Купить
 
 
Жанр: История

Русская правда

страница №2

ительства.
При разсуждении о каждом предмете в сих четырех

Главах излагаются наставления как для изменения


существующих Установлений, так и для введения
новых с Целью Благоустроеннаго Государства
сообразнейших.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. О ЗЕМЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ


ГОСУДАРСТВА
§1. Право Народности и Права Благоудобства.
Определение границ Государству столь пространному
и Великому какова Россия есть Дело Важное.
Многочисленно Количество племен различных от
Востока до Запада, от Юга до Севера Великому
Народу Российскому подвластных и к Его Государству
присоединенных. Не число их нужно умножать, не о
распространении пределов помышлять, но
единственно стараться о водворении Благоденствия в
сих обширных владениях. Не менее того, поелику от
хороших границ много зависит Безопасность
Государства, а следовательно и Благоденствие онаго,
то и надлежит пределы обстоятельно разсмотреть и с
точностью постановить.
Естьли бы каждое Государство из однаго только
племени или Народа состояло, то границы Его сами
собою определялись бы пространством, на котором бы
тот народ был поселен; но так как все почти большие
Государства а тем паче Россия содержат в своем
составе много различных племен, то и определение
Границ соделывается труднейшим. От двух
противуположных желаний происходит
затруднительность.
Народы подвластные Большому Государству и
произходящие не от Господствующаго в оном, но от
других племен желают всегда для себя Независимости
и отдельнаго политическаго существования:
утверждаясь на праве составлять особыя Государства
и называя оное Правом Народности.
С другой же стороны стремится всякое Большое
Государство к установлению Границ крепких
местным положением и сильных естественными
оплотами, а вместе с тем стремится и к тому чтобы
Силы маленьких народов его окружающих умножали
силы собственныя его а не силы какого либо другаго
соседственнаго большого Государства: основывая сие
стремление и старание на праве и называя оное
Правом Благоудобства.
Сии два противуположныя желания основанныя:
одно на праве народности племен подвластных а
другое на праве Благоудобства для Народа
Господствующаго, в сущности своей оба Естественны
но имеютъ однако же оба свои ограничения и во
взаимных отношениях своих имеют случаи в коих
одно другому уступать должно.
Сей перевес на сторону Права Народности или на
сторону права Благоудобства должен определяться
третьим правилом или третьим соображением
состоящим в том что право Народности существует
истинно для тех только Народов которые пользуясь
оным, имеют возможность оное сохранить и что право
Благоудобства принимается в соображение для
утверждения Безопасности а не для какого либо
тщеславнаго распространения пределов Государства.
Таким образом племена подвластные Большому
Государству не могущие по слабости своей
пользоваться самостоятельною политическою
независимостью и долженствующие следовательно
непременно состоять под властью или
Покровительством котораго либо из больших
соседственных Государств, не могут ограждаться
правом Народности ибо оно есть для них мнимое и не
существующее. К тому же маленькие Народы между
большими находящееся, служат всегдашним
поприщем Военным Действиям раззорениям и
гибельным Бедствиям всякаго рода; А посему лутче и
полезнее будет для них самих, когда они соединятся
духом и обществом с большим Государством и
совершенно сольют свою Народность с народностью
Господствующаго Народа составляя с ним только один
Народ, и переставая безполезно мечтать о Деле
Невозможном и Несбыточном.

Сильное же Государство, опирающееся на Народ
Великой, должно всегда помнить, что Могущество ему
дано от провидения не для утеснения Соседей но для
действий праведных и согласных с чистою
справедливостью; и что хот оно конечно Неоспоримое
право устанавливать для себя границы крепкия,
присоединять к себе по Благоудобству племена
немогущия пользоваться действительною
Народностью и все то предпринимать и устроивать что
для истинной его Безопасности необходимо, однакоже
имеет вместе с тем и обязанность не распространять
своих пределов для пресыщения одного только
тщеславия, охотно принимать в свою Народность
племена присоединенныя дабы они составляли в
Государстве не только худоприлепленныя к нему
части, но сливались бы совершенно в общий Состав,
забывали бы свою прежную безсильную Народность и
вступали бы с удовольствием в новую
Величественнейшую Народность и наконец не
должно противиться враждебными чувствами и
Действиями правильному отдельному
Существованию Народов могущих пользоваться
полною политическою независимостью.
Из всего здесь сказаннаго явствует что для
правильнаго и положительнаго Установления Границ
надлежит непременно руководствоваться тем
соображением что Право Народности должно брать
верьх для тех Народов, которые могут
самостоятельною политическою независимостью
пользоваться; а что право Благоудобства должно брать
верьх над теми Народами которые сею
самостоятельною политическою независимостью
пользоваться не могут и непременно должны состоять
под властью какого либо сильнейшаго Государства.
§2. Распределение иноплеменных Народов на
подлежащих правилу благоудобства и на подлежащих
правилу Народности.
Обращая теперь Коренныя сии общия правила и
соображения на Государство Российское, можно ясное
и несомненное вывести заключение какия должны
быть приняты меры в отношении ко всем Народам и
Землям к России присоединенным, ея Государству
подвластным и с ея пределами смежным, и что
должно последовать с каждым из оных.
Финляндия, Естляндия, Лифляндия, Курляндия,
Белоруссия, Малороссия, Новороссия, Бессарабия,
Крым, Грузия, Весь Кавказ, Земли Киргизов, все
Народы Сибирские и разныя Другия племена внутри
Государства обитающие никогда не пользовались и
никогда пользоваться не могут самостоятельною
независимостью и всегда принадлежали или самой
России или же по временам, естьли не России, то
Швеции, Дании, Пруссии, Польше, Турции, Персии и
вообще какому нибудь сильному Государству. Да и на
будущая времена, по слабости своей никогда не могут
составлять особых Государств; а по сему и подлежат
все они Праву Благоудобства долженствуя при том на
веки отречься от права отдельной Народности.
В следствие сего подводятся все вышеназванныя
страны со всеми племенами в них обитающими под
право Благоудобства для России и объявляются в
удовлетворение оному и на основании онаго на
вечныя времена оставаться имеющими в Составе
Российскаго Государства
Что же до Польши касается, то пользовалась она в
течении многих Веков совершенною Политическою
Независимостью и составляла большое
Самостоятельное Государство. Она могла бы и ныне
сильное получить существование естьли бы
соединила опять в общий Государственный Состав
все свои части разобранныя могущественными
соседами.
Из сего явствует что в отношении к Польше право
Народности должно по чистой справедливости брать
верьх над правом Благоудобства. Да и подлинно
Великодушию славнаго Российскаго Народа прилично
и свойственно даровать самостоятельность
Низверженному Народу в то самое время когда Россия
и для себя стяжает новую жизнь. И такъ: по правилу
Народности должна Россия даровать Польше
независимое существование. Но окончательное
определение Границ между Россиею и Польшею
должно быть предоставлено правилу Благоудобства
для России и должно сие самостоятельное
возстановление Польши устроено быть на таковых
Началах и Условиях, которыя бы в полной мере
обезпечивали Россию на будущая времена на щетъ
всяких Действий могущих быть противными твердой
ея безопасности или совершенному ея спокойствию. В
следствии сего разрешается Временное Верьховное
Правление даровать Польше зависимое
самостоятельное Политическое существование в вид
Государства с тем только:
* 1) Чтобы Границы между Россиею и Польшею
определены были Российским Правительством
по правилу Благоудобства для России и Польша
бы сему определению Границ ни в каком
отношении не прекословила и приняла бы оное
за неизменный Закон коренной.

* 2) Чтобы возстановление Польскаго
Государства последовало не чрез собственное
отторжение Польши от России, но чрез
Правильную сдачу Российским Временным
Верьховным Правлением губерний
предназначенных к отделению в состав
Польскаго Государства, новому Польскому
Правительству: оставляя Все в теперешнем
Положении до воспоследования сей сдачи,
которая по утверждении всех Условий
немедленно исполнена быть имеет.
* 3) Чтобы между Россиею и Польшею заключен
был Тесный Союз на мирное и Военное Время;
в следствие коего бы Польша обязалась все
Войско свое присоединять на случай войны к
Российской Армии дабы тем в полной мере
доказать что благодеяние Россиею Польше
оказываемое сия последняя с должною
признательностью принимает и чувства
искренной Дружбы и Преданности к России
питает и всегда питать будет. Зато берет Россия
Польшу под свое покровительство и служить
будет ей Ручательством в неприкосновенности
ея пределов, а тем паче ея существования.
Наконец,
* 4) Так как сношения между Государствами
производятся чрез посредство их правительств
и потому твердость и Дух сих Сношений
преимущественно зависит от образования
Правительств, то чтобы в следствие сего само
Устройство польскаго Государства служило
России залогом и обезпечением; а потому и
постановляются главными условиями сего
Устройства без коих не должна Россия даровать
Польше независимости следующия три:
o А) Верьховная Власть должна быть
устроена в Польше одинаковым образом
как и в России на основании 6 Главы
Русской Правды.
o Б) Назначение и выбор всех лиц и
чиновников во все правительственныя и
присудственныя места должны
происходить по тем же точно правилам в
Польше как и в России на основании 4 и
9 Глав Русской Правды и
o В) Всякая Аристократия, хоть на Бога и
Имуществах, хоть на привилегиях и
правах родовых основанна должна
совершенно навсегда быть отвергнута и
весь народ Польской одно только
Сословие составлять на основании 4
Главы Русской Правды. На сих
единственно Условиях и Началах может
возстановление Польскаго Государства
последовать.

Кроме инородных Земель долженствующих
оставаться в Составе Российскаго Государства и
кроме Земли Польской могущей отойти отъ России
надлежит еще обратить внимание на некоторыя
земли с Россиею ныне смежныя, коих необходимо и
надобно к России присоединить для твердаго
установления Государственной Безопасности. Сии
Земли суть:
* 1) Молдавия.
* 2) Те Земли Горских Кавказских Народов
России не Подвластных которыя лежать к
Северу от Границ с Персиею и Турщею а в том
числе и Западную приморскую часть Кавказа
Турции ныне принадлежащую.
* 3) Земли Киргиз Кайсакских орд кочующих к
северу от хребта гор идущаго от Бухтарминской
крепости прямо к Аральскому морю. и
* 4) часть Монголии, так чтобы все течение
Амура начиная от озера Далая принадлежало
России.

Сии приобретения необходимы:
* 1) Касательно Молдавии потому что Народ
Молдавской и Бессарабской одно племя
составляют между тем как двум различным
Государствам принадлежат и по произведениям
природы имеют большую необходимость во
взаимных вспоможениях между тем как от
Постановления границы Государства всякаго
свободнаго сообщения лишены а также и
потому что Прут составляет довольно длинную
и весьма худую границу, что Карпатская Горы
на Запад от Молдавии образовали бы отличную
Государственную Межу, что разстояние от
Дуная до Карпатских гор чрез Фокшаны будучи
весьма короткое удобно бы означало границу и
наконец что Турки, собрав Войско в Молдавии
могут чрез Хотин миновав Бессарабию вдруг
очутиться за Днестром в недрах России.
* 2) Касательно Кавказских Земель потому что
все опыты сделанные для превращения
Горских народов в мирные и спокойные
Соседы ясно и неоспоримо уже доказали
невозможность достигнуть сию цель. Сии
Народы не пропускают ни малейшаго случая
для нанесения России всевозможнаго вреда и
одно только то остается средство для их
усмирения чтобы совершенно их покорить;
покуда же не будет сие в полной мере
исполнено нельзя ожидать ни тишины ни
безопасности и будет в тех странах вечная
существовать война. На щеть же приморской
части Турции принадлежащей надлежит в
особенности заметить что нет возможности
окончательно усмирить хищные Горские
Народы Кавказские пока будут они иметь
средство чрез Анапу и всю вообще приморскую
часть лежащую получать от Турок Военные
Припасы и все средства к безпрестанной войне.
* 3) Касательно Киргизских Земель потому что
сии прекрасныя места изобилуя всеми
произрастениями могли бы обратиться в
отличнуюе страну которая бы обогащала
Россию многими произведеньями Природы и
многими способами для самой выгоднейшей и
Деятельнейшей Торговли, между тем как ныне
сие все совершенно теряется от необузданности
и невежества киргизов. К тому же находятся
сии народы под покровительством России и
следовательно не имеет на них права никакая
другая Держава; Они же сами не могут иметь
самостоятельную Независимость. Сверх сего
составление из сего края особеннаго Удела на
подобие Донскаго, как то ниже объяснено
будет, доставит России большия преимущества
и твердую с сей стороны Безопасность.
* 4) Касательно Монголии потому что сии места
находятся под мнимым владением Китая ибо
обитаемы кочующими никому
непокоряющимися народами а следовательно
для Китая безполезны между тем как большия
бы доставили России выгоды и Преимущества
для ея торговли а равно и для устроения флота
на Восточном океане.
Вообще можно сказать что неизчислимы все
выгодныя для России последствия от приобретения
вышеназванных частей Кавказских Киргизских и
Монгольских Степей произойти могущих чрез
удобность Сношений которыя сии приобретения
доставят России со всеми почти Народами Азии.
Присоединяя все сии причины к тому обстоятельству
что названные четыре страны никогда отдельных
Государств образовать не могут и что оне
следовательно подлежат совершенно и единственно
Праву Благоудобства разрешается Временное
Верьховное Правление присоединить к России на
вечныя времена Молдавию и все вышеописанныя
части Кавказских, Киргизских и Монгольских
Земель. Далее же отнюдь пределов не распространять.

§3. Определение Границ Российскому Государству.
В следствие Всего Вышесказаннаго обнародываются
следующия Границы Российскому Государству:
На Север, Ледовитое Море. -
На Восток, Большой океан. -
На Юг, Китай, Саянския и Алтайския Горы,
Туркестан, Бухария, Непроходимые пески между
Каспийским и Аральским морями, Персия, Турция,
Черное Море, Дунай и Валахия. -
На Запад, Венгрия, Польша, Пруссия, Балтийское
море, Ботнический Залив и Швеция. -
Подробности сего Границоположения
предоставляются благоусмотрению Временнаго
Верьховнаго Правления обязаннаго из общих сих
назначений не выходить.
Что же касается до Границ между Россиею и
Польшею, то могут оне быть постановлены двоякия
смотря на обстоятельства. Естьли Польской Народ
устранится от вышепомянутых Условий необходимых
для дарованья Польше независимаго существования
и не будет к оным охотствовать то и вовсе не будет
тогда Государственной Границы между Польшею и
Россиею существовать, Польша останется тогда
областью Российскаго Государства и Россия будет на
сем пространстве сохранять теперешния свои
Границы с Австриею и Пруссиею.
Но так как нельзя предполагать чтобы Польша
устранилась от Условий не только России но по
содержанию своему несравненно еще более самой
Польше полезных, то и постановляются следующия
Границы в предположении что Польша заслужит
самостоятельную Независимость поступками своими
и образом своего Действия в роковое время
Российскаго Возрождения и Государственнаго
Переобразования.
Сия граница имеет идти от Полангена прямейшею
чертою на Динабург. От Динабурга Двиною до
Полоцка. От Полоцка рекою Ушачью до Березины. От
сель Линиею Березинскою по направлению к
Припету. Потом болотами припетскими по
Направлению к Городу Острогу Волынской Губернии.
От Острога до Карпатских Гор. Из сего явствует:
* 1) Что Польское Королевство, вся Гроднеская
Губерния и вся Белостокская область
предназначаются к отделению от России в
состав предполагаемаго Польскаго Государства
и
* 2) Что Виленская, Минская и Волынская
Губернии частями остаются навсегда за
Россиею и частями предназначаются к
отделению в состав Польскаго Государства.
Подробности сего Границоположения
предоставляются подобным же образом
усмотрению Временнаго Верьховнаго
Правления.
Для приведения сего Границоположения в
окончательное точное исполнение обязывается
Временное Верьховное Правление принять все
нужныя меры и Вместе с тем объяснить Иноземным
Державам что Россия не может дать сильнейшаго
Доказательства в Умеренности Политической своей
Системы как ныне делает возстановляя Польшу и
постановляя пределы Всяким дальнейшим
распространениям, но что собственное Ея
Благоденствие требует Вышеизьясненнаго
округления Ея Границ. Сила и Могущество России
позволяют ей так откровенно говорить. Великодушие
же Ее и самая сия откровенность могут служить
Залогом в истине и точности сего ограничения.
Определив границы разсмотрим теперь само
Государство оными обозначенное.
§ 4. Россия есть Государство Единое и Неразделимое
Государства бывают или Неразделимыя, или
федеративныя.
Неразделимыми называются те в коих все части или
области Государство составляющия, одну общую
Верьховную Власть, один образ Правления и одни
Законы имеют и признают и в коих ни одна область
не имеет права частно для себя издавать Законы и
Постановления.

Федеративными же называются те Государства, в
которых, области их составляющая хотя и признают
общую над собою Верьховную Власть и обязываются
совокупно действовать во всех Сношениях Внешних,
при всем том право свое сохраняют законы делать и
Постановления издавать для собственнаго своего
внутреннаго Гражданскаго и Политическаго
образования и устроивать свое правление по частному
своему Усмотрению.
Главная Разница посему между Неразделимыми и
федеративными Государствами состоит в том что
Право издавать Законы, образовать общественныя
Учреждения и распоряжать Государственными
Делами находится в Неразделимом Государстве в
одной только Верьховной Власти а в федеративном
Государстве разделяется между общею Верьховною
Властью и частными областными Властями. -
С перваго взгляду может федеративное Устройство
Государства показаться удобным и приятным: ибо
каждой области возможность дает действовать по
своему Усмотрению и своей воле; но при
внимательнейшем разсмотрении легко убедиться
можно в решительном преимуществе неразделимаго
образования Государства над федеративным;
особенно применяя оное к России при обширном Ея
пространстве и большом количестве различных
племен и народов ее населяющих.
Общия невыгоды федеративнаго образования
Государства суть между многими прочими следующия
четыре:
* 1) Верьховная Власть по существу Дела в
федеративном Государстве не Законы дает, но
только Советы ибо не может иначе привезти
свои Законы в исполнение как посредством
областных властей не имея особенных других
принудительныхъ средств. Ежели же область не
захочеть повиноваться, то дабы к повиновенью
ее принудить надобно междуусобную Войну
завезти; из чего явствует что в самом коренном
Устройстве находится уже семя к разрушению.
-
* 2) Особые Законы, особый образ правления и
особыя от того происходящия Понятия и образ
мыслей еще более ослабят связь между
разными областями. На Верьховную же власть
будут области смотреть как на вещь нудную, и
неприятную, и каждое областное
Правительство будет разсуждать что оно бы
гораздо лутче устроило Государственныя Дела в
отношении к своей области без участия
Верьховной Власти. Вот новое семя к
разрушению. -
* 3) Каждая область составляя в федеративном
Государстве так сказать маленькое отдельное
Государство слабо к целому привязана будет и
даже во время войны можетъ действовать без
Усердия к общему составу Государства;
особенно естьли лукавый Неприятель будет
уметь прельстить ее обещаниями о каких
нибудь особенных для нея выгодах и
преимуществах. Частное Благо области хотя и
Временное, однакоже все таки сильнее
действовать будет на воображение ея
Правительства и Народа нежели общее Благо
всего Государства не приносящее может быть в
то время очевидной пользы самой области -
* 4) Слово Государство при таковом образовании
будет слово Пустое ибо никто нигде не будет
видеть Государства но всякой везде только
свою частную область; и потому любовь к
отечеству будет ограничиваться Любовью к
одной своей области.
Много есть еще других отменно важных причин, но
для краткости умалчивается о них: ибо довольно уже
и сих четырех для решения предложеннаго вопроса.

Что же в особенности касается до России, то дабы в
полной мере удостовериться до какой Степени
федеративное образование Государства было бы для
нея пагубно, стоить только вспомнить из каких
разнородных частей сие огромное Государство
составлено. Области его не только различными
Учреждениями управляются, не только различными
Гражданскими Законами судятся но совсем
различные языки говорят совсем различныя веры
исповедуют, жители оных различныя произхождения
имеют, к различным Державам некогда
принадлежали; и потому ежели сию разнородность
еще более усилить чрез федеративное образование
Государства, то легко предвидеть можно что сии
разнородные Области скоро от Коренной России тогда
отложатся, и она скоро потеряет тогда не только свое
Могущество, Величие и Силу, но даже может быть и
бытие свое между большими или Главными
Государствами.
Она тогда снова испытает все Бедствия и весь
неизъяснимый вред нанесенныя Древной России
Удельною Системою, которая также ни что иное была
как род федеративнаго Устройства Государства; И
потому естьли какое нибудь государство может еще
сомневаться во вреде федеративнаго Устройства, то
Россия уже никак сего сомнения разделять не
можетъ: она горькими опытами и долголетними
бедствиями жестоко заплатила за сию ошибку в
прежнем Ея Государственном Образовании. А по
сему, соединяя все сии Обстоятельства в общее
соображение постановляется Коренным Законом
Российскаго Государства что всякая мысль о
федеративном для него Устройстве отвергается
совершенно яко пагубнейший вред и величайшее
Зло. Избегать надлежит всего того что посредственно
или непосредственно, прямо или косвенно, открыто
или потаенно к таковому Устройству Государства
везти бы могло.
В Следствие всего здесь сказаннаго объявляется
Российское Государство, в пределах выше
обозначенных Единым и Неразделимым,
отвергающим притом совершенно всякое
федеративное образование, устройство и
существование Государства.
§5. Разделение пространства Государства на части.
Земельное пространство Российскаго Государства
имеет разделено быть на 53 Губерний; из коих
именоваться 50-ти - Округами а 3-м - Уделами.
50-т округов имеют образовать 10-ть Областей по 5-ти
округов в каждой. Один из окружных или Губернских
городов в каждой Области будет вместе с тем и
областным Городом. 3 Удела имеют состоять отдельно,
не входя в состав областей и именуясь: Столичным,
Донским и Аральским.
Каждый Округ и каждый Удел имеют разделяться на
различное Количество Уездов, а каждый Уезд на
различное количество Волостей.
Каждая Волость должна иметь по крайний мере
тысячу обывателей мужескаго полу.
Каждый Город, местечко, Село, или деревня
имеющие 1000 обывателей мужескаго полу или более
могут составлять особую или Цельную Волость. Но
имеющия менее 1000 обывателей должны
приписываться к другим ближайшим селениям, так
чтобы в таковых случаях два, три или более деревень
или селений составляли одну Приписную Волость.
Цельная Волость может однакоже иногда в крайных
случаях иметь и менее 1000 обывателей ежели по
местоположению, или малому населению уезда или
большому Количеству земли неудобно то селенье к
составу приписной Волости присоединить или же
надежда имеется в скором умножении
Народонаселения в том месте.
Из сего явствует что Волости должны быть двух родов:
или цельныя или приписныя; города же, местечки,
Села и Деревни будуть по сему все совершенно одно и
то же, то есть будут Волости образовать; А по сему и
можно заменить все сии Названия одним именем
Селение, продолжая Городом называть
местопребывание Уезднаго Начальства. Из
приписной Волости весьма легко можно составить
цельную Волость предпринимая для того, где нужно
или удобно переноску или перестройку
обывательских Домов и сим способом соединяя
несколько Селений в одно Селение. Таковые
переносы Деревень часто ныне делаются и потому не
встретит меропринятие сие больших Затруднений.

Оно даже весьма полезным быть может ибо Волости
округлит. Надлежит только приступить к сему без
отягощения жителей и не столько по принужденно,
сколько по добровольному согласию и дружелюбному
Убеждению. Сие может произойти не вдруг но
постепенно: оставляя теперешния сельские дома на
их местах и предназначая только новыя строить уже
на местах для того выбранных.
При первоначальном учреждении волостей должно
быть особенное обращено внимание на то чтобы не
были составлены слишком многолюдныя волости.
Сие во многих отношениях чрезвычайно вредно:
Управление Волостью делается очень
затруднительным. Участие всех Граждан в Земских
собраниях о коих в последствии говорено будет
учиняется неудобным, тягость земляных Работ
увеличивается большими разстояниями от жилищ до
Полей.
К тому же большия Волости будучи Волости цельныя
указывают на большие Города, а большие Города
чрезвычайно вредны особенно для Нравственности
которая признана быть должна первым Богатством
каждаго Народа. И потому желательно чтобы при
первоначальном устройстве Волостей, самыя
многолюднейшия числили бы не более как от 5000 до
10000 человек мужескаго Полу.
Сим однако же не воспрещается жить в Городе более
пяти или десяти тысяч обывателей ибо не всякой
житель есть член Волости. Здесь же говорится только
о членах Волости. Вообще при установлении Волостей
надлежит иметь к руководству два соображения из
коих одно относится до Народонаселения а другое до
Земельнаго Волости п

Список страниц

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.