурной близости государств.
ности, так и по характеру. Одни могут быть отнесены к разряду
тенденций; другие представляют собой скорее поступательные
процессы; третьи представляют собой достаточно устойчиво воспроизводящиеся
явления. Однако именно единство этих моментов
и позволяет утверждать: переживаемый сегодня этап развития
есть общецивилизационный сдвиг; степень же "зрелости"
развивающихся в рамках обоих типов цивилизаций институтов
говорит о зрелости (незрелости) основ современного общества в
отдельных государствах или в масштабах их объединений в рамк
ах мирового сообщества.
Попытаемся систематизировать все, что мы сказали выше,
сопоставив главные отличительные черты современного обществ
а с аналогичными чертами общинного и гражданского типов
цивилизаций (табл. 2).
Как представляется, инициирующие формирование современного
общества признаки можно подразделить на три группы.
В первую группу входят признаки, возникновение и воспроизводство
которых предполагает сохранение внутри современного
общества аналогичных по функциям признаков общинного и
гражданского типов цивилизаций систем интересов и форм собственности.
К этой же группе относятся ценности, формы общественного
богатства, характер общественных отношений, тип госуд
арственности.
Во вторую группу признаков входят те, возникновение и воспроизводство
которых сопровождается отрицанием части аналогичных
по функциям признаков, адекватных обоим типам цивилиз
аций. В нее мы включаем тип хозяйствования и рынок.
Третья группа охватывает признаки, воспроизводство которых
связано с полным отрицанием каких-либо иных форм отношений
в "охваченной" ими области. В нее мы склонны включить
отношения в системе "природа - общество - человек".
На первый взгляд, возникает методологическое противоречие.
С одной стороны, наличие ряда отнесенных к первой и отчасти
ко второй группам признаков цивилизационных парадигм не
позволяет говорить о том, что общество переживает этап, связ
анный с формированием современного общества. С другой стороны,
явления, частично относимые ко второй и полностью к
третьей группам, позволяют утверждать прямо противоположное.
На наш взгляд, никакого противоречия нет; оно возникает
лишь в ситуации, когда при анализе современного общества мы
применяем методологию, основы которой были сформированы в
конце XVIII - начале XIX вв. При использовании же предлагаемой
нами методологии теории социальных альтернатив оказывается,
что в основе происходящих сегодня в мире изменений лежит
Таблица 2
Основные признаки цивилизационных парадигм
Параметры; Цивилизационная принадлежность (общинный тип; гражданский
тип; современное общество).
Отношения с природой; Относительное единство с природой, зависимость от нее;
Отчуждение от природы, попытки ее подчинения;
Единство общества, человека и природы, интеграция систем искусственного и
естественного происхождения;
Революция в производительных силах; Аграрная; Промышленная; Современная НТР;
Система ценностей; Общинная; Урбанизированная; Социализированная;
Система интересов; Замкнуто-сословная, корпоративная;
Классово-индивидуализированная; Индивидуально-общественная;
Форма собственности; Общинная, государственная; Частная; Публичная;
Форма общественного богатства; Материальная; Экономическая; Духовная;
Характер общественных отношений; Сословный; Классовый; Социальный;
Тип хозяйства; Присваивающий; Ориентированный на количественный рост;
Ориентированный на качественный рост;
Рынок; Потребительский;
Совокупности непосредственных условий воспроизводства;
Совокупности всех условий воспроизводства;
Тип государственности; Этнический; Национальный;
Экономически децентрализованный
интегральная совокупность явлений, связанных, во-первых, с
эволюцией, с одной стороны, общинного, с другой - гражданского
типа цивилизации, во-вторых, - с общецивилизационными изменениями
наднационального порядка.
Формирование современного общества обусловлено четырьмя
группами взаимосвязанных направлений развития.
1. Повышение значимости личностной составляющей в общественном
развитии ведет к усилению роли ассоциативных
общностей. Интересы, складывающиеся по поводу развития этих
общностей, не признают классовых, этнических и прочих ограничений:
там, где эти ограничения действуют, нет места действительно
ассоциативным общностям. В итоге мировое сообщество
оказывается как бы "пронизанным" отношениями "надгосударственности",
внеклассовости, всеобщности.
2. Повышение значимости личностной составляющей в общественном
развитии изменяет и роль его территориальных сост
авляющих, приводя к формированию социоэкономико-экологических
территориальных общностей. Их роль двояка: их развитие
способствует, с одной стороны, "размыванию" этнического и
национального типов государственности в их существующих границ
ах (сегодня во многих странах все чаще сосуществуют территори
альные общности, "исповедующие" различные системы интересов),
с другой - тому, что характерные для обоих типов цивилиз
аций отношения будут все более явно реализовываться в границ
ах социоэкономико-экологических целостностей. В итоге
возрастает значимость рассматриваемого звена общественных
отношений в системе как внутригосударственных, так и межгосуд
арственных взаимосвязей.
3. Повышается роль местного самоуправления, которое также
выполняет несколько функций. Во-первых, оно обеспечивает
возможность реализации социальных и локально-территори-
альных интересов небольших групп индивидов, интегрируя некоторые
функции социальных и территориальных общностей.
В итоге, во-вторых, местное самоуправление одновременно становится
определенной гарантией от подчинения существующей в
обществе (в рамках обоих типов цивилизаций) системы интересов
как интересам государства, так и интересам территориальных
общностей, которые порой приобретают государственнорегион
альные формы.
4. Возрастает значимость союзов государств одной цивилиз
ационной принадлежности. Это позволяет предположить, что
такие союзы выполняют по отношению к современному обществу
функции, аналогичные тем, которые выполняли и выполняют
по отношению к каждому из двух типов цивилизаций локаль110
ные цивилизации (см. раздел первый). Связано это с тем, что
процесс формирования мировой цивилизации, свидетелями которого
мы являемся, не может происходить вне времени и простр
анства, т.е. вне существующих в рамках общинного и гражд
анского типов цивилизаций систем интересов и ценностных
ориентиров.
Четыре выделенных направления развития современного обществ
а, их формы и глубина реализации, естественно, варьируют
в зависимости от конкретных условий. В одних странах, например,
большее значение имеет формирование социальных общностей,
в других - движение идет по линии повышения значимости
территориальных общностей и т.п. Однако, полагаем, в любом
случае эти направления носят всеобщий характер и только интегр
ация "на выходе" всех названных тенденций обеспечивает переход
отдельных стран и мирового сообщества в целом на уровень
качественно новых цивилизационных отношений, отношений,
природа которых отрицает тезис о "конце истории". В их
рамках не просто признается равенство прав на существование
любой цивилизационной линии развития, но, более того, отвергается
любая модель, игнорирующая или не признающая многовари
антность в качестве базового принципа развития современного
общества и ориентирующаяся на какую-либо одну, "доказавшую
свое превосходство", систему ценностей.
Итак, в мире действительно происходят общецивилизационные
трансформации. Однако, согласно теории социальных альтерн
атив, далеко не факт, что их результатом выступит формиров
ание единой цивилизации. Скорее, напротив, сегодня происходит
усложнение системы общественных отношений. И в рамк
ах данного усложнения каждый тип цивилизации попытается
применить достижения науки и техники, исходя из собственных
представлений о содержании "реального" и "потенциального бог
атства", собственных критериев экономического роста, характерных
для них экономических интересов и особенностей процесс
а воспроизводства^. Прежде всего потому, что в рамках зап
адного (гражданского) и традиционного (общинного) типов
цивилизаций реализуются собственные представления:
об общественно-нормальной системе экономических интересов;
^Здесь не предлагается ничего нового. Мы лишь развиваем известное положение
политэкономической теории, согласно которому общественные системы
различаются формой общественного богатства, его структурой, механизмами
накопления, а также критериями оценки эффективности развития, пытаясь
распространить его на сравнение двух типов цивилизаций.
о приемлемой структуре национального богатства и темпах
его накопления;
об оптимальных критериях и направлениях развития экономики;
о месте человека в природе и обществе.
Однако вне зависимости от своей цивилизационной принадлежности
страны вынуждены будут ответить на второй по значимости
вызов текущего столетия.