Жанр: История
Русская правда
...ие некоторымь Людям больших
преимуществ противу Массы Народной и подавление
сей последней в пользу и в Корысть Малейшаго
Числа.
Гражданския общества а следовательно и Государства
составлены для Возможно большаго Благоденствия
Всех и каждаго а не для блага некоторых за
устранением большинства Людей. Все Люди в
Государстве имеют одинаковое право на все выгоды
государством доставляемыя и все имеют ровныя
обязанности нести все тягости нераздельныя с
Государственным Устроением. Из сего явствует что
все Люди в Государстве должны непременно быть
перед Законом совершенно ровны и что всякое
Постановление нарушающее сие равенство всех перед
Законом есть нестерпимое 3ловластие
долженствующее непременно быть уничтоженным.
Сверх того нарушают сии различия добрую между
Гражданами связь разделяя их на несколько
отделений имеющих совсем различные виды и
выгоды а следовательно и образ Мыслей. Сколь же
добрая связь между Гражданами важна для
благоденствия Государства ясно доказано было в
предыдущей главе и точно также нарушается
различием сословий, как и разнородством племен.
Сословия тем еще пагубны, что они только одним
пристрастием дышат, что некоторым членам Народа
выгоды дают в коих другим отказывают без всякой
причины и без всякой для Государства пользы, что
для пресыщения корысти нескольких Людей
жестокую оказывают Несправедливость против
наибольшей части Народа и что противны цели
Государственнаго Существования состоящей не в
пристрастии к малому числу, но велико возможно
большем благоденствии многочисленнейшаго числа
Людей в Государстве.
А из всего вышесказаннаго следует что учреждение
Сословий непременно должно быть уничтожено, что
все Люди в Государстве должны составлять только
одно Сословие могущее называться гражданским и
что все граждане в Государстве должны иметь одни и
те же права и быть перед Законом все ровны.
Изложив таким образом коренныя Соображения о
Сословиях вообще, приступить теперь можно к
изложению меропринятий коим каждое из них в
особенности подвергнуться имеет.
§ 5. Духовенство.
1) Духовенство щитается ныне особым Сословием
Российскаго Государства самым Несправедливым
образом ибо особое Сословие составляют те только
Люди или Класс Людей, которые признаны Законами
государственными: пользующимися правом иметь в
виду собственныя свои выгоды отдельно от Массы
Народной.
Следовательно в том состоит отличительная черта
всякаго Сословия что оно имеет целью своего
существования собственное благо своих членов
отдельно и независимо от Массы Народа и без
внимания на нее.
Духовенство не находится в таковом положении:
Цель его существования несут Мирские Выгоды
Духовных Лиц но есть Священнослужение
необходимое для блага Всех, и Духовных и Мирян. Из
сего явствует что Духовенство не есть особое
Сословие но есть особое Звание имеющее особыя
занятия, исполняющее особыя должности. А по сему
Духовенство должно быть признано частью
Правительства и частью самою наипочтеннейшею.
Оно есть ветвь Государственнаго Правления, отрасль
чиноначальства и чем теснее связь между Духовными
и Мирянами, тем щастливсе Народ, тем
благополучнее Государство. Сами же Духовныя Лицы
суть Чиновныя особы и вместе с тем Российские
Граждане как и все вообще Чиновники занимающие
какия либо должности в Государственном Правлении.
Духовныя Лицы яко Граждане должны быть
приписаны к которой нибудь Волости и щитаться
членами оной так точно как и все вообще Граждане,
пользуясь на ровне с прочими Чиновниками правами
Российскаго Гражданства. Точно так и Дети
Духовных Лиц должны почитаться российскими
Гражданами на общих для всех правилах без всякаго
различия и отнюдь не составляя отдельнаго Сословия.
Сие относится до Белаго только духовенства ибо
Черное отрекается от сего света а с тем вместе и от
всех прав Рос. Гражданства поступая на совсем особое
положение.
Сверх того поелику Духовенство есть часть
Правительства то и могут исполнять духовныя
Должности одни только Рос. Граждане, Инностранцы
же немогут к тому быть допускаемы. Посему
обязывается Временное Верьховное Правление всегда
иметь то Коренное правило в виду что Духовенство не
есть отдельное Сословие Народа но есть отрасль
Чиноначальства, часть Государственнаго Правления.
2) Соблазны, 3ловластие и Подобострастие
прошедших времен ввели в церковь многия новости о
коих православные Християне первых веков и
понятия не имели, и которые противны Высоким
Велениям прежних Церковных Отцов. К сему числу
относится удаление Белаго Духовенства от Вышних
званий церкви. В первыя Времена Християнства одно
белое Духовенство украшалось знатнейшими Санами
СвященноНачальства и чернаго Духовенства совсем
не существовало во время жития святых Апостолов.
Святой Василий Великий первый завел в 4-м
столетии Монашество и предопределил ему жить в
отдаленности от света никогда никакими
общественными Делами не заниматься и всю жизнь
проводить в одних молитвах отвергая всякую вещь
могущую льстить самолюбию и служить поводом к
возбуждению светских мыслей и желаний.
По сему Черное Духовенство никакия бы не должно
занимать должности по Духовному Управлению
исключая одних Монастырей и должно бы
совершенно уступить белому Духовенству все
Управляющия 3вания Священноначальства; Но
принимая в соображение что внезапное удаление
Чернаго Духовенства от Духовных Правлений
лишило бы Церковь многих самих Достойнейших
Мужей постановляются следующия правила коих
обязывается Временное Верьховное Правление в
Действие привезти:
* 1) Все особы ныне к Черному Духовенству
принадлежащия не только остаются при своих
званиях и Должностях но могут еще
возвышаться и все Степени
Священноначальства по прежнему проходить.
* 2) Все Миряне и Духовные которые в
Монашество поступят после обнародования
сего постановления не будут уже ни в какое
Управляющее Звание назначаемы и всю жизнь
свою оставаться будут в своих Монастырях.
* 3) Все Особы Белаго Духовенства могут от ныне
и впредь замещать все без изъятия Должности
и Звания по Духовному Правлению на том
основании как сие Правление устроено будет; о
чем в главе о Министерстве Духовных Дел
обстоятельно изображено и
* 4) Ежели Святейший Правительствующий
Синод за благоразсудит теперешнему Черному
Духовенству дозволить переход в белое
Духовенство вообще или частно то Временное
Верьховное Правление Обязывается тому не
противиться, а ровно и не принуждать впредь
вдовцов из белаго Духовенства ко вступлению
в Монашество.
3) Люди поступающие в Монашеское Звание
отрекаются при вступлении в оное от сего бреннаго
Света и клятву произносят в посвящении остальных
Дней своих одному только благочестивому молению
Всевышняго и умерщвлению плоти; а посему и
должен образ их жизни смиренностью и чистотою
своею соответствовать в полной мере высокому их
предопределению. Взирая же на теперешнее житие
Монахов оказывается что не везде сии правила с
надлежащею точностью исполняются, а посему и
возлагается обязанность на Временное Верьховное
Правление старательное обратить внимание на сей
предмет и с духовными отцами сердечно об оном
пересоветоваться дабы глубокомысленно
пересмотреть теперешнее положение Монашескаго
чина и на меру положить каким образом утвердить
оный на пути угодном в своих Действиях Богу и
святым отцам Православныя Церкви, изкореняя
непременно разврат и Злоупотребления.
С сею целью постановить надлежит между протчим
следующия правила основанный на Древних
велениях и Законах Церковных Отцов:
* 1) От ныне впред никто не может в монахи
поступить прежде 60-го году от рождения.
* 2) В Бельцы никто не может поступить прежде
40-го года от рождения.
* 3) Лутчее испытание для Бельцов составляют
Мисионерства.
* 4) Первой и второй Пункт относится как до
Мущин так и до женщин.
4) Поелику Коренным Правилам постановлено что от
ныне впредь никто не может в России духовныя
обязанности исполнять и Духовныя Званья носить
как только одни Российские Граждане в каком бы то
ни было Исповедании или Вере ибо Духовенство
признано частью Правительства а в службе
Государственной могут находиться одни только
Российские Граждане то и утверждается
Постановление что естьли Духовенство какаго нибудь
иноземнаго Исповеданияе признает или признавать
будет над собою Начальство состоящее вне России, то
должно оно или Россию невозвратно оставить или от
своего Начальства отказаться и всякия с ним связи и
Сношенья совершенно на всегда прекратить: ибо
Россия никакаго не должна признавать Внешнего
влияния; а тем еще менее внешнего Начальства над
своими Гражданами в каком бы то ни было
отношении.
По сему случаю разрешается Временное Верьховное
Правление нужныя сделать и согласить Конкордаты и
потом их в Действие привезти. Что же касается до
Монашеских Чинов иноземных исповеданий то им не
дозволяется пребывание в России ибо все сии ордены
противны Духу Православной Веры и потому не могут
в России быть терпимы.
5) Никакое звание не требует столь сильных
Добродетелей как Духовное, долженствующее словом
и Делом наставлять мирян в сей жизни и
приуготовлять к будущей. Сверх того требует оно и
больших. познаний; а по сему и должно всевозможное
Старание быть приложено для доставления
желающим вступить в Духовенство Воспитания и
Учености соразмерных с высокою важностью сего
Чина. На сей Конец должны с особенною
разсмотрительностью быть правила постановлены для
приуготовления к Духовному Сану; а равно и для
вступления в оный
Духовныя Училища должны с отличнейшею
бдительностью быть устроены при Университетах
особыми Богословскими Лицеями в коих кроме иных
наук надлежит непременно медицину преподавать
дабы особенно Сельские священники могли больных
пользовать соединяя таким образом врачевание
нравственное с врачеванием Телесным. -
Что же касается до вступления в Духовную Службу, то
каждый Россиянин может оную проходить на
основании Церковных Законов лишь бы мог
выдержать Лицейный Екзамен. На том же основании
и Лицейные Ученики вступать должны в Духовную
Службу. Естьли же кто из Духевных Чинов пожелает
оставить сие звание то может от онаго быть уволен
после чего поступает в число прочих Частных Людей
не находящихся в Службе.
6) Наконец Обращая взоры на положение в коем
находится ныне Российское Духовенство оказывается
что сие положение горько и жалостно - оно едва имеет
ныне Насущный хлеб а в Старости остается без
всякаго должнаго призрения и хотя Духовенство
конечно не должно о богатствах помышлять и в
тяжкой скудости не должно переставать являть
примеры строжайшей Добродетели и единственным
своим занятием полагать Возвание к ВсеВышнему
теплых и благочестивых своих молитв о спасении
Душ наших, однако же чем чистосердечнее оно
исполняетъ сии Добродетели, тем более должны и мы
думать о Доставлении Ему жизни покойной и
безсуетной. А по сему и обязывается Временное
Верьховное Правление все Средства употребить для
доставления почтенному Российскому Духовенству
совершенно Приличнаго Содержания
соответствующаго важности его 3анятий и въ полной
мере его обезпечивающаго въ способах покойной
жизни. Особенно же надлежит всемерно улутчить
Состояние Приходских Священников дабы они не
были принуждены сами заниматься Земледелием и
безпокоиться о своем пропитаннии; и могли бы
посвящать все свое время на усердное исполнение
многозначительных своихъ обязанностей, доставляя
вместе с тем и семействам своим приличное и
достаточное содержание.
§6, Дворянство.
Дворянство есть то отдельное от массы народной
сословие, которое свои особенныя имеет
преимущества состоящия в следующих пяти
предметах:
* 1) Дворянство обладает другими людьми как
собственностью своею называя их своими
крепостными е и право имеет составлять
Майораты с разрешения Правительства.
* 2) Дворянство никакой подати не плотит и
никаких вкладов в пользу общую не вносить.
* 3) Дворянство не подлежит телесным по суду
наказаниям подобно прочим Росссиянам ниже
за самыя ужаснейшияя преступления.
* 4) Дворянство не подлежит Рекрутскому набору
и всякия звания и должностныя места в
Государстве замещает за изключением прочих
Россиян и
* 5) Дворянство называется Сословием
Благородным имеет Гербы и присоединяет к
сему различныя Титла.
Сии пять Преимуществ составляют Дворянство, в
отношении к коему здесь употреблено слово
преимущество а не слово право потому что
упомянутые выгоды, коими пользуется Дворянство
ни на какой предшествующей обязанности не
основаны, ниже для исполнения какой либо
обязанности нужными не бывают; почему и не могут
правами быть признаны на основании §5
предисловия: тем более что сии Выгоды не только
неоснованы на предшествующих обязанностях, но
даже на против того от обязанностей избавляют и
потому должны быть признаны Преимуществами а не
правами.
Разсмотрим теперь должны ли таковыя
преимущества в благоустроенном Государстве
отдельному Сословию быть дарованы.
Первое. - Обладать другими Людьми как
собственностью своею, продавать, закладывать,
дарить и наследовать Людей на подобие Вещей,
употреблят их по собственному своему произволу без
предварительнаго с ними соглашения и единственно
для собственной своей прибыли, Выгоды сии а иногда
и прихоти есть дело постыдное, противное
Человечеству, противное законам Естественным,
противное святой Вере Християнской, противное
наконец Заповедной воле ВсеВышняго гласящаго в
священном писании что Люди пред ним все ровны и
что одни Деяния их и Добродетели разницу между
ими поставляют. И потому не может долее в России
существовать позволено одному человеку иметь и
называть другаго своим крепостным. Рабство должно
быть решительно уничтожено и Дворянство должно
непременно на веки отречься от гнуснаго
преимущества обладать другими Людьми.
Нельзя ожидать чтобы нашелся хотя один довольно
злосовестной Дворянин чтобы не содействовать всеми
силами к уничтожению рабства и крепостнаго
состояния в России; но ежели бы паче всякаго чаяния
нашолся изверг которой бы словом или Делом
вздумал сему Действию противиться или оное
осуждать то Временное Верьховное Правление
обязывается всякаго таковаго Злодея безизьятно
немедленно взять под стражу и подвергнуть его
строжайшему наказанию яко Врага отечества и
изменника противу первоначальнаго кореннаго права
Гражданскаго.
Сие Уничтожение рабства и крепостнаго Состояния
возлагается на Временное Верьховное Правление яко
священнейшая и непременнейшая его обязанность.
Позывается оно к престолу ВсеВышняго на вечное
посрамление естьли не устремится всеми силами на
исполнение сего веления в скорейшем времени
решительнейшими и Действительнейшими
меропринятиями.
Что же касается до Майоратов, то должны
теперешние непременно быть уничтожены и
Составление новых на будущее время совершенно
быть запрещено: ибо Дети должны быть все наделены
ровными участками от родительскаго наследства и
Установление Майоратов есть столь же гнусная сколь
и явная Несправедливость. Уничтожение
Теперешних Майоратов предоставляется
распоряжению Временнаго Верьховнаго Правления.
Второе - Гражданское общество составлено для
возможнаго Благоденствия всех и каждаго. Сие
Благоденствие достигается разными средствами и
действиями; в числе коих находится Необходимость и
Подати собирать. А поелику все члены имеют ровное
право на Благоденствие, то все члены имеют точно
также ровную обязанность и содействовать
водворенио онаго. Сверх того одно только зловластие
можеть все тягости возлагать на одних а других всеми
выгодами осыпывать: Честной Человек без
угрызения совести не можеть пользоваться трудами и
пожертвованиями ближних без всякаго с своей
стороны возмездия или соучастия. А потому и не
можеть Дворянство от Податей быть освобождаемо.
Оно должно со всеми прочими Россиянами разделять
не только все Государственныя выгоды, но равным
образом и все Государственныя тягости. Временное
Верьховное Правление обязывается при введении
новой Государственной Финансовой системы
подвергнуть Дворянство податям на ровне с прочими
Россиянами.
Третье. - Род наказания должен ответствовать роду
преступления а не сословию преступника ибо
преступление есть произведение злых качеств
человека а не причисления его к тому или другому
сословию и хотя утверждают что одинаковое
наказание для человека образованнаго и человека без
воспитания будет большее страдание для перваго
нежели для втораго но одинаковое преступление
соделанное человеком образованным и человеком без
воспитания заставляет предполагать более разврата и
более унижения в первом нежели во втором а
следовательно и должен первой быть наказан сильнее
втораго чем равновесие и возстановится. К тому
же,цель наказания не есть страдание преступника но
есть исправление его а еще более удержание других
посредством примера от подобных Деяний; почему и
должно Наказание быть соображено
преимущественно с действием на посторонных
Людей. Из чего и явствует необходимость чтобы за
одинаковыя преступления налагаемы были
одинаковыя наказания: тем более что нет
возможности сообразить наказание со степенью
чувствительности наказываемаго и что Люди даже
однаго и того же сословия столь же различны в
отношении к сей чувствительности сколь и люди
различных Сословий. А по сему и должно Дворянство
на ровне со всеми прочими Россиянами за
одинаковыя преступления одинаковым подлежать
наказаниям и ежели и телесныя Наказания будут
признаны необходимыми то должны оным быть
подвергнуты Дворяне так точно как и все прочие
Люди. Временное Верьховное Правление обязывается
распорядить приведение сего в исполнение
безупустительно с самаго начала вступления своего в
Должность.
Четвертое. - Набор Ратников в войско есть
учреждение необходимое для Государственной
безопасности а следовательно и для Государственнаго
бытия, и потому должно оно неминуемо
существовать; Но поелику польза от Военной Силы
происходящая на всех членов Гражданскаго общества
распространяется одинаковым образом то и должны
все Сословия одинаковым образом в Составлении сей
Силы участвовать руководствуясь очередью и
жребием как то объяснено будет в Главе осьмой, то
есть одинаковыми для всех Россиян правилами на
сей щет. А по сему и не может Дворянство от сей
личной повинности быть освобождаемо и должно сие
преимущество его быть уничтожено.
Главнейшее средство к избежанию рекрутства будет
состоять в выдержке положеннаго Екзамена по
которому право приобретаться будет вступать в
службу не рядовым но уже офицером. Сие право
распространено быть имеет на все Сословия и на всех
вообще россиян одинаковым образом. О сем будет
пространнее упомянуто в Осьмой Главе. Само собою
разумеется что имеющий ныне какой бы то ни было
офицерской Чин по какому бы то ни было ведомству
уже более рекрутству подлежать не может и не будет. -
Что же касается до изключительнаго права Дворян
замещать все Должностныя места то Сие право
распространяется на всех Россиян вообще и перестает
быть исключительным преимуществом однаго
Дворянства. Кто по своим познаниям, способностям и
Достоинствам окажется заслуживающим право на
Должностныя места, тот и будет сим правом
пользоваться на основании общих правил без всякаго
внимания на его произхождение или Сословие.
Временное Верьховное Правление обязывается
привезти сию Статью в полное и совершенное
Исполнение без всякаго послабления.
Пятое. - Люди все рождены во Благо: ибо они суть все
творения ВсеВышняго и потому несправедливо
называть Благородным одно только Сословие Дворян.
В следствие сего должно быть уничтожено
Преимущество Дворянства именоваться Сословием
Благородным. -
Титла: Князь, Герцог, Граф, Барон и тому подобныя
происходят от тех времен, когда Сии титла означали
разныя Должности или Степени Владычества; но так
как они ныне ни того ни другаго уже более не
означают, то и суть они одни только пустые звуки
удовлетворяющие одному только надутому
тщеславию и гордому самолюбию. А по сему и не
могуть таковыя титла существовать в Государстве,
коего Устройство и образование основаны быть
имеют на истиной справедливости, чистой
Нравственности и здравом смысле и разсудке. К тому
же естьли к сим Титлам присоединяются, особыя
какия нибудь преимущества, то они вредны и
пагубны ибо препятствуют Необходимому и
Непременному равенству всех перед Законом. Естьли
же они ни с какими особыми преимуществами не
сопряжены, то составляют одно только ребяческое
пустословие и следовательно во всех случаях должны
решительно быть уничтожены. Временное
Верьховное Правление обязывается все сии Званья и
Титла совершенно уничтожить без малейшаго
внимания на какия бы то ни было побочныя
Соображения.
Что же касается до Гербов, то могут они подлежать
двум различным Заключениям: или быть совершенно
уничтожены и на всегда запрещены или всем
Гражданам без изьятия быть дозволены. В сем
последнем случае не должны Гербы ничего означать
инаго как только простой произвольный рисунок,
который каждой Гражданин имееть право составлять,
употреблять и изменять как ему угодно и на который
Правительство ни малейшаго не обращает внимания
не давая оному совершенно никакаго Значения.
Временному Верьховному Правлению дозволяется
выбрать по своему Усмотрению одно из сих Средств.
Из всего до сих пор сказаннаго явствует что все пять
родов Преимуществ, коими Дворянское Сословие по
ныне пользовалось должны непременно
решительнейшим образом быть уничтожены; а так
как Дворянское Достоинство ни что иное есть как
итог сих пяти родов преимуществ, то и следует из сего
что и само 3вание Дворянства должно быть
уничтожено: члены онаго поступая в общий Состав
Российскаго Гражданства на основании общих правил
ниже сего изложенных и долженствуя подобно всем
прочим Россиянам по Волостям быть росписан. -
Хотя можеть быть некоторые Люди и будут полагать
что при уничтожении Первых Четырех родов
Дворянских Преимуществ, пятый род может быть
сохранен в предположении что льстя одному только
пустому Самолюбию, не будет оный производить
Существеннаго Вреда. Но мысль сия совершенно не
справедлива: ибо всякое Существование отдельнаго
от общей массы Народной Сословия есть вещь
пагубная по той причине что таковое Сословие не
долго будет удовлетворяться одним наслаждением
Самолюбия: Оно верно будет скоро искать
существеннейших выгод и отделившись раз от общей
массы Народной будет всегда жертвовать Благом
общим для пресыщения своей Корысти и для
овладения Существеннейших преимуществ
нарушающих равенство всех перед Законом, сие
первейшее Главнейшее и прочнейшее основание
Государственнаго Благоденствия. Чего не делали
древние Козни Дворянские?
А По сему Временное Верьховное Правление
обязывается все Вышеобьясненныя меропринятия
привезти в непременное, полное и совершенное
исполнение: имея всегда в виду и во внимании что
сии меропринятия принадлежат к числу самых
важнейших и необходимейших Действий для
утверждения Благоденствия России: ибо
несуществует без оных Равенства перед Законом а
следовательно и не существует Главнейшаго
основания правильнаго Государственнаго
Установления. Законы без сих меропринятий всегда
пребудут орудием однаго только зловластия
некоторых Человек над массою Народною для общей
пагубы целаго Государства.
Довольно делго существовала возможность для
некоторых угнетать всех прочих; пора теперь
положить решительный Конец сему гнусному и
неистовому распорядку Вещей. Добрые Дворяне,
истинные Сыны Отечества с удовольствием и
радостью примут сие Постановление
въполномъубеждении что не нужно им
Вышепомянутых отдельных преимуществ дабы
общею пользоваться любовью и Доверенностью, дабы
посредством оных занимать разныя Государственныя
должностныя места, участвовать в разных частях и
отраслях Правления, продолжать иметь случай и
возможность оказывать Отечеству Услуги, личными
Достоинствами приобретать признательность и
уважение Соотчичей и наконец самим пользоваться
всеми Гражданскими выгодами и частными благами
приобретаемыми средствами праведными и никому
не обидными. Они будут чуветвовать что выгоды
доставляемыя Дворянству на ровне с прочими
Россиянами новым Государственным Порядком сею
Русскою Правдою определяемым несравненно
обширнее и значительнее тех преимуществ коих
Дворянство сим лишается, и что они следовательно
меняють Малое на Большое не говоря уже о том что
теряют Постыдное а приобретают Похвальное и
Достойное.
Чтоже касается Дворян закосневших в своих
враждебных противу Массы Народной предразсудках
и мыслящих что вся Россия для них одних
существует, то крепкую питать можно надежду что
таковых Дворян окажется весьма Мало. Однакоже
ежели паче чаяния найдутся таковые недостойные
Сыны Отечества, то противу них надлежит принять
меры решительные дабы в полной мере укротить
свирепый их нрав и поставить в невозможность
Отечеству вредить хотя бы к тому и нужными были
Действия скорой и непреклонной Строгости.
§ 7. Купечество.
В нынешних постановлениях о Купечестве
щитающемся отдельным Сословием обретаются
большия Несправедливости, противуречия и
Злоупотребления многоразличными препонами и
затруднениями гибель торговле наносящия. Известно
что лутчий способ для доставления Народному
Богатству возможности процветать состоит в
Даровании Свободы, обращая внимание.
Правительства на промышленность народную с тою
только целью чтобы распространять познания и
сведения необходимыя для Промышленности и
вообще Просвещение и чтобы устранять препятствия
частные Способы превышающия. Из сего явствует
что Свобода есть главная Необходимость для
Народной Промышленности. Свобода же сия состоит в
трех главных предметах:
* 1) Чтобы каждый Гражданин имел право и
позволение заниматься тою или теми
отраслями промышленности, которыя он за
благоразсудит избрать лишь бы честен был и к
Законам исполнителен.
* 2) Чтобы каждому дозволено было заниматься
Промышленностью не только в одних Городах
и назначенных местах, но равным образом и в
Селениях всякаго рода и вообще везде где
только пожелает и
* 3) Чтобы сама промышленность была
освобождена елико возможно более от всяких
затруднений и препятствий производимых
иногда не только худообдуманными
Постановлениями но и посторонными
Действиями и причинами, так чтобы она
находила
...Закладка в соц.сетях