Жанр: История
Русская правда
...ространства.
Народонаселение и Земельнее Пространство должны
быть в возможном соответствии. А как ни единая
Волость не должна иметь менее 1000 обывателей
мужескаго пола то и земельное пространство не
должно ни в единой волости заключаться в меньшем
Количестве как сколько нужно для 1000 человек
Мужескаго Пола с Семействами, и не более как
сколько нужно для 5000 человек или около того
Количества с Семействами же. Для Введения всего
разделения и Устройства сего обязывается Временное
Верьховное Правление сделать нужные распоряжения
и нужные Перемены.
§6. Выбор и назначение Столицы.
Округ, в котором находится Столица не должен
входить в Состав которой либо из областей для того
что в Столице пребывает Верьховное Правление со
всеми главными Государственными Начальствами и
что по сей причине присоединение Столицы к
которой либо из Областей дает той области слишком
большое против прочих значение а может быть даже и
на Дела влиять. Посему и должна Столица составлять
особый Округ под названием Столичнаго Удела. -
Столичным Уделом назначается Нижегородская
губерния от которой отойти имеют в состав других
округов: Уезды Сергачской, Лукояновской),
Арзамазской, Ардатовской и большая часть
Горбатовскаго. Сам же Нижний Новгород назначается
Столицею Российскаго Государства под названием
Владимира. Сие имя дается Столице в память
Великаго Мужа введшаго в Россию християнской
закон: да средоточие России свидетельствует даже
именем своим о вечной Благодарности Россиян за
благочестивое и благодетельное его Деяние.
Нынешний же город Владимир может быть назван
Клязминым стоя на реке Клязме
Столицею Российскаго Государства выбран Нижний
Новогород потому:
* 1) Что сей Город в средине России расположен.
* 2) Что стоя на Волге и Оке он всех прочих
удобнее для внутренной Торговли и для
привоза всяких припасов в столь большом
количестве для Столицы Необходимых.
* 3) Что Макарьевская Ярмонка соединяет
Европу с Азиею в сухопутных торговых
отношениях.
* 4) Что освобождение России от ига
иноплеменнаго чрез Минина и Пожарскаго из
сего города изошло, и
* 5) Что все воспоминания о древности
Нижегородской дышут свободою и прямою
Любовью к Отечеству а не к тиранам Его.
Временное Верьховное Правление обязывается
принять все меры и распорядить все нужныя
издержки для основания Столицы в Нижнем
Новегороде. До того же времени оставаться оной в
Петербурге или Москве.
(§§7-18, в которых описаны границы административного
деления, здесь опущены - V. V.)
При сем надлежит заметить что совсем различными
соображениями надлежит руководствоваться при
назначении Границ Государственных и при
назначении Границ между областями, Губерниями,
Уездами и Волостями того же Государства. Первыя
Границы назовем Внешними, вторыя внутренными. -
Внешния Границы тем бывают лутчими чем большее
количество препятствий представляют для перехода
чрез оныя и для сообщения между Государствами
исключая тех мест которыя для сего предмета самим
Правительством назначены.
Сие достоинство Внешних Границ совсем не
составляет достоинства для Внутренных Границ
которыя не для безопасности одной части Государства
противу другой устанавливаются но единственно для
лутчаго внутреннаго порядка всех частей вообще;
порядок же сей требует чтобы сообщения между
разными частями Государства как можно более были
облегчаемы и следовательно все Естественныя к тому
препоны состояли бы под ведением однаго а не двух
местных начальств ибо тогда несравненно будет
удобные оныя таким Образом обделывать, чтобы они
уже более не представляли затруднительных к
сообщению препятствий как то на пример
Переправы. Общаго исключительнаго правила на сей
щет существовать не должно ибо здесь все зависит от
местнаго Положения и частных обстоятельств на коих
Верьховное Правление должно обращать подробное
разсмотрение.
Подробности всего Распорядка в сей Главе
описаннаго предоставляются Благоусмотрению
Временнаго Верьховнаго Правления, которое
разрешается не только устроить оныя по своему
соображению и потом в Действие привезти; но даже и
те сделать отмены которыя по местным
обстоятельствам, может быть, окажутся
необходимыми или очень полезными. А равным
образом и распорядить разделение каждаго Удела и
каждаго Округа на нужное число Уездов и устроить
земельное разделение Области Литовской и Области
Польской естьли останутся за Россиею.
ГЛАВА ВТОРАЯ. О ПЛЕМЕНАХ РОССИЮ
НАСЕЛЯЮЩИХ.
§1. Разделение Племен Россию населяющих на три
главные Разряда.
Общая масса всех Российских обитателей можеть на
три Главные Разряда быть разделена. Первой Разряд
состоить из Кореннаго Народа Русскаго. Второй из
племен к Росси и присоединенных. Третий из
иностранцев в России живущих.
Коренной Народ Русской есть племя Славянское.
Народы к России присоединенные составляют
различные другие племена. Иностранцы в России
живущие суть частный лица разных наций. -
Дабы с ясною положительностью судить можно было
о меропринятиях коим должны подлежать все
различные оттенки кореннаго Народа русскаго, Все
различныя племена в России обретающияся и все
Иностранцы в России находящиеся надлежит
основное соображение изложить коим Временное
Верьховное Правление обязывается в сем отношении
руководствоваться.
§ 2. Законы должны быть одинаковы на целом
пространстве Государства.
Государство должно в Политическом отношении
целое составлять. Государство должно в
Политическом смысле и отношении Целое составлять
и можеть таковым признано быть только тогда, когда
все различныя его части и члены совершенно
крепкую и истинно тесную связь между собою имеют.
Сия Политическая связь между частями Государства
ознаменовывается большею или меньшего
одинаковостью в законах и образовании Правления,
от оной зависить и от оной силу и значение свое
получает; и потому бывает Политическая связь в
Государстве совершенна , когда одни и те же законы,
один и тот же образ Управления во всех частях
Государства существуют и Государство из частей
состоит в Политическом смысле однородных и
однообразных. В сем случай получает
Государственный Состав высшую степень крепости а
силы онаго высшую степень Могущества. И потому
полезно для блага и величья Государства чтобы во
всем онаго пространстве одни и те же Законы, один и
тоть же образ Управления существовали и Надлежит
только разсмотреть может ли сие единообразие
существовать.
Много было прений о сем предмете; но все споры сии
могли только от сбивчивости в понятиях произойти и
от того что смешивали Законы Политические с
Законами Духовными и Естественными и что
принимали связь или соотношения между сими тремя
родами существующия за совершенное слитие сих
родов во Едино. -
Законы Духовные могуть разделены быть на
Християнские и иноверные. Мы обязаны запрещать
все те Действия Иноверных законов, которые
противны Духу Законов Християнских; но все что
Духу оных не противно хотя и с оными различно,
дозволять по усмотрению мы можем. Закон же
Християнский имеет один и тот же Дух во всех своих
различных исповеданиях и от Политических Законов
только того требует чтобы сии последние его
защищали и с Духом его были согласны: Сие же
требование должно быть везде удовлетворяемо и
никакой нет причины воспрещающей сие исполнять
единообразно на целом пространстве Государства.
Из чего явствует что различие Духовных Законов
может быть сопряжено с одинаковостью
Политических Законов и Постановлений. - Законы
природы или Законы естественные могуть разделены
быть на общие и частные. Первые на целом земном
шаре действие свое имеют и везде одинаковы.
Вторые, хотя от местностей зависят, но однако же на
первых основание свое имеют. Первые вызывают
однообразность Политических Законов, вторые связь
имеют с Политическими Законами в отношении
Государственнаго общественнаго Хозяйства и требуют
Защиты и Содействия. Для Удовлетворения сим двум
требованиям надобно чтобы Политические Законы ни
однаго из сих предметов не упускали из виду; В
следствие чего разнообразность естественных
местностей в Государстве не особеннаго Уложения
для каждой местности требует но только число
предметов общее Уложение составляющих
увеличивает на щет Хозяйственных статей.
Наконец Государственные и Гражданские Законы
могут быть в целом пространстве Государства одни и
те же потому:
* 1) Что истинна Политическая, будучи истинною
нравcтвенною или отвлеченною везде одна и та
же.
* 2) Что Нравы Народные везде зависят от Веры и
Правительства. Законы Веры Християнской
везде требуют одинаковых правил
нравственности и Правительство
одинаковостью Законов Политических с верою
согласных будет Вере способствовать сие святое
Единообразие в правилах нравственных
повсюду везти к общему всех благоденствию.
* 3) Что Правосудие двусмыслия и двоякаго
Толкования не допускает и будучи основано на
понятии о наших обязанностях в отношении к
Ближним одинаково везде быть должно тем
более что сии обязанности Верою определены
для всех Людей одинаковыми. И наконец:
* 4) Потому что самые действительные
Наставники Народов суть Законы
Государственные: они образуют и так сказать
воспитывают народы и по ним нравы, обычаи,
Понятия, вид свой и Деятельность свою
получают. от них исходят Направление Умов и
Волей; и потому утвердительно сказать можно
что Политические и Гражданские Законы
соделывают Народы таковыми каковыми они
суть.
Из сего следует что одинаковые Гражданские Законы
на целом пространстве Государства более всего
содействовать будут к дарованию всем частям онаго
одинаковаго оттенка Нравственности а тем самым и
произведут ту совершенно крепкую и истинно тесную
политическую связь в Государстве, коея
существование столь благодетельно.
Из сего явствует что все Спорщики противу
одинаковости Законов и образа Управления
внимание свое обращали на частные предметы, не
входя в соображение ни об общей связи
Государственнаго Бытия, ни о Началах и основах из
коих частныя сии разнообразности могли произойти.
Здесь изложенныя соображения имеют служить
руководством для Временнаго Верьховнаго
Правления.
§ 3. О Различных оттенках Кореннаго Народа
Русскаго.
Племя Славянское, Коренной Народ Русской
составляющее имеет пять оттенков:
* 1) Собственно так называемые Россияне
населяющие Губернии Великоросские.
* 2) Малороссияне, населяющие Черниговскую и
Полтавскую Губернии.
* 3) Украинц ы населяющие Харьковекую и
Курскую Губернии.
* 4) Жители Киевcкой, Подoльской и Волынской
Губерний называющие себя Русснаками и
* 5) Белорусцы населяющие Витебскую и
Могилевскую Губернии.
Главная разница между первым и последующими
оттенками Кореннаго Народа Русскаго состоит в том
что Витебская, Могилевская, Черниговская,
Полтавская, Киевская, Волынская и Подольская
Губернии на особенных Правах ныне состоят и от
прочих Великоросси йских Губерний образом своего
Управления отличаются. Все вообще Устройство
Правления в России имеет в частных и общих своих
началах сильное получить изменение и когда будет
оное в окончательное исполнение приведено, тогда
все Губернии будут одинаковыми правами
наслаждаться и Правление будет в оных одинаковым
образом устроено. Сих Губерний теперешнее
положение хотя и различно, но во всех оно будет для
улутчения своего новым Положением заменено; а сие
предполагаемое новое Положение будет одно и то же
для всех Губерний.
Коль скоро же сего различия более существовать не
будет, то и вовсе никакого в государственном
отношении существовать не может, ибо:
* 1) Язык везде один и тот же: различны одни
только наречия, а сии даже и в самых
Великороссийских Губерниях не везде
одинаковы, да и нету того большаго Народа,
коего бы язык не имел различных наречий.
* 2) Вера одна и таже Православная во всех сих
Губерниях как и в Великороссийских, и хотя в
некоторых местах Униятство еще
исповедуется, но оно ничто иное есть как
слабый остаток соблазна флорентийским
собором предложенный, Иноземным насилием
в нещастныя те времена введенный и
ежедневно более и более изкореняющийся. Что
же касается до Католиков, то не между
Народом они в сих Губерниях находятся но
между потомками некоторых пришельцов
прежних времен пользующимися правом свою
веру исповедывать подобно всем прочим
Иноверцам в России находящимся, и
* 3) Гражданское Состояние в сих Губерниях
совершенно одинаково с таковым в
Великороссийских Губерниях ибо те же
Сословия с теми же правами существуют.
Сверх того надобно и то еще заметить что
вышеназванныя Губернии на особых правах
состоящия принадлежали России в старинныя
времена и от оной в те злополучныя обстоятельства
отторгнуты были когда междоусобия малых Князей
Удельных Государство обезсилили и раздорами
своими случай дали Иноземцу с Успехом их воевать.
Присоединив оныя опять к своему Составу,
возвратила себе Россия древнее свое Достояние тем
более для нее близкое что Колыбелью Российскаго
Государства могут быть почтены в Северной стороне
Новгород с окружающими его Губерниями а в Южной
стороне Киев с Губерниями Черниговскою,
Киевскою, Полтавскою, Подольскою и Волынскою
сим древнейшим средоточием Российскаго
Государства. Из сего явствует что никакаго истиннаго
различия не существует между разрядами Коренной
Народ Руссюй составляющими, и что малыя оттенки
замеченныя должны быть слиты в одну общую форму.
А по сему и постановляется правилом чтобы всех
жителей населяющих Губернии Витебскую,
Могилевскую, Черниговскую, Полтавскую, Курскую,
Харьковскую, Киевскую, Подольскую и Волынскую
истинными Россиянами почитать и от сих последних
никакими особыми Названиями не отделять.
§4. О Различных Племенах к Росии присоединенных.
Народы составляющие различныя племена к
Российскому Государству присоединенныя и в оном
обретающияся могут на Десять Разрядов быть
разделены:
* 1) Племя финское.
* 2) Племя Латышское.
* 3) Племя Молдавское.
* 4) Колонисты в России поселенные.
* 5) Народы Кочующие.
* 6) Племя Татарское.
* 7) Народы Кавказские.
* 8) Козаки.
* 9) Восточные Народы Сибирские и
* 10) Народ Еврейской.
Сие разделение основано в отношении к народам
Татарским, Кавказским и Кочующим не на одном
разнородстве сих Племен, но более на соображении о
различном их положении в общем Составе
Государства. -
Что же касается до Колоний, то не имеет Россия
других кроме одних Северо-Американских, которыя
столь малозначущи что нечего о них много и
толковать. По сходству их с восточными Народами
сибирскими подлежат они одинаковым с ними
меропринятиям. Общее же правило в отношении
Колоний состоить в том что ими надо управлять
таким образом чтобы возможность была даровать им
Независимость естьли оне достаточно сделаются
сильными дабы оною пользоваться и потому надо ими
управлять более в виде Покровительства чем в виде
полнаго обладания.
§ 5. Племя Финское.
Племя финское имеет три оттенка: Первый
составляют жители Финляндию населяющие: сей
край особое свое имеет правление, особыми
пользуется правами и свои особые имеет Законы.
Второй составляют Лопари и Остяки, два Народа
Кочующие; что ниже сего сказано будет о всех
Кочующих Народах вообще, то равным образом
относится и до них; а посему здесь ничего особаго о
них упомянуто не будет.
Третий наконец составляют те финские Народы,
которые по Северному пространству России
разбросаны и в разных губерниях находятся; особенно
в Вятской и Пермской. На щет перваго оттенка
надлежит заметить что когда в прошедшем столетии
часть Финляндии была Россиею приобретена, тогда
введены были в оную Законы, Правление и Язык
Российский и, так что Народ в оной обитающий в
скором времени почти совсем обрусел. С
приобретением остальной Финляндии в нынешнем
столетии была старая Финляндия к новой
присоединена и обеим дарованы Законы и Правление
особые от прочих областей Россииских.
Первой опыт доказал удобство с которым Финляндия
может соделаться истинною частью России.
Присоединяя к сему соображению решительное
отвержение всякаго федеративнаго Устройства и
непременное введение Политической
Единообразности обязывается Верьховное Правление
ввезти во все части Финляндии те законы и тоть образ
правления, которые для самих Губерний Российских
приуготовляются. Сей новой порядок будет для
Финляндии благодетельнее и приятнее не только
нынешняго Российскаго но и нынешняго
Финляндскаго. Что же касается до Языка, то
надлежит ввезти в Финляндию Российский Язык
устроивая нужныя для сего Училища и принимая
другия к той же цели ведущия меры по Усмотренио
Верьховнаго Правления.
На щет третьяго оттенка надлежит заметить что хотя
оный по наружности и совершенно слит с остальною
Россиею в Политическом отношении, но не менее
того в существе своем от оной чрезвычайно
различествует главнейше потому что мало обращено
было внимания на действительное Положение сих
маленьких Народов и от того они под тягостным
угнетением местных начальств находятся и
продолжают коснеть в Нищете и Невежестве. А по
сему и вменяется в особенную обязанность
Временнаго Верьховнаго Правления все меры
принять для избавления сих племен от частнаго ига
их правителей и для доставления им средств к
улутчению их состояния и к водворению между ими
просвещения; Особенное же приложить старание на
щет правильнаго Действия Духовнаго чина.
§ 6. Племя Латышское.
Племя Латышское имеет два оттенка: Первый
составляют Латыши; Второе, Литва или Ляхи.
Жители Губерний Естляндской, Лифляндской и
Курляндской разделяются на два рода: на жителей
Коренных и на Пришельцев. Жители Коренные суть
Народ Латышской с давних времен сии места
населявший. Пришельцы суть Немцы, завоевавшие
некогда сии страны и разделившие в то время между
собою Имущества и Лицы Народа ими побежденнаго.
О сих немецких пришельцах будет в последствии
говорено. Что же касается до Латышей, то находятся
они в состоянии гораздо менее благоденственном
нежели сами Крестьяне Русские, не смотря на
мнимую вольность им дарованную. И потому
обязывается Временное Верьховное Правление:
* 1) большое обратить внимание как на их
положение так и на то обстоятельство что
феодальная Система свирепствовавшая с столь
долгое время на западе Европы даже и сюда
гнилые свои корни пустила и
* 2) Все меры принять для совершеннаго
окончательнаго изкоренения остатков
феодализма и для приведения положения
Латышей в согласие с коренными правилами
долженствующими служить основанием
всякому благому Устройству в Государстве. А
по сему нынешнее политическое образование
сих Губерний имеет быть заменено тем новым
порядком, который введен будет в целом
Государстве.
Другой разряд Латышскаго племени составляют
Литва или Ляхи населяющие Виленскую и Минскую
Губернии. По близости сих Губерний с Витебскою и
Могилевскою имеют оне с ними некоторое сходство и
могут посему одинаковым с ними подлежат
изменениям. Сие тем будет удобоисполнительнее, что
от Виленской Губернии весьма малая часть а от
Минской не более половины оным изменениям
подвергнутся: ибо их остальныя части
предполагаются к отделению в состав Польскаго
Государства.
§ 7. Племя Молдавское.
Молдаване населяют область Бессарабскую и
Господарство Молдаванское. Сие последнее имеет
быть приобретено и к России присоединено. Обе сии
части Молдавской Земли должны получить то же
самое Устройство какое и для всей России вообще
предполагается. Все средства должны быть приняты
дабы дать возможность сим двум областям
совершенно обрусеть и сделаться однородными
частями однаго и того же целаго, то есть Государства
Российскаго. Сверх сего обязывается Временное
Верьховное Правление расдачу земель в Бессарабии
таким образом распорядить чтобы не могла сия
роздача Земель препятствовать удобному образованию
волостей на тех правилах, которыя для казенных
крестьян изданы будут.
§8. Колонисты в России поселенные.
Во многих местах России поселены Колонисты
разных народов; особенно Немцы, Болгаре и Волохи.
Их можно всего удобнее на три разряда разделить:
* 1) Колонисты южнаго края из трех
вышеназванных народов состоящие и в
Губерниях Екатеринославекой, Херсонской и
области Бессарабской поселенные.
* 2) Колонисты Волжского края из немцев по
большей части состоящее и в губерниях
Саратовской, Астраханской и Кавказской
поселенные.
* 3) Наконец Колонисты около Петербурга и в
разных других местах поселенные. Первой и
второй разряды имеют особыя свои Правления
в Екатеринославле для южнаго края и в
Саратове для Волжскаго Края: третий род
состоит малыми количествами и
разбросанными частями.
В отношении ко всем сим Колонистам обязывается
Временное Верьховное Правление:
* 1) Составить Волости на основании общих
Правил как и в самой России.
* 2) Дележ Земель в каждой Волости совершить
тем же образом как и в казенных волостях.
* 3) С неизменною точностью все те временныя
льготы им предоставить, которыя обещаны им
были.
* 4) Даровать им все те права и преимущества,
которыя новой гражданской порядок всякому
Россиянину даровать имеет.
* 5) Подчинить их тем же начальствам и тому же
образу Управления коим подчинены быть
имеют все русския Волости вообще.
* 6) Обратить старательное внимание на
введение между ими русскаго Языка. -
На предбудущее же время при вызове или принятии
инностранных Колонистов надлежит таким образом
их селить чтобы не составлять из них новых особых
волостей, но вводить их в состав Русских Волостей
уже существующих дабы они удобнее и скорее могли
обрусеть.
§ 9. Народы Кочующие.
Народы Кочующие разделяются на два рода:
* 1) На такие, которые живут от скотоводства и
* 2) На такие, которые живут от звериной и
рыбной ловли. -
Первые пребывание свое имеют в степях и климатах
теплых; вторые в лесах, приморских берегах и
климатах северных. Все Народы кочующие требуют
для своего пропитания гораздо большаго пространства
нежели народы земледельные, а между ими, народы
ловлею занимающиеся еще более нежели Народы
скотоводством промышляющие. Их кочевья не
будучи никакими точными пределами обозначены к
частным между ими распрям и друг на друга набегам
случай подают; так что вечная война в самом
Государстве существует. Понятие же о собственности,
не имея между ими точной положительности,
грабежи. воровства, обманы всякаго рода к общему их
взаимному злодейству производит. А по сему
священная возлагается на Временное Верьховное
Правление обязанность глубокое обратить внимание
на сии народы. Они суть люди полудикие, а
некоторые даже и совсем дикие, Люди не знающие
собственной своей пользы, в невежестве и
уничижении обретающиеся; А следовательно по
одному уже долгу християнскому надлежит заботиться
об улутчении их положения; тем еще более, когда к
сей причине присоединяется еще и то обстоятельство,
что они в нашем Государстве, в нашем отечестве
обитают, А потому да сделаются они нашими
братьями и да перестанут коснеть в жалостном своем
положении.
Цель сия была бы большею частью достигнута ежели
бы успеть можно было их на постоянныя жилища
поселить и к земледелию обратить. Но поелику сего
нельзя исполнить прямым меропринятием, то и
надлежит. к сему предмету косвенно их вести. Для
сего представляются три Главныя меропринятия
взаимно друг друга подкрепляющия.
Первое состоит в том чтобы каждому кочевью особое
пространство назначить взирая на него как на волость
и обращая внимание при распределении сих
пространств на климат, на плодородие и на общее
разделение Земельнаго пространства в Государстве. -
Второе: чтобы открыть им свет православной Веры и
лучи истиннаго просвещения: посылая к ним для
того Миссионеров, которые бы кротостью и
убеждением мало по малу нещастные сии народы
просветили и успокоили. -
Третье: чтобы на каждом таковом пространстве
удобнейшее место выбрать для склада различных
потребностей в коих сии Народы нуждаться могуть и
тут же хлебные Магазейны устроить дозволяя им из
оных пользоваться когда в собственной своей пищи
нуждаться будут. Сии склады могуть со временем в
Волостныя Селени я обратиться.
К сим трем средствам может еще и четвертое
присоединено быть состоящее в переселении могущее
с пользою иногда по обстоятельствам предпринято
быть.
Когда меры сии достигнут своей цели и кочующие
Народы преобразуются в земледельные, тогда должны
они Волости составить на общих правилах и в общий
Состав Государственнаго Устройства на общих же
правилах поступить. -
В отношении к Киргизам надлежит принять все меры
дабы привезти их в то же положение, Устройство и
образование как Донсюе козаки ибо им одинаковая
предназначается цель как о том уже было упомянуто
в главе о земельном пространстве Государства и на
каковой конец уже и определен для них особенный
Удел. Их можно переименовать в Аральские Козаки.
Что же до Цыган касается, то предоставить им право
или оставить Россию или приняв веру православную
распределиться по Волостям входя в общий Состав. -
Все подробныя, частныя, местныя и постепенныя
соображения в отношении к Народам Кочующим
предоставляются совершенно Усмотрению и
Распоряжению Временнаго Верьховнаго Правления.
§ 10. Племя Татарское.
Татарское Племя в России находящееся может
разделено быть на три оттенка:
Первой состоит из тех татарских народов которые на
Кавказе живут. Они подлежат тем же замечаниям и
тем же меропринятиям как и все вообще кавказские
Народы.
Второй состоит из кочующих татарских Народов, Они
подлежат тем же замечаниям и меропринятиям как и
все вообще кочующие Народы.
Третий наконец состоит из всех остальных татарских
народов в России живущих.
В отношение к сим последним ветречаются
следующие три обстоятельства:
* 1) Они исповедуют Веру Магометанскую. Им
дозволяется продолжать оной держаться и
всякое Насилие воспрещается. Не менее того
надобно всяким случаем пользоваться дабы
дружелюбием и кроткими убеждениями их
склонять к воспринятию святаго Крещения; на
каковой конец полезно посоветоваться с их
духовными чинами.
* 2) У них заведено Многоженство. А так как
обычай сей противен православной Вере то и
должно многоженство быть на будущее время
совершенно запрещено. Содержание же жен в
заперти есть большая несправедливость
противу сей половины рода человеческаго; А
посему и надлежить употребить средства
кроткия дабы Магометане обычай сей
оставили.
Так как Татаре и вообще
...Закладка в соц.сетях